Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Выставка «Москвичей»: реквием и мечта
19.05.2021 | 25427 просмотров

Выставка «Москвичей»: реквием и мечта

Автор: Сергей Цыганов
Фото автора и из архивов Виктора Андронова, Алексея Джигурды, Николая Титова, Льва Самохина, Юрия Ткаченко
Источник: Дром
Закрытие АЗЛК — это потеря для российского автопрома?
2237 (83%)
446 (17%)

18 мая на ВДНХ открылась долгожданная выставка — «Мечта Москвича». Здесь «Москвич» — с прописной: нехитрая семантическая игра названием автомобиля и москвичами как таковыми. Типа, автомобили «Москвич» были вожделением всех, живущих в столице (хотя не только!), но и у завода была своя мечта, отчасти даже воплощенная. Эту мечту и попытались визуализировать организаторы выставки, призвав на помощь экспонаты некогда существовавшего музея АЗЛК. Того самого, что располагался в здании, похожем на летающую тарелку.

Музей Завода имени Ленинского комсомола (АЗЛК) (на фото справа) был построен по проекту Юрия Регентова и открылся в 1980 году, к 50-летию выпуска первых автомобилей на предприятии, начинавшемся как Государственный автосборочный завод №2

У автомобильного музея АЗЛК судьба сложилась хоть и многотрудно, но довольно неплохо, лучше, чем у самого завода. Когда ОАО «Москвич» банкротили в середине «нулевых», историческая коллекция досталась одному из покупателей недвижимых активов завода — строительной компании «Метрополь». И лично ее владелец, провластный бизнесмен Михаил Слипенчук передал в московский Музей ретроавтомобилей на Рогожском валу основную часть музейного фонда. Как бы в дар, но за этим щедрым жестом, по некоторой информации, стояли неформальные тени всесильных московских начальников — Юрия Лужкова и Евгения Пантелеева. Последний, будучи министром промышленности Москвы и председателем наблюдательного совета «Москвича», сыграл важную деструктивную роль в судьбе завода; когда-нибудь эту историю можно будет рассказать в подробностях. Но сейчас мы упоминаем его лишь в музейном контексте.

Музей на «Рогожке» знавал и сытые времена, и лихорадочные. И в итоге ликвидировался с намерением возродиться в новом здании, уже как музей транспорта Москвы, официально именуемый загадочной аббревиатурой АНО ЦИКТ МДТО. Этот музей должен открыться в 2023 году на Новорязанской улице, сразу за Казанским вокзалом Москвы, в здании бывшего гаража грузовых автомобилей архитектора Мельникова. Сейчас там делают ремонт, точнее, глубокую реконструкцию. И вот на эти промежуточные два года коллекция АЗЛК стала выставкой «Мечта Москвича» в павильоне «Транспорт» на ВДНХ. Мы посетили ее до открытия, с группой ветеранов завода. И попробуем рассказать не только о выставке, но и о том, чего на ней нет.

Шрифт неоновой вывески сделан в эстетике 1960-70-х годов, самых плодотворных и интересных в биографии АЗЛК

Первые шаги

Сразу за дверьми павильона встречает инсталляция Ирины Кориной: гигантский рог изобилия, сделанный в помпезной довоенно-сталинской стилистике. Которая, кстати, доминировала на ВСХВ. И в центре даров изобилия — малоприметный, почти крошечный автомобиль КИМ-10-50.

На момент нашего визита с «рога изобилия» еще не успели снять строительную оснастку
Кажется, создатели слегка даже переборщили с символикой: известно, что КИМ-10-50 не понравился Сталину. Ходит такой апокриф: на кремлевском показе вождь сказал водителю сесть за руль, после чего спросил: а как теперь сяду я? И завод в спешке приступил к перепроектированию двухдверного КИМа под второй ряд дверей. Тем паче что у прототипа Ford Prefect была и четырехдверная модификация

Вообще-то, КИМ-10-50 не был первым автомобилем завода. Началось все со сборки «полуторок» Ford-АА и легковушек Ford-А, детали к которым поступали прямиком из Америки, пока строился завод в Горьком. А после запуска Горьковского автозавода комплектующие пошли оттуда, а машины естественным образом переименовались в ГАЗ-А и ГАЗ-АА. В музее АЗЛК хранились экземпляры первых собранных в Москве Фордов, почему их не привезли на эту выставку… Ну, в общем, понятно почему: чужие модели, чужие компоненты, сравнительно скромный объем выпуска. Да и места в павильоне не очень много.

Форды московской сборки перед музеем АЗЛК, 9 мая 1995 года. Раньше почти каждый год ходовые экспонаты музея в День Победы выезжали на небольшой ретропарад — от завода до стадиона «Москвич» и обратно
Тот же 1995 год, колонна старых машин едет по мосту в Текстильщиках. В тот день автору представилась фантастическая возможность прокатиться за рулем почти всех музейных автомобилей АЗЛК
Тот самый музейный КИМ, май 1995 года
КИМ-10-50 испытывался в начале 1941 года на полигоне ГАБТУ Красной армии. Машине устроили настоящий офф-роуд! На одной из фотографий — фрагмент отчета с этих испытаний
Тогда же два экземпляра КИМа из первой партии вместе с оригинальным Ford Prefect проходили долгосрочные ходовые испытания по линии Наркомата среднего машиностроения. Вот фрагменты отчета (публикуется впервые)
КИМ-10-50, собранный в апреле 1940 года. Его впервые публично показали на первомайской демонстрации того же года

КИМ-10-50 представлял собою условную копию английского Ford Prefect 1938 года двухдверной модификации. Но к дизайну все-таки приложили руку советские специалисты. Точнее, художник-конструктор из Горького Валентин Бродский, написавший впоследствии книгу «Как машина стала красивой».

Считается, что КИМов успели собрать около 500 штук — по количеству заказанных у американской фирмы Budd комплектов кузовных деталей. После сталинского «разноса» в мае 1941 года завод в срочном порядке собрал пару четырехдверных машин, получивших индекс 10-52, но назначенная на 24 июня 1941 года госприемка по понятным причинам не состоялась. Один из «четырехдверников» КИМ сохранился в Политехническом музее Москвы.

А еще была модификация…

Проход к основной экспозиции. Направление задает Сергей Рыков, начальник научно-исследовательского отдела Музея транспорта Москвы. Он же — дизайнер этой выставки. Он же — сотрудник Политехнического музея. И вообще его уважительно называют «куратор»
Тексты для информационных стендов и табличек писал журналист-историк Сергей Ионес, а красивую форму им придавал лучший автожурналист России Сергей Знаемский

…еще была модификация КИМ-10-51. Это кабриолет или, по тогдашним документам, фаэтон.

КИМ-10-51 фаэтон

Именно такой машины не было в заводском музее, ее купили специально к этой выставке. Знаете что интересно? Что это единственный сохранившийся оригинальный фаэтон, аутентичность которого не вызывает сомнений.

Из относительного небытия в публичную плоскость машина вплыла еще в конце 80-х годов, когда о ней сделал заметку журнал «За рулем». Тогда фаэтон находился в солнечной Киргизии. Не на ходу, фактически только кузов. Но со всей уникальной фурнитурой, тентом, замочками… Владел КИМом реставратор Петр Барханский, впоследствии прославившийся созданием внедорожника «Бархан» на агрегатах ГАЗ-66. В 2005 году из Бишкека машину выкупает не менее известный коллекционер Владимир Киреев, причем даже не сам, а направив в Киргизию свою жену. В Москве Володя находит Ford Eifel как наиболее близкий по конструкции и габаритам автомобиль из тех, что вообще можно было купить (найти Ford Prefect оказалось не-ре-аль-но) и в мастерской Вячеслава Лена переставляет КИМовский кузов на фордовское шасси. После чего машина пару раз меняет хозяев и оседает у Владимира Ляшова, владельца чеховского музея «Автобиография». Тот имел несколько комплектных КИМов 10-50 и пожертвовал одним из них, дабы переставить кузов фаэтона на оригинальное шасси.

