Опорная модель нынешнего российского автопрома, лидер национального рейтинга продаж Lada Granta все еще одиноко барахтается в своем ценовом сегменте. Никто к ней на «помощь» со стороны «партнеров» на данный исторический момент не пришел, в то же время сама Гранта ведет ожесточенную борьбу в современных условиях, испытывая не только новые приобретения, но и досадные потери.
Еще в начале 2022 года в отношении младшего семейства АВТОВАЗа поступали бравурные сообщения о подготовке к производству модели нового поколения. И, чего греха таить, общественность с любопытством ждала такого события, поскольку речь шла о машине не фантастической, но с новым уровнем потребительских качеств. А текущее поколение на тот момент предлагалось во всех востребованных конфигурациях по типу кузова и технической начинке, а также в новых комплектациях, ориентированных на молодежную аудиторию. Кроме того, в строю находились варианты с автоматическими трансмиссиями: для стандартных кузовных версий японский 4-ступенчатый «автомат», а для универсала в исполнении Cross сохранялся не очень хорошо себя зарекомендовавший, зато сравнительно недорогой «робот». Официальные цены на действующий ряд стартовали с отметки 588 000 рублей.
Далее сильнейший стресс, погружение в кому и возвращение семейства на конвейер, но уже в ином состоянии: с виду вроде те же машины, но с патологиями — без подушек безопасности, ABS, ЭРА-ГЛОНАСС, иммобилайзера, кондиционера, «автомата» и прочих составляющих. Да что там, семейство лишилось 16-клапанного двигателя, целых комплектаций (Luxe, CLUB, Quest) и даже кузовных версий: еще в 2022 году из линейки выбыл хэтчбек, а в текущем году остановлен выпуск универсала в обычном (не «кроссовом») исполнении. Более того, зимой на автозаводе возник дефицит лакокрасочных материалов, и Гранта вместо радуги цветов получила драматическую палитру — красить машины стали в белый или черный.
Вместе с тем еще с лета 2022 года в автомобиль стали поэтапно возвращаться важные компоненты, такие как подушки безопасности, система экстренного реагирования, кондиционер, мультимедиа, возобновился выпуск «пижонских» версий. Сами комплектации по содержанию «перетряхивали» с неимоверно творческим подходом: о возврате к прежней стройной линейке речи уже не шло, завод комплектовал и выпускал то, что мог, а маркетинг по возможности встраивал это в свою торговую программу. В результате происходящего до недавнего времени официальная линейка для седана и лифтбека насчитывала аж четыре разновидности комплектаций с названием Classic, хотя полтора года назад такая была в единственном виде.
На выбор покупателя одновременно существует Classic’22 без подушек безопасности и «Эры», Classic с одной подушкой и «Эрой», Classic дополнительно с кондиционером и Classic Advance с двумя подушками, аудиосистемой и подогревом кресел, но без кондиционера. Минимальная официальная цена обозначена в 692 300 рублей для седана, лифтбек на 30 000 рублей дороже. Кроме того, у всех штатно имеются электроусилитель руля, борткомпьютер, центральный замок, передние электростеклоподъемники, электрорегулировка и обогрев зеркал. Опционально — литые диски на 15 дюймов.
Однако к этому набору вариантов еще добавляется «жирная» комплектация Comfort , где «все включено» из предыдущего списка версий — по цене от 819 900 рублей. Есть урезанный вариант Comfort Light без «музыки», а также эксклюзивная комплектация CLUB с оригинальными элементами отделки и литыми дисками, а также опциональной мультимедиа с дисплеем 7 дюймов и камерой заднего вида, цена от 864 900 рублей. И всех объединяет отсутствие ABS и базовый восьмиклапанный двигатель в 90 сил.
Вместе с тем статистика продаж за май 2023 года хоть и говорит в пользу бренда Lada вообще и модели Granta в частности, но позиции российского бестселлера не такие уж оптимистичные. В динамике продаж не наблюдается стабильного роста, наоборот, есть снижение, что связано с продолжающейся нехваткой комплектующих на производстве, перебоями с поставками автомобилей в торговую сеть и, вероятно, с общей рыночной конъюнктурой.
