Начинаем мы не со «времен очаковских», а с 2012 года, потому как именно тогда В. Путин дал указание о разработке большого семейства машин, для которого запланировали четыре брендовых названия. Со временем все они были заменены на одно — Aurus. Попутно определили, что на лимузине непременно должен быть мотор V12. Как бы то ни было, началась «новейшая история» проекта, составляющие которого по документам проходили как «Кортеж», «Роут», «ЕМП» (Единая модульная платформа), «ЕМП-ОКР» и др., а водопад бюджетных средств, льющийся на НАМИ — головного подрядчика, не иссяк и по сей день.
В 2012 году работа по проекту обозначилась в основном на уровне обсуждений, но несколько событий все же стоит упомянуть. К примеру, 11 сентября между представителями НАМИ и ООО «Маруся Моторс» прошло совещание по фактическому поглощению последней: стороны начали согласовывать план по подготовке помещений здания Дизайн-центра к переезду сотрудников «Маруси Моторс».
Чуть раньше между НАМИ и будущим проектантом коробок для «Аурусов» КАТЕ возникла производственная связь, только не в привычном для проекта ЕМП формате, когда КАТЕ было подрядчиком, а НАМИ — заказчиком, а наоборот. Институт взял на себя обязательства разработать методику испытаний автоматической коробки KATE FT703 — той самой, которую сватали и на АВТОВАЗ, и на несостоявшийся родстер «Крым», спроектированный на агрегатах Lada Kalina студентами МГТУ им. Баумана. Напомним, что тогдашний директор НАМИ Максим Валерьевич Нагайцев в свое время был одним из основателей КАТЕ, а среди привлеченных к работам по FT703 институтских сотрудников был его сын Максим Максимович Нагайцев. Со временем Максим Максимович займет пост гендиректора КАТЕ, на котором остается и по сей день.
В том же году НАМИ ввел в эксплуатацию автомобиль BMW 740i первоначальной стоимостью 389 839 рублей 83 копейки (именно столько — не опечатка!) со сроком полезного использования в бухгалтерском и налоговом учете в 61 месяц. Видимо, это подержанный образец, который использовали как прототип или аналог. Таких за всю историю «Кортежа»/ЕМП было немало, о некоторых из них мы рассказывали.
Ключевым событием проекта в 2013 году стало утверждение В. Путиным окончательного варианта внешности. А до этого, 1 февраля 2013 года, в НАМИ была открыта опытно-конструкторская работа с шифром «Роут» — речь о «Разработке модельного ряда автомобилей премиум-класса, созданных на единой модульной платформе». Требовалось сформировать техническое задание на разработку, подготовить десять вариантов стилевых решений моделей проекта, в марте преобразовать их в 3D и закруглиться с этим до 31 мая того же года. Тогда же, в феврале, план-график дополняется пунктом, с которого следовало бы начать: «Обзор аналогов автотранспортных средств проекта “Роут”». Для презентации проекта в Минпромторге готовят плакаты и буклеты, демонстрационные фотоальбомы, «макет внешней формы в мягком материале масштаба 1:5». Чуть позже приступают к изготовлению и полноразмерного макета, донором для которого стал Mercedes-Benz S 500 1996 года выпуска. С середины лета начинаются разработка дизайна интерьера автомобиля «Лимузин» (то есть машины для президента) и разработка внешнего облика автомобилей сопровождения — «Внедорожника» (будущий Komendant) и «Микроавтобуса» (будущий Arsenal). Формируются также ТЗ по направлениям «трансмиссия», «электрооборудование», «энергоустановка», «шасси», «защита автомобиля». В течение года меняются план-график и состав подключенных к разработке сотрудников НАМИ.
1 февраля 2013 года в институте начинается «формирование научно-технического задела по разработке 9-ступенчатой автоматической коробки передач для автомобилей F-класса». Агрегат должен быть рассчитан на момент в 1200 Нм, а эскизный проект АКП планируют завершить уже к 8 мая 2013 года. Коробка получает индекс R936. Позже, когда, с одной стороны, разработку коробки передадут КАТЕ, а с другой — выяснится, что изготовленные образцы мотора V12 нежизнеспособны, индекс поменяют на R932, а «несущую способность» агрегата уменьшат до 1000 Нм. Собственно, мотор V8, который устанавливают на «Сенате» и «Коменданте», развивает меньше — 880 Нм. Интересно, что на первоначальном этапе планировалось создать АКП традиционной конструкции — как пару гидротрансформатора и планетарного редуктора, по крайней мере гидротрансформатор фигурирует в «исправленном ТЗ». Позже «бублик» выбросят.
