Как уже не раз рассказывал Дром, купить автомобиль по рекомендованной производителем цене практически нереально — дилеры, воспользовавшись дефицитом машин, бессовестно накручивают цены за счет навязанных услуг. Но ведь многие автопроизводители имеют виртуальные шоу-румы: заказываешь машину на сайте и получаешь уже у дилера. Казалось бы, сейчас такая форма купли-продажи может «заиграть» новыми, более выгодными оттенками. Проверим это на практике.
Тему выбора и продаж новых автомобилей онлайн (через интернет) мы уже освещали — это было в начале лета 2020 года в связи с известными событиями, повлекшими введение карантина и дальнейших ограничений в работе дилерских центров. В разгар пандемии на фоне обвального падения продаж российские автопредставительства начали активно рекламировать и развивать свои онлайн-сервисы. Если до этого виртуальные шоурумы лишь «обкатывались» и существовали только на некоторых официальных сайтах, то затем разделы типа «Автомобили в наличии» с реальным представлением машин стали массовым трендом в автобизнесе, в том числе через интернет-ресурсы АвтоВАЗа и УАЗа. Реализованы онлайн-сервисы по-разному, где-то более удобно и насыщенно, где-то нет, но тем не менее.
В дистанционном режиме стало возможным не только сконфигурировать нужную комплектацию или даже подыскать желаемую модель уже из наличия, но также пройти «заочный» тест-драйв, предварительно оценить имеющуюся машину для участия в программе трейд-ин, рассмотреть кредитные предложения и прочее. В конце концов, зарезервировать машину, а потом и купить ее (за наличные или в кредит) с минимальными контактами между покупателем и продавцом. Формально можно было обойтись даже без посещения дилерского центра, ведь при нынешних возможностях легко и просто сделать виртуальную презентацию во всех подробностях.
Финалом сделки допускалась (по желанию клиента) доставка машины к дому. В общем, как гласили новые рекламные слоганы того периода: «В одном клике от мечты». В ряду деликатных оставался «бумажный» процесс, связанный с нюансами дистанционного заключения договора купли-продажи. Юридических препятствий для этого нет, здесь вопрос скорее психологического плана.
И, кстати, наш опрос тогда представителей автокомпаний, а также мнения самих покупателей, показали актуальность новой формы взаимодействия. Так, если в начале прошлого года онлайн-предоплаты еще оставались в разряде экзотики, то в марте–апреле они стали набирать свой ход: по некоторым брендам рост в разы, а доля таких контрактов достигла 5% и более. Если покупатель живет в сотнях км от ближайшего дилера, данный инструмент становится особенно востребован. Тут главное, конечно, удостовериться во «взаправдашности» самого продавца, поскольку мошенничество тоже не исключено.
Сейчас, в условиях дефицита, когда дилеры ходовых марок продают машины с колес, казалось бы, виртуальные шоу-румы должны тихо закрыться. И действительно, поиск «автомобилей в наличии» не всегда приводит к должным результатам, особенно «по месту жительства». Даже Ладу Гранту проблематично найти — модель теперь из разряда редких в свободной продаже. В принципе, если нет нужной модификации у ближайшего дилера, может, повезет найти удачный вариант в соседнем регионе или даже на другом конце страны?
Наш виртуальный опыт показал, что вся эта кухня отнюдь не однозначна. Например, машины выставлены по прайсовым ценам, а на деле купить такие невозможно. С другой стороны, есть предложения, когда разница в текущих ценах позволит сэкономить даже с учетом необходимости далеко за ним «лететь». Конечно, если речь идет о покупке здесь и сейчас, а не с ожиданием заказа по несколько месяцев.
Именно так нынче советуют автоэксперты, добавляя при этом — и не только в своем регионе, но и в соседних. Что мы и попробуем сделать. Для примера возьмем несколько востребованных нынче автомобилей, а именно современные кроссоверы ценовой группы, скажем, до 2,0 млн рублей.
Начнем с пресловутых корейских марок — попробуем «купить» Hyundai Creta в новом исполнении. Первым делом воспользуемся разделом «онлайн-покупка», который компания открыла как раз с целью борьбы с переплатами у дилеров. Открываем, а там радостное «Упс, все автомобили распроданы, новые уже в пути» и предложение подписаться на рассылку. Подписываемся, проходит несколько дней, даже неделя и больше, и ничего.
