В последнее время все только и говорят о «китайцах». Дело ясное, на автопром Поднебесной возлагаются немалые надежды по снабжению опустевшего отечественного рынка всякой разнообразной всячиной. А между тем рядом с азиатской сверхдержавой находится Индия со своими марками и очень неплохим разнообразием практически неведомых у нас SUV.
Mahindra Scorpio Classic и Scorpio-N
В России любят внедорожники «старой школы». Такие, чтобы как «уазик» — с рамой, зависимой подвеской, механической коробкой передач, простым подключаемым полным приводом и «понижайкой». Не слишком комфортно, зато сравнительно доступно и проходимо. У компании Mahindra & Mahindra есть подходящая модель из любимой в родном отечестве парадигмы. Она зовется Scorpio, как приснопамятный Ford из европейской линейки, и производится 20 лет.
В середине нулевых годов внедорожник имел шансы обжить российскую землю. Его планировали собирать на ГАЗе как Mahindra Marshal, но дело не пошло. Завод сделал сотню машин, и на этом в балладе о страннике из далекой Индии была поставлена точка.
«Скорпион» обновляли четырежды. Последний раз — в конце лета 2022 года. В конкурсе на самый пугающий облик он, безусловно, претендовал бы на лидерство и, как ни странно, выбросил бы белый флаг во внедорожных дисциплинах. Все потому, что теперь у рамного SUV с семью или девятью посадочными местами нет полного привода. По жаркой, не знающей о существовании снега Индии можно рассекать и с одной ведущей осью, теша себя новым 2,2-литровым турбодизелем mHawk (132 л.с. и 300 Нм) в паре с 6-ступенчатой «механикой». Стоимость Mahindra Scorpio Classic — от 1 199 000 рупий (от 901 135 рублей).
Но в России подобный недовездеход не приживется, поэтому переходим к новому Scorpio-N, который появился почти одновременно с рестайлинговым «классиком».
Обводы кузова не вызывают содрогания, спасибо дизайнерам ателье Pininfarina, принадлежащего Mahindra на 76%. Scorpio-N — отличный уазозаменитель с новым рамным шасси, передней независимой подвеской, задним мостом на пружинах, опциональным полным приводом part-time, понижающей передачей и блокировкой заднего дифференциала. Длина — 4662 мм, ширина — 1917 мм. Если поставить рядом Scorpio Classic, то новинка заметно крупнее — на 206 мм и 97 мм. Высота, наоборот, меньше, 1917 мм против 1995 мм, что пошло на пользу пропорциям. Колесная база растянута с 2680 мм до 2750 мм.
Чем Scorpio-N дает «нашемарке» фору, так это очень приличным оформлением трехрядного шести- или семиместного салона и опциями (система курсовой устойчивости, четыре ездовых режима Normal, Snow Mud & Ruts и Sand для полноприводников, двухзонный климат-контроль, мультимедийная система, акустическая система с 12 динамиками и масса другого оборудования). Разнообразию силовых агрегатов УАЗ тоже позавидует, хотя здесь присутствуют индийские странности. Покупатели машин с бензиновой «турбочетверкой» 2,0 TGDi mStallion (203 л.с. и 370–380 Нм в зависимости от коробки передач) вынуждены смириться с задним приводом. Полный привод встречается на Скорпионах с турбодизелем mHawk объемом 2,2 литра. Начальный (132 л.с. и 300 Нм) доступен с 6-ступенчатой «механикой», а для более продвинутого (175 л.с. и 370–400 Нм) также предусмотрена автоматическая коробка передач. Цены на Mahindra Scorpio-N начинаются от 1 199 000 рупий (от 901 135 рублей).
Mahindra Thar
Дело американской легенды Jeep живет, подражание как высшая форма лести одержало победу над застенчивостью и скромностью. В прошлой генерации Thar имитировал CJ-3, а нынешний создавался с оглядкой на Wrangler. Прямого копирования нет, индийский внедорожник скорее тянет на собирательный образ. А по технике различия еще сильнее.
Thar словно следует негласной субординации и компактнее Рэнглера. Конструкция рамная, сзади неразрезной мост, а спереди независимая подвеска на двойных поперечных рычагах, в то время как «американец» неотступно соблюдает родовые традиции и не изменяет балке переднего моста. Полный привод классический, с жестким подключением передка и «понижайкой».
