Ford Fiesta последнего поколения стабильно занимает первое место по продажам в Европе в своем сегменте уже третий год подряд. Англичане или, например, испанцы так и вовсе души не чают в этом автомобиле, возводя его в ранг «культовых». Но в России столь компактные автомобили с исконно европейскими повадками и ценностями никогда не были особо популярны, особенно по цене «старшего» Фокуса. Поэтому первый заход Фиесты на наш рынок оказался совсем неудачным. Теперь все может случиться иначе: Fiesta нынче «локализовалась» и производится на заводе Ford Sollers в Набережных Челнах, что позволило сильно опустить цену. Ну и это еще не все. Потеряв в российских реалиях трехдверную вариацию хэтчбека, Фиеста получила более важный для России тип кузова — седан.
Спустя год после начала производства Fiesta-хэтчбека в свет вышла четырехдверная версия модели. Сначала она продавалась в Китае и некоторых других азиатских странах (Филиппины, Индонезия), а позже седан добрался и до Америки. Но в России образца 2009 года по-прежнему продавался лишь хэтчбек, что отчасти и обусловило непопулярность модели. Еще одним фактором того, что Fiesta тогда купили только европеизированные «придурки» вроде меня, стала непомерно высокая по тем временам цена, которая вплотную приближалась к цене Ford Focus в простых комплектациях. Итог — полный провал с результатом 970 проданных автомобилей. Неудивительно, что когда во всем мире в 2012 году начали торговать Фиестой рестайлинговой, которая, кстати, имела бы больше шансов на успех только благодаря массивной хромированной решетке радиатора в стиле Aston Martin, российское представительство приняло решение о сворачивании продаж.
Поначалу нам все же обещали обновленную Фиесту в 2013 году. Но, как говорится, обещанного три года ждут, вот и мы наконец-то дождались возвращения этой, безусловно, интересной модели на наш рынок. Правда, комплект все же неполный: в отличие от Европы, нам не будет доступен трехдверный хэтчбек, а равно и построенные на его базе версии Sport и ST. Зато теперь мы получим тот самый седан для стран «третьего мира», который уже опробовали азиаты и американцы. Налицо работа над ошибками и более правильная ориентация на российский рынок: много ли здесь найдется покупателей на трехдверки?
Появление трехдверного хэтчбека невозможно в принципе, потому что Fiesta производится на заводе в Набережных Челнах по полному циклу (степень локализации производства — пока 40%, к 2016 году планируется 60%), и штампов для трехдверок там попросту нет. Ну что, будем лить слезы по этому самому динамичному и «спортивному» в линейке Fiesta кузову или все же порадуемся тому, что Ford наконец-то правильно оценил потребности российского рынка и вывел «правильные» модификации? Пожалуй, я поплачу в одиночестве, вспоминая сладких два года знакомства с классно настроенной Fiesta Sport, ну а вам расскажу о более приспособленных для жизни версиях.
Мы уже упоминали о том, что в 2012 году по всему миру провели рестайлинг Ford Fiesta. Естественно, что и мы в России теперь будем покупать уже модернизированные автомобили — с подправленной внешностью и немного улучшенным салоном. Но самые важные изменения — внутри. Во-первых, из гаммы моторов исчез 1,4-литровый двигатель, с которым раньше агрегатировался четырехступенчатый «автомат». Во-вторых, место автоматической трансмиссии заняла роботизированная шестиступенчатая коробка передач PowerShift, изрядно переработанная и улучшенная. И в-третьих, основательно поработали над шумоизоляцией, и теперь в Фиесте уже можно разговаривать на скоростях за 100 км/ч без рупора.
Но перед началом производства в России решено было провести и местную адаптацию. Пожалуй, и этот ход следует признать очень логичным: довольно жесткая и хлипкая подвеска европейских Фиест не очень хорошо подходила к нашим дорожным реалиям. В ходе российских тестов автомобили пробежали по дорогам страны более миллиона километров, из которых 850 000 — на специальном полигоне. Помимо усиления кузова и внедрения еще некоторых дополнительных, чисто российских элементов шумоизоляции (пол багажника, верхняя часть моторного отсека перед лобовым стеклом, задние колесные арки), «наша» Fiesta получила собственную подвеску, и об этом стоит рассказать отдельно.
