Появление этого автомобиля взволновало интернет-общественность. 10 млн рублей за «Жигули»? Смело, однако. Хайп это, жадность или что-то еще? Дром во всем разобрался.
Дмитрий Ким болен автомобилями давно и неизлечимо. Уже много лет он профессионально занимается тюнингом. Все начиналось с изготовления стеклопластиковых бамперов и элементов обвеса для собственных автомобилей, затем появились связи и хобби превратилось в любимую работу. Проект «Супердвойки» помог ему найти работу в гоночной команде. Благодаря этому послужной список обогатился опытом постройки раллийных монстров группы N. На данный момент Дмитрий один из немногих в России, кто профессионально занимается изготовлением деталей из углепластика для автоспорта, в том числе для команды, выступающей в «Дакаре». Классический внешний тюнинг и изготовление деталей и кузовов из стеклопластика тоже не заброшены. Основная деятельность ведется под брендом Mad Mechanics.
Все началось с «Двойки», но другой. Это был первый автомобиль Дмитрия. Машина нравилась ему дизайном, ходовыми качествами, универсальностью, естественно, ценой и какой-то своей неповторимой аурой. Увы, за кузовом Дмитрий не уследил, и по прошествии двух лет «Двойка» просто развалилась. Обидно, но пришлось искать другой автомобиль.
Как ни странно, им стала тоже «Двойка». Универсал увидел брошенным на улице: весь в пыли, со спущенными колесами и разбитым окном, зато с приличным по состоянию кузовом. Нашлась и хозяйка, которая легко рассталась с раритетом 1978 года выпуска за 10 000 рублей. Было это в далеком 2006 году.
Согласно документам, именно этот автомобиль вы сейчас видите на фото. За 15 лет он успел примерить несколько обличий. Началось все с аэрографии, спортивных «ковшей», расширенных арок, мотора 1.6 и выступлений во всех классах гонок, в каких только возможно. Но затем и у этой «Двойки» начались проблемы с кузовом. Устав переваривать пороги и пол, Дмитрий решил полностью переосмыслить концепцию своей машины.
Так родилась идея сделать раллийный болид в ретрокузове, на котором можно спокойно передвигаться каждый день. Под это дело за 125 000 рублей купил двигатель SR20DET от Nissan Silvia с коробкой, карданом и задним мостом с многорычажной подвеской. Для удобства постройки пришлось снимать отдельный гараж, где было организовано подобие стапеля. Появились подкатки на колесиках для установки и обслуживания мотора и подвески.
Дальнейших вариантов развития событий было несколько. Можно было просто запихнуть ниссановские потроха в кузов «Двойки», который скоро начал бы погибать под нагрузкой от агрессивной езды. Дмитрий решил пойти другим путем — сделать пространственную раму и обшить ее панелями из стеклопластика, чтобы уж точно больше не иметь проблем с коррозией. Сложно, дорого, интересно и очень затратно по времени.
Из-за того, что автомобиль строился на собственные деньги и в свободное от работы время, проект превратился в настоящий долгострой. В конце концов Дмитрий понял, что правильнее заниматься своим профессиональным направлением (карбоном и стеклопластиком) и участвовать в проекте только как специалист в данной области. Остальные работы он решил отдать на откуп проверенным людям. Основной подрядчик — TDG racing team, который как раз специализируется на подготовке спортивных и околоспортивных автомобилей. И дело сразу пошло быстрее. Последний год — настоящий прорыв. И все равно результат на фото — всего лишь промежуточная стадия.
Идея превратить «Двойку» в трехдверный универсал родилась шесть лет назад. Как раз тогда появились первые эскизы, которые стали руководством к действию. Началось долгое и муторное моделирование желаемых форм. Это сейчас автомобиль полностью оцифрован, а тогда все делалось по старинке. С помощью «болгарки» и сварки из четырех обычных дверей родились две большие, соответственно, была перенесена центральная стойка. Пороги моделировались из листов ДВП и частично ДСП. Для арок использовались пенопласт и картон. Их форма — результат расширения колеи более чем на 20 см. Таким образом выстроилась приблизительная форма. После настала очередь шпаклевки, ошкуривания и, наконец, снятие переходной матрицы для изготовления стеклопластикового кузова. Удовольствие это дорогое: порядка 100 000 рублей за матрицу с одной двери.
