Сейчас внимание аналитиков рынка приковано к китайским маркам, положение которых на первый взгляд кажется наиболее устойчивым. Речь в том числе и о будущих проектах, таких как сборка электромобилей Sokon/Dongfeng на мощностях «Моторинвеста» в Липецкой области. По некоторым данным, в деревне Гребенкино Краснинского района уже пробуют налаживать выпуск полноразмерного кроссовера Voyah Free (дочерний бренд Dongfeng) отверточным методом. В специальном инвестиционном контракте машина значится как «Model SUV E», при этом в публичных данных СПИКа «Моторинвеста» нет упоминаний о бренде Evolute, под которым вроде как и планируют запустить в России китайские «электрички». Интересно, что сервисы по проверке товарного знака тоже не знают об электромобилях под брендом Evolute. Нет по ним сведений и в Таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности. Сайт Evolute.ru — по-прежнему «мертвый», и мы по-прежнему не получили ответа на наш запрос полуторамесячной давности, отправленный через этот сайт. Однако есть надежда, что скоро мы сможем предложить читателям подробности по этому проекту: по нашим данным, в компании наконец-то появился руководитель пресс-службы. И еще одна деталь: подписантом СПИКа со стороны Российской Федерации наряду с Минпромторгом и Липецкой областью стала и администрация Краснинского сельского поселения. Видимо, именно сельсовет и призван гарантировать «Моторинвесту» ту самую «стабильность условий ведения бизнеса», ради которой и заключался СПИК.
Однако перейдем к «китайцам», торгующим в РФ продукцией традиционной ориентации, и начнем с пары Chery–Exeed. С началом известных событий в ней наметилась интересная тенденция: доля марки Chery резко пошла вниз. Доля Exeed, наоборот, стала расти, компенсировав все отставание материнского бренда. Если в первые два месяца года на Chery приходилось 76% в паре, то в апреле она упала до 55%. При этом пара Chery–Exeed, как и прежде, чуть обгоняет пару Haval–Great Wall и падает вровень с рынком — на 71% относительно апреля прошлого года и на 77% относительно февраля 2022 года.
В представительстве Chery–Exeed изменение пропорций между брендами объяснили тем, что у Exeed «больше маркетинговых активностей». Однако представляется, что из-за большей маржинальности моделям Exeed при ограниченных возможностях по логистике и ее дороговизне просто-напросто дали приоритет. Что касается моделей Chery, неожиданно резко сдал позиции Tiggo 8 Pro, полноприводная версия которого поступила к дилерам под конец апреля: по сравнению с февралем продажи упали почти в девять раз, да и обычных Tiggo 8 на складах почти не осталось. В представительстве уверяют, что машина остается на рынке, однако в апреле дилеры получили только 30 экземляров — посмотрим, что будет в мае. Кстати, в мае–июне интересно будет наблюдать, сохранится ли тенденция по сокращению доли Chery и увеличению доли Exeed, и не получится ли так, что более дорогой Exeed окончательно вытеснит бюджетный Chery? В нынешних условиях было бы вполне естественно.
Почти синхронно падают продажи в паре Haval–Great Wall — на 76% относительно апреля прошлого года и на 77% — февраля–2022. Для Haval ситуация выглядит тревожной, потому что в апреле прошлого года на конвейер завода в Тульской области еще не встал Jolion, который идет в зачет апреля нынешнего.
Завершая тему о бренде Haval, добавим, что первым кандидатом на вылет стал внедорожник H9: именно в апреле его продажи просели наиболее резко и сильнее, чем у других моделей: дилеры получили почти в пять раз меньше машин, чем в марте, и почти в шесть раз меньше, чем в феврале. Что касается продаж пары F7 и F7x, они сократились меньше, чем у Джолиона, таким образом, с учетом их большей маржинальности предположим, что их выпуск сохранится дольше.
Третью строчку в «китайском зачете» продолжает удерживать Geely, однако объемы здесь уже вполовину меньше, чем у названных лидирующих пар. В представительстве нас заверили, что белорусский завод продолжает поставлять машины, однако с учетом простоев в марте–апреле создается впечатление, что предприятие работает лишь эпизодически: в четыре раза (относительно марта) сократились поставки Atlas Pro, в 2,5 раза — Coolray. То же можно сказать и про импорт: продажи Tugella сократились относительно и февраля, и марта в 4,6 раза.
