Corolla, Camry, Land Cruiser — а не легендарные Тойоты вообще бывают? У японцев даже молодежный внедорожник стал не просто культовым, а породил целый класс. Разбираемся в мифах о Toyota RAV4 на примере кузова XA20.
Несмотря на возраст и невысокий класс автомобиля, ржавеет RAV4 на первый взгляд неохотно. Его кузов прилично окрашен и надежно защищен наружным пластиком. Преимущества чисто японской сборки? Это поколение, в отличие от наследников, собиралось исключительно в Японии.
Но если присмотреться, то все может быть далеко не так радужно. Коррозия медленно разрастается на «фартуке» под радиаторной решеткой и под накладкой на двери багажника. Быстро цветет хромированный декор. Закрытые пластиком пороги — это плюс, но состояние металла под накладкой, а в особенности швов и точек крепления пластика, может быть печальным. Аналогично и с арками. Защита делает свое дело, но полости за ней нужно периодически прочищать, что делают отнюдь не все владельцы. К тому же толстой стали на кузов RAV4 японцы пожалели. Ликвидировать очаги поражения ржавчиной нужно не откладывая. Иначе два-три года — и пузыри ЛКП запросто перерастут в сквозную коррозию.
Но это еще мелочи, вода в салоне — вот проблема. Люк не единственный потенциальный источник. Уплотнения двери багажника и задних фонарей не отличаются герметичностью и легко пропускают влагу. Аналогично и в передней части салона из-за рассохшихся уплотнителей. Вода может капать из-под бардачка, где стоит фильтр салона, и течь по жгуту моторного щита в ноги водителя. Все это может привести к образованию настоящего болота, а это верный путь к серьезной коррозии до дыр.
Нашего подопытного все это вообще не коснулось. Хотя это привозной экземпляр из Штатов, которые славятся не очень хорошим антикором. Владелец просто обновляет его каждый год. По бездорожью машина не ездит, зато регулярно посещает мойку.
Но с коррозией бензобака бороться пришлось. Вначале на «приборке» загорелся Check Engine. После диагностики неприятности выявилась тотальная коррозия горловины бензобака из-за скопления грязи на топливных трубках. Это нарушило герметичность системы, выскочила ошибка. Во время ремонта оказалось, что все гораздо хуже, чем было на первый взгляд. Еще немного, и мог прогнить сам топливный бак — бензин просто полился бы наружу. Если грязь скапливается на верхней части бензобака, то там образуется ржавчина. Это место нужно регулярно чистить. Тогда же был заменен прогнивший глушитель.
Передняя оптика и лобовое стекло XA20 крепостью не отличаются. Фары быстро покрываются царапинами, мутнеют и желтеют. Лобовое стекло у RAV4 мягкое. Оно быстро затирается и легко трескается, причем необязательно от вылетевшего камня. Часто стекло лопается у любителей быстрого обогрева и охлаждения салона. Обычно свежая, ясная оптика и целое лобовое — признак аккуратной эксплуатации либо скрупулезной предпродажной подготовки.
Интерьер второго RAV4 приятен на вид, но тверд на ощупь. Честный жесткий пластик, который ни подо что не маскируется. Скрипы-стуки минимальны, собрано все на совесть — как у старших Land Cruiser.
Эргономика салона своеобразна. У передних сидений маловат диапазон продольной регулировки, да и подушка коротковата. Руль имеет регулировку только по углу наклона. Типичный набор недорогого японского кроссовера нулевых. Подойдет не всем.
Стойкость материалов к износу с учетом пробега в 163 000 миль (262 000 км) похвальная. Потихоньку слезает «серебрянка» с дверных ручек, немного лоснится руль. Типичных неисправностей вроде болтающегося блока управления стеклоподъемниками и люфтящих кнопок не обнаружено.
Приличной шумоизоляция у «Равика» стала только к пятому поколению, так что глупо требовать салонной тишины от 17-летнего «старичка». Ее тут и нет, как и дополнительной «шумки». Салон уже после 80 км/ч наполняют шум колес, пескоструй арок и прочие звуки. А на шершавом асфальте и шипованной резине и того раньше. Неудивительно, что дополнительная шумоизоляция очень популярна у владельцев XA20. Тем более что разобрать и собрать салон Тойоты, ничего при этом не сломав, очень легко.
Если протечек воды в салон удалось избежать, то забот с электрической частью старого «Равика» обычно немного. Особенно если чахлый штатный аккумулятор заменен на что-то помощнее. Ресурс вентиляторов радиатора — порядка 250 000 км. Может начать чудить проводка дверей. Иногда горят стартеры. Датчики в моторном отсеке требуют лишь регулярной замены.
