Такую динамику не объяснить ни рестайлингом, ни обогащением комплектации. Автомобильная инфляция в России определенно есть, и в этой статье мы попробуем ее посчитать, попутно разобравшись в драйверах ее роста.
Что такое инфляция и какая она
Инфляция — повышение общего уровня цен на товары и услуги. Если инфляция имеет отрицательные значение, то с течением времени товары и услуги дешевеют. Если положительное — дорожают. При растущей инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии лет можно будет купить меньше товаров и услуг, чем раньше.
По официальным данным, инфляция в России в 2019 году составила 3% в год. Но это среднее значение, рассчитанное на основе потребительской корзины, состав которой пересматривают ежегодно. В нее входят разные товары. Среднее значение получается небольшим, потому что удорожание товаров широкого потребления компенсируется удешевлением нишевых, сырьевых, дорогих или других товаров.
Средняя инфляция в России по данным Росстата
2020 | Н. д. |
2019 | 3% |
2018 | 4,3% |
2017 | 2,5% |
2016 | 5,4% |
2015 | 12,9% |
2014 | 11,4% |
2013 | 6,5% |
2012 | 6,6% |
2011 | 6,1% |
2010 | 8,8% |
В среднем за 9 лет | 7% |
Всего за 9 лет (по данным Калькулятор инфляции РФ) | 96,81% |
Если считать инфляцию внутри отдельных категорий товаров, то ее показатель будет отличаться от среднего. Например, продовольственная инфляция в 2019 году превысила 5%, притом что средняя инфляция составила всего 3%. Аналогично — с автомобилями.
Средневзвешенная цена на новый автомобиль в России
По данным агентства Автостат, в России в первом полугодии 2020 на 9% выросла средневзвешенная цена нового автомобиля — до 1 млн 676 тыс. рублей. Формально это показывает, что за первое полугодие автомобильная инфляция составила 9%. Этот показатель рассчитывался на основе средних значений рекомендованных дистрибьютором цен и объемов продаж по каждой модели с учетом модификаций (объем двигателя, привод, трансмиссия, кузов) в рамках года. Чтобы рассмотреть ситуацию шире, мы собрали данные с 2015 по 2019 год и усреднили их. В среднем за обозначенный период машины подорожали на 7% в год.
Средневзвешенные цены новых автомобилей в России (в руб.)
В среднем по рынку | Новые иностранные | Новые отечественные | |
2015 цена/динамика | 1 200 000 / н. д. | 1 362 000 / н. д. | 510 000 / н. д. |
2016 цена/динамика | 1 308 000 / 9% | 1 514 000 / 11,16% | 561 000 / 10% |
2017 цена/динамика | 1 335 000 / 2,06% | 1 546 000 / 2,11% | 583 000 / 3,92% |
2018 цена/динамика | 1 439 000 / 7,79% | 1 670 000 / 8,02% | 627 000 / 7,55% |
2019 цена/динамика | 1 556 000 / 8,13% | 1 820 000 / 8,98% | 665 000 / 6,06% |
Средняя цена/динамика | 1 367 600 / 6,75% | 1 582 400 / 7,57% | 589 200 / 6,88% |
Средняя динамика в целом | 7,07% |
— Цены на автомобили растут каждый год. Так, за последние четыре года (2015–2019) средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России выросла на 30%. Причем по иномаркам этот показатель еще выше (+34%). Увы, но с 2014 года мы живем в перманентном кризисе, который никак не закончится… Его причины носят глобальный характер и серьезно сказываются на экономике, которая, в свою очередь, влияет на авторынок. Вот и в нынешнем году после мартовского падения нефтяных котировок и последовавшего резкого ослабления рубля автопроизводители начали активно повышать цены. А поскольку они не могут отыграть курсовую разницу одномоментно, то будут растягивать этот процесс во времени — возможно, даже в течение всего года. Это означает, что цены на автомобили и дальше будут расти.
Самые популярные модели в России в 2015– 2019 гг.
