Это поколение официально продавалось в России с января 2002 года до декабря 2009-го (в Японии, если считать по месяцам, на год меньше). В 2005-м пережило рестайлинг. Сразу скажем, что если вы собрались купить «трехдверку», то вам не повезло — выбор по ним мизерный. Они продавались у себя на родине, в Европе и в Эмиратах. В России официально не предлагались. В результате на всю страну сейчас в продаже лишь два десятка экземпляров.
Праворульных Prado на момент подготовки статьи в продаже было порядка 200 штук. И все они, разумеется, сконцентрированы на востоке РФ, преимущественно в Хабаровском и Приморском краях. Теоретически их можно приобрести за миллион либо даже чуть дешевле. Но таких недорогих внедорожников еще меньше, чем «коротышей». Потолок стоимости — два миллиона. А для того, чтобы получить максимальный выбор, в бюджет на покупку надо закладывать 1 400 000–1 800 000 рублей.
Land Cruiser с левым рулем в продаже впятеро больше, чем с правым. Встречается он даже на Дальнем Востоке. «Минималка» — тот же миллион или несколько ниже. Но попробуйте такой найти! Типичная максимальная стоимость за два миллиона и даже под два с половиной. Хотя попадаются иногда следующие предложения. Пусть и единственный хозяин, и пробег якобы 25 000 км. Все равно цена космическая!
Чтобы получить как можно более широкий ассортимент, иной раз и при покупке машины возрастом 17–19 лет необходимо располагать 1,4–1,7 млн рублей. Тем более 1,6–1,8 млн нужно иметь, выбирая автомобиль, выпущенный в 2005–2009 годах.
Дизельных Prado в общей массе продающихся — менее 10%. 2,7-литровых бензиновых — лишь вдвое больше. Тем не менее по отдельным регионам предложение Land Cruiser с 3RZ-FE или 2TR-FE позволяет сделать выбор. И если вас не пугает флегматичность пятидверного джипа с этими «четверками», то в большинстве случаев удастся даже сэкономить. «Прадики» с ними, как правило, на 150 000–300 000 дешевле, чем с «шестеркой» 1GR-FE.
Может, рассмотреть Lexus GX470 (2002–2009 гг.)? Ведь в среднем он не дороже J120, чьим люксовым исполнением и является. Другое дело, что по стране Лексусов немного, и в отдельных регионах нет вовсе либо встречаются единично. Купить с ходу не получится.
Toyota Hilux Surf? Еще один джип на той же базе, выпускавшийся в те же годы. Цены примерно те же, что и у Prado. Однако машин — не более, чем дизельных J120, и понятно, что их место обитания — восток России.
Его заокеанский клон 4Runner тех же лет в целом подешевле. Однако машин на рынке вообще по пальцам пересчитать.
FJ Cruiser? Опять же экзотика. К тому же дорогая за аналогичные годы производства.
Кстати, этот нестандартный джип для ОАЭ выпускается до сих пор. А для США и Японии с конвейера сходил вплоть до 2014 и 2018 года соответственно. Цены на такие автомобили, разумеется, зашкаливают.
Наконец, Fortuner. Говорим о первом поколении (2004–2015 гг.), которое приезжает к нам из Эмиратов. Он компактнее Prado и потому за те же 1,4–1,7 млн рублей удастся подобрать экземпляр 2008–2012 гг. К сожалению, популяция Fortuner также исчезающе мала.
Так что будем выбирать Prado. Вспоминаются, кстати, такие цифры. В 2007 году трех-пятилетний праворульный J120 с мотором 2.7 и годом местного пробега торговали за 850 000 рублей. А в 2011–2012 годах внедорожник с 4.0 выпуска 2007–2008 годов мог уйти за миллион. Как вы понимаете, состояние этих автомобилей тогда можно было охарактеризовать определением «почти новый». Насколько «Прадики» постарели к нынешнему времени? Или Toyota не стареет?
