Считается, что большинство автомобилей завершают свой жизненный цикл без серьезных аварий — так сказать, по старости. Но далеко не все владельцы эксплуатируют своих «железных коней» так, чтобы продлить им жизнь. Многим просто лень поддерживать машину в хорошем состоянии. А ведь потом все они появляются в продаже…
Наш сегодняшний список вряд ли откроет Америку искушенным автолюбителям — большинство из этих советов, пожалуй, известны тем, кто за рулем не первый десяток лет. И все же мы решили опубликовать подборку из 13 верных способов «убить» тачку. Зачем? Новички пускай учатся, а потенциальные покупатели избегают автомобилей с подобным прошлым. Ну и: «повторение — мать учения».
Итак, чего нельзя делать, если вы не хотите угробить свою машину?
В некоторых современных автомобилях даже масляный щуп спрятан куда подальше, но контрольная лампочка уровня — всегда перед глазами, она есть на любой приборной панели. И если этот датчик сработал и появилась соответствующая сигнализация, то сначала необходимо проверить уровень и при необходимости долить масло, иначе его недостаток приведет к повышенному износу деталей, а то и перегреву. Помните, что причин срабатывания может быть несколько: естественный «ужор» масла, течь, а равно и неисправность самого датчика. Чтобы не перелить масло, дайте двигателю немного постоять без работы. Проверяйте уровень после долива только на неработающем двигателе.
Еще в большей степени не стоит игнорировать загоревшуюся лампочку давления масла. Но, к сожалению, тут проблемы уже могут быть серьезнее, так как падение давления означает негерметичность системы, что может быть вызвано как и вполне безобидным низким уровнем, так и весьма основательными неисправностями (забит фильтр, сломан насос, повышенный износ деталей двигателя, разжижение масла, например, из-за пробитой прокладки головки блока цилиндров).
Автомобильные чехлы придумали не дураки, в целом это весьма полезная вещь при хранении автомобиля. Они предохраняют от воздействия солнечных лучей, непогоды и пыли, поэтому, на первый взгляд, в привычке укрывать свою машину нет ничего плохого. Но делать это нужно с умом. Дело в том, что «бюджетные» модели чехлов не дают хорошо испаряться влаге, и выходит так, что ваш любимец как будто бы все время стоит в мокром гараже, что, безусловно, ускоряет коррозию и появление ржавчины. Поэтому во время долгого хранения не забывайте проветривать — снимать время от времени чехол, чтобы дать автомобилю «подышать». Если машина на сезонном хранении, то неплохо совместить этот процесс хотя бы с запуском двигателя.
Казалось бы, дураку понятно, что не нужно заливать солярку в бензиновые моторы и наоборот. Не даром же до сих пор не существует ни одного гражданского автомобиля, двигатель которого мог бы работать на двух видах топлива сразу. Но люди порой бывают столь рассеяны, что рано или поздно попадают в эту ловушку. Чем же это грозит и что страшнее: бензин в дизель или наоборот? Скажем сразу, любая из этих ошибок не обещает ничего хорошего. Если заправлен полный бак, то тут однозначно лишь один рецепт в обоих случаях — полная промывка топливной системы со снятием бака и т. д. И не пытайтесь в таком случае заводить машину — только эвакуатор. А вот если немного бензинчика попало в дизельный мотор (до 1/3), то, скорее всего, ничего страшного не произойдет. Надо постараться выкатать еще какое-то количество «смеси» с минимальными нагрузками, а потом долить до полного бака солярки.
Несмотря на то, что в системе питания большинства современных автомобилей предусмотрен так называемый резерв топлива, ездить с минимальным запасом — в частности, при «горящей» лампочке — не стоит. Во-первых, не рекомендуется оставлять погружные бензонасосы «сухими», так как это может привести к выходу их из строя. Во-вторых, на дне топливного бака обычно скапливается весь мусор (который так или иначе есть в любом топливе), что, соответственно, может стать причиной преждевременного засорения фильтров, а то и, как следствие, проблем с системой питания. Так что не выжидайте до «лампочки», заправляйтесь, когда в баке остается хотя бы четверть.
У автомобилистов старой советской школы было такое правило: завел автомобиль после стоянки, немного отъехал вперед и идешь изучать асфальт на предмет пятен под стоявшей машиной и, соответственно, возможных утечек. В наше «быстрое» время все больше людей игнорируют это правило, а зря. Если все же найдена утечка, то эксплуатировать автомобиль не стоит. Нужно отвезти его в ремонтную мастерскую или дилерский центр, чтобы определить и устранить проблему. Можно дать некоторые советы для самостоятельной первоначальной диагностики. Течь масла можно легко определить на вид, изъян в системе питания — по запаху, а антифриз и тосол содержат специальные присадки для свечения в ультрафиолете. Не стоит забывать, что утечка топлива опасна возгоранием, недостаток ОЖ — перегревом мотора, а утечка масла — гибелью двигателя или коробки передач.
Нет таких автомобилей в мире, которым не было бы предписано регламентное техническое обслуживание в зависимости от пробега либо срока эксплуатации. Мало того что несоблюдение этих требований и интервалов однозначно приведет к снятию с гарантийного обслуживания, так еще и наверняка укоротит жизнь вашему автомобилю, а потом и плохо скажется на цене при продаже. Так что, как говорится, читайте инструкцию и соблюдайте указанные производителем сроки замены масла, охлаждающей и тормозной жидкостей, приводных ремней, тормозных колодок и механизмов и т. п.