Конечно, конструктив остался прежним — МакФерсон спереди и полузависимая балка на кручение сзади — но настройки пружин и амортизаторов здесь свои. Помимо этого, российская Фиеста получила новые усиленные сайлентблоки. Так, например, на автомобиль устанавливаются втулки нижних рычагов передней подвески увеличенного размера, а также более прочные и массивные втулки крепления задней балки. И если эффект от сайлентблоков можно будет определить только со временем, когда они проработают дольше «родных», то о настройке амортизаторов и пружин мы можем поговорить и сейчас.
Клиренс «наших» Фиест увеличен (по сравнению с машинами европейского «происхождения») на 20 мм — до очень даже внушительных 167 мм. В основном за счет увеличения длины пружин. Амортизаторы у российской Fiesta тоже «свои». Всего для Ford Fiesta используется целых четыре(!) подвесочных сета. Во-первых, все пружины и амортизаторы различаются в зависимости от типа кузова. На фото хорошо видно, что, например, маркировка задних пружин — разная. Передние же подвески отличаются еще и в зависимости от выбора трансмиссии: для автомобилей с «роботом», как для чуть более тяжелых, используется более «выносливый» и жесткий вариант. Обратите также внимание на необычной формы задние брызговики. Такого мы еще не встречали!
Пружины стали длиннее (изменился ход витка и его толщина), а амортизаторы получили собственные настройки. Это позволило увеличить дорожный просвет до очень достойных 167 мм. Теоретически увеличение клиренса требовало некоторого ужесточения элементов подвески. «Фордовцы» не дают простого ответа на вопрос, жестче стала подвеска или мягче, но по общим ощущениям седан гораздо более комфортабелен европейских хэтчбеков. Он отлично разглаживает неровности и даже довольно внушительные ямы глотает, почти не жуя. Энергоемкость просто великолепная. Но, с другой стороны, седан более валок в поворотах, на прямой у него не такой четкий «ноль», приходится часто подруливать, а на волнах асфальта периодически возникает вертикальная раскачка, причиной которой являются еще и единственно возможные шины размерности 195/55 R15 «КАМА». При этом Fiesta-седан не растерял окончательно изначально присущей всем Fiesta остроты рулевого управления, что порождает немного странный симбиоз быстрых реакций на руль с довольно мягкой подвеской. Тем не менее он не воспринимается «разобранным» и выглядит очень достойно на фоне большинства конкурентов.
Как я понял, идея была такая: развести седан и хэтчбек не только по типу кузова, но и по балансу комфорта и управляемости. И сделать это вполне удалось! Заметно желание фордовских инженеров (которые работали в технологическом центре здесь, в Татарстане) сделать «утилитарный» седан более комфортабельным, менее чувствительным к неровностям и подверженным тряске, а хэтчбек настроить так, чтобы и по нашим дорогам не спасовал, и управлялся не намного хуже европейского аналога. Интересный ход, особенно учитывая абсолютно одинаковую цену на хэтчбеки и седаны.
Получилось? Еще как! «Наша» Fiesta-хэтчбек «рулится» немногим хуже «европейцев», но при этом имеет такой же, как у седана, дорожный просвет в 167 мм и очень достойную плавность хода. Четкие, даже можно сказать, острые реакции на руль, полное отсутствие раскачки и идеальное следование траектории в повороте. Отличный результат! Эх, сюда бы еще 16-дюймовые колеса…
А хватает ли новой Фиесте мощности? Нам для теста предоставили только самые энерговооруженные версии с «максимальными» двигателями, развивающими 105 и 120 л.с. Напомним, что на Fiesta теперь устанавливается только один мотор. Это хорошо нам знакомый «атмосферник» Ti VCT с прямым впрыском и регулировкой фаз газораспределения на впуске и выпуске. Но теперь он имеет целых три степени форсировки: 85, 105 и 120 сил. Кстати, от выбранной мощности зависит не только величина и «ширина» полки крутящего момента (см. технические характеристики), но еще и выбор трансмиссии. Для «младшего» силового агрегата предусмотрена только пятиступенчатая «механика», «средний» мотор может агрегатироваться как с «ручкой», так и с «роботом», а самый мощный — только с PowerShift.
