Вы думаете, водители массово недовольны количеством камер на дорогах? Вовсе нет! Немало и тех, кто повсеместное внедрение комплексов поддерживает. «Могу сказать за Москву. Город реально преобразился. Количество гонщиков резко сократилось, да и в целом ездить все стали более спокойно. Торопыги везде есть, но их стало реально меньше. Я как человек, который крайне редко нарушает, воспринимаю это как благо. Я бы еще каждые 100 метров обочины камеру повесил, чтобы никто по ним не гонял», — отмечает в комментариях к статье пользователь с ником Trashkiller. «В данном случае — кто вас заставляет платить? Я, к примеру, за последние десять лет ни копейки не заплатил — ибо хитрость одну знаю. Хотите, вам открою секрет — нужно ездить, не нарушая ПДД. И тогда штрафов не будет. Невероятно, но это факт», — соглашается с ним комментатор JumanGEE.
Спорить не будем: призыв «не нарушать» будет актуален всегда. И неважно, от кого он звучит — от рядового водителя или от чиновника. В конечном счете соблюдение ПДД — залог безопасности (и сохранности кошелька!), камеры фотовидеофиксации — эффективное и зарекомендовавшее себя средство, применяемое во многих странах. На этом можно было бы поставить точку и вообще не писать эту статью. Если бы не одно но: ошибки в штрафах, выписанных с помощью камер, способны дискредитировать всю идею такого контроля за водителями. Вот об этом и поговорим.
Машине — тоже. Поэтому давайте разбираться, как вообще люди получают штрафные квитанции с камер. Если описать схематично, выглядит все примерно так: камера фиксирует нарушение ПДД, информация автоматически поступает в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ответственного органа (ГИБДД, АМПП и т. д.), где уполномоченное лицо принимает решение. А затем сформированная квитанция с подписью ответственного лица направляется нарушителю либо по почте, либо через портал Госуслуг.
Как ни странно, на всех этапах идет отбраковка неправильно оформленных штрафов. Сначала — автоматическая. «Система фиксирует абсолютно все автомобили, попавшие в зону распознавания, а затем автоматически исключает те материалы, в которых нет признаков нарушения, — пояснили Дрому в пресс-службе московского ЦОДД. — Затем материал попадает в ЦОДД, где происходит первичная обработка: сверка в системе марки, цвета и номерных знаков автомобиля. Здесь же уточняется, верно ли камера распознала признак нарушения. После этого проверенный фотоматериал попадает в ГИБДД, МАДИ или АМПП, которые и принимают решение о вынесении постановления об административном правонарушении», — добавили в ЦОДД.
Но что, если все этапы проверок прошли, а автомобилисту все равно пришло «письмо счастья» с ошибкой? Скажем, в квитанции неправильно указана марка автомобиля, госномер или место нарушения? Тогда водителю придется тратить собственное время, силы и нервы на обжалование постановления. В этом заключается первая проблема действующих в России комплексов фото- и видеофиксации нарушений. Помните, мы рассказывали, что ГОСТы на камеры носят рекомендательный характер, а на дорогах установлены абсолютно разные по характеристикам и принципам работы комплексы? Так вот, несмотря на эту фактическую «анархию» в техническом плане, в отношении автомобилистов, по сути, действует самая настоящая «презумпция виновности». Ведь постановление о нарушении содержит лишь несколько фото, доказывающих, что водитель был по тому или иному адресу. Но вот официально запросить проверку исправности электроники он не может, да и посмотреть видеозапись нарушения в динамике — тоже. Водителю просто предлагается согласиться с исправностью всех систем и их «непогрешимостью», несмотря на отсутствие единых технических требований.
Мало того, существует банальная нехватка персонала. В теории ошибочно выписанные квитанции должны отбраковывать сотрудники ЦАФАП. На деле же происходит так, что многие должностные лица просто ставят подпись под каждой квитанцией, не особо всматриваясь в ее содержимое. Это тоже ведет к росту постановлений с ошибками. «Сейчас в Москве тратится на обработку одного штрафа около пяти секунд рабочего времени сотрудника. Очевидно, что ни о каком качестве работы в таком случае говорить не приходится, — пояснил Дрому активист движения автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — По закону такой осмотр проводить обязательно, так что должно соблюдаться правило: больше штрафов — больше сотрудников», — добавил он.
Итак, ошибочные штрафы все так же россиянам приходят, причем количество квитанций только выросло. Предположим, вы получили именно такое «письмо счастья» за нарушение, которого не совершали или которого фактически не было. Поговорим о процедуре обжалования.
Оспорить штраф за нарушение ПДД можно в течение десяти суток с момента получения постановления. Здесь есть важный нюанс. Раньше таким «моментом получения постановления» считалась подпись при вручении заказного письма на почте. Однако с недавнего времени граждане РФ могут отказаться от получения бумажных писем, оформив все уведомления через сервис госуслуг. Если сделать так, то постановление будет считаться врученным от момента, когда автовладелец получит с сайта Госуслуги e-mail, push-уведомление или SMS. Интересный нюанс: даже если вы не отказывались от получения бумажных «писем счастья», но лишь эпизодически заходите на Госуслуги по тем или иным причинам, а вам выписали штраф, то все равно будет считаться, что вы его получили! Это произойдет в том случае, если вы посетили портал в течение семи дней после размещения постановления.
