Льготное автокредитование ждет очередная реформа. Минпромторг РФ предложил увеличить максимальную цену «льготного» автомобиля с нынешнего миллиона до 1,5 миллиона рублей. Ожидается, что государство выделит на эту программу 17,5 млрд рублей. Размер скидки для получателей льготных автокредитов останется прежним — 10% (25% для дальневосточников). Список моделей-участников пока не раскрыт, но Дром сделал свою версию списка, исходя из предложенных Минпромторгом ограничений. Начнем с седанов, хэтчбеков и универсалов.
1. Lada Granta
Основные козыри Granta — идеально приспособленная для наших дорог подвеска, доступность сервиса и запчастей плюс цена ниже, чем у любого из конкурентов. За это ей можно простить множество недостатков, среди которых в первую очередь низкий уровень сборки, невысокое качество ЛКП, гудящая трансмиссия и неоптимальная посадка за рулем. Выбор Гранты — задача не из легких. Три мотора (87, 98 и 106 л.с.), столько же коробок («механика», АКПП, «робот) и целая россыпь кузовов (седан, хэтчбек, лифтбек, универсал в обычной и Cross-версии). Но оптимальным вариантом выглядит классический седан. В наиболее разумной по набору опций комплектации Luxe (фронтальные подушки, сиденье водителя с регулировкой по высоте, полный электропакет, «климат», «круиз», обогрев лобового стекла, аудиосистема, литые диски) он дешевле хэтчбека на 15 000 рублей. Отличный вариант на роль первой машины как для спокойного водителя (664 800 рублей за вариант с 98-сильным мотором и АКПП), так и горячего юнца (106 л.с. и МКПП — 604 800 рублей). К тому же у «четырехдверки» немаленький багажник — 520 л. Это больше, чем у соплатформенных хэтчбека и лифтбека. Больше, и то лишь при сложенных задних сиденьях, только у универсала — 670 л.
2. Lada Vesta
Гордость АвтоВАЗа и гроза Солярисов — интересный дизайн, современные опции, просторный салон и багажник, удачно настроенная ходовая и солидный клиренс. Плюс широкая гамма кузовов и недорогое обслуживание. Вот бы подвеску покрепче, подтянуть качество сборки, нарастить мощность двигателей и в кузове универсал — и будет почти идеал для молодой семьи. Пусть багажник (480/825 л) не так просторен, как у Largus, и нет семиместной версии, зато других универсалов, на которые приятно оборачиваться на парковке, за такую цену просто не сыскать. Цена оптимальной Vesta SW c двигателем 1,8 л (122 л.с.) и «механикой» (классической АКПП не предлагается) в комплектации Luxe — 851 900 рублей. Это будет универсал с передними и боковыми подушками безопасности, электропакетом, «климатом», «круизом», подогревом передних сидений, зеркал и лобового стекла, аудиосистемой, датчиками дождя и света, задним парктроником, литыми дисками. Сиденья будут обиты комбинацией ткани и экокожи, а водительское кресло — с регулировкой по высоте и поясничной поддержкой.
3. Lada Largus
Самая функциональная Lada, способная стать верным спутником дачника, путешественника, коммерсанта или другом большой семьи. Возможности салонной трансформации — на уровне минивэнов. К тому же Largus — самый дешевый семиместный автомобиль на нашем рынке. Но багажник в такой конфигурации ужимается с 560 до 135 л. Минусы при таких достоинствах и ценах незначительны: посредственная эргономика, не всем подходящий профиль сидений, невозможность трансформации салона в ровную поверхность. Идеальный Largus — версия Cross, с увеличенным до 170 мм клиренсом и «доспехами» из неокрашенного пластика. Единственно возможная комплектация — универсал со 106-сильным мотором и «механикой» в версии Luxe (787 900 рублей за пятиместную версию, 810 900 рублей за семиместную). Оснащение небедное. Есть фронтальные подушки безопасности, электропакет, сиденье водителя с регулировкой по высоте и поясничной поддержкой, кондиционер, аудиосистема, подогрев сидений и зеркал, задний парктроник и литые диски.