Генератора, как правило, хватает примерно на 200 000 км. А значит, данному «Равику» повезло — тут он выдержал 250 000. Первоначально был сделан ремонт с заменой щеток и проточкой колец. Не помогло. Поэтому за 4000 рублей был заказан генератор с японской разборки от Toyota Avensis 2003 года с пробегом в 19 000 км. Из мелочей: перегорел предохранитель прикуривателя и подсветки пепельницы.
С тормозами у XA20 ситуация неоднозначная. К их эффективности, в отличие от более крупных Тойот, вопросов нет. А к надежности — есть. Со временем закисают и начинают подклинивать тормозные суппорты, обычно задние. Но главный враг — коррозия. Она встречалась на тормозных трубках второго «Равика» даже когда он был относительно молод, сейчас тем более. У этого XA20 тормозные магистрали потекли только в прошлом году. У RAV4 первого поколения (предыдущий автомобиль этого владельца) они продержались на год дольше.
Ходовая у XA20 особой мягкостью не отличается. Хозяин правильно делает, что довольствуется 16-ми колесами и не переходит на диски крупнее. В остальном же претензий к подвеске нет. Детали стоят недорого и ходят долго. Ресурс шаровых опор (меняются отдельно, что всегда приятно) и самих передних рычагов — не меньше 150 000 км. Ресурс амортизаторов обычно чуть выше. Стойки и втулки стабилизатора поперечной устойчивости сдаются раньше. Но особенно огорчает ресурс подшипников ступиц. К моменту переборки подвески они наверняка будут шуметь.
На цены оригинальных деталей для второго RAV4 лучше не смотреть. Стоимость рычагов подвески просто пугает: около 15 000, а то и больше за передний нижний и 18 000 за задний. Хорошо, что для передних есть аналоги в несколько раз дешевле, а для задних широкий ассортимент сайлент-блоков буквально за копейки. Вместо оригинальной шаровой опоры за 5000 можно подобрать качественный вариант за 2000. Уже упомянутые ступичные подшипники стоят 3000–4000 за штатную деталь. Немного сэкономить позволяет выбор, например, SKF.
Конкретный RAV4 масштабный ремонт подвески настиг только на пробеге в 250 000 км. Были заменены рычаги задней подвески (подошли от Chery Tiggo), сайлент-блоки, задняя опора ДВС, стойки стабилизаторов. Как и предполагалось, все болты закисли. Вместе с работой все обошлось в 20 000 рублей.
На этом же пробеге пришлось заменить и рулевую рейку. Обычно ее ресурс составляет 150 000–200 000 км. Замену сайлент-блоков крепления рейки мастера признали бессмысленной, поэтому на Дроме был приобретен узел б/у в сборе. 5000 за деталь и 6000 за замену.
При ремонте тормозов тоже полно вариантов. Необязательно брать оригинал за 5000–8000, когда есть качественный аналог в два раза дешевле. То же самое по шлангам. Но для тормозных трубок заменителей практически нет.
При создании первого RAV4 использовали платформу полноприводного купе Toyota Celica. XA20 остался верен традициям, получив постоянный полный привод с межосевым дифференциалом. Когда-то таким был Mitsubishi Outlander. Больше такой трансмиссии у кроссоверов, тем более массовых, уже не будет никогда.
Конструкция трансмиссии проста и надежна. Угловой редуктор, состыкованный с КП, имеет в себе межосевой дифференциал. На заднем мосту только редуктор и ШРУСы. Сломать здесь что-либо сложно. Тем более что это поколение RAV4 не имело по-настоящему мощных двигателей. Карданный вал обычно не беспокоит до 150 000 км. ШРУСы при должном уходе — в разы дольше. Следить нужно и за раздаткой — проверять уровень масла и наличие подтеков. Новая раздаточная коробка потянет тысяч на 120, если не больше. Хорошо, что найти приличную контрактную деталь не составит труда.
Данный RAV4 лишен и этих проблем. Привод-то передний. Ни кардана, ни раздатки, ни редуктора, а ШРУСы, считай, вечные.