2006 г., 4,0 л, заявленный пробег 187 000 км, 1 645 000 рублей
Стоит на площадке салона, торгующего б/у и новыми автомобилями — весь в изморози и кое-где в снегу. Однако на первый взгляд кузов в неплохом состоянии. А вот в салоне перешиты и кожаные сиденья, и такой же обод руля. Первые стареют достаточно быстро. Второй сопротивляется истиранию примерно до 250 000 км.
Педали наверняка освежены. Пластиковые панели, обрамляющие клавиши стеклоподъемников, покрашены — это видно по напылу краски на черном пластике.
В общем, никакие тут не 187 000 км, как минимум все 300 000–350 000 или больше. Двигатель, впрочем, работает ровно.
Смотрим кузов, и оказывается, что задняя левая дверь установлена новой. А заднее крыло с этой же стороны резалось. И слой краски на это указывает, и место распила.
Более того, у этого Prado уже загнил правый порог возле задней арки. И сама арка.
Слева ситуация аналогичная, только ржа полезла по порогу вперед. К тому же здесь крашеная рама. Пытались скрыть гниль?
Словом, не вариант.
2005 г., 2,7 л, заявленный пробег почти 213 000 км, 1 399 000 рублей
«Араб»! Видимо, поэтому пороги и арки здесь целые.
Рама в заводском окрасе.
Но капот и переднее правое крыло на этом внедорожнике демонтировали. Хотя о серьезных авариях и повреждениях речи не идет — «телевизор», например, целый.
Жаль, выглядит автомобиль непрезентабельно — на двери пластик отошел, тут коцки, там уплотнитель стекла отклеился, хром «модных» нахлобучек на фонарях зацвел.
«Подкапотка» словно отпескоструена ветрами пустынь Ближнего Востока.
«Четверка» TR работает грубо и в то же время ровно. Масло из себя через выхлоп не давит.
А вот салон опять же указывает на пробег 300 000+ км. Несмотря на то, что валик на водительском сиденье продавлен не сильно и велюр не стерт (он держится намного дольше тойотовской псевдокожи), на блоке клавиш стеклоподъемников уже потертости. И самое главное — пластиковый обод руля порядком «заполирован».
А он как раз имеет ресурс в районе 300 000 км.
2005 г., 4,0 л, заявленный пробег 287 000 км, 1 650 000 рублей
По утверждениям продавца, этот Land Cruiser приехал в Сибирь из Ленинградской области. По месту его бывшего жительства, видимо, сыпали соль и реагенты — пороги начинают гнить. Рама вместе с внутренними частями арок, кстати, в антикоре.
И вот что интересно. Со стороны передних колес состояние металла арок не дает увидеть антикоррозийное покрытие. При этом со стороны моторного отсека он уже в «рыжиках».
Капот снимался, хотя последствий каких-то крупных ДТП Александр не находит. Мелкие царапины все-таки имеются.
Двигатель пока не выдает своего пробега.
Однако его явно пытались скрыть в интерьере, где перетянуты передние сиденья, руль, рычаг коробки.
2005 г., 4,0 л, 1 500 000 рублей
Продавец сообщает, что джип пришел «откуда-то с запада». И это видно — пороги, арки в ржавчине. Внутри короба проантикоренной рамы также проглядывает рыжий налет.
Сиденья уже чуть ли не традиционно перешиты. Руль же пробега не скрывает — более 250 000 км.
Заводить нам его не стали (АКБ была разряжена) — предложили посмотреть экземпляр по соседству. А мы особо не настаивали — вдобавок этот Cruiser оказался вкруг крашеным.
2006 г., 4,0 л, заявленный пробег 180 000 км, 1 735 000 рублей
Этот, по словам продавцов, точно в свое время жил в Москве. Тем не менее пороги этого не выдают.
Как и арки, которые снова укрыты антикором.
И рама в нем же, и поверхности передних арок в подкапотном пространстве.
Хорошо, если это сделали принудительно. А если уже на ржавчину? Впрочем, на порогах-то ее нет. Поэтому можно надеяться — автомобиль по низу целый. По верху — тоже. Никакие панели не снимались, не красились. На ЛКП ни царапинки, они, очевидно, убирались полировкой — кузов блестит, как елочная игрушка.
К двигателю, по крайней мере на звук, также нет претензий.