Обращаемся на сайт ближайшего официального дилера в его раздел «Витрина», и картина здесь уже не удивляет. Машины есть, но... Допустим, нужна комплектация подешевле: с двигателем 1,6 л и передним приводом, в оснащении Classic (вторая в списке). По прайсу цена с ручной коробкой передач была 1 270 000 рублей, а с «автоматом» — 1 335 000 рублей. На складе дилера в наличии оказалось немало версий, в том числе искомых, но по ценам, отличающимся от «рекомендуемых» на 350 000–360 000 (!) рублей. Извините, не вариант, копаем дальше.
По столичному региону онлайн-ресурсы дилеров тоже предлагали немало версий Hyundai Creta под значком «в наличии», причем в достаточном количестве как раз в комплектации Classic. Некоторые модели были с весомой прибавкой в цене, скажем, на те же 360 000 рублей, и с подробным описанием установленных «допов». То, что в сумме они значительно не дотягивали до величины наценки, уже воспринимается как должное. Но самое интересное то, что часть модификаций из этого списка соответствовала ценам прайса. Как не созвониться и не уточнить — правда, что ли?
Но ничего радужного нам не отвечали: да, это цены прайса, но только в случае ожидания заказа под себя, а это полгода. Да и то с условием, что стоимость изменится на момент поступления, а зафиксировать ее в договоре нельзя. А машины, которые в наличии, не купить с переплатой менее чем в 250 000 рублей. В принципе, в других федеральных округах ситуация не лучше, тут просто какой-то «картельный сговор». Интересно также, что вскоре после разговора с одним столичным менеджером позвонил другой и со словами «я тут прослышал, вы ищете такую-то Крету» предложил свои услуги. Очень интересно. Но все сводилось к парочке моделей в «упакованных» версиях: если брать за наличные сегодня, то цена такая-то, притом накрутка тоже была весомой.
Все же хочется найти конкурентные преимущества, исходя из адекватного сочетания цены и комплектации, поэтому смотрим дальше. Другой фронтмен сегмента — новый Renault Duster. По легенде интересует версия с атмосферным двигателем 2,0 л (предлагается только с ручной коробкой и полным приводом) в более доступной комплектации Life.
Цена по прайсу была 1 269 000 рублей. Дилеры с энтузиазмом «впаривают» версии с турбомоторами, а классический вариант в дефиците, ожидание под заказ тоже до полугода. Тем не менее в списке «наличного» предложения стал присутствовать и 2,0-литровый Дастер, хотя далеко не у всех дилеров Renault этот онлайн-раздел вообще чем-то наполнен.
Что сказать, предложение действительно горячее — в некоторых центрах за «живую» машину просят с накрутками до 400 000 и более! Поскромнее — это плюс 284 000 рублей, причем список «установленных опций» на эту сумму явно не тянет. На таком фоне наценки в 200 000 уже выглядят «экономией», даже если дилер находится далеко.
Ну а вариант с прибавкой в 115 000 рублей был воспринят просто подарком судьбы, притом речь шла о следующей спецификации Drive, которая по прайсу была 1 349 000 рублей (дороже на 80 000). Звонок дилеру несколько охладил: «Уже купили, просто не успели обновить данные». Но тут же обнадежили: «Можете забронировать такую же версию с поставкой в декабре». С учетом заводских опций обойдется примерно в 1 470 000 рублей. И наверняка цена не окончательная, но как вариант в сложившейся конъюнктуре рассмотреть можно.
На очереди нашего поиска Nissan Qashqai, по легенде с наиболее мощным двигателем: атмосферным объемом 2,0 л, но в составе с передним приводом, можно с ручной коробкой или вариатором, в комплектации SE или SE+. В последнем случае цена прайса была 1 906 000 и 1 967 000 рублей соответственно. Ситуация на рынке меняется стремительно, через пару дней стоимость возросла на 20 000 рублей, но в данном случае это не принципиально.
На официальном сайте предлагается «прогулка» по онлайн шоу-руму, дождаться ее активации не удалось, но кликом на «выбрать автомобиль» сервис выводит на предложение у дилеров. Наличный выбор имеется, и цены фигурируют «правильные», подходящая комплектация нашлась даже у ближайшего дилера, причем в белом цвете, за который не нужно доплачивать (17 или 20 тысяч). И цена была указана по прайсу. Неужели?
Оказалось, машина действительно есть в наличии, но продать за такую цену дилер не сможет, придется «навесить» опций на сотню тысяч рублей. И так повсеместно, хотя, как выяснилось, можно «договориться» и на меньшую стоимость допоборудования.
