В последние дни мы практически ежедневно информировали читателей о глобальной ситуации на автомобильном рынке России. Однако акцент в этих публикациях был сделан на события вокруг автопромышленности, представительств зарубежных автопроизводителей и столичных автодилеров. А теперь посмотрим, что творится на местах. Мы посетили дилерские центры четырех национальных брендов в одном из областных центров с населением менее миллиона человек. Конкретизировать, в каком именно, особого смысла нет — ситуация будет характерной и для других подобных городов.
LADA
Рекомендованные розничные цены (далее — РРЦ) по всему модельному ряду были переписаны АвтоВАЗом в сторону увеличения на 15–20% еще 1 марта. Но ориентироваться на эти цифры покупателям сильно не стоит, поскольку заполучить «живой» автомобиль по-прежнему можно лишь с солидной дилерской наценкой. Сейчас о нехватке техники речь не идет: на складской площадке одного регионального дилера скопилось около сотни машин, возле другого автосалона прямо на моих глазах снимали с автовоза новую партию седанов и универсалов Lada Vesta. Но вот стратегию поведения дилеры избрали разную. Один автосалон встретил меня уведомлением о том, что продажи временно приостановлены (при заполненном складе): новые сделки не заключаются, машины клиентам не отгружаются — выбрана тактика выжидания.

Другой же дилер готов был предложить любую незабронированную машину с площадки, но по ценам, весьма далеким от РРЦ. В качестве примера мы обсудили вариант приобретения лифтбека Lada Granta. На выбор мне предложили три варианта. За экземпляр в комплектации Classic Optima (с 8-клапанным двигателем, кондиционером и окраской металликом) была озвучена цена в 1,035 млн рублей. Аналогичную Гранту, но с опционной противобуксовочной системой, оценили уже в 1,080 млн. А за машину в более дорогой версии Comfort с 16-клапанным мотором предлагалось внести в кассу 1,096 млн. При сопоставлении этих цен с обозначенными в конфигураторе на официальном сайте производителя несложно сделать вывод, что дилерская наценка составляла в данном случае ровно треть к РРЦ. Да уж, Granta за миллион — новая реальность авторынка. Привыкаем…
УАЗ
К настоящему времени с официального сайта производителя вся информация о ценах убрана. Дилеров уведомили об изменении РРЦ с 1 марта, рост составил порядка 15%. Автомобилей УАЗ ценой менее миллиона рублей больше нет: теперь этот психологический рубеж перешагнул даже бортовой «головастик» УАЗ-3303 из древнего модельного ряда. А что с фактическим выбором доступных машин? Дилерский центр ульяновской марки встретил совершенно пустым складом и одиноко стоящим в шоуруме Патриотом в промежуточной версии «Комфорт», но с автоматической коробкой передач. За довольно простецкую машину на штампованных колесных дисках, да еще и 2021 года выпуска, просят 2,15 млн рублей. Но желающих покупать за эти деньги пока нет, ведь еще недавно такую машину можно было взять тысяч на 600 дешевле. Хотя знаю, что в столице один из дилеров сейчас вообще пытается продавать люксовые Патриоты с «автоматом» аж за 3,5 миллиона!
Почему же опустел склад? По словам менеджера, в феврале поставок новой техники в салон не было. Все, что имелось в наличии, покупатели уже расхватали, а плановый завоз в первых числах марта так и не состоялся. Те машины, которые рано или поздно все-таки привезут (называются сроки «примерно в середине месяца»), будут продаваться, естественно, не по РРЦ, а «исходя из спроса». То есть с аналогичными нефиксированными наценками, как на упомянутый Патриот с «автоматом».
ГАЗ
Газовские дилеры, пожалуй, чувствуют себя увереннее других, поскольку завод живет под санкциями не первый год и уже успел выработать стратегию работы в условиях ограничений. Тут можно вспомнить самый характерный пример, как вместо санкционных дизелей Cummins ISF в Нижний Новгород с того же самого моторного завода в Пекине одно время приходили точно такие же агрегаты, только с блоком цилиндров другого цвета и новой маркой Huadong. «Живые» машины на площадке есть, продаются они на 25% дороже прежней февральской РРЦ. Цитирую руководителя дилерского центра: «Март точно проживем нормально, а если найдем приемлемые решения с банком по выкупу машин со склада вот прямо сейчас — то до середины мая без работы тоже не останемся». Речь о немедленном выкупе не случайна: с 16 марта ГАЗ поднимет цены на 70–80%.
Что касается машин из будущих поставок, то по ним счета на оплату клиентам выставляются с условием оплаты за день. Для примера приведу несколько цифр, во что обойдется техника с апрельским сроком поставки по новым ценам. Самая простая ГАЗель Бизнес с ульяновским бензиновым мотором будет стоить 2,34 млн рублей, шасси ГАЗель NEXT с дизелем Cummins — 3,17 млн, шасси Садко NEXT с дизелем ЯМЗ — 3,944 млн, ГАЗон NEXT с европлатформой и дизелем ЯМЗ — 5,7 млн. При этом пока ни у кого сейчас нет понимания, какие именно модели и в какой комплектации будут сходить с конвейера в апреле–мае, однако исполнение ранее заключенных контрактов в рамках 44-го федерального закона завод дилеру подтвердил.
КАМАЗ
По информации от дилера, завод работу не прекращал, однако еще 24 февраля приостановил отгрузку автомобилей в сбытовую сеть. Одновременно в сервисных центрах было остановлено выполнение всех отзывных и сервисных кампаний, связанных с «санкционкой» (коробками передач ZF и т. д.). Сейчас на площадке регионального дилера машин нет, поэтому к продаже предлагается только техника, имеющаяся у более крупных дилеров из соседних городов. Например, на днях прорабатывался вопрос о поставке тягача КАМАЗ-54901 (поколения К5) от одного из столичных продавцов. Первоначальная цена, предложенная московским поставщиком, заявлялась в размере 14 млн рублей, однако за пару дней, что раздумывал клиент, успела увеличиться до 16,5 млн!
Информации о том, когда и какие именно машины завод сможет начать отгружать дилерам, пока нет. Ожидается, что ответы на эти вопросы даст онлайн-конференция гендиректора завода С. Когогина с руководителями дилерских центров, назначенная на 11 марта. Пока же по тем слухам, что доносятся из Челнов, можно сделать вывод, что на заводе самым активным образом занимаются привязкой новых альтернативных комплектующих к своим грузовикам взамен изделий западных фирм (Cummins, Knorr-Bremse, JOST, Bosch и т. д.). В частности, уже прошли совещания с делегацией из Белоруссии по вопросам поставок дизелей Weichai. Конструкторские службы переведены фактически на «военное положение»: технические решения по применению того или иного узла они должны выдавать в 24-часовой срок! Очевидно, что подобные темпы работы объясняются стремлением не допустить остановки конвейера. При этом уже очевидно, что на соблюдение пятого экологического класса в стране будет введен мораторий. До какого уровня состоится откат? Если предположить, что поставлена задача по максимальному отказу от импортной электроники, то логично ожидать возвращения КАМАЗов с механическими ТНВД, а это — в лучшем случае Евро-2. Ну а как оно там будет на самом деле, узнаем уже совсем скоро!