Лично я жалею о невозможности заказать «топовый» двигатель с «механикой», тем более что механизм переключения Ford работает очень хорошо, промахнуться мимо нужной передачи невозможно. Особенно такой вариант подошел бы хэтчбеку с его зажигательными настройками подвески. На «ручке» удалось немного проехаться лишь на седане со 105-сильным двигателем. Ощущения — очень приятные, да и мощности хватает вполне, особенно в городе. К сожалению, оценить, как работает PowerShift с таким мотором, не удалось, но зато на самых мощных версиях со 120-сильным мотором и «роботом» мы накатались вдоволь.
Реакция на газ здесь, конечно, не столь однозначная, как на машине с «механикой», но «отношений» с автомобилем это не портит, а разгон становится на 1,2 секунды быстрее, чем у 105-сильной Fiesta с «роботом». И в этом большая заслуга именно модернизированной коробки передач. Основные работы были проведены еще в ходе европейского рестайлинга: изменены элементы стыковки с двигателем (чтобы снизить шумы и вибрации), установлены новые диски сцеплений, вилки выбора передач и, конечно, обновлено программное обеспечение. Помните, как раньше не «дружил» PowerShift с 1,6-литровым мотором на Focus? Рывки, задержки, клевки… Теперь все это в прошлом, и «робот» выполняет свою работу гораздо более четко — переключается плавно как вверх, так и вниз, адаптируется под манеру езды довольно быстро, а в «спортивном» режиме так и вовсе становится почти безупречным. Видно, что работа по оптимизации агрегата проделана немалая, как и в отношении автомобиля в целом.
Судя по всему, второе пришествие Ford Fiesta на наш рынок должно оказаться более удачным, чем первоначальный заход в 2008 году. У Ford теперь есть для успеха все: популярный кузов седан, хороший выбор двигателей и трансмиссий и, самое главное, вполне конкурентоспособная стоимость, особенно если учитывать так называемую «специальную цену» с учетом Trade-In (или утилизации) и действующих скидок. Не забывайте еще и тот факт, что под видом одной модели Ford продает фактически довольно сильно отличающиеся по поведению автомобили, что дополнительно позволит расширить круг покупателей. А о том, как Fiesta-седан выглядит в сравнении с конкурентами, мы расскажем уже совсем скоро.
Краш-тест EroNCAP
Fiesta 85 | Fiesta 105 | Fiesta 120 | |
---|---|---|---|
Кузов | |||
Тип | Хэтчбек (седан)* | ||
Количество мест/дверей | 5/5 (5/4) | ||
Двигатель | |||
Тип | Бензиновый | Бензиновый | Бензиновый |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди поперечно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1596 | 1596 | 1596 |
Мощность, л.с. при об/мин | 85/6000 | 105/6300 | 120/6000 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 135/2300-4200 | 148/4200–4500 | 148/4200–5200 |
Трансмиссия | |||
Привод | Передний | Передний | Передний |
Коробка передач | 5–МКП | 5-МКП/6-РКП** | 6-РКП |
Тормоза | |||
Передние | Дисковые вентилируемые | ||
Задние | Барабанные | ||
Подвеска | |||
Передняя | Независимая, пружинная, McPherson | ||
Задняя | Полузависимая, пружинная | ||
Размеры, объем, вес | |||
Длина x ширина x высота, мм | 3969х1764х1489 (4320х1764х1495) | ||
Колесная база, мм | 2489 | ||
Снаряженная масса, кг | 1111 (1125) | 1111/1136 (1125/1151) | 1136 (1151) |
Клиренс, мм | 167 | ||
Объем топливного бака, л | 42 | ||
Объем багажника, л | 295–979 (455) | ||
Шины | 195/55 R15 | ||
Динамические характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 171 | 182 (181) | 188 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 12,8 | 11,4 (11,9) | 10,7 |
Расход топлива | |||
Комбинированный, л/100 км | 5,9 | 5,9 | 5,9 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 137, Euro-5 | 137 (138), Euro 5 | 138, Euro 5 |
Стоимость, руб. | |||
Базовая комплектация | 525 000 | 599 000/644 000 | 773 000 |
* в скобках данные для автомобиля в кузове седан ** через / приведены данные для автомобиля с РКП |
Конкурентов для хэтчбека Ford Fiesta на нашем рынке почти не осталось: VW Polo теперь только седан, Chevrolet Aveo и Opel Corsa — распродаются остатки, по Skoda Fabia непонятно, приедет она вообще в Россию или нет. Поэтому сегодня мы сосредоточимся только на конкурентах в кузове седан, благо таких у нас продается с избытком.