Есть люди, которые с оптимизмом смотрят в будущее российского автомобильного рынка в надежде, что «все выправится» и «все вернутся». Не буду давать личных оценок и озвучивать в деталях свое мнение о том, почему это невозможно. Но любой более или менее здравомыслящий человек сейчас понимает, что новую машину вскоре будет вообще не купить: падение рынка только в марте было 63%, в апреле почти в три раза, а к лету останутся лишь «китайцы» и Гранта с «Нивой». Поэтому сейчас многие задумываются о покупке подержанного автомобиля. Но «дрова» же никому покупать не хочется, поэтому мы облегчим вам выбор, рассказав о самых надежных марках и моделях.
На какой возраст и почему обращаем внимание?
Выбирать мы будем «трехлетку», иначе говоря, автомобиль 2018–2019 годов выпуска. Почему именно так? Во-первых, за три года «укатать» машину трудно (если только по «корпоративке» или в такси) и, скорее всего, вам достанется еще свежий и малопробежный экземпляр. Во-вторых, если соберетесь ввозить автомобиль из-за границы, то российская таможня допускает минимальный экологический класс Евро-5, и все представленные ниже примеры однозначно ему соответствуют. Ну и, в-третьих, именно растаможка транспортных средств в возрасте от трех до пяти лет окажется самой доступной, если можно вообще считать адекватной уплату €3 за «кубик» мотора объемом от 2,3 до 3,0 л.
Какие рейтинги учитываем?
Зная, что большинство завезенных в Россию автомобилей родом из Европы и США, мы взяли на вооружение три самых уважаемых рейтинга надежности — от немецкого TUV (Ассоциация технического надзора в Германии) и американских Consumer Reports (некоммерческая потребительская организация) и J.D. Power (глобальный маркетингово-информационный сервис).
Для того чтобы оценить надежность моделей, которые выпускались в 2018–2019 годах, нам необходимо использовать рейтинги 2021–2022 года, потому что у каждого из перечисленных агентств есть либо специальные отчеты на двух-трехлетки, либо собранная за эти же три года информация о тех моделях, которые до сих пор продаются (Consumer Reports). Также мы обратимся к так называемому рейтингу IQS за 2019 год от J.D. Power, который оценивает надежность всего лишь трехмесячных машин, и немного пробежимся по самым надежным моделям в некоторых классах по версиям немецкого TUV и американской J.D. Power.
Самый надежный — Mercedes-Benz GLC
Самый «ломучий» — Dacia Logan
Как составляется рейтинг надежности TUV? Данный отчет основан на изучении статистики по результатам технических осмотров автомобилей 2018–2019 годов выпуска, пройденных в Германии, а это, между прочим, 9,6 миллиона случаев с июля 2020 года по июнь 2021-го. Учитывается не только процент неудачных ТО, но и среднее количество пройденных километров по модели. Так выглядит итоговая таблица десяти самых надежных «трехлеток» Германии:
Модель автомобиля | Процент отказов | Пробег, км |
1. Mercedes-Benz GLC | 1,5 | 54 000 |
2. Mercedes-Benz B-Class | 1,9 | 36 000 |
3. Volkswagen T-Roc | 2,2 | 37 000 |
4. Mercedes-Benz SLC | 2,1 | 27 000 |
5. Porsche 911 | 2,1 | 21 000 |
6. Audi Q2 | 2,3 | 36 000 |
7. Mercedes-Benz E-Class Coupe | 2,3 | 40 000 |
8. Audi Q3 | 2,5 | 41 000 |
9. Mercedes-Benz A-Class | 2,5 | 41 000 |
10. Mercedes-Benz C-Class | 2,5 | 50 000 |
Как видите, в Германии, по данным TUV, настоящая гегемония Mercedes-Benz: в списке сразу шесть моделей, из которых две — на первых строчках. Оставшиеся четыре места, кстати, занял концерн VAG, а T-Roc, который мы так в России и не увидели, пробился в тройку впервые. Всего в этом рейтинге TUV было 128 моделей. Самым надежным «японцем» стал кроссовер Mazda CX-3 (14-е место — 2,7/33 000 км), а самым беспроблемным «корейцем» — компактвэн Kia Venga (15-е место, 2,8/29 000 км). Ну а самыми непривлекательными для покупки выглядят автомобили Dacia — замыкающие список Logan (128-е место, 11,6/55 000 км) и Duster (127-е место, 11,4/43 000 км), а также фургончик Dokker (124-е место, 8,2/43 000 км). Между ними — Renault Kangoo (126-е место) и Fiat Tipo (125-е место).