Собственно, все перечисленные китайские бренды, равно как и Changan, который не отказался от запланированного на этот год запуска кроссовера UNI-K, продолжают заключать с дилерами новые контракты, однако, как мы видим, отгрузки неуклонно падают. Сократятся они и в мае — в этот месяц продажи традиционно проседают. Другое дело, удастся ли дилерам нащупать в нынешней ситуации (если она сохранится еще два-три месяца) хотя бы видимость равновесия между ценой и сбытом, ведь покупательная способность населения зримо упала. В такой ситуации покупка компактного кроссовера за пять миллионов рублей — последнее, что планируют большинство потенциальных клиентов.
Теперь — к АВТОВАЗу: очередной простой администрация продлила до 20 мая. В этом свете весьма логичным выглядит вопрос, а поможет ли заводу переход из-под управления Renault к НАМИ, о котором министр промышленности и торговли Мантуров сообщил еще в конце марта? Пресс-служба Минпромторга сообщила 16 мая, что решение оформлено и подписанные соглашения предусматривают передачу акций Renault Россия городу Москве и акций АВТОВАЗа — государству в лице подведомственного Минпромторгу России ФГУП НАМИ, которому переходят 67,69% акций, принадлежащих прежде французской фирме. Контроль над остальными акциями сохраняет Ростех. Напомним, что в 2007 году российские федеральные власти сами начали искать для отечественного автогиганта зарубежного партнера, поскольку предприятие находилось в стагнации и безо всяких перспектив освоения конкурентных моделей. При этом Минпромторг не закрывает «калитку», сохраняя опцион на обратный выкуп Renault своей доли в АВТОВАЗе, который может быть реализован в течение следующих шести лет. Обе сделки получили одобрение ФАС России.
Министр Мантуров считает, что НАМИ «обладает значительным опытом в автомобильной промышленности и имеет современную научно-исследовательскую, опытно-производственную базу, которая позволяет успешно решать задачи в области исследований, проектирования, построения, разработки и испытаний автотранспортных средств, а также выпуска продукции в области автомобилестроения. Конкурентоспособность конструкторской и инженерной команды НАМИ подтверждена созданием на основе единой модульной платформы автомобилей под брендом Aurus».
Согласиться с этим трудно: мы считаем, что завод снова ждет стагнация и усиление отставания продукции, которое и без того велико, ибо все компетенции НАМИ — только на бумаге, что и подтверждает история с Аурусом. Другое дело, что многие патриотически настроенные покупатели будут рады отмене плана по техническому слиянию моделей Dacia и АВТОВАЗа, объявленному Renault в январе 2021 года. Пока же АВТОВАЗ «в рамках существующих лицензий» продолжит выпуск «всей линейки автомобилей Lada», точнее, попытается продолжить после выхода из простоя… А что будет с Logan и Sandero, которые выпускались в Тольятти? Вероятно, судьбу этих моделей мы узнаем в ближайшем будущем…
А что же будут выпускать на заводе Renault в Москве? Заявление мэра Сергея Собянина, опубликованное в его блоге в утром 16 мая, несколько контрастирует с заявлением Минпромторга. Столичный градоначальник сообщил, что «принял решение забрать завод на баланс города и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом “Москвич”». В свое время правительство Москвы действительно было совладельцем предприятия, однако сейчас эти перспективы вызывают лишь грустную улыбку, потому что для «сохранения большей части коллектива, непосредственно работающего на заводе и у его смежников», придется оформлять лицензию на выпуск одной из моделей, да и с автомобильными компетенциями у правительства Москвы еще хуже, чем в НАМИ.
Что касается наличия машин французской марки у дилеров, сильнее всего упали те, что выпускаются как раз в Москве: Arkana просела в два раза по отношению к марту и в семь раз по отношению к февралю, Duster — в два с половиной к марту и более чем в шесть раз — к февралю. Первым из «московского» набора должен закончиться Kaptur, и случится это, вероятно, в конце мая — начале июня. По отношению к февралю он упал более чем в шесть раз, и сейчас на складах, по всей видимости, осталось немногим более сотни экземпляров. Похожая история с тольяттинским Sandero, а вот Logan даже чуть прибавил по сравнению с мартом — видимо, именно ему отдается приоритет.
