Возвращение Opel в Россию спустя пять лет выглядит странно — 2019 год наш рынок закончил с минусом, продажи упали на 2,3% по сравнению с 2018-м, в 2020 году также ожидается спад на 2,1%. Инвестировать при таких условиях? Попробуем понять, почему группа PSA, в которую Opel входит с августа 2017 года, пошла на довольно рискованный шаг. И с чем она возвращается.
По итогам 2014 года, накануне объявления об уходе General Motors из России в марте 2015-го, Opel продал на российском рынке 64 985 автомобилей — почти столько же, сколько Ford (причем у последнего в итог продаж — 65 966 шт. — входили и легкие коммерческие автомобили, а Opel поставлял к нам почти исключительно легковые модели). Больше, чем Peugeot и Citroen, вместе взятые.
В 90-е годы немецкая марка быстро завоевала рынок бывшего СССР благодаря большому количеству секонд-хенда из Европы. К тому же концерн General Motors активно продвигал свой европейский филиал на новые рынки. Он открыл представительство в России одним из первых, в 1992 году, тогда же заработали первые дилеры (See-US, сокращение от «Совинтеравтосервис»). Opel Astra в 1991 году стала одной из первых зарубежных моделей, на презентацию которой пригласили российских журналистов.
GM одним из первых начал сборку своих автомобилей в РФ: в 1996 году с участием Виктора Черномырдина было торжественно открыто СП в Елабуге, где с 1999-го выпускали и Opel Vectra, затем создали СП с АвтоВАЗом, машины собирали на «Автоторе» в Калининграде. Но главным слагаемым успеха должно было стать открытие завода в Шушарах под Санкт-Петербургом. Увы, он начал работать только в ноябре 2008 года, как раз накануне кризиса.
В 2007 году Opel занял десятое место по сбыту новых автомобилей в России — его продажи были в два раза выше, чем у основного конкурента-соотечественника Volkswagen (66 329 шт. против 32 002), в 2008-м продажи чуть-чуть не дотянули до сотни тысяч (98 800). Правда, кризис 2009 года резко сократил спрос, но довольно быстро он восстановился. Opel никогда не был в числе лидеров — для этого у GM имелись более доступные Chevrolet. Но продажи оставались достаточно заметные.
В нулевые годы Astra пользовалась хорошим спросом в России — как на первичном, так и на вторичном рынке.
Уход General Motors из России мотивировали экономическими причинами — у концерна и в самом деле упали продажи по всему миру, и только государственные субсидии спасли GM от банкротства. Но вряд ли это решение не имеет никакой политической подоплеки. Так или иначе, в марте 2015 года было объявлено о предстоящем закрытии завода, завершении продаж Opel и почти всех моделей Chevrolet.
Но в целом репутация у марки на нашем рынке и сейчас неплохая. В России, по данным PSA, эксплуатируется около полумиллиона автомобилей Opel. Сайты клубов владельцев и любителей Opel — а их у нас несколько — могут похвастать посещаемостью поболее, чем у иных средств массовой информации. Так что интерес Опеля к российскому рынку вполне объясним.
При этом Opel по историческим причинам не представлен в Азии — в том числе на крупнейшем в мире рынке Китая. Когда Opel принадлежал General Motors, в этом не было необходимости, концерн на китайском рынке делал ставку на американские марки (опелевские модели известны в КНР под брендом Buick). Сейчас Peugeot c Citroen имеют неплохие позиции в КНР, где они работают уже много лет. И пока параллельно с возвращением в Россию Opel выдвинулся в Африку и Южную Америку.
Что касается спада, то в мире трудно найти страну, где продажи стабильно увеличиваются, тут Россия не исключение. Пусть сейчас ситуация на нашем рынке не блестящая, но когда-нибудь он должен начать расти. И Opel хочет к этому приготовиться.
