Drom.ru продолжает рубрику «Бестселлеры», посвященную обзорам новых популярных автомобилей. В каждой статье мы по винтикам разбираем машины, снискавшие массовый спрос в России в последние пару-тройку лет: исследуем их достоинства, рассматриваем недостатки, взвешиваем стоимость владения и подсчитываем затраты на обслуживание. Кому не хочется понять, стоит ли новая овчинка выделки!
Мы уже рассказывали о Kia Rio, Renault Logan/Sandero, Chevrolet Cruze, Skoda Octavia, Nissan Qashqai, и Toyota Camry. А сегодня мы разберем еще один бестселлер — немецкого долгожителя рынка Opel Astra Family.
Opel Astra Family (семейство H) — один из долгожителей авторынка. В кузове хэтчбек Astra H дебютировала почти 10 лет назад — в 2004 году. В 2007 году модель претерпела небольшой рестайлинг, после чего производилась в Германии до конца 2009 года, пока не уступила место новому поколению Astra (с индексом J). Несмотря на почтенный по автомобильным меркам возраст, Астра и по сей день считается чуть ли не лучшим предложением для консервативных прагматиков, и в первую очередь по соотношению цена/качество. После появления нового поколения в 2010 году, семейство H получило добавку к имени — Astra Family. На российском рынке предлагается в кузовах седан, универсал и 5-дверный хэтчбек по ценам от 553 900 руб.
Opel Astra Н образца 2013 года
Учитывая рыночную популярность Astra H, Opel не стал снимать ее с производства. В кузовах хэтчбек, седан и универсал модель до сих пор выпускается на некоторых европейских заводах, в том числе и в Калининграде — на «Автоторе».
А так выглядит современный универсал Astra H Caravan — одна из наиболее популярных на сегодня модификаций
Astra H — классический представитель С-класса. Не вычурный, но вполне себе привлекательный экстерьер удачно сочетается с практичными достоинствами различных комплектаций и кузовных модификаций. Последних аж пять. Разносторонним целям в повседневной жизни удачно соответствует 4-дверный седан. Молодые семьи, как правило, предпочитают 3-дверный хэтчбек GTC (сейчас на первичном рынке предлагается только в новом поколении). Среди универсалов данного сегмента Astra Family выглядит чуть ли не самым практичным продуктом — комфортный и вместительный автомобиль. Кроме того, сторонники некоторой экзотики могут выбрать модификацию Twin Top — кабриолет семейства Astra Н. Но он сейчас представлен только на вторичном рынке.
Помимо упомянутого выше универсала, Opel Astra H выпускалась и в других кузовных вариантах: 5-дверный хэтчбек, седан, 3-дверный хэтчбек GTC и купе-кабриолет Twin Top. Но из новых машин две последние модификации уже не предлагаются
Вообще, за всю свою историю Astra редко когда могла поколебать рыночное первенство флагмана автомобилей этого класса — VW Golf. Скорее даже наоборот, репутация «Астры» образца 2004-2013 годов слегка пошатнулась в сравнении с двумя своими предшественниками. И тем не менее, сегодня на рынке Astra Н, как выясняется, хороший, а главное довольно практичный выбор.
Вот как, например, определяет настоящее модели Astra H шеф-механик российского представительства компании General Motors Александр Машков: «Конечно, только появившись на рынке, модель имела кое-какие врожденные болячки. Так, не самым сильным звеном была электроника — время от времени начинали сбоить подрулевые переключатели. Тем не менее, с течением времени автопроизводитель разобрался с детскими болезнями. Сегодня Opel Astra H — совершенно иной по качеству автомобиль».
О популярности модели говорит статистика продаж как на первичном, так и вторичном рынке. По информации различных отделов трейд-ин, на продажи Astra H приходится примерно треть всех продаж Opel на вторичном рынке. Зачастую речь идет о машине 2008 года с бензиновым двигателем объемом 1,6 или 1,8 литра, с автоматической трансмиссией, в кузове универсал. Как правило, популярностью пользуется именно эта модификация.
Кнопки управления на руле, а также многофункциональный подрулевой механизм, бывает, начинает сбоить…
С появлением на российском рынке очередного поколения семейства Astra спрос на новые модели серии H несколько снизился. Тем не менее, как отмечают менеджеры дилерских отделов продаж, Astra H до сих пор пользуется популярностью, особенно в кузове универсал: доля продаж таких автомобилей составляет примерно пятую часть от всего модельного ряда Opel.
И сегодня Astra H в кузове универсал пользуется популярностью на первичном рынке России
Портрет типичного владельца модели укладывается в словосочетание «разумный прагматик». В редких случаях Astra вызывает у своего хозяина какие-то эмоции. Зачастую владельцев более чем удовлетворяет качество и практичность этого авто.
Сложнее всего говорить об автомобиле, о котором, «по гамбургскому счету», сказать… нечего! В том смысле, что, находясь за рулем Opel Astra H, ты отчетливо понимаешь, что эта машина абсолютно ничем не цепляет. Управляешь им с чувством глубокого равнодушия. Все вроде как функционирует, все на месте… Уверенная работа ходовой части, причем в различных дорожных условиях. Неплохая обратная связь с автомобилем за счет, прежде всего, четкой работы электрогидроусилителя руля. Он информативен и предсказуем своим поведением на разных скоростях. Однако на поверку все это оказывается совершенно неважно и малоинтересно. То есть первые впечатления от управления автомобилем Astra H укладываются в емкую фразу — «машина для прагматиков». Она не вызывает какой-то внутренней симпатии. Самое же интересное, что Astra H ее и не просит! Строго говоря, наш тест полностью подтверждает однозначное мнение как технических экспертов, так и владельцев — автомобиль берет, прежде всего, своей практичностью и качеством сборки.
