Предыдущие записки таксиста читайте здесь.
Известно — каждый третий таксист не имеет своей машины. Говорил об этом в посте про криминал — сложнейшее преступление удалось раскрыть, потому что хозяин машины поставил на него GPS-трекер, а арендатору об этом не сказал. Рассказывал и о жуткой конторе по аренде такси, в которую устроился мой приятель, а потом копил деньги, чтобы выкупить свой паспорт. Кстати, эта служба такси продолжает работать в нашем городе — постоянно набирает новых сотрудников. Так как стать таксистом без машины?
Ловушка для обездоленных
Бывает, что сам пользуюсь такси как пассажир. Оказывается, так делают многие коллеги-таксисты. Берегут свои машины, а в сложные поездки — например, в садоводство с убитой дорогой — вызывают такси. По цене такси сравнялось с маршруткой, особенно если ты едешь из пригорода. Глаза мне раскрыл водитель грузовика Howo, которого я довозил из больницы до деревни, где стоит его техника.
— Посчитал, сколько денег уходит на бензин, чтобы сгонять в город по делам, — говорит этот профессиональный водитель. — У меня свой личный Харриер, но я его берегу — лишний раз стараюсь не напрягать. Пусть стоит в гараже. В центре города не припаркуешься. Даже во время самоизоляции машину поставить было негде. У меня «Хорька» один раз эвакуировали, и я решил — проще брать такси. И так всю жизнь за рулем, а в такси отдыхаешь, крутишь головой по сторонам, по телефону говоришь. И не паришься — как подъехать, где встать!
Расплатился наличкой — даже добавил полтинник. Неужели такси стало настолько выгоднее личного транспорта? А есть ли смысл, имея свою машину, брать в аренду автомобиль под работу в такси? Конечно нет. Если только последующий неизбежный ремонт не будет сопоставим с ценой аренды. А такая ситуация возможна: я побелел, когда после поездки в ту деревню увидел вот такой сюрприз на переднем колесе.

Меня поразил случай с таксисткой из Нижнего Новгорода. Ирина Федорова в течение полутора лет пыталась выкупить машину, на которой таксовала у Яшки (напомню, Макс и Яшка — так мы договорились называть популярные агрегаторы). Но таксопарк всячески откладывал подписание договора — ссылались на то, что машина у них самих в лизинге. Федорова доверилась своим хозяевам — платила аренду вперед за неделю, по 9100 рублей, все ждала договора купли-продажи. А потом случайно узнала, что ее машина находится в залоге у банка, и приобрести ее в принципе невозможно. Ни один из ее коллег также не смог «добежать» до конца этого выкупного марафона. Ирина умудрилась передать за мнимый выкуп 700 000 рублей. Причем китайский седан стоимостью в 500 000 обошелся бы ей через три года выплат в 1 400 000 — да еще и с огромным пробегом.
— Я работала ежедневно по 12 часов, — рассказывает Ирина. — За год и четыре месяца у меня был один выходной, когда поднялась температура. Я уже выкупала свою предыдущую машину у частника. Вначале регулярно платила, потом заключила договор купли-продажи. И все! Правда, та машина быстро сломалась. А здесь же я буду подавать в суд на компанию, которой я так долго доверяла! Причем они отключили меня от Яшки. Да и раньше могли выключить саму машину дистанционно, заблокировав двигатель... Как жить дальше? А я ведь таксую уже девять лет.

Удивительно: кто-то бережет свой личный автомобиль, и поэтому заказывает такси. А кто-то одновременно в этой самой машине считает каждый рубль и каждый километр, находясь за рулем сутками! «В такси идут не от хорошей жизни» — эта фраза часто повторяется в комментах к блогу. А есть ли в принципе смысл туда идти? Может, жизнь станет еще хуже?
