18 мая на ВДНХ открылась долгожданная выставка — «Мечта Москвича». Здесь «Москвич» — с прописной: нехитрая семантическая игра названием автомобиля и москвичами как таковыми. Типа, автомобили «Москвич» были вожделением всех, живущих в столице (хотя не только!), но и у завода была своя мечта, отчасти даже воплощенная. Эту мечту и попытались визуализировать организаторы выставки, призвав на помощь экспонаты некогда существовавшего музея АЗЛК. Того самого, что располагался в здании, похожем на летающую тарелку.
У автомобильного музея АЗЛК судьба сложилась хоть и многотрудно, но довольно неплохо, лучше, чем у самого завода. Когда ОАО «Москвич» банкротили в середине «нулевых», историческая коллекция досталась одному из покупателей недвижимых активов завода — строительной компании «Метрополь». И лично ее владелец, провластный бизнесмен Михаил Слипенчук передал в московский Музей ретроавтомобилей на Рогожском валу основную часть музейного фонда. Как бы в дар, но за этим щедрым жестом, по некоторой информации, стояли неформальные тени всесильных московских начальников — Юрия Лужкова и Евгения Пантелеева. Последний, будучи министром промышленности Москвы и председателем наблюдательного совета «Москвича», сыграл важную деструктивную роль в судьбе завода; когда-нибудь эту историю можно будет рассказать в подробностях. Но сейчас мы упоминаем его лишь в музейном контексте.
Музей на «Рогожке» знавал и сытые времена, и лихорадочные. И в итоге ликвидировался с намерением возродиться в новом здании, уже как музей транспорта Москвы, официально именуемый загадочной аббревиатурой АНО ЦИКТ МДТО. Этот музей должен открыться в 2023 году на Новорязанской улице, сразу за Казанским вокзалом Москвы, в здании бывшего гаража грузовых автомобилей архитектора Мельникова. Сейчас там делают ремонт, точнее, глубокую реконструкцию. И вот на эти промежуточные два года коллекция АЗЛК стала выставкой «Мечта Москвича» в павильоне «Транспорт» на ВДНХ. Мы посетили ее до открытия, с группой ветеранов завода. И попробуем рассказать не только о выставке, но и о том, чего на ней нет.
Сразу за дверьми павильона встречает инсталляция Ирины Кориной: гигантский рог изобилия, сделанный в помпезной довоенно-сталинской стилистике. Которая, кстати, доминировала на ВСХВ. И в центре даров изобилия — малоприметный, почти крошечный автомобиль КИМ-10-50.
Вообще-то, КИМ-10-50 не был первым автомобилем завода. Началось все со сборки «полуторок» Ford-АА и легковушек Ford-А, детали к которым поступали прямиком из Америки, пока строился завод в Горьком. А после запуска Горьковского автозавода комплектующие пошли оттуда, а машины естественным образом переименовались в ГАЗ-А и ГАЗ-АА. В музее АЗЛК хранились экземпляры первых собранных в Москве Фордов, почему их не привезли на эту выставку… Ну, в общем, понятно почему: чужие модели, чужие компоненты, сравнительно скромный объем выпуска. Да и места в павильоне не очень много.
КИМ-10-50 представлял собою условную копию английского Ford Prefect 1938 года двухдверной модификации. Но к дизайну все-таки приложили руку советские специалисты. Точнее, художник-конструктор из Горького Валентин Бродский, написавший впоследствии книгу «Как машина стала красивой».
Считается, что КИМов успели собрать около 500 штук — по количеству заказанных у американской фирмы Budd комплектов кузовных деталей. После сталинского «разноса» в мае 1941 года завод в срочном порядке собрал пару четырехдверных машин, получивших индекс 10-52, но назначенная на 24 июня 1941 года госприемка по понятным причинам не состоялась. Один из «четырехдверников» КИМ сохранился в Политехническом музее Москвы.
А еще была модификация…
…еще была модификация КИМ-10-51. Это кабриолет или, по тогдашним документам, фаэтон.
Именно такой машины не было в заводском музее, ее купили специально к этой выставке. Знаете что интересно? Что это единственный сохранившийся оригинальный фаэтон, аутентичность которого не вызывает сомнений.
Из относительного небытия в публичную плоскость машина вплыла еще в конце 80-х годов, когда о ней сделал заметку журнал «За рулем». Тогда фаэтон находился в солнечной Киргизии. Не на ходу, фактически только кузов. Но со всей уникальной фурнитурой, тентом, замочками… Владел КИМом реставратор Петр Барханский, впоследствии прославившийся созданием внедорожника «Бархан» на агрегатах ГАЗ-66. В 2005 году из Бишкека машину выкупает не менее известный коллекционер Владимир Киреев, причем даже не сам, а направив в Киргизию свою жену. В Москве Володя находит Ford Eifel как наиболее близкий по конструкции и габаритам автомобиль из тех, что вообще можно было купить (найти Ford Prefect оказалось не-ре-аль-но) и в мастерской Вячеслава Лена переставляет КИМовский кузов на фордовское шасси. После чего машина пару раз меняет хозяев и оседает у Владимира Ляшова, владельца чеховского музея «Автобиография». Тот имел несколько комплектных КИМов 10-50 и пожертвовал одним из них, дабы переставить кузов фаэтона на оригинальное шасси.