На прошлой неделе получила продолжение и история с российским заводом Nissan, который остановился больше месяца назад. Nissan в целом уже потерял из-за событий на Украине полмиллиарда долларов, и эта цифра будет только увеличиваться. Американский ресурс Autonews.com передал слова президента Nissan Макото Учиды, который не ожидает возобновления операций в России до конца текущего финансового года, то есть до 31 марта 2023 года. Между тем на дилерских складах автомобили еще имеются, правда, не все. Уже практически невозможно найти предыдущее поколение Pathfinder, да и Murano на исходе. Кроме того, скоро кончится и Terrano, выпускавшийся на московском заводе Renault, а вот Qashqai и X-Trail в наличии еще есть.
Дилеры VW пока еще сохраняют запасы Polo, а вот Touareg и Terramont стали первыми кандидатами на вылет. Вслед за ними уйдут Taos, по которому запас иссякнет до конца июня, и Tiguan. В целом немецкий бренд упал в апреле почти в семь раз относительно февраля. Skoda падает в два раза медленнее. Karoq, Kodiaq и в особенности Rapid еще можно найти у московских дилеров, причем даже выбрать комплектацию.
Полную картину по апрельским продажам брендов по моделям мы собрали в таблицы, исключая BMW, Mini и Mercedes-Benz, которые, напомним, передают данные в Ассоциацию европейского бизнеса только раз в квартал. К ним и отсылаем всех любителей статистики, а в финале материала отметим, что именно в апреле свою лепту в «устаканивание» правил игры на рынке внесло и правительство, определив перечень брендов, доступных для параллельного импорта. Между тем в нынешних условиях пока не очень понятно, кому из брендов больше повезло: тем, кого в этот список включили и кто с помощью компаний-«прокладок» сможет возобновить через третьи страны поставки машин в Россию, обходя таким образом все запреты и санкции, или тем, кого в этом списке нет. Кстати говоря, менеджеры высшего звена некоторых автомобильных представительств, которые согласились поговорить с нами кулуарно, заявили, что альтернативные каналы поставок расходников и комплектующих уже успешно налажены через Грузию и Казахстан. Однако это слабое утешение, ибо все наши собеседники в один голос уверяют, что если события на Украине в ближайшие месяц-два не прекратятся, то российский рынок новых автомобилей просто перестанет существовать и дилеры полностью перестроят бизнес-модель под работу со «старьем».
Модель | Январь | Февраль | Март | Апрель | Всего |
Audi | |||||
A3 Sedan | 19 | 38 | 29 | 10 | 96 |
A3 Sportback | 3 | 8 | 4 | — | 15 |
A4 | 47 | 81 | 32 | 19 | 179 |
A4 Allroad | 2 | 11 | 4 | 1 | 18 |
A4 Avant | 5 | 7 | 3 | 1 | 16 |
A5 | 16 | 16 | 4 | 4 | 40 |
A5 Sportback | 12 | 53 | 18 | 15 | 98 |