Так, по данным «Автостата», если в марте было зарегистрировано более 24 000 новых Лад, в апреле более 25 000, то в мае — только 22 000 автомобилей. Доля на рынке упала с 35% в марте до 30,5% в мае. Модель Lada Granta с 15 791 экземпляром в мае остается непревзойденным лидером, однако второй по списку автомобиль реализован (по информации «Автостата») всего в количестве 3864 экземпляров, и это китайский Haval Jolion, что свидетельствует о «неадекватном» состоянии авторынка в целом.
Самым весомым «антисанкционным» прорывом стала реинкарнация старшего мотора: в середине апреля текущего года Волжский автозавод объявил о возвращении в линейку Lada Granta версий с 16-клапанным двигателем. Его основные характеристики остались прежними: объем 1,6 литра, мощность 106 л.с., крутящий момент 148 Нм, но по содержанию произошли изменения. Ранее сильно зависимый от «западного импорта» двигатель «переоделся» за счет других комплектующих (поршневая группа, датчики, приводные ремни), теперь это в основном «восточный импорт».
Автомобилям со 106-сильным двигателем тоже не вернули ABS (этот процесс обещают запустить в июле), и трансмиссия только механическая, да и комплектация предложена пока в единственно возможном варианте — Comfort, то есть с двумя подушками безопасности, кондиционером, подогревом кресел, аудиосистемой. Цена по прайсу для седана — 850 900 рублей (лифтбек на 30 000 дороже), для кросс-универсала в таком оснащении — 919 900 рублей.
С объявлением о производстве более мощных версий завод начал формировать складские запасы, а массовое появление таких машин в торговой сети ожидается к середине лета. Впрочем, автомобили с «перезаряженным» 16-клапанником уже стали поступать к дилерам, но пока, если рассматривать положение дел в масштабе страны, их не так много даже у столичных дилеров. «Приходило несколько Кроссов с новым мотором, но сразу продали, сейчас ждем седаны и лифтбеки, по цене сказать пока не могу».
Обращение к нескольким дилерам в разных регионах показывает весьма нестройную картину по наличию и ожиданию новых 16-клапанных версий, зато ценовая политика примерно схожая и предсказуемая. Ко всему продавцы во многих случаях, нехотя назвав «чистую» цену, то есть без действующих маркетинговых программ и скидок, обещают поступление таких машин через неделю-полторы и называют сначала одну стоимость, а по факту поступления она уже другая.
Так, в одном из дилерских центров нас заверили, что седан черного цвета с двигателем в 106 сил и в комплектации Comfort (других и нет) уже на подходе и его цена без акций составит 950 000 рублей. Это уже плюсом к «рекомендуемой цене» на сотню тысяч, но когда машина поступила к дилеру, она вдруг стала стоить 980 000 рублей, то есть еще плюс тридцатка.
А что с наличием еще предыдущей 16-клапанной Гранты, то есть выпущенной в 2022 году? Ситуация тоже разная: одни дилеры заявляют, что «таких машин давно уже нет, все распроданы», а другие чудесным образом откапывают в своих загашниках сохранившиеся экземпляры. Так, нам удалось найти седан в комплектации Comfort (и еще с ABS) в цвете темно-серый металлик по цене 975 000 рублей без учета скидок, то есть при покупке за наличные средства. Притом автомобиль на штатных стальных дисках с размером шин 175/65 R14 и без каких-то существенных дилерских «допов» в виде установленной сигнализации, антикоррозийной обработки или тонировки стекол.
Или другой пример со 106-сильным седаном 2022 года выпуска, но уже в комплектации CLUB (оригинальная отделка салона, электрообогрев лобового стекла, литые диски на 15 дюймов, задний парктроник), за который просили 1 050 000 рублей без учета скидок. Автомобиль даже не оснащен опциональной мультимедиа с камерой заднего вида.
