Казалось бы, жителям Страны восходящего солнца есть из чего выбирать средства передвижения. Однако прогресс здесь в буквальном смысле тесно связан с жизненными условиями, и основные предпочтения сводятся к автомобилям не самым большим и сравнительно недорогим, причем «иномарок» среди них нет. Даже без учета специфичного японского колорита в образе кей-каров (особо малый класс), список из десяти самых популярных моделей «нормальных» габаритов тоже не отличается особым размахом форм. Например, с кроссоверами тут явный провал. Об этом свидетельствуют результаты продаж, скажем, за последние пять лет — с 2012-го по 2016 годы. Правда, за этот период в японский хит-парад неожиданно врывались машины совсем другого потребительского уровня, что не могло не отразиться на нашем итоговом рейтинге. Топ-10 составили как молодые представители японского автопрома, так и «матерые волки», за чьими плечами солидный жизненный опыт.
Очевидно, не только «компактами» и прочими семейными автомобилями довольствуются островные жители: в десятке автохитов за последние пять лет успели побывать модели куда более серьезные и престижные. В том числе минивэн высшего класса, к коим относится Toyota Vellfire. Автомобиль с таким названием появился в 2008 году, расширив семейство люксовых вэнов Toyota Alphard второго поколения (первое появилось в Японии в 2002 году). Модель с поперечным расположением двигателя и базовым передним приводом, с полностью независимой подвеской и внушительными габаритами кузова (длина 4865 мм, высота 1900 мм). С технической точки зрения Vellfire и Alphard одинаковы. В качестве базового предлагается бензиновый 4-цилиндровый мотор объемом 2,5 л в 170 сил в паре с вариатором, но с приводом как на переднюю, так и на обе оси. Более престижные версии оснащаются бензиновым V6 объемом 3,5 л мощностью 280 л.с. с 6-диапазонной «гидромеханикой», но так же на выбор — с передним или полным приводом.
Версию с «огненным» сочетанием в названии выделяют харизматичная облицовка с двухрядным расположением головного света и некоторые дополнения в оснащении. Главная особенность всего семейства — не в количестве посадочных мест, а в максимальном комфорте пассажиров. В топ-версиях VIP-места предлагаются на втором ряду, где предусмотрены два раздельных кресла со всеми удобствами — электроприводами, дополнительными выдвижными подставками для ног, индивидуальным освещением и настройками «климата».
Именно рестайлинговая модель первого поколения Vellfire получила наилучшую реакцию на внутреннем рынке: в 2012 году минивэн занял нижнюю строчку в топ-десятке с отличным для «премиум»-сегмента результатом — было реализовано 58 513 экземпляров. Правда, затем продажи уже не блистали такими цифрами, например, в 2014 году продали «всего» 36 734 экземпляра.
Длина/ширина/высота, мм | 4935/1850/1880 |
Количество мест | 7 |
Двигатели, л/л.с. | 2,5/182; 3,5/280 |
Средний расход топлива, л/100 км | 8,6; 10,5 |
Продажи в Японии 2012 г., шт | 58 513 |
Автомобили, чья родословная уходит в глубины XX века (с 1955 года), по праву являются одной из титульных страниц истории марки — это комфортабельные седаны Toyota Crown классической компоновки. Более чем за полувековую биографию они испробовали, кажется, все возможные в своем классе конструктивные решения. Было и рамное шасси, и кузов универсал, и полный привод, и рядные бензиновые «шестерки» — как атмосферные, так и с наддувом.
Дизайн, техническая начинка и оснащение различным оборудованием во многом продиктованы наличием двух основных направлений в семействе — роскошного Royal и проспортивного Athlete. Во втором случае устанавливается «топовая» для семейства силовая связка — двигатель V6 объемом 3,5 л мощностью 315 л.с. и 8-диапазонный «автомат», а также адаптивная система бесступенчатой регулировки жесткости подвески.