Обод руля обшит экокожей. Можно предположить — только потому, что он пластиковый.
И лишь трещины на козырьке комбинации приборов вызывают недоумение. Что об него били? Или растрескался от долгого пребывания на солнце? Так обычно передние панели 120-х лопаются в месте, что находится над крышкой бардачка.
И все же признаем — неплохой экземпляр. К тому же продавец готов дать скидку в 35 000 рублей, что по нынешним меркам очень щедро.
2008 г., 4,0 л, заявленный пробег 234 000 км, 1 757 000 рублей
Еще один «москвич», продающийся у крупного торговца подержанными машинами. Сразу обращаем внимание на то, что сиденья в родной обивке. Частично же кожаный обод руля перетянут.
Пороги ржавчина еще не тронула. Рама и все арки, включая их поверхность в моторном отсеке, залиты защитным покрытием.
А что здесь делали с кузовом? Переднее правое крыло и капот снимали. Левую стойку лобового стекла красили.
Как и заднее левое крыло. Темнота в цокольном этаже, где расположен автосалон, мешает рассмотреть качество окраски. Замечаем только, что под лючком бензобака характерная шагрень.
Александр добавляет, что везде осуществлялся косметический ремонт. Этот Land Cruiser выгнать бы под солнечные лучи, посмотреть, как они играют на панелях и гранях. Нам сегодня его даже не заведут (снова разряженный аккумулятор). Ну и не надо — за такую-то стоимость и при семи бывших владельцах!
2008 г., 4,0 л, заявленный пробег 180 000 км, 1 858 000 рублей
Первый в нашем обзоре коренной «сибиряк». Ездил, видимо, преимущественно по улицам областного центра, где дороги зимой отсыпают химией. Рама и элементы подвески местами густо покрыты окислами. По-хорошему, отдельные детали шасси надо менять. С рамы счищать налет и антикорить. Но Александр оптимистичен — говорит, что в этом случае хотя бы все видно.
С кузовом все хуже — капот снимался, и вообще этот Prado был бит в перед. Удар затронул «телевизор», в районе соединения его и правого «брызговика» есть незаводской изгиб металла. Подушки, возможно, не сработали или не горящую лампочку их индикации запараллелили. Кроме того, ремонтировалась задняя правая арка и, не исключено, задняя правая дверь.
Дверь багажника под весом «запаски» провисла. Зато «шестерка» тут звучит тише всех остальных, что попадались нам сегодня. Хотя в момент пуска брякает цепью ГРМ, что допустимо.
Внешний валик водительского сиденья лишь слегка просижен. Но кожаная оплетка руля в местах хвата порядком лоснится. Так что к пробегу в 180 000 км можно прибавить еще тысяч 70. Не того хочется за 1,8 миллиона с лишним, пусть и 2008 года выпуска.
Вот такие нынче цены. И техническое состояние! Или, имей мы больше времени, нашли бы хорошего Круизера по сходной стоимости?
— Все эти GX470, Hilux Surf, FJ Cruiser и Fortuner гораздо менее популярны, чем TLC Prado. Соответственно, в продаже их намного меньше. Кстати, смотрел как-то 4Runner — попался с такой гнилой рамой! Среди J120 95% клиентов выбирают джипы с 1GR-FE. Потому что дизелей у нас все еще опасаются, а с 2,7-литровыми «четверками» тяжелый внедорожник очень уж меланхоличен. При этом расход топлива с ними где-то на литр меньше, чем с «шестеркой».
Все бензиновые моторы надежны и ресурсны. Но если «четверки» RZ и TR, по сути, не имеют недостатков, то 1GR понежнее. Скажем, не терпит грязной системы охлаждения. А еще может шуметь правой «головкой» — клапаны, чьи зазоры нужно регулировать, напоминают о себе почему-то именно с нее.
Обязательно Prado надо обследовать на работоспособность той части трансмиссии, что отвечает за полный привод. По бездорожью на J120 обычно не ездят. Но 4WD — это же дополнительные агрегаты и узлы, которые надо обслуживать. Кто-то забывает. Надо хотя бы прокатиться, чтобы почувствовать — нет ли в трансмиссии ударов. Лучше же посмотреть люфты на яме или подъемнике.