Через некоторое время Ляшов вынужденно свою коллекцию распродает, и КИМ-10-51 через цепочку посредников оказывается в Челябинске. И уже из Челябинска при участии того же Киреева фаэтон выкупает Музей транспорта Москвы, причем за немаленькие 6 млн рублей. И еще кучу денег планируется вложить в окончательную реставрацию, которую, по словам Рыкова, хотят заказать мастерской Евгения Шаманского.
С этой машины начинается череда инсталляций. Создатели выставки выбрали привязку автомобилей ко времени через кинематограф. Благо почти все модели «Москвичей» так или иначе снимались в кино. Кроме… кроме КИМ-10-51! Но все равно решили упомянуть фильм «Сердца четырех» Константина Юдина. Потому что в нем снимался Ford Prefect.
Уф-фф… Все, с КИМами закончили. Что там было после них? Были послевоенные «Москвичи»-400 и 401, скопированные с Opel Kadett K38. Самый известный такой «Москвич» снялся у Владимира Меньшова в фильме «Москва слезам не верит».
«Москвич»-400-422 с деревянным кузовом когда-то остроумно прозвали «Буратино». Его выпуск наладили в 1949 году, хотя первые образцы собрали в экспериментальном цехе еще в 1946-м. С одной стороны, в стране был явный дефицит металла, поэтому кузова утилитарных фургонов вполне могли быть и деревянными. С другой стороны, на такие решения тогда существовала мода, пришедшая из Америки. В частично деревянных автомобилях был особый шик ручной работы, в каждой царапинке на лакированной поверхности можно было увидеть как брак, так и результат прикосновения живых рук мастера.
Следующее поколение «Москвичей», формально начинающееся с индекса 402, представлено одной из поздних модификаций 407-го.
Тут мы возвращаемся к изначальной коллекции музея АЗЛК, где этот двухцветный экземпляр, сделанный в свое время для иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви (да так и не отправленный), занимал почетное место. Динамик внутри машины разговаривает голосом Зиновия Гердта из фильма 1964 года «Зеленый огонек» Виллена Азарова. Там, если помните, «Москвич» тоже разговаривал.
Отдельный стенд с полноприводной моделью 410 воссоздает известную фотографию с испытаний этого «Москвича» на опрокидывание. Машина последовательно заезжала на все большее количество деревянных палет.
Тут бы и дальше развить тему полноприводных «Москвичей», начиная с первых виллисообразных вариантов модели 415. Кстати, один из ранних «Москвичей»-415 не так давно восстановили в мастерской «Симонов Моторс». Но что-то пошло не так: на выставке присутствует всего один внедорожник из музея АЗЛК, поздний прототип 2150. А «промежуточные стадии» можно видеть только на фотографиях или в виде масштабных моделек.
Кстати, куда пропал второй музейный экземпляр, серый, с мягким тентом вместо крыши (выставлялся в музее под не совсем верным индексом 2148)? Известно, что его под шумок (и по договоренности с Асатряном!) «приватизировал» замдиректора завода по качеству Анатолий Федулов, приспособивший музейную машину под свои охотничьи нужды. А когда она поломалась — просто бросил на въезде в дачный поселок, без заднего моста. Сотрудники тогдашнего музея «Авторевю» эвакуировали автомобиль, но далее след его теряется… Хотя он имел статус «неотчуждаемого экспоната музея АЗЛК».
С этой машиной у автора сложились особенно теплые взаимоотношения. Еще в 1994 году парадоксально великодушный директор музея АЗЛК Виктор Воронов позволил поездить на музейном экспонате и сделать импровизированный «ретротест». Без номеров, без доверенности мы гоняли по Текстильщикам чуть ли не полдня! Этот «джип» ехал весьма, весьма недурно. Да, жестковато, да, чуть козлил. Но управлялся точно, ощущения водителю сообщал интересные, разгонялся здорово. Годом позже мы этот эксперимент повторили, доехав до набережной Москвы-реки и вдоволь нахулиганившись на полупесчаном пляже.
«Москвич»-408 — новая эпоха в истории АЗЛК. Как фильм Гайдая «Бриллиантовая рука» — новая эпоха в истории отечественного комедийного кино. В мае 1967 года с конвейера сошел миллионный автомобиль, им стал как раз 408-й. И именно этот экземпляр символизирует в экспозиции шестидесятые годы.
Идем сквозь строй отлично сохранившихся музейных «Москвичей». Они изобретательно подсвечены, мигают фарами и подфарниками. Разве что не улыбаются приветливо. Это все вариации одной базовой модели в диапазоне от -408 1964 года до -2140 «Люкс» 1988 года.
Особая тема — спорт. Тут и формульные потуги, и раллийные победы, и марафоны. Кинематографический азарт добрался и в этот уголок москвичевской истории: на экран проецируются кадры фильма «Гонщики» 1972 года с Леоновым и Янковским, весьма недурного фильма, в отличие от каких-нибудь «Сердец четырех».