Для подробного анализа мы взяли статистику российского авторынка с 2015 года, выделили в ней самые продаваемые модели и подняли данные по ценам из архивных тест-драйвов и каталогов.
Для лучшей точности Дром разослал запросы об архивных ценах всем автопроизводителям из статьи и пригласил дать комментарии. Но бóльшая часть брендов не ответила на запрос, две марки отказались предоставлять старые цены, и только один бренд помог поднять архивные прайс-листы на модель. При этом от комментариев отказались все.
Самые популярные автомобили в России
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |
1. | Lada Granta | Hyundai Solaris | Kia Rio | Lada Vesta | Lada Granta |
2. | Hyundai Solaris | Lada Granta | Lada Granta | Lada Granta | Lada Vesta |
3. | Kia Rio | Kia Rio | Lada Vesta | Kia Rio | Kia Rio |
4. | VW Polo | Lada Vesta | Hyundai Solaris | Hyundai Creta | Hyundai Creta |
5. | Renault Duster | VW Polo | Hyundai Creta | Hyundai Solaris | Hyundai Solaris |
6. | Renault Logan | Renault Duster | VW Polo | VW Polo | VW Polo |
7. | Lada Largus | Toyota RAV4 | Renault Duster | Lada Largus | Lada Largus |
8. | Lada Kalina | Chevrolet Niva | Lada Largus | Renault Duster | Renault Duster |
9. | Lada 4x4 | Renault Logan | Lada xRay | Skoda Rapid | Volkswagen Tiguan |
10. | Chevrolet Niva | Lada Largus | Toyota RAV4 | Lada xRay | Renault Logan |
В таблице приведены фактические данные с учетом порядковых мест. В тексте модели расставлены в алфавитном порядке.
Chevrolet (Lada) Niva

Выпускаемая с 2002 года Chevrolet Niva попала в список самых популярных моделей нашей выборки только по итогам 2015–2016 годов. Тогда она стоила от 499 000 до 704 000 рублей.
Но после ребрендинга и подорожания 2020 года внедорожник на официальном сайте Lada продается по ценам от 726 000 до 859 000 рублей. Конечно, такой рост произошел не одномоментно и не из-за смены логотипов. На примере Шевроле Нивы видно, как беспощадно обесцениваются деньги на десятилетнем горизонте даже при инфляции 5–8% годовых.
Chevrolet Niva (цены в руб.)
Начальная версия (цена / % изменения) |
Максимальная версия (цена / % изменения) |
|
2002 | 200 000 / н. д. | Н. д. / н. д. |
2003 | Н. д. / 0% | Н. д. / 0% |
2004 | Н. д. / 0% | Н. д. / 0% |
2005 | Н. д. / 0% | Н. д. / 0% |
2006 | Н. д. / 0% | Н. д. / 0% |
2007 | 325 000 / 62,5% | 400 000 / н. д. |
2008 | Н. д. / 0% | Н. д. / 0% |
2009 | Н. д. / 0% | Н. д. / 0% |
2010 | Н. д. / 0% | Н. д. / 0% |
2011 | Н. д. / 0% | Н. д. / 0% |
2012 | Н. д. / 0% | 540 000 / 35,0% |
2013 | Н. д. / 0% | Н. д. / 0% |
2014 | Н. д. / 0% | Н. д. / 0% |
2015 | 499 000 / 53,54% | 657 000 / 21,67% |
2016 | 579 000 / 16,03% | 704 000 / 7,15% |
2017 | 585 000 / 1,04% | 720 000 / 2,27% |
2018 | 670 000 / 14,53% | 799 000 / 10,97% |
2019 | 680 000 / 1,49% | 834 000 / 4,38% |
2020 | 726 000 / 6,76% | 859 000 / 3,00% |
Подорожание в среднем | 8,66% | 4,97% |
Hyundai Creta
После дебюта на рынке в 2016 году переднеприводной Creta 1.6 ее минимальная цена составляла 749 900 рублей. Полноприводный кроссовер с 2.0 тогда же стоил 1 034 900 рублей.
