Если говорить о современных серийных машинах, то все производители пришли к более или менее похожим решениям, отработанным десятилетиями. Из свежих новшеств разве что электромеханические «ручники», вошедшие в моду в последние годы: стояночный тормоз управляется кнопкой в салоне. Традиционная конструкция предполагает либо тросовый привод (он механическим путем прижимает колодки к дискам или барабанам), либо гидравлический — который воздействует на задний контур основной тормозной системы. Тут же все иначе: специальные электродвигатели, установленные внутри задних суппортов, получив соответствующий сигнал от блока управления, через планетарный редуктор воздействуют на винтовые механизмы, которые, в свою очередь, прижимают колодки к диску.
Так или иначе, стояночный тормоз в понимании обычного автомобилиста — это «задний тормоз». Другое дело, например, дрэг-рэйсинг, где передний «ручник» — обычное дело. Им удерживают автомобиль на месте, в то время как задние колеса жгут резину перед стартом. Интересно, что подобная конструкция стояночного тормоза встречалась раньше и на совершенно серийных автомобилях…
Citroen
Пожалуй, самым известным апологетом установки «ручника» на переднюю ось была французская фирма Citroen, которая использовала эту «фишку» вплоть до модели С5 второго поколения, которая появилась в 2007 году. В чем причина столь странного технического решения? Когда-то давно у этого был смысл: на старых «Ситро» гидропневматическая подвеска, тормоза и усилитель рулевого управления были объединены в единый гидравлический контур. Давление в нем создавал насос с приводом от мотора. Поэтому, если не работает двигатель или появилась «дырка» в подвеске — нет и тормозов, и руль не повернешь. Привод механизма стояночного тормоза решено было подвести к передним колесам, чтобы в случае отказа основной тормозной системы можно было бы эффективно замедлиться «ручником»: передние колеса больше нагружены при торможении, плюс к этому нет риска заноса, который возникает, если тормозить только задними колесами. Линейка французских моделей, получивших такое решение, широка — DS, CX, SM, BX, XM, C5 и другие.
Впрочем, стоит заметить, что передний «ручник» на относительно современном Citroen C5 — это уже не более чем дань традициям: гидравлические системы на С5, рожденном в XXI веке, естественно, раздельные.
Saab
Еще одна компания вплоть до конца 80-х годов «баловалась» с установкой «ручников» на переднюю ось. Это шведская SAAB, всегда славившаяся своей оригинальностью. Скандинавы известны своими «странностями» вроде двухтактного двигателя на ранних моделях, сдвижного капота на «900», замка зажигания под «ручником» и массового применения турбонаддува до того, как это стало модным.
Последней моделью со стояночным тормозом на передние колеса стал SAAB 900 1987 года выпуска. Говорят, что от такого решения отказались в силу того, что многие скандинавские гонщики участвовали в ралли, а раллийная машина с «ручником» на «передок» — это моветон.
Subaru
Subaru тоже известна своими «тараканами» в голове. Она прославилась на весь мир приверженностью к оппозитным моторам и специфическим системам полного привода. Но очень немногие знают, что у Субару прошлых лет был целый ряд моделей с… «ручником» на переднюю ось. Помните этих симпатяг из 60-70-х годов? Leone, FF-1, 1000? Подав запрос в японский офис Subaru, мы выяснили, что подобная компоновка, вероятно, связана с тем, что по нормативным документам США того времени стояночный тормоз должен был действовать на «driving wheels», то есть ведущие колеса. А вышеуказанные модели были переднеприводными и экспортировались в США.
Alfa Romeo
Теперь — привет из Италии. Alfa Romeo — компания-уникум, компания-новатор. Было бы странно, если бы ее не оказалось в этом списке. Стояночный тормоз на переднюю ось инженеры из Милана применили на модели Alfasud, которая выпускалась с 1972 по 1983 годы. Для своего времени автомобиль был довольно «продвинутым»: МакФерсон спереди, механизм Уатта сзади, передний привод, дисковые тормоза по кругу. На последней иллюстрации хорошо видны тросики «ручника», идущие на передние колеса.
Для многих будет сюрпризом, что такой вид стояночного тормоза весьма распространен. На иллюстрациях хорошо видно, как он работает на примере механизмов «Волги» ГАЗ-21 или УАЗа Патриот до 2015 года выпуска. На Хантере эта конструкция применяется по сей день. На задний карданный вал устанавливается специальный тормозной барабан с фрикционными накладками. Когда вы тянете за рычаг, устройство работает как обычный «ручник» — при помощи тросиков разводит в стороны колодки. Вот только они не тормозят непосредственно задние колеса, а блокируют вращение карданного вала.
Подобного типа центральный тормоз устанавливали также на Nissan Patrol до версии Y60. Более того, почитав профильные форумы, я узнал, что некоторые владельцы более «свежих» Patrol имплантируют эту систему на свои автомобили. Говорят, что работает она более надежно, чем традиционный «ручник», приводы которого постоянно забиваются грязью на бездорожье.
Любой уважающий себя профессиональный дрифтер должен установить в салон своего «корча» мощнейший гидравлический «ручник» с огромным рычагом. Тут привод ручного тормоза, конечно, на задние колеса. Этот инструмент гонщики используют для быстрого срыва задней оси в скольжение. Посмотрите, как демонстрирует этот процесс на видео одна симпатичная дрифтерша:
Пожалуй, единственный пример установки «ручника» с приводом на переднюю ось в современном спорте — это уже упомянутые в начале соревнования по дрэг-рэйсингу. На заднеприводном автомобиле имеет смысл заблокировать передние колеса и пустить заднюю ось в пробуксовку, чтобы быстро и эффективно прогреть шины на ведущей оси для лучшего старта.
Система, которая не имеет отношения к стояночному тормозу, но мы все же решили о ней упомянуть в этом материале, коль скоро мы говорим о тормозных системах, непривычных для обычного водителя. Включение ретардера позволяет не перегружать рабочую тормозную систему на длинных спусках и уклонах во избежание перегрева. Трансмиссионный тормоз может быть гидравлическим или электромагнитным, но суть работы одна — замедление вращения выходного вала коробки передач и, как следствие, карданного вала и задних колес.
Это полезное новшество появилось в машинах примерно на рубеже веков — автоматическое предотвращение скатывания при старте на уклоне (подобные системы носят названия Hill Start Assist, Hill Hold Control, Uphill Start Support и др.). Опытные водители издавна использовали такой прием при начале движения в крутую горку: старт с «ручника», который надо отпустить ровно в то мгновение, когда машина начинает подаваться вперед. Теперь то же самое может имитировать электроника. Суть в том, что тормозная система остается активной некоторое время после того, как вы отпустили педаль или рычаг, что не дает машине откатываться назад. Это встречается на очень многих современных моделях. Если «ручник» электромеханический, то система сработает и при его деактивации, так как функционирует через электронику и датчики АБС. В автомобилях с механическим устройством стояночного тормоза система работает только при использовании рабочих тормозов (например, на Весте она несколько секунд удерживает давление в тормозной системе).
В наши дни уже сложно разобраться во всех причинах, почему в прежние годы многие марки экспериментировали с «передним» «ручником». Информация о моделях с подобным техническим решением очень скудна. У многих марок не все так однозначно понятно, как в случае с Citroen. Мы постарались собрать в этой статье все известные нам модели с приводом стояночного тормоза на переднюю ось, но будем благодарны, если вы в комментариях приведете еще примеры, о которых не было сказано в этом материале.