Основным же для этого поколения Crown принято считать двигатель V6 объемом 2,5 л мощностью 203 л.с. в паре с 6-диапазонной «гидромеханикой» с задним или полным приводом. Кроме того, для семейства предусмотрены гибридные версии, где в роли ДВС выступает 4-цилиндровый бензиновый мотор объемом 2,5 л мощностью в 178 сил. Одним из достоинств гибридных версий является расход топлива — по данным производителя, его средняя величина составляет всего 4,3 литра на 100 км пути, что для автомобиля такого класса выглядит впечатляюще. Причем гибриды тоже предлагаются как с задним, так и полным приводом.
Кроме автоматической настройки руля и водительского кресла предусмотрены вентиляция сидений, подогрев и электрорегулировки заднего сиденья, а также индивидуальное управление «климатом» и «музыкой» для задних пассажиров. В списке дополнительного оборудования значатся интеллектуальная система управления головным светом, а также радарный круиз-контроль с функциями автопилота, который учитывает дорожную обстановку. Очевидно, самих японцев Toyota Crown 14-го поколения покорил — в 2013 году автомобиль оказался в топ-десятке хитов на почетном восьмом месте! Тогда продали, ни много ни мало, 82 701 автомобиль.
Длина/ширина/высота, мм | 4895/1800/1460 |
Количество мест | 5 |
Двигатели, л/л.с. | 2,5/203; 3,5/315; 2,0/235 |
Средний расход топлива, л/100 км | 8,8; 10,4; 7,5 |
Продажи в Японии 2013 г., шт | 82 701 |
Минивэны — один из самых почитаемых в Японии классов автомобилей. В 1996 году компания Honda «ударила» по рынку среднеразмерных однообъемников с присущей амбициозностью. Появился минивэн Honda Stepwgn, который при умеренных ценах обладал многими достоинствами: надежный бензиновый двигатель 2,0 л с распределенным впрыском мощностью 125 л.с., гидромеханический «автомат», передний или полный привод, независимая передняя и задняя подвески, длина кузова 4605 мм с просторным салоном — что еще надо? Stepwgn у себя на родине сразу обрел устойчиво высокий спрос.
По силовой части минивэн долгое время не баловал выбором и обходился без особых инноваций. Изменения начались уже во втором поколении, с 2001 года: в длину Stepwgn вытянулся до 4670 мм, под капотом оказался двигатель 2,0 л с системой VTEC мощностью 160 л.с., а в 2003 году появился и агрегат объемом 2,4 л в 162 силы. В обоих случаях по-прежнему применялись традиционные «автоматы».
С 2009 года, в своей четвертой генерации, Stepwgn вновь «пошел в рост»: увеличился в длину (до 4690 мм) и высоту (до 1830 мм), а салон порадовал более удобной трансформацией сидений. Двигатель 2,0 л мощностью 150 л.с. совмещали с вариатором в переднеприводном исполнении и с 5-диапазонным «автоматом» в конфигурации 4WD. Вероятно, новые размеры и дизайн привлекли больше внимания потребителей, поскольку именно в 2012-м и 2013 годах «четвертый» Stepwgn по продажам вошел в топ-десять автомобилей на японском рынке (на 9-м и 10-м месте соответственно).
Длина/ширина/высота, мм | 4760/1695/1825 |
Количество мест | 7 |
Двигатели, л/л.с. | 1,5/150 |
Средний расход топлива, л/100 км | н/д |
Продажи в Японии 2012 г., шт | 63 707 |
Продажи в Японии 2013 г., шт. | 62 206 |
К одним из пионеров «минивэнизации» относится Nissan Serena, еще с 1991 года наметивший переход однообъемников от вагонной компоновки к полукапотной. Правда, первое поколение кроме характерно скругленных форм отличалось и другими своеобразными решениями: привод еще оставался классическим, то есть задним, а при вынесенной передней оси двигатель располагался «в салоне» под сиденьями, как у обычных микроавтобусов. Такое «центральное» размещение мотора существенно стесняло внутреннее пространство. Кроме того, первая Serena по длине укладывалась всего в 4320 мм, что по нынешним меркам почти «компакт». Тем не менее высокий кузов (1830 мм) и три ряда сидений обеспечивали вполне комфортную посадку для 7-8 человек, оставляя немного места и для багажа. Предлагались бензиновые и дизельные двигатели, «механика» и «автомат», а также полноприводные модификации.