Пока нам предлагают лишь две модели, но компания обещает каждый год представлять по одной новинке. Благо Opel постепенно заменяет сделанные на платформах GM модели (повторимся, их он к нам поставлять не имеет права) на разработанные совместно с Peugeot и созданные на основе уже имеющихся французских моделей. Grandland X — это переработанный Peugeot 3008/Citroen C5 Aircross. Более компактный кроссовер Crossland X создан на той же платформе, что и Peugeot 2008, и Citroen C3 Aircross. В перспективе добавится и Opel Corsa нового поколения F (по традиции Opel обозначает поколения своих моделей по алфавиту) — первая общая разработка Peugeot и Opel.
Важное преимущество России — наличие автозавода PSA. «ПСМА Рус» в Калуге на 70% принадлежит PSA и на 30% — Mitsubishi Motors, и может выпускать до 125 000 автомобилей в год. Но как и все российские автозаводы, сейчас предприятие недозагружено — в 2018 году оно выпустило 38 108 автомобилей. Уже сейчас в Калуге начали производство минивэна Opel Zafira Life, и нет сомнений, что вскоре к нему присоединится его грузовая версия, фургон Opel Vivaro. Если здесь будут делать и другие модели Opel, их стоимость в России можно будет снизить. Цена Grandland X по сравнению с одноклассниками сейчас выглядит одним из основных его недостатков. Но об этом мы еще поговорим. А вот одно из своих достоинств он может потерять — я о немецком происхождении. Сейчас автомобиль выпускают только в Германии. Если производство развернут в Калуге, то этот козырь пропадет: сейчас многие доверяют Deutsche Qualität — при всем уважении к французским маркам, у них с репутацией картина несколько иная.
Руководители Opel понимают особенности восприятия своего бренда в России. И даже используют для этого специальное слово — Germannes, что можно перевести как «германскость».
Знакомство с моделями для группы российских журналистов началось в музее Opel на основном заводе компании в Рюссельсхайме. Это полузакрытая коллекция, на которую «с улицы» попасть нельзя — только по специальному приглашению. Здесь можно увидеть и редкие исторические модели. Например, ракетный автомобиль RAK2, который в 1928 году разогнался до рекордной скорости 238 км/ч, или первые серийные модели Opel. В их числе и сделанные по лицензии французской компании Darracq — да, дружба с Францией для Opel не новость.
Выступление главы Opel Михаэля Лошеллера началось с напоминания о том, что именно здесь, в Рюссельсхайме, компания начала производство автомобилей 120 лет назад, в 1899 году. После рассказа о прежних достижениях марки генеральный директор Opel Automobiles GmbH (раньше компания называлась Adam Opel AG) описал главные черты марки, которые отличают ее от трех других брендов, входящих в группу PSA, — Peugeot, Citroen и DS. Как мы могли заметить, все они французские. Так вот отличие Opel номер один — то, что он немецкий. Два других — то, что достижимый (approachable) и увлекающий (exciting). Немецкий дух проявляется с момента создания автомобилей — все Opel и Vauxhall проектируются в техническом центре Opel в Рюссельсхайме. После покупки Opel группой PSA он перестал быть убыточным — в 2018 году компания впервые c 1999 года получила 700 миллионов евро чистой прибыли. «Мы гордимся, что появилась возможность вернуться на российский рынок, и мы останемся на нем навсегда», — сказал Михаэль Лошеллер.
Пол Уилкокс, старший вице-президент PSA по региону Евразия, отметил, что автомобили разных марок группы отличаются не только внешностью, но и начинкой. «У нас разные потребители, — сказал он. — И все конкурируют со всеми».
И действительно, несмотря на общую с Peugeot 3008 платформу, Opel Grandland X имеет совсем иной характер и внешности, и интерьера. Выглядит так, как будто автомобиль спроектирован заново, с чистого листа. Хотя внимательный взгляд увидит знакомый разъем на задней стойке, в целом стиль разный. Opel можно назвать более традиционным — Peugeot в последних моделях решила принципиально отличаться от всех, и если не внешностью, то интерьером новые модели больше похожи на концепт-кары, чем на серийные разработки. Да и Citroen, похоже, решил возродить былую славу самой авангардной европейской марки. На их фоне Opel Grandland X кажется, скажем так, более спокойным.