Цены в России по данным Дрома* | |
Модель | Цена, руб. |
Mercedes-Benz GLC | 3 100 000–9 000 000 |
Mercedes-Benz B-Class | 2 100 000–2 950 000 |
Mercedes-Benz SLC | 4 800 000 |
Porsche 911 | 17 400 000–18 950 000 |
Mercedes-Benz E-Class Coupe | 3 679 000–8 999 000 |
* Здесь и далее мы публикуем примерные цены на самые надежные модели из списка, которые официально поставлялись на российский рынок в 2018–2019 годах. Цены мы взяли из размещенных на данный момент объявлений на Дроме
Также интересно будет взглянуть на исследование того же TUV, которое они провели в 2022 году, но касалось оно также «трехлеток». В этот раз немцы определили самые беспроблемные автомобили в своих классах. Вот краткое резюме: здесь также доминирует Mercedes-Benz. A-класс 2018–2019 годов можно купить на Дроме по ценам от 2,2 млн рублей за версию с 1,3-литровым турбомотором (150 л.с.) до 4,7 млн рублей за А 35 AMG (306 л.с.), а за «цешку» тех же годов — от 2,2 миллиона за «базу» со 150-сильным 1,6-литровым турбомотором до 6,2 млн рублей за 510-сильный А 43 AMG. Нам же в России будет очень полезно узнать, что «каблучок» Citroen Berlingo и сверхпопулярные Duster и Logan, по исследованиям TUV, — одни из самых проблемных автомобилей.
Сегмент | Самые надежные | Самые «ломучие» |
Мини (А-класс) | Opel Adam | Ford Ka |
В-класс | Audi A1 | Fiat Punto |
Гольф (С-класс) | Mercedes-Benz A-Class | Dacia Logan |
D-класс | Mercedes-Benz C-Class | Ford Mondeo |
SUV (кроссоверы) | Mercedes-Benz GLC | Dacia Duster |
Минивэны, компактвэны и «каблучки» | Mercedes-Benz B-Class | Citroen Berlingo |
Самый надежный — Lexus GX
Самый «ломучий» — Subaru Ascent
Как составляет свои рейтинги Consumer Reports (далее — CR)? Идея состоит в том, чтобы как бы предсказать надежность той или иной модели в 2022 году на основе ее трехлетней истории. Данные CR собирает от более чем 300 000 подписчиков, которые в ежегодном отчете оценивают так называемый длительный список покупок для дома, куда входят в том числе и автомобили. Как говорит Джейк Фишер, старший по тестированию автомобилей в CR: «Мы не говорим людям, что покупать. Но если для вас важна надежность, мы дадим совет».
Изменение позиции по сравнению с прежним рейтингом | Компания | Общий рейтинг надежности по 100-балльной шкале | Рейтинг самой надежной модели по 100-балльной шкале | Рейтинг самой ненадежной модели по 100-балльной шкале | |
1. | +2 | Lexus | 76 | 100 | 60 |
2. | -1 | Mazda | 75 | 88 | 46 |
3. | -1 | Toyota | 71 | 93 | 27 |
4. | +6 | Infiniti | 69 | 90 | 49 |
5. | -1 | Buick | 66 | 90 | 25 |
6. | -1 | Honda | 66 | 87 | 50 |
7. | +1 | Subaru | 66 | 85 | 18 |
8. | – | Acura | 64 | 87 | 43 |
9. | +4 | Nissan | 63 | 84 | 30 |
10. | +13 | Mini | 60 | 82 | 37 |
Для начала пройдемся по статистике от CR, которая отражает надежность той или иной компании в целом на рынке США. Как видите, для американской промышленности эта таблица Топ-10 унизительна: только один локальный производитель — Buick (на пятом месте). Впрочем, и европейцам радоваться нечему: только Mini и только десятое место. Тотальное превосходство японских компаний, а в первой тройке помимо Mazda присутствует и Toyota, и ее премиальной подразделение Lexus, которое в американских «топах» есть почти всегда.