Срок жизни поколений минивэнов в те времена был на уровне внедорожников. Вот и Serena второй формации появилась лишь в 1999 году. Но зато с разительными переменами: двигатель уже располагался спереди поперечно, разумеется, с базовым приводом на передние колеса (хотя версии 4WD также включались в производственную программу для внутреннего рынка Японии). За счет новой компоновки и расположения мотора в салоне стало свободнее, да и в длину кузов заметно прибавил — сразу на 200 мм. В качестве трансмиссии стало возможным устанавливать вариатор.
В 2010 году созрела Serena четвертого поколения. Автомобиль оснащался бензиновым двигателем 2,0 л (144 л.с.) с непосредственным впрыском топлива в паре с вариатором, передним или полным приводом. Появился и гибридный вариант. Усилившиеся в этом классе конкуренты (прежде всего — в лице Toyota Noah/Voxy) несколько сдвинули позиции наследника, однако Nissan Serena остается в топ-десятке предпочтений японцев — в 2012 и 2013 годах этот минивэн уверенно занимал шестую строчку топ-листа (было реализовано по 96 тысяч экземпляров).
Длина/ширина/высота, мм | 4690/1695/1865 |
Количество мест | 7 |
Двигатели, л/л.с. | 2,0/150 |
Средний расход топлива, л/100 км | 6,7 |
Продажи в Японии 2016 г., шт | 73 502 |
В самом конце 2013 года на японский рынок ворвался абсолютно новый компактный (длина 4295 мм) кроссовер — Honda Vezel, который тут же начал триумфальное шествие по местным японским дорогам. И в последующие годы Vezel уже не покидал топ-десятку, причем не имея в окружении близко конкурирующих моделей. Созданный на перспективной платформе GCS и, по сути, расширивший семейство хэтчбека Fit нового поколения, Vezel предстал перед покупателями во всеоружии.
Под выразительным слиянием стреловидных линий и волнообразных «врезов» кузова скрывается соответствующий духу времени технический набор. В базе для японского рынка — атмосферный бензиновый двигатель 1,5 л мощностью 131 л.с., вариатор и передний привод. Однако предусмотрены и версии с автоматически подключаемым полным приводом (Real-time AWD). Кроме того, существуют гибридные модификации с дополнительным электродвигателем мощностью 29 л.с. (доступны конфигурации с передним и полным приводом). В начальном уровне кроссовер оснащен фронтальными и боковыми подушками безопасности, ESP, климат-контролем.
Для внешних рынков Honda Vezel держит в арсенале дизель I-DTEC объемом 1,6 л, а в «топе» — бензиновый турбомотор 2,0 л в 280 сил. Как известно, на протяжении длительного времени компания Honda фактически самоустранялась из ниши малогабаритных SUV, уступив дорогу другим, но сейчас снова возвращается на эти позиции.
Длина/ширина/высота, мм | 4295/1770/1605 |
Количество мест | 5 |
Двигатели, л/л.с. | 1,5/131 |
Средний расход топлива, л/100 км | 4,9 |
Продажи в Японии 2016 г., шт | 73 889 |
Непременный «атрибут» топ-10 последних лет. Семейная династия мирового хита — Toyota Corolla — ведет отсчет с 1966 года. С тех пор Королла стала одним из самых массовых брендов. Ныне выпускается уже 11-е по счету поколение, пустившееся в «мировое турне» с 2012 года. Corolla — модель всемирно известная, но в зависимости от рынков сбыта имеет различия в спецификациях, дизайне и технических параметрах.
У себя на родине эти автомобили внешне могут выглядеть по-другому, чем «собратья» на внешних рынках. Даже по размерам японское семейство Corolla меньше, чем, например, продаваемое сейчас в России. Связано это с особенностями внутренней классификации и налогообложением. Но в практическом плане ни о каких «ущемлениях» речи не идет, наоборот, для внутреннего рынка «народная» модель представлена в наилучшем ассортименте.