4. Datsun on-DO и mi-DO
Парочка Datsun — это перелицованные Гранта (седан on-DO) и Калина (хэтчбек mi-DO) с двумя вариантами моторов (87 и 106 л.с.) и коробок (МКПП и «автомат»). Несмотря на японское имя, список достоинств и проблем аналогичен родственникам из Тольятти, а цены выше. Оптимальным Датсуном снова выступает седан. Доплачивать 24 000 рублей за хэтчбек с 240-литровым багажником нет смысла. Из комплектаций наиболее интересно выглядит предтоповая Dream I, где будут передние подушки безопасности, электропакет, «климат», «круиз», датчики света и дождя, мультимедийная система, обогрев лобового стекла, задний парктроник и литые диски, сигнализация. Но цены — от 631 000 рублей за 106-сильную версию на «механике» и минимум 666 000 рублей за 87-сильный on-DO с АКПП. Вариант для тех, кому опостылел вазовский шильдик и не мила Vesta, стоящая схожих денег в начальной комплектации.
Главные конкуренты Гранты по части подвески, которая отлично справляется с бедами наших дорог. Наконец-то в число достоинств модели можно записать дизайн и современное оснащение. Что не изменилось со сменой поколений, так это невысокое качество ЛКП и требующая привыкания эргономика. Но с учетом оставшихся невысокими цен парочка Logan/Sandero — главные кандидаты при выборе недорогой иномарки. Оптимальный вариант — Logan в версии Drive (113 л.с. и МКПП — 804 000 рублей, 102 л.с. и АКПП — 834 000 рублей). В наличии передние подушки безопасности, электропакет, литые диски, аудиосистема с подрулевым джойстиком, «круиз». Стоит доплатить за ESP и пакет «Комфорт» («климат», кожа на руле, обогрев лобового стекла). Мечтающим о почти кроссовере адресован Logan Stepway (от 854 000 рублей в версии Drive) с его 195-мм клиренсом и обвесом из черного неокрашенного пластика.
6. Skoda Rapid
Самый недорогой лифтбек среди иномарок, и к тому же — горячая новинка. Выбор тех, кто ценит классический дизайн, практичность (багажник 550 л — на 90 л больше, чем у Polo) и нейтральный имидж. В отличие от родственного Volkswagen не вызывает стойких ассоциаций с такси. В прошлом поколении Rapid не мог похвастать энергоемкостью подвески и приемлемой шумоизоляцией, а его моторы, даже атмосферные, были склонны подъедать масло. Оптимальный Rapid — лифтбек в комплектации Ambition со 110-сильным двигателем, единственный доступный с классической АКПП. Оснащение без изысков — фронтальные подушки безопасности, электропакет, кондиционер, круиз-контроль, аудиосистема, подогрев сидений, зеркал и форсунок омывателя. Есть широкий список опций, но цены и так немаленькие — от 953 000 рублей за версию с МКПП и от 1 003 000 рублей за вариант с 6-ступенчатым «автоматом».
Автомобиль на все случаи жизни, в котором каждый найдет что-то свое. Octavia мастерски сочетает хорошие ездовые повадки и добротный салон с завидной практичностью и склонностью к разнообразному тюнингу. Увы, лифтбек имеет недостаточно прочное лобовое стекло и не может похвастать хорошим качеством покраски. Даже не видавшая аварий Octavia может выглядеть непрезентабельно из-за слишком нежного ЛКП. К тому же Шкода уже одной ногой на пенсии. В Европе уже продается Octavia четвертого поколения. В текущем поколении Октавию целесообразнее брать с двигателем 1.6 MPI (110 л.с.) и 6-ступенчатым «автоматом» в версии Ambition. За 1 362 000 рублей можно рассчитывать на комплект подушек безопасности (передние, боковые, коленная), электропакет, кондиционер, «круиз», подогрев сидений, зеркал и форсунок омывателя, датчик дождя, охлаждаемый перчаточный ящик и кожаный руль. Из допоборудования стоит выбрать пакет Ambition (задний парктроник, двухзонный климат-контроль, система Smartlink) и зимний пакет (обогрев лобового стекла, мультируля и задних сидений, радио Bolero, круиз-контроль с ограничителем скорости, задний стеклоочиститель с омывателем Aero). Доплата 23 500 рублей и 39 900 рублей соответственно.
Самый недорогой и одновременно самый старый из актуальных моделей Volkswagen на нашем рынке. Седан радует классическим дизайном, качественной сборкой и простором на втором ряду. Но подвеска жестковата для наших дорог, зимой досаждает скрип втулок стабилизатора, а салону не помешает дополнительная шумоизоляция. К тому же Polo на десятом году жизни морально устарел. Для одних это повод подождать скорого выхода преемника, ставшего лифтбеком, для других — выбить скидку на текущую модель. Последним стоит присмотреться к седану с мотором 1,6 л (110 л.с.) в комплектации Select. При цене в 856 900 рублей за вариант с МКПП из удобств тут только передние подушки безопасности, кондиционер, электропакет, подогрев сидений, зеркал и форсунок омывателя, простенькая магнитола и кожаный мультируль. Имеет смысл доплатить 29 100 рублей за пакет «Комфорт», включающий «климат», парктроники спереди и сзади, электрообогрев лобового стекла. 6-диапазонный «автомат» поднимает цену еще на 45 000 рублей.