Как известно, цены могут «подвинуть» благодаря различным маркетинговым уловкам. И что касается действующих на сегодня акций, у продавцов Лады ко всему прочему появилась программа утилизации, когда за сданный старый «Жигуль», даже если он не на ходу, можно получить скидку в 70 000–80 000 рублей.
Так или иначе, но основу ассортимента у дилеров сегодня по-прежнему составляют Гранты с восьмиклапанным двигателем. В большинстве своем седаны и лифтбеки в разных вариантах комплектаций Classic, причем чаще встречаются более оснащенные версии, с подушками и кондиционером. Версий Comfort по наличию меньше, а сроки ожидания автомобилей из новых поставок — до двух недель и более. Дилерские накрутки за седаны и лифтбеки, находящиеся в салонах, составляют примерно от 95 000 до 140 000 рублей в зависимости от их насыщения аксессуарами и допоборудованием, то есть в реальности диапазон цен у дилеров от 800 000 до 970 000 рублей за Гранты в наиболее распространенном исполнении. Но ведь есть и нетипичные варианты.
Пожалуй, самая протестная (и противоречивая) на сегодня версия — Lada Granta Drive Active. Данный автомобиль выпускается на заниженной подвеске с более жесткими характеристиками, также его отличает кожаный руль с красной прострочкой, черная обивка сидений с красными элементами, задний спойлер, насадка на выхлопном тракте, оригинальные 15-дюймовые литые диски (с шинами 185/55 R15). Но при этом «Активный драйв» оснащен не только базовым 90-сильным «восьмиклапанником», но и в стартовом исполнении Classic не имеет подушек безопасности и «Эры».
Официальная начальная цена за машину в кузове седан — 827 900 рублей, однако предусмотрена более оснащенная версия Comfort (и также с восьмиклапанным мотором), цена за которую на 26 000 рублей выше. Кроме седана буквально на текущей неделе АВТОВАЗ представил такую версию и в кузове лифтбек, причем сразу в оснащении Comfort, по цене 980 900 рублей. Если судить по тем экземплярам Drive Active, что имеются у дилеров в кузове седан, то, по их «мнению», такой автомобиль должен стоить никак не меньше 1 150 000 рублей, ну а лифтбек, очевидно, будет еще дороже.
Как уже сообщалось, весной текущего года было приостановлено производство универсала, однако версия Cross остается в строю. Напомним, что такую машину отличают пластиковые некрашеные накладки на кузове, увеличенный до 198 мм клиренс (у стандартной модели 180 мм), комбинированная обивка сидений (ткань/экокожа), рейлинги, литые диски на 15 дюймов. Кросс-версия сразу предлагается с комплектации Classic Advanced (две подушки безопасности, ЭРА-ГЛОНАСС), а уже следующая версия — это Comfort. Официальные цены — 837 900 и 888 900 рублей соответственно.
Кроме того, кросс-универсал имеет оригинальную комплектацию Quest, где предусмотрены крыша черного цвета, электрообогрев лобового стекла, комбинированная обивка сидений с прострочкой и логотипом, задний парктроник, сетка и коврик в багажнике, литые диски 15 дюймов оригинального дизайна. Стоимость по прайсу 914 900 рублей с учетом 90-сильного двигателя (с новым 16-клапанным предлагается версия Comfort за 919 900 рублей). Однако такой «Поиск» еще надо поискать: по наличию у дилеров данная версия из разряда дефицитных.
Если речь об автомобилях именно 2023 года выпуска, то в продаже в основном только комплектации Comfort. С реальными ценами ситуация следующая. Кроссовые версии даже с пробегом и с учетом 2021 года выпуска предлагают в районе 900 000 рублей. Новых машин 2022 года выпуска, тем более еще с прежним 106-сильным двигателем, в продаже уже не встречается.
