Меня зовут Лариса Ноева, время от времени я пишу материалы на Дром, в том числе вела блог Haval F7, безвременно убитого в ледяном безмолвии Якутии. Живу в Якутске, круглогодично езжу на литровом Витце. На Дроме также делала посты про суровые будни жизни на вечной мерзлоте и как весело автомобилисту в минус 50. А сейчас, когда рубль вдруг неожиданно укрепился, как и многие другие дальневосточники рванула за автомобилем на аукционы Японии. Об этом — сегодняшний рассказ.
Спецоперация на Украине сильно изменила мою жизнь: я осталась без работы. Основатель нашей компании Арсен Томский после случившегося 24 февраля принял решение о закрытии бизнеса. Портал Ykt.ru был самым популярным медиа в Якутии и № 1 в России по охвату аудитории в своем регионе. Не без лишней скромности скажу, что редакция Ykt.ru реально держала в тонусе весь город и республику — по нашим статьям возбуждали проверки, заводили уголовные дела, люди обретали крышу над головой. Как пример: год мы работали над открытием движения на улице Кирова в центре города, которая была закрыта якобы в антитеррористических целях, а на самом деле служила парковкой для чиновников администрации края. Всех хороших дел не перечесть, иногда хватало одного звонка, чтобы решилась чья-то проблема. Несмотря на шок и боль после потери работы, до сих пор горжусь, что была частью этой команды.
Потеря любимой работы — это настоящая драма… Еще вчера ты была всем нужна, телефон не замолкал, а потом резко наступает тишина. Конечно, в первое время звонят, сочувствуют, сопереживают, предлагают помощь, а ты бравируешь, говоришь, что все путем, нормально, предложений куча, а на самом деле толком ничего нет и ночью не можешь уснуть из-за приступов тахикардии. Еще в начале февраля я четко знала, кто я и какие у меня задачи и цели в этой жизни. А сейчас по сей день я не могу обрести себя прежнюю.
С каждым днем мне все меньше хотелось двигаться и даже дышать. Чтобы раскрасить жизнь, решила перекрасить своего Витца. Средняя стоимость окраски «лодочкой» около 100 000 рублей, но путем множественных телодвижений мне удалось договориться за 50 000. Съездила в магазин, а там краска, которая еще до Нового года стоила 2000, стала стоить в 4,5 раза дороже — 9000. Вернулась в сервис, сказала, что краска сильно подорожала, те махнули рукой — ладно, сделаем, у нас есть краска. Витц битый по кругу, коцка на коцке и коцкой погоняет. У мастеров оказались золотые руки — я машину сразу после ремонта и не узнала. Правда, на это ушел почти месяц.
Пока Витц стоял на покраске, все спрашивали, за сколько буду продавать, а я говорила — какая продажа, что я потом смогу вообще купить, цены дико выросли, про замену машины можно забыть на долгие годы.
Тем не менее покраска Витца взбодрила мой дух. Тут с подругой мы взялись за подряд и клепали пластиковые банки с сеткой от мошкары в арендованном гараже. Было очень смешно — такая вот работа в несанкционированном цехе.
Потом скооперировались с экс-коллегами и организовали «Дискотеку 2000-х». На подготовку мероприятия ушло 1,5 месяца, но дело провалилось. Зато поняла, что шоу-бизнес — не мое. Бралась за любую работу: с девчонками мыли полы, красили, таскали столы, что для нас, офисных планктонов, было тяжело. В плюсе только опыт тяжелой физической работы.
Брала мелкие заказы, оказывала предпринимателям информационные услуги, а потом через Центр занятости записалась на курсы шитья и кройки. Подумала — я же ничего не умею, кроме как работать в СМИ.
В середине мая рубль начал неожиданно укрепляться, и темой дня для жителей Дальнего Востока стала покупка автомобиля на японских аукционах. Последней каплей в моем решении начать эту тему стало то, что у Витца полетела помпа, что-то забрякало, а я несколько дней думала, что это компрессор от кондиционера бракованный попался. Решено — обновляю машину. Неизвестно, что будет дальше, а на продукцию АВТОВАЗа я ни за что не пересяду.