Бензиновый 2,0-литровый mStallion 150 TGDi (152 л.с. и 300-320 Нм) и турбодизель mHawk 130 «два и два» (132 л.с. и 300 Нм) можно заказать с 6-ступенчатой механической и автоматической коробками передач. Задние барабанные тормоза и блокировка заднего дифференциала — у всех комплектаций. Более продвинутая оснащается системой курсовой устойчивости, круиз-контролем, тачскрином мультимедиа с навигацией, колесами 255/65R18 (в «базе» 245/75R16).
Mahindra Alturas G4
Не верьте эмблеме: среднеразмерный внедорожник не имеет прямого отношения к Mahindra & Mahindra, это локализованный южнокорейский SsangYong Rexton, соперник Mitsubishi Pajero Sport и Toyota Fortuner. Шасси Alturas G4 рамное, сзади лучше подходящий для индийских направлений неразрезной мост (у Рекстона бывает независимая подвеска), подключаемый полный привод и демультипликатор. Турбодизель объемом 2,2 литра (181 л.с. и 420 Нм) чуть слабее, чем у SsangYong — после рестайлинга 2020 года у него 202 л.с. и 441 Нм. Коробки передач тоже разные. Модернизированный «кореец» оснащен «восьмиступкой», а его сородич — старой 7-ступенчатой автоматической Mercedes-Benz 7G-Tronic.
Заднеприводная Mahindra в комплектации High забита под завязку электрорегулировками водительского кресла, передним и задним парктроником, двухзонным климат-контролем, камерами кругового обзора, акустической системой с шестью динамиками, круиз-контролем, электроприводом двери багажника, помощником спуска с горы Hill Descent Control и старта на подъем Hill Start Assist.
Стоимость Mahindra Alturas G4 в Индии от 3 067 555 рупий (от 2 305 488 рублей).
Mahindra XUV300
Помните маленький кроссовер SsangYong Tivoli? Спорим, что нет! Кстати, наверняка индийские автомобилисты ответят так же. Модель им «не зашла», но получила второй шанс под другим именем. Причем различия между локализованным SUV и оригиналом существеннее, чем в случае с SsangYong Rexton и Mahindra Alturas G4.
Субкомпактному «паркетнику» переделали заднюю часть кузова, но не ради красоты, а чтобы укоротить его с 4225 мм (после фейслифтинга) до 3999 мм и впихнуть в категорию льготной продукции длиной менее четырех метров. Одних габаритов недостаточно, правила касаются и объема двигателей: у бензиновых он не должен превышать 1,2 литра, а у дизельных 1,5 литра. Пришлось подчиниться и предпочесть корейским моторам махиндровские предельно допустимого литража — трехцилиндровый наддувный с распределенным впрыском (110 л.с., 200 Нм), mStallion TGDi (131л.с., 230 Нм) и четырехцилиндровый дизель (117 л.с. и 300 Нм) соответственно. На выбор 6-ступенчатая «механика» и «робот».
К положительным сторонам XUV300 относится двухзонный климат-контроль и мультимедийная система с тачскрин-монитором и навигацией у продвинутых комплектаций. К отрицательным — передний привод, хотя SsangYong бывает со всеми ведущими колесами.
Этой осенью Mahindra представила «полноразмерный» электрокар XUV400 на базе Tivoli. Поблажек для экологически чистого транспорта в Индии пока нет, поэтому «четырехсотый» по габаритам примерно соответствует прообразу, но отличается кокетливым передком с разноцветными «иксами» и другим бампером. Единственный мотор на передней оси развивает 150 л.с. и 310 Нм. Тяговая аккумуляторная батарея емкостью 39,4 кВт⋅ч обеспечивает на одной зарядке до 456 километров в ездовом цикле MIDC. До 100 км/ч кроссовер разгоняется за 8,3 секунды, но выжать больше 150 км/ч не получится.
Цены на Mahindra XUV300 начинаются от 841 500 рупий (от 632 448 рублей).
Mahindra XUV700
Может показаться, что у Махиндры нет ничего, кроме простых, как грабли, вездеходов или адаптированных автомобилей из Южной Кореи. Это не совсем так, и скепсис готов развеять среднеразмерный кроссовер XUV700 с затейливой, как макияж восточной красавицы, внешностью и замаскированными дверными ручками.