9. Kia Rio
Собрат Solaris, ориентированный в основном на молодую аудиторию возрастом лет 25-30. Берет в первую очередь дизайном экстерьера и отлично продуманным салоном. Жаль, что подвеска седана жестковата, на втором ряду не разгуляешься, а шумоизоляция нуждается в срочной доработке. Для реальной жизни хватит младшего мотора 1,4 л (100 л.с.) и средней комплектации Comfort. Но придется довольствоваться барабанными тормозами на задней оси. Зато можно рассчитывать на передние подушки безопасности, электропакет, кондиционер, аудиосистему, обогревы руля, сидений и зеркал, обитый экокожей мультируль и кожу на селекторе КПП. Цены — от 854 900 рублей за вариант с «механикой» и от 894 900 рублей при наличии «автомата».
10. Kia Rio X-Line
X-Line — единственный способ купить новый Rio в кузове хэтчбек, получив в довесок солидный клиренс в 195 мм и вседорожный обвес. Получился почти кроссовер для экономных и несемейных. Сзади тесно, как и в седане, объем багажника скромные 390 л (1075 при сложенных задних сиденьях). Чтобы не залезать на ценовую территорию базовых кроссоверов, лучше ограничиться мотором 1,4 л и разумно-достаточной комплектацией Comfort. Оснащение схоже с седаном в аналогичной версии, но цены, естественно, выше. X-Line с «механикой» стоит минимум 909 900 рублей. Доплата за «автомат» — 40 000 рублей.
11. Kia Ceed
«Кореец» для тех, кому нужен современный европейский автомобиль. Европа — главный рынок для Ceed, и это чувствуется во всем. Стильный экстерьер, приятный внешне и эргономичный салон, хорошая управляемость и плавность хода, широкая цветовая палитра. Жаль, что внешний лоск салона скрывает местами крайне бюджетные и не стойкие к износу материалы отделки. Аркам требуется дополнительная шумоизоляция, головной свет слаб, а клиренс в 150 мм низковат для наших дорог. Разумнее всего выбрать Ceed с атмосферной «четверкой» 1.6 MPI (128 л.с.) и классическим 6-ступенчатым «автоматом» в исполнении Luxe. За 1 254 900 рублей в списке оснащения будут фронтальные и боковые подушки плюс шторки безопасности, система выбора режима движения Drive Mode Select, электропакет, двухзонный «климат», «круиз», задний подлокотник с подстаканниками, обогрев зеркал, мультируля, передних сидений и форсунок стеклоомывателя, кожа на руле и рычаге КПП, камера заднего вида, «мультимедийка» с сенсорным дисплеем и легкосплавные диски. Доплата за кузов универсал (объем багажника от 625 л до 1694 л) — разумные для самой недорогой иномарки в этом кузове 40 000 рублей.
12. Kia Cerato
Соплатформенник Elantra c более стильным оформлением салона и большим багажником (502 л против 458 л у Hyundai). Хорошее соотношение цены и количества опций для тех, кто предпочитает седаны, но не дорос до Оптимы. К сожалению, Cerato, в отличие от хорошо сбалансированной Элантры, не может похвастать энергоемкостью подвески и приемлемой плавностью хода. К тому же его двигатели склонны к масложору, нередки случаи с задирами. Оптимальный Cerato, что подтверждается статистикой продаж, — седан с 2,0-литровым мотором мощностью 150 л.с. с «автоматом» в комплектации Luxe. За 1 319 900 рублей получите фронтальные и боковые подушки плюс шторки безопасности, электропакет, двухзонный «климат», «круиз», датчик света, обогревы зеркал, сидений и форсунок омывателя. Плюс светодиодные ДХО и повторители указателя поворота, кожу на руле и селекторе КПП, «мультимедийку» с 8-дюймовым дисплеем, камеру заднего вида и задний парктроник.