Количество ступеней изначально было девять, при этом конструкторам предложили ориентироваться либо на дизельный 6,0-литровый мотор Audi V12 с отдачей в 1000 Нм, либо на немецкий авиационный дизель RED той же конфигурации, но с отдачей как раз в 1200 Нм. В качестве целевого автомобиля зафиксировали Rolls-Royce Phantom со стандартной и удлиненной базами. Помимо полного привода предложено ориентироваться и на вариант с задним приводом. Исходя из параметров ДВС и полной массы машины — 3050 кг (стандартная база) и 4070 кг (длинная база), коробка должна обеспечить максимальную скорость машины в 250 км/ч. Обратим внимание, что НАМИ оказался не в состоянии выдержать и полную массу проектируемых «Аурусов».
Кроме того, расчетный ресурс АКП — 250 000 км с периодичностью замены масла каждые 50 000 км! Вполне может быть, что если бы коробку спроектировали в НАМИ по классической схеме, она и ходила бы так долго, однако мы помним, что на некоторых машинах, которые находятся на балансе «Автобазы № 2» Управления делами Президента РФ, она не ходит и десятую часть от задуманного… А вот еще странное требование по ТЗ: в коробке должно быть предусмотрено не менее двух повышающих передач. Такое впечатление, что эту строчку вписал завхоз… К слову, на живой коробке после прямой шестой ступени три следующие — повышающие. Коробка должна была выдерживать нагрузку в 3g и работать при температурах от -40 до +50 градусов по Цельсию на высоте до трех километров. На март 2013 года были намечены переговоры с потенциальными поставщиками комплектующих, на апрель — участие в международном симпозиуме разработчиков и производителей коробок передач в Шанхае.
Все тогда же, 1 февраля 2013 года, НАМИ открывает еще одну ОКР с шифром «Образ», среди целей работы которой значится и такая: «Разработка стилистических и дизайнерских решений для автомобилей первых лиц государства, направленных на создание и поддержание соответствующего имиджа страны как ведущей мировой державы, лидера в области автомобилестроения».
13 сентября 2013 года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение № 1642-р «Об определении единственного исполнителя государственного заказа на выполнение пилотного проекта по разработке и постановке на производство отечественных автомобилей, предназначенных для перевозки и сопровождения первых лиц, а также других лиц, подлежащих государственной охране». Согласно документу, «единственным исполнителем» создания машины на базе единой модульной платформы (ЕМП) и стал НАМИ.
31 декабря 2013 года в НАМИ определяют основные этапы ОКР с шифром «Кортеж» на 2014 год. «Кортеж» — «Разработка и постановка на производство автомобилей на базе единой модульной платформы, обеспечивающей создание автотранспортных средств, предназначенных для перевозки и сопровождения первых лиц государства, а также других лиц, подлежащих государственной охране». Целью ОКР обозначено изготовление прототипов 1-й серии автомобилей «Лимузин» и SUV. Верифицировать 3D-модели этих машин должны были в Porsche Engineering. Среди результатов: технический проект унифицированной модульной платформы на базе небронированного правительственного автомобиля «Лидер» и коммерческого SUV, а также техпроект бронированного правительственного автомобиля «Лимузин». Вместе с тем требовалось подготовить и комплект рабочей конструкторской документации по двигателю прототипа 1-й серии «Лимузина». Задумались и о создании производственно-технологической базы по направлениям: композитные и полимерные материалы, литье корпусных деталей двигателя и трансмиссии, термообработка, механическая обработка металлов и композитов. Однако ключевая цель технологической части — создание базы «для опытного и малосерийного производства автомобилей проекта “Кортеж”». Среди общих целей была и такая: «коммерциализация результатов разработки узлов и механизмов» с учетом задействования мощностей «Соллерса» и других участников. На Завод опытных конструкций НАМИ возложили изготовление посадочного макета «Лимузина», самого макета и элементов будущей АКП.