Знакомый — Максим Левадный — занимается аукционами, он давно предлагал прокрутить там мои накопления, но я всегда отказывалась, потому что эта система мне непонятна и я в принципе не хочу быть «перекупом». Но тут решила использовать заначку для покупки своего нового автомобиля.
Приехала в его магазин автомасел, начали просматривать варианты. Я определила бюджет — 650 000 рублей, ни копейкой больше. Это все, что у меня было. Мне советовали заранее продать Витца, добавить и брать более свежую машину в хорошей комплектации. Но для себя решила, что деньги с будущей продажи мне понадобятся на другой проект. Пока неизвестен бюджет и непонятно, сколько денег туда потребуется. Окружающие убеждали, что надо брать крутую машину, чтобы меня уважали, а я говорю — мне на это наплевать, главное, чтобы я сама себя уважала. А в машинах я прежде всего ценю практичность, маневренность и объем багажника.
Развею слухи, что через аукцион машина чуть ли не в два раза дешевле обойдется. В моем варианте разнице где-то около 150–200 тысяч рублей, но чем свежее и навороченнее автомобиль, тем больше разрыв.
Остановила выбор на Toyota Ractis — чуть повыше Витца, но такой же юркий, двигатель помощнее, мотор — «полторашка», багажник большой, что немаловажно. Ну и, соответственно, он всяко будет моложе моего Витца.
В интернете полно увлекательных предложений покупки на японских аукционах. Не верьте! Никто не может рассчитать до рубля итоговую сумму автомобиля, когда он прибудет в Россию.
В Японии чем дольше срок эксплуатации автомобиля, тем дороже транспортные налоги, стоимость техосмотра — в общем, им дешевле купить свежую машину. А мы, россияне, тому и рады. «Физики» в аукционе участвовать не могут, там работают юридические лица (обычно они из России, но зарегистрированы в Японии, типа, местные). «Физик» может выбрать машину, открыть счет, перечислить деньги, но оформление все равно идет через аккредитованные фирмы. Лучше все действия доверить профессионалам. Мне даже за расчет налогового вычета легче заплатить 500 рублей, чем сидеть и вникать во все эти нюансы.
Машина выходит на аукцион, делаются ставки, прозрачности нет, просто ставят перед фактом — либо выиграл, либо нет. Чья ставка выше, тот и забирает машину. Плюс надо заплатить за транспортировку в порт и погрузку на судно.
Второй этап поставки машины — прибытие в порт Владивостока. Тут растаможка зависит от официального курса евро в тот день, когда документы пройдут регистрацию. То есть фактически автомобиль может уже долго стоять в России, но стоимость растаможки будет определяться по факту готовности документов. Плюс еще некоторые непонятные платежи — за какой-то сертификат безопасности, электронный ПТС и прочее. Отдельно считается оплата стояночного места и оплата за перевозку.
Учитывая, как плавает курс евро, считать, сколько придется заплатить за растаможку — это лотерея. Не хочу даже представить ужас тех людей, чьи машины вышли из Японии до начала спецоперации, а документы «дошли» при взлете евро до 132 рублей.
Подходящий Рактис поступил на аукцион через день после начала моего мониторинга. 2013 год, пробег — 51 000 км (оказалось, что японцы округляют пробег в большую сторону, по факту он оказался 50 588), комплектация G, климат/круиз-контроль, передний привод, оценка по аукциону — 4. Есть коцки на порогах и меняли дверь багажника. Из ориентировочного расчета курса евро в 70 рублей по факту автомобиль должен мне обойтись примерно в искомые 650 000 рублей.
Цвет — перламутр, который жутко ценится в Японии, наверное, что-то из фэншуя. А по мне — это как шеллак, когда на солнце смотришь на переливы и настроение поднимается. Минус — в случае необходимости покраски запчасти (тьфу, тьфу, тьфу) будут заморочки с подбором цвета и выше цена.
Задаток в 50 000 рублей отправила еще 20 мая, позже еще 200 000. 25 мая мне сообщили, что ставка сыграла и Рактис мой. На самом аукционе Рактис обошелся в 130 000 рублей, 110 000 — транспортировка и погрузка, итого затраты на японской стороне — 240 000 рублей.