Через некоторое время Ляшов вынужденно свою коллекцию распродает, и КИМ-10-51 через цепочку посредников оказывается в Челябинске. И уже из Челябинска при участии того же Киреева фаэтон выкупает Музей транспорта Москвы, причем за немаленькие 6 млн рублей. И еще кучу денег планируется вложить в окончательную реставрацию, которую, по словам Рыкова, хотят заказать мастерской Евгения Шаманского.

С этой машины начинается череда инсталляций. Создатели выставки выбрали привязку автомобилей ко времени через кинематограф. Благо почти все модели «Москвичей» так или иначе снимались в кино. Кроме… кроме КИМ-10-51! Но все равно решили упомянуть фильм «Сердца четырех» Константина Юдина. Потому что в нем снимался Ford Prefect.

Золотой век

Уф-фф… Все, с КИМами закончили. Что там было после них? Были послевоенные «Москвичи»-400 и 401, скопированные с Opel Kadett K38. Самый известный такой «Москвич» снялся у Владимира Меньшова в фильме «Москва слезам не верит».

«Москвич»-400-420, первый советский автомобиль, продававшийся в личное пользование всем желающим. За 9000 рублей. Почему в кустах? Вспомните кино: там владелец — типичный обыватель-дачник
Этот «Москвич»-401 в разрезе взят из запасника Политехнического музея. «Разрез», что характерно, сделали на самом автомобильном заводе. Машину условно привязали к фильму «Осторожно, бабушка», где снимался полноценный «четырехсотпервый»
«Москвич»-400 на конвейере МЗМА, 1947 год

«Москвич»-400-422 с деревянным кузовом когда-то остроумно прозвали «Буратино». Его выпуск наладили в 1949 году, хотя первые образцы собрали в экспериментальном цехе еще в 1946-м. С одной стороны, в стране был явный дефицит металла, поэтому кузова утилитарных фургонов вполне могли быть и деревянными. С другой стороны, на такие решения тогда существовала мода, пришедшая из Америки. В частично деревянных автомобилях был особый шик ручной работы, в каждой царапинке на лакированной поверхности можно было увидеть как брак, так и результат прикосновения живых рук мастера.

Фургон 400-422 в череде кинематографических аллюзий выполняет роль реквизиторского автомобиля. Это едва ли не единственный сохранившийся экземпляр с полностью оригинальными деревянными деталями, там нет ни одного новодельного элемента. Машину купили у реставратора Максима Мира (бенгальца из Бангладеш, между прочим, но давно и прочно ассимилировавшегося в России)
Справа — «буратины» в экспериментальном цехе. На самом заводе деревом не занимались. Водители, сидя на табуретках, отгоняли шасси на военное предприятие, занимавшееся изделиями из дельта-древесины. Складки на дерматиновой крыше, провисающие двери и кривые стыки деревянных планок — норма
Фрагменты уникального, сделанного вручную альбома по «Москвичу»-400-422 1947 года. Автор неизвестен. Публикуется впервые
Вдоль стен во всех залах выставки — так называемый «таймлайн» (линия времени), фотографии, плакаты, подписи… Встречаются малоизвестные снимки

Следующее поколение «Москвичей», формально начинающееся с индекса 402, представлено одной из поздних модификаций 407-го.

Тут мы возвращаемся к изначальной коллекции музея АЗЛК, где этот двухцветный экземпляр, сделанный в свое время для иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви (да так и не отправленный), занимал почетное место. Динамик внутри машины разговаривает голосом Зиновия Гердта из фильма 1964 года «Зеленый огонек» Виллена Азарова. Там, если помните, «Москвич» тоже разговаривал.

Двигатель М-407 в разрезе. От модели М-402 его отличает верхнее расположение клапанов и увеличенная до 45 л.с. мощность
Экспонат-стенд: на этом «Москвиче» посетителям хотят показать, как снималось кино

Отдельный стенд с полноприводной моделью 410 воссоздает известную фотографию с испытаний этого «Москвича» на опрокидывание. Машина последовательно заезжала на все большее количество деревянных палет.

«Москвич»-410 4х4, спроектированный, можно сказать, по личному указанию Никиты Хрущева. Типа, «представить в десятидневный срок автомобиль высокой проходимости…». У МЗМА не было готовых решений по полному приводу и пришлось их заимствовать у ГАЗа. Фактически под кузов «Москвича» подкатили «тележку» от ГАЗ-69 с элементами не пошедшего в серию пикапа М-73 (который, в свою очередь, строили на агрегатах полноприводной «Победы» М-72). Очень высокий центр тяжести, слабый двигатель и ряд конструктивных просчетов делали из 410-го так себе автомобиль, но это был первый комфортабельный внедорожник в СССР. Цех малых серий выдавал ежегодно около 4000 таких машин, из которых примерно 500 — полноприводные универсалы М-411. Спроектировали и фургон, но он остался в единственном экземпляре
Полноприводные М-411 универсал и М-430 фургон

Тут бы и дальше развить тему полноприводных «Москвичей», начиная с первых виллисообразных вариантов модели 415. Кстати, один из ранних «Москвичей»-415 не так давно восстановили в мастерской «Симонов Моторс». Но что-то пошло не так: на выставке присутствует всего один внедорожник из музея АЗЛК, поздний прототип 2150. А «промежуточные стадии» можно видеть только на фотографиях или в виде масштабных моделек.

Кстати, куда пропал второй музейный экземпляр, серый, с мягким тентом вместо крыши (выставлялся в музее под не совсем верным индексом 2148)? Известно, что его под шумок (и по договоренности с Асатряном!) «приватизировал» замдиректора завода по качеству Анатолий Федулов, приспособивший музейную машину под свои охотничьи нужды. А когда она поломалась — просто бросил на въезде в дачный поселок, без заднего моста. Сотрудники тогдашнего музея «Авторевю» эвакуировали автомобиль, но далее след его теряется… Хотя он имел статус «неотчуждаемого экспоната музея АЗЛК».

Последний экземпляр опытной серии внедорожников 415/2150

С этой машиной у автора сложились особенно теплые взаимоотношения. Еще в 1994 году парадоксально великодушный директор музея АЗЛК Виктор Воронов позволил поездить на музейном экспонате и сделать импровизированный «ретротест». Без номеров, без доверенности мы гоняли по Текстильщикам чуть ли не полдня! Этот «джип» ехал весьма, весьма недурно. Да, жестковато, да, чуть козлил. Но управлялся точно, ощущения водителю сообщал интересные, разгонялся здорово. Годом позже мы этот эксперимент повторили, доехав до набережной Москвы-реки и вдоволь нахулиганившись на полупесчаном пляже.

За полноприводную тематику «отдувается» коллекция моделек. Их на выставке порядка 250, все они — из коллекции бывшего сотрудника АЗЛК Евгения Коротича. Это ручные конверсии из заводских изделий, исторически весьма точные

«Москвич»-408 — новая эпоха в истории АЗЛК. Как фильм Гайдая «Бриллиантовая рука» — новая эпоха в истории отечественного комедийного кино. В мае 1967 года с конвейера сошел миллионный автомобиль, им стал как раз 408-й. И именно этот экземпляр символизирует в экспозиции шестидесятые годы.

Проекция вертолета на заднике — отсылка к «Бриллиантовой руке» и возгласу Лелика: «Спокойно, сядем усе!»
Двигатель «Москвича»-408 в разрезе
Реплика «Москвич-Турист», созданная мастерской Евгения Шаманского. Такая модель была в 1963 году построена (в двух экземплярах) как подражание многочисленным спорткупе на базе европейских малолитражек. Убрали задние двери, усилили кузов, заменили крышу съемным пластиковым колпаком. Получился «гран-туризмо», весьма эффектный. Создавали «Турист» в полуинициативном порядке, без оформления конструкторской документации, фактически прилаживая по месту. Поэтому о производстве не особо думали, да и протащить такую модель через все тернии Минавтопрома было малореально. Даже заинтересованность в «Туристе» бельгийского дилера АЗЛК Scaldia-Volga не продвинуло вопрос производства. А ведь бельгийцы предлагали ставить на машину двигатели от Ford Cortina! Но в итоге проект не состоялся, два экземпляра «Туриста» постоянно переделывались, на них испытывались различные агрегаты, в том числе итерации 412-го мотора. А потом машины пришли в негодность и их «списали»
Оригинальный «Москвич 408 Турист»

Идем сквозь строй отлично сохранившихся музейных «Москвичей». Они изобретательно подсвечены, мигают фарами и подфарниками. Разве что не улыбаются приветливо. Это все вариации одной базовой модели в диапазоне от -408 1964 года до -2140 «Люкс» 1988 года.