A6 | 82 | 131 | 67 | 29 | 309 |
A6 Allroad | 10 | 11 | 5 | 2 | 28 |
A6 Avant | 6 | 9 | 3 | — | 18 |
A7 | 29 | 41 | 13 | 5 | 88 |
A8 | 14 | 14 | 19 | 6 | 53 |
e-tron | 18 | 22 | 18 | 11 | 69 |
e-tron Sportback | 17 | 18 | 11 | 3 | 49 |
Q3 | 42 | 27 | 11 | 12 | 92 |
Q3 Sportback | 3 | 6 | 5 | 3 | 17 |
Q5 | 177 | 163 | 49 | 11 | 400 |
Q5 Sportback | 40 | 90 | 49 | 25 | 204 |
Q7 | 103 | 185 | 120 | 40 | 448 |
Q8 | 49 | 147 | 121 | 51 | 368 |
всего | 694 | 1078 | 585 | 248 | 2605 |
Changan | |||||
CS35PLUS | 163 | 151 | 119 | 108 | 541 |
CS55 | 198 | 198 | 93 | 65 | 554 |
CS75FL | 134 | 122 | 99 | 84 | 439 |
всего | 495 | 471 | 311 | 257 | 1534 |
Chery | |||||
Tiggo 4 | 800 | 517 | 120 | 156 | 1593 |
Tiggo 7 PRO | 1139 | 1387 | 208 | 211 | 2945 |
Tiggo 8 | 49 | 125 | 63 | 30 | 267 |
Tiggo 8 PRO | 832 | 878 | 107 | 100 | 1917 |
всего | 2820 | 2907 | 498 | 497 | 6722 |
Exeed | |||||
LX | — | — | 168 | 122 | 290 |
TXL | 427 | 601 | 201 | 145 | 1374 |
VX | 379 | 400 | 136 | 136 | 1051 |
всего | 806 | 1001 | 505 | 403 | 2715 |
Geely | |||||
Atlas | 367 | 132 | 34 | 10 | 543 |
Atlas PRO | 416 | 870 | 408 | 101 | 1795 |
Coolray | 783 | 636 | 497 | 202 | 2118 |
Tugella | 297 | 550 | 553 | 120 | 1520 |
всего | 1863 | 2188 | 1492 | 433 | 5976 |
Haval | |||||
F7 | 915 | 920 | 327 | 205 | 2367 |
F7X | 545 | 759 | 317 | 199 | 1820 |
H9 | 299 | 333 | 267 | 58 | 957 |
Jolion | 1410 | 1557 | 662 | 350 | 3979 |
всего | 3169 | 3569 | 1573 | 812 | 9123 |
Hyundai | |||||
Creta | 4153 | 4338 | 1563 | 1162 | 11 216 |
Elantra | 497 | 387 | 211 | 148 | 1243 |
H1 | 48 | 4 | 3 | — | 55 |
Palisade | 61 | 145 | 88 | 108 | 402 |
Santa Fe | 348 | 319 | 271 | 243 | 1181 |
Solaris | 4898 | 7238 | 1666 | 1804 | 15 606 |
Sonata | 740 | 451 | 141 | 197 | 1529 |
Staria | 4 | 82 | 232 | 119 | 437 |
Tucson | 607 | 797 | 734 | 369 | 2507 |
всего | 11 356 | 13 761 | 4909 | 4150 | 34 176 |
Kia | |||||
Carnival | 219 | 209 | 214 | 252 | 894 |
Cee'd | 570 | 562 | 233 | 321 | 1686 |
Cerato | 871 | 1185 | 444 | 424 | 2924 |
K5 | 669 | 414 | 276 | 169 | 1528 |
K900 | 26 | 8 | 5 | 1 | 40 |
Mohave | 31 | 116 | 66 | 36 | 249 |
Picanto | 40 | 154 | 47 | 98 | 339 |
Rio | 6206 | 7893 | 2918 | 1660 | 18 677 |
Seltos | 1754 | 1550 | 597 | 578 | 4479 |
Sorento | 205 | 377 | 362 | 372 | 1316 |
Soul | 737 | 1049 | 315 | 273 | 2374 |
Sportage | 868 | 1368 | 812 | 382 | 3430 |
Stinger | 59 | 55 | 30 | 19 | 163 |
XCeed | 66 | 61 | 17 | 19 | 163 |
всего | 12 321 | 15 001 | 6336 | 4604 | 38 262 |
Lada | |||||
4x4 VU | 24 | 17 | 26 | 8 | 75 |
Granta | 5526 | 6220 | 3433 | 2598 | 17 777 |
Granta VU | 77 | 146 | 117 | 90 | 430 |
Largus VP | 2237 | 2744 | 1555 | 840 | 7376 |
Largus VU | 631 | 970 | 559 | 555 | 2715 |