Получается, брать машину под выкуп — ловушка для самых обездоленных. Машина создает иллюзию твоей защищенности, твоего дома. Таксист привыкает к «своей» машине. Строит вместе с ней радужные планы: «вот заработаем вместе, и я тебя выкуплю». Ирина из Нижнего живет с матерью-инвалидом в съемном жилье, мечтает купить когда-нибудь хотя бы комнату.
И таких случаев по всей стране — тысячи. Владельцы «выкупных машин» многократно страхуются. И они знают главное: откатать в такси даже полтора года и не облажаться (ДТП, конфликты, личное здоровье) — очень сложно. А когда водитель уже выходит на финишную прямую — к счастливому обладанию своих колес, его очень просто спустить обратно с небес на землю.
Прокат как последний шанс
Пандемия сильно обломала бизнес по сдаче автомобилей в аренду. В нашем городе есть несколько компаний, которые в свое время крупно вложились в создание больших таксопарков. Они покупали оптом машины непосредственно под такси: по цветам брали белые или желтые, тут же обклеивали «шашечками», чтобы автоматически получать приоритет агрегаторов. И — конечно! — мечтали занять серьезную долю рынка.
Подозрительный хозяин одной из таких фирм долго меня расспрашивал, в каком таксопарке я работал на Яшку и почему решил взять машину в аренду. Работает он только на Ниссан Альмере: закупил их несколько десятков. Скорее всего, раньше он смотрел из своего офиса сверху на личный таксопарк: и в этом желто-белом море наверняка представлял, как каждый час его машинки будут приносить денежки. Да вот только на стоянке у него сейчас пусто не бывает. Желающих ввязываться в это ремесло не так много. Потому к водителям с хорошей репутацией отношение у него отеческое.
— Есть два пути сотрудничества, — объяснил он мне. — Зарплатный проект: это когда мы с тобой делим все расходы пополам, но и прибыль делить будем также 50 на 50. И есть вариант взять машину в аренду в сутки от 1500 до 1600 рублей. Все, что заработаешь, — твое. Чтобы заключить договор, достаточно паспорта и водительского удостоверения.

В комментариях к блогу коллеги часто рассказывают, как работают на арендованных машинах.
— Все расходы оплачивал хозяин фирмы: даже лампочки давал абсолютно любые, — пишет Илья из Асбеста. — Мойка «экспресс» вместе с ковриками стоила 160 рублей, мы платили 60, остальное доплачивал он. По итогу от общего заработка оставалось 30%. Ну это если не «левачить». Сдавали половину выручки, если ездили на пропане. И 40% — если на бензине. Частником на своей машине я сдавал 15% агрегатору плюс заправка. Получалось чистыми 50%. Вычесть амортизацию и ремонт, и получится примерно одинаково. Единственное, «на хозяйке» был график 12 часов: день-ночь три через два. И отказаться от поездок «в ипиня» себе дороже. А на своей машине — выходил, когда хотел, уходил, когда хотел. От проблемных адресов и пассажиров отказывался.
«Автокнязьки» со своими таксопарками серьезно пострадали от режима самоизоляции. Спрос на услуги такси резко уменьшился, самих таксистов также стало меньше на порядок: многие реально боятся выходить на линию, пережидают это смутное время.
— Раньше я брал в аренду Логан 2011 года за 25 000 рублей в месяц, — рассказывает мне Дмитрий из соседнего райцентра. — Доходы резко упали, я пришел к хозяину и говорю: «Могу платить только 15 000». И он тут же согласился! Несколько машин у него и так давно стоят без дела во дворе. А я уже год как зарекомендовал себя, выплаты никогда не задерживал. Понимаю его: лучше хоть что-то получить сегодня, чем просидеть ни с чем.