В апреле 2017-го начальная цена Creta 1.6 2WD выросла до 789 900 рублей, а топовая 2.0 AWD подорожала до 1 199 900, немного прибавив в оснащении. Через три года — перед рестайлингом 2020 года — дореформенная Hyundai Creta стартовала уже с отметки в 972 000 рублей. А после обновления начальная цена поднялась до 987 000 рублей. Максимальная версия Rock Edition перешагнула рубеж в 1 500 000 рублей, хотя столь оснащенная версия появилась в продаже только недавно.
Hyundai Creta (цена в руб.)
Начальная версия (цена / % изменения) |
Максимальная версия (цена / % изменения) |
|
2016 | 749 900 / н. д. | 1 034 000 / н. д. |
2017 | 789 900 / 5,33% | 1 199 900 / 16,04% |
2018 | 889 900 / 12,66% | 1 299 900 / 8,33% |
2019 | 972 000 / 9,23% | 1 399 900 / 7,69% |
2020 | 987 000 / 1,54% | 1 512 000 / 8,01% |
Подорожание в среднем | 7,19% | 10,02% |
Hyundai Solaris первого поколения
Первое поколение Hyundai Solaris вышло на российский рынок в 2010 году с рекламным ценником в 379 900 рублей. Максимальная версия тогда же стоила 659 900 рублей. Но бешеный спрос растянул очереди на покупку до нескольких месяцев и вынудил запускать вторую смену на производстве.
Попутно производитель устранял «детские болезни». Сначала в августе 2011-го модернизировали заднюю подвеску, сделав ее жестче. А через год инженеры Hyundai внесли второй пакет доработок шасси.
К тому моменту базовый Solaris стал стоить уже от 445 000 рублей и разошелся тиражом более 100 000 штук, а к 2013-му корейцы продали в России 300 000 экземпляров и провели первое легкое обновление — добавили светодиодные ленты в передней оптике и подогрев руля для отдельных комплектаций.
В 2014 году случился рестайлинг. У модели изменился дизайн передней части, за доплату стал доступен 6-ступенчатый «автомат», хотя прежний 4-ступенчатый остался в более простых версиях. Так или иначе, рестайлинговый Solaris первого поколения в 2014 году стоил уже минимум 463 900 рублей, а в 2017-м ушел на пенсию с начальной ценой 623 900 рублей.
Hyundai Solaris I седан (цена в руб.)
Начальная версия (цена / % изменения) |
Максимальная версия (цена / % изменения) |
|
2010 | 379 900 / н. д. | 604 000 / н. д. |
2011 | 399 900 / 5,26% | 604 000 / 0% |
2012 | 445 000 / 11,28% | 624 900 / 3,46% |
2013 | 459 000 / 3,15% | 629 000 / 0,66% |
2014 | 463 900 / 1,07% | 645 000 / 2,54% |
2015 | 494 000 / 6,49% | 660 900 / 2,47% |
2016 | 565 900 / 14,55% | 776 400 / 17,48% |
2017 | 623 900 / 10,25% | 861 400 / 10,95% |
Подорожание в среднем | 7,44% | 5,36% |
Hyundai Solaris второго поколения
Новое поколение Hyundai Solaris вышло на рынок в 2017-м со стартовым ценником 599 000 рублей за версию 1.4 (100 л.с.) с «механикой» и без кондиционера. Топовый вариант с двигателем 1.6 (123 л.с.) и «автоматом» тогда же оценили в 899 000 рублей.
Недавний рестайлинг (весной 2020 года) поднял минимальную стоимость модели до 766 000 рублей за седан с мотором 1.4 в 100 лошадиных сил и «механикой», хотя вместе с ценой богаче стало и оснащение. Например, во всех комплектациях появилась регулировка поясничного подпора на водительском кресле.
Hyundai Solaris II (цена в руб.)