К марту 2014 года стало ясно, что разные ОКР по представительским машинам начинают пересекаться друг с другом, поэтому в НАМИ проводят инвентаризацию документации. В конце мая в институте открывают очередную ОКР и утверждают план-график, по которому до конца года нужно представить проект сборочного производства и техническое задание на испытательные стенды. 29 июля — большой приказ о ревизии схемы работ по проекту «Кортеж»/«ЕМП»: предполагается создать «компоновку платформы», «сформировать программу заводских и сертификационных испытаний», провести «сравнительные испытания автомобилей-аналогов». Снова встает вопрос о маркетинговой части: создатели пытаются «определить позиционирование моделей», сформулировать «уникальное торговое предложение», исследовать стоимость владения конкурентов, определить вероятный спрос. В том же 2014 году намечаются и согласование с заводами-изготовителями программы подготовки производства, анализ списка используемых узлов и материалов (BOM). При этом все ключевые результаты каждого этапа согласовываются опять же с Porsche Engineering.
Возникают и побочные проекты. К примеру, в рамках государственного контракта НАМИ открывает «Разработку комбинированной энергоустановки транспортных средств с алгоритмами взаимодействия основных элементов, обеспечивающими повышение их общей энергоэффективности». Начали, как и в советские времена, с «аналитического обзора современной научно-технической, нормативной, методической литературы»: требовалось изучить минимум 15 источников в период с 2009 по 2013 год — видимо, посчитали, что этого достаточно. Вместе с тем нацелились и на патентные исследования за тот же период.
31 декабря 2014 года в НАМИ выходит очередная директива по организации работ в рамках проекта «ЕМП». Документ предписывает «совместно с производственной площадкой ОАО УАЗ утвердить процедуры взаимоотношений и разграничение ответственности по постановке на производство автомобилей на базе ЕМП. Срок — апрель 2015 года».
Согласно прикрепленному к директиве плану-графику на 2015 год, требуется разработать конструкторскую документацию на Прототипы-А автомобилей «Седан» и «Лимузин» и на «Прототип-А кузова Прототипа-А автомобиля “Седан” в специсполнении». В последнем случае речь о бронированной версии. Кроме того, требуется изготовить прототипы «некоторых компонентов единой модульной платформы» и провести их первичные испытания, изготовить ходовые макеты и компоненты Прототипов-А и «демонстраторов». Работу наметили большую. К примеру, требовалось «устранить компоновочные конфликты платформы» и «компоновочные конфликты автомобиля “Седан”», выявленные к тому времени, разработать конструкторскую документацию на Прототипы-А двигателя V8 и V12 (по V12 планировали и провести первичные испытания), изготовить Прототип-А АКП и документацию на Прототип-В автоматической коробки. Кроме того, из директив мы узнаем о названиях, зарезервированных для моделей проекта: седан, внедорожник и микроавтобус из группы сопровождения президента под линейкой «Президент». Седан и внедорожник «второго ряда» — «Урсус» (встречается и латинское название — Ursus). Отдельно для одного из внедорожников зарезервировано название «Космо»: по нему в течение 2015 года должны были изучить целевую аудиторию, и для всех перечисленных моделей — рассчитать цену. Чуть позже для SUV в оборот взяли название «Рысь», но позже, как мы знаем, отмели и его. В общем, маркетинг трудился не покладая рук…
До конца 2015 года планировали разработать концепцию обеспечения запчастями и гарантией, программу модернизации и подготовки серийного производства «на основной производственной площадке (ОАО УАЗ)», определить количество Прототипов-В на «Седан», испытать «компоненты шасси и ходового макета (подвеска) в сборе», доработать «схему узлования и порядка сварки несущей структуры кузова и навесных деталей кузова автомобиля “Седан”», провести «снижение веса броневой защиты кузова спецавтомобилей за счет оптимизации конструкции брони и применения более легких броневых структур» и т. п.
