Требования к летним шинам в России вроде бы не такие суровые, как в случае выбора зимней резины, да и ассортимент куда разнообразнее. И все же принято фокусировать внимание на таких качествах летних шин, как сцепление на мокром асфальте, способность не всплывать в лужах, комфортность хода, экономичность (сопротивление качению), а для нас еще важна износостойкость протектора и прочность боковин. Ведь одно дело — езда по европейским автобанам, и другое — по российским просторам. Неудивительно, что такие шинные параметры могут конфликтовать друг с другом (например, экошины грешат тонкими боковинами), приходится иметь дело с компромиссами, поэтому важна целостность характеристик.

И конечно, в балансе потребительских интересов важной составляющей выступает цена. Прошедший год стал особенным на шинном рынке. Продажи снизились, компании понесли убытки, а цены на продукцию выросли, в том числе на китайские марки. В конце 2020 года в России ввели обязательную маркировку шин, что тоже сказалось. Правда, есть и обратные течения: ряд премиальных брендов на какие-то модели (в том числе из новых) заметно понизили стоимость — на 10–15%, а на некоторые позиции до 20%, чем сделали их ближе к среднему ценовому сегменту. Поэтому на рынке наблюдается некоторая дисгармония.
Приведенные ниже примеры с размерами и ценами шин — в большинстве случаев исходные (базовые) варианты для легковых моделей различных сегментов, а цены — ориентировочные средние от интернет-магазинов. В каких-то случаях приводятся и другие размеры: классический легковой 195/65 R15 и базовый «кроссоверный» 215/65 R16, а также экзотические 195/55 R16 и 205/50 R17, применяемые в том же семействе Lada Vesta. Стоит заметить, что размер 225/45 R17 из-за особенностей позиционирования всегда дешевле, чем 215/55 R17.
Кроме всего, на стоимость шины даже одной модели и размера влияют индексы нагрузки и скорости (указываются после размера) — чем выше эти параметры, тем дороже (до 15% и более). Причем в летнем ассортименте ходовые размеры зачастую представлены в разных «силовых» версиях. Поэтому есть возможность сэкономить в случае, если устраивают базовые значения для этой модели.
Новинки летнего сезона
На российском рынке с новичками легковых шин для летнего сезона сейчас затишье. Конечно, если не включать сюда суперкары, внедорожники, SUV, LCV, а рассматривать массовые легковые автомобили. И все же, несмотря на трудный период, дебютанты наметились.
Michelin e.Primacy
Вот и дождались, когда шинники начинают «двигать» свою продукцию в тренде набирающих популярность электрокаров, для которых важен максимальный пробег на одной зарядке. Новая модель Michelin e.Primacy ориентирована на них, о чем говорит соответствующая строчка в анонсе — увеличивает запас хода электромобиля до 7%. Впрочем, новинка может рассматриваться просто как экономичная шина для всех автомобилей — производитель обещает снижение расхода топлива на 0,21 л на 100 км пути. Понятно, что все это подается за счет новых технологий по снижению сопротивления качению. Только вот с размерами пока не густо — на первом этапе всего шесть с учетом посадочных диаметров 16–19 дюймов.
Nokian Hakka Green 3
В текущем сезоне на рынок выходит следующая, уже третья версия «зеленой» модели, как обычно, ориентированной на автомобили малого и среднего класса, о чем говорит и размерная линейка — начиная с 13 дюймов. В очередном издании Hakka Green компания заявляет об улучшении всех ключевых характеристик шины, таких как сцепление на мокром асфальте, экономичность (снижение сопротивления качению), а также износостойкость. В последнем случае производитель подчеркивает, что этот показатель удалось повысить на 35%. Новинка уже представлена в российской торговой сети.