Начальная версия (цена / % изменения) |
Максимальная версия (цена / % изменения) |
|
2017 | 599 000 / н. д. | 899 000 / н. д. |
2018 | 624 900 / 4,32% | 909 900 / 1,21% |
2019 | 730 000 / 16,82% | 999 000 / 9,79% |
2020 | 766 000 / 4,93% | р.1 196 000 / 19,72% |
Подорожание в среднем | 8,69% | 10,24% |
Kia Rio третьего поколения

Rio третьего поколения ушел на покой в 2017-м с ценовым диапазоном от 650 900 рублей до 942 900 рублей. Но дебютировав в 2011 году модель предлагалась по цене от 459 900 рублей до 659 900 рублей — дешевле на 191 000 и 283 000 рублей соответственно. Динамика удорожания Rio III примерно сопоставима с Солярисом первого поколения, а небольшая разница объясняется различием комплектаций и временным лагом с Hyundai — Solaris вышел и обновляется раньше, чем Rio.
Kia Rio III (цена в руб.)
Начальная версия (цена / % изменения) |
Максимальная версия (цена / % изменения) |
|
2011 | 459 900 / н. д. | 659 900 / н. д. |
2012 | 479 900 / 4,35% | 679 900 / 3,03% |
2013 | 509 900 / 6,25% | 709 900 / 4,41% |
2014 | 514 900 / 0,98% | 754 900 / 6,34% |
2015 | 629 900 / 22,33% | 921 900 / 22,12% |
2016 | 639 900 / 1,59% | 931 900 / 1,08% |
2017 | 650 900 / 1,72% | 942 900 / 1,18% |
Подорожание в среднем | 6,20% | 6,36% |
Kia Rio четвертого поколения

Rio четвертого поколения обзавелся дополнительной псевдокроссоверной версией X-line, но в нашем исследовании мы ее не учитывали, а считали только изменение цен на седан.
За время производства Rio текущего поколения производитель пересматривал комплектации. К примеру, в 2018 году вариант оснащения Prestige обзавелся семидюймовым экраном с поддержкой Apple CarPlay и Android Auto, а также камерой заднего вида, из-за чего Rio в этой версии стал дороже на 20 000 рублей. Впрочем, дорожал Rio и без пересмотра комплектаций. В среднем на 6% в год за базовый вариант и около 4% — за самую оснащенную версию.
Kia Rio IV (цена в руб.)
Начальная версия (цена / % изменения) |
Максимальная версия (цена / % изменения) |
|
2017 | 669 900 / н. д. | 989 900 / н. д. |
2018 | 709 900 / 5,97% | 1 004 900 / 1,52% |
2019 | 724 900 / 2,11% | 1 034 900 / 2,99% |
2020 | 799 900 / 10,35% | 1 109 900 / 7,25% |
Подорожание в среднем | 6,14% | 3,92% |
Lada 4x4

В отличие от современных городских моделей, которые относительно часто меняют поколения и претерпивают рестайлинги, Lada 4х4 производят уже десятилетия. Но несмотря на это, рассчитать ход инфляции по ней сложнее. В отличие от массовых новинок для города, внимание к Ниве привлечено меньше, поэтому мы возьмем отрезок конвейерной жизни Лады 4х4 только с 2016 года.
Тогда Lada 4x4 пережила очередной рестайлинг и получила версию Urban с пластиковыми бамперами. Рекомендуемая розничная цена на нее составляла 512 700 рублей, а базовую Ниву оценили в 465 700 рублей.
В 2020-м самая простая Lada 4x4 на официальном сайте производителя стоит минимум 515 610 рублей, а без учета скидки и вовсе 572 900. Облагороженная версия Urban тянет на 648 900 рублей.
Lada 4x4 три двери (цена в руб.)