В это время я исправно ходила на курсы шитья и кройки, проверяя каждое утро официальный курс евро, чтобы пытаться понять затраты на российской стороне. Евро каждый день опускался, и теоретически моя экономия могла составить от 15 000 до 20 000 рублей. Но этого не случилось.
Когда мой Рактис плыл по морю во Владивосток, загорелось судно «Ангара», на борту которого было 570 машин. Японцы не стали помогать тушить пожар. Перевозчик говорил, что автомобили застрахованы, но, насколько известно на этот день, им никто еще ничего не выплатил. Наверное, владельцы потеряли часть денег, что заплатили на японской стороне.
В начале июля, когда документы Рактиса попали на таможню, курс евро был 54,06 рубля, но из-за пожара на пароме перевозчики резко подняли цены на доставку, и экономия составила только 7000 рублей. Российская таможня запросила 410 000 рублей. Почти в два раза дороже себестоимости машины в Японии. Ну ладно, главное, в бюджет уложились, и это отлично.
В общем, я поняла, что автомобильный сектор — одна из самых чувствительных сфер экономики, чуть что — сразу вылезает «побочка». И эти сэкономленные тысячи ушли на замену масла во Владивостоке. Это надо обязательно делать, ведь впереди перегон более 3000 километров, а последний техосмотр автомобиль проходил при пробеге в 35 000 километров. Плюс стоянка, мойка и прочие мелочи.
Я ранее договаривалась с братом, что он мне перегонит Рактиса, я бы оплатила только авиабилет и расходы на бензин. В конце июня он ошарашил, что не сможет поехать. И тут встал вопрос — как мне доставить автомобиль? Закинула предложение на сервис объявлений, что мне нужен перегон. Рассчитывала на 60 000 рублей — расходы на гостиницу, бензин и питание, но дополнительно по чекам оплата на сопутствующие расходы. Были фирмы, которые предлагали услуги и за 50 000, но я засомневалась из-за плохих отзывов.
Прозвонилась по жд-перевозкам, одна выгрузка из контейнера в Нижнем Бестяхе обойдется в 29 000 рублей, плюсуйте погрузку во Владивостоке и сам путь, выходило очень дорого, поэтому дальше вентилировать эту тему не стала.
В итоге решила гнать автомобиль сама. В принципе, сейчас не лихие 90-е, «перегоны» часто ездят по одному, а чем я хуже? Больше всего жаль спину и шею, но если ехать тихо и отдыхать, даже я смогу перегнать машину.
В июне билет на прямой рейс до Владивостока стоил около 15 000 рублей. Но мне все советовали ждать растаможки и оперативно брать билет на ближайшую дату. Вот тут я протупила, прождала до июля, и пришлось покупать билет за 25 200 рублей. И это еще повезло: июль — сезон отпусков, выездов, вот цены на авиабилеты и взлетели.
Можно было, конечно, попробовать вариант с пересадками, вышло бы дешевле, но я все-таки себя пожалела, не хотелось выматываться перед перегоном.
Курсы портного как раз закончились. Я думаю, что сшила первые и последние штанишки в своей жизни, и я в них же 13 июля прилетела во Владивосток, на такси доехала до стоянки. Меня встретил Евгений, который как раз и занимается полным циклом покупки автомобиля от поиска до поставки во Владивосток. Тут впервые увидела Рактиса. Я по фотографии никак не могла определить его «пол», только при личной встрече поняла, что это — «девочка».
Евгений занимается поставкой с аукционов несколько лет, и не только машинами, но и подбором любых запчастей. Пока мы едем, ему все время звонят, и при этом он лихо рулит в экстрадинамичном автопотоке Владивостока.
По его словам, мне очень повезло с Рактисом:
— На аукционах Японии сейчас ажиотаж, судна переполнены, перестой на стоянках таможни бьет все рекорды. Японцы не дураки, начали поднимать цены примерно на 20–30%, курс постоянно меняется. Ты просто вовремя купила Рактис. Если бы не пожар на пароме, было бы еще лучше. Я такой Рактис во Владивостоке легко продал бы за 800.
