В дороге он успел поучиться и найти работу, успешно пройдя онлайн-собеседование. «Иногда в тяжелое время достаточно просто позитивно смотреть на вещи и не жаловаться», — считает студент факультета приборостроения Высшей горно-металлургической школы Остравского технического университета. Свой почти двухмесячный путь за рулем ВАЗ-2106 1987 года выпуска Якуб описал в интервью чешскому порталу Idnes.
— Жизнь в Сибири воспринимается как наказание. Однако вы поехали в Томск добровольно. Почему?
— Учебная программа позволяла провести семестр в одном из заграничных вузов. Выбор был между Россией, Мексикой и Колумбией. Помимо прочего, я выбрал Томск еще и потому, что ко мне уже приходила мысль пуститься в путешествие на «Жигулях».
— И тут сразу возникает первый вопрос — вы столкнулись с настоящей русской зимой?
— Приехал в конце января и узнал, что такое морозы 30-35 градусов. Но и глобальное потепление — не миф: в апреле уже было 30 со знаком «плюс» и мы ходили в шортах. Это была самая теплая весна за 50 лет: даже местные преподаватели не понимали, что происходит.
— Я слегка утрирую, но сибирякам это должно было понравиться?
— Это так, но есть опасения, к чему это может привести в будущем.
— Ваша стажировка пришлась на первую волну коронавируса. Это вас как-то коснулось в России?
— Парадокс, но пандемия принесла много хорошего. Всех студентов-иностранцев — два десятка человек — собрали в одном общежитии. Разумеется, в самом лучшем, ведь Россия хочет показать себя с лучшей стороны. Мы друг друга поддерживали, встречались, смотрели вместе фильмы и сериалы, общались. Это называлось «попить чаю», хотя чаще всего подобные встречи заканчивались водкой. На них я приобрел уйму друзей и встретил свою девушку-итальянку. Поскольку выходить из здания мы особо не могли и делать нам было нечего, я еще лучше выучил русский.
— Тогда у вас родился авантюрный план?
— Нет, его мы с друзьями из Чехии вынашивали уже давно. Изначально я хотел поехать на «Жигулях» из Чехии в Россию, но из-за пандемии и проблем с визами планы пришлось заморозить. Однако после окончания учебы в России нам с девушкой Алессандрой почему-то не хотелось домой, и я вновь вспомнил об этом плане. Она согласилась, к нам присоединился друг по общежитию — итальянец Крис, и еще одна студентка из Польши — Аня. В путь мы отправились в конце июля.
— Почему именно на «Жигулях»?
— Потому что они дешевые! Мы купили машину за 40 000 рублей. Потом, правда, вложили примерно столько же, чтобы машина выдержала дорогу, но получилось все равно неплохо. К тому же я давно восхищался разными чудаками, которые отправляются путешествовать, например, на старых Трабантах или Шкодах. И мечтал о подобном.
— Как долго длился путь из Сибири в Чехию?
— До цели мы добрались 12 сентября, за полтора месяца.
— Наверное, по дороге делали большие остановки?
— Конечно. Уфа, Самара, Санкт-Петербург — города красивые, где стоит на пару дней задержаться. Но дорога все же свое взяла: до Остравы нам нужно было проехать почти 7000 километров. А в самые лучшие дни мы проезжали по 500 километров.
— Насколько тяжело управлять таким автомобилем на столь длинном маршруте?
— Очень тяжело, тем более я был единственным водителем. Руль живет своей жизнью, крутишь его как сумасшедший, но ничего не происходит. Об усилителе рулевого управления можно и не мечтать. К тому же в автомобиле постоянно работает печка, даже когда за бортом 30 градусов, хотя вообще-то вам уже становится все равно. Как-то раз мы попробовали разогнаться до 100 км/ч по дороге из Москвы в Санкт-Петербург, где довольно хорошая автострада, так у нас тут же закипело масло. Оно стекало на проводку, салон наполнился густым дымом. О тормозах я и не говорю, их мы ремонтировали четыре раза!
— Часто вообще ремонтировали машину в дороге?
— Все было не настолько уж плохо, со множеством мелочей мы справлялись собственными силами. Но раз пять мы нашу «Аркадию» (машину назвали в честь общежития в Томске — прим. автора) отдавали русским механикам. Самая большая трудность возникла уже на второй день, когда из-за поломки мы встали прямо посреди пробки на трехполосной улице в Новосибирске. Мы час ждали эвакуатор, но, к счастью, нас вызволила парочка, которая слышала о нашем путешествии из местных СМИ. Наши спасители взяли нас на буксир и отвезли в сервис. Перед отъездом нами заинтересовались несколько журналистов, мы даже попали в эфир федерального телевидения.
— Вас часто узнавали?
— Да, а самой большой удачей всей поездки стал момент, когда по пути в Москву нас обогнал парень и попросил, чтобы мы остановились. Оказалось, это шеф-повар ресторана в Москве, самого высоко расположенного в Европе. Ресторан находится в небоскребе, на высоте 354 метра. Повар пригласил нас в это заведение на ужин, целый вечер кормил уникальными блюдами, а в конце за все заплатил. Впечатление — потрясающее!
— Дорожное движение в Москве не было для вас проблемой?
— Местный трафик просто безумный. Однако нам удалось избежать экстремального вождения, поскольку мы нашли жилье на окраине города, и уже оттуда ездили на метро и на такси.
— А как обстоит дело с «Жигулями» в России? Они все так же ездят каждый день по местным дорогам или уже стали редкостью?
— В Москве их уже практически нет, но чем дальше на восток, тем их больше. Служат людям либо как «рабочие лошадки», либо как основной автомобиль — для тех, у кого денег поменьше. Так что «Жигули» в России, конечно, не редкость. А русские в любом случае смекалистые и ездят вообще на всем. Там спокойно можно увидеть машины с выбитыми стеклами, сломанными «мостами» и вообще такие, на которых у нас бы не выехали даже в поле.
— В автомобиле вас было четверо. Не чувствовали себя, «как на подводной лодке»?
— Полька Аня нас покинула еще перед Москвой. Она по-другому представляла себе ход и финансирование пробега. А втроем все проходило просто замечательно. Если же нам нужно было расслабиться, мы просто брали и выпивали бутылку водки.
— А как вы ночевали? Предполагаю, что в «Жигулях» особо не выспишься… Раз вас многие узнавали, может, вам и ночлег предлагали?
— Такого не случалось. Зато у нас были спальные мешки, коврики, палатки и газовая плитка, поэтому мы часто ночевали на улице. В России это не проблема, ведь страна огромная, там вообще можно потеряться. Хотя нам часто не везло с погодой, поэтому нередко мы ночевали в хостелах и на квартирах, которые бронировали через интернет. А к концу маршрута, когда денег уже стало не хватать, мы почти всегда спали в машине.
— Во сколько вам обошлась дорога?
Если не считать приобретения и ремонта автомобиля, то примерно в стоимость билета на самолет. В действительности за весь маршрут я уложился в 50 000 рублей. Мы в целом не шиковали. Иначе бы мне все не понравилось настолько сильно.
— Куда вы собираетесь отправиться на «Жигулях» в дальнейшем?
Я договорился с друзьями, что в будущем году мы вместе отпразднуем сдачу госэкзаменов. После этого с ними на «Жигулях» поеду в Италию к своей девушке.