Начальная версия (цена / % изменения) |
Максимальная версия (цена / % изменения) |
|
2016 | 465 700 / н. д. | 512 700 / н. д. |
2017 | 503 900 / 8,20% | 559 000 / 9,03% |
2018 | 503 900 / 0% | 566 900 / 1,41% |
2019 | 538 000 / 6,77% | 598 900 / 5,64% |
2020 | 572 900 / 6,49% | 648 900 / 8,35% |
Подорожание в среднем | 5,36% | 5,36% |
Lada Granta седан

Одна из самых популярных моделей России появилась в 2011 году как упрощенная версия Калины. Тогда стоимость Гранты в базовой версии составляла 229 000 рублей. Это был автомобиль с неокрашенными бамперами, без ABS, подушек безопасности и усилителя руля. Но с момента оформления предзаказов до получения товарных машин завод приподнял цену — до 239 000 рублей за базу и до 279 000 — за максимально возможную на тот момент комплектацию.
В 2014 году семейство Гранты пополнилось кузовом лифтбек, а цены скорректировались до 314 000 рублей за начальную версию и до 477 500 — за самую оснащенную. В 2018-м семейство Гранты поглотило линейку моделей Kalina. Учитывая один класс автомобилей и сопоставимые цены, мы упразднили Калину из исследования по динамике цен.
В 2020 году самая дешевая Granta без пробега оценена производителем в 470 900 рублей, не считая скидок.
Lada Granta седан (цена в руб.)
Начальная версия (цена / % изменения) |
Максимальная версия (цена / % изменения) |
|
2011 | 229 000 / н. д. | 256 000 / н. д. |
2012 | 239 000 / 4,37% | 279 000 / 8,98% |
2013 | 269 900 / 12,93% | 350 000 / 25,45% |
2014 | 311 600 / 15,45% | 477 500 / 36,43% |
2015 | 368 000 / 18,10% | 527 000 / 10,37% |
2016 | 383 900 / 4,32% | 561 400 / 6,53% |
2017 | 389 900 / 1,56% | 558 900 / -0,45% |
2018 | 409 900 / 5,13% | 578 900 / 3,58% |
2019 | 439 900 / 7,32% | 608 800 / 5,16% |
2020 | 470 900 / 7,05% | 669 800 / 10,02% |
Подорожание в среднем | 8,47% | 11,79% |
Lada Largus
Когда в 2012 году начались продажи Лады Ларгус, ее стартовая стоимость составляла 349 000 рублей. В 2014-м цена аналогичной машины стала уже 384 000 рублей, а в 2020-м самый простой Largus стоит 572 310 рублей. Но несмотря на рост цен, на модель по-прежнему сохраняется высокий спрос как на самый недорогой новый универсал на российском рынке.
Lada Largus легковой (цена в руб.)
Начальная версия (цена / % изменения) |
Максимальная версия (цена / % изменения) |
|
2012 | 349 000 / н. д. | 449 800 / н. д. |
2013 | 384 000 / 10,03% | 483 700 / 7,54% |
2014 | 398 000 / 3,65% | 497 700 / 2,89% |
2015 | 457 000 / 14,82% | 610 700 / 22,70% |
2016 | 529 900 / 15,95% | 610 700 / 0% |
2017 | 570 900 / 7,74% | 675 400 / 10,59% |
2018 | 586 900 / 2,80% | 716 400 / 6,07% |
2019 | 623 900 / 6,30% | 722 500 / 0,85% |
2020 | 635 900 / 1,92% | 789 900 / 9,33% |
Подорожание в среднем | 7,90% | 7,50% |
Lada Vesta

Пожалуй, самая революционная и ожидаемая модель АвтоВАЗа за последнее десятилетие, близкая к иномаркам не только по цене, но по потребительским свойствам.
Если в момент премьеры Весты начальная цена за седан составляла 495 000 рублей, а максимальная — 600 000, то в 2020-м самая дешевая Vesta-седан оценивается производителем в 653 900 рублей, а максимальная — почти в миллион (973 900). И это не считая спецверсий и кузова универсал. Впрочем, усиленная динамика стоимости максимальной версии объясняется не только инфляцией, но и появлением модификации с мотором 1.8 и 113-сильным 1.6, которых не было в 2015 году.
