Закончилась Вторая мировая война, и страны-победительницы начали путь активного экономического развития, в том числе в авиационной и космической отраслях. Самые светлые умы в Советском Союзе и США бередили мысли о сверхзвуковых самолетах и скорейшем полете в космос. Как известно, первыми звуковой барьер преодолели в 1953 году все-таки американцы, создав North American F-100 Super Sabre, но вот космос покорился сначала нам — в 1961 году, а первый полет сверхзвуковой Ту-144 совершил уже в 1968 году.
Но если у нас дизайн зачастую ограничивался промышленными или сугубо утилитарными мерками, то американские автомобильные корпорации не только наводняли рынок «классическими» моделями автомобилей, но и активно разрабатывали самые футуристические концепт-кары, которые даже породили название «ракетного века» (Jet Age). Вдохновленные истребителями и ракетами, в 1950–60-е годы дизайнеры Большой американской тройки — GM, Ford, Chrysler — выдали на-гора целый шквал максимально необычных проектов в стиле «Jet», часть из которых, к сожалению, бесследно утрачена. Наслаждайтесь!
Buick LaSabre (1951)
Великий Харли Эрл — главный дизайнер General Motors с 1927 по 1959 годы — не только был одним из тех, кто активно использовал авиационную стилистику в своих автомобилях, но еще и оказался провидцем: «концепт» LaSabre показали еще в 1951 году на выставке Motorama, за два года до первого сверхзвукового полета самолета с похожим именем. Впрочем, принято считать, что вдохновение маэстро черпал в более ранней модели — North American F-86 Sabre. Как бы то ни было, экстравагантная «Сабля» с жесткой крышей, которая поднималась автоматически во время дождя, выглядела очень круто! Но самое удивительное, что Эрл использовал этот автомобиль для ежедневных поездок. Это был абсолютно ходовой образец с V-образной компрессорной «восьмеркой» (340 л.с., 520 Нм), 4-ступенчатым «автоматом» HydraMatic и схемой transaxle.
Lincoln XL-500 (1953)
Lincoln XL-500, который продемонстрировали публике на автосалоне в Чикаго в 1953 году, также был ходовым образцом с 5,2-литровым (205 л.с.) V8 и тем же 4-ступенчатым «Гидраматиком». Но в остальном — это совершенно «космический» автомобиль с элегантным кузовом из стеклопластика с характерными выпуклостями задних колесных арок и прозрачной крышей, разделенной так называемой «тиарой», которая впоследствии — в 1955 году — появилась на Ford Crown Victoria. В салоне — необычная консоль с тумблерами, спидометр по центру, двухспицевый руль и кнопочный (!) селектор «автомата». Впечатляет и уровень оснащения для того времени: кондиционер, радиотелефон, диктофон, электроприводы капота и багажника, электронный календарь, автоматические домкраты… Нынешняя судьба этого красавца неизвестна.
DeSoto Ghia Adventurer II Coupe (1954)
Безусловно, один из самых красивых «концептов» всех времен и народов, который большинство титулованных автомобильных изданий стабильно помещает в свой Топ-10 — DeSoto Adventurer II Coupe, который для Chrysler нарисовали дизайнеры итальянского ателье Ghia под руководством Вирджила Экснера при активном участии авиационного инженера Джованни Савонуцци, специализировавшегося на аэродинамике. Так что не удивляйтесь тому, что и внешне, и в салоне Adventurer напоминает скорее «итальянца», чем «американца». Но под капотом у него — настоящий двигатель Hemi V8, хотя и всего с 170 «лошадками». Первым владельцем этого великолепия стал тогдашний король Марокко Мухаммед V, купивший его за $20 000, что немало по тем временам. Уже в 1956 году он его продал, и с тех пор автомобиль переходит от одного коллекционера к другому.
Ford FX Atmos (1954)
На автосалон в Чикаго в 1954 году компания Ford привезла свой «концепт» под названием FX Atmos, где FX значит «Future Experimental», а приставка Atmos, вероятно, произошла от слова «атмосфера», которое ассоциируется с этим прозрачным куполом. Если Харли Эрл был еще как-то приближен к реальности, дизайнеры Ford создавали какие-то уж совсем неправдоподобные «концепты», и Atmos один из них. Кузов с двумя «сигарами» по бокам, аэродинамическими «крыльями» и фонарями в виде турбин сзади, водительское сиденье посередине и два пассажирских по бокам, джойстики на передней панели… FX появился однажды и пропал: в следующем году в Чикаго его уже не вспоминали.