О китайских автомобилях ходят слухи, что в «демпинговых» целях они продаются без переплаты или с небольшой накруткой. Что ж, надо проверить. Выбор падает на Geely Coolray, а одна из причин — ограниченный выбор фиксированных версий. Будет ли это причиной для спекуляций, и какого уровня? По технике у машины все просто: только один силовой агрегат в составе 3-цилиндрового турбомотора 1,5 л, преселективного 7-ступенчатого «робота» и только с передним приводом. Уже базовый уровень Comfort может считаться приемлемым по оснащению (подробности оставим). Цена по прайсу была 1 377 000 рублей.
Мониторинг официальных дилеров по стране показал, что машины в наличии есть, но и «допы» никуда не делись. Правда, с разными аппетитами: на 80 000, 200 000 и даже 230 000 рублей. В одном случае, где наценка составляла 140 000 рублей, позабавил приведенный список привнесенных аксессуаров, куда входили сразу два коврика для багажника — резиновый и текстильный. Забота, однако!
Есть предложения и без указания надбавки, то есть по ценам прайса, в том числе таковые значились у ближайшего официального дилера. Оказалось, что речь идет о «машинах в пути», но главное, по заявленной цене их не купить, надбавка будет примерно в сотню тысяч рублей. Почему, объяснение менеджера было весьма уклончиво, мол, информацию по ценам дает федеральный сайт, а у нас заложена доставка и прочие траты. Так что с «китайцами» тоже все непросто, хотя теперь их много, можно и поискать оптимальный вариант.
Или вот совсем свеженький кроссовер — Volkswagen Taos. Не будем рассматривать бюджетный вариант с «атмосферником» 1,6 л, а замахнемся на версию с турбомотором в 150 сил в паре с 8-ступенчатым «автоматом», передним приводом и в комплектации Status (первая для данной конфигурации). Цена по прайсу была 1 974 900 рублей. Попытку обнаружить наличное предложение на страничке модели у ближайшего дилера сразу отрезало фразой: «К сожалению, в вашем городе нет доступных автомобилей в наличии…».
А далее, как можно видеть, сервис любезно предлагает «прогуляться» по дилерским центрам других городов. Но поиск по стране тоже отбил охоту: накрутки в 250 000–320 000 рублей в порядке вещей. За топ-версии с «роботом» и 4WD наворачивают и до 460 000 рублей! Где-то скромничали 150-ю и даже 100 тысячами, но это касалось базовой спецификации с двигателем 1,6 л и «механикой» (причем в паре с «автоматом» в продаже пока и не встречается). Однако попадались «скромные» накрутки в 175 000 и ниже даже в случае вариантов побогаче. То есть при таком раскладе возникает соблазн на более дорогую комплектацию.
В одном из сибирских городов цена за версию JOY значилась даже ниже прайсовой — на 23 000 рублей, а именно 2 050 000. Понятно, очередная завлекаловка. На всякий случай контрольный звонок к дилеру, и менеджер сообщает: «Да, есть такой, точнее, поступит на днях, а цена указана еще до сентябрьской наценки». Хорошо, а какая стоимость будет по поступлении? «Ну, знаете, нам еще надо будет добавить аксессуары…». И прозвучала такая цифра, что пришлось несколько раз переспрашивать. Ожидалось услышать не менее чем на 200 000, а заявили всего на 20. И за бронирование берут лишь 5000.
Итак, если плотно «пошерстить» просторы дилерских центров через интернет, то можно вычислить для себя актуальный вариант автомобиля. Если в соседних городах или регионах удастся найти подешевле на сумму, которая заметно выгоднее даже с учетом издержек на трансфер, то можно и запустить процесс приобретения такого автомобиля.
Однако призвать в помощь местного дилера как посредника сделки не получится (хотя возможны исключения), придется действовать самостоятельно. Хорошо, если в «том» городе можно кому-то поручить (другу, родственнику и т. д.) посодействовать в работе с дилером, для чего нужно будет оформить заверенную у нотариуса доверенность. Он и машину примет, и погрузит ее для доставки к месту. Сами дилеры возиться с отправкой не будут — сейчас им не до этого, да и боятся, что отправленный за тысячи верст товар покупатель по каким-то причинам не захочет принимать. Если же поручить покупку некому, придется делать все самому. Теоретически можно и в полностью дистанционном режиме, в том числе заказать транспортировку машины с доставкой на дом. Правда, не все дилеры готовы оформлять документы без личного присутствия покупателя или его представителя.