Lada Vesta седан (цена в руб.)
Начальная версия (цена / % изменения) |
Максимальная версия (цена / % изменения) |
|
2015 | 495 000 / н. д. | 600 000 / н. д. |
2016 | 514 000 / 3,84% | 609 000 / 1,50% |
2017 | 529 000 / 2,92% | 670 900 / 10,16% |
2018 | 554 900 / 4,90% | 744 900 / 11,03% |
2019 | 599 900 / 8,11% | 869 400 / 16,71% |
2020 | 653 900 / 9,00% | 973 900 / 12,02% |
Подорожание в среднем | 3,88% | 7,56% |
Lada Xray
Переднеприводный псевдокроссовер на платформе B0 при старте продаж оценили дороже Весты. Если к 2016 году самый недорогой седан в прайс-листе значился за 514 000 рублей, то за Xray просили минимум 589 000. Хотя это было все равно дешевле, чем соперники иностранных брендов. В том же 2016-м родственник Иксрея — Sandero Stepway — стоил минимум 629 900 рублей.
Lada Xray (цена в руб.)
Начальная версия (цена / % изменения) |
Максимальная версия (цена / % изменения) |
|
2016 | 589 000 / н. д. | 723 000 / н. д. |
2017 | 599 900 / 1,85% | 798 900 / 10,50% |
2018 | 619 900 / 3,33% | 822 900 / 3,00% |
2019 | 627 000 / 1,15% | 855 900 / 4,01% |
2020 | 641 900 / 2,38% | 874 900 / 2,22% |
Подорожание в среднем | 2,18% | 4,93% |
Renault Duster

В то время как Hyundai, Kia и Volkswagen пылесосили потенциальных покупателей Логанов и Сандеро к себе в шоу-румы, Renault выстроил новую очередь к своим дилерам запуском кроссовера Duster.
Рекламная стоимость поражала — новый кроссовер с большим дорожным просветом за 449 000 рублей. Почти что по цене Логана. И пусть за эти деньги предлагался автомобиль с передним приводом, мотором 1.6 и неокрашенными бамперами, конкурентов этому предложению не было.
Но не было и товарных машин в такой комплектации. Очереди на базовый Дастер растягивались на 6–12 месяцев. Приходилось ждать и более дорогие версии Дастера... Иногда вплоть до полноприводной версии с 2,0-литровым двигателем, которая в максимальной комплектации стоила 681 000 рублей.
Впрочем, меньше чем через год цены на Duster переписали. Машина подорожала до 449 000–681 000 рублей. Постепенное повышение цен продолжалось на протяжении всего жизненного цикла модели.
Renault Duster (цена в руб.)
Начальная версия (цена / % изменения) |
Максимальная версия (цена / % изменения) |
|
2011 | 449 000 / н. д. | 681 000 / н. д. |
2012 | 469 000 / 4,45% | 696 000 / 2,20% |
2013 | 479 000 / 2,13% | 737 000 / 5,89% |
2014 | 488 000 / 1,88% | 787 000 / 6,78% |
2015 | 584 000 / 19,67% | 905 000 / 14,99% |
2016 | 629 000 / 7,71% | 915 900 / 1,20% |
2017 | 639 000 / 1,59% | 1 030 000 / 12,46% |
2018 | 709 000 / 10,95% | 1 112 000 / 7,96% |
2019 | 714 000 / 0,71% | 1 153 000 / 3,69% |
2020 | 777 000 / 8,82% | 1 200 000 / 4,08% |
Подорожание в среднем | 6,44% | 6,58% |
Renault Logan II
Наш список самых популярных моделей начинается с 2015 года, поэтому анализ цен мы провели только для Логана второго поколения. Динамика удорожания Renault Logan аналогична таковой у конкурентов. При этом по сравнению с Hyundai, Kia и Volkswagen второе поколение седана Renault не каждый год попадало в Топ-10 российского авторынка.
Renault Logan II (цена в руб.)