13. Kia Optima
Главный конкурент Camry — солидный и при этом динамичный внешне седан, недорогой как по прайсу, так и в содержании. Но приятный глазу интерьер огорчает уровнем отделки, а подвеска недостаточно благородна для автомобиля подобного класса. Зато с учетом простора на заднем сиденье, немаленького (510 л) багажника и приличного клиренса почти бизнес-классовая Optima отлично себя чувствует в статусе семейной машины. Вот только выбрать оптимальный вариант в пределах 1,5 млн рублей не выйдет. Придется казаться, а не быть за рулем седана с базовым 150-сильным мотором и «механикой» в начальной комплектации Classic. Но даже в такой Оптиме за 1 424 900 рублей будут фронтальные, боковые подушки и шторки безопасности, кондиционер, электропакет, подогрев сидений, зеркал и лобового стекла, круиз-контроль, датчик света, мультируль, аудиосистема, литые диски. С «автоматом» такой седан тянет уже на 1 554 900 рублей.
14. Hyundai Solaris
Рестайлинговый Solaris, который получил модный экстерьер, чем перещеголял брата Rio. Качественный интерьер и подвеска, сочетающая интересную управляемость с хорошей плавностью хода на разбитых дорогах, тоже никуда не делись. Есть надежда, что рестайлинг улучшил шумоизоляцию и анатомию водительского кресла, где слишком коротка подушка, а спинка выгнута дугой и оставляет плечи на весу. Как и в случае с Rio, разумнее предпочесть Solaris с мотором 1,4 л (100 л.с.) в сочетании с МКПП или «автоматом» в средней комплектации Comfort. Здесь можно рассчитывать на фронтальные подушки безопасности, кондиционер, электропакет, регулировку рулевой колонки по вылету, подогрев сидений, зеркал и руля, круиз, кожаный мультируль, мультимедийную систему с интеграцией со смартфонами. Цена — от 891 000 рублей, и 40 000 рублей сверху, если нужна АКПП. Rio дешевле, но встречается на каждом шагу, так что любителей новинок разница в цене вряд ли остановит.
15. Hyundai Elantra
Рестайлинговая Elantra шестого поколения сочетает модный экстерьер с добротным салоном в консервативном стиле и удачно настроенным шасси. Жаль, что обновление не решило проблем с шумоизоляцией и задирами. С учетом одного из самых маленьких в классе багажников (458 л) семейным автомобилем Элантре не бывать. Зато она сгодится на роль первой машины одинокого горожанина. Такому подойдет 2,0-литровый 150-сильный седан с 6-ступенчатым «автоматом» в комплектации Active. За 1 305 000 рублей тут будут передние и боковые подушки безопасности и шторки, двухзонный климат-контроль, датчик дождя и света, задний парктроник и камера, литые диски, отделка центрального подлокотника искусственной кожей, система выбора режима движения Drive Mode Select. У мультимедийной системы — 7-дюймовый дисплей и интеграция со смартфонами. Плюс есть подогрев передних сидений, зеркал и руля.
16. Peugeot 408
Как и любой французский автомобиль в России, Peugeot 408 — выбор оригиналов, но расчетливых. Конструкция машины, с учетом исходного 308-го, известна еще с 2008 года, все детские болезни давно изучены и многие вылечены, страховка ниже, чем на «корейцев». К тому же седан выделяется не по классу просторным салоном, кроссоверным клиренсом в 175 мм и очень энергоемкой подвеской. Но аэродинамика красивого кузова не идеальна. В непогоду боковые зеркала и передние стекла по бокам загрязняются за считаные минуты. Из-за широкой передней стойки некоторые маневры становятся небезопасными. Над выбором оптимального 408-го ломать голову не придется. Это будет седан со 115-сильным «атмосферником» и 6-ступенчатым «автоматом» в единственно возможной для данной версии комплектации Active. С учетом цены в 1 236 000 рублей оснащение небогатое. В наличии передние и боковые подушки безопасности, электропакет, кондиционер, круиз-контроль, подогрев сидений, зеркал, нижней части лобового стекла и форсунок омывателя, датчики дождя и света, мультируль, задний парктроник.
17. Citroen С4 Sedan
Соплатформенник Peugeot 408 — с более экспрессивной внешностью, для еще больших оригиналов. C4 Sedan не может похвастать стойким ЛКП и надежной электрикой. Ликвидность у обоих «французов» низкая. Внутри С4 теснее, чем в Пежо, передняя панель сродни хэтчбеку С4 образца 2010 года. Но в остальном у Ситроена все те же козыри, что у собрата, и аналогичная техника. Поэтому оптимальный C4 Sedan — это автомобиль со 115-сильным мотором и АКПП. Оптимальная комплектация Feel Edition за 1 259 000 рублей предлагает фронтальные и боковые подушки, электропакет, «климат», подогрев сидений и зеркал, кожаный руль, аудиосистему, задний парктроник и литые диски.