Сегмент SUV — Sport Utility Vehicle — сегодня занимает значимую долю мирового рынка автомобилей. В России вот уже несколько лет кряду половина от общего числа проданных машин — с «внедорожным» уклоном. Причем тенденция, вероятнее всего, сохранится. Сейчас кроссовер в модельном ряду — норма для большинства марок. Внутри класса выросла масса подсегментов: субкомпактные, компактные, среднеразмерные, большие… Кроссоверы, по сути, стали компромиссом, совместившим в себе более вместительный кузов, приемлемое поведение на асфальте и умеренные возможности на офф-роуде. Drom.ru заглянул в прошлое и выбрал десять знаковых кроссоверов, ставших настоящими «лицами» своих брендов.
Когда премиальные марки уже продавали свои SUV, в массовом сегменте тенденция лишь набирала обороты. В становлении класса не последнюю роль сыграла Toyota RAV4. Этот кроссовер вслед за Короллой еще сильнее закрепил успех Тойоты на мировой арене.
Появившись в 1994 году, RAV4 стал одним из первых кроссоверов среднего класса массового сегмента. Хотя первоначально идея у RAV4 была отнюдь не хозяйственная. RAV4 — Recreation Active Vehicle — задумывался как компактный автомобиль для активного отдыха: три двери, несущий кузов, независимая подвеска и поперечно расположенный двигатель. Важным довеском для запуска RAV4 стал опыт применения постоянного полного привода Full-time 4WD на легковых моделях.
Через год, после презентации короткой версии, в угоду спросу появился «растянутый» 5-дверный вариант, он окончательно популяризовал модель и сформировал армию поклонников RAV4, попутно подстегнув конкурентов к разработке соответствующих аналогов.
Годы производства — 1994–2000
Возможные модификации — бензин, дизель
Объем двигателей, л — 2.0
Мощность двигателей, л.с. — 129–180
Тип привода — передний, полный
Выпущено экземпляров — более 800 000
Первым кроссовером с трехлучевой звездой на капоте, изначально заточенным под гражданского клиента, стал Mercedes-Benz ML. Да, в арсенале немецкого бренда уже был внедорожный продукт в лице Gelandewagen, но он изначально создавался под армейские нужды и встал на конвейер еще в 1979 году. В начале 80-х о классе кроссоверов в сегодняшнем понимании даже не мыслили, но уже в 90-х немцы приняли решение предложить современную альтернативу, а возможно, и замену G-классу.
В отличие от G-класса ML гораздо лучше чувствовал себя на асфальте, но внешне в меньшей степени напоминал настоящий внедорожник. В конце 90-х, когда W163 вышел на рынок, биодизайн еще был в моде. За вполне заурядной внешностью скрывалось немало прогрессивных на тот момент решений: система контроля устойчивости автомобиля, боковые подушки безопасности, система постоянного полного привода 4Matic...
Играя в премиальном сегменте, ML, разумеется, оснащался широкой гаммой моторов: бензин, турбодизель, шесть или восемь цилиндров. Была даже «заряженная» версия AMG. Агрегатировались двигатели с 5-ступенчатыми «механикой» или «автоматом». Начальной стала модификация ML 230 с 4-цилиндровым двигателем объемом 2,3 л, развивавшим всего 150 л.с. Основой стал 6-цилиндровый ML 320 с мотором 3,2 л с тремя клапанами на цилиндр мощностью 218 л.с. С весны 1999 года в европейской продаже появился ML W163 с «восьмеркой» мощностью 272 л.с. Годом позже модельный ряд дополнили еще два новых варианта — экономичный ML 270 CDI и «заряженный» ML 55 AMG. Для Европы и России машину производили в Австрии, однако ее основным рынком стала Америка, где построили отдельное производство. Впрочем, первый блин вышел почти комом. Кроссовер страдал от детских болезней, а неаккуратная сборка шокировала мерседесовских клиентов.
Годы производства — 1997–2005
Возможные модификации — бензин, турбодизель
Объем двигателей, л — 2.3–5.0
Мощность двигателей, л.с. — 150–292
Тип привода — постоянный полный
Выпущено экземпляров — 570 000
Автомобиль, сумевший создать всплеск спроса в уже, казалось бы, устоявшемся классе кроссоверов. В момент появления на российском рынке это был первый современный «паркетник» от мирового бренда с историей по цене, меньшей, чем 500 тысяч рублей. Очередь выстроилась мгновенно. Относительно быстро купить Duster можно было только в дорогих версиях. Новые машины продавали перекупщики, что в современной истории случается весьма редко.