Остатки родного кузова распилили и сдали на металлолом, поэтому отступать было уже некуда. Из заводских элементов в строю остались только ручки дверей, задняя оптика, боковые зеркала, лобовое стекло и слегка доработанная решетка радиатора. Передние фары взяты от Volkswagen Golf. Новый стеклопластиковый кузов, который представляет собой единую деталь, был вылеплен за неделю и обошелся в 60 000 рублей. Кстати, он легко может заменить собой металлический кузов обычного ВАЗа, поскольку совместим с заводским полом и моторным щитом.
Несмотря на то, что данный этап стал самым сложным, долгим и дорогим, текущий кузов «Двойки» — временное решение для того, чтобы обкатать конструкцию и поездить по выставкам. Для участия в выставке Roadside Picnic полуготовый автомобиль (только с собранным шасси) в авральном режиме за три дня собрали и покрасили. У него даже пола частично нет. Багажник у универсала действительно бездонный. Те же подъемные двери с щеколдами от забора — вариант из разряда «пока и так сойдет». Изначально планировались Lambo-двери, но заказанные петли не подошли. Придется разрабатывать новые с нуля, скорее всего, из карбона.
Кузов стоит на пространственной раме. Сварена она не абы как, а в соответствии с приложением «J». Это регламентирующий документ автомобильной федерации с требованиями к конструкции и оснащению машин, допускаемых до гонок. При желании на нее можно получить все документы, шильды, и тогда «Двойка» сможет спокойно участвовать в ралли, time-attack, ралли-рейде, да где угодно, в зависимости от настроек. Рама обошлась примерно в полмиллиона рублей.
Тот самый 2,0-литровый «сливовский» мотор под легкосъемным пластиковым передком пока выдает примерно 300 л.с. Турбина от Mitsubishi Lancer EVO6, естественно, способна на большее. В дальнейшем будет около 400–450 л.с. Мотор стоит четко в базе, что дает надежду на хорошую управляемость в будущем. Питается мотор «сотым» бензином, но теоретически можно использовать и АИ-95. Топливо заливается в разработанный с нуля бензобак. Для удобства обслуживания использовано такое гоночное решение, как съемный подрамник на четырех болтах.
Выпускной коллектор пришлось изготавливать на заказ. Из-за довольно плотной компоновки его форму рассчитывали путем 3D-моделирования. При этом все патрубки у него одной длины и сечения, что обеспечивает максимальную продувку цилиндров.
Ходовая — по большей части микс комплектующих от Nissan и Lada. Спереди стоит слегка модернизированная (развернули рычаги и кулаки) дрифтовая вазовская подвеска TAZ-FAB от Club Turbo. Сзади — стандартная подвеска от Nissan Silvia. Койловеры использованы от DGR. Рулевая рейка от праворульного Volkswagen Golf 2 перенесена назад. Электроусилителем поделилась Lada Priora. С целью дальнейших настроек рулевые сошки сделаны регулируемыми.
Тормозная система собрана по заказу из отечественных компонентов от Proma brakes. Суппорты и диски 15" с алюминиевой ступицей — легкие, надежные, как показал опыт предыдущих проектов, и недорогие. Комплект обошелся в 36 000 рублей. У аналога от AP racing только цена суппорта начинается от 800 евро. Ставить тормоза большего диаметра и, соответственно, большего веса с учетом малой снаряженной массы автомобиля (около 800 кг) не было никакого смысла.
Управляет тормозами напольный педальный узел. Из-за тесной компоновки салона его пришлось разрабатывать на заказ. Педаль газа — электронная. Вдобавок установлена система «тандем», то есть использованы два главных тормозных цилиндра, по одному на переднюю и заднюю ось.
Электронная начинка тоже родом из гонок. Вместо обычных реле и предохранителей в автомобиле стоит система PDM (Power Distribution Module). Это интеллектуальный блок управления, позволяющий силами нескольких коробочек управлять всей бортовой электроникой. Это надежнее, значительно упрощает систему проводки и снижает вес. С помощью PDM можно контролировать питание различных систем автомобиля и получать информацию про выходные токи и состояние ошибок. Система установлена силами TDG racing team. Они же разработали программируемую электронную приборную панель и блоки управления двигателем.
