Мы несколько раз обращались к хронологии разработки модельного ряда Aurus и давали раскладку по всем участникам проекта, поэтому сегодня не будем излишне углубляться в ретроспективную фактуру, а лишь напомним о двух самых крупных госконтрактах в рамках этого проекта. Оба были заключены в 2014 году, в обоих случаях заказчиком выступало Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, а подрядчиком — ФГУП «НАМИ».
Оба договора предполагают оплату за разные стадии опытно-конструкторской работы «Разработка и постановка на производство отечественных автомобилей на базе единой модульной платформы, обеспечивающей создание автотранспортных средств, предназначенных для перевозки и сопровождения первых лиц государства, а также других лиц, подлежащих государственной охране». По первому контракту было заплачено 2 893 000 000 рублей, по второму — 8 051 000 000, итого — десять «ярдов».
А что же обслуживание? Как ни странно, расходники и базовые операции ТО не сильно «разгрузят» владельца Ауруса, по крайней мере в сравнении с обслуживанием немецких конкурентов Audi A8, BMW 7 и Mercedes-Benz S-klasse. Разобраться в деталях нам поможет другой контракт — «На оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств марки Aurus», которые находятся в гараже «Автобазы № 2» Управления делами Президента РФ.
Итак, по условиям контракта с «Автобазой № 2» исполнитель обязан обслуживать и ремонтировать машины Aurus в пределах МКАД, «иметь постоянно обновляемое программное обеспечение, одобренное заводом-изготовителем автомобилей марки Aurus», «располагать современным ремонтно-диагностическим оборудованием, рекомендованным заводом-изготовителем автомобилей марки Aurus», «являться производителем или официальным представителем завода-изготовителя с поддержанием гарантийных обязательств завода-изготовителя автомобилей марки Aurus». Поскольку в контракте речь шла об обслуживании 11 лимузинов 2020 года выпуска, то есть тех, которые собирали кустарным способом в НАМИ, подрядчиком и стал НАМИ. Сумма контракта составила 10 млн рублей, цена «человеко-часа» — 10 000 рублей как за малярные и кузовные работы, так и за «техническое обслуживание, слесарные работы, ремонт электрооборудования, ремонт узлов и агрегатов, диагностические работы». В заказ-нарядах фигурирует уже привычный нам «нормо-час» опять же по цене в 10 000 рублей.
Между тем в «перечень цен единиц услуг» входит еще и спецификация запасных частей совокупной стоимостью… «2 613 645 751 (Два миллиарда шестьсот тринадцать миллионов шестьсот сорок пять тысяч семьсот пятьдесят один) рубль 56 копеек» с учетом НДС. Да-да, здесь нет опечатки. Мы вначале и сами удивились, но ларчик открывался просто. Дело в том, что в контракт зачем-то включили сумму вообще всех запчастей и комплектующих, которые в теории могут пригодиться для ремонта Ауруса, при этом многие позиции задвоены, затроены и зачетверены. Кроме того, в списке представлены как составляющие узла и агрегата, так и сам узел в сборе. Проще говоря, в нем все — от самых примитивных прокладок, болтов и гаек до аккумуляторной батареи. В каком-то смысле это усложнило изучение списка запчастей, который представлен в файле без возможности какой бы то ни было фильтрации. Пришлось вручную пересматривать аж 11 791 позицию…
Понятно, что цены на запчасти в контракте, заключенном прошлой осенью со сроком исполнения до 31 марта нынешнего года, уже не актуальны, по крайней мере не на все позиции, однако вполне можно прикинуть, в какую копеечку выливается обслуживание, тем более что у нас на руках оказалось несколько заказ-нарядов автомобилей, прошедших ТО.
Но сначала — пробежимся по списку запчастей и начнем с тех узлов и деталей, которые напрямую взяты от автомобилей зарубежных марок. Их набирается порядком и в основном это — мелочовка. «Привод запирания лючка топливного бака A0008207703 Mercedes-Benz» (он же — 412300-8413110-00-011-6-0) оценен в 1360 рублей. «Буфер капота малого» от того же Mercedes-Benz — 379 рублей. «Кольцо уплотнительное для кондиционера А0239976445 Mercedes-Benz» — 157 рублей, «домкрат A2405800018 Mercedes-Benz» — 30 000 рублей. «Механизм замка капота BMW» — 1154 рубля, «регулировочный отбойник капота 51767183752 BMW» — 218 рублей, «салонное зеркало заднего вида 51169218231 BMW» — 23 295 рублей, «цепь форсунок стеклоомывателя 61667202027 BMW» — 9685 рублей, «бензонасос BMW E60/63/64 M5/M6» — 75 513 рублей. От концерна VW взяли не так много, но тут вещи покрупнее: «сиденье переднее левое Audi А8 Exclusive» за 807 000 рублей. Правое — за ту же цену и от той же машины. «Газовый упор 4Н6858027В» — опять же от Audi — 21 838 рублей, «крышка расширительного бачка 3B0121321 VAG» — 1170 рублей, «насос водяной VAG CCBA» — 21 600 рублей, «теплообменник 5QE819030A VAG» — 30 400 рублей, «подушка безопасности водителя 3095952PVW41-AH» — 158 318 рублей. Само собой, есть комплектующие и универсальные, такие как «датчик положения распредвала М270, 0232103125, BOSCH» — 2256 рублей, или «предпусковой подогреватель двигателя Hydronic 3 B5E 12B от Eberspacher» — 44 000 рублей и так далее.