Заострения дневных ходовых огней и задних фонарей — теперь это фирменные детали Opel, как бы продолжающие зигзаг на эмблеме. Они придают некоторую здоровую агрессивность, но в разумных пределах. Лихие изгибы подоконной линии, доставшийся от Peugeot, и своеобразная дверь багажника создают довольно сложную форму, которая сегодня в моде практически у всех марок. Еще одна модная деталь — возможность заказать двухцветную окраску, с черной крышей. Всего за 20 000 рублей, но только на самой дорогой комплектации Cosmo. Интересно, что делается она отчасти вручную — на заводе весь окрашенный кузов, кроме крыши, частично запаковывают в пленку и затем красят крышу отдельно. Это я увидел уже на заводе в Эйзенахе, где Grandland X делают.
Маршрут тест-драйва проложили к заводу Opel в Эйзенахе. Это чуть больше двухсот километров от Рюссельсхайма. По немецким автобанам на его преодоление достаточно примерно двух часов. Но для нас часть маршрута продолжили по дорогам местного значения — надо же попробовать автомобили не только на скоростной прямой.
Маршрут заложен в память смартфона, который подключен к автомобилю. Так мы сразу видим одну из особенностей и сильных сторон Opel Grandland X на нашем рынке — его мультимедийная система Navi 5.0 IntelliLink, включенная во все варианты комплектации, поддерживает протоколы Apple CarPlay и Android Auto. То есть можно подключать практически любые смартфоны и пользоваться ими через штатную систему. Странно говорить об этом в 2020 году, но далеко не все модели сегодня могут похвастать возможностью для подключения смартфона — например, у Toyota RAV4 нового поколения упомянутые протоколы пока вообще не поддерживаются на российском рынке (обещают добавить в этом году), у кроссоверов Nissan их тоже нет. А на Volkswagen Tiguan подобные функции доступны только на относительно дорогих версиях. По цене они сравнимы с базовым Grandland X (1,8 млн рублей), но у Volkswagen, а также у Mazda CX-5, за ту же примерно цену получаешь больше, чем у Опеля: на Tiguan и CX-5 уже будет климат-контроль, а Grandland X имеет его только в среднем исполнении Innovation, которое дороже базового Enjoy на 250 000. На фоне того же Nissan Qashqai, у которого двухзонный климат-контроль есть в стандарте во всех исполнениях, это как-то дороговато...
Доплатив 250 000 рублей за среднюю комплектацию Опеля, получаешь не только климат-контроль, но и подлокотник на заднем сиденье, полностью светодиодные фары, датчик дождя и целый набор систем помощи водителю. В их числе автоматические стеклоочистители и переключение света, а также мониторинг «слепых» зон, распознавание дорожных знаков и контроль положения в полосе. Последний оказался активным — если при невключенном указателе поворота наехать на линию разметки, руль слегка подергивается и машина возвращается в «свою колею». Он не вырывается из рук, достаточно небольшого усилия, чтобы преодолеть стремление компьютера к порядку. Правда, индикатор включения системы где-то внизу спидометра и не бросается в глаза. Но так как срабатывание ее вполне ощутимо, это трудно считать недостатком.
Первым мне на тест достался Grandland X. Правда, в той версии, которую в Россию не поставляют, — со 130-сильным трехцилиндровым турбомотором 1.2 и 6-ступенчатой механической коробкой передач. Да, в Европе вообще и Германии в частности «механика» до сих пор доминируют на рынке. В данном случае покупатели предпочитают сэкономить 2300 евро — такова доплата за 8-ступенчатый «автомат» в Германии. С ним характеристики почти не отличаются — речь буквально о десятой доле секунды при разгоне (причем автоматическая трансмиссия выигрывает — 10,3 против 10,4 секунды!) и потере одного километра в час максимальной скорости (196 км/ч против 197). Но современный «автомат» позволяет снизить расход топлива по городскому циклу — вот она, польза от восьми ступеней. Правда, разница составляет всего 0,3–0,4 л/100 км, однако выигрыш все-таки есть.