Полный привод опционален для семиместных Mahindra с 2,2-литровым турбодизелем (185 л.с. и 450 Нм) и 6-ступенчатой АКП, но в теории мог быть у любого XUV700, поскольку сзади независимая подвеска. С «механикой» крутящий момент 420 Нм. Подзадушенный вариант — 155 л.с. и 360 Нм. Для 2,0-литрового бензинового агрегата с наддувом и непосредственным впрыском топлива (197 л.с. и 380 Нм) зарезервированы те же коробки передач.
В самую «жирную» AX7 Luxury Pack включены боковые подушки безопасности, 18-дюймовые колеса, камера заднего вида, двухзонный климат-контроль, круиз-контроль, мониторинг «слепых» зон, камеры кругового обзора, акустическая система с 12 динамиками, беспроводная зарядка для смартфона и объединенные в единый дисплей цифровая панель приборов и мультимедийный экран.
В Индии цены на Mahindra XUV700 начинаются от 1 344 899 рупий (от 1 010 788 рублей).
Tata Safari/Harrier
Harrier, показанный в конце 2018 года, на законных основаниях использует лендроверовские решения (Tata владеет Jaguar Land Rover) и национальные ингредиенты. Платформа OMEGARC (Optimal Modular Efficient Global Advanced Architecture) — это упрощенное и удешевленное шасси D8 без задней «многорычажки» (вместо нее полузависимая подвеска) и полного привода. Корпоративные рационализаторы добрались даже до электроусилителя и заменили его на гидравлический узел, а заодно выкинули дисковые тормозные механизмы на задней оси и установили барабаны.
Моторы Ingenium от Jaguar Land Rover кроссоверу не достались, есть только Kryotec (170 л.с. и 350 Нм) на базе 2,0-литрового турбодизеля Fiat Multijet II с 6-ступенчатой механической или автоматической коробкой передач. Вот и получается, что Harrier далек от Discovery Sport первого поколения, хотя по размерам очень близок к побратиму. Длина — 4598 мм, ширина — 1894 мм, высота — 1706 мм, колесная база — 2741 мм.
Safari — это тот же Harrier, но со скупо удлиненным кузовом (до 4661 мм) и третьим рядом сидений. Его предшественник выпускался с 1998 года и был вездеходом с рамой, задним неразрезным мостом и подключаемым полным приводом.
Цены на Tata Harrier начинаются от 1 469 900 рупий (от 1 104 736 рублей), на Tata Safari — от 1 534 900 рупий (от 1 153 588 рублей).
Tata Nexon
Маленький «паркетник» запустили в 2017 году еще до рождения Harrier и Safari. Вероятно, поэтому он выглядел свежо, смело и экспериментально. Эффект наверняка усилила бы своевременная презентация. Компании стоило действовать расторопнее и не тянуть с запуском: концепт на тему Nexon представили четырьмя годами ранее, а предсерийный вариант подготовили примерно за полтора года до дебюта.
Tata закована в кандалы требований льготной налоговой категории, а потому ее устройство не является откровением. Спереди стойки МакФерсон, сзади полузависимая подвеска и, соответственно, передний привод. Литраж бензинового наддувного трехцилиндрового Revotron и четырехцилиндрового турбодизельного Revotorq упирается в предельно допустимые значения — 1,2 литра (120 л.с. и 170 Нм) и 1,5 литра (110 л.с. и 260 Нм). Коробки передач — 6-ступенчатая механическая или «робот».
Чего у Nexon не отнять, так это богатства внутреннего мира. Промежуточные версии оснащаются мультимедиа с 17,78-сантиметровым сенсорным монитором и управлением голосовыми командами, а у богатых — акустическая система с восемью динамиками, люк с электроприводом, круиз-контроль, вентиляция передних сидений, беспроводная зарядка, мониторинг давления в шинах.
Стоимость Tata Nexon стартует от 759 900 рупий (от 571 119 рублей).