Кислотно-зеленое нечто неизменно притягивает взгляды окружающих. Зрители нашлись даже в тихом жилом квартале на окраине городка в Ленинградской области. Рабочие с ближайшей стройки, водители маршруток и собачники постоянно лезли в кадр, пилили сторис в Инсту и донимали расспросами владельца. Пара мальчишек младшего школьного возраста неизменно следовали за нами по пятам. «Вот Макс дурак, что в город уехал, теперь обзавидуется!» — устами младенца глаголет истина.
Нашлись и противники гаражного творчества. Шум прямоточного выхлопа привлек бдительную бабушку, которая, вывесившись из окна, пригрозила вызвать полицию. Подъехавший буквально через пару минут охранник ЖК нарушений не нашел. Сделал фото на память, спросил: «Скока сил?» — и был таков.
Обычный день звезды районного масштаба. Но доработанная «Жига» не теряется и на фоне других интересных проектов. Автомобиль наделал немало шума на таких мероприятиях 2021 года, как выставка тюнинга Roadside picnic и «Жи-Фест», он же всероссийский фестиваль любителей «Жигулей». Рядовые обыватели, конечно, поначалу думают, что это просто корч — «Жигули» с распиленным кузовом, но стоит снять капот или открыть двери, и скепсис сразу сменяется интересом. Те, кто хоть немного в теме автоспорта, оценивают проект очень высоко.
Зачем продавать автомобиль, на который потрачено почти 15 лет жизни? С одной стороны, все очевидно — пора двигаться дальше, а для движения нужны деньги. Продажа «Двойки» — отличный вариант раздобыть стартовый капитал для нового проекта. Это одна из причин, почему обмен неинтересен ни в каком виде.
Элемент хайпа тут, конечно, тоже есть. Гоночные «Жигули» сейчас выступают хорошей демонстрацией возможностей Дмитрия и его бренда Mad Mechanics. Подобный автомобиль под конкретного клиента они готовы изготовить примерно за год.
Заоблачный на первый взгляд ценник на самом деле вполне обоснован. Сколько, по-вашему, стоит багги для ралли-рейдов? Стартовая цена — пять миллионов. Все пожелания и доработки вроде более мощных тормозов на порядок увеличивают цену. А здесь продается уже готовый аппарат, построенный по всем гоночным правилам, который при желании может участвовать в каких угодно соревнованиях. Согласитесь, что сравнение с новеньким Porsche Panamera тут неуместно от слова совсем. Это техника совсем другого порядка.
Несмотря на немалую цену, Дмитрию звонят не только умники с предложениями расстаться с «Двойкой» за миллион. Было и несколько звонков от понимающих людей, правда, до реальных просмотров дело пока не дошло. Нужно время, объявление-то опубликовано всего пару недель назад.
Если «Двойка» зависнет в продаже, то Дмитрий не расстроится. Автомобиль ему реально нравится, и он готов ездить на нем каждый день. Но до финала еще далеко. Нужно серьезно поработать над аэродинамикой. Например, сейчас в капоте нет ни одного вентиляционного отверстия. Спереди установят башбар, а сзади полноценный багажник. После того как все будет доведено до ума, появятся матрицы для выпекания карбонового кузова. На выходе должен получится вполне цивильный полноценный автомобиль с поправкой на гоночные возможности. Утром в булочную за плюшками, вечером на кольцо погонять в свое удовольствие — дримкар у каждого свой.
На все это нужно еще порядка 10–15 млн рублей и не меньше года времени с учетом, что будет возможность заниматься проектом каждый день. Почему так долго и дорого? Потому что карбон дорог, а разработка ведется с нуля. Нужно продумать форму детали, попробовать ее сделать, переделать при необходимости, изготовить переходную матрицу, испытать, снова доработать — и так не один раз.
Другая, не менее масштабная цель — найти способ узаконить все доработки этого проекта. Сколько можно изображать из себя недвижимость и кататься только на эвакуаторе? К сожалению, на данный момент сделать это практически невозможно. Дмитрий честно звонил по этому поводу в НАМИ. Если кратко, то ответ был: «Все испытания аналогичны серийным автомобилям и проводятся за ваш счет». В итоге примерный ценник вырисовывается в районе 5 млн рублей. Но Дмитрий не сдается. Ведь как-то же удалось создателям Flanker-F легализовать свой дрифтовый гиперкар…