После его слов свет увидело Постановление от 27 февраля 2021 г. № 275, которое продлило срок действия диагностических карт. Получается, что изменения в системе техосмотра действуют с 1 марта, но сам техосмотр большинству автовладельцев в ближайшее время не понадобится. Многие заранее купили диагностические карты. Причем в условиях ажиотажного спроса некоторые ПТО в феврале подняли цены в два-три раза. Оказалось, спешка была напрасной.
На заседании правительства премьер-министр Михаил Мишустин заявил: «С 1 марта в нашей стране предполагалось ввести электронные диагностические карты, фотофиксацию, запустить другие процедуры, которые влияют на работу профильного бизнеса. Как и в любом деле, на начальном этапе неизбежны разного рода накладки. Например, неравномерное распределение нагрузки, очереди. В условиях, когда ситуация с коронавирусом хоть и улучшается, но пока далека от идеальной, это несет определенные риски, в том числе и для здоровья людей. Считаю, мы не должны этого допустить».
Его слова восприняли как отмену нововведений на полгода, о чем сообщили и официальные правительственные источники. Но в результате свет увидело Постановление правительства, однако суть его существенно отличается от того, как восприняли слова Михаила Мишустина.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2021 г. № 275 на шесть месяцев, но не менее чем до 1 октября 2021 года, продлен срок действия диагностических карт, которые должны были стать недействительными в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 года. Тем, у кого истекает срок действия ОСАГО, достаточно предъявить старую диагностическую карту. По оценкам экспертов, в обозримом будущем техосмотр не понадобится 90% автомобилей. Однако есть и такие, кому проверка на ПТО все же нужна: машины, диагностические карты которых стали недействительны до 1 февраля 2021 года, а также автомобили в возрасте четырех лет — с этого возраста сейчас обязательно ТО. Такие машины должны проверять по новым правилам, которые никто не отменял и не переносил.
Мы уже подробно говорили о новом порядке техосмотра. Что изменилось с тех пор?
С 1 марта 2021 года оператор техосмотра должен заносить в Единую автоматизированную информационную систему (ЕАИСТО) не только данные автомобиля, но и фотографии машины на въезде в пункт технического осмотра (ПТО) и на выезде из него. Изображения должны быть привязаны к месту съемки координатами ГЛОНАСС. Стремления очевидны — таким образом пытаются перекрыть возможность получения так называемых «серых» диагностических карт, выдаваемых дистанционно и без проверки состояния транспортного средства.
Диагностическая карта теперь будет только в электронном виде. Этот документ заверяется цифровой подписью эксперта.
Изменились сроки предоставления автомобилей на осмотр. Первую проверку нужно проходить через четыре года (раньше — три). Автомобиль в возрасте четырех-десяти лет приезжает на ПТО каждые два года (раньше — до семи лет). Далее — каждый год.
Проще стало таксистам, владельцам автобусов и большегрузов грузоподъемностью более 3,5 тонны: машины в возрасте до пяти лет теперь проходят проверку каждый год, далее — каждые шесть месяцев. Прежний порядок предусматривал проверку каждые полгода независимо от возраста машины. Причем при осмотре автобусов обязательно присутствие на ПТО сотрудников Госавтоинспекции.
Важно и время прохождения осмотра. Непонятные фотографии, быстрое прохождение — повод для проведения внеплановой проверки оператора техосмотра, и если махинации подтвердятся, диагностическую карту могут признать недействительной.
Законодательство не предусматривает возможности аннулировать полис ОСАГО, приобретенный с недостоверной диагностической картой. Однако в случае выплаты по ДТП страховщик имеет право обратиться с регрессным иском к виновнику аварии, у которого фигурирует такая диагностическая карта.
Суровое наказание за липовую проверку предусмотрели для ПТО. В соответствии с частью 1 ст. 14.4 КоАП РФ рядового сотрудника оштрафуют на 5000–10 000 рублей, должностное лицо — на 30 000–50 000 рублей, саму компанию — на 200 000–300 000 рублей. При повторном нарушении штраф возрастает до 500 000!