С 2013 года также предлагаются версии с гибридной силовой установкой (бензиновый двигатель 1,5 л мощностью 74 л.с. и электромотор 61 л.с.). В 2015-м году семейство подверглось рестайлингу: радиаторная решетка обрела более выразительные размеры и формы, а фары, наоборот, «сузились». Уже в базовом оснащении «простая» японская Corolla имеет 6 подушек безопасности, ESP, кондиционер, дистанционный ключ, электропривод стекол всех дверей, повторители поворотов в боковых зеркалах, светодиодные задние фонари.
Длина/ширина/высота, мм | 4400/1695/1460 |
Количество мест | 5 |
Двигатели, л/л.с. | 1,3/95; 1,5/109; 1,8/140 |
Средний расход топлива, л/100 км | 4,9; 5,6; 6,0 |
Продажи в Японии в 2012–2016 гг., шт. | 490 251 |
Продажи в Японии в 2016 г., шт. | 84 770 |
Сначала в Японии — в 2005 году — а через год и в Европе состоялся дебют Nissan Note. Таким образом компания внесла свой вклад в развитие и популяризацию хэтчбеков В-сегмента увеличенных размеров. В сущности, при длине 3990 мм и высоте 1535 мм Note небезосновательно стал классифицироваться как микровэн.
Причем японский и европейский Note имели существенные различия в техническом плане. В Японии автомобиль изначально выпускался с бензиновым двигателем 1,5 л (109 л.с.) в паре с вариатором, тогда как для Европы и России он оснащался на выбор двигателями 1,4 л (88 л.с.) и 1,6 л (110 л.с.), при этом второй мотор был доступен и с 4-диапазонным «автоматом». Зато у японского Note было другое весомое преимущество — имелись версии 4WD, которые тоже комплектовались классической «гидромеханикой».
Базовым теперь уже стал трехцилиндровый бензиновый двигатель объемом 1,2 л мощностью 79 л.с., который агрегатируется с вариатором и на выбор предлагается как с передним, так и полным приводом. Такой же мотор представлен и в турбоверсии (98 л.с.), также в союзе с вариатором, но только в моноприводном варианте. Однако предусмотрены «удовольствия» и для консервативных покупателей — версия Nismo S с атмосферным двигателем 1,6 л (140 л.с.) в сочетании с «механикой» и только передним приводом. Учитывая все данности, Nissan Note второго поколения в Японии пользуется стабильно высоким спросом — все 5 лет жизни он всегда держится в середине топ-10, лишь немного уступая той же Honda Fit.
Длина/ширина/высота, мм | 4100/1695/1525 |
Количество мест | 5 |
Двигатели, л/л.с. | 1,2/79; 1,2/98; 1,6/140 |
Средний расход топлива, л/100 км | 4,3; 3,8; н/д |
Продажи в Японии в 2012–2016 гг., шт. | 540 126 |
Продажи в Японии 2016 г., шт | 102 402 |
На рубеже тысячелетий в мире стала популярной концепция недорогого автомобиля нового формата — компактный хэтчбек В-сегмента, но с более высокой крышей и компоновкой а-ля минивэн. В 2001 году масла в огонь подлила Honda, начав, как водится, с внутреннего рынка, где впервые и появилась Honda Fit.
Даже топливный бак в новаторских традициях марки разместился «не как у всех», а в центре базы, под передними сиденьями, что улучшило развесовку и расширило возможности для грузопассажирских трансформаций салона. Бензиновые двигатели 1,3 л (86 л.с.) и 1,5 л (110 л.с.) сочетались с вариатором, а кроме переднего предлагался и полный привод.
Семейство постоянно росло и совершенствовалось во всех смыслах, а в 2010 году уже в рамках второго поколения появилась и Honda Fit Hybrid, где вместе с бензиновым ДВС объемом 1,5 л мощностью 88 л.с. работал электродвигатель мощностью в 14 сил. Компания Honda включилась в занимательную гонку с гибридами еще в конце 90-х (с выходом модели Insight), предложив собственную схему силовой части, и теперь эта технология только утверждалась.