Особая тема — спорт. Тут и формульные потуги, и раллийные победы, и марафоны. Кинематографический азарт добрался и в этот уголок москвичевской истории: на экран проецируются кадры фильма «Гонщики» 1972 года с Леоновым и Янковским, весьма недурного фильма, в отличие от каких-нибудь «Сердец четырех».

Не забыты и заводские испытатели…
Взгляд будущего в прошлое. Эти скромные макеты делались не на АЗЛК, это современные творения студентов Строгановки, где курс дизайна ведет Никита Розанов, бывший художник-конструктор АЗЛК. Макет справа напоминает не сохранившийся прототип «Москвич»-401-424 купе, а слева — серийный 427
Проход между залами стилизован под главные ворота МЗМА

Несбывшееся

Зал прототипов — самый эффектный. Непонятно, кого из многочисленных богов благодарить за сохранность музейной коллекции экспериментальных машин, поблагодарим на всяких случай сразу всех. И Слипенчука персонально. В последние годы существования завода над этими машинами висел дамоклов меч по имени Рубен Асатрян, последний директор завода. Он брезгливо относился к доармянскому периоду истории АЗЛК и потихоньку расчищал место в музее под поздние модели, к которым имел непосредственное отношение. А часть прототипов обязал переставить обратно в ХКБ.

Кинематографический акцент выбран неожиданным: фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» 1981 года. Главным художником этой картины был Сид Мид, создатель концептуального пространства будущего. Миду не чуждо автостроение, он даже работал в компании Advanced Styling, принадлежащей Форду. Но при чем тут АЗЛК?

В конце 1970-х годов в СССР с подачи руководства ВНИИ технической эстетики пригласили именитого французского дизайнера Раймонда Лоуи, автора облика умопомрачительного Studebaker Avanti, заключив с ним пятилетний контракт на разработку визуальных образов разных товаров народного потребления. В кои затесался и автомобиль. Лоуи работал с Ижевским заводом, а один из макетов поручил сделать тогда еще малоизвестному художнику Сиду Миду.

На этом стенде показаны результаты сотрудничества и с Porsche, и со студией Loewy. Обе фирмы предложили свои концепты, но советское руководство, щедро оплатив их труд, не заинтересовалось результатами
Формально этот макет сделала фирма Loewy, но работал над машиной именно Сид Мид. Ну, так утверждается… Осталось немного непроясненным, как проект, сделанный для Ижевского завода, стал фигурировать как АЗЛКовский. Ну ладно, мы говорим Ленин — подразумеваем партия

Наслаждаемся сохраненными концептами: С1, С2, 3-5-3, «Арбатом», «Истрой».

Единственный сохранившийся прототип серии 3-5-х, модель 3-5-6. Он должен был стать чем-то вроде «Волги» для народа, чуть меньше, но совершеннее и современнее. И обязательно с автоматической коробкой передач. Этот экземпляр оснастили трансмиссией BorgWarner
Прототипы С1 и С3, которые не совсем официально именовались «Меридианами». Псевдоспортивные заднеприводные хэтчбеки (точнее, фастбеки). Проект начат в 1975 году, но в 1977 году случился окончательный разворот концепции в сторону переднего привода и копирования «Симки»
Минивэн «Арбат» (АЗЛК-2139), 1987-1991 годы. Одна из многих попыток завода сделать УПВ (универсал повышенной вместимости). «Арбат», вероятно, самая удачная из них. Но запала для постановки на производство, как водится, не хватило
Этот восьмиместный микроавтобус «Москвич»-3733 1990 года пока остается в запаснике. Такие машины планировалось производить в кооперации с заводом BAZ в Братиславе (Чехословакия). А с советской стороны площадку предоставлял завод «Красноармейскавтосельмаш» в Саратовской области. Надо ли говорить, что ничего этого не произошло?
«Москвич»-2144 «Истра», проект «Автомобиль 2000 года», дизайнерский и технологический бенефис АЗЛК конца 1980-х годов (работа велась в 1985-1991 годах). Разработчик этой машины Александр Куликов впоследствии станет главным конструктором завода

Кое-какие замыслы остались только на уровне макетов. Да и сами макеты не очень сохранились. А за те, что есть, надо сказать спасибо Льву Железнякову из Музея индустриальной культуры. Тоже, кстати, ветерану АЗЛК.

Проекты главного дизайнера АЗЛК Льва Самохина
А вот как выглядел седан Самохина в 1996 году
Еще одна сохранившаяся работа Льва Самохина, большой седан, который хотели строить — только не падайте! — на покупной платформе Peugeot-605. Об этом казусе рассказывал сам Лев Георгиевич
Так выглядел макет АЗЛК-Peugeot в момент его создания в 1998 году

Самый неочевидный проект АЗЛК — «Яуза» (2143). И самый последний из тех, что реально мог стать серийным.

Дизайн «Яузы» делал Марат Елбаев, один из самых заслуженных работников ХКБ АЗЛК
А биоинтерьер «Яузы» нарисовал Константин Громадзкий. Интересно, кто и зачем выдрал из панели приемник «Былина»? В 1993 году он там был, это точно

Этот образец построили в 1991 году под перспективный двигатель АЗЛК-21414. На футуристичное, но совершенно дисфункциональное двухэтажное остекление боковин можно не обращать внимания, дизайн в этой машине вообще не главное, важнее «тележка». В ней сохранялось продольное расположение силового агрегата и закладывалась полноприводность. Причем все агрегаты были уже опробованы на пикапах 4х4, их выпускали мелкосерийно. «Яуза» как основа была взята для последнего (доасатряновского) «рывка» 1995 года: на этой платформе планировался минивэн! Именно с УПВ в середине 90-х связывались рыночные перспективы завода.

Фрагмент технического задания на семейство автомобилей, построенных на шасси 2143

Но, увы, дальше эскизов дело не пошло: на заводе сменился директор.

Наброски дизайна минивэна на шасси «Яузы»
Экспонаты музея АЗЛК, которые никогда не вернутся. Слева — Pontiac Grand Prix 1998 года, подаренный Михаилу Горбачеву Союзом американских автопромышленников как Человеку года. Михаил Сергеевич мужественно передал подарок в московский музей. Когда Михаил Слипенчук купил активы музея АЗЛК, то на этом Понтиаке щедрость его дрогнула: все «Москвичи» он передал в дар Москве, а Понтиак оставил себе. А справа — танк Т-38, который в советское время подняли со дна реки под Воронежем и восстановили на АЗЛК. Долго Т-38 стоял в музее завода, а потом, сменив несколько мест хранения, попал в танковый музей в Кубинке. Где ему и место, честно говоря

«Сорок первый»

История 41-го «Москвича» показана лишь штрихами. «Кина» под него не нашлось (хотя имеется, как минимум, «Забытая мелодия для флейты»), но устроители выкрутились, привязав к рассказу о модели 2141 другое «Кино» — гибель Виктора Цоя. Неоднозначная, чтоб не сказать сомнительная привязка. Но кого-то порадует песня кумира, приглушенно звучащая из динамиков. Конечно, «Группа крови».

Один из первых опытов М-2141, сделанных прямо по кузову Simca-Chrysler 1307. Как рассказывает компоновщик проекта Вячеслав Мамедов, существовал реальный прототип с фарами ВАЗ 2105
Этот странный макетик — один из трех, которые готовили как подарки для Минавтопрома. По словам художника-конструктора АЗЛК Валентина Сапожника, это первые пробные фрезеровки по матмоделям. Заготовка из специальной двухкомпонентной пены, которая хорошо обрабатывается и тверда в застывшем состоянии.
Обсуждение проекта 2141 в Минавтопроме, 1979 год
Предложения по интерьеру 2141. Увы, в производство пошел более простой, технологичный и уродливый

Любопытный и малоизвестный факт: югославский дилер «Москвича», фирма «Прогресс» строила универсалы и стретчи (удлиненные автомобили) на базе «сорок первого». Существовал даже восьмиместный эрзац-лимузин, удлиненный на 60 см.