Типоразмеры: 13–18”, всего 27 вариантов
- 175/65 R14 — 3050 рублей
- 185/65 R15 — 3320 рублей
- 205/55 R16 — 3730 рублей
- 215/55 R17 — 6300 рублей
- 235/45 R18 — 8800 рублей
Nokian Nordman SZ 2
Новинка в классе шин UHP (Ultra High Performance) представляет собой «копию» снятой с производства премиальной модели Nokian Hakka Black первого поколения. В линейке Nordman, чья продукция относится к среднему сегменту, шина приходит на смену предыдущей топовой модели Nordman SZ, однако версия с индексом «2» предлагается в расширенном размерном ассортименте — с посадочным диаметром до 20 дюймов. Новинка уже представлена в российской торговой сети: как можно видеть, ценовая субординация соблюдена — Nordman SZ 2 даже подешевле, чем новинка у Nokian в массовом сегменте.
Типоразмеры: 16–20”, всего 21 вариант
- 205/55 R16 — 3550 рублей
- 215/55 R17 — 5700 рублей
- 225/45 R17 — 5100 рублей
- 235/45 R18 — 8000 рублей
Pirelli Powergy
Свою новую линейку под названием Powergy компания Pirelli позиционирует как промежуточный вариант между топовой моделью Scorpion и демократичным семейством Cinturato. С некоторым акцентом в сторону комфорта, с улучшенными показателями сцепления и управляемости на мокрых покрытиях, а также экологичности за счет снижения сопротивления качению. В начале сезона новинка будет представлена в ограниченном ассортименте, но в дальнейшем выбор обещают заметно расширить — до 55 вариантов.
Типоразмеры: 17–20”, всего 18 вариантов
- 225/45 R17 — 5050 рублей
- 235/45 R18 — 8320 рублей
Toyo Proxes Comfort
Несмотря на присутствие в названии «обывательского» слова Comfort, компания Toyo вывела свою новинку как представителя в классе скоростных шин UHP. Заявляются улучшенные характеристики торможения и контроля движения в различных погодных условиях, а также снижение сопротивления качению. По логике, новинка должна постепенно вытеснить популярную модель Proxes CF2, и охват посадочных диаметров 14–20 дюймов на это тоже указывает. Однако «Комфорт» пока еще слабо представлен у нас — на официальном сайте компании указано всего два размера.
На чем ехать
При выборе шин приходится исходить из доверия к бренду и (или) массива разносторонних данных, а также из бюджета. В поиске оптимума невольно обращаешься к менее дорогим брендам или шинам-ветеранам — у них характеристики похуже, но они доступнее. А еще возрастные модели, как правило, поучаствовали во многих отечественных и зарубежных тестах, накопили опыт эксплуатации. То есть по ним больше практической информации. Правда, есть нюансы: в разных тестах одна модель может вести себя нестабильно, занимая разные места. Причины здесь всякие, но такая статистика в том числе породила мнение, что «замес» шины зависит от географии производства и рынка сбыта, хотя производители это всегда отрицают. И потом, важно быть «ближе к народу» по размерному ряду — чем больше востребованных вариантов, тем лучше. Это тоже учитывалось при подборке моделей ниже.
Bridgestone Turanza T001
Флагманом компании в массовом сегменте шин является Turanza T005, чьи характеристики оцениваются достаточно высоко. Но предшественник с индексом Т001 тоже присутствует на рынке. Модель 2012 года поучаствовала во многих тестах, причем с разными выводами. В 2016 году появлялась усовершенствованная версия с приставкой Evo, но официально у нас представлена исходная модель. При всем у нее более демократичная размерная линейка и цены — на 12–20% ниже, чем за аналогичные размеры «пятерки».
+ Надежное торможение и управляемость на сухом покрытии, выносливость, приемлемый комфорт.
- Не самые лучшие характеристики на мокрой дороге.
Типоразмеры: 14–19”, всего 31 вариант
- 185/65 R15 — 3600 рублей
- 195/55 R16 — 6400 рублей
- 205/55 R16 — 4050 рублей
- 215/55 R17 — 6800 рублей
- 225/45 R17 — 6100 рублей
Continental Premium Contact 6
Наверное, в поисках беспроигрышного сочетания цены и качества имеет смысл обратиться к модели предыдущего поколения — с цифрой 5 или даже 2, которые тоже есть в продаже и по характеристикам еще не совсем «старички». Но в текущем году на некоторые ходовые размеры «шестерки» снизили цену так, что она может быть даже пониже, чем у «пятерки». А модель все же современнее — с 2017 года. И другой аргумент: обширный размерный ассортимент, покрывающий львиную часть легковых автомобилей.