Lincoln Futura (1955)
Lincoln — подразделение Ford, и их концепт-кар с говорящим названием Futura внешне выглядел не менее вызывающе, чем многие другие авиационные изыски «Форда» того времени. Необычный дизайн кузова с вогнутой решеткой радиатора, пластиковым куполом с откидной секцией, «килями» в задней части с имплантированной в них оптикой придумали на пару Уильям Шмидт и Джон Наджар Ферцели, а кузов изготовили все в том же ателье Ghia. Но, в отличие от большинства «фордовских» промокаров, этот был на ходу! В основе шасси был прототип модели Continental Mark II, а под капотом 6,0-литровая «восьмерка» (330 л.с.). Futura повезло: он не был уничтожен и не сгорел в 1962 году в «Ротонде», а был в начале 60-х продан за символический доллар некоему Джорджу Баррису, который впоследствии заключил со студией Twentieth Century Fox контракт на… «Бэтмобиль», сделав таким образом Futura популярнее, чем во время своих первых показов на автомобильных выставках в Чикаго, Детройте и Нью-Йорке.
GM XP-500 (1956)
В 1956 году исследовательская лаборатория General Motors закончила работы по созданию экспериментального автомобиля XP-500 — первого в мире с так называемым свободнопоршневым двигателем внутреннего сгорания GM 4-4 Hyprex с мощностью 250 л.с., которая через турбину передавалась уже на трансмиссию. Но спустя всего три года в GM решили сосредоточиться на более реальных альтернативных силовых установках, и «свободный поршень» отложили в сторону, а вместе с ним и этот своеобразный «концепт» с изящными формами, полностью стеклянной крышей и крыльями в стилистике ретроавтомобилей.
Oldsmobile Golden Rocket (1956)
Очередной дизайнерский шедевр, созданный не без участия Харли Эрла для участия в выставке Motorama 1956 года и Парижском автосалоне 1957-го — Oldsmobile Golden Rocket с кузовом из стеклопластика, однозначно отсылающим своими боковинами и «носом» к ракетной стилистике. Обратите также внимание на пару «килей» и изогнутое заднее стекло с элегантной планкой посередине. Этот концепт-кар умел ездить — под капотом был мотор Rocket V8 234 мощностью 275 л.с. При открытии двери крыша приподнималась на сервоприводах, а кресло поворачивалось в сторону садящегося. Регулируемый по наклону руль с двумя длинными тонкими спицами и спидометром по центру — уникален. Проект был уничтожен GM как неактуальный…
Pontiac Club de Mer (ХР-200, 1956)
В 1956 году на той же выставке Motorama концерн General Motors представил публике вот этого очередного красавца от Харли Эрла с кузовом из полированного алюминия — Pontiac De Mer. Помимо незаурядной внешности (высота — менее метра, два отдельных «ветровика», мощный «плавник» сзади, уникальная щель решетки радиатора с поворотной секцией, открывающей фары) «концепт» мог похвастать V-образной 4,7-литровой «восьмеркой» (300 л.с.) с четырьмя карбюраторами, коробкой передач на заднем «мосту» (схема transaxle), задней подвеской DeDion. Полностью ходовой образец Pontiac, как и многие другие штучные дизайнерские изыски тех времен, был уничтожен по указанию руководства GM спустя два года после дебюта.
Ford X-2000 (1958/1999)
Эра сверхзвуковых самолетов и покорения космоса вселила во многих уверенность в том, что к 2000 году автомобили будут… летать! Как тут не вспомнить о фильме «Назад в будущее». Похоже, в этом были уверены и дизайнеры Ford Алекс Тремулис и Билл Балла, которые в 1958 году представили свое видение даже не автомобиля, а какого-то летательного аппарата ХХI века. Пожалуй, это самый футуристический пункт нашей сегодняшней программы — аэродинамические формы, вогнутая решетка радиатора, огромный купол крыши, реактивные двигатели на задних крыльях… Правда, дальше модели в масштабе 3:8 дело не пошло. А вот к 1999 году (процесс занял пять лет) англичанин Энди Сондерс воссоздал по фотографиям действующий автомобиль на «тележке» Mercury Monterey с 5,8-литровым V8 и «автоматом», лишь немного изменив крышу.