Продукция югославской фирмы «Прогресс», 1990 год
Этот автомобиль скорой помощи очень мелкосерийно выпускался на киевском авторемонтном заводе № 5. Изначально такой универсал — инициатива самих киевлян, которые приехали в Москву с предложением поставлять им машинокомплекты для сборки. Но в процессе выявилось большое количество недоработок и просто ошибочных решений, поэтому машину с высокой крышей на АЗЛК перепроектировали фактически заново
Образец 2141 с дизелем Ford. Который на самом деле не совсем Ford, а KHD, Klöckner-Humboldt-Deutz: немецкая фирма выпускала моторы по заказу американцев. Именно этот двигатель объемом 1,8 литра вышел весьма неудачным, шумным, вибронагруженным, не слишком надежным. Но на экспорт немного таких машин отправили
Электромобиль-пикап М-2335. Загадочное изделие, считавшееся серийным, но которое никто не видел. Все потому, что выпущено было всего 16 штук, из которых продано… ни одной! 14 машин спустя какое-то время разукомплектовали и списали в утиль, одна — вот она, на выставке. Где еще один электропикап — бог весть
Двигатель АЗЛК-21413. Один из нескольких унифицированных моторов, разработанных в конце 1980-х годов. Это прогрессивная линейка, на которую можно было опираться не менее 20 лет. К тому моменты моторы УЗАМ и ВАЗ 2106, которыми комплектовались «Москвичи», серьезно устарели: низкие удельная мощность и экологичность, отсутствие впрыска, высокая металлоемкость… Новые двигатели АЗЛК были сконструированы на тогдашнем мировом уровне и с помощью западных же специалистов. Построили огромный моторный завод на новой территории, закупили оборудование, взяв кредит во Внешторгбанке, даже успели смонтировать значительную его часть. К 1995 году сборочная линия уже работала в тестовом режиме. Но на установку и наладку специализированных станков для изготовления компонентов средств и сил уже не хватило. Теоретически проблема была решаема, цена вопроса — порядка $150 млн. Но новое руководство АЗЛК повернуло совсем в другую сторону

Жизнь перед смертью

И теперь — самая грустная страница истории АЗЛК, точнее, уже ОАО «Москвич». Страница, связанная с последним гендиректором Рубеном Асатряном, которому удивительным образом благоволил Юрий Лужков. И который стал де-факто могильщиком завода. Не то чтобы у «Москвича» без Асатряна открывались большие перспективы; нет, конечно. Но Рубен Саркисович постарался оформить кончину предприятия самым постыдным образом, годами мороча головы чиновникам московского правительства и самодурственно внедряя в производство нерентабельные конструкции имени себя.

Кстати, на этой выставке нет некоторых последних моделей завода типа «Калиты» или «Князя Владимира». Рыков на вопрос «почему?» ответил емко: «Я не люблю их».

Вот они, сфотографированы в 2006 году еще в музее АЗЛК. Машины эти сохранились, покоятся в запасниках Музея транспорта Москвы. В новом здании для них должно найтись место.

Люди

Что мы все про железки… Железки сами по себе не обретают культовости и статуса исторического наследия. Их таковыми делают люди. И как раз людям, делавшим «Москвичи», посвящена значительная часть выставки «Мечта Москвича». Они сидят сейчас полукругом в зале истории АЗЛК и внимают словам начальника научно-исследовательского отдела музея Сергея Рыкова и директора музея Оксаны Бондаренко.

Сергей Рыков и Оксана Бондаренко разговаривают с ветеранами АЗЛК
Виктор Ермаков, бывший начальник экспериментального цеха АЗЛК, охотно вспоминает былое

Раньше они встречались каждый год весной (я тоже любил посещать их ностальгические посиделки). Теперь уже специально не собираются, пересекаясь от случая к случаю. И постепенно ряды их редеют.

Слева направо: Георгий Михайлов, руководитель группы кузовов КБ кузовов; Борис Стребков, инженер-исследователь; Нина Акинина, конструктор КБ общей компоновки; Елена Зинченко; Нина Насонова, конструктор кузовной арматуры КБ кузовов; Виктор Ермаков, был инженером-исследователем, начальником экспериментального цеха; Людмила Сайкина, инженер-исследователь автомобильных кузовов; Владимир Тарасов, электролаборатория; Владимир Длугоканский, инженер-конструктор, начальник КБ трансмиссий, один из основателей клуба «Следопыты автомотостарины» (САМС); Алексей Джигурда, предпоследний главный конструктор АЗЛК. Стоит: Виктор Андронов, руководитель группы предка КБ кузовов, сын Александра Андронова, самого известного и продуктивного главного конструктора АЗЛК
Отдельную экспозицию составляют фотографии Валентина Хухлаева, фоторепортера ТАСС

«Мечта Москвича»… Она вот в этом: памяти, не истлевающих артефактах, бережном хранении. Как говорится, «чтобы помнили». А тех, кто не забывает, еще очень много. И Сергей Рыков с коллегами сделали обволакивающее, очаровывающее интерактивное историческое шоу. Не для историков — для всех нас.

Для мечтателей.

Комментарии

     
Нижневартовск
Сообщений: 119
Эпоха
228
6
Ответить
    
2:5090/24
Сообщений: 58408
Сколько истории много про Москвича, здорово же!
187
4
Ответить
ДИВАНИО Диванный X Перд
Москвич был красивей чем Жигули.
219
60
Ответить
1489811
Интересно, что в концепции Москвича на базе Пежо 605 явно видна предтеча Renault Vel Satis...
119
3
Ответить
8614779
Казанская
Москвич уже давно история, а выставка это прям неплохо, сходить, на людей посмотреть, себя показать.
55
2
Ответить
 
Москва
Сообщений: 5803
Хорошо помню времена заката АЗЛК, метро проезжает завод по поверхности, я каждый день ездил на учёбу и видел тысячи 41-х москвичей без стёкол под снегом, ладно ещё без остекления, многие стояли с открытыми дверьми. Интересно, те рабочие кто не закрывал двери тоже сейчас стали дедами, которые ругают "проклятые 90-е и Борьку, который развалил". А вначале были надежды, Лужков помню суетился с АЗЛК и ЗиЛом.
159
4
Ответить
    
Сообщений: 1640
На фоне 2141 должен быть силуэт Цоя с гитарой.
И тихий мотив - "Мы ждем перемен!"
"Пусть стены этого сортира украсят юмор и сатира!" Daihatsu Mira :-)
Mark_X GRX120 & Yamaha MT-01
76
10
Ответить
Илья Каплан
Лобня
77ПРАВОРУЛЬЩИК77
Хорошо помню времена заката АЗЛК, метро проезжает завод по поверхности, я каждый день ездил на учёбу и видел тысячи 41-х москвичей без стёкол под снегом, ладно ещё без остекления, многие стояли с открытыми...
Я год мимо завода на работу ездил уже в 2008-м - 2009-м, так же, на метро.
Там тогда массово Логаны 1-го поколения стояли, и, что характерно, все комплектные и с закрытыми дверями.
40
16
Ответить
Бо
Омск
москвич Цоя угробил, больше ничем не примечательна марка
21
149
Ответить
14197299
Москва
Типичные комментаторы Дрома :
Шаг 1 : хватит кормить заводы , производящее неконкурентоспособное старье , закрывайте их !
Шаг 2 : как вы могли закрыть завод , десятилетиями выпускавший одну и ту же легендарную продукцию без изменений ?
111
7
Ответить
   
Усть-Кут
Сообщений: 771
2141 неплохой был в свое время, движок только дохлый...
82
6
Ответить
Cheapautoparts
Москва
Явное подрожание французам. Что не проект то.. рено.. изначально.. Видать совсем плохо стало к 80 годам с мыслью.. да и зачем мыслить то.. зарплата то идет..
13
32
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 7090
Если посмотреть на конструкцию 2141 - от "симки" только силуэт и конструкцию кузова и тележки совсем другая.
Самый главный минус - завод не успел начать производство своего мотора. С мотором 1,5л это была не машина а слезы, даже с жиговского 1,6 было маловато.
Когда выпустили уфимские моторы 1,7, 1.8 - машина поехала по-человечески, а уж с импортными моторами - например реновским F3R - просто отлично.
Хорошая машина была для своего времени - просторная, очень теплая, устойчивая и проходимая.
На мой взгляд - лучший советский легковой автомобиль.
У меня их было 3 штуки.
была Mazda Tribute, 2.3, 4wd, 2007г, есть Ford Kuga, 2.5, Fwd, 2018
169
10
Ответить
    