А что же отечественные машины, одарили ли они представительский лимузин своими «компетенциями»? Оказывается, да… Вот некоторые примеры. «Втулка ВАЗ-2106 электродвигателя радиатора упругая БРТ 2103-1308030» — 231 рубль, «ручка ВАЗ-2101-07 двери внутренняя, крючок металл СБ черная 21011-6205180» — 284 рубля, «буфер ВАЗ-2190 крышки багажника 2190-5605155» — 73 рубля (на всякий случай отметим, что ВАЗ-2190 — это Lada Granta), «буфер крышки вещевого ящика ВАЗ-2108 Lada 21083-5303044-00» — 46 рублей, «дефлектор вытяжной вентиляции ВАЗ-2170/2190 1118-8104086-10» — 316 рублей, «датчик бачка главного тормозного цилиндра ВАЗ-1118 / 2170/2110 РИКОР 1118-3505110» — 11 294 рубля. Он же, кстати, ставится и на УАЗ Патриот. Но есть от УАЗа и «своя» деталь — это «подушка тяги крепления радиатора 3162-1302042» за 1000 рублей… Напомним, что УАЗ-3162 — это модель с названием «Симбир», выпускавшаяся в первой половине нулевых. Жаль, что от «Запорожца» и «Волыни» ничего не взяли!
Идем дальше. «Колодки тормозные ВАЗ-2108/2110 передние АвтоВАЗ LADA Sport комплект 2110-3501080» можно заменить на «колодки тормозные Porsche 95535193916» или на «колодки тормозные TRW GDB 1548». У всех трех позиций совершенно одинаковый каталожный номер Ауруса — 412300-3501095-88-011-6-001 и цена — 2666 рублей. Любителям истории отечественного автопрома про жигулевскую «восьмерку» и Porsche, надеюсь, рассказывать не нужно… «Суппорт ВАЗ-2112 правый СБ 2112-3501012 (412300-3501011-89-011-6-001)» — 141 836 рублей, «трос выбора передач ВАЗ-2190 Granta с АКП (ОАО АвтоВАЗ)» — 10 300 рублей, «привод управления механизма переключения передач ВАЗ-2190 Granta с АКП (Toyota Tsusho Corporation)» — 84 822 рубля… Есть даже крохотная деталь от «Копейки»! За «втулку ВАЗ-2101-08 крепления номерного знака 2101-2808020» нужно заплатить 41 копейку! Впрочем, теперь-то уже, конечно, дороже…
Теперь перейдем к живым цифрам по обслуживанию реальных машин. 11 Аурусов, имеющихся на «Автобазе № 2», конечно, неравномерно выкатывают пробег, да и далеко не все заказ-наряды на обслуживание оказались в базе сайта госзакупок. По крайней мере, нет документов с крупными поломками, зато вместо них — много платежных документов, из которых нельзя узнать ничего, кроме суммы. Итак, Senat с госномером А012МР97 приехал на первое ТО (с пробегом 10 505 км) 21 сентября 2021 года, а заказчику был возвращен аж 11 октября 2021 года. Объяснить такое долгое пребывание машины в сервисе невозможно, поскольку в договоре сроки ремонта определены жестко. К примеру, «ремонт подвески, рулевого управления, элементов трансмиссии, электрооборудования, навесного оборудования ДВС и техническое обслуживание» должно занять не более одного календарного дня «с момента передачи автомобиля исполнителю, если иной срок не согласован с заказчиком», на кузовной ремонт отводится три дня, столько же — на ремонт узлов и агрегатов. Максимум, на сколько может удлиниться ремонт, так это на три-пять дней, да и то если «доставка осуществляется со склада, находящегося за пределами Московской области, но на территории Российской Федерации». Заказ-наряд говорит о том, что за все это время на машине А012МР97 поменяли: «фильтр воздушный с уплотнителем в сборе (Корея)», «элементы фильтрующие первого и второго ряда (РФ)», «фильтр масляный». С учетом самого масла Mobil 1 FS 0W-40 это потянуло на 23 590 рублей за расходники и 121 200 рублей за работы.