Niva | 2555 | 3854 | 2898 | 1941 | 11 248 |
Vesta | 5953 | 7161 | 3167 | 1977 | 18 258 |
XRAY | 1042 | 1266 | 534 | 497 | 3339 |
всего | 18 045 | 22 378 | 12 289 | 8506 | 61 218 |
Lexus | |||||
ES | 62 | 80 | 33 | 6 | 181 |
GX | 13 | 35 | 8 | — | 56 |
LX | 79 | 69 | 19 | 10 | 177 |
NX | 26 | 249 | 73 | 20 | 368 |
RX | 371 | 437 | 96 | 25 | 929 |
UX | 12 | 14 | 0 | 1 | 27 |
всего | 563 | 884 | 229 | 62 | 1738 |
Mazda | |||||
CX-5 | 1456 | 1409 | 1214 | 363 | 4442 |
CX-9 | 130 | 125 | 101 | 49 | 405 |
Mazda6 | 320 | 333 | 306 | 76 | 1035 |
всего | 1906 | 1867 | 1621 | 488 | 5882 |
Mitsubishi | |||||
ASX | 369 | 256 | 50 | 41 | 716 |
Eclipse Cross | 46 | 57 | 7 | 7 | 117 |
L200-V | 38 | 173 | 64 | 74 | 349 |
Outlander | 1155 | 1951 | 480 | 526 | 4112 |
Pajero Sport | 446 | 455 | 200 | 219 | 1320 |
всего | 2054 | 2892 | 801 | 867 | 6614 |
Nissan | |||||
Murano | 172 | 192 | 122 | 40 | 526 |
Pathfinder | 24 | 107 | 39 | 9 | 179 |
Qashqai | 1874 | 1834 | 1270 | 208 | 5186 |
Terrano | 566 | 521 | 272 | 120 | 1479 |
X-Trail | 1618 | 1538 | 996 | 228 | 4380 |
всего | 4254 | 4192 | 2699 | 605 | 11 750 |
Renault | |||||
Arkana | 1062 | 1428 | 483 | 213 | 3186 |
Duster | 3021 | 4048 | 1457 | 644 | 9170 |
Kaptur | 1102 | 1415 | 554 | 151 | 3222 |
Logan | 1592 | 2006 | 853 | 902 | 5353 |
Master | 34 | 16 | 6 | 2 | 58 |
Sandero | 1127 | 1469 | 719 | 319 | 3634 |
всего | 7938 | 10 382 | 4072 | 2231 | 24 623 |
Skoda | |||||
Karoq | 1014 | 1200 | 473 | 146 | 2833 |
Kodiaq | 718 | 1201 | 543 | 181 | 2643 |
Octavia | 580 | 472 | 237 | 69 | 1358 |
Rapid | 1505 | 2506 | 1473 | 686 | 6170 |
Superb | 23 | 59 | 77 | 22 | 181 |
всего | 3840 | 5438 | 2803 | 1104 | 13 185 |
Toyota | |||||
Alphard | 38 | 55 | 9 | 4 | 106 |
Camry | 1746 | 1786 | 831 | 220 | 4583 |
C-HR | 8 | 13 | 30 | 8 | 59 |
Corolla | 18 | 19 | 13 | 6 | 56 |
Fortuner | 106 | 312 | 179 | 35 | 632 |
HiAce | 29 | 34 | 22 | 6 | 91 |
Highlander | 50 | 87 | 21 | 5 | 163 |
Hilux | 142 | 342 | 143 | 43 | 670 |
Land Cruiser 300 | 468 | 772 | 355 | 100 | 1695 |
Land Cruiser Prado | 759 | 1145 | 412 | 86 | 2402 |
RAV4 | 2762 | 3003 | 1216 | 273 | 7254 |
всего | 6126 | 7568 | 3231 | 786 | 17 711 |
УАЗ | |||||
Classic Commercial | 498 | 659 | 1017 | 793 | 2967 |
Hunter | 23 | 42 | 44 | 42 | 151 |
Patriot | 488 | 557 | 767 | 433 | 2245 |
Pickup | 158 | 225 | 184 | 157 | 724 |
Profi | 158 | 201 | 194 | 195 | 748 |
всего | 1325 | 1684 | 2206 | 1620 | 6835 |
Volkswagen | |||||
Polo | 2161 | 3499 | 1565 | 599 | 7824 |
Taos | 533 | 558 | 179 | 57 | 1327 |
Teramont | 250 | 218 | 45 | 14 | 527 |
Tiguan | 1238 | 1073 | 450 | 111 | 2872 |
Touareg | 89 | 275 | 185 | 41 | 590 |
всего | 4317 | 5631 | 2435 | 822 | 13 140 |