Сообщений: 1875
Ну так-то у азлк тачки были вполне достойные до начала эпохи арменикума. И концепты интересные, а не уродцы, как на тазе. Его кончина, в отличии от многих - сугубо политическая
80
5
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 17808
Журнал За рулём, последняя страница, рисунки Захарова
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
32
1
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 17808
Бо
москвич Цоя угробил, больше ничем не примечательна марка
Витя сам себя угробил, уснул за рулём
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
91
6
Ответить
   
Томск
Сообщений: 622
Клевый пиар, блин - "в нашей тачке Цой разбился" )
Мой отзыв: Nissan Leaf 2011
23
14
Ответить
   
Сообщений: 546
эх Москвич....
15
4
Ответить
    
Оренбург
Сообщений: 37282
Печально что так с Москвичом вышло....
45
2
Ответить
Александр
Абакан
Всегда было стыдно на Москвиче ездить в 90е годы. Жигули и волга были на порядок лучше.
38
80
Ответить
     
Великая гондураша
Сообщений: 2144
ДИВАНИО Диванный X Перд
Москвич был красивей чем Жигули.
Тебе походу и тараканы больше кошек нравятся?)
муслимы верят в невероятное а белые делают невозможное!
незванный гость хуже татарина.сало-тема!
20
45
Ответить
     
Омск
Сообщений: 3147
Самые лучшие Москвичи, на мой взгляд: 407, 408, Иж-Комби, 2140SL, 2141...
Ранний прототип 2141, с фарами от 2105, выглядит очень стильно! И Яуза, красиво смотрится!
-Как и нереализованные эскизы от Порше, конечно...
Universe.Laniakea Supercluster.Virgo Supercl.Milky Way Galaxy.Orion Arm.Solar System.Earth.RF.Omsk.
28
2
Ответить
     
Великая гондураша
Сообщений: 2144
Бо
москвич Цоя угробил, больше ничем не примечательна марка
Да москвич никрена не ценился в советские времена, жига куда лучше была!
Дурики говорят что старое хорошо сейчас смотрится ибо старое, ностальгия и тд! Да нуна, на 412 посмотришь и блевота и тоска, типа трабанта немецкого или ещё какая то старая американская тачка есть из 60-х, тоже блевать... Хотя красивых американских тачек 60-х валом...
муслимы верят в невероятное а белые делают невозможное!
незванный гость хуже татарина.сало-тема!
29
78
Ответить
     
Великая гондураша
Сообщений: 2144
14197299
Типичные комментаторы Дрома :
Шаг 1 : хватит кормить заводы , производящее неконкурентоспособное старье , закрывайте их !
Шаг 2 : как вы могли закрыть завод , десятилетиями выпускавший одну и ту же легендарную продукцию без изменений ?
Вот в путних странах как может вообще так стоять вопрос?)
Как вы допустили например закрытие Хонды например!)))
Сам только этот вопрос говорит о том что у нас все немного подругому)))
муслимы верят в невероятное а белые делают невозможное!
незванный гость хуже татарина.сало-тема!
6
22
Ответить
  
Улан-Удэ
Сообщений: 276
Как можно развалить завод?
Или страну?
В голове не укладывается..
Почему эти люди не понесли наказание?
51
10
Ответить
Androw
Самара
если посмотреть сбоку- Москвич Арбат. похож на удлиненный Шкода Йети,
вот куда дизайнеры подглядывали
15
8
Ответить
Сыгда
Самара
курсач по автомобильным двигателям - неделю чертил мотор 408 в разрезе
были времена.
в конце 90-х по работе общался с бывшими конструкторами и технологами АЗЛК, которые ушли в машиностроение
ну что, намаялись с они изрядно с талантливым менеджментом
35
2
Ответить
moviegear
Москва
Асатрян =) Всё как у национальности - налепить помпезных решеток, под лакшери америкосов, сделать всё криво и косо без толковых пропорций и типа у тебя "почти Линкольн". Обёртка VIP, внутри кошмар...
Арбузами бы торговать ему.
121
1
Ответить
    
Сур, Оман
Сообщений: 1185
Музей интересный.
А вот закрытие АЗЛК - вообще ни разу не потеря для автопрома. Недаром его продукцию расшифровывали как Автомобиль, Заведомо Лишенный Качества.
Пруль должен быть забанен!
18
61
Ответить
Илья Каплан
Лобня
Бо
москвич Цоя угробил, больше ничем не примечательна марка
Вообще-то угробил его Икарус)
Иностранный автобус)
31
3
Ответить
18720517
Ачинск
Едросня все угробила и растащила по офшорам и дворцам. Хотя в начале 2000х нормальный спрос был, те же тазики разлетались как горячие пирожки, москвич мог получить свою долю пирога, и удержаться на плаву, а при поддержке государства даже и разработать новые модели, тот же Китай, вполне успешно прошел этот путь.
46
10
Ответить
 
Иркутск
Сообщений: 146
<Был 412 оранжевого цвета)
11
1
Ответить
19357150
Последние модели, просто реплики талбота и сааба, ролс ройса а Арбат это вобще один в в один, рено Эспейс
Москвичи всегда были гаумном и для тех, к кого не хватило на жигули.
Плохие машины были, поэтому и сдохли.
12
27
Ответить
19357150
Androw
если посмотреть сбоку- Москвич Арбат. похож на удлиненный Шкода Йети,
вот куда дизайнеры подглядывали
Рено эспейс, один в один.
1
5
Ответить
ДИВАНИО Диванный X Перд
Москвич был красивей чем Жигули.
Какой именно? Шестёрка красивее 412, как и девятка 41.
12
23
Ответить
77ПРАВОРУЛЬЩИК77
Хорошо помню времена заката АЗЛК, метро проезжает завод по поверхности, я каждый день ездил на учёбу и видел тысячи 41-х москвичей без стёкол под снегом, ладно ещё без остекления, многие стояли с открытыми...
Там не хватало комплектующих, поэтому и стояли. Зр про это писал.
13
 
Ответить
Shepster
На фоне 2141 должен быть силуэт Цоя с гитарой.
И тихий мотив - "Мы ждем перемен!"
Вряд ли Цой был рад стоя рядом с авто убийцей. А перемен мы не дождёмся, ведь для этого надо оторвать попу от дивана и идти что то делать.
14
13
Ответить
с.киряк
2141 неплохой был в свое время, движок только дохлый...
Рено f3r решал проблему медлительности.
16
 
Ответить
Alexander_Ch
Если посмотреть на конструкцию 2141 - от "симки" только силуэт и конструкцию кузова и тележки совсем другая. Самый главный минус - завод не успел начать производство своего мотора. С мотором...
Забыл добавить, 41 гнил как не в себя. Те же вазовские 8ки и 9ки были лучше москвича во всем.
18
10
Ответить
pazik124
Витя сам себя угробил, уснул за рулём
Ты откуда это знаешь?
7
19
Ответить
Александр
Всегда было стыдно на Москвиче ездить в 90е годы. Жигули и волга были на порядок лучше.
Волга другой класс, а жигули конечно лучше. Холод в салоне и теснота, скрип рессор, вот мои ассоциации с москвичом.
8
18
Ответить
MercuryPM
Как можно развалить завод?
Или страну?
В голове не укладывается..
Почему эти люди не понесли наказание?
А как можно выпускать неконкурентноспособную продукцию и оставаться на плаву?
8
3
Ответить
volcov_vi
<Был 412 оранжевого цвета)
И как, приятные воспоминания оставил?
 
