Вот уже 60 лет на берегах Волги выпускают «УАЗ Буханку» — русский Volkswagen Bulli (сленговое название Volkswagen Transporter — прим. переводчика). Мы установили тесный контакт с этим своеобразным полноприводным автомобилем.
Он настолько экстравагантный, что словно и сам немного посмеивается над собой. Вот он стоит перед своим покупателем и тихонечко «хихикает», выставляя напоказ свой миловидный кузов с детскими пропорциями. Франц Миллер не может сдержаться и улыбается в ответ. Франц и UAZ. Встретились два товарища. Одному 50 лет, другому — 60. И оба — симпатичные индивидуалисты. «Я много лет ездил на микроавтобусах Volkswagen», — говорит Франц, который на этот раз решил опробовать русский Bulli.
Официальное имя Bulli с берегов Волги — UAZ 452. Но в самой России его называют со смесью любви и пренебрежения «Буханкой», что в переводе означает «Формовой хлеб». В 1958 году его можно было назвать лучшим транспортом для тех, кому нужно проезжать везде. Но и в наши дни этот UAZ, разработанный первоначально для военных, успешно пробирается через тайгу и тундру. А иногда — и через Баварские горы. Там, неподалеку от Розенхайма, живет Дмитрий Шваб. Он продает российские автомобили, а этот только что сошедший с конвейера олдтаймер для него — лучшая реклама. Франц Миллер ждал свой микроавтобус полгода: пять месяцев ушло на то, чтобы привезти «Буханку» в Германию, и еще один месяц потребовался Дмитрию Швабу, чтобы произвести некоторые доработки под запросы немецкого клиента (которые, впрочем, не такие и высокие). Шваб формулирует это так: «Русские поставляют нам “геометрию”, а остальное делаем мы». Это как у пекаря: каждый формовой хлеб похож на другие буханки и одновременно от них отличается.
Провести антикоррозийную обработку, настроить дверные замки, проверить карданный вал и крестовину. Дмитрий Шваб знает все-все слабые места уазовского «бусика». Но все можно отрегулировать. «Есть такая фраза: если что-то не подходит, возьми молоток и сделай так, чтобы подходило». По его собственным словам, чтобы полностью разобрать весь микроавтобус, ему нужен исключительно один ключ на 17, один — на 19 и тот самый молоток. Российский автомобиль российский же немец продает по цене от 19 990 евро. И на этой отметке все, по сути, и заканчивается. «Перечень вещей, которых тут нет, длинный». У «бусика» не восемь, не шесть и не две подушки безопасности. Их тут вообще нет! Как в старой шутке из ГДР: «Вы предпочитаете машину без ESP или без электростеклоподъемников?». По крайней мере в оснащении присутствуют усилитель рулевого управления и ABS.
Симпатичная модификация, выпущенная в честь юбилея, стоит 22 990 евро, зато поставляется со всеми «прибамбасами», которые только можно представить. Ну, представить на новом автомобиле 60-летней давности: сдвижные боковые стекла, сиденья с водоотталкивающим тефлоновым покрытием, подогрев сидений спереди и блокировка дифференциала сзади.
Не говоря уже о новых дверных ручках, 16-дюймовых колесных дисках в цвет крыши и о том, что для двери и замка зажигания тут используется один-единственный ключ. Конечно же, у российского автомобиля есть «печка», даже двухконтурная. Теплый воздух поступает из своеобразной «трубы», расположенной в полу. Бензиновый двигатель мощностью 112 л.с. соответствует нормам «Евро-6» (расход — около 12 литров на 100 км) и находится между передними сиденьями, что звучит более впечатляюще, чем выглядит.
Едет UAZ на удивление тихо. Когда он вообще едет. Для включения первой передачи потребуется сочетание силы и аккуратности. «Спустя полчаса вы к этому уже привыкнете», — комментирует продавец Шваб с пассажирского места — и тут же быстро помогает водителю воткнуть следующую передачу. Что при включении пятой скорости очень кстати, поскольку рычаг нужно отвести и без того далеко, к пассажиру.
UAZ способен набирать 115 км/ч, но на сельских дорогах, и в первую очередь в лесах и полях, «Буханка» чувствует себя гораздо комфортнее, чем на автобанах. «Многие покупают себе этот “бусик” в дополнение к своему G-классу», — говорит Шваб. Как автомобиль для леса. Брод глубиной полметра? Без проблем! Угол въезда 30 градусов? Ерунда! Проходимее, чем он, разве что Unimog. У пятиметрового УАЗа девять посадочных мест, хотя как минимум в случае водителя слово «место» нужно брать в кавычки. Сидеть приходится скрючившись, еще ближе к боковому стеклу, чем в Land Rover Defender.
Так или иначе, этот автомобиль — сам по себе приключение. Этакая постапокалиптическая машина, в которой борьба за выживание начинается не где-нибудь в Сахаре, а во время старта в Ванне-Айкеле* (город в Германии — прим. переводчика). «Покупателю этого автомобиля нужно чувство юмора», — отмечает Шваб. Все водоотводы прикручены по-кустарному, все щели — заделаны собственными силами в мастерской Шваба. «На этой машине все приблизительно», — говорит Шваб. Кстати, он уверяет, что старается не продавать такие машины любому желающему любителю бездорожья. «Люди видят фотографии этого микроавтобуса, он им нравится, и они его заказывают, даже не поездив». Один такой автомобиль он был вынужден забрать у клиента назад через три месяца после продажи. Потому что владелец и «бусик» не поладили друг с другом. «Покупатель ожидал немецкого качества по российским ценам».
Клиенты у Шваба есть по всей Германии. «Восточные немцы знают этот автомобиль еще по ГДР. А западным нравится его дизайн». И их можно понять. Боковые «поворотники» выглядят мило, как родинки. Покрытие потолка из серого искусственного материала с мелкой перфорацией напоминает автомобили из нашего детства. А еще обзорность отличная: это касается и пространства вокруг машины, и расположения щитка приборов с борткомпьютером.
Кто же заказывает такой автомобиль? «Ладу берут те, кто хочет сэкономить. А этот микроавтобус люди покупают из-за убеждений», — рассказывает Шваб. Один из его клиентов — врач из Тегернзее, другие — инженеры. «От 60 до 70% клиентов переделывают “бусик” в автомобиль для кемпинга». У Франца и его жены Моники такие же планы. Шваб импортирует микроавтобусы UAZ напрямую в Европу. Здесь им делают допуск в страны ЕС и, наконец, в Германии они проходят технический контроль в TÜV и получают немецкие документы. «Каждый раз, когда появляюсь я, собираются зеваки. Меня поздравляют с успешной реставрацией», — смеется дилер Шваб, а его автобус тихонько «подхихикивает» ему в такт.
Двигатель: четырехцилиндровый, с передним расположением, два клапана на цилиндр.
Объем: 2693 куб. см.
Мощность: 82 кВт (112 л.с.) при 4250 об/мин.
Макс. крутящий момент: 198 Нм при 2500 об/мин.
Привод: подключаемый полный с понижающей передачей, 5-ступенчатая механическая коробка передач.
Тормоза: ABS, дисковые спереди, барабанные сзади.
Длина/ширина/высота: 4963/1940/2064 мм.
Снаряженная масса: 2005 кг.
Грузоподъемность: 875 кг.
Макс. скорость: 115 км/ч.
Расход топлива: 12,3 л/100 км (смешанный цикл).
Выбросы СО2: 216 г/км, «Евро-6».
Цена: от 19 990 евро.