Через год, с 1 марта 2022 года, появится штраф в 2000 рублей за управление машиной, не прошедшей техосмотр. Специально для этого ввели новый п 1.1 ст. 12.5 КоАП РФ. Причем планируется, что за езду без ТО будут штрафовать камеры — один раз в сутки. В этом случае поездки с аннулированной диагностической картой могут оказаться излишне дорогими. Впрочем, этих изменений ждать еще целый год.
Сейчас за отсутствие техосмотра штрафуют только водителей такси и транспорта, предназначенного для перевозки людей (более восьми посадочных мест) и перевозки опасных грузов. Штраф — 800 рублей (ч. 2 ст. 12.1 КоАП).
СМИ бодро сообщили, что Госавтоинспекция сформулировала новые требования при прохождении технического осмотра. На самом деле все требования остались прежними. Появление новой редакции федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» связано с обновлением нормативной базы. Так что никаких особых новшеств нет: не допускаются трещины лобового стекла в зоне работы «дворников», обязательны исправная работа основной тормозной системы и ручного тормоза, запрещены потеки горючего, тормозной жидкости и т. д. Всего набирается около 80 пунктов.
Возможно, некая путаница связана с тем, что сейчас идет работа над перечнем неисправностей, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена. Этот документ разрабатывает МВД, утверждаться он будет постановлением правительства. В частности, планируется ввести запрет эксплуатации шин не по сезону. Однако целесообразность такого требования для огромной страны спорна: в то время как на Чукотке кутаются в шубы, в Сочи разгуливают в шортах. Также рассматривают вариант изменения нормативов светопропускания стекол. Причем, что удивительно, МВД предлагает немного снизить нормы светопропускания лобового стекла — вместо 75% сделать 70%. Точную дату появления новой редакции перечня неисправностей не знает никто. Самые оптимистичные прогнозы — середина лета.
Повторяем: нет никаких новых требований к состоянию автомобиля при прохождении техосмотра.
Многие эксперты без оптимизма смотрят в будущее техосмотра. Основная проблема в том, что приобретение полиса ОСАГО напрямую связано с диагностической картой. Без нее система не позволит купить полис. В разгар пандемии было послабление: пункты ПТО закрыли и официально разрешили получать ОСАГО без диагностической карты. Осмотр нужно было пройти не позднее чем через месяц после окончания карантина. В противном случае страховщик имеет право обратиться с регрессным иском в случае выплаты.
Страховое сообщество предлагает убрать связку «техосмотр — полис». Дескать, за техосмотр пусть отвечает Госавтоинспекция, а за ОСАГО — страховщики. Вполне вероятно, что через год, после введения штрафа за отсутствие ТО, все же уберут обязанность предъявлять диагностическую карту при покупке ОСАГО.
Опасения высказывает и Госавтоинспекция. На совещании с операторами техосмотра глава ГИБДД России генерал Михаил Черников озвучил унылые цифры. Из 85 регионов России лишь 69 имеют достаточное количество пунктов ПТО. Удручающая картина в Ингушетии — там лишь 25% от необходимого количества, Забайкальском крае (31%), Кабардино-Балкарии (38%). Не хватает ПТО в Башкортостане, Бурятии, Мордовии, Крыму, Приморском крае, Иркутской, Сахалинской, Калужской и Московской областях. В Москве лишь половина нужного количества ПТО, и особой очереди предпринимателей, желающих освоить этот бизнес, не наблюдается. Причина тому — экономическая.