В январе 2015 года для оценки стилевых художественно-технических решений по проекту «ЕМП» в НАМИ организуют художественно-технический совет, меняют структуру Завода опытных конструкций, открывают почти две сотни вакансий (больше всего — по направлению «кузов»), создают Отдел лабораторных испытаний компонентов трансмиссии, открывают НИР «Силовой агрегат» по «разработке семейства ДВС с числом цилиндров от 1 до 4 для техники различного назначения с использованием деталей и компонентов двигателей проекта ЕМП». Чуть позже в эту же работу включают и варианты по разработке дизельных двигателей. Только в мае в действие вводят регламент «О договорной работе с соисполнителями проекта ЕМП», попутно проводится аудит выполненных работ и взаимозачетов с ООО «Маруся Инжиниринг».
План-график на 2016 год подразумевал, что до конца апреля будет заключено 50% контрактов на поставку комплектующих Прототипа-В седана, в опытном производстве изготовят восемь образцов Прототипа-А седана, кузов Прототипа-А лимузина и закруглятся с мастер-макетом экстерьера седана. Кроме того, предполагалось согласовать объемы промышленного производства с «Соллерсом», утвердить список изменений Прототипа-В седана относительно Прототипа-А седана, убедиться в прочности опор силового агрегата и самой силовой установки, определить программу испытаний Прототипа-А SUV. По направлению «Двигатель» требовалось завершить испытания Прототипа-А двигателя V8 на стенде, провести «горячий запуск» и закруглиться с первой стадией испытаний мотора V12 на стенде, разработать концепцию Прототипа-А рядного 4-цилиндрового двигателя.
До 1 августа 2016 года планировалось завершить первую стадию испытаний Прототипа-А седана, создать макет внедорожника в масштабе 1:1, изготовить Прототип-А лимузина. По направлению «Закупки» довести количество контрактов с поставщиками на выпуск серии седана до 70%, определить поставщиков на SUV и MPV-8 (то есть микроавтобуса на восемь мест), сформировать проект локализации производства компонентов в России. По направлению «Опытное производство» требовалось изготовить еще пять образцов Прототипа-А седана и один образец лимузина с мотором V12, а к маю — макет внедорожника в масштабе 1:1 с попутным утверждением стиля интерьера и экстерьера.
До конца 2016 года службы маркетинга должны были провести по микроавтобусу MPV-8 так называемую процедуру car-clinic, то есть показать макет потенциальным клиентам и экспертам. По линии закупок планировалось полностью закрыть вопрос с поставщиками комплектующих на седан. От опытного производства ждали «ходовой макет (мул) автомобиля MPV-8 в доработанном кузове автомобиля “седан”», прототипы двигателя L4 (рядный, 4 цилиндра), макеты интерьера и экстерьера MPV-8 в натуральную величину. Вместе с тем планировалось открыть заказы на оборудование и оснащение промышленной площадки НАМИ для производства седана и лимузина, исследовать весовые параметры Прототипа-В седана, закончить вторую стадию испытаний Прототипа-А седана, провести первичные испытания Прототипа-В мотора V8.
1 апреля 2016 года в НАМИ формируют рабочую группу для подготовки экспертного заключения в Минпромторг по вопросу перспектив реализации будущего Aurus Komendant за рубежом. Неделей позже формируется еще одна рабочая группа по подготовке производства окраски кузовов и крупных пластиковых деталей автомобиля проекта ЕМП в объеме 150 штук в год. Почему привязались именно к такому объему? Дело в том, что именно столько машин можно изготовить в рамках ОТТС, выданного «на малую партию». Напомним, что действие первого такого ОТТС на 150 кустарных седанов Aurus Senat выпуска НАМИ началось со 2 сентября 2019 года. Следом ОТТС на малую партию получил микроавтобус Arsenal — с 11 августа 2021 года, далее — внедорожник Komendant с 14 сентября 2021 года.
В июне 2016 года в НАМИ организуют опытные работы по созданию и отработке технологического процесса изготовления высоковольтных батарей для будущих «Аурусов». Поставщиком ячеек станет корейская фирма Enertech, которая с 2019 года начнет поставлять катоды на сборочный конвейер LG Chem, а позже 49% ее акций выкупит компания «Рэнера», входящая в Росатом.