По факту Duster не совсем Renault, а румынская Dacia, но на российском и европейском рынке именно эта модель укрепила позиции бренда, несмотря на то, что играла всего лишь в эконом-сегменте.
Сейчас новый Duster 2017 года стоит от 639 тысяч рублей, хотя с учетом скидок и спецпредложений рекламная цена опускается до 589 тысяч рублей. Самый простой полноприводный Duster обойдется в 755 990 рублей. До этого речь шла о машинах с 114-сильным бензиновым мотором 1,6 л и «механикой». 2,0-литровый кроссовер стартует с 891 990 рублей (версия с «автоматом» с 939 990 рублей), а дизельная модификация — с 924 990 рублей. Вне зависимости от пары «двигатель — коробка передач» базовая комплектация Дастера скромна: есть только ГУР, ABS и фронтальная подушка безопасности водителя. Впрочем, в «максималке» оснащение богаче: мультимедиа с навигацией, автономный отопитель… Но все равно Duster остается «простачком».
Годы производства — 2011–н.в.
Возможные модификации — бензин, турбодизель
Объем двигателей, л — 1.6, 2.0
Мощность двигателей, л.с. — 109–143
Тип привода — передний, подключаемый полный
Выпущено экземпляров — 2 196 431
Наша «Нива»
Один из немногих кроссоверов 90-х годов родом из массового сегмента, оставивший след в истории. KIA Sportage достоин попадания в этот обзор сразу по двум причинам. Во-первых, дебютное поколение модели сразу шагнуло в народ: многие россияне могли позволить себе купить Sportage новым, тогда как RAV4 был все же дороговат для масс, не говоря уже об X5 или Mercedes ML. Во-вторых, именно Sportage запустил механизм корейского «кроссоверостроения».
Хотя рамная конструкция (в основе кузова первого поколения лежала именно рама), жестко подключаемая передняя ось, двухступенчатая раздаточная коробка с понижающей передачей, зависимая задняя подвеска намекают на определенный внедорожный потенциал, Sportage вполне сносно чувствовал себя и на асфальте.
В основу машины легли агрегаты внедорожника KIA Retona, но Sportage задумывался уже и как городской житель. Любопытно, что наряду с RAV4, Sportage имел фановую версию с мягким откидным верхом в задней части автомобиля. Для глобальных рынков модель выпускали в Германии, Южной Корее и даже в России — с 1998 по 2006 год первое поколение производили на калининградском заводе «Автотор». Вначале была запущена крупноузловая сборка, а к 2002 году завод перешел на производство в режиме полного цикла. Общий объем производства в России составил 13 338 автомобилей, из них 8839 — методом полного цикла, а мировой тираж модели составил 554 тысячи экземпляров.
Годы производства — 1994–2006
Возможные модификации — бензин, турбодизель
Объем двигателей, л — 2.0, 2.2
Мощность двигателей, л.с. — 63–128
Тип привода — полный с жестким подключением передней оси
Выпущено экземпляров — 554 000
Если бы не Porsche Cayenne, неизвестно, что стало бы с легендарной немецкой маркой сегодня. Благодаря именно этой смелой идее сейчас Порше — крайне преуспевающий автопроизводитель как с точки зрения прибыли, так и с точки зрения технологий и общего инженерного уровня.
Но саму идею кроссовера от Porsche поклонники марки и попросту обыватели восприняли неоднозначно: мол, куда лезет признанный производитель спорткаров! Ажиотажа добавляла и спорная внешность: несмотря на высокую цену и наличие фирменного герба на капоте, машина уж очень напоминала своего не столь дорогого «родственника» VW Touareg.
В то же время «начинка», инженерная проработка и ездовые повадки отвечали уровню Порше, несмотря на общность платформы PL71 с более простым и дешевым Туарегом. Первоначально покупателям предлагались только две 8-цилиндровые бензиновые версии: Cayenne S c 340-сильным «атмосферником» 4.5 и Cayenne Turbo с тем же двигателем, но оснащенным турбонаддувом (450 л. с.). Позже появился просто Cayenne с фольксвагеновским 6-цилиндровым мотором объемом 3,2 л (250 л.с.), доступный к заказу даже с 6-ступенчатой «механикой» вместо «автомата».
Облик модели осовременили в ходе рестайлинга в 2007 году, очевиднее подчеркнув разницу между начальными версиями Cayenne и Cayenne S и более мощными вариантами Turbo и Turbo S. Все двигатели обзавелись системой непосредственного впрыска топлива и стали мощнее. В 2009 году в серию пошел Cayenne Diesel — первый дизельный автомобиль марки! — с двигателем 3.0 V6 TDI, развивавшим 240 л.с. Разумеется, от того же Туарега. Под занавес поколения покупателям начали предлагать «подогретую» модификацию Cayenne GTS, по иерархии стоящую на ступеньке между Turbo и Turbo S. Главными отличительными чертами такого Cayenne стали форсированный до 405 сил «атмосферник» V8, спортивная подвеска с уменьшенным клиренсом и яркие цвета кузова.