Ну а модели текущего года за «цену прайса» можно видеть только с учетом «всех выгод», включая скидку по программе утилизации. Если уж у дилеров на имеющиеся обычные универсалы исходные ценники варьируются от 1 050 000 до 1 190 000 рублей, что тогда говорить о «Кроссах». Минимум, на что можно рассчитывать у самых нежадных продавцов — 1 100 000 рублей с учетом двигателя в 90 сил и комплектации Comfort. То есть больше РРЦ на 200 000 рублей с хвостиком. Ну а так в порядке вещей, что автомобиль, который позиционируют не иначе как «компактный переднеприводный кроссовер», выставляют за 1 180 000–1 240 000 рублей и дороже. «Ну а что вы хотели, ведь аналогов на рынке просто нет». И с этим не поспоришь: из новых машин ни других кросс-хэтчей, ни тем более компактных переднеприводных SUV за такие деньги действительно нет.
Приобретение самого доступного на российском рынке автомобиля тоже связано не только с «преодолением» дилерских накруток и всех дополнительных трат, но и дальнейшими эксплуатационными расходами, главным образом на текущее техобслуживание. Если говорить об официальном сервисе, то ориентировочные расценки на сегодня следующие.
Типичная стоимость стандартных операций при регламентном ТО для Lada Granta, с учетом использования моторного синтетического масла Lada Ultra SAE 5W-40 API SN/CF, с периодичностью 15 000 км пробега (плюс–минус 500 км), цены в рублях.
Тип ТО | ТО-1 | ТО-2 | ТО-3 | ТО-4 | ТО-5 | ТО-6 | Итого |
90 л.с. | 8400 | 10 200 | 10 400 | 10 200 | 11 800 | 32 000 | 83 000 |
106 л.с. | 8500 | 10 500 | 10 600 | 10 500 | 11 900 | 28 900 | 80 900 |
Как видим, за шесть ТО в течение 90 000 км пробега конечная стоимость стандартных работ схожая для двух вариантов двигателей с учетом механической коробки передач (для версий Cross расценки такие же). Необходимо уточнить, что для моделей с двигателем 90 и 106 л.с. не предусмотрено так называемое нулевое техобслуживание, которое проводилось для моделей с мотором 87 л.с. на пробеге 2000–3000 км и оценивалось примерно в 2300 рублей.
Если учитывать минимально доступные за Гранту цены даже в «дилерских» интерпретациях, то реальных конкурентов на рынке нет — других новых автомобилей стоимостью хотя бы до 900 000 рублей не найти. Если же охватывать весь спектр доступных на сегодня моделей в семействе Lada Granta, то кое-что «подтянуть» сюда можно, да и то с учетом верхних ценовых полок.
Так, по линии «серого» импорта в Россию завозятся седаны сегмента В+, известные под названием Chevrolet Nexia (в прошлом Aveo). Автомобиль с длиной кузова 4330 мм оснащается 1,5-литровым двигателем мощностью 106 л.с. на выбор с ручной коробкой передач или 6-ступенчатым «автоматом». В базовом оснащении предусмотрены не только две подушки безопасности, но также ABS и ESP, датчики давления в шинах. Ну а кондиционер, аудиосистема с Bluetooth и прочее — в более дорогих версиях. Однако и этот, по сути, «бюджетный» автомобиль рынок оценивает в диапазоне 1 200 000–1 400 000 рублей в зависимости от условий продавца и комплектации. Есть еще мини-хэтчбек Chevrolet Spark, оснащающийся двигателем 1,2 литра мощностью 85 л.с. в паре с «автоматом», но и на него цена в районе 1 200 000 рублей. То есть какой-то свой кусок на рынке эти автомобили имеют, но говорить о массовом покушении на интересы Гранты не приходится.
Определенные надежды связывали и с официальным импортом из Ирана, но реальность ничего радужного тоже не принесла. Речь идет о продукции марок IKCO (более нам известной как Iran Khodro) и SAIPA. Какие-то поставки, еще неофициальные, в Россию начались весной, а в течение лета машины через своих российских дистрибьюторов должны (обещают) более-менее расширить географию своего присутствия. Однако, например, модель IKCO Tara, которая чаще всего называлась для экспансии на российский рынок, заняла ценовую вилку в 1 500 000–1 700 000 рублей, а это в лучшем случае ниша Весты.
Другие иранские модели вряд ли будут заметно дешевле. Так что продолжаем наблюдать, как Гранта борется за покупателей в гордом одиночестве.