30 декабря 2016 года в НАМИ определяют график работ по проекту «ЕМП» на следующий, 2017 год. Пройдемся по основным событиям. К концу апреля 2017 года должны быть готовы Прототипы-В седана и лимузина, к конце октября по ним нужно выдать документацию в подготовку производства, до конца года нужно начать проверку производственных процессов и изготовление автомобилей пилотной партии. К середине апреля 2018 года требовалось вплотную подойти к изготовлению предсерийных машин. К концу июля 2017 года необходимо было выдать документацию на изготовление Прототипа-А будущего Aurus Arsenal, к 15 ноября 2017-го — изготовить его, к концу апреля выдать документацию на Прототип-В. Дольше остальных был растянут выпуск внедорожника: к концу года ждали документацию на Прототип-А, а живой образец Прототипа-А — до конца марта.
В начале 2017 года в НАМИ формируются комиссии по подтверждению приемки результатов работ по двум из трех государственных контрактов, заключенных на разработку автомобилей «Кортежа»/«ЕМП» в 2013–2014 годах. В течение года утверждаются концепции производства и покупки комплектующих на модели, а первые образцы начинают преподносить сюрпризы: в процессе испытаний кузова Прототипов-В седана и лимузина стали давать течь — в институте экстренно организуют рабочую группу по обеспечению герметичности кузовов. Она должна выявить причины и внедрить мероприятия по предотвращению течи ветрового и заднего стекла, а также течи через двери и дверные проемы на легких и тяжелых версиях. Кроме того, вода заливалась через щели капота и крышку багажника в моторный отсек и багажник! В сентябре 2017 года создается еще одна рабочая группа — по подготовке к выпуску пилотной партии «тяжелого седана».
В конце декабря 2017 года составляется план-график с коррекцией ранее утвержденного: в этой версии появляется и кабриолет. Пройдемся по самым важным «отсечкам». По седану и лимузину: в конце июня 2018 года стартует сборка предсерийных образцов — до конца июня первая машина должна быть собрана. В ноябре ожидалось получение первого ОТТС — по этой позиции опоздали на несколько месяцев.
Соответственно, опоздали и со стартом продаж «рыночного» исполнения седана, который планировали на конец февраля 2019 года. Из плана-графика мы узнаем, что одно из исполнений микроавтобуса получило условное название «Таблетка», его первый образец должен быть передан «представителю потребителя» в конце июля 2018 года. При этом с начала декабря 2018 года планировалось начать передачу заказчику экземпляров 8-местного исполнения микроавтобуса в виде Прототипов-Б — «в подконтрольную эксплуатацию». По внедорожнику: сборка первого образца Прототипа-А намечалась только на конец октября 2018 года, а внесение всех изменений в конструкторскую документацию по результатами испытаний этих машин — на конец февраля 2019 года. По кабриолету конструкторы должны были закруглиться с компоновкой складной крыши к концу марта 2018 года, первый Прототип-А кабриолета планировали изготовить в конце декабря 2018 года и передать «потребителю в пилотную эксплуатацию». Испытывать кабриолеты среди зимы — это по-нашему!
Вместе с тем 2018 год был примечателен тем, что в мае, на инаугурации В. Путина, «основной заказчик» прокатился на лимузине… 26 октября того же года в рамках подготовки к государственным испытаниям организуется высокая комиссия. Цель испытания — проверить опытный образец на соответствие заданным требованиям.
В июле–августе 2019 года начинаются обширные испытания на горных дорогах и на юге — в районе Астрахани и Кисловодска. В загородных режимах машину требовалось гонять до скоростей в 150 км/ч, при этом среди прочего — оценить «термостойкость, запахи деталей интерьера и их креплений» в условиях высоких температур. Участвуют — Прототипы-А, Прототипы-В и машины пилотных партий. В январе–феврале 2020 года начинаются большие испытания в условиях низких температур в Ноябрьске — это небольшой городок в 300 километрах к северу от Сургута. При этом выше скорости 110 км/ч испытатели разгоняться не должны. Наряду с предсерийными седанами и лимузинами в заездах принимает участие третий образец Прототипа-А внедорожника, программу заездов с которым делят Land Rover Range Rover и Mercedes-Benz GL63 AMG.
В июле–августе 2020 года начинаются очередные испытания в условиях жаркого климата — с целью проверки, калибровки и доводки системы вентиляции и кондиционирования. Кавалькада из предсерийного лимузина, предсерийного седана, Прототипа-А внедорожника вместе с упомянутым Land Rover Range Rover и Mercedes-Benz GL63 AMG снова отправляется в Астрахань и Кисловодск.