Tata Punch
Соперник Renault Kiger и Nissan Magnite — живое опровержение стереотипа о том, что маленькие машины примитивны и незатейливы. «Панч» длиной 3827 мм и шириной 1742 мм очень симпатичный, и его дизайн явно появился не по остаточному принципу. У дорогих исполнений мультимедиа с семидюймовым сенсорным монитором, распознающая голосовые команды, датчик дождя, круиз-контроль, камера заднего вида. Электростеклоподъемники для передних и задних пассажиров, USB-порт и головная оптика с функцией «сопровождения до двери» в наличии со второй комплектации.
В остальном ничего необычного. Конкуренты предлагают турбонаддувные движки наряду с «атмосферниками», а Tata лишает покупателей подобной дилеммы: 1,2-литровый трехцилиндровый Revotron (86 л.с. и 113 Нм), агрегатированный с 5-ступенчатой «механикой» или «роботом», и все.
В Индии цены на Tata Punch стартуют от 592 900 рупий (от 445 607 рублей).
Maruti Suzuki Brezza
Предприятие Maruti Udyog Limited было основано в 1981 году и принадлежало индийскому правительству. В 2003 фирму выкупила Suzuki Motor Corporation. Под японским покровительством «Марути» развернулась до неслыханных масштабов. Вот лишь один впечатляющий факт: компания удерживает немногим менее половины индийского рынка легковых автомобилей. Разумеется, без кроссоверов результат вряд ли удалось достигнуть.
Минувшим летом состоялась премьера «льготного» Brezza, преемника Vitara Brezza на той же платформе Global C. Сокращение названия символично — популярный в Индии SUV достаточно самостоятелен, чтобы вызывать ассоциации с Витарой. Расстояние между осями (2500 мм), длина (3995 мм) и ширина (1790 мм) прежние. Высота увеличена 45 мм, до 1685 мм. «Внедорожная» вариация Terrascape с декоративными накладками на колесные арки, пороги и низ дверей особенно хороша.
Старый «атмосферник» объемом 1,5 литра модернизирован и имеет дополнительный ряд топливных форсунок. Теперь он чуть слабее (103 л.с. и 137 Нм), но экономичнее. 5-ступенчатая механическая коробка передач по-прежнему на посту, архаичную «четырехступку» сменил 6-ступенчатый «автомат». Привод безальтернативно передний. У самой дорогой Brezza мультимедиа с 22,86-сантиметровым монитором, система кругового обзора и проекционный дисплей.
Розничные цены на Maruti Suzuki Brezza начинаются от 799 000 рупий (от 600 506 рублей).
Maruti Suzuki Grand Vitara
Кто не знает старую Гранд Витару, внедорожник с внешностью кроссовера, продольной компоновкой, постоянным полным приводом и даже понижающей передачей? В 2017 году сборка прекратилась, а минувшим летом дебютировало новое поколение от Maruti Suzuki. С тезкой общее лишь название. Свежая Grand Vitara — это «паркетник» крупнее обычной Vitara для Индии. В разработке принимала участие Toyota и даже сорвала свой куш — выпускает клона по имени Urban Cruiser Hyryder. Но первичен именно Сузуки, поскольку построен на шасси Global C от Brezza, SX4 Cross и Vitara.
Длина, ширина и высота — 4345 мм, 1795 мм и 1645 мм соответственно. Колесная база — 2600 мм. Дизайн не позволяет спутать «паркетник» с одноплатформенными машинами, а если долго-долго всматриваться в задние фонари, то можно увидеть Porsche Cayenne. Базовый мягкогибридный привод объединяет 1,5-литровый K15C (он же у Brezza), 12-вольтовый стартер-генератор и литий-ионную аккумуляторную батарею на 6 А·ч. Для топового Maruti Suzuki предлагается опциональный полный привод с муфтой на задней оси и четырьмя режимами электроники (Auto, Sport, Snow и Lock).
Гибридная силовая установка от Yaris/Yaris Cross — тот самый тойотовский след. Трехцилиндровый безнаддувный двигатель M15D-FXE (92 л.с. и 122 Нм), работающий по циклу Аткинсона, электромотор (80 л.с. и 141 Нм), планетарная трансмиссия и литий-ионная аккумуляторная батарея. В пике система выдает 115 л.с. и вращает передние колеса. Запас хода на электротяге — 25 километров.
Цены на Maruti Suzuki Grand Vitara в Индии стартуют от от 1 045 000 рупий (от 785 393 рублей).