В нашем городе в лучшие времена владельцы автопарков изначально работали масштабно: скупали ходовые автомобили и сдавали их в прокат под любые цели, не только под такси. Еще год назад аренда машин в летний период была очень выгодна. Прежде всего из-за большого потока туристов. Мой приятель Олег приезжал тогда из Москвы отдохнуть на нашем знаменитом озере. Привычно хотел арендовать машину через международный сервис, которым пользовался по всему миру: у него там уже была хорошая скидка. И удивился, что не смог это сделать — машины всех классов были разобраны на два месяца вперед! Нашел лишь Солярис у местной компании, которая сдает машины недалеко от аэропорта. Сгонял на нем в Монголию, пару раз застрял в песках. Но сильно «не парился».
— Машину в прокате никто беречь не будет, — смеялся автотурист Олег. — Да и получаешь ее обычно уже в меру ушатанном виде. Так что давайте без взаимных претензий!..
С плохой кредитной историей
Теперь все не так. Свободных машин много. Ходи и выбирай, что больше понравится. То же самое — на парковке у федеральной фирмы, которая сдает машины только под такси. Здесь и Солярисы, и Рио, и парочка Ниссанов Куб. Машины уже далеко не первой свежести: и внешний вид, и салон видали самых разных пассажиров. Причем, возможно, и не только местных — на нескольких тачках номера из соседнего региона, где у фирмы также есть филиал.
Я купился на их акцию «Месяц бесплатно» — думал, покатаюсь, сравню, насколько это выгодней, чем убивать свой Саксид. Но оказалось, дарится лишь четвертый месяц сотрудничества! Да и то халява выдается понедельно: откатал три недели в аренду, четвертую тебе подарили. Чтобы войти в долгосрочное сотрудничество, нужно иметь при себе 3500 рублей сверху — это изначальная комиссия фирмы кроме ежедневной аренды. Ниссан Альмеру здесь можно взять в аренду за 1070 рублей в сутки: 2015 года выпуска, темно-синяя, двигатель 1,6 литра.
— Но кроме первоначального взноса в 3500 рублей мы берем еще арендную плату на неделю вперед, — расстроила меня оператор Дина. — Солярис с «механикой» выйдет в 8500 рублей в неделю, с «автоматом» — в 8960 рублей. Для аренды нужен лишь паспорт и водительское удостоверение. Ждем вас!..
Договорился о встрече, приехал на одну из самых оживленных парковок в городе — здесь друг напротив друга стоят несколько торговых центров. Менеджер внимательно проверил мои документы, только потом показал машины. Но отношение — как к очередному бедолаге, который готов вцепиться в единственный шанс.
Обзвонил несколько подобных фирм. Никого не интересует гражданство, прописка или кредитная история — будь ты хоть закредитованный эфиоп из Вологды, машину тебе дадут в аренду за счастье. Были бы деньги!
Выкуп как система самоконтроля
В прокатных фирмах активно сдаются Хендэ Солярис, Киа Рио, Тойота Филдер, Мазда Демио. На Дроме нашел два объявления по сдаче Хонды Фит — одна обклеена под Макса, другая под Яшку. Мне всегда нравилась эта машина: прежде всего своей экономичностью. Если живешь в кредит или в аренде, начинаешь считать каждый рубль. Во время пандемии у всех таксистов существенно вырос холостой пробег. Заказов мало, конкурентов много. Агрегатор лучше реагирует на автомобиль в движении, потому долго стоять на месте не получится. А только тронулся — «закапали» топливные расходы.
У одной фирмы с несколькими Фитами проката нет совсем. Работают «вдолгую»: либо аренда от двух месяцев, либо последующий выкуп. Для сравнения: «федералы» при выкупе считают первоначальный взнос в пользу таксиста, то есть эти 3500 не сгорают, если ты доедешь до финишной прямой. Здесь же этот взнос идет в пользу таксопарка.
Большинство компаний сдают машины под такси, требуя оплаты за неделю вперед. Если берешь автомобиль под выкуп, с тобой заключают договор. Пандемия внесла свои коррективы и здесь: раньше договор заключался минимум на два года, теперь большинство компаний срок выкупа ограничили одним годом. Фирмы страхуют все машины по ОСАГО, совсем новые — и по каско. Есть гарантия на двигатель — три месяца, на коробку передач — один месяц, на ходовую — две недели.