Младших в гамме «четверок» 1.8 мощностью 125 л.с., коих немало в продаже, стоит избегать. Двигатель 1ZZ-FE вышел не слишком удачным. Экземпляры до 2002 года выпуска страдают «масложором». Причина в маслосъемных кольцах, раскоксовка не помогает. Впоследствии Toyota обновила поршневую группу и проблема почти сошла на нет. Цепь ГРМ на этом моторе растягивается к 150 000 км. К тому же 1ZZ-FE очень чувствителен к перегреву. Ресурс ранних версий в итоге составляет около 200 000 км. Обновленные моторы протянут дольше, но осадочек остался.
Зато наличием под капотом родственных двигателей 1AZ-FE (2,0 л, 150 л.с.) и 2AZ-FE (2,4 л, 164 л.с.) RAV4 может гордиться. Они не особо досаждают поломками на Toyota Camry XV40 и пришлись впору на кроссовере. Основная проблема — срыв резьбы в блоке для крепления ГБЦ, что вело к перегреву и нарушению геометрии блока. Решается восстановлением резьбы либо заменой блока на обновленную версию. Другой причиной перегрева может стать слабый радиатор и недостаточный ресурс помпы. Даже при условии использования оригинала менять ее нужно каждые 50 000 км пробега.
При пробегах за 200 000 у AZ-моторов может начать подтекает масло. Чаще всего через датчик давления масла на блоке либо через систему вентиляции. Чтобы этого избежать, стоит чистить не только дроссельную заслонку и систему вентиляции картера, но весь впуск целиком. При нормальном уходе и своевременной замене масла ресурс этих двигателей запросто может превысить 300 000 км.
Предписанный производителем интервал ТО в 10 000 км владелец «Равика» старается соблюдать. Вопросы к работе двигателя стали появляться после 250 000 км. Сначала появился посторонний металлический звук. При проверке выяснилось, что необходимо заменить ролик натяжителя, сам обводной ремень и шкив коленвала. Итого — 7500 рублей. Чуть позже настало время заменить прокладку клапанной крышки, а то уже шкив коленвала начало разъедать от масла.
4-ступенчатая АКП U140 разработки Aisin и правду хороша. Она отлично себя показала на Camry, Corolla и разных Лексусах. На RAV4 ее ставили до 2012 года. То, что большинство XA20 в продаже оснащены именно ею, — несомненный плюс. Кстати, средний расход топлива у 2,0-литрового мотора с этой коробкой — около 11 л на 100 км. Не в последнюю очередь этому способствуют частичная блокировка ГДТ и активное торможение двигателем. Старшая «четверка» 2,4 л ест не намного больше.
Типичных слабых мест у этой коробки практически нет. Зато есть возрастные болячки. Например, задняя крышка, которая из-за постоянных перегрузок разбивается компрессионным тефлоновым кольцом. Иногда страдают оси сателлитов передней планетарной передачи, что приводит к поломке зубьев шестерен сателлитов. Если часто ездить на «Равике» в режиме спорткупе, то накладки блокировки ГДТ не проживут и 200 000 км. Аккуратного владельца, практикующего спокойный стиль вождения, все эти проблемы коснутся на пробеге далеко за 300 000 км.
Первая и пока единственная проблема с коробкой настигла RAV4 на пробеге в 260 000. Однажды при включении задней передачи кроссовер нервно дернулся, а на «приборке» тут же загорелся Check Engine. Сканер определил ошибку датчика положения селектора АКП, который стоит на самой коробке. Сама деталь не то чтобы дорогая (3500 руб. за б/у), но очень востребованная. Торг был неуместен. Снятие и установка датчика прошли без эксцессов, ошибку стерли, передачи снова стали включаться без рывков.
Старый RAV4 все еще в цене. Сейчас на Дроме продается около 600 кроссоверов. Почти половина — праворульные дорестайлинговые. Среди леворульных преобладают 2,0-литровые полноприводные версии с АКП. Трехдверок мало, машин с топовой «четверкой» 2,4 л почти нет.
XA20 первых лет выпуска стоят в среднем 450 000 рублей. Рестайлинг примерно на 100 000 дороже. То есть полмиллиона за кроссовер в лучшем случае шестнадцати лет от роду? Первый Nissan X-Trail стоит сравнимых денег, а Honda CR-V второго поколения иногда и поболее. Конечно, за эти деньги можно предпочесть Mazda CX-7, первый Kia Sorento или Chevrolet Captiva, которые крупнее, мощнее, свежее по году выпуска. Для сильных духом есть Volkswagen Touareg. С другой стороны, среднеразмерных кроссоверов с такой выносливой техникой уже не делают. У старого RAV4 вполне есть шансы прослужить дольше, чем более свежие автомобили. Главное — найти приличный экземпляр и грамотно его обслуживать.