Когда-то покупал машины на рынке во Владивостоке, но один раз попробовал автомобиль с аукциона и понял, что больше никогда не возьму пробежный в России. Во-первых, юридическая чистота. В Японии суровые законы, там не мутят со скруткой спидометра, техосмотры у них серьезная процедура, все строго, вплоть до уголовной ответственности. Можно быть уверенным, что машина точно соответствует документам. Во-вторых, технические свойства настоящих «японцев», которые были собраны у себя родине. Они крепче и действительно прочные. Да, система аукционов не совсем прозрачна, невозможно предугадать курс и события, которые могут произойти, но что может быть лучше надежного «железного коня»?
Планировала забрать машину с места ее хранения и сразу ехать в гостиницу. Но Женя удивился, как это — приехать во Владивосток и его не посмотреть. Я тут была лет пять назад, с другом перегоняли для него Toyota Axio.
Чуть позже Женя за мной заехал со своей женой Леной и мы поехали кататься по вечернему городу. Я на 180 градусов поменяла мнение о Владивостоке. Влажный воздух, который раньше мне казался удушающим, оказался целебным морским. Виды на Золотой мост просто не поддаются описанию. Шикарный огромный студенческий поселок, наверное, больше, чем весь Якутск. Женя с Леной искренне любят свой город, гордятся им, и, видимо, частичка этой любви передалась и мне. Потрясающе красивый город с молодой душой.
Фотографируя, пыталась передать атмосферу набережной. Женя с Леной называют ее «Едальня», так и не поняла, то ли это официальное название, то ли просто их личное.
Но впереди был сложный перегон Якутск — Владивосток, общее расстояние — 3096 километров. Говорили, что на трассе безопасно, рэкетиров нет, дань не собирают, единственно, что начиная с Нерюнгри могут попадаться медведи. Ну как безопасно… На днях на трассе Хабаровск — Биробиджан убили «перегона» из Якутии — «инсценировка самоубийства». Парень перегонял Toyota Wish 2010 года. В ватсапе писали, что у него в чайной случился конфликт с местными. Нашли его повешенным, машину и документы не тронули. Об этом я узнала уже в Якутске, иначе на дороге у меня случился бы инфаркт.
Разобью свой рассказ о перегоне по дням.
15–16 июля во Владивостоке прогнозировали циклон, штормовое предупреждение. Из видео в соцсетях знала, что это будет жесть, и мне надо было поскорее до этого циклона свалить из города. Так что выехала рано — в 7.00.
После Низководного моста следует широкая шикарная трасса в четыре полосы. Я тихий водитель, не люблю высоких скоростей, не гоняю, редко прилетают штрафы за превышение. Изначально рассчитывала, что потихоньку буду ехать 80–90 км/ч, и, глядишь, за четыре–пять дней доеду.
Несмотря на раннее утро — оживленный поток машин. Вообще, вся трасса — постоянные «шахматы» с фурами, которые медленно едут, так как груженные под завязку. Еду в автомобильном потоке, петляю, мне комфортно, и тут взгляд падает на спидометр — 120 км/ч! Для меня это очень большая скорость, совершенно неприемлемая. Сбавляю обороты, отстаю, дальше еду и понимаю, что я просто не «вписываюсь» в приморскую трассу. Несколько километров, как истинный маньяк, впритык ехала за большегрузом, а обогнать не могу, боюсь — как только стрелка подходит к 100, начинаю терять контроль над управлением. В итоге при первой возможности съехала на обочину и заклеила спидометр пластырем по принципу: «меньше знаешь, лучше едешь», и дальше, вплоть до дома, этим уже не заморачивалась.
Вдоль трассы — куча кафе, гостиниц, стоянок, точно не оголодаешь. Через каждые 100 километров я съезжала на обочину и делала производственную гимнастику, но не очень долго, так как оводов летает страшное количество.
Обычно «перегоны» из Якутии ночуют в Хабаровске, но так как я рано выехала, к этому городу подъезжала к трем часам дня. Подумала, зачем терять целых полдня, и решила продлить маршрут до Биробиджана, это плюс около 200 километров.
