Добрый день! Мне 35 лет, высшее техническое образование, шесть лет работаю инженером по гарантии различных дилерских центров (европейские, корейские и японские бренды). В серии своих заметок хотелось бы рассказать о различных моментах гарантийного обслуживания автомобилей. И в первом материале обсудить самое насущное — всегда ли бесплатно гарантийное обслуживание? От каких нюансов это зависит?
Уточним термин «заводская гарантия»
У каждого из нескольких десятков автомобильных брендов, представленных на нашем рынке, есть свои «условия гарантийного обслуживания» (названия данных документов у производителей разные: «политика», «директива», «книжка» — но сути это не меняет).
В данных «условиях» можно (и нужно!) прочесть много интересного: узнать о сроке общей гарантии производителя, ограничениях по пробегу, сроку и деталях, на которые гарантия производителя не распространяется. К последним относятся шины и расходные материалы для обслуживания вашего автомобиля (фильтры и технические жидкости).
Некоторые китайские и корейские производители заманивают потребителя гарантией на пять лет, а немецкие — лишь на два года. При этом условия у немцев гораздо честнее, нет такого количества ограничений под «звездочками», как у коллег из Азии (более короткий срок гарантии, отличный от полного, например, на элементы ходовой части).
Впрочем, пять лет гарантии на основные узлы и агрегаты у азиатов тоже честные.
И все же главное, что владельцам новых автомобилей нужно понимать — гарантия производителя распространяется только на узлы и агрегаты, оказавшиеся дефектными по вине завода-изготовителя. Моете машину тряпочкой из ведра и исцарапали абразивом лакокрасочное покрытие — это к деньгам (для кузовного сервиса). Вины изготовителя здесь точно нет. Облезла краска из-за нарушения технологии нанесения или потекло масло через сальник из-за неправильной посадки — это уже вина изготовителя.
О заводском браке подробнее
Здесь производители или их представители на территории Российской Федерации (дистрибьюторы) схожи в своих мнениях. Заводским браком они признают неисправность, возникшую при сборке (или по вине сборщиков), дефектную деталь, а также деталь или узел, износившиеся раньше срока. Если со сборкой все более или менее ясно, то под преждевременным износом у всех производителей подразумевается тот факт, что деталь (узел) не отходила положенный ей гарантийный срок. Например, потеряла герметичность или появился люфт.
Но это не значит, что эта деталь должна отработать полный срок заводской гарантии. Если для детали или узла в «условиях» оговорен срок, отличный от полного срока заводской гарантии, то в расчет берется именно данный срок.
К примеру, как было указано выше, все производители, дающие на территории России и Таможенного союза пятилетнюю гарантию, оговаривают в «условиях» меньший срок на элементы ходовой части и рулевого управления.
Практика
С какими только случаями не доводилось встречаться за шесть лет работы! И клиенты, и автомобили, и работодатель с дистрибьютором могут (и успешно с этим справляются) «выносить мозг» не один раз на дню. Например, повредить штатную электропроводку при подключении какого-либо дополнительного оборудования и требовать бесплатного ремонта по гарантии (естественно, это про клиента). Или другой случай. Приехал как-то клиент с «пятнами в фарах», которые на поверку оказались высохшей влагой. Образование конденсата — это вина производителя или все-таки эксплуатационный процесс? Эх, наверное, физику в школе прогуляли…
Отношение с дистрибьютором — отдельная тема. Согласовать ремонт, а потом его не оплатить. Или как вариант — оплатить, но «забрать свое» при аудите…
Впрочем, все это темы для других статей, которых, я полагаю, будет достаточно, если, конечно, ты, дорогой мой читатель, сочтешь эти темы интересными.
Частные случаи
И все же вернемся к заголовку. Владелец видит/слышит/чувствует неисправность на гарантийном автомобиле. Будет ли визит к дилеру для него 100% бесплатным? Здесь я вас удивлю и отвечу положительно. ДА! Такой визит (диагностика и устранение неисправности) должен быть бесплатным. При условии, что вы читаете упомянутые выше «условия» гарантии и руководство по эксплуатации своего автомобиля. Но кто же их читает? Наш клиент всегда прав и сразу едет на устранение.
Перед визитом к дилеру вы должны понимать, что неисправность придется продемонстрировать. Показалось неделю назад, что шумит ролик, а сейчас перестало? В фаре была влага, а сейчас внутри сухо? Был стук, но прошел? В штате сотрудников дилера ясновидящих, как правило, не держат (автору не встречались). При визите с такой «неисправностью» вам непременно предложат диагностику. Оплата? Практически у каждого производителя в тех самых «условиях» прописано, что диагностика для клиента будет бесплатной, если в ее результате найдена неисправность, признанная гарантийной. А если не найдена? Сотрудник ДЦ (приемщик) должен предупредить — если нет неисправности, за диагностику придется заплатить. Это равносильно тому, что вы сами захотели убедиться, что с автомобилем все в порядке (например, перед дальней поездкой).
Особняком стоят чисто «зимние проблемы». Продемонстрировать их у вас получается, но является ли это неисправностью? Мне клиенты неоднократно сообщали, что у них с наступлением холодов увеличивается расход топлива. Но это нормальное явление, а не неисправность! Или машина не завелась в -40 С°. Помогаем разгрузить с эвакуатора и отогреваем, но за оплату.
Впрочем, если в результате диагностики неисправность найдена и признана гарантийной, то требовать оплату за нее в корне неправильно. Меняйте жадный ДЦ на другой.
Ну а если неисправность видна/слышна/чувствуется еще до визита? Возможно, мне придется вас удивить, но в ДЦ опять же предложат диагностику. И, возможно, даже озвучат ее стоимость на тот случай, если неисправность найдена, но признана негарантийной! Бояться такого расклада не нужно. На моей практике 99% (ну, может, чуть меньше) таких обращений заканчиваются именно бесплатной диагностикой и гарантийным ремонтом. Что входит в оставшийся 1%? По-разному — чаще механические повреждения детали из-за неправильной эксплуатации (явный след удара от езды по нашим «направлениям»), реже — умышленное или неумышленное повреждение самим клиентом или третьими лицами.
Отдельно хотелось бы затронуть «плавающие неисправности». Вы точно знаете, что они есть, но проявляются только в определенных условиях. Их также нужно будет продемонстрировать. Например, шум только при запуске двигателя на морозе. Записываясь в ДЦ, не забудьте посмотреть прогноз погоды в день осмотра — приехать в оттепель и заплатить за диагностику, зная, что неисправность все-таки есть, будет очень обидно. Или, например, посторонний шум проявляется только по утрам, когда двигатель за ночь полностью остынет. Будьте готовы оставить автомобиль на диагностику до утра и, если не доверяете сотрудникам ДЦ, приехать утром на совместный запуск холодного двигателя.
Выводы
Машина же на гарантии — значит, все должно быть бесплатно? Да! И диагностика, и ремонт! Правда, не поленитесь почитать те самые «Условия» гарантийного обслуживания, и обязательно — руководство по эксплуатации своего автомобиля. Знание его «особенностей» позволит избежать лишних трат при обслуживании.







