Все-таки задушила меня зеленая бородавчатая жаба отдать 5500 руб. за канадский мотор вентилятора; щетки помеять-то значительно дешевле. Из информации в интернете по отзывам джиповодов, заморочившихся заменой щеток, я понял, что не все так просто. Главная заморочка – это поиск самих щеток. С похожими параметрами есть какие-то для отечественного автопрома, то ли для генератора, то ли для стартера. Но их хватает только на неделю. На американских форумах нашел только цитирование горького опыта с русского форума.
В итоге решил шерстить каталоги производителей комплектующих для электрооборудования. Нашел с нужными размерами (как я думал сперва) отличные по качеству медно-графитовые щетки компании Ika.
У меня ГЧ последнего модельного года, он отличается принципом работы вентилятора от предыдущих годов. Моторчик – двухскоростной с 3-мя проводами, управляется двумя релюхами Hi-speed и Lo-speed. До рестайла был моторчик с 2-мя проводами и управлялся он блоком, установленным в труднодоступном месте, за бампером под левой фарой.
Самое сложное в процессе извлечения "карлсона" из подкапотного пространства – это открутить нижний правый болт кожуха вентилятора, чему мешает близость рулевого редуктора. Всего их четыре. Некоторые после часа безуспешных мучений просто спиливают крепление ножовкой. Но нам с товарищем все же удалось его открутить. Отстегнули верхний патрубок радиатора, слив с него немного тосола. После этого кожух с вентилятором без проблем извлекаются из под капота.
Вскрыв, мотор обнаружили огрызки от щеток, которые должны работать на максимальную скорость вентилятора. Другие две тоже уже подходили к концу. Параметры родных щеток: Ш: 7 мм; В: 10 мм; Д: 15 мм. Провод выходит по меньшей стороне. Те щетки, которые нашел я, подошли по всем параметрам, за исключением того, что провод выходит по большей стороне. Но т.к. уже все было разобрано и августовская жара прогнозировалась уже на следующий день, мы решили сточить 3 мм с щеток, чтобы они вошли в направляющие. Точить их оказалось не быстро, но это вселило уверенность, что они не сотруться за неделю как отечественные графитовые.
Результат – вентилятор снова обрел свои два скоростных режима. Понятно, что из-за колхоза с подгонкой их под конец жизни вывернит из направляющих, и я все еще в поиске других щеток с нужными параметрами. Но по крайней мере, эту жару я точно спокойно отъезжу не боясь за перегрев.
p.s. Позже я нашел щетки один в один с нужными, от индийской повозки Tata Indica. Но у нас они не продаются, а с Китая можно купить их только оптом. Так что поиски продолжаются, но они уже неторопливые и со стрелкой температуры ОЖ строго посередине шкалы.