В помодельной статистике CR 2022 года, в которой оцениваются «трехлетки», лидерство также принадлежит Lexus: GX — самый надежный автомобиль в США! В этом Топ-10 ситуация очень похожа на рейтинг компаний: восемь из представленных в «десятке» автомобилей — японские. «Европа» не представлена вовсе, за Америку на этот раз отдувается занявший пятое место Cadillac XTS, а корейский электромобиль Kia Nero EV получает аж серебро. Кстати, чуть ниже мы приведем еще один рейтинг, который показывает, что надежность «корейцев» в последнее время американцев очень радует.
Модель автомобиля | |
1. | Lexus GX |
2. | Kia Nero EV |
3. | Toyota Prius Prime |
4. | Toyota Prius |
5. | Cadillac XTS |
6. | Mazda MX-5 |
7. | Honda Insight |
8. | Toyota Highlander |
9. | Subaru Crosstrek |
10. | Mazda CX-9 |
К сожалению, из этого списка десяти самых надежных автомобилей по версии Consumer Reports в России официально на данный момент продаются лишь три — победитель Lexus GX и кроссоверы Toyota Highlander (восьмое место) и Mazda CX-9 (десятое место). Правда, если вы захотите купить такую машину новой, то стоит знать, что экспорт из Японии люксовых автомобилей (дороже $50 000) запрещен, а оба — и GX (от 7 525 000 рублей), и Highlander (от 5 259 000 рублей) — под это ограничение попадают. А вот Mazda CX-9 — в силу локального производства во Владивостоке — нет! К тому же завод до сих пор продолжает свою работу, в отличие от многих остальных. Мы, конечно же, включили в список с дромовскими ценами все эти четыре модели, а разбавили «российскую» компанию еще «гибридом» Toyota Prius Prime, несколько объявлений о продаже которой мы нашли на Дроме.
Цены в России по данным Дрома* | |
Модель | Цена, руб. |
Lexus GX | 5 000 000–9 000 000 |
Toyota Prius Prime | 2 500 000–2 800 000 |
Toyota Highlander | 3 900 000–5 550 000 |
Mazda CX-9 | 3 000 000–5 850 000 |
Самый надежный — Porsche 911
Самый «ломучий» — Land Rover
Для нашего материала нужен отчет J.D. Power 2022 года, ибо именно он основан на опросах 30 тысяч американских владельцев автомобилей как раз трехлетнего возраста и фиксирует количество проблем, с которыми они столкнулись с июля по ноябрь 2021 года. В итоге рейтинг J.D. Power сообщает нам о количестве проблем на 100 «протестированных» машин. Но перед тем как перейти непосредственно к самым надежным моделям, пройдемся по статистике компаний, и начать нам придется с одного из рейтингов J.D. Power 2019 года — IQS, который фиксирует надежность марок в первые три месяца эксплуатации. Список 2019 года выглядел так:
Компания | Кол-во дефектов на 100 а/м | |
1. | Genesis | 63 |
2. | Kia | 70 |
3. | Hyundai | 71 |
4. | Ford | 83 |
5. | Lincoln | 84 |
6. | Chevrolet | 85 |
7. | Nissan | 86 |
8. | Dodge | 90 |
9. | Lexus | 90 |
10. | Toyota | 90 |
Как видите, на первые три места уже тогда вырывались представители корейского концерна Hyundai/Kia. Стоит также обратить внимание на возвращение в Топ-10 «американцев» Dodge, Chevrolet, Ford и Lincoln, а также на «падение» Toyota и Lexus до девятого и десятого места. Логично было предположить, что и став «трехлетками» лидеры рейтинга не подведут, и подтверждение своих слов мы нашли в том самом последнем исследовании 2020 года:
Компания | Кол-во дефектов на 100 а/м | |
1. | Kia | 145 |
2. | Buick | 147 |
3. | Hyundai | 148 |
4. | Genesis | 155 |
5. | Toyota | 158 |
6. | Lexus | 159 |
7. | Porsche | 162 |
8. | Dodge | 166 |
9. | Cadillac | 168 |
10. | Chevrolet | 171 |
Корейскую троицу наверху таблицы разбавил лишь находящийся на второй позиции местный Buick! Вот это успех! Toyota и Lexus снова немного поднялись вверх (до пятого и шестого места соответственно), довольно успешно выступают и американские компании, которых в Топ-10 на данный момент аж четыре. Из европейцев — только элитный бренд Porsche, и именно модель 911 специалисты из J.D. Power считают самой надежной в США. Здесь нам пора переходить к поклассовой разбивке с участием конкретных моделей.