Ржаветь «Прадики» начинают с задней части порогов и арок. Внутренние части передних арок гниению не подвержены. Однако когда воду, грязь и реагенты закидывает через их технологические отверстия в моторный отсек, они покрываются ржой сверху. Естественно, этому больше подвержены машины, которые ездили в агрессивных средах, то есть чаще всего на западе России, в крупных городах. Бывают исключения. Однажды смотрел праворульный Prado, который долго простоял в гараже. У него также прогнили пороги перед задними арками.
Что касается антикоррозийной обработки, то это, конечно, хорошо. Но при покупке вопрос, безусловно, принципиальный — когда она выполнялась. Перед продажей, чтобы скрыть гниль, или превентивно. Так что порой хорошо, когда автомобиль предстает в первозданном виде — пусть и с червоточинами. Зато потом не будет неприятных сюрпризов.
Само собой, все Land Cruiser надо проверять на юридическую чистоту. Мне попадался автомобиль с перебитым VIN. Он у них на раме, со стороны правого переднего колеса. Обратил внимание на то, что металл в районе цифр заржавел. Оказалось — номер «скорректирован».
Сейчас подбором J120 не занимаюсь (могу лишь выехать на разовые осмотры). Неблагодарное это дело. Часто звонят и просят — найдите за полтора миллиона. Требования — по максимуму. Чтобы не битый, не крашеный, имел минимальный пробег, и за все время — пару-тройку владельцев. Нереальные, в общем, условия. Года полтора-два назад это еще можно было сделать. Помню, нашел достойную машину с 4,0-литровым двигателем даже за 1,2 млн. Был другой пример — 2007 год, тот же 1GR, но за 2,1 млн. Правда, оцените пробег — всего 85 000 км! Сейчас, чтобы выбирать из относительно неплохих экземпляров, нужно иметь 1,7–1,8 млн. Пробеги будут под 200 000 и больше. Тогда уж лучше добавить тысяч 300–400 и попытаться купить Land Cruiser Prado J150. Впрочем, и в этом случае запросы надо поумерить. Хозяев почти наверняка будет больше трех, пробеги немалые, кузовщина не первой свежести. Недавно искал внедорожник четвертого поколения за 2,1–2,2 млн. По причине именно завышенных требований клиента не смог найти за три месяца…
Сергей, имел дело с обслуживанием J120
— Несмотря на то, что пробеги у Prado, как и у всех Тойот, скручиваются легко, и после этого в системе не остается следов, с 1GR-FE приблизительный километраж узнать можно. Где-то после 250 000 км в комбинации приборов начинает периодически загораться check engine. На работе двигателя и на ходу это никак не сказывается. Но при диагностике видно, что фазы газораспределения несколько ушли. Знаю, что люди ездят с этим довольно долго — цепи не перескакивают, не рвутся. А погасить «чек» удается только полной заменой всех элементов привода ГРМ. То есть надо менять все звездочки, фазовращатели, башмаки, цепи. Если обойтись только последними, лампочка начнет снова вспыхивать. Что интересно, в каталогах значится номер нижней на коленвале звездочки. Но для 1GR ее нет в продаже. Один в один подходит деталь от 3,5-литрового 2GR. Весь комплект без работы обойдется в 70 000 рублей.
1GR — надежный мотор, способный пройти более 400 000 км. Только систему охлаждения нужно периодически обслуживать. Грязная внутри и снаружи, она обязательно приведет к кипячению, пробою прокладок в районе задних цилиндров и деформации «головок».
RZ и TR — вообще без слабых мест и с ресурсом, по крайней мере, не меньшим.
Одно по ним ограничение — при переводе на газ высока вероятность прогара клапанов.
Что остается добавить? Пожалуй, то, что Prado J120 на самом деле хороший автомобиль. Если вам нравится именно он, не спешите с покупкой первого попавшегося экземпляра. Закладывайте бюджет не по низу рынка. Приглашайте на осмотр специалиста и скрупулезно изучайте техническое состояние.