Начальная версия (цена / % изменения) |
Максимальная версия (цена / % изменения) |
|
2014 | 355 000 / н. д. | 515 000 / н. д. |
2015 | 365 000 / 2,82% | 525 000 / 1,94% |
2016 | 409 000 / 12,05% | 629 990 / 20,00% |
2017 | 499 900 / 22,22% | 739 990 / 17,46% |
2018 | 509 000 / 1,82% | 812 990 / 9,86% |
2019 | 577 000 / 13,36% | 840 990 / 3,44% |
2020 | 625 000 / 8,32% | 861 000 / 2,38% |
Подорожание в среднем | 10,10% | 9,18% |
Skoda Rapid
Родственник VW Polo седан, но с типом кузова лифтбек никогда не попадал в Топ-3 самых популярных модели в России, да и в Топе-10 за 2015–2019 годы был лишь раз — в 2018-м. Динамика роста цен у Рапида сопоставима с конкурентами, но уровень этих цен всегда был немного выше.
Skoda Rapid I (цена в руб.)
Начальная версия (цена / % изменения) |
Максимальная версия (цена / % изменения) |
|
2014 | 479 000 / н. д. | 724 000 / н. д. |
2015 | 539 000 / 12,53% | 817 000 / 12,85% |
2016 | 585 000 / 8,53% | 890 000 / 8,94% |
2017 | 648 000 / 10,77% | 960 000 / 7,87% |
2018 | 692 000 / 6,79% | 981 000 / 2,19% |
2019 | 754 000 / 8,96% | 1 087 000 / 10,81% |
2020 | 826 000 / 9,55% | 1 166 000 / 7,27% |
Подорожание в среднем | 9,52% | 8,32% |
Toyota RAV4
RAV4 оказывался в Топ-10 российского авторынка по объему продаж в 2016 и 2017 годах. Уже тогда начальная версия кроссовера стоила крепко за миллион рублей, а максимальная — больше двух миллионов.
Toyota RAV 4 (IV) (цена в руб.)
Начальная версия (цена / % изменения) |
Максимальная версия (цена / % изменения) |
|
2013 | 998 000 / н. д. | 1 543 000 / н. д. |
2014 | Н. д. / н. д. | Н. д. / н. д. |
2015 | Н. д. / н. д. | 1 786 000 / н. д. |
2016 | 1 281 000 / н. д. | 2 134 000 / 19,48% |
2017 | 1 415 000 / 10,46% | 2 138 000 / 0,19% |
2018 | 1 493 000 / 5,51% | 2 209 000 / 3,32% |
2019 | 1 616 000 / 8,24% | 2 348 000 / 6,29% |
Подорожание в среднем | 8,07% | 3,27% |
Volkswagen Polo седан
Прародитель современных городских седанов на российском авторынке — VW Polo стартовал с красивой ценой в 399 000 рублей за базовую машину без кондиционера. За десять лет седан подорожал более чем на 70%. При этом начальная версия дополнилась менее мощным двигателем в 90 «лошадей», которого не было первые несколько лет. Вдобавок к рестайлингу немцы наладили производство двигателей для Polo на заводе в Калуге, тем самым повысив степень локализации.
Volkswagen Polo седан (цена в руб.)
Начальная версия (цена / % изменения) |
Максимальная версия (цена / % изменения) |
|
2010 | 399 000 / н. д. | 500 000 / н. д. |
2011 | 424 700 / 6,44% | 568 000 / 13,60% |
2012 | 441 500 / 3,96% | 613 500 / 8,01% |
2013 | 461 000 / 4,42% | 624 400 / 1,78% |
2014 | 473 900 / 2,80% | 687 900 / 10,17% |
2015 | 554 900 / 17,09% | 735 900 / 6,98% |
2016 | 558 900 / 0,72% | 794 000 / 7,90% |
2017 | 599 900 / 7,34% | 896 900 / 12,96% |
2018 | 679 900 / 13,34% | 919 900 / 2,56% |
2019 | 717 000 / 5,46% | 945 900 / 2,83% |
2020 | 798 900 / 11,42% | 993 900 / 5,07% |
Подорожание в среднем | 7,30% | 7,19% |
Volkswagen Tiguan II
Tiguan втиснулся в список самых популярных новых автомобилей России только по итогам 2019-го, да и то попал на предпоследнее, девятое место. Впрочем, при стартовой цене более чем в полтора миллиона рублей это объяснимо.
Примечательно, что в том же 2019 году Tiguan в отдельных комплектациях дорожал на 30 000–70 000 рублей, а дешевел только за счет добавления в прайс-листы «рекламных» комплектаций. Интересно, войдет ли немецкий кроссовер в Топ-10 продаж по итогам 2020 года.
Volkswagen Tiguan II (цена в руб.)
Начальная версия (цена / % изменения) |
Максимальная версия (цена / % изменения) |
|
2017 | 1 529 000 / н. д. | 2 309 000 / н. д. |
2018 | 1 529 000 / 0% | 2 349 000 / 1,73% |
2019 | 1 499 000 / -1,96% | 2 469 000 / 5,11% |
2020 | 1 659 000 / 10,67% | 2 679 000 / 8,51% |
Подорожание в среднем | 2,90% | 5,12% |
Почему дорожали и дорожают автомобили
2014–2020 гг. Падение рубля и инфляция
Самый значительный шок российские потребители и экономика испытали в конце 2014 года, когда рубль просел примерно в два раза по отношению к доллару и евро. В последние месяцы 2014 года со складов дилеров и производителей покупатели сметали любые автомобили, включая дикий неликвид, лишь бы успеть обновить машину по старым ценам. Как только запасы машин при «долларе по 30 рублей» закончились, наступил затяжной кризис автомобильного рынка России.
2016–2020 гг. Утилизационный сбор
Утилизационный сбор введен в России с 2012 года. С 2016 по 2019 годы его повышали три раза, а в 2020 году снова подняли, причем значительно — в среднем на 110,7%!
Для машин с двигателем до одного литра он вырос на 46,1%, а для автомобилей с мотором от 3,5 л — на 145%. В самом массовом сегменте автомобилей с двигателем от 1,0 до 2,0 л увеличение утильсбора составило 112,4%.
2017 год. ЭРА-ГЛОНАСС
Обязательная установка системы ЭРА-ГЛОНАСС на автомобили стала дополнительным поводом для подорожания автомобилей в России. Хотя даже сами автопроизводители в архивных статьях за 2017 год делают примечание, что доля ЭРА-ГЛОНАСС в удорожании автомобилей небольшая, хотя и присутствует. Куда больше на цены влияет динамика валютного курса.
2018–2019 гг. Повышение НДС
Рост НДС в России с 18 до 20% отразился на увеличении стоимости новых автомобилей. По оценкам разных экспертов, машины подорожали по этой причине на 2–8%, но реальный вклад НДС в цены на автомобили подсчитать сложно. Во-первых, в процессе производства автопроизводители закупают тысячи компонентов у разных поставщиков и при каждой сделке платится НДС. Во-вторых, вместе с ростом НДС некоторые автопроизводители могли увеличить цены, руководствуясь и другими причинами.
Копить на машину в России тяжело. В первую очередь из-за ослабления курса рубля, во вторую — за счет налогов и сборов. Вслед за новыми машинами индексируются цены и на подержанные автомобили. В итоге примерно через пять лет продать свой старый автомобиль можно за ту же цену, сколько он стоил новым. Но вот купить на вырученные деньги новую машину хотя бы того же класса и даже с доплатой в 10% уже не получится. Скорее всего, придется доплачивать 30–40%...
Пока на счете соберется нужная сумма, автомобиль, который хотелось купить, подорожает. С одной стороны, в этой ситуации уместно воспользоваться кредитом, с другой, кредит на машину — это пассив, который не делает человека богаче. Альтернативный вариант — копить на автомобиль в валюте производителя.