Вместо единого списка J.D. Power традиционно публикует рейтинг, в котором обозначает самые надежные модели в том или ином классе. Причем классов этих аж 15 (много!), и они отличаются от общепринятой автомобильной классификаций. Итак, вот итоговая таблица моделей, которые, даже будучи подержанными, доставят вам меньше всего проблем:
Класс | Модель автомобиля |
Общий зачет | Porsche 911 |
Компакт | Toyota Corolla |
Компакт Premium | BMW 4 series |
Компакт Sport | Mazda MX-5 Miata |
Среднеразмерные | Hyundai Sonata |
Среднеразмерные Premium | Lincoln MKZ |
Среднеразмерные Sport | Ford Mustang |
Полноразмерные | Chevrolet Impala |
Кроссоверы SubCompact | Buick Encore |
Кроссоверы SubCompact Premium | Lexus UX |
Кроссоверы Compact | Buick Envision |
Кроссоверы Compact Premium | Lexus NX |
Кроссоверы среднеразмерные | Hyundai Santa Fe & Kia Sorento |
Кроссоверы среднеразмерные Premium | Lexus RX & Porsche Cayenne |
Кроссоверы полноразмерные | Chevrolet Suburban |
Естественно, что никаких «американцев» на нашем рынке давно нет, кроме оставшегося внедорожника Tahoe, который, по сути, «короткая» версия Suburban, присутствующего в этом списке. Но новым вы Tahoe уже не купите — GM в очередной раз ушел с нашего рынка. Поэтому нам остаются представители только шести брендов: Hyundai и Kia, Toyota и Lexus, а также Porsche и BMW. Ниже мы приводим примерные цены на все трехлетние автомобили из этого списка, которые официально поставляли в Россию.
Цены в России по данным Дрома* | |
Модель | Цена, руб. |
Toyota Corolla | 1 330 000–2 550 000 |
BMW 4 series | 3 000 000–2 800 000 |
Hyundai Sonata | 1 210 000–3 270 000 |
Lexus UX | 2 800 000–4 200 000 |
Lexus NX | 3 000 000–5 150 000 |
Hyundai SantaFe | 2 150 000–4 800 000 |
Kia Sorento | 1 800 000–3 850 000 |
Lexus RX | 4 120 000–6 350 000 |
Porsche Cayenne | 6 000 000–15 000 000 |
Проанализировав эти три независимых и уважаемых во всем мире рейтинга, мы сделали четыре вывода. Первый: в Топ-10 моделей по надежности зачастую превалируют дорогие и «премиальные» бренды. Так что замечание «зачем платить больше за то же самое» далеко не всегда верно: вы платите не только за имя и имидж, но и за хорошую надежность в течение трехлетней гарантийной эксплуатации. Второй: покупай Lexus из Америки или Mercedes-Benz из Германии — это самые надежные машины в своих регионах. Третий: по крайней мере в Штатах наметился очевидный и беспрецедентный рост качества у корейских компаний. Ну и четвертое: цены на «трехлетки» на российском вторичном рынке зашкаливают, что делает их недоступными для большинства населения. Если же вы готовы потратиться прямо сейчас, то, мы надеемся, наше исследование вам поможет.