Кстати, не надо думать, что если на Госуслуги вы не заходите и бумажные письма вы тоже игнорируете, с вас взятки гладки. Если вы не получите штрафную квитанцию в течение 30 дней с момента ее появления в почтовом отделении, она отправится назад в ГИБДД. И постановление все равно будет считаться врученным и вступит в законную силу — именно так эту ситуацию трактует Верховный суд РФ! В общем, обязательно следите за наличием штрафов. А если вы полагаете, что можете не платить штрафы и спать спокойно, рекомендуем эту статью.
Штраф есть, но вы с ним не согласны? Тогда нужно подавать жалобу, причем именно в тот орган, который оформил квитанцию. Это может быть не только ГИБДД, но и МАДИ, и АМПП (два последних органа работают только в Москве). Для подачи жалобы есть несколько способов. Прежде всего, это можно сделать по старинке — явившись лично в соответствующий орган или отправив туда заказное письмо. В нем нужно написать ходатайство о прекращении дела, поставив личную подпись, приложить копию постановления с двух сторон, а также материалы, подтверждающие вашу правоту (например, фото- и видеоматериалы, чеки и т. д.).
Еще один способ обжалования — написать обращение через приемную соответствующего органа, например, на сайте ГИБДД, приложив аналогичные документы. Но здесь тоже есть нюанс — это не обжалование в строгом смысле слова, а лишь обращение. В нем вам могут отказать, причем когда уже все возможные сроки на апелляцию истекут. Кстати, о сроках обжалования. «Если по каким-либо причинам вы пропустили отведенное время, придется дополнительно приложить к жалобе письмо — ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления. Если ходатайство удовлетворят, срок подачи жалобы будет продлен, — советуют в московском ЦОДД. — Подавать жалобу нужно в то ведомство, которое выписало постановление: Московскую административную дорожную инспекцию (МАДИ), ГКУ “Администратор московского парковочного пространства” (АМПП) или ГИБДД».
Наконец, не будем забывать о самом продвинутом способе обжалования штрафов с камер. С 1 сентября 2021 года это можно сделать на портале Госуслуг. Для этого нужно перейти в личном кабинете в раздел с платежами, выбрать квитанцию, которую вы хотите обжаловать, а затем следовать инструкции. Причина обжалования выбирается из предложенных вариантов, но если ничего не подходит, можно выбрать вариант «Особый случай». Также он подойдет, если вы хотите лично присутствовать в момент обжалования. Затем нужно загрузить документы, подтверждающие вашу невиновность, и дождаться рассмотрения жалобы. Обычно оно занимает десять дней, причем ведомство может еще запросить дополнительные документы.
В случае, если невиновность водителя очевидна (например, по обочине «едет» тень вместо автомобиля), отменить штраф будет проще всего. Гораздо хуже, если по фотографии нельзя однозначно понять, нарушает автомобилист или нет — скажем, речь идет о превышении скорости. «Для успешного обжалования такого штрафа одной уверенности в невиновности мало — ведь нарушение выявляется и фиксируется автоматической системой, которая официально сертифицирована в качестве средства измерения и имеет свидетельство о метрологической поверке, — пояснил Дрому юрист, адвокат Общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько. — Помочь здесь может только чудо или очень веские доводы — например, запись с видеорегистратора с указанием реальной скорости и другого автомобиля, «пролетевшего» мимо, чью скорость могла зафиксировать камера и при этом сфотографировать другой автомобиль; массовые жалобы на комплекс фотофиксации, что может свидетельствовать о его неисправности; данные о его неправильной установке (это касается в основном передвижных «треног») и т. п.», — отмечает эксперт.
Здесь заключается вторая проблема со штрафами с камер — мало того, что водителю предлагается сразу же согласиться с «непогрешимостью» камер, так ему еще и нужно тратить свои силы и нервы на обжалование. К тому же обжалование — не панацея, какой бы вы способ ни выбрали. А иногда эффективнее не обжаловать штраф напрямую, а вообще «хайповать» — то есть поднимать шум. Приведу пример из личного опыта. В 2018 году мне пришел штраф за проезд знака Stop без остановки на одной из московских улиц. На тот момент это была одна из немногих камер в городе, наказывающих за данное нарушение. Разумеется, я о ней знал и сделал все в соответствии с ПДД — остановился возле стоп-линии, подождал несколько секунд и лишь затем поехал. От штрафа это не спасло. Почему? Я задал точно такой же вопрос в ЦОДД, однако видеозапись случившегося мне так и не предоставили, посоветовав «больше не нарушать». Поскольку я знал, что оспаривание стоит времени и нервов, решил оплатить штраф со скидкой, а заодно — рассказать о проблеме в нескольких СМИ. И вот тут действительно начали происходить интересные вещи. После нескольких публикаций и сюжетов на телеканалах «оказалось», что в штрафе действительно была ошибка, и его отменили. Заплаченные деньги мне, правда, никто не вернул, зато случай показал, что «хайп» иногда гораздо эффективнее всех официальных каналов. Добавлю, что привлечь внимание к проблеме помогла публикация в одном из общедоступных автомобильных сообществ в соцсетях. Так что тут обошлось без каких-либо «журналистских связей».