В первый раз оплату все требуют наличкой и при личном участии. Дальше можно и не приезжать — отправлять деньги по карте, а к автомобилю относиться уже как к собственному — обклеить под любой из агрегаторов. Хонда Фит 2006 года здесь оценена в 340 000 рублей, если платить понедельно — 6500 рублей. Первоначальный взнос — 2000.
Я разговариваю с Игорем, он тоже раньше присматривал Фит, но в результате выкупил Тойоту Витц, 2009 года с литровым движком и пробегом под 100 000 километров.
— Еще 100 000 я накатал в такси, пока ее выкупал, — вспоминает Игорь. — Платил я по 1000 рублей в день за выкуп, все расходники, ТО, страховки также оплачивал сам. В договоре это и было прописано: полтора года я выкупал машину и еще месяца три рассчитывался по текущим долгам. Понял одно — проще было бы скопить эти деньги и купить Витца на Дроме за эти 350 000 рублей! Выкуп — как и любой другой кредит — невыгоден совсем. Понятно, что продавец должен заработать. А он, как я понял, постоянно привозит машины из Владивостока: и продает, и сдает в аренду, и отдает под выкуп. Ему важен доход каждый день. И я честно отработал свою машину. Да, через не могу, сверхурочно, через себя, с гастритом... Но у меня к бывшему хозяину нет претензий: именно благодаря жестким условиям договора я и заработал на свой Витц. Как ежедневно откладывать этот «шуткарь», если еще полтора года назад мне не каждый и доверил бы свою машину? Теперь я на колесах, с постоянной работой, про которую знаю абсолютно все. Выкупать невыгодно, но если это остается единственным вариантом, чтобы выжить? У меня у сестры квартира в ипотеке — смотрю, как они ужимаются каждый месяц перед выплатой, и вспоминаю себя. Но в результате и у нее, и у меня в этой жизни что-то останется.
Пойти в таксисты с дальнейшим выкупом машины — такая возможность появилась не так давно. И это ведь не лизинг для юрлица, не кредит для частника и не братская рассрочка для товарища. В моем городе все «выкупные» фирмы делают акцент на том, что кредитная история у тебя может быть любой. Понятно, что человек, который уже проштрафился многократно, вряд ли получит саму возможность услышать заветное «да» от банка.
Главное: чтобы взять машину внаем, нужно четко соблюдать фиксированный график платежей. Большинство компаний сегодня покладистые. Идут на уступки, как, например, владельцы квартир, которые они сдают в аренду. Не факт, что получится найти хорошего жильца, поэтому проще «войти в положение», сделать скидку на пандемию. Хозяева машин готовы установить выходные — дни, когда плата за машину не берется, но она фактически находится у таксиста. В этот счастливый день он может воспользоваться автомобилем в своих личных целях. Либо опять поработать на линии — и уже только на себя.
Кредит в автосалоне
Может быть, проще не выкупать машину под такси, а просто приобрести ее в автосалоне — как это делают все цивилизованные люди? Да, у меня сейчас нет ни копейки, но кого в современных условиях это останавливало?
Заезжаю в салон Киа. В воздухе веет безнадегой. Все менеджеры на своих местах, в деловых костюмах и медицинских масках. А вот клиент я один — вцепились жадные глаза, внимательно осматривают. Но выгляжу я плохо — спортивный костюм, сумочка через плечо. Как услышали, что таксист, — всеобщий интерес тут же пропал. А как сказал на ресепшн, что интересует покупка только в кредит — в разговоре появились нотки снисхождения. Дескать, ладно мы здесь сидим без продаж, а вот этот персонаж и вовсе собирается жизнь свою заложить на пару лет вперед.