Отечественное оборудование на одну линию ПТО обойдется примерно в миллион рублей. Причем большинство устройств — китайского производства и невысокого уровня. Качественная линия стоит почти в четыре раза больше. Цена полностью оборудованного ПТО доходит до 10 млн рублей. Стоимость прохождения проверки определена субъектом Федерации и разнится в диапазоне 500–1600 рублей. В Москве, например, техосмотр на легковой автомобиль обходится в 720 рублей, на автобус или 12-тонную фуру — около 1600 рублей. По действующим нормативам проверка легкового автомобиля длится 30 минут. Таким образом, на одной линии за один рабочий день можно проверить 16 машин. Даже при единственном выходном дне получается 5000 машин в год, или 3,6 млн рублей оборота. Но не прибыли! Вычитаем зарплату сотрудников, коммунальные и арендные платежи, налоги, дополнительные расходы, и бизнес оказывается на грани рентабельности. Сейчас во многих регионах наблюдается снижение числа ПТО — невыгодно. Операторы предлагают увеличить пропускаемость пунктов. Это можно сделать, если на линии будет не один, а два контролера. Практика показала, что вдвоем они поспевают качественно проверить легковую машину не за 30, а за 20 минут. Но если число осмотров окажется больше положенного по времени, то последует проверка со стороны Госавтоинспекции. Поэтому владельцы ПТО уже сейчас консультируются в ГИБДД — будут ли те требовать жесткого соответствия нормативам или нет? Ответа нет. Пандемия и так сильно подкосила бизнес в секторе ПТО. Новые изменения оптимизма не вселяют, и коммерсанты уходят из данной сферы деятельности. Владельцы ПТО говорят, что этот бизнес станет выгодным при увеличении стоимости осмотра до 2000-3000 рублей. Более того, получается, что коммерсантом выгоднее находить неисправности и несколько раз пропускать одну и ту же машину через линию техосмотра.
В итоге мы находимся в тупиковой ситуации — проведение техосмотра невыгодно частному капиталу, а увеличение стоимости ТО не улучшит состояние машин.
В Германии осмотр проводят сертифицированные государством структуры TÜV, DEKRA, GTÜ, KÜS, FSP. Стоимость примерно 100 евро, причем проверяющие обычно приезжают в технический центр, где машина проходит обслуживание. Штраф за отсутствие осмотра составляет 15–60 евро — чем больше просрочил, тем дороже. Немцы стараются не пропускать осмотр, поскольку без него не действует страховка.
В США — свои законы в каждом штате. В 13-ти вообще отсутствует понятие технического осмотра. В остальных штатах разный уровень проверки — у одних полноценное исследование, у других смотрят лишь нормы токсичности. Штрафы также разнятся. В штате Нью-Йорк, например, наказывают на $65 (4500 руб).
В Японии первый осмотр проходят через три года, потом каждые два года. Дешевле всего протестировать автомобиль в государственной структуре. Однако таковые не работают в выходные и трудолюбивым японцам для посещения ПТО нужно брать отгул. Альтернатива — сертифицированные частные центры или коммерческие структуры, которые отвозят машину в государственный центр. Даже с учетом больших японских зарплат стоимость осмотра просто очень высокая — в среднем 70 000–140 000 иен (50 000–100 000 руб.)! На фоне этих сумм российские ценники выглядят совсем смешными.
Государственные мужи утверждают, что без системы осмотра по нашим дорогам начнут колесить одни ведра с гайками. Российский автопарк действительно очень изношенный — средний возраст автомобилей 14 лет. Однако статистика показывает, что неисправность транспортных средств как причина фигурирует только в 4% аварий.
Официальных данных по статистике честного/купленного прохождения технического осмотра по понятным причинам нет. Считается, что в советское время действительно проверяли порядка 90% машин. В постсоветский период, когда осмотр контролировала ГИБДД (до 2012 года) — осматривали около половины. После того как ответственными стали страховщики, диагностическая карта оказалась просто довеском к ОСАГО. Реально проверяют не более 10% машин. Фактически техосмотр отсутствует, но сколь-нибудь заметного повышения аварийности из-за неисправности автомобилей не зафиксировано, а общее число ДТП с каждым годом падает. Вроде бы вывод очевиден — техосмотр не нужен.
Все чаще звучат призывы вообще его отменить, во всяком случае в отношении легковых автомобилей. Но сейчас ТО стал дополнительным налогом, который автомобилисты исправно платят. Есть предложения сделать техосмотр добровольным — прошел его и получил дополнительную скидку на полис ОСАГО. Но пока государство не решается на проведение реформ.
Страховщикам и операторам техосмотра предоставили дополнительные шесть месяцев. Причем премьер-министр Михаил Мишустин дал следующее напутствие:
— Никаких неудобств для граждан быть не должно, сделать все надо по-человечески!