6
Ответить
ДИВАНИО Диванный X Перд
Саня Иванов
Какой именно? Шестёрка красивее 412, как и девятка 41.
412
8
4
Ответить
александр
Позанудствую, но на 17-м фото статьи скорее всего не ким-10-52, четырехдверная версия ким—10-50, а послевоенный прототип Москвича -400 или 5-дверный Opel Kadett k38
1
 
Ответить
Спятилатец
Абинск
с.киряк
2141 неплохой был в свое время, движок только дохлый...
У меня были1.8 москвичевский.просто песня а не машина)один раз удрал от ментов)был трезвый.....просто скорость сильно превысил)после ни на одной тойоте или ниссане не ездил 180км/ч)))
13
5
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 7090
Саня Иванов
Забыл добавить, 41 гнил как не в себя. Те же вазовские 8ки и 9ки были лучше москвича во всем.
у меня не гнили.
8, 9 - да не были они лучше ни в чем 41-го. Это просто машины другого класса.
была Mazda Tribute, 2.3, 4wd, 2007г, есть Ford Kuga, 2.5, Fwd, 2018
21
3
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 17808
Александр
Всегда было стыдно на Москвиче ездить в 90е годы. Жигули и волга были на порядок лучше.
По Абакану не стыдно было бы и на Запорожце в то время погонять))
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
15
1
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 17808
Саня Иванов
Ты откуда это знаешь?
В газете давно прочитал
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
5
 
Ответить
22435533
Прекрасная статья, с хорошим настроением и информацией (как и всё у Цыганова, :) )! Спасибо!
Только хотел бы пояснить автору про "...На футуристичное, но совершенно дисфункциональное двухэтажное остекление боковин можно не обращать внимания..." (Это про "Яузу").
Функциональность была и заключалась в следующем...
В борьбе за аэродинамику (а именно Cx) пришли к решению со "сферическим колпаком" выше поясной линии кузова. При этом лобовое стекло и стекла передних дверей образуют единую поверхность, "гнутую" в двух плоскостях (и обеспечивающую оптимальное обтекание). Однако, в таком случае, стекла передних дверей невозможно сделать опускными.
Вот именно для обеспечения опускания хотя бы части стекол передних дверей, их (нижние части этих стекол) сделали практически цилиндрическими (тем самым "разбив" стекла на два яруса).
Абсолютно подобные решение прорабатывались в те времена на ВАЗе при разработке 2110. Было предложено два варианта: первый - со "сферическим" неопускным треугольником в передней части стекла, и второй - с "двухярусным" стеклом с опускной нижней частью.
В итоге ни одно из решений не было принято и стекла передних дверей остались цилиндрическими.
15
 
Ответить
Денис
Иркутск
RR 900
Да москвич никрена не ценился в советские времена, жига куда лучше была! Дурики говорят что старое хорошо сейчас смотрится ибо старое, ностальгия и тд! Да нуна, на 412 посмотришь и блевота и тоска, типа...
Жига позже появилась а 60 до 70 408 был модной тачкой и даже в ралли каких то европейских выигрывал. Успешно зарубеж в европу продавался. Этот завод как то не нужен что ли был никому развивать военные не давали ижмаш. По сути кузов 408 с другими крыльями и модернизированным двигателем делали до 90х! москвич 2140. А ведь они в конце 60 уже переднеприводный Москвич СТАРТ пытались вывести. Но партийная номенклатура в лице пожилых и не продвинутых не приняли это считая дурью передний привод!
25
1
Ответить
Денис
Иркутск
ДИВАНИО Диванный X Перд
412
408 с раскошными задними фонарями и передняя часть на экспорт шла с 4 фарами. Красивый авто для своих лет.
21
1
Ответить
Alexander_Ch
у меня не гнили.
8, 9 - да не были они лучше ни в чем 41-го. Это просто машины другого класса.
Какого другого? Они одинаковы по размерам.
4
19
Ответить
Денис
Иркутск
В общем кто бы что ни говорил но у москвича была история со своими взлетами и падениями. Этому заводу не повезло с временем и руководством. Коллектив был отличный было много разработок и передний привод и полный привод предлагали и делали пробные экземпляры. Но все в никуда и никому не надо было, тогда все штамповали из 408 кузова разные версии. Как итог продукция морально и физически устарела и стала не конкурентной. Но спроси у дедов, они то скажут- что были времена когда о москвиче мечтали!
21
2
Ответить
   
Сообщений: 19593
MercuryPM
Как можно развалить завод?
Или страну?
В голове не укладывается..
Почему эти люди не понесли наказание?
Так завод работает - никуда не делся. Просто "Москвичи" больше не выпускает. Рено любит подбирать помирающие заводы.

Давайте честно, если завтра государство выкупит Автофрамос обратно и начнет вместо Дастеров там "Москвичи" выпускать - вы их будете покупать?
Люблю музло потяжелее и Korn и Slayer и Slipknot
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
14
8
Ответить
  
Ingolstadt
Сообщений: 14804
а где машины то. которые ездили по СССР ?
Мой отзыв: Hyundai i30 2014
2
4
Ответить
Вадим
Екатеринбург
Куплю 2141 в хорошем состоянии в Екатеринбурге , мне он нравится , предлагайте.
13
 
Ответить
 
Ставрополь
Сообщений: 6129
Денис
Жига позже появилась а 60 до 70 408 был модной тачкой и даже в ралли каких то европейских выигрывал. Успешно зарубеж в европу продавался. Этот завод как то не нужен что ли был никому развивать военные...
было не много не так ,просто все деньги что тогда ,что щас уходили на автотаз,а тем более что министр автопрома Поляков был бывший вазовец,вот и перераспределял те крохи что выделяли на автопром на развитие Ваза,остальным москвичу Зазу и т.д шиш с маслом...
Мой отзыв: Nissan Almera 2009
11
4
Ответить
22435533
22435533
Прекрасная статья, с хорошим настроением и информацией (как и всё у Цыганова, :) )! Спасибо! Только хотел бы пояснить автору про "...На футуристичное, но совершенно дисфункциональное двухэтажное...
Добавлю....
Был в свое время очень хороший журнал (ежемесячный, по моему) "Автомобильная промышленность США".
Хорошо помню, как в начале 80-х годов в нем весьма подробно описывалась работа Ford по концепт-проектам Probe ("заточенным" именно на снижение аэродинамического сопротвления). В итоге из Probe III "выросла" Sierra (идейно - прототип 2110).
Там я впервые увидел эти "форточки-стограммовки", Поэтому появление подобных решений на 2110 или "Яузе" не было неожиданным.
10
1
Ответить
Raf mi
Если бы вместо Асатряна был бы Бородин, завод имел бы перспективы. Я знал людей, которые на заводе работали. F3R нормально шел к Святогору. Надо было повысить качество сборки, по комфорту машина была лучше девятки, но кризис 98 года и Асатрян погубили завод.
20
2
Ответить
     
Сообщений: 2896
Вот это оформление с черными стенами и подсветкой экспонатов для кого? или для чего?
никогда оформители не были в автомузеях?
Тут прям трауер какой-то, фанатам хрен что рассмотреть,
МБ Виано 10
Corona Premio 7а-fe 97
5
2
Ответить
Shurick Mack
КИМ - Коммунистический Интернационал Молодёжи
9
 
Ответить
Если бы все эти внедорожники, микроавтобусы, Истры, Яузы и прочие Арбаты были серийными, а потом их вдруг не стало,тогда это было бы трагедией для страны. А один устаревший, не очень качественный и не всегда комплектный 2141 с разными типами кузовов и под разными названиями - такая себе потеря.
2
13
Ответить
19357150
Последние модели, просто реплики талбота и сааба, ролс ройса а Арбат это вобще один в в один, рено Эспейс
Москвичи всегда были гаумном и для тех, к кого не хватило на жигули.
Плохие машины были, поэтому и сдохли.
У Арбата и Эспаса из общего только тип кузова. Компоновка разная, у Арбата капотная, у Эспаса полукапотная. Дизайн тоже сильно отличается.
8
2
Ответить
Саня Иванов
Какого другого? Они одинаковы по размерам.
Не одинаковы. 2141 действительно на класс выше. Длина 2108/2109 4009 мм, длина 2141 - 4350 мм. Разница почти 35 см. 2141 на сантиметр длиннее седана Опель Аскона и почти на 9 длиннее хэтчбека. Или на 3 см короче Ауди 80 Б3. Полноценный Д-класс.
20
2
Ответить
Ruslan
MercuryPM
Как можно развалить завод?
Или страну?
В голове не укладывается..
Почему эти люди не понесли наказание?
А разве можно развалить то, что крепко стоит на ногах?
4
12
Ответить
   