А вот Senat с госномером Х465ОО777 (с пробегом 16 252 км) действительно обслужили за день — приняли и выдали заказчику 8 декабря 2021 года. Здесь добавилась замена «тормозухи» (ТО-1 машина проходила по временному интервалу) и все обошлось дешевле — 125 400 рублей за работы и материалы. Образец лимузина с VIN XKN00100011000016, на который навесили самый «мажорный» госномер — А001МР97, «самоделкиным» из НАМИ явно не удался. Машина прикатила на ТО-2 (с пробегом 19 503 км) и целым «букетом» неисправностей. Кстати, из перечисленных неполадок видно, что к этому пробегу у машины уже поменяли АКП, но и новая работала из рук вон плохо. Перечисляем. «Неисправность передней камеры», «неисправность высоковольтной системы», «повышенный разряд АКБ», «произвольное включение/выключение стилевой подсветки», «произвольное включение задних мониторов», «после замены АКП появилась вибрация на скорости от 110 км/ч», «автомобиль уводит вправо, при ускорении уводит сильнее», «посторонние стуки/скрипы при проезде неровностей», «при торможении педаль тормоза поднимается вверх», «АКП — рывки при движении, треск при постановке селектора в режим P», «автомобиль закрывается на мойке», «неисправность АКП», «неисправность ДВС». Две последние позиции, видимо, относятся к соответствующим горящим лампочкам на приборке.
Едем дальше. Госномер Х466ОО777 отстрелялся на ТО-2 без проблем за 171 647 рублей, вот разве что какие-то «слесарные работы» ему провели, накинув за это лишний нормо-час. А вот с А003МР97 — снова закавыка. Машина приехала на ТО-2 с пробегом 20 008 км 26 октября 2021 года, а выехала домой на следующий день, хотя и с ней было не все ладно. Перечисляем: «багажник открывается с трудом (после неоднократного нажатия на кнопку пульта)», «на панели приборов горит индикатор “неисправность ЭО”» (ЭО — это электрооборудование), «плохо очищает ветровое стекло щетка со стороны водителя», «самопроизвольно включается проекция на лобовое стекло», «радио работает с помехами», «задние мониторы включаются самопроизвольно», «горит индикация неисправности подушек безопасности». Во многих заказ-нарядах неисправности не указаны. К примеру, Senat A006MP97 с пробегом 29 284 км приехал на обслуживание 8 декабря 2021 года, а уехал — 14 декабря. В «причине обращения» записано: «ТО-30 000 + список. А/м оставят». Интересно было бы посмотреть в этот список… А вот A003MP97 к пробегу 29 069 км подошел, вероятно, в лучшем состоянии: пометок о неисправностях нет, но на СТО он провел больше недели. Кстати, попутно машине сменили колодки (российского производства), вставили «заглушку бампера переднего» стоимостью 1283 рубля и отпустили, взяв с «Автобазы № 2» 174 100 рублей.
На Аурусе 060MP97 на пробеге 39 800 км помимо обычных процедур проверили тормозную систему и отбалансировали колеса (171 590 руб.). Этот же автомобиль приехал через три недели, увеличив за это время пробег до 42 924 км, для замены задних колодок. Комплект корейского производства обошелся в 10 667 рублей, а за каждый из двух датчиков износа из Германии «Автобаза № 2» выложила по 5068 рублей! У Сената с госномером А008MP97, прибывшего на сервис 12 октября с пробегом 49 867 км, знакомые симптомы: «неисправность передней камеры», «неисправность высоковольтной системы», «повышенный разряд АКБ», «произвольное включение/выключение задних мониторов», «после замены АКП появилась вибрация на скорости от 110 км/ч», «при торможении педаль тормоза поднимается» и так далее — как под копирку с уже знакомого нам А001МР97. В сервисе подержали два дня и отпустили.
У А004MР97 на 49 895 км разрядился аккумулятор, у А060MР97 на 57 803 км не держал стояночный тормоз. А004MР97 снова приехал на 66 933 км — уже 31 января 2022 года. Этот заказ-наряд интересен пометкой «моторное масло предоставлено заказчиком» — видно, уже к тому времени на ремонте и обслуживании Аурусов начали экономить в Управделами Президента РФ… Впрочем, среди причин этого заезда числится и «стук при проезде неровностей». У А008MP97 на 70 965 км некорректно работал парковочный датчик, не открывалась и не поднималась крышка багажника, не работал бесключевой доступ...
Не будем утомлять вас дальнейшими перечислениями — картина ясная. Что касается коробки, то, как свидетельствуют наши коллеги из НАМИ, которые уже много лет обкатывают Аурусы, это действительно слабое место лимузина. Короче говоря, может быть, и правильно делает Денис Валентинович, что не покупает пока Аурус себе в гараж?