Японский менталитет — удивительное, интереснейшее явление, отличная тема для многолетнего изучения и написания диссертации. Взять, например, пугающие жителей Страны восходящего солнца разные сферы жизни. Однажды мне поведали, что среднестатистический японец скорее придет в ужас от искажения обыденного, нежели от какого-нибудь голливудского киношного монстра. Оставлю это мнение на совести рассказчика, хотя косвенное подтверждение мысли хорошо заметно в оригинальном, можно сказать, классическом фильме «Звонок». Помните зловещую девушку-привидение Садако? Она не загримирована, как в американском ремейке, но выглядит и двигается по-настоящему пугающе.
Прошлая Toyota Prius (XW50) — она нужна нам в контексте, чтобы получше прочувствовать контраст между генерациями — по субъективной оценке является тем самым искажением нормальности. Пусть и оригинально обставленным. Остается лишь гадать, чем вдохновлялись дизайнеры, когда рисовали чересчур резко взлетающую к задней части кузова подоконную линию, сложную пластику передка и гипертрофированные фонари. Сходство с первым водородомобилем Mirai очевидно, хотя Приус — это несколько другая история. В том числе и с точки зрения конструкции.
Четвертое поколение переехало на более жесткое модульное шасси TNGA-С с заниженным центром тяжести и стало крупнее. Длина — 4572 мм, колесная база — 2700 мм, ширина — 1760 мм, высота — 1471 мм.
В состав гибридной системы вошли хорошо известный по предыдущему Приусу XW30 четырехцилиндровый «атмосферник» 2ZR-FXE объемом 1,8 литра, оснащенный фазовращателями VVT-i и работающий по циклу Аткинсона (благодаря снижению потерь на трение и другим усовершенствованиям достигнут очень высокий термический КПД свыше 40%), электрические двигатели (тяговый и исполняющий обязанности генератора) и планетарная трансмиссия, которую компания называет «electronically controlled planetary-type continuously variable transmission». Совокупная мощность — 122 л.с. Для Японии, а позже и для США предложили полноприводный Prius AWD-e: на задней оси размещен 6,7-сильный электромотор, подключающий колеса на скоростях до 69 км/ч. У таких машин АКБ не литий-ионная, а никель-металлогидридная емкостью 1,2 кВт⋅ч — она лучше сопротивляется морозам.
В 2016 году дебютировала Toyota Prius Prime, подзаряжаемая от внешнего источника электричества версия новой генерации. Для нее не поскупились на индивидуальную стилистику передней и задней части и углепластиковую крышку багажника. Гибридная установка Hybrid Synergy Drive во многом похожа на стандартную, а ключевое отличие заключается в двукратном увеличении емкости литий-ионной аккумуляторной батареи (8,8 кВт⋅ч) в сравнении со старым plug-in гибридом. Запас хода на электротяге хоть и подрос, но не рекордный — до 40 километров. Однако дальнобойность все равно хороша: по паспорту лифтбек с полностью заряженной АКБ и полным баком в замерах по методике EPA проезжает 1030 километров. Еще одна особенность — возможность «приложения силы» сразу двух электромоторов к колесам. У предшествующей Тойоты тяга передавалась от одного двигателя.
Свежий Prius — не развитие спорного дизайна XV50, а абсолютно новое прочтение. Бесспорно, это одна из самых красивых Toyota за последние годы и одна из эффектнейших среди электрифицированной техники! Изящный, притягательный облик удачно «подсластили» запоминающейся деталировкой — скобообразной головной оптикой (не правда ли, смахивает на Ferrari Purosangue?), замаскированными дверными ручками и полоской заднего фонаря во всю ширину кузова. Вполне уместный декор, учитывая купеобразный силуэт и атлетичные формы.
Смена концепции была необходимостью в том числе потому, что лучшие годы японского гибрида давно остались за поворотом. Рекорд сбыта в Америке пришелся на 2012-й, когда дилеры реализовали 236 665 штук (Европа поглотила в десять раз меньше!), после чего продажи покатились вниз, до 59 010 автомобилей в 2021 году. Рискнем предположить, что гипотетический успех пятого Приуса будет объясняться в первую очередь потрясающей, влюбляющей с первого взгляда внешностью. Нам понравилось поэтичное высказывание с официальной японской странички модели: «Простая, но подтянутая форма кузова выражает эмоции, которые резонируют с чувственностью. Универсальная красота, заслуживающая любви в течение долгого времени».
Дизайн — далеко не единственное преимущество рожденного заново и переосмысленного гибрида. «Аэродинамическая проработка обновленного кузова позволила добиться оптимизации воздушных потоков, превосходной топливной экономичности, управляемости и устойчивости», — заявляет производитель, но, к сожалению, ничего не говорит о коэффициенте аэродинамического сопротивления. Напомним, что у четвертого поколения он равен 0,24, и это великолепный показатель.