Владивосток
Сообщений: 647
MercuryPM
Как можно развалить завод?
Или страну?
В голове не укладывается..
Почему эти люди не понесли наказание?
не поверишь- они сами себя посадить не могут!
11
1
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 954
Саня Иванов
Какого другого? Они одинаковы по размерам.
35 см разницы в длине кузова при одинаковом типе кузова - это уже другой класс.
10
1
Ответить
манаков дмитрий
Челябинск
Еслибы этот завод не закрылся, мы бы имели ещё одного автопроизводителя, производившего вторые после ваза шляпные телеги, которые брали бы только отчаянные , а государство бы это горе- производство бы поддерживало . Так что- у меня горя нет. Был 412 и 2141. Постоянно что-то происходило с ними.
2
14
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 7090
Саня Иванов
Какого другого? Они одинаковы по размерам.
Ну если своих знаний нет - загугли размеры.
2141 длиннее на 35см, шире на 4см (без учета зеркал), колесная база больше на 13см, колея шире на 4см, высота над сиденьями выше на 6см, шире салон.
Возможно ты путаешь машины и имеешь ввиду Ижевскую "Оду" - у этой машины действительно размеры практически одинаковые с ВАЗ-09.
была Mazda Tribute, 2.3, 4wd, 2007г, есть Ford Kuga, 2.5, Fwd, 2018
13
1
Ответить
Валерий
Керчь
Святослав186
Эпоха
Автор,почему вы не знаете что 415-ый тентованый найден и восстановлен? На одном из фото представлен Москвич как у меня.В таком состоянии он представлен лишь в этом музее,но это лишь музейный экспонат.Мой же в таком же состоянии от завода и имеет весь пакет документов для передвижения. Кстати я его буду продавать.
4
 
Ответить
  
Томск
Сообщений: 14044
Надо сказать, что Москвич реально был не убиваемый. Они до сих пор живут в деревнях и небольших городах. У меня было два Моси. Первая моя машина. Сначала 75 года. Потом 81)))) Самое прикольное, что прошлым летом я был на Алтае и там у хозяина, который нас принимал стоял Москвич. Прям в состоянии огонь! Короче я неделю катался на нем по Алтаю. И должен сказать, что после современных машин он не вызвал раздражения. Я честно говоря на советских машинах только в такси ездил последние лет 15. Не считая что как то покатался на ладе калине за рулем!!! Так вот, Москвич 412 ну блин это машина! Да не такой быстрый. да не такой управляемый. Но он не стремный! Он едет, он капец какой мягкий. Подвеска латает все! так что Москвич это реально эпоха. К сожалению российского бардака, безалаберности , дурости и не умения развивать производства. Вполне была бы неплохая машинка отечественная!!!
19
 
Ответить
Alexander_Ch
Ну если своих знаний нет - загугли размеры. 2141 длиннее на 35см, шире на 4см (без учета зеркал), колесная база больше на 13см, колея шире на 4см, высота над сиденьями выше на 6см, шире салон. Возможно...
Ничего я не путаю. Это один класс авто. Что москвич, что лада, их индекс начинался с цифры 2, что подразумевает один класс. Для примера, ока это ваз 1111, Волга газ 3110. Видишь разницу? Так что в своих знаниях разберись, знаток.
4
17
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 7090
Саня Иванов
Ничего я не путаю. Это один класс авто. Что москвич, что лада, их индекс начинался с цифры 2, что подразумевает один класс. Для примера, ока это ваз 1111, Волга газ 3110. Видишь разницу? Так что в своих знаниях разберись, знаток.
ну что ж ты душный такой!
Первая цифра в советском индексе автомобилей обозначает объем мотора.
1 - меньше литра,
2 - от литра до 2,
3 - от 2 литров до трех.

Ну, давай, еще блесни знаниями.
была Mazda Tribute, 2.3, 4wd, 2007г, есть Ford Kuga, 2.5, Fwd, 2018
12
3
Ответить
    
Сообщений: 1947
Отгадайет кто эти машины?
 
 
Ответить
Тарас
Эхх, с моторами не доработали. Были планы мультитопливного мотора. Все хотел попасть в музей-тарелку. Надо будет сходить на ВДНХ. У АЗЛК как раз разработки очень интересные были, только ничего не пошло в серию. 2141 очень приятен по езде был, если бы качество сборки повыше.
3
1
Ответить
Тарас
Кстати за мультитопливный недавно мерседес утверждал, что выдаст через год-два. С ультра-низким расходом... Ещё лет 10 назад. И где оно все? Гибриды и электрички поглотили. Хотя биотопливо жидкое интереснее: реально экологичнее, чем электрички (спирт, био-дизель).
1
 
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 7090
Саня Иванов
Ничего я не путаю. Это один класс авто. Что москвич, что лада, их индекс начинался с цифры 2, что подразумевает один класс. Для примера, ока это ваз 1111, Волга газ 3110. Видишь разницу? Так что в своих знаниях разберись, знаток.
вот последняя применявшаяся в СССР таблица автомобильных индексов, по которой нумеровали Таврию, Волгу и ВАЗ
была Mazda Tribute, 2.3, 4wd, 2007г, есть Ford Kuga, 2.5, Fwd, 2018
10
 
Ответить
Alexander_Ch
ну что ж ты душный такой!
Первая цифра в советском индексе автомобилей обозначает объем мотора.
1 - меньше литра,
2 - от литра до 2,
3 - от 2 литров до трех.

Ну, давай, еще блесни знаниями.
Вижу гугл ты освоил хорошо. Молодец. Просвети меня, неуча, не сочти за труд, к каким принципиально разным классам относятся лада и москвич. Моторы одинаковые, размеры почти тоже. А класс машин разный?
 
6
Ответить
Алексей М
14197299
Типичные комментаторы Дрома :
Шаг 1 : хватит кормить заводы , производящее неконкурентоспособное старье , закрывайте их !
Шаг 2 : как вы могли закрыть завод , десятилетиями выпускавший одну и ту же легендарную продукцию без изменений ?
Так закрывают своё а кормят чужие заводы
2
 
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 7090
Саня Иванов
Вижу гугл ты освоил хорошо. Молодец. Просвети меня, неуча, не сочти за труд, к каким принципиально разным классам относятся лада и москвич. Моторы одинаковые, размеры почти тоже. А класс машин разный?
Не, не буду больше ничего писать.
Ну тебя.
была Mazda Tribute, 2.3, 4wd, 2007г, есть Ford Kuga, 2.5, Fwd, 2018
11
 
Ответить
Денис
Иркутск
Леонид1078
было не много не так ,просто все деньги что тогда ,что щас уходили на автотаз,а тем более что министр автопрома Поляков был бывший вазовец,вот и перераспределял те крохи что выделяли на автопром на развитие Ваза,остальным москвичу Зазу и т.д шиш с маслом...
Насколько я знаю ижмаш военному ведомству подчинялся- это первое, второе ваз появился в 69 а москвич уже развивался и выпускал москвичи которых все равно не хватало советским людям поэтому и купили Фиат 124. Военным мало интересно было гражданское направление бюджет на разработку и продвижение новых авто продвигалось плохо зато что то непоследственно для военных это быстро проводилось по всем инстанциям.
1
1
Ответить
 
Ставрополь
Сообщений: 6129
Денис
Насколько я знаю ижмаш военному ведомству подчинялся- это первое, второе ваз появился в 69 а москвич уже развивался и выпускал москвичи которых все равно не хватало советским людям поэтому и купили Фиат...
военное ведомство к АЗЛК,имеет какое же отношение ,как и пара старых галош...
4
 
Ответить
Саня Иванов
Ничего я не путаю. Это один класс авто. Что москвич, что лада, их индекс начинался с цифры 2, что подразумевает один класс. Для примера, ока это ваз 1111, Волга газ 3110. Видишь разницу? Так что в своих знаниях разберись, знаток.
Легковые автомобили малого класса (первые цифры 21 по Отраслевой нормали 025 270-66 21) подразделялись на три группы в зависимости от объёма двигателя и массы.
ВАЗ-2101 относился к первой (двигатель 1100-1299 куб. см, масса 800-899 кг), 2103 и "Москвич408/412" ко второй (1300-1499 куб. см), а 2106 к третьей (150-1799 куб. см). И перспективный 2141 именно для того, чтобы исключить конкуренцию с "Жигулями" и "Самарой" планировалось сделать побольше, и поставить более крупный двигатель. чтобы он занял положение между ВАЗами и "Волгой".