Видимо, меня все-таки настиг приморский циклон, перед Хабаровском начались жесточайшие ливни. При максимально работающих «дворниках» видимость почти нулевая, сцепление с асфальтом слабеет. У нас таких дождей не бывает.
Легковые машины заметно сбавили скорость, а грузовые почему-то, наоборот, поехали быстрее. Трасса сузилась до двух полос. Сначала меня догнал автовоз, за ним пристроилась длинная фура. Неожиданно она перед поворотом выходит на обгон, и, естественно, по встречке идет грузовик. Смотрю в зеркало заднего вида, автовоз как будто и не думает тормозить, а фура длинная, не вмещается между нами. Я успела представить, как они сейчас столкнутся лоб в лоб, изо всех сил нажала на газ, Рактис аж подпрыгнул в воздухе, и фура буквально за несколько метров до грузовика вклинилась за мной. Все это происходило в доли секунды, а мне все казалось как в замедленной съемке. Потом на сухом участке фуру обогнала и думала — ну вот что это было? Кроме этого инцидента, странных водителей на трассе не видела, все ехали адекватно.
Немного постояла в пробке в Хабаровске, ливни шли почти вплоть до Биробиджана. Он в 17 километрах от трассы, но я подумала, это некритично, не хотела ночевать в придорожных отелях. В гостиницу я заехала в семь вечера. Стоимость номера — 2500 рублей.
Биробиджан — маленький город, население около 70 000 человек, и я ожидала увидеть тесный номер с душевой кабинкой. И каково же было мое удивление при виде временного пристанища.
Просторный номер, кондиционер, ванная вместо кабинки, а когда нашла фен, чуть не прослезилась. При выезде сказала администратору, что не ожидала за такие деньги все это получить, а она говорит — перед вами мужчина выезжал и тоже удивлялся — много ездит по России, и обычно чем меньше город, тем выше цены и хуже сервис, а Биробиджан его приятно порадовал.
Покаталась по городу. Очень чистый, зеленый, и самое главное, хороший асфальт везде.
Так как я поняла, что за день могу проехать тысячу километров, следующий маршрут составила до Тынды, на границе Амурской области с Якутией. Утром покаталась по Биробиджану, прогулялась немного и в 9 утра выехала на трассу. Асфальт еще продолжает радовать. По пути — прекрасные виды. Телефон не передает всей красоты, ну или я просто не умею фотографировать.
За всю дорогу меня остановили только один раз, при этом состоялся странный и короткий диалог. Гаишник, весь искусанный и окруженный оводами, как чувак из «Кэндимен», спросил:
— Когда машину обгоняли, разметку видели?
— Я не обгоняла.
— А, ну ладно, доброго пути!
Как все уважающие себя «перегоны» сфотографировалась возле стелы «Москва — Владивосток».
С музыкой получилась накладка. Еще в Якутске я на флешку накачала песен и несколько аудиокниг, но Рактис оказался без USB-разъема. Во Владивостоке на телефон кое-что накачала, что было проблематично без Wi-Fi, но мы с Женей забыли настроить блютус. Когда перестало ловить радио после выезда из Владивостока, я пыталась настроить блютус и сделала еще хуже, стало ловить местами японское радио. Махнула рукой, выключила и ехала в полной тишине. Когда птица ударилась о лобовое, я ахнула и сама испугалась своего голоса, типа: «Кто здесь?», ахаха.
На трассе Женя держал со мной связь, уточнял, как едет Рактис, все было отлично. Узнав про блютус, посоветовал включить диск, сказал, что там есть японские песни, все ж какой-никакой фон. Это оказалась японская классическая музыка. Если честно, за всю дорогу так и не поняла, это была одна песня или несколько, но через несколько сотен километров я на ломаном японском что-то подпевала.
До Тынды оставалось километров 50, я уже видела себя в чистой кроватке, вдруг резко закончился асфальт и началась гравийка. Почувствовала, что я приближаюсь к дому.