Годы производства — 2002–2010
Возможные модификации — бензин, турбодизель
Объем двигателей, л — 3.0–4.8
Мощность двигателей, л.с. — 250–550
Тип привода — постоянный полный
Выпущено экземпляров — 150 000
Volkswagen Touareg — кровный «родственник» Porsche Cayenne — тоже стал по-своему уникальным в категории «кроссоверостроения». Прежде ни один производитель среднего класса не предлагал автомобиль премиального, по сути, уровня. Машина прижилась во всем мире: в Америке, России и Европе Туарег приняли гораздо теплее, чем, например, консервативный седан Phaeton. Качественно отделанный салон, простор на втором ряду и огромный багажник, широкий выбор комплектаций и силовых агрегатов — от простого дизеля 2.5 TDI (174 л.с.) до топовых многолитровых силовых агрегатов. В разные годы на машину устанавливались бензиновый 450-сильный W12 или турбодизель V10 (объемом 6 и 4.9 л соответственно). Последний показательно тянул за собой пассажирский авиалайнер Boeing 747, дабы установить рекорд Гиннесса. При этом ради достижения оптимального сцепления шин с полосой в машину пришлось загрузить 4345 килограммов балласта.
Отдельный талант Туарега — универсальность. Уверенное поведение на асфальте успешно сочетается с возможностью преодоления весьма серьезного бездорожья, непосильного для многих соперников. Постоянный полный привод с понижающей передачей и блокировками дифференциалов в сочетании с хорошей геометрической проходимостью удивляли вне асфальта, а автомобили, оснащенные опциональной пневмоподвеской, были способны расширить стандартные возможности посредством увеличения клиренса до 300 мм. В то же время на скоростных магистралях кроссоверы с пневмоэлементами могли «приседать», уменьшая клиренс до 160 мм, и вполне комфортно себя чувствовать даже на скоростях за 200 км/ч. «Вишня на торте» — ценник в сравнении с конкурентами.
Годы производства — 2002–2010
Возможные модификации — бензин, турбодизель
Объем двигателей, л — 2.5–6.0
Мощность двигателей, л.с. — 174–450
Тип привода — постоянный полный с демультипликатором и блокировками дифференциалов, опциональная пневмоподвеска
Выпущено экземпляров — 290 068
Поставить BMW на шасси кроссовера, да еще и, по сути, разработанное с нуля — шаг весьма смелый для конца 90-х годов прошлого века. Почти такой же, как сегодняшнее появление переднеприводных моделей в гамме марки. Сразу после дебюта не утихали споры о праве существования внедорожной концепции BMW как идеи. Некоторые поклонники обвиняли марку в предательстве идеологии, хотя чаще желчные комментарии оставляли диванные эксперты. Так или иначе, появление X5 всерьез расширило пул клиентов, глобально укрепив позиции марки. В Америку и Россию хлынул целый поток «икс-пятых», да и в Европе встретить первый кроссовер от BMW можно часто.
Этимология имени базируется на двух составляющих: X — полный привод, 5 — взятая за основу BMW 5-й серии под индексом E39. Интересно, что на стадии становления проекта X5 немцам отчасти помогла компания Land Rover, которая на тот момент находилась в портфеле BMW AG. У Range Rover для X5 позаимствовали некоторую внедорожную электронику, хотя еще на этапе разработки концепции было ясно, что отличительной чертой BMW X5 будет более «острый» характер и улучшенное поведение именно на асфальте. Если учесть, что во время дебюта X5 в 1999 году Porsche Cayenne был в стадии разработки, то можно уверять, что X5 стал на тот момент самым спортивным кроссовером на планете.
На европейском рынке у базовых модификаций в качестве КПП предлагалась «механика», хотя подавляющее большинство кроссоверов оснащались «автоматом». После рестайлинга 2003 года мощность 3,0-литрового турбодизеля поднялась до 218 л.с., а бензинового 4,4-литрового агрегата — до 320 сил. На вершине гаммы обосновался 4,8-литровый V8 в 360 сил. Клиентам предлагали исполнения с пневмоподвеской, регулирующей клиренс.