Сейчас классификации обычно опираются на размеры, и по ним 2141 вполне вписывается в класс D, а "Самара" относится к классу С.
У них разница в длине почти 10 процентов, это очень много.
8
 
Ответить
Павел Николаевич
Если бы все эти внедорожники, микроавтобусы, Истры, Яузы и прочие Арбаты были серийными, а потом их вдруг не стало,тогда это было бы трагедией для страны. А один устаревший, не очень качественный и не всегда комплектный 2141 с разными типами кузовов и под разными названиями - такая себе потеря.
Потеря именно в том, что у завода исчезли шансы сделать эти модели серийными. Планировали построить филиал в Сухиничах для выпуска минивэнов, но строительство только началось, и в итоге "Автозаводом" называется жилой микрорайон для будущих сотрудников.
4
 
Ответить
 
Сообщений: 6567
ездил на москвичах и жигулях-москвич больше понравился,ходовка крепче намного.
Мой отзыв: Mazda Demio 2002
4
 
Ответить
 
Сообщений: 6567
JumanGEE
Так завод работает - никуда не делся. Просто "Москвичи" больше не выпускает. Рено любит подбирать помирающие заводы.

Давайте честно, если завтра государство выкупит Автофрамос обратно и начнет вместо Дастеров там "Москвичи" выпускать - вы их будете покупать?
да
1
3
Ответить
А Б
MercuryPM
Как можно развалить завод?
Или страну?
В голове не укладывается..
Почему эти люди не понесли наказание?
Вы почему не понесли наказания? Ведь пели же "и все как один умрем за власть Советов" ))
 
3
Ответить
     
Сургут
Сообщений: 3641
"Обсуждение проекта 2141 в Минавтопроме, 1979 год"
Обсуждают фактически уже готовый макет, а в производство авто пойдёт только через 8 лет... Нужно ли говорить, что судьба советского автопрома и АЗЛК в частности была предрешена. Пока бюрократическая система провернётся, авто уже устареет и морально и технически.
9
 
Ответить
15111366
Санкт-Петербург
Что характерно, собравшиеся заводчане все русские. А где армянин, там разруха.
7
2
Ответить
Сколько тазодрочеров и рабов автокредитного рабства понабежало.

АЗЛК стали убивать еще в советские годы,с 1985 года когда министром автомобильной промышлености стал бывший руководитель ВАЗа Поляков.И в результате львиную долю финансовых потоков переадресовали в Тольятти,а Москвич был вынужден жить в кредит,чтобы хоть как-то не упасть в грязь лицом.А завод добил Асатрян,который вместо усовершенствования 41-х Москвичей,стал клепать непонятные членовозы типа "Ивана Калиты" по цене 20 тысяч долларов за штуку
14
2
Ответить
Chotakoe
Отгадайет кто эти машины?
Citroen SM и Opel Admiral B
4
 
Ответить
AntiSovieticus
Санкт-Петербург
Александр
Всегда было стыдно на Москвиче ездить в 90е годы. Жигули и волга были на порядок лучше.
Ты это помнишь, я это помню.... а те, кто страдают по "москвичу" , они родились уже в 90ые, откуда им знать, что эти автомобили особо не котировались?
2
4
Ответить
    
Владивосток
Сообщений: 1322
Учился ездить на 412 м , ярко оранжевый салон , угнали в 90х .
Параноик — это тот, кто хоть чуть-чуть представляет, как на самом деле дела обстоят.
2
1
Ответить
    
Владивосток
Сообщений: 1322
Все таки спрос на них был :)
Параноик — это тот, кто хоть чуть-чуть представляет, как на самом деле дела обстоят.
3
 
Ответить
  
Улан-Удэ
Сообщений: 276
JumanGEE
Так завод работает - никуда не делся. Просто "Москвичи" больше не выпускает. Рено любит подбирать помирающие заводы.

Давайте честно, если завтра государство выкупит Автофрамос обратно и начнет вместо Дастеров там "Москвичи" выпускать - вы их будете покупать?
Если этот москвич будет современным то почему бы и нет
5
1
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 7090
Денис
Насколько я знаю ижмаш военному ведомству подчинялся- это первое, второе ваз появился в 69 а москвич уже развивался и выпускал москвичи которых все равно не хватало советским людям поэтому и купили Фиат...
ВАЗ построили с главной задачей зарабатывать валюту на продаже машин за границу.
Чего там "родному населению не хватает" - было делом десятым.
была Mazda Tribute, 2.3, 4wd, 2007г, есть Ford Kuga, 2.5, Fwd, 2018
3
1
Ответить
   
Сообщений: 19593
MercuryPM
Если этот москвич будет современным то почему бы и нет
А с чего ему быть современным? Если вы не заметили - то в 21 веке - крупные-то компании не тянут в одиночку современные технологии, чтобы было и современно и цену удержать. Поэтому и срастаются в огромные корпорации Рено-Ниссан-Мицу, Тойота-Субару-Дайхацу, Фольц-Шкода-Ауди, Пежо-Ситроен-Опель и т.д.

Глобализация и унификация. АвтоВАЗ вон тоже последние соки от своих устаревших технологий дожимает и переходит на Реношную платформу. Так с чего "Москвичу" быть современным? Откуда станки, оборудование, технологии? Как они будут окупаться при продажах дай бог 100-200 тысяч авто в год?

Нет, это был бы в лучшем случае аналог Гранты с доработанным движком от 412го Москвича. Только без Реношных стандартов работы - поэтому по качеству ближе к УАЗу, чем в ВАЗу.
Люблю музло потяжелее и Korn и Slayer и Slipknot
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
3
2
Ответить
     
Томск
Сообщений: 77
подъемники там меняли руки все в крови были на 412, это же как вы его проектировали...
4
1
Ответить
    
Сообщений: 1947
Илья Розанов
Citroen SM и Opel Admiral B
Не Opel Diplomat?
 
 
Ответить
    
Сообщений: 1947
41-вый был прорыв. Новая эра.
Но коррупция его убила и страна получила девятку.
4
 
Ответить
  
Улан-Удэ
Сообщений: 276
JumanGEE
А с чего ему быть современным? Если вы не заметили - то в 21 веке - крупные-то компании не тянут в одиночку современные технологии, чтобы было и современно и цену удержать. Поэтому и срастаются в огромные...
Пессимист это на долго....
2
 
Ответить
андрей
Барнаул
концерн Москвич респект, но ездил на 412, на иж комби, на 2141, - сколько едешь столько и ремонтируешь, как музейный экспонат - круто, как поехать на дальнее расстояние, завещание нужно писать...
 
 
Ответить
Chotakoe
Отгадайет кто эти машины?
Ситроен и опель
 
 
Ответить
Александр
Ханты-Мансийск
Асатрян угробил завод.
 
1
Ответить
Chotakoe
Не Opel Diplomat?
У Дипломата тогда были вертикальные фары.
 
 
Ответить
Chotakoe
41-вый был прорыв. Новая эра.
Но коррупция его убила и страна получила девятку.
То есть его отвратительное качество не при чем? Так же как и сложность. Восьмёрки и девятки 80х до сих пор встречаются в нормальном состоянии. В отличии от москвичей.
1
 
Ответить
ab ab
Бо
москвич Цоя угробил, больше ничем не примечательна марка
Москвич в 70х неплохие места в ралли занимал.
А то, что Цой разбился на Москвиче, ничего не говорит.
 
 
Ответить
ab ab
с.киряк
2141 неплохой был в свое время, движок только дохлый...
У друга был 41й конца 80-х. Так он был нормально покрашен, не цвёл больше десяти лет. А которые в конце 90-х и 2000-х выпускались, цвели очень быстро.)
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи о Москвич.
Посмотреть всё о Москвич
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром