Весной мы писали об экспериментах с техникой неавтомобильных фирм. В этом материале расскажем о продуктах известных автоконцернов, не связанных с производством автомобилей.
Британский производитель суперкаров решился заняться недвижимостью в 2017 году. Дебютным девелоперским проектом стало строительство на берегу океана в Майами жилого небоскреба Aston Martin Residences. Проект планируют закончить в 2021 году.
Вовлеченность Aston Martin в проект высока: здание курирует исполнительный вице-президент и шеф-дизайнер марки Марек Рейхман. В 66-этажном доме планируется создать 391 уникальную квартиру и многоуровневую зону отдыха. Гордостью разработчиков обещают стать нетривиальные гаражи, дизайн которых разрабатывается по индивидуальному заказу клиента.
Место для парковки будет оформлено эффектнее, чем подиум на автосалоне. Для ретроавтомобилей и спорткаров предлагают создать особые условия — в ход идет специальная подсветка и соответствующий эпохе антураж. Рассматривается вариант, чтобы особо взыскательные клиенты смогли поднимать автомобиль на лифте прямо в жилую зону (площадь самых крутых апартаментов больше 1500 квадратных метров).
Недвижимость в Майами от Aston Martin окажется намного дороже, чем среднестатистический одноименный суперкар. Цены на квартиры в небоскребе начинаются с отметки в 600 000 долларов, а гигантский 1765-метровый пентхаус обойдется в 50 млн долларов, при этом его покупателю бесплатно подарят редкий «трековый» суперкар Vulcan.
Другой непрофильный актив Aston Martin — производство элитного односолодового виски. В сотрудничестве с шотландским производителем алкоголя, винокурней Bowmore, британский бренд выпустит 25 бутылок виски Black Bowmore 56-летней выдержки. Впрочем, вклад Aston Martin чисто символический: дизайнеры марки поработают над внешним видом бутылок, украсив сосуд поршнем от культового DB5 1964 года выпуска. Бутылка Black Bowmore DB5 0,7 л оценивается в 50 000 фунтов стерлингов (5 млн рублей)! Aston Martin уже объявил, что партнерство с Bowmore продолжится, так что в будущем для ценителей выпустят и другие партии брендированного алкоголя.
Немецкий автогигант почти полвека выпускает сосиски и сардельки. Началось все в 1973 году с «карривурст» (Currywurst) — больших 25-сантиметровых 170-граммовых жареных сосисок из смеси рубленой свинины и говядины, приправленных острым соусом из специй. Первоначально продукты питания производились небольшими тиражами и предназначались для сотрудников заводов, а также служили закуской болельщикам местного футбольного клуба «Вольфсбург».
В 1990-е годы из-за дефицита говядины Volkswagen стал делать «карривурсты» исключительно из свинины, ассортимент колбас расширился, а популярность значительно выросла. Тогда же немецкая фирма выпустила оригинальный кетчуп, который дополняет колбасные изделия.
Сосиски с мясокомбината в Вольфсбурге продаются миллионными тиражами, со второй половины 2010-х бóльшими, чем число выпускаемых автомобилей. На конец 2019 года диспозиция сохраняется — выпущено 6,3 миллиона сосисок, и только 6,2 миллиона автомобилей.
Сегодня немецкая фирма производит девять разных сортов сосисок и сарделек, а также экспериментирует с вегетарианскими блюдами, впрочем, без особого успеха.
Премиум-бренды концерна Volkswagen производят мед. Сначала пасекой рядом с тестовым полигоном обзавелся Porsche — на территории компании в Лейпциге с 2017 года выпускают липовый мед Turbienchen. Цели производить сладости в промышленных масштабах перед Porsche не стоит: едва ли имеющиеся колонии пчел смогут собрать больше 1400 килограммов «турбомеда» за сезон.
С прошлого года к этому процессу присоединилась компания Bentley: начала заниматься бортничеством с двух ульев, так что урожай меда за первый сезон не превысил ста банок емкостью 300 миллилитров. Цель Bentley — повысить биологическое разнообразие, поэтому в 2020-м число ульев увеличили.
Первый автомобиль Peugeot появился только в 1890 году, и более 30 лет выпуск самодвижущихся экипажей был всего лишь одним из направлений деятельности холдинга. В 1926 году пути автомобильной фирмы Peugeot и одноименного производителя перечниц и мельниц для специй разошлись, хотя и название, и характерный логотип со львом остались у обеих компаний.
Кофемолки и мельницы Peugeot совершенствовались параллельно с машинами, превратившись в красивый, функциональный и дорогой аксессуар для профессиональных поваров и продвинутых домохозяек. Можно приобрести мельницы из различных сортов металла, пластика или дерева высотой от восьми до 40 сантиметров.
Сегодня Peugeot — один из старейших в мире производителей ручных и электрических мельниц, ведь кухонные принадлежности с логотипом в виде льва выпускаются на полвека дольше автомобилей. Неудивительно, что династия Пежо в 2014 году решила спасти производителя перечниц от банкротства и выкупила долю в бывшем семейном бизнесе. А поскольку семья Пежо продолжает владеть 13,68% концерна PSA Peugeot–Citroen, можно сказать, что и производство автомобилей, и производство перечниц спустя почти 100 лет вновь находятся в одних руках.
Компания BMW помогает немецкой Федерации бобслея, санного спорта и скелетона с 1980-х: болиды для олимпийской бобслейной команды проектируют специалисты баварского концерна. Снарядам подбирают оптимальную форму в аэродинамической трубе, а конструкцию постоянно оптимизируют, используя композитные материалы из автомобильной и аэрокосмической отраслей.
Помощь не ограничивается инвентарем: к Олимпиаде в Сочи BMW разработала для команды Германии спортивное снаряжение, в том числе гоночные комбинезоны и шлемы. Интересно, что североамериканский филиал BMW аналогичным образом помогает команде США, так что подчас на соревнованиях по бобслею соперничают разные болиды баварского производства.
Помощь автопроизводителей своим олимпийским командам — обычное дело. Британской команде по скелетону несколько лет оказывали инженерное содействие в McLaren, итальянской — в Ferrari. Сани для бобслея и скелетона прорабатываются индивидуально с учетом анатомических особенностей спортсменов, более того — в аэродинамической трубе продувают олимпийцев из нетехнических видов спорта, например, лыжников.
Почти все автоконцерны занимаются мелко- или крупносерийным выпуском велосипедов, так что необычными эти производства назвать нельзя.
Hyundai Motor Group — второй по величине промышленный холдинг в Южной Корее после Samsung Group. Конгломерат Hyundai занимается не только производством автомобилей, спецтехники и запасных частей к ним, но и выпуском морских судов, железнодорожного транспорта и станков, а также металлургией и девелоперским бизнесом.
Hyundai Heavy Industries — крупнейший в мире судостроительный концерн. На долю южнокорейской верфи приходится ⅙ часть мирового производства тяжелых морских судов и почти треть мирового производства судовых двигателей. Ежегодно Hyundai Heavy Industries спускает на воду 60 кораблей, среди которых танкеры, сухогрузы, контейнеровозы, плавучие системы добычи полезных ископаемых, а также суда стратегического назначения — эсминцы и подводные лодки.
Hyundai Rotem занимается железнодорожным и легкорельсовым транспортом, выпуском высокоскоростных поездов, электровозов и дизель-электрических локомотивов. На внутреннем рынке Hyundai Rotem — монополист; продукция поставляется на экспорт в 50 стран, так что южнокорейские вагоны метро и электропоезда можно встретить по всему миру от Великобритании до Украины.
У некоторых автомобильных брендов тоже есть «морские» подразделения, но, как правило, в специфику водного транспорта автоконцерны не погружаются.
Премиальные и люксовые марки нередко помогают знаменитым верфям построить роскошные и быстроходные яхты. Особенность маломерных судов от Lexus, Mercedes-AMG (на снимках) или Lamborghini — «автомобильное» оформление корпуса и кают, лимитированный тираж и баснословная цена. Технический вклад специалистов из автоиндустрии в такие проекты невелик — они лишь определяют дизайн экстерьера и интерьера.
Люксовый бренд Bentley полтора года назад представил коллекцию из трех предметов мебели ручной работы. Особенность линейки дебютной Bentley Home — позолоченный металлический каркас стола, кресел и подставок для ног, отделка наружных поверхностей кожей, дубом и жидким золотом. Тираж ограничили сотней экземпляров.
Целевая аудитория благосклонно приняла набор Bentley, и сегодня коллекция Home значительно расширилась: в нее входят диваны, шезлонги и кресла, столы и столики, шкафы, комоды разного размера и даже кровати. Естественно, открывать собственную фабрику было бы неразумно, поэтому партнером Bentley стал итальянский производитель мебели Club House Italia.
Экспонаты коллекции Bentley Home украшены вышитыми и выгравированными логотипами британской марки, а для ее создания используются те же проверенные временем материалы, что и в автомобилях.
Например, шезлонги, кресла с оттоманками и диваны отделаны шпоном, кожей, льном или кашемиром; боковины украшены тесьмой. Форму, высоту и дизайн столов можно выбирать индивидуально, но металлические ножки и деревянная столешница останутся неизменными. Габариты шкафов также могут меняться, причем фасад можно обшить гладкой или стеганой кожей, а полки выполнить из хрусталя.
У Ferrari и Porsche также есть опыт продаж мебели. Итальянская фирма выпускала специальные офисные кресла, сделанные по образцу и подобию сидений в суперкаре. На материалах не экономили: силовую структуру сделали из карбона, а внешнюю отделку — из кожи, ткани или алькантары тех же сортов, что применяются в автомобильной промышленности. Цены варьировались от 7500 до 10 000 евро.
Фирма Porsche подошла к созданию офисного кресла проще: немецкие дизайнеры взяли сиденье от 911 Carrera 4S седьмого поколения, добавили батарейки, чтобы работали электрорегулировки, а также установили подлокотники и колесики. Кресло получилось тяжелым (35 килограммов) и дорогим (от 6500 евро), зато в точности таким, как на спорткаре. Впрочем, сегодня в официальных онлайн-магазинах Ferrari и Porsche офисная мебель отсутствует: можно заказать только брендированную одежду и обувь, сумки, очки, часы и сувениры.
Фирменными часами в честь автопроизводителя сложно удивить: коллекции хронографов есть у многих брендов от Subaru до Aston Martin, а диапазон цен широк: например, в онлайн-бутике Ferrari кварцевые часы можно приобрести всего за 100 долларов.
Обычно «брендированные» часы — аксессуар, и связь с автомобильной маркой ограничивается наличием логотипа и расширенными возможностями персонализации. Пример сотрудничества другого рода — хронометр Bugatti Chiron Tourbillon от американского производителя ювелирных изделий Jacob & Co.
Часовщикам пришлось потрудиться, ведь в корпус хронометра встроили миниатюрную копию двигателя W16, который не просто эффектно выглядит, но и работает! Анимацией тактов мотора заведует стальной коленчатый вал, поршни двигаются, как в настоящем W16, а специальный индикатор показывает «запас хода», то есть сигнализирует о необходимости завести механизм.
Наблюдать за произведением искусства можно через сапфировое стекло размером 54 на 44 миллиметра, а начинка уникальных часов сделана из титана. Утверждается, что Bugatti Chiron Tourbillon состоит из 578 деталей, и мастерам Jacob & Co. потребовался год, чтобы выполнить сложнейший заказ.
Часы с инкрустированным мотором W16 стоят под стать настоящему Bugatti Chiron — за девайс придется выложить 280 000 долларов (21,4 млн рублей). Поклонников швейцарских часов прайс вряд ли удивит, ведь хронограф в салоне Bentayga — Breitling Mulliner Tourbillon — стоит 235 000 долларов, тогда как базовый кроссовер Bentley можно приобрести за 170 000 долларов.
Одно из необычных направлений деятельности Toyota — развитие робототехники. Японская фирма занимается разработкой и миниатюрных роботов-компаньонов, и больших человекоподобных механизмов.
Десятисантиметровые робот-компаньоны Kirobo Mini уже поступили в продажу — маленькое устройство может не только воспринимать голосовые команды, но и разговаривать с владельцем, самообучаться, взаимодействовать с «умным» домом и автомобилем.
Пока Kirobo Mini позиционируется как гаджет для одиноких японцев, и полноценным помощником его назвать нельзя, но у Toyota есть более совершенные роботы-гуманоиды, работа над которыми ведется с 2005 года.
Человекоподобный робот T-HR3 высотой 150 см и запасом хода 100 км гораздо функциональнее. Механизмом можно управлять дистанционно с десяти километров по сети 5G, причем интерфейс оригинальный: оператор совершает действия, будучи в специальном костюме, а робот их повторяет. У гуманоида есть 32 сустава и он виртуозно владеет общением жестами.
Витриной технологий Toyota может стать Олимпиада в Токио, ведь в условиях пандемии коронавируса контакты между спортсменами, гостями и обслуживающим персоналом должны быть сведены к минимуму. Роботы-гуманоиды и электрические беспилотные шаттлы японской фирмы могут оказаться незаменимыми и позволят организаторам отказаться от волонтеров, логистов, водителей и представителей других профессий.
Уже известно, что роботам доверят сопровождение людей с ограниченными возможностями, обеспечение зрителей напитками и едой, а также вспомогательные функции — например, сбор снарядов на манежах легкой атлетики.
Для Toyota Игры также станут полезными: инженеры получат доступ к огромному массиву данных, что позволит усовершенствовать системы распознавания речи и лиц, ускорив их дебют на серийных автомобилях.
Автопроизводители и коронавирус
Пандемия коронавируса показала, как известные автопроизводители могут подстраиваться под интересы общества. Jaguar Land Rover очень помог британским врачам, выпуская защитные экраны. BMW, BYD и Lamborghini наладили массовое производство масок. Под медицинское оборудование перепрофилировали цеха Ferrari, Fiat, Ford, General Motors, McLaren, Nissan, Rolls-Royce и Volkswagen: автоконцернам удалось за несколько недель сделать десятки тысяч реанимационных «вентиляторов».
Как правило, автопроизводители вкладываются в непрофильные активы в стремлении получить технологическое или маркетинговое преимущество перед конкурентами. Большие вложения — редкость, чаще заключаются взаимовыгодные партнерские соглашения с лидерами отрасли.
Чем выше ценность бренда, тем больше необычных акций он может себе позволить: «бюджетные» марки редко удивляют креативом, предпочитая привлекать клиентов традиционными инструментами.