Годы производства — 1999–2006
Возможные модификации — бензин, турбодизель
Объем двигателей, л — 3.0–4.8
Мощность двигателей, л.с. — 184–360
Тип привода — постоянный полный
Выпущено экземпляров — 560 000
Subaru Forester — кроссовер, который, возможно, сильнее многих других похож на обычный легковой универсал. Оппозитный мотор был призван дополнительно снизить центр тяжести, что благотворно сказывалось на асфальтовой управляемости. Forester — один из самых удачных автомобилей японской марки, современное поколение которого на российском рынке и вовсе стало локомотивом продаж.
В основу «Лесника» легла широко распространенная Impreza. Все Forester оснащались исключительно полноприводной трансмиссией, но распределение крутящего момента зависело от коробки передач. Форестеры с 5-ступенчатой «механикой» имели в своем арсенале демультипликатор, а момент распределялся симметрично в пропорции 50:50. Если же говорить о Forester с 4-ступенчатой АКПП, то в нем использовалась электронно-управляемая многодисковая муфта — в обычных условиях «на морду» подавалось 90% тяги.
Годы производства — 1997–2002
Возможные модификации — бензин (оппозитный)
Объем двигателей, л — 2.0, 2.5
Мощность двигателей, л.с. — 125–250
Тип привода — постоянный полный
Выпущено экземпляров — 520 000
Первый кроссовер от Lexus — появившаяся в 1997 году модель RX — исторически очень важен для компании. «Эр-Иксы» и по сей день приносят японцам значимую часть прибыли. Популярность модели в США, Канаде, Европе и, конечно же, России внесла значительный вклад в самостоятельное становление бренда Lexus, даже несмотря на прикрытые Тойотой тылы.
Первоначально Lexus RX 300 продавался только на американском рынке, где можно было купить передне- и полноприводные модификации. Официальные поставки в Европу начались в 2000 году. За три года в Старом Свете реализовано около 15 тысяч машин. В Россию же RX первой генерации завозили серые дилеры. В праворульной версии RX назывался Toyota Harrier и имел менее мощные 4-цилиндровые моторы объемом 2,2 (140 л.с.) и 2,4 л (160 л.с.). Для американского и европейского рынков основным двигателем стал бензиновый V6 3,0 л мощностью 220 л. с., агрегатируемый с 4-ступенчатым «автоматом». Ставшие популярными гибридные версии кроссовера появились уже в следующем поколении.
Годы производства — 1997–2003
Возможные модификации — бензин
Объем двигателей, л — 2.2–3.0
Мощность двигателей, л.с. — 140–220
Тип привода — передний, полный
Выпущено экземпляров — около 400 000
Nissan определенно один из тех брендов, который сделал ставку на кроссоверы, разглядев в них потенциал уже очень давно. К моменту дебюта первого поколения знакового Nissan Qashqai в 2006 году «ниссановцы» уже знали кое-что о бездорожье и полном приводе. В модельном ряду компании уже присутствовали Terrano, Patrol и X-Trail. Но именно появление Кашкая было точным маркетинговым расчетом и просто-таки сокрушило рынок нанесенным ударом. Полугодовые очереди по миру в начале продаж и не стихающий по сей день ажиотаж — тому доказательство. Именно потому Qashqai присутствует в этом обзоре.
На российский рынок первый Qashqai вышел по отличной цене $21 900 (584 260 рублей на момент старта продаж). В 2008 году появился Qashqai+2, за который, при наличии удлиненной на 15 мм колесной базы и 7-местной конфигурации, просили тоже немного — от 691 700 рублей. Даже в России сразу присутствовали и бензиновые, и дизельные силовые агрегаты мощностью от 110 до 150 л.с., агрегатируемые как с «механикой», так и с вариатором. Обновление первого поколения состоялось в 2010 году, а ценник перешел за отметку 731 000 рублей. С годами и насыщением конкурентной среды очереди на Qashqai иссякли. Тем не менее за семь лет в России продали 207 206 автомобилей первого поколения.
Годы производства — 2006–2013
Возможные модификации — бензин, турбодизель
Объем двигателей, л — 1.6, 2.0
Мощность двигателей, л.с. — 114–150
Тип привода — передний, автоматически подключаемый полный
Выпущено экземпляров — более 2 000 000
Элитные кроссоверы
Кроссоверы определенно изменили расклад на автомобильном рынке, причем весьма сильно, вытеснив традиционные до этого легковые машины разных классов. На смену четырехколесным представителям самых разных сегментов покупатели все чаще выбирают SUV, благо сегодня рынок предлагает самые разные варианты — от простых и компактных моделей до крупных и статусных. Мало того что этот кроссоверный бум изрядно расширил модельные ряды большинства компаний, так он еще и позволил многим брендам «подняться» в денежном отношении. Так что, если с инженерной точки зрения кроссовер — это компромисс, то с точки зрения финансов — сплошные плюсы.