Для нас Grandland X оснащается турбированным двигателем объемом 1,6 л (150 л.с.) и 6-ступенчатым «автоматом». Гидромеханическую трансмиссию поставляет японская Aisin AW. Учитывая сложное отношение российских автовладельцев к вариаторам и коробкам с двойным сцеплением, для Opel классическая автоматическая трансмиссия — преимущество по сравнению с Nissan, Renault и Volkswagen. А то, что двигатель 1.6 к нам поставляют в наименее мощной версии (в других странах он бывает также мощностью 162 и 180 л.с.), — тоже плюс. Во-первых, экономия на транспортном налоге, во-вторых — менее напряженный режим работы обычно положительно сказывается на долговечности.
На дороге я прямо-таки мечтал о дополнительных 20 силах — добиться от 130-сильного мотора высоких скоростей оказалось очень непросто. Я долго искал, на каких оборотах он вдруг проснется, и так и не нашел. Хотя на автобане мне удалось дотянуть до 180 км/ч, на это потребовалось довольно много времени. Механическая коробка несколько разочаровала — я просто не ожидал, что на современном автомобиле, причем уже обкатанном (на одометре было более 10 000 км), могут быть проблемы с избирательностью привода переключения. Когда вместо шестой включаешь четвертую, это не только неприятно, но и несколько рискованно. Можно было бы посчитать, что это я такой криворукий — но за два часа у меня было время привыкнуть, а самое главное — эту же проблему отметил и один из коллег. Возможно, такая проблемная коробка была только на одном экземпляре. Но, к счастью, для российского рынка этот вопрос чисто теоретический. Для нас выбрали «автомат» и более мощный двигатель.
И на автобанах, и за их пределами Grandland X достаточно хорош. Подвеска дает достаточную уверенность в поворотах. Но как же с проходимостью? Ведь это кроссовер! А у него даже нет полного привода. Ну да, нет. Для нашей страны это, конечно, недостаток. По данным агентства «Автостат», так считают примерно 70 процентов покупателей кроссоверов в России. А всего три года назад в этом были уверены 78,5 процента. То есть популярность полного привода медленно, но снижается. В первом полугодии 2019 года 73 процента покупателей Hyundai Creta и 65 процентов — Nissan Qashqai выбрали передний привод. Возможно, это происходит по финансовым причинам — привод второй оси обходится примерно в 100 000 рублей, а то и дороже. При этом большинству из нас проходимость нужна, только чтобы припарковаться в сугробе или преодолеть несколько километров по проселочной дороге. А для этого зачастую достаточно геометрической проходимости — коротких свесов и увеличенного дорожного просвета.
У Grandland X есть и то и другое. А в двух старших версиях — Innovation и Cosmo — предусмотрена еще и интеллектуальная система IntelliGrip, которая позволяет выбрать ездовой режим, подходящий для того или иного типа покрытия, — нормальная дорога, снег, песок, грязь и отключение ESP (на скорости 50 км/ч она включается сама). На снегу и льду она не позволяет буксовать одному из колес и работает как блокировка дифференциала, передавая тягу на небуксующее колесо. При выборе режима движения по песку — наоборот, дает возможность легкой пробуксовки обоих колес одновременно, чтобы машина могла ползти и не увязла. В «грязевом» режиме также позволяют буксовать. В расчете на то, что колесо рано или поздно доберется до поверхности со сцеплением.
Передний привод в сочетании с внедорожной электроникой нам уже встречался на Skoda Roomster, Citroen C3 Aircross и Lada XRAY Cross, и мы сравнили работу этих систем. Подробности — в материале «Передний привод и бездорожье — бред. А если с электронными помощниками?».