Длина новинки — 4600 мм, ширина — 1780 мм, колесная база — 2750 мм. В основу легла модернизированная платформа TNGA-C. Шасси второй итерации сохранило принципиальную архитектуру (спереди, как и прежде, стойки МакФерсон, а сзади — подвеска на двойных поперечных рычагах). У него увеличенная жесткость силовой структуры и пониженный центр тяжести. Обещан более интересный и захватывающий водительский опыт. Стабильность на прямой, отзывчивость в поворотах, легкость при смене траектории и более высокий уровень акустического комфорта — все это пятый Prius.
В линейку традиционно включен обычный гибрид (HEV) и бензоэлектрический plug-in лифтбек (PHEV). У них произошла имиджевая и технологическая рокировка: теперь они снаружи одинаковые, но конструктивные решения и темперамент разводят их по потребительским группам с разными запросами. «Просто» гибриду выделен не только безнаддувный «один и восемь», но и 2,0-литровый двигатель. Совокупная отдача систем — 140 л.с. и 193 л.с. соответственно. Разгон до «сотни» занимает 9,3 и 7,5 секунды. Опционально предложат электрический полный привод E-Four с движком на задней оси. Он обеспечивает стабильность и дает уверенность при старте в гору, на скользких дорогах и в поворотах.
Plug-in модификация отныне наделена полным правом стоять особняком. Отныне в ее арсенале 148-сильный 2,0-литровый «атмосферник» и электромотор мощностью 160 л.с. Пиковая отдача составляет 223 л.с. — в рамках семейства и истории Приуса такие характеристики можно с уверенностью назвать «горячими». Несогласных переубедит ускорение до 100 км/ч за 6,7 секунды. Согласитесь, неплохо! С тяговой литий-ионной аккумуляторной батареей емкостью 13,6 кВт⋅ч под задним сиденьем запас хода вырос более чем на 50%. За доплату предложат солнечные батареи в крыше, которые могут накопить энергию для ежегодных 1250 километров. Toyota Prius Prime PHEV будет на вершине японской и американской гаммы и безальтернативным вариантом для Европы. Как говорится, гулять так гулять!
Салон (для его оформления придуман термин Island Architecture, «островная архитектура») заслуживает самых добрых слов. Он не пытается вас удивить или навязать собственную неповторимость и оригинальность, как это делал Prius XW50 с панелью приборов посередине над мультимедийным монитором диагональю до 11,6 дюйма и замысловатой центральной консолью. Здесь логичная и дружелюбная для пользователя компоновка цифровых дисплеев: семидюймовая «приборка» на привычном месте перед глазами водителя и экран, органично вписанный в переднюю панель. Трансмиссионный джойстик-селектор переехал вниз на тоннель. Сиденья установлены ниже и создают ощущение «спортивной» посадки. В передней части салона и в багажнике есть две розетки для подключения устройств-потребителей мощностью до 1500 ватт.
В Штатах анонсированы уровни SE, XSE и XSE Premium для подзаряжаемого гибрида. Начальный — это 17-дюймовые колесные диски, мультимедиа с восьмидюймовым тачскрином, шесть USB портов, датчик дождя, мониторинг «слепых» зон и функция предупреждения о риске столкновения с едущим в поперечном направлении транспортом, когда вы движетесь назад. Промежуточная версия стандартно имеет 19-дюймовые диски, подогрев передних кресел и регулировку водительского по восьми направлениям, перфорированную отделку с красными акцентами, беспроводную зарядку для мобильных устройств и прочие радости современного мира. Опционально — 12,3-дюймовый монитор и стеклянная крыша. Нафаршированный «Премиум» по умолчанию идет с самым большим мультимедийным экраном, акустической системой JBL с восемью динамиками, передними сиденьями с подогревом, вентиляцией и памятью настроек, передними и задними парктрониками. За доплату цифровое зеркало заднего вида, система кругового обзора и подогрев задних сидений. Штатное оснащение «Прайма» также подразумевает обновленный комплекс активной безопасности Toyota Safety Sense.
Когда готовился этот материал, Тойота еще не огласила цены на многообещающую модель. Остается вспомнить, сколько «баксов» выкладывают американские потребители за «пятидесятый» Prius Prime. Самый простой вариант LE (15-дюймовые колесные диски, помощник старта в гору, мониторинг давления в шинах, семидюймовый тачскрин, акустика с шестью динамиками, светодиодные задние фонари) обходится в 28 770 долларов (1 750 655 рублей). Комплектация XLE за 30 550 долларов (1 858 968 рублей) — золотая середина. У нее светодиодная головная оптика, 11,6-дюймовый планшет на передней панели, совместимость мультимедиа с устройствами Apple, беспроводная зарядка для смартфона, подогрев передних кресел. Выше только Limited (34 550 долларов, 2 102 368 рублей), дополненный акустической системой JBL с десятью динамиками, датчиком дождя, обогревом руля, проекционным дисплеем, контролем «слепых» зон и другим оборудованием. Обычный Prius в Америке представлен в восьми исполнениях. Базовое L Eco стоит 25 075 долларов (1 525 814 рублей), начальное полноприводное LE AWD-e — 27 685 долларов (1 684 632 рубля), а топовое Limited — 33 370 долларов (2 030 565 рублей).