Началось все в середине июля 2022 г., когда при повороте ключа зажигания последовало только затухание оптитрона и больше ничего. Тогда я еще не придавал этому значение, подумав, что после снятия дросселя электроника поймала какой-то глюк, повторил попытку, после которой двигатель завелся как ни в чем не бывало.
Но спустя несколько дней проблема начала проявляться чаще: по утрам двигатель заводился без проблем с первого раза, но после дневной стоянки ближе к вечеру двигатель отказывался реагировать на повороты ключа.
Однозначно – проблема в системе запуска. Поскольку при повороте ключа в замке зажигания не происходило абсолютно ничего – даже не щелкали реле, то было решено начать с осмотра электрической части, а именно блока предохранителей. Проверка всех предохранителей под торпедой и под капотом не выявила ничего критичного. Осмотр плюсового провода и провода на разъем втягивающего реле стартера каких-то повреждений так же не выявил. Помогали постукивания по корпусу стартера и втягивающего. Поначалу после этого двигатель сразу же заводился.
После таких манипуляций первое, что приходит в голову – умершее втягивающее реле. Однако были сомнения и в состоянии щеток. Коллективный разум форума был уверен, что проблема именно в реле. Собственно это, возможно, и сбило с толку и направило на не совсем верный путь решения проблемы – если не ошибаюсь, в таком случае реле стартера в блоке предохранителей должно щелкать, чего не происходило в моем случае.
Перед закупом нужных запчастей было решено все-таки разобрать стартер для ревизии (как ссылка на запись «ревизия стартера») его узлов. При разборе втягивающее реле прозванивалось согласно мануала, а вот «плюсовые» щетки были изрядно подстерты (остаток был ок. 1 мм.). Но ошибочно было заменено втягивающее реле, после чего проблемы с запуском, казалось бы, ушли. Но через пару дней все повторилось снова. После этого было произведено около 40 запусков, после чего стартер стал проворачиваться уже с большим усилием и окончательно сдался.
Далее последовала повторная ревизия узлов стартера, а именно ротора и нового втягивающего для того, чтобы окончательно убедиться в причине проблемы и исключить все возможные варианты из числа виновников.
Дефектовка ротора согласно мануала показала его исправность:
Дефектовка нового втягивающего реле показала его исправность:
— Прозвонка выводов «50» и «С» показала наличие проводимости.
— Прозвонка вывода «50» и корпуса реле показала отсутствие проводимости.
Основные узлы стартера, отвечающие за его включение и вращение, исправны, Больше там ломаться нечему. Соответственно начался поиск щеток.
Как выяснилось, отдельно щеточного узла в продаже нет, есть только вся крышка в сборе. Морочиться с пайкой отдельно угольных щеток не стал, поэтому выбор пал на крышку с щеточным узлом производителя KRAUF:
Более приемлемый вариант в плане цена/срок доставки был на EXISTе. Если не ошибаюсь, то впервые указанный при оформлении заказа срок доставки соответствовал дню выдачи. Буквально за 3 дня отгрузили со склада Москвы, и доставили самолетом к месту выдачи.
Получив новую крышку щеткодержателя и, смотрев ее внешне, сравнивая с родной, никаких отличий не выявил – все сделано достаточно качественно.
Перед установкой новой крышки щеткодержателя зачистил ламели ротора 2000-й наждачкой до медного блеска, однако канавки и борозды убрать не удалось.
Из любопытства и ради интереса посмотрел на сколько прилегали родные изношенные щетки к ламелям ротора:
Корпус статора и планетарные шестерни были практически в чистом состоянии:
Ротор вставляется в крышку щеткодержателя и фиксируется в ней стопорным кольцом:
После сборки и установки стартера на место при запуске двигателя вращение стартера сопровождалось звонким металлическим скрежетом. Первое что пришло на ум – провернуло защитную пластину в корпусе статора между ротором и шестернями. Последующая разборка стартера подтвердила, что пластина установлена не правильно (выемки а корпусе статора должна быть между зубчиками пластины) и на ней появились следы терния от шестерен:
Однако после установки пластины по мануалу – при запуске двигателя скрежет не пропал и нисколько не изменился по силе звука. Ради эксперимента даже была извлечена пластина из корпуса статора – скрежет остался, но изменился по звучанию. После долгих размышлений пришел к выводу, что проблема в посадочном месте ротора в крышке щеткодержателя, из-за чего происходит смещение ротора в корпусе статора.
Следуя этой мысли, щеткодержатель был переставлен в родную крышку. После установки стартера и запуска двигателя звук скрежета пропал.
Получается, что в собранном состоянии ротор, установленный в новой крышке щеткодержателя, стал находиться ближе к самой крышке, соответственно противоположная его часть, которая зубцами находится между планетарными шестернями, сместилась и вытянула за собой планетарные шестерни относительно осей ближе к защитной крышке.
После замены втягивающего реле и щеток работа стартера не изменилась, возможно, немного стал быстрее вращаться.
