Отсутствие полного привода у Grandland X — конечно, минус, но в остальном автомобиль обладает всеми преимуществами, которые мы ждем от кроссоверов, и в первую очередь — простором внутри. Благодаря чуть более вертикальной посадке в сравнении с традиционными универсалами тут достаточно места и впереди, и, что немаловажно для семейной машины, сзади. Только если хотите, чтобы пассажиры второго ряда были по-настоящему рады, выбирайте Innovation или Cosmo. Подлокотник с подстаканниками и скрывающийся за ним люк в багажник в Enjoy отсутствуют, как и IntelliGrip. Но вот «зимний пакет» входит в стандартную комплектацию всех исполнений. А это — обогрев ветрового стекла, подогрев передних и задних сидений и рулевого колеса.
Багажник довольно большой, более 500 литров, спинки заднего сиденья — раздельные, они складываются по частям, образуя ровную поверхность. Но запасное колесо — уменьшенного размера. Багажник, наверное, можно было бы увеличить еще. Если бы складывалась и подушка сиденья, но тогда не было бы ровного пола. Кстати, еще одна модная система, которую получил Опель, — открывание двери багажника без помощи рук.
Гораздо больше возможностей для перевозки людей и грузов дает минивэн Opel Zafira Life. Вопреки своему имени, он принадлежит к принципиально другому классу, если сравнивать со знакомыми нам прежними Зафирами. Они представляли собой компактные минивэны на платформе Астры. Zafira Life — намного крупнее. Большой новинкой он для нас не станет — модель создана на основе уже выпускаемых на заводе в Калуге Citroen SpaceTourer и Peugeot Traveller.
Первые три поколения Zafira были компактвэнами с семью местами, Zafira Life — более крупный микроавтобус, вмещающий до восьми человек в зависимости от модификации. На тест-драйв нам предоставили автомобиль с четырьмя поворотными креслами в салоне и модулем с раскладным столиком. Неплохая замена лимузину — не так роскошно, но не менее удобно. Однако в российском прайс-листе такой нет: нашим покупателям предложена только восьмиместная версия в исполнении Innovation (2 549 900 рублей с коротким кузовом и 2 599 900 — с длинным) и семиместная Cosmo (2 999 900 рублей, кузов — только длинный). В обеих третий ряд сидений это трехместный диван. А второй либо тоже трехместный, либо из двух отдельных кресел, которые можно развернуть против хода. К ним можно докупить и модуль со столиком — 40 000 рублей.
Несмотря на высокую посадку и массивный кузов, на ходу Zafira Life воспринимается как легковой автомобиль. В моем случае этому способствовало хорошее оснащение — здесь тоже есть набор электронных «помощников» и даже проекция показаний приборов на ветровое стекло.
Заметная разница обнаружилась в шумоизоляции — в Grandland X я о шуме просто не думал. И это не случайно — оказывается, ветровое стекло с электрообогревом еще и имеет повышенную шумоизоляцию. Да и во время экскурсии по заводу мы видели шумоизоляцию, которую ставят на кроссовер, — местами она имеет толщину в несколько сантиметров! На Zafira Life она, похоже, тоньше. Да и аэродинамика коммерческого, по сути, автомобиля несколько хуже. Поэтому, разогнавшись, приходится прибавлять громкость радио — благо рукоятки управления им размещены на руле.
Как и Grandland X, Zafira Life в России предлагают только с 6-ступенчатым «автоматом» и 150-сильным двигателем — но здесь он не бензиновый, а 2,0-литровый дизель.
Селектор трансмиссии в Zafira Life, как и у его французских собратьев, выполнен в виде поворотной рукоятки — привет, Jaguar! Правда, здесь «крутилка» не выдвигается и выглядит попроще — просто пластиковая шайба. С непривычки при маневрировании приходится вглядываться, в каком направлении надо поворачивать для включения заднего хода. Ручной режим тоже есть — он включается кнопкой, а для перебора передач предназначены «лепестки» на рулевой колонке.
Цены на Zafira Life начинаются там, где прайс-лист на Citroen SpaceTourer и Peugeot Traveller заканчивается. При этом у «французов» кроме 150-сильного дизеля с «автоматом» есть и 1.6 (95 л.с.) с «механикой» — поэтому Peugeot можно купить и за два миллиона с небольшим. Однако если посмотреть цены на популярные модели этого типа — Volkswagen Caravelle и Ford Tourneo Custom — то окажется, что предложение Opel выглядит довольно конкурентоспособным.