А иногда бывает и другая ситуация — ошибка вроде бы очевидна, но чиновникам просто лень признавать свою неправоту. «Как-то оспаривал штраф за движение по выделенной полосе, — вспоминает автоюрист Сергей Радько. — Номер автомобиля был определен неверно — на фото он отличался на одну цифру, хотя модели автомобилей при этом совпадали. На жалобу в ГИБДД ответили, что, несмотря на несовпадение номерных знаков, автомобиль определен правильно, поскольку «характерные особенности кузова позволяют его определить именно как “автомобиль данного собственника”. Конечно, данный бред мы в суде оспорили, но даже при такой очевидности жалоба болталась в суде более года», — рассказал Дрому адвокат Общественного движения автомобилистов «Свобода выбора».
И это мы еще не говорим о совсем курьезных случаях. Ведь за прошедшие годы «письма счастья» приходили людям и за тень, которая «двигалась» по обочине, и за «превышение скорости» автомобилем, стоящим на эвакуаторе, и за езду на «Ниве» со скоростью 206 км/ч. А иногда бывает по-другому: штраф пришел, но выписан «завтрашним» числом. Или он приходит водителю, который остановился по требованию инспектора ДПС. Или вообще без фото автомобиля нарушителя. Это все — реальные случаи. Понятно, что они ошибочные, как и то, что, скорее всего, такие постановления отменят после соответствующих жалоб… Но не многовато ли ошибок?! Власти считают, что нет. Например, в столичном ЦОДД Дрому заявили, что доля ошибочных штрафов, выписываемых с московских комплексов, «составляет не более 0,001%». К сожалению, подтвердить или опровергнуть этот показатель мы не можем, ведь статистики ошибочных штрафов в общем доступе нет. Однако судя даже по тому, что процедура обжалования штрафа получила свою «кнопку» на Госуслугах, и водители воспринимают нововведение положительно, с ошибочными постановлениями сталкивались все же многие. И тут впору поговорить, к чему это ведет.
Никто не будет отрицать, что наличие «всевидящего ока» дисциплинирует водителей. А если вдруг произошла та самая «чудовищная ошибка»? Фактически у законопослушного автомобилиста есть два варианта. Первый — согласиться с нарушением (даже если он его не совершал) и оплатить его. В случае, если с момента вынесения постановления не прошло 20 дней, у водителя появляется скидка 50% на оплату. И этот способ простой, быстрый, удобный, беспроблемный и прочее-прочее. Стоит ли удивляться, что большинство предпочитает заплатить и не тратить время на оспаривание? Собственно, обжалование нарушения — это второй вариант. Он означает, что нужно потратить время, а иногда и деньги, чтобы отстоять свою невиновность. Да, сейчас появилась новая и очень нужная функция на Госуслугах, которая, возможно, изменит ситуацию к лучшему. Однако чисто психологически штрафы уже воспринимаются многими как своеобразный «налог» на быструю и «беспроблемную» езду. Такие нарушители именно так и говорят: «Да, я еду по обочине (превышаю, перестраиваюсь через сплошную и т. д.), ну и что? Свой штраф я заплачу! А вы — стойте дальше!». В этом и заключается третья большая проблема со штрафами с камер. Любопытно, что ГИБДД часто смотрит на такую ситуацию сквозь пальцы. Как тут не вспомнить истории популярных блогеров, которые за год накопили сотни штрафов за нарушения ПДД, но продолжали безнаказанно ездить. Разве их остановили камеры?
Фактически возможности комплексов фото- и видеофиксации по пресечению нарушений уже исчерпаны. Даже если их функционал расширят за счет новых фиксаций нарушений (что обязательно произойдет в ближайшем будущем), многие все равно не будут воспринимать штрафы с камер как наказание, призванное изменить поведение человека за рулем. «При увеличении числа камер и видов фиксируемых нарушений происходит странная ситуация, когда штрафы начинают получать все: кто-то больше, кто-то меньше. В этом случае они превращаются из меры принуждения к нормальному поведению [за рулем] в разновидность налога, — считает активист движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Это явление зависит исключительно от количества штрафов, которые выписываются. Поэтому во многих странах мира стараются не “жестить”. В одном из скандинавских государств камеры даже специально выключают, хотя и не говорят об этом водителям. Это делается не для того, чтобы нарушители “уходили” от ответственности, а чтобы система не приводила к непрерывному штрафному потоку, столь похожему на налоги», — уверен эксперт.
Таким образом, мы находимся на этапе, который уже прошли страны с высокой автомобилизацией. Фиксировать нарушения ПДД мы научились. Теперь важно осознать, что только штрафами безопасность не достигается — нужно начать больше вкладываться в инфраструктуру, повышать уровень подготовки водителей, развивать оперативные службы и скорость их реагирования и, конечно же, менять психологию всех участников движения. Впрочем, это — тема для отдельной статьи.