Рынок автомобилей с механической коробкой передач стремительно сокращается, «автоматы», «роботы» и вариаторы наступают, все меньше людей умеет орудовать левой педалью и все больше автопроизводителей отказываются от модификаций с «механикой». Но если вы — владелец машины с МКП, то избегайте движения со ступней, лежащей на педали сцепления. Почему? Ответ на этот вопрос сразу дают, например, в любой автошколе, заставляя также полностью убирать пальцы с рычага сцепления: даже, казалось бы, незначительное давление руки (на мотоцикле) или ноги (в автомобиле) может привести к незаметному частичному отключению сцепления, его пробуксовке и, как следствие, подгоранию и преждевременному износу. Не «брезгуйте» использовать площадку для отдыха левой ноги, которая есть почти во всех автомобилях.
Автомобили придумали для того, чтобы на них ездить, а не для того, чтобы они стояли. Даже если вы владелец олдскульного или раритетного экземпляра, ему негоже все время простаивать в гараже или на стоянке. Вам только кажется, что такая «эксплуатация» продлит жизнь автомобилю, на самом деле все ровно наоборот: если не ездить годами, то, вероятнее всего, последует дорогостоящий ремонт. Хорошо, если все ограничится зарядкой аккумулятора, заменой «резинок» в подвеске, ремней ГРМ, навесного оборудования, а также патрубков системы охлаждения. От длительного простоя может отстояться топливо в баке и забиться система питания, а может и выгореть на солнце салон, а это — одна из самых больших и трудноустранимых неприятностей. Поэтому чаще «выгуливайте» своих «питомцев»!
В старых кинофильмах мы часто видим, как водители черпают ведром воду из пруда и смело заливают ее в радиатор закипевшего двигателя. Дешево и сердито! К сожалению, использовать чистую воду в системе охлаждения современных автомобилей нельзя ни в коем случае, и причин тут несколько. Первая — вода замерзает при минусовых температурах: трудно представить, что кто-то нынче полезет вечером под машину, чтобы слить воду. Вторая — рабочая температура некоторых моторов превышает 100 °С, а значит, Н2О попросту закипит, а двигатель перегреется. Третья — и тосол, и антифриз обладают специальными смазочными и антикоррозионными свойствами, что увеличивает срок службы компонентов. Впрочем, и антифриз, и тосол все равно нужно разбавлять водой (лучше дистиллированной): правильную пропорцию указывают в руководстве по эксплуатации. Как правило, тосол разбавляют на 35%, а антифриз выпускается в виде концентрата с инструкцией на упаковке.
Если «загоревшаяся» лампочка уровня топлива все же позволяет ехать дальше и дотянуть-таки до ближайшей автозаправочной станции, срабатывание датчика перегрева означает обязательную и незамедлительную остановку. Если все же решитесь на движение в неоптимальном для двигателя тепловом режиме, то, скорее всего, «убьете» мотор, причем последствия будут самыми тяжелыми — наверняка поведет головку блока цилиндров. Причин перегрева может быть несколько: слишком активная езда, недостаточный уровень масла, пробитая прокладка головки блока, неисправности системы охлаждения. Все эти случаи, кроме первого, когда иногда всего лишь достаточно сбавить темп, требуют вмешательства механика или рукастого владельца.
Чуть выше мы уже говорили о том, как важно соблюдать нужный уровень масла в двигателе для того, чтобы он не изнашивался чрезмерно. Теперь пришла пора сказать о том, как важно соблюдать рекомендации производителя при выборе типа (минералка, полусинтетика, синтетика), марки и особенно вязкости моторного масла. Все двигатели конкретной автомобильной марки проходят тесты и испытания именно на тех маслах, которые указаны в «мануале», и пренебрегать этими требованиями не стоит. Но угробить двигатель может не только смазка неположенной вязкости, но и смесь масел разных производителей. Причина проста: все они используют разные присадки и добавки, которые при смешивании могут привести к тому, что масло утратит какое-то из своих полезных свойств. Стоит также помнить, что, как правило, выбор вязкости зависит и от температуры эксплуатации.
Кто из нас при покупке личного автомобиля не мечтал загрузить его под завязку и отправиться всей семьей на «юга» или в другое увлекательное путешествие. А если багажник не так велик, а членов семьи много? Казалось бы, сам бог велел обзавестись прицепом или того круче — домом на колесах. Что же, ставим прицепное устройство и поехали? Все так, но не забудьте перед путешествием (а лучше перед покупкой машины, если вы собираетесь регулярно ездить груженым «паровозиком») заглянуть в эксплуатационно-технические характеристики и выяснить максимально возможную массу буксируемого прицепа. По идее, даже самые небольшие автомобили способны таскать тяжести, но стоит помнить, что при перегрузе вас будут ждать неприятные последствия: «конский» расход топлива, повышенный износ двигателя, сцепления (и других деталей коробок передач) и тормозных колодок. К тому же тяжелая сцепка априори хуже управляется, разгоняется и тормозит. Не перегружайте!
Вы купили внедорожник или кроссовер и незамедлительно хотите отправиться на нем на природу, в поля, а то и реки. Желание активно отдыхать на автомобиле — вполне здравое и полезное, но вас легко может погубить чрезмерная тяга к форсированию водных препятствий. Возможно, вы будете удивлены, но стандартная глубина брода даже для вполне серьезных серийных внедорожников редко превышает 50 см. Более того, если вы не специалист по пересечению речек, то, переборщив со скоростью, рискуете залить моторный отсек и, как следствие, двигатель и при не столь большой глубине. Не зря же вся настоящая off-road техника в самую первую очередь оснащается шноркелем, а то и гидроизоляцией — чтобы двигатель не хапнул воды и не «стуканул». Еще одна опасность, которая возникает абсолютно у всех автомобилей при остановке в воде, это затопление салона, что наверняка приведет в лучшем случае к трудозатратной и дорогостоящей чистке и мойке интерьера, а в худшем — к проблемам с электрикой. Так что помните, что автомобиль — это вовсе не подводная лодка!