Говоря о ценах в целом, стоит вспомнить о том, что PSA надо вывести Opel на наш рынок так, чтобы не допустить «каннибализма» — то есть чтобы он не отнимал покупателей у Peugeot и Citroen. Да и дилеры должны начать зарабатывать с самого начала. Поэтому выбор дорогих комплектаций, с одной стороны, привлекает наиболее требовательных (и обеспеченных) клиентов, а с другой — дает необходимую дилерам маржу. Ну и, как известно, снизить цены можно в любой момент — а вот поднять их уже значительно сложнее. В свое время марка Peugeot очень удачно вошла на российский рынок, предложив свои модели 405 и 406 по выгодным ценам. И в итоге идея о том, что Peugeot может стоить столько же, сколько и конкуренты, стала сильно удивлять потенциальных покупателей. Видимо, с Opel эту ошибку решили не повторять. А потом, когда с рынка будут сняты сливки, можно будет предложить и версии попроще и подешевле.
Grandland X | Zafira Life | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Кузов | ||||||
Тип | Универсал (SUV) | Микроавтобус | ||||
Количество мест/дверей | 5/5 | 8 (7)/5 | ||||
Двигатель | ||||||
Тип | Бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонадувом | Дизельный, с турбонаддувом | ||||
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди продольно | ||||
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | ||||
Рабочий объем, куб. см | 1598 | 1997 | ||||
Мощность, л.с. при об/мин | 150/6000 | 150/4000 | ||||
Крутящий момент, Нм при об/мин | 240/1400 | 370/1400 | ||||
Трансмиссия | ||||||
Привод | Передний | Передний | ||||
Коробка передач | 6-АКПП | 6-АКПП | ||||
Тормоза | ||||||
Передние | Дисковые, вентилируемые | Дисковые, вентилируемые | ||||
Задние | Дисковые | Дисковые, вентилируемые | ||||
Подвеска | ||||||
Передняя | Независимая, пружинная, McPherson | Независимая, пружинная, McPgerson | ||||
Задняя | Полузависимая, пружинная (скручивающаяся балка) | Независимая, пневматическая, на продольный рычагах | ||||
Размеры, объем, вес | ||||||
Длина/ширина/высота, мм | 4477х1856х1609 | 4956х1920х1940 (5306х1920х1948) | ||||
Колесная база, мм | 2675 | 3275 | ||||
Клиренс, мм | 188 | Н. д. | ||||
Снаряженная масса, кг | 1435 | 2150 (2246) | ||||
Объем топливного бака, л | 53 | 69 | ||||
Объем багажника, л | 514/1652 | 603/2700 (989/3300) | ||||
Шины | 215/65 R17, 225/55 R18 | 215/60 R17 | ||||
Динамические характеристики | ||||||
Максимальная скорость, км/ч | 201 | 183 | ||||
Разгон до 100 км/ч, сек. | 9,5 | 12,3 (12,7) | ||||
Расход топлива, л/100 км | ||||||
Комбинированный цикл | 7,3 | 6,2 (6,4) | ||||
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | Н. д./Евро-6 | Н. д./Евро-5 | ||||
Стоимость автомобиля, руб. | ||||||
Базовая комплектация | 1 799 000 | 2 549 900 (2 999 900) |
Французские корни Opel
Компания Darracq была создана в 1896 году, и в начале XX века являлась крупнейшим производителем автомобилей во Франции. Неудивительно, что в 1902 году Opel купил лицензию на производство у столь успешного предприятия. В Германии выпускали несколько моделей до начала 1906 года.
История французской компании изобилует разнообразными поворотами. В 1922 году ее переименовали в Talbot. В 1959 году Talbot была куплена SIMCA, которая в это время принадлежала Chrysler. В 1977 году финансовое положение европейских компаний Chrysler ухудшилось и их приобрела Peugeot. И вот теперь и Opel присоединился к компании, у которой некогда покупал лицензию.