В целом ситуация на родине такова: с 2012-го по 2015-й Honda Fit — неизменно на подиуме продаж в Японии, на втором или третьем месте. На экспортных рынках, в том числе российском, модель известна под названием Honda Jazz, однако третье поколение до Европы добралось только в 2015 году. У нас официальные продажи второго поколения прекратились в 2013 году, и пока о возвращении Jazz в Россию ничего не слышно.
Длина/ширина/высота, мм | 3955/1695/1525 |
Количество мест | 5 |
Двигатели, л/л.с. | 1,3/100; 1,5/131 |
Средний расход топлива, л/100 км | 4,6; 5,3 |
Продажи в Японии 2012–2016 гг., шт. | 819 036 |
Продажи в Японии 2016 г., шт | 105 662 |
Гибридные технологии в Японии в последние годы стали обыденным и массовым явлением. Как пример — появление в 2011 году хэтчбека Toyota Aqua, который быстро обосновался на высших строчках топ-листа продаж. Автомобиль В-сегмента (длина 3995 мм), по сути, представляет собой уменьшенную копию Prius, с использованием тех же принципов работы гибридной силовой установки.
В базовое оснащение автомобиля входят фронтальные подушки безопасности, ESP, электропривод стекол и зеркал, дистанционный ключ, климат-контроль. В 2014 году хэтчбек претерпел рестайлинг, изменилась, в частности, облицовка кузова и отделка интерьера. Популярность модели повторил и ее экспортный аналог под названием Toyota Prius-c, который хорошо приняли североамериканские потребители.
Длина/ширина/высота, мм | 3995/1695/1455 |
Количество мест | 5 |
Двигатели, л/л.с. | 1,5/74 |
Средний расход топлива, л/100 км | 2,7 |
Продажи в Японии 2012–2016 гг., шт. | 1 145 876 |
Продажи в Японии 2016 г., шт | 168 208 |
Еще в 1997 году мир услышал о появлении в Японии очередного чуда — легковой модели с гибридной силовой установкой. «Концепт», показанный в Токио двумя годами ранее, воплотился в серийный седан Toyota Prius. Автомобиль длиной 4275 мм имел нетипичный для своего времени дизайн кузова и салона, оснащался экономичным бензиновым двигателем объемом 1,5 л (72 л.с.) и электродвигателем мощностью 45 л.с., который получал питание от установленных на борту аккумуляторов, подзаряжаемых генератором. В зависимости от условий движения Prius мог ехать как на чистой электротяге, так и в тандемном режиме с ДВС. Но главным результатом сложного технического симбиоза было малое потребление топлива: по данным производителя, в смешанном цикле — 3,6 л на 100 км.
Между тем с 2000 года Prius начинает мировую экспансию (не без ценового демпинга), вовлекая в свою «секту» все больше покупателей, а заодно идейно «заражая» инженеров и маркетологов других автоконцернов. В 2003 году появляется второе поколение модели в кузове хэтчбек, а к середине 2013 года, когда миром правил Prius уже третьего поколения, совокупные продажи автомобиля достигли 3 млн экземпляров. К этому же времени «приусоманией», то есть созданием своих гибридов, уже «заболели» многие ведущие автопроизводители.
Все последние годы Toyota Prius не покидала подиума, а по итогам 2016 года вновь занимает первое место — автомобилю отдали предпочтение 248 258 покупателей. Притом эти лавры достались уже модели четвертого поколения, вышедшей на рынок Японии еще в конце 2015 года.
Длина/ширина/высота, мм | 4540/1760/1470 |
Количество мест | 5 |
Двигатели, л/л.с. | 1,8/98 |
Средний расход топлива, л/100 км | 2,7 |
Продажи в Японии в 2012–2016 гг., шт. | 1 130 661 |
Продажи в Японии 2016 г., шт | 248 258 |