Перед поездкой меня пугали, что местами есть такие страшные участки, но мне кажется, это из-за того, что после укатанного асфальта человек любое изменение воспринимает как катастрофу. Конечно, гравийка движение замедляет, но я живу в Якутске, в котором в принципе нет нормальных дорог, и каждый день езжу по гораздо худшим местам.
К примеру, на фото ниже — подъездная дорога к моему дому, и здесь где-то лежит половина защиты картера Витца. Это центр Якутска.
Гостиницы сильно заранее я не бронировала, мало ли что может случиться на трассе. Когда оставалось 100–200 километров до предполагаемой ночевки, писала подруге, онлайн-проводнику Ире, чтобы она нашла, где остановиться. Теоретически можно было сэкономить, она предложила место с подселением за 950 рублей, но я взбунтовалась — мне нужно нормально отдыхать и высыпаться. В Тынде за номер я заплатила 3500 рублей.
Финальный бросок. По пути нормальных гостиниц уже нет, заметно меньше кафешек. Гравийных участков больше. Появляются очень подлые ямы на асфальте, запросто можно улететь в кювет. К оводам добавляются комары. Бензин дороже. Я пою на японском.
Проехала Беркакит и перед Нерюнгри появляется новогодняя елка. Сначала не поняла. Это оказался целый комплекс — душевая, прачечная, кафе, гостиница и даже караоке. На территории есть батуты, фотозона, крытые беседки. Заказала еду, с подносом вышла к беседке, поела на свежем воздухе.
После плотного обеда погуляла по местности, попрыгала на батуте и сфотографировалась с забавным байкером.
В Нижний Бестях я подъехала к девяти вечера. До родного Якутска десяток километров, я через полчаса могла быть дома, но моста через реку Лену нет. Ходят допотопные паромы. Мне повезло, что приехала в субботу, будь это воскресенье, я бы ночевала на берегу. В жаркие дни половина города уматывает в Заречье купаться, отток происходит в пятницу, а в воскресенье все возвращаются обратно. Заезжаю в накопитель, как вдруг спускает переднее правое колесо. Радуюсь, что это произошло не на трассе. Попросила впереди стоящего водителя помочь, и он за несколько минут поставил «банан». У мужчин это так ловко получается, всегда завидую, у меня физически не хватает сил. Минут через 20 нашу линию запускают на паром, за переправу заплатила 500 рублей.
По пути подруги напомнили, что у меня в воскресенье день рождения, а тут еще двойной повод — заканчивающийся перегон Рактиса. С утра проснулась, съездила в шиномонтажку — оказалось, саморез поймала, помыла машину и вечером пошла праздновать ДР, предварительно сфотографировавшись со своей новой помощницей. Я так рада, что привезла автомобиль практически без сколов, с целым лобовым стеклом, ура!
В понедельник оформила страховку ОСАГО (6500 рублей), техосмотр (1500 рублей, для машин старше четырех лет требуется диагностика), подала через Госуслуги заявку на постановку на учет, оплатила госпошлину 350 рублей и прошла визуальный осмотр в ГИБДД. На следующий день по записи мне выдали СОР, на основании которой заказала у частников номер. В ГИБДД выписали штраф в 1500 рублей за то, что после оформления электронного ПТС в течение десяти дней не поставила автомобиль на учет.
Итого мои расходы на перегон составили около 45 000 рублей, дотошно с калькулятором не сидела. Если бы не тупанула с авиабилетом, вышло бы 35 000. На гостиницы ушло 7500 (можно было экономить на хостелах или с подселением): Владивосток — 1500 рублей, первая ночевка в Биробиджане — 2500 рублей, вторая в Тынде — 3500. На бензин потратила 9600 рублей, еще половина бака оставалась. С тоской вспоминаю цены — АИ-95 во Владивостоке стоит 50,72 рубля, а в Якутске — 57,7, огромная разница. На еду потратила мало — на тысячу рублей накупила сухомятку и воду, в кафешках заказывала только супы, где-то в районе 4000 рублей ушло.
Витца на продажу еще не выставила, кучу вещей надо оттуда забрать. «Не раз бит, крашен, зимой нещадно эксплуатировался». Надеюсь, он найдет хорошего хозяина. Всем желаю удачи!