Зал прототипов — самый эффектный. Непонятно, кого из многочисленных богов благодарить за сохранность музейной коллекции экспериментальных машин, поблагодарим на всяких случай сразу всех. И Слипенчука персонально. В последние годы существования завода над этими машинами висел дамоклов меч по имени Рубен Асатрян, последний директор завода. Он брезгливо относился к доармянскому периоду истории АЗЛК и потихоньку расчищал место в музее под поздние модели, к которым имел непосредственное отношение. А часть прототипов обязал переставить обратно в ХКБ.
Кинематографический акцент выбран неожиданным: фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» 1981 года. Главным художником этой картины был Сид Мид, создатель концептуального пространства будущего. Миду не чуждо автостроение, он даже работал в компании Advanced Styling, принадлежащей Форду. Но при чем тут АЗЛК?
В конце 1970-х годов в СССР с подачи руководства ВНИИ технической эстетики пригласили именитого французского дизайнера Раймонда Лоуи, автора облика умопомрачительного Studebaker Avanti, заключив с ним пятилетний контракт на разработку визуальных образов разных товаров народного потребления. В кои затесался и автомобиль. Лоуи работал с Ижевским заводом, а один из макетов поручил сделать тогда еще малоизвестному художнику Сиду Миду.
Наслаждаемся сохраненными концептами: С1, С2, 3-5-3, «Арбатом», «Истрой».
Кое-какие замыслы остались только на уровне макетов. Да и сами макеты не очень сохранились. А за те, что есть, надо сказать спасибо Льву Железнякову из Музея индустриальной культуры. Тоже, кстати, ветерану АЗЛК.
Самый неочевидный проект АЗЛК — «Яуза» (2143). И самый последний из тех, что реально мог стать серийным.
Этот образец построили в 1991 году под перспективный двигатель АЗЛК-21414. На футуристичное, но совершенно дисфункциональное двухэтажное остекление боковин можно не обращать внимания, дизайн в этой машине вообще не главное, важнее «тележка». В ней сохранялось продольное расположение силового агрегата и закладывалась полноприводность. Причем все агрегаты были уже опробованы на пикапах 4х4, их выпускали мелкосерийно. «Яуза» как основа была взята для последнего (доасатряновского) «рывка» 1995 года: на этой платформе планировался минивэн! Именно с УПВ в середине 90-х связывались рыночные перспективы завода.
Но, увы, дальше эскизов дело не пошло: на заводе сменился директор.
История 41-го «Москвича» показана лишь штрихами. «Кина» под него не нашлось (хотя имеется, как минимум, «Забытая мелодия для флейты»), но устроители выкрутились, привязав к рассказу о модели 2141 другое «Кино» — гибель Виктора Цоя. Неоднозначная, чтоб не сказать сомнительная привязка. Но кого-то порадует песня кумира, приглушенно звучащая из динамиков. Конечно, «Группа крови».
Любопытный и малоизвестный факт: югославский дилер «Москвича», фирма «Прогресс» строила универсалы и стретчи (удлиненные автомобили) на базе «сорок первого». Существовал даже восьмиместный эрзац-лимузин, удлиненный на 60 см.
И теперь — самая грустная страница истории АЗЛК, точнее, уже ОАО «Москвич». Страница, связанная с последним гендиректором Рубеном Асатряном, которому удивительным образом благоволил Юрий Лужков. И который стал де-факто могильщиком завода. Не то чтобы у «Москвича» без Асатряна открывались большие перспективы; нет, конечно. Но Рубен Саркисович постарался оформить кончину предприятия самым постыдным образом, годами мороча головы чиновникам московского правительства и самодурственно внедряя в производство нерентабельные конструкции имени себя.
Кстати, на этой выставке нет некоторых последних моделей завода типа «Калиты» или «Князя Владимира». Рыков на вопрос «почему?» ответил емко: «Я не люблю их».
Вот они, сфотографированы в 2006 году еще в музее АЗЛК. Машины эти сохранились, покоятся в запасниках Музея транспорта Москвы. В новом здании для них должно найтись место.
Что мы все про железки… Железки сами по себе не обретают культовости и статуса исторического наследия. Их таковыми делают люди. И как раз людям, делавшим «Москвичи», посвящена значительная часть выставки «Мечта Москвича». Они сидят сейчас полукругом в зале истории АЗЛК и внимают словам начальника научно-исследовательского отдела музея Сергея Рыкова и директора музея Оксаны Бондаренко.
Раньше они встречались каждый год весной (я тоже любил посещать их ностальгические посиделки). Теперь уже специально не собираются, пересекаясь от случая к случаю. И постепенно ряды их редеют.
«Мечта Москвича»… Она вот в этом: памяти, не истлевающих артефактах, бережном хранении. Как говорится, «чтобы помнили». А тех, кто не забывает, еще очень много. И Сергей Рыков с коллегами сделали обволакивающее, очаровывающее интерактивное историческое шоу. Не для историков — для всех нас.
Для мечтателей.