В январе 2021 года начинаются очередные масштабные испытания в Ноябрьске. На сей раз помимо калибровки и оценки системы вентиляции и кондиционирования требуется откалибровать блоки управления ДВС и АКП, оценить пусковые свойства и динамику прогрева двигателей, дать потребительскую оценку работы ABS/ESP. В заездах участвуют три предсерийных седана, два предсерийных лимузина и один Прототип-А внедорожника. В то же время ускоренными темпами идет подготовка выпуска пилотных партий: восемь седанов серии «пилот Tool Trial» изготавливают в НАМИ, еще шесть кузовов для базовых седанов 412300 «серии пилот Tool Try Out» — уже в ОЭЗ «Алабуга», на мощностях «Соллерс Форд». Куда идут эти образцы? Седан № 1 — на лабораторно-дорожные испытания (зимние, летние, горные), № 2 — на ресурсные испытания по гарантийному пробегу: в реальности машина пройдет 85 000 км, что будет эквивалентно 250 000 км обычного пробега. Пилотный седан № 3 дважды пройдет краш-тест — на фронтальный удар и удар сзади, № 4 пойдет на лабораторно-дорожные испытания и оценку эргономических решений, № 5 — термоменеджмент, доводку системы вентиляции и кондиционирования, выездные испытания в Объединенных Арабских Эмиратах, № 6 — на «аудит глазами потребителя», № 7— на валидацию электронных и электрических систем и калибровок, № 8 — на боковой удар. Еще два кузова номеров не получили: один из них пошел на «макетирование сидений», второй — на «разрыв tier down» (проверка качества сварочных точек) с последующим списанием на территории завода «Соллерс Форд».
В январе 2021 года в структуру Цеха окраски кузовов и деталей сборочного производства Центра технологий вводят… участок рихтовки кузовов. Видимо, качество выпускаемых «жестянок» по обходным технологиям далеко от идеала. В феврале–марте организуются очередные испытания с говорящим названием «Сочи-2021»: на сей раз мотать километры отправляется только один предсерийный седан в сопровождении Range Rover и Mercedes-Benz GL63 AMG (заменен на Ford Torneo). Цель — настройка шасси! То есть на горизонте запуск серийного производства, а шасси еще не настроено…
11 марта в структуре Технологического управления сборочного производства формируют отдел сварки, а в нем — бюро сварки кузовов специсполнения и сдачи кузова в сборе. В начале апреля там же, в Сочи, проводят испытания покрышек. Наряду с тремя исполнениями летних покрышек КАМА 255/55 R20 110W HK-136 в заездах принимают участие шины Pirelli той же размерности модели Scorpion Verde. В августе НАМИ вводит «Положение о гарантийном обслуживании автомобилей Aurus». Мы не будем излагать содержание полностью — этот примечательный документ требует отдельной заметки, отметим только, что гарантия от сквозной коррозии составляет семь лет. Сравните с 12-ю годами европейских производителей!
В конце мая прошлого года был дан старт серийной сборке «Аурусов» в Алабуге, однако до сего дня машины фактически не доведены до конвейера. Уже на следующий день после торжественного «запуска» сборки в Татарстане НАМИ начал готовить масштабные испытания в Объединенных Арабских Эмиратах, при этом в начале августа сроки сильно удлиняют «в связи с увеличением сроков по термоменеджменту, оценке потребительских свойств, оценке работоспособности систем и узлов автомобилей проекта “ЕМП”». В сентябре 2021 года выходит приказ о подготовке очередных горных испытаний: вместе с многострадальным Range Rover, у которого однажды тоже не выдержала коробка, наши машины снова отправляются в район Кисловодска. Наконец, в начале декабря начинается подготовка к масштабным зимним испытаниям в январе–феврале нынешнего, 2022 года. То есть после начала сборки и ее торжественного открытия НАМИ начинает каскадные испытания. Впрочем, рассказ об испытаниях «Аурусов» требуют отдельного материала, и мы его обязательно приготовим, если на то будет запрос от наших читателей. Для затравки скажем, что особенно интересны именно те, что идут после формального старта сборки. Именно они позволяют оценить степень «сырости» автомобиля, который сейчас вроде как собирают в Алабуге.
По самым нашим скромным подсчетам, с 2012 года на проект затрачено около 20 миллиардов рублей.