Ford LaGalaxie (1958)
Еще один совершенно чумовой «концепт» от Ford, который, правда, был лишь полноразмерной моделью — без двигателя, трансмиссии и ходовой части — это LaGalaxie, представленный для демонстрации возможностей команды дизайнеров Ford. И посмотреть тут есть на что: огромные фары-«турбины», воздушная, почти полностью прозрачная крыша, заднее стекло с отрицательным наклоном, хитрые вырезы боковых окон и просто-таки шедевральные фары. Не менее интересен уникальный интерьер со штурвалом и даже альтиметром!
GM Firebird III (1959)
Вот он — великий Харли Эрл на фоне одного из самых «космических» своих творений, «концепта» Firebird III. Первая «Жар-птица» появилась еще в 1953 году для демонстрации дизайнерских и технических возможностей General Motors. Тремя годами позже представили второе поколение, но мы выбрали третий Firebird именно за его экзотическую внешность. Низкий приземистый силуэт, два кокпита под раздельными сферами, развитое хвостовое оперение, тормоза-элероны — и все это в 1959 году! Космос! Но и начинка была не менее невероятной: газовая турбина Whirlfire GT 305 (225 л.с.), усилитель руля, регулируемая пневмоподвеска, кондиционер, круиз-контроль, АБС и дистанционное открывание дверей. Все дополнительное оборудование питалось от отдельного оппозитного двухцилиндрового бензинового мотора мощностью 10 л.с.
Cadillac Cyclone ХР-74 (1959)
Если Firebird всегда был лишь инновационным проектом, то Cadillac Cyclone построили на базе серийного Кадиллака с 6,4-литровым V8 под капотом (325 л.с.), 4-ступенчатым «автоматом» и пневмоподвеской. Его представили публике на открытии скоростной трассы Daytona International Speedway во Флориде. Выглядело последнее творение Харли Эрла не менее экстравагантно: по бокам — словно пара ракет, сдвижные двери, откидывающийся колпак крыши, фонари в виде реактивного выхлопа, выраженные «кили» на задних крыльях… Но еще больше поражал уровень оснащения этого «концепта». Тут было не только переговорное устройство для общения с теми, кто снаружи купола, но и уникальная система локаторов и радаров, спрятанный в черных конусах «пакет», который фактически являлся прообразом современного адаптивного «круиза» и функции предотвращения столкновений. На данный момент Cyclone, хоть и немного переделанный, можно увидеть в General Motors Heritage Center.
Chrysler Turboflite (1961)
1950-е годы стали временем активного продвижения в массы идеи газотурбинного двигателя на автомобиле. До появления самого известного серийного автомобиля с ГТД — Chrysler Turbine, двумя годами ранее дизайнеры и инженеры Крайслера создали очень необычный, но вполне ходовой проект — Turboflite. Кузов для этого красавца изготовили опять же в ателье Ghia, и он просто-таки изобилует интересными решениями: «купол» с отрицательным наклоном заднего стекла, плоские передние крылья, имплантированные в решетку радиатора фары, «кили» с наклонной перемычкой (выполняла функцию воздушного тормоза), стоп-сигнал во всю ширину кузова… Под капотом был установлен газотурбинный двигатель CR2A мощностью 140 л.с.
GM Runabout (1964)
Этот three-wheeler — трехколесник — публика увидела на выставке Motorama в Нью-Йорке в 1964 году. Но необычен он был не только количеством колес, но и схемой посадки (два взрослых + три ребенка сзади), и пулеобразной аэродинамической формой, сдвижным тентом для доступа в салон, поворачивающимся на 180 градусов передним колесом (для удобства парковки) и… двумя складными тележками для покупок, которые помещались в багажник. Идея, как и воплощение, скорее подошли бы для Европы, чем для США. Неудивительно, что судьба этого «концепта» неизвестна…
Buick Century Cruiser (1969)
Если три первых GM Firebird были ходовыми макетами с газотурбинными двигателями, то представленный на Motorama в 1964 году «концепт» IV поколения явился всего лишь макетом, из которого пятью годами позже вырос этот автомобиль с совершенными формами и уникальной «фишкой» в виде сдвижной передней части для доступа в салон — Buick Century Cruiser. Позиционировался «Крузер» как «автомобиль будущего», который будет ездить по автоматизированным дорогам почти без участия человека. Особое внимание — богатейшему интерьеру с четырьмя раздельными поворотными креслами, кондиционером, телевизором, холодильником, камерой заднего вида и прообразом современной навигационной системы, правда, на основе… перфокарт!





































