+ Показательное сочетание высоких сцепных свойств и управляемости на мокром и сухом асфальте, плавности хода, экономичности.
- Не очень высокая ударная прочность, скромный индекс износоустойчивости, скидки не на все размерные версии.
Типоразмеры: 15–22”, всего 119 вариантов
- 185/65 R15 — 4990 рублей
- 205/55 R16 — 4200 рублей
- 215/65 R16 — 6780 рублей
- 225/45 R17 — 7100 рублей
- 235/45 R18 — 11 200 рублей
Cordiant Comfort 2
Вторая версия «Комфорта» вышла на рынок в 2018 году и получила хорошие отклики в отечественном автосообществе. Свое название шина вполне оправдывает по ключевым показателям, хотя эксперты все же предостерегают от спортивной манеры вождения. Ко всему впечатления могут расходиться в зависимости от версии, но сам факт наличия большой размерной линейки — тоже плюс. С учетом еще не рванувших вверх цен модель можно приобщить к сбалансированной для своего сегмента.
+ Надежное торможение на сухом и мокром асфальте, хорошее сопротивление аквапланингу и устойчивость в поворотах, сравнительно бесшумно, плавно и «экономно» катятся.
- Не для «гонок», остаются вопросы по ресурсу.
Типоразмеры: 13–18”, всего 37 вариантов (включая версии для SUV)
- 175/65 R14 — 2270 рублей
- 185/65 R15 — 2780 рублей
- 205/55 R16 — 3350 рублей
- 215/65 R16 — 4450 рублей
- 225/45 R17 — 4500 рублей
Dunlop SP Sport FM800
Модель, рассчитанная на массовый рынок автомобилей, появилась в 2016 году. Доказывать свою состоятельность в большом количестве сравнительных тестов ей не довелось, но что имеем, позволяет считать эту шину весьма сбалансированной для среднего ценового сегмента. Особенно с учетом такой объемной размерной линейки. Вот еще бы цены немного пониже, но модель не выпускается в России.
+ Уверенное сцепление на сухом и мокром асфальте (как при торможении, так и маневрах), достаточно высокое сопротивление аквапланингу.
- Ездовой комфорт может показаться невысоким, остаются вопросы по ресурсу.
Типоразмеры: 13–18”, всего 50 вариантов
- 185/65 R15 — 3300 рублей
- 205/55 R16 — 4050 рублей
- 215/65 R16 — 4970 рублей
- 215/55 R17 — 6300 рублей
- 235/45 R18 — 9250 рублей
Goodyear EfficientGrip Performance 2
На русскоязычном сайте компании о прошлогоднем дебютанте по-прежнему ни слуху ни духу. Но шина в нашу торговлю проникает. Судя по результатам европейских тестов — резина практически без изъянов, ну, может, не слишком «противоударная» для российских условий. Но на качественных покрытиях у нее все на высоте: сцепление и управляемость на мокром и сухом асфальте, стойкость к аквапланингу, комфорт, при этом невысокое сопротивление качению. Цены аховые, но в продаже есть и предыдущая модель (с 2013 года), которая по характеристикам тоже хороша, а цены заметно ниже (некоторые размеры на 15–20%).
+ Отличный баланс характеристик.
- Ограниченный ассортимент, высокая цена на массовые размеры.
Типоразмеры: 15–18”, всего более 20 вариантов
- 185/65 R15 — 4650 рублей
- 195/55 R16 — 5600 рублей
- 205/55 R16 — 5100 рублей
- 215/55 R17 — 7900 рублей
- 225/45 R17 — 6450 рублей
Hankook Kinergy Eco 2 (K435)
Второе издание «Эко» случилось в 2017 году, причем компания Hankook не стала расширять ареал обитания новой версии, ограничив ее самыми «народными» размерами. Более того, сильно урезала варианты на 16 дюймов, очевидно, в пользу старших моделей серии Ventus. Тем не менее на своем поле «двойка» с задачей справляется и в тестах даже получала оценку как одна из оптимальных шин по стоимости и качеству. Правда, с подросшими ценами эта формула теперь не столь выразительна.
+ Хороший баланс сцепных свойств, хотя преимущественно на сухом асфальте, невысокое сопротивление качению, приемлемый комфорт.
- Средние значения по износостойкости, мало размеров на 16 дюймов.
Типоразмеры: 13–16”, всего 58 вариантов
- 175/65 R14 — 2950 рублей
- 185/65 R15 — 3300 рублей
- 195/65 R15 — 3450 рублей
- 195/55 R16 — 5180 рублей
Kumho Ecsta PS71
Выбор шин в классе UHP от именитых брендов сопряжен с немалыми затратами, но в этом сегменте тоже имеется достойная альтернатива. Номенклатура летних шин корейской марки Kumho велика, и не все модели могут похвастать позитивными откликами, но Ecsta PS71 такие получала. Во всяком случае в свежем тесте ADAC (всегерманский автомобильный клуб) шин размера 225/50 R17 она заняла третье место. Правда, за свою биографию (с 2016 года) модель побывала на многих испытаниях и с разными результатами, но надо принимать в расчет и не заоблачные цены.
+ Хорошие сцепные свойства, стойкость к аквапланингу, невысокое сопротивление качению, приличный выбор размеров.
- Не хватает баланса характеристик в разных условиях, не очень высокий уровень комфорта.
Типоразмеры: 17–20”, всего 45 вариантов
- 205/50 R17 — 5250 рублей
- 215/55 R17 — 5680 рублей
- 225/45 R17 — 5200 рублей
- 235/45 R18 — 8100 рублей
Kormoran Road Performance
Под шинами эконом-класса привычно понимать китайскую продукцию, однако в этом сегменте существует и «европа». Как сербский Kormoran, который является одним из представителей «третьей линии» всемогущего Michelin. Рождение модели приходится на 2017 год, по характеристикам из тех шин, что с определенными акцентами: в одном сильна, в другом не очень. А еще она отличается своеобразной плодовитостью: представлена только двумя посадочными диаметрами, зато множеством версий (а за 17–19 дюймов отвечает модель Kormoran с обозначением UHP). Также из плюсов — обнаруженное в ходе российских тестов хорошее сцепление на грунтовых дорогах, что делает шину более универсальной.
+ Малый уровень шума, низкое сопротивление качению, высокий индекс износостойкости, цены.
- Посредственные сцепные свойства (но не провальные), недостаточная плавность хода.
Типоразмеры: 15–16”, всего 68 вариантов
- 185/65 R15 — 2620 рублей
- 195/65 R15 — 2770 рублей
- 195/55 R16 — 3700 рублей
- 205/55 R16 — 2900 рублей
- 215/60 R16 — 4150 рублей
Michelin Energy XM2+
Из всего многообразия летних моделей от французского концерна обратим внимание на его улучшенную версию «универсального солдата». Как следует из аннотаций, модель ориентирована на регионы с несовершенными дорогами: для стран Юго-Восточной Азии была представлена в 2019 году, а в прошлом сезоне Energy XM2+ зашла и на российский рынок. Из новинок под маркой Michelin это наиболее доступная модель, да и размерная линейка пусть не столь масштабная, но включает в себя наиболее распространенные варианты.
+ Хороший баланс ездовых характеристик, повышенный ресурс.
- Высокая цена за «народные» размеры.
Типоразмеры: 13–16”, всего 26 вариантов
- 175/65 R14 — 3600 рублей
- 185/65 R15 — 4100 рублей
- 205/55 R16 — 4200 рублей
- 215/65 R16 — 6100 рублей
Maxxis Premitra HP5
Легковая модель тайваньской компании Maxxis начинает свою историю с 2015 года, и если не сокрушает более именитых игроков в классе High Performance, то стабильно показывает, что недорогие шины могут с ними конкурировать. Для идеального баланса не хватает четкости реакций, комфорта, но шина демонстрирует достаточно высокий уровень безопасности на разных покрытиях, что признано в том числе европейцами. Одно из удачных сочетаний характеристик и цены.
+ Надежное сцепление (в первую очередь торможение) на мокром и сухом асфальте, невысокое сопротивление качению, демократичные цены.
- Нет размеров на 14 дюймов, склонность к износу.
Типоразмеры: 15–18”, всего 65 вариантов
- 195/65 R15 — 2990 рублей
- 205/55 R16 — 3450 рублей
- 205/50 R17 — 4720 рублей
- 215/55 R17 — 5300 рублей
- 235/45 R18 — 6350 рублей
Nexen N’Blue HD Plus
Данная модель корейской марки далеко не новая — появилась в 2014 году с прицелом на массовый сегмент авторынка. Однако шина смогла проявить себя как вполне сбалансированная среди недорогой продукции: звезд с неба не хватает, но и откровенных поражений за ней не замечено. В различных тестах и отзывах показания «плавают», особенно по части управляемости, но если обобщать, то особых претензий в данной ценовой категории не обнаруживается. Разве что ресурс в наших условиях может быть не очень высок.
+ Для недорогой шины вполне адекватное поведение на различных покрытиях, комфортный ход, демократичный ассортимент, много редких размеров.
- Не предназначены для агрессивной езды, средние показатели износостойкости.
Типоразмеры: 13–17”, всего 73 варианта
- 185/65 R15 — 2650 рублей
- 205/55 R16 — 3200 рублей
- 215/65 R16 — 4350 рублей
- 205/50 R17 — 4400 рублей
- 215/55 R17 — 4850 рублей
Pirelli Cinturato P1 Verde
Немолодая уже «итальянка» (модель 2013 года), но по-прежнему актуальна как вариант добротной летней шины данного бренда и с учетом сравнительно невысокой стоимости. Конечно, она дороже, чем подопечная у Pirelli бюджетная модель Formula Energy, но и характеристики ближе к званию сбалансированных. Есть примеры европейских тестов с местами этой шины в конце списка, и все же, суммируя все данные, получаем тормозные свойства и управляемость выше средних, приемлемый комфорт, да и к ходимости особых претензий тоже не возникает.
+ Не выдающееся, но надежное сцепление и поведение на разных покрытиях.
- Склонность к всплытию в лужах, ограниченный выбор посадочных диаметров.
Типоразмеры: 14–16”, всего 27 вариантов
- 175/65 R14 — 2950 рублей
- 185/65 R15 — 3185 рублей
- 195/55 R16 — 5200 рублей
- 205/55 R16 — 4100 рублей
Toyo Proxes CF2
Несмотря на возраст (с 2013 года), «рабочая лошадка» Toyo остается в строю и к морально устаревшим ее относить рано. Выдающихся заслуг Proxes CF2 не имеет, но по многим данным — это крепкий середняк, причем в буквальном смысле: помимо всего, у шины прочные боковины, можно не бояться наших дорог. Популярность складывается благодаря правильному балансу качеств, сравнительно невысокой стоимости и широкой размерной линейке.
+ Не спортивное, но предсказуемое поведение на разных покрытиях, комфорт, умеренный расход топлива, выносливость, имеется линейка для SUV.
Типоразмеры: 13–18”, всего 58 вариантов
- 175/65 R14 — 2680 рублей
- 185/65 R15 — 3050 рублей
- 205/55 R16 — 3780 рублей
- 215/65 R16 — 5120 рублей
- 215/55 R17 — 6100 рублей
Yokohama BluEarth-ES ES32
Модель из числа свежих — 2017 года, причем отличается симметричным рисунком протектора, что в среднем сегменте уже давно «немодно». В обширном летнем ассортименте Yokohama эта шина претендует на звание «народной»: у нее соответствующий размерный ряд и самые доступные для бренда цены. Но при этом отнюдь не бюджетные характеристики: шины хорошо катятся во многих смыслах, разве что на обводненном асфальте надо быть осторожнее.
+ Хорошие сцепные свойства на мокром и сухом асфальте, невысокое сопротивление качению, приемлемый комфорт, умеренные цены.
- Посредственная стойкость к аквапланингу.
Типоразмеры: 14–17”, всего 24 варианта
- 175/65 R14 — 2580 рублей
- 185/65 R15 — 2960 рублей
- 205/55 R16 — 3600 рублей
- 215/55 R17 — 5800 рублей
- 225/45 R17 — 5450 рублей