Начинаю осматривать машины с пробегом. Под такси здесь подходят не так уж и много. Белая Киа Рио, 2017 года с «автоматом». Стоит 735 000. Требую показать историю автомобиля. Оказалось, что сдали его после лобового ДТП — впереди заменили всю кузовщину. Про двигатель молчат, но понятно, что после таких аварий в машине далеко не все в порядке. Стоит с прошлого года. Никаких гарантий на пробежную технику нет. Банки готовы дать мне под нее кредит — в среднем под 13,5%. И есть еще бежевая Ниссан Альмера 2014 года, «механика» — за 430 000 рублей. Автосалон починил у нее задний бампер.
— Но чтобы получить кредит, нужно внести хотя бы минимальный взнос, — рассказывает консультант. — Даже для машины с пробегом. Банки охотнее выдают кредит, когда вы внесли хотя бы 100 000 рублей. При оплате половины стоимости можно претендовать на ставку в 7,9%.
То есть даже чтобы купить битую покрашенную машину, нужно скопить деньги. Но это не совпадает с нашими исходными данными — человек с улицы без денег пытается стать таксистом. Понятно, что если так рисковать, появляется больше смысла брать совсем новый автомобиль. Любой простой из-за ремонта может стать фатальным — не ездишь, значит, не зарабатываешь. Как тогда накопить на выплату кредита?
Подхожу к новым машинам. Киа Риа с двигателем 1,4 литра, 2020 года выпуска, есть красная и белая, «автомат». Стоит 979 000 рублей. Мне готовы ее продать в кредит без первоначального взноса. Но каждый месяц я должен платить банку по 27 000 рублей — в течение пяти лет. Получается, в конце этого марафона я отдам 1 620 000 рублей. Это 16 200 поездок, из которых я должен откладывать на кредит по сотке.
— В эту стоимость мы включили каско в 40 000 рублей, — обнадеживает «банкирша». — А страховка обязательна для новой машины. Если вы внесете предварительный взнос в 100 000 рублей, то ежемесячный платеж на пять лет у вас будет на 3000 меньше.
Получается, взяв новую машину без гроша за душой, ты должен ежедневно зарабатывать минимум тысячу рублей. Чтобы иметь право на ней ездить. А потом уже ты должен заработать на ТО, шины, расходники, комиссию агрегатору и — на бензин. Понятно, что в таких жестких условиях придется экономить на всем. И искать пути минимизации расходов.
— Без установки газового оборудования сегодня выходить на линию уже бессмысленно, — рассказал мне таксист Артем на новеньком Солярисе, с которым я как-то возвращался из гостей. — Я подсчитал, что с газом стал зарабатывать на треть больше. Недавно съездил в деревню с пассажиром за 100 километров, день там крутился, вернулся обратно. По газу у меня ушло 500 рублей. Если бы ездил на бензине, ушел бы полный бак — а это 1500 рублей. Вот и считай, что эту тысячу на кредит я и заработал.
Артем поставил ГБО от компании Digitronic за 32 000 рублей. Пропановый баллон на 42 литра лежит в багажнике вместо запасного колеса. Понятно, что нужно еще и заправляться бензином — именно на нем происходит запуск двигателя, пока он не прогреется. Опять же, для таксиста важна подстраховка: бензиновых АЗС в нашей области все-таки гораздо больше, чем газовых. Получается, любой первый шаг в наше ремесло требует первоначальных вложений. А если их нет — добро пожаловать в кредитное рабство!..
Итак, что бы я выбрал, оказавшись на улице и будучи вынужденным таксовать без личной машины? Думаю, повторил бы свой путь.

Купил бы подержанную Тойоту Саксид с рук за 300 000 рублей, а деньги занял бы у друзей и родственников. Без выплаты сумасшедших процентов — что банку, что прокатной фирме. Все это абсолютно невыгодно, так как в условиях падения рынка ты и так будешь работать лишь на этот процент. А как бы поступили вы? Или как уже поступили? Удачи на дорогах!