Двигатель тестового Astra H агрегатирован с роботизированной коробкой передач Easytronic. И даже в самом гражданском режиме управления автомобилем робот оставляет впечатление медлительного агрегата. Переключения передач настолько задумчивы, что невольно посещает мысль: о чем же размышляет КП?
Электрогидравлика роботизированной коробки Easytronic оказалась настолько проблемной,
что сегодня эта разновидность трансмиссии не устанавливается на новые Astra H
Если оставить этот пунктик без внимания, то в остальном Astra H действительно отличается добротностью деталей и сборки — как экстерьера, так и внутри салона. Даже после 100 тыс. км пробега каких-то сверчков, коррозийных налетов по местам сколов, посторонних звуков подвески и так далее, мы не услышали и не заметили.
Багажник универсала не просто выглядит вместительным — он настолько объемен, что в случае необходимости способен сойти за дополнительное посадочное место для непривередливого пассажира
Что касается объема багажного отделения, то он в Astra H, как говорится, внушает... Мешки с картошкой, холодильники, малогабаритная мебель... — можно измерять объем багажника в любых обывательских единицах. Получится значимо. И всегда поверх загруженного до упору багажного отделения поместятся какие-нибудь лыжи…
Словом, мы согласны с высказыванием владелицы тестового универсала: «Сюда легко помещаются четверо людей, ребенок, ма-а-а-аленький сельскохозяйственный генератор и два мешка картошки. А потом оно еще и едет».
Да, это, прежде всего, прагматичный автомобиль!
Astra Family, несмотря на то, что выпускается достаточно давно, имеет в своей технической конструкции достаточно много электроники, где различные модули завязаны на исправную работу друг друга. В беседе с нами шеф-механик GM не скрывал нареканий к работе этих систем, с которыми не раз и не два в профильные сервисные центры обращались владельцы машин первых годов выпуска. Впрочем, Александр Машков приводил вполне логичные доводы для этих болячек: «Появление этой модели было вызвано многими причинами — сами требования к гольф-классу у покупателей повысились намного, и этот автомобиль вышел по, так называемой, новой схеме — мало того, что это была новая платформа, это была новая психология — то, к чему мы сегодня уже привыкли. То есть это полностью, скажем так, «шинная» машина — когда была внедрена технология CAN-шин».
Электронный блок — главный источник периодических проблем с работой электроники
Понятно, что внедрение новых технологий неизбежно повлекло за собою целый букет детских болячек, которые и донимали поначалу владельцев. Подчеркнем, сегодня большинство проблем решены, в том числе и по гарантии. Так что шансы столкнуться с проблемной Astra Family на первичном рынке немного. И все же, кое-что сказать необходимо.
Иной раз, электронный модуль, отвечающий за исправную работу различных систем, на машинах 2008-2009 годов выпуска начинает капризничать. Выражается это в некорректной работе подрулевых переключателей, вдруг пропадает звуковой сигнал при полной его исправности, дееспособных рабочей цепи и контактной группы. Наконец, автомобиль может попросту не открыться, отказавшись реагировать на дистанционный ключ!
Возможные проблемы с подрулевыми переключателями — чаще всего следствие капризов электронного модуля
Дело заканчивается гарантийной заменой модуля. Если придется столкнуться с подобной неисправностью на постгарантийной машине, ремонт будет отнюдь не дешев. В силу того, что, помимо исправной работы подрулевых переключателей, модуль отвечает за систему иммобилизации, дистанционное управление и так далее. Словом, с учетом множества функций, которые завязаны на него, его стоимость в 20 тысяч рублей уже не выглядит такой завышенной. Хотя, конечно, скажется на содержимом кошелька. Впрочем, по уверениям профильных специалистов, сегодня модуль практически безотказен.
Моторная гамма Astra Н весьма разносторонняя. Достаточно сказать, что за годы существования этой модели под ее капотом побывало 22 разных двигателя! Бензиновая линейка начинается с мотора объемом 1,6 литра мощностью 105 лошадиных сил, позже двигатель модернизировали, увеличив его мощность до 115 л.с., и этот агрегат сейчас основной для семейства Family. Мотор лишен каких-то выдающихся показателей, однако вполне надежен. Тем, кто нуждается в машине порезвее, вполне подойдет версия с мотором 1,8 литра мощностью 140 лошадиных сил. Ну а тому, кто подыскивает на рынке реального конкурента VW GTI, впору присмотреться к 2-литровому турбомотору, выдающему на пике своих возможностей 240 л.с. Версию с таким мотором можно найти только на вторичном рынке. Завершает линейку 100-сильный дизельный двигатель. Отметим, что в России Astra с таким агрегатом скорее редкость и встречается, опять-таки, только на вторичном рынке.
Двигатели серии ECOTEC неприхотливы и лишены врожденных дефектов
На первичном российском рынке сейчас предлагаются только бензиновые двигатели объемом 1,6 и 1,8 литра. Оба мотора достаточно надежны и просты в обслуживании. При этом следует подчеркнуть, что автопроизводитель постоянно работает над увеличением ресурса отдельных узлов и агрегатов своих моторов. Например, узла ГРМ. Поначалу Opel рекомендовал замену ремня с периодичностью каждые 60 тысяч км пробега. Чуть позже межсервисный интервал замены увеличили до 90, а затем до 120 тысяч км пробега. Сегодня для двигателей Z1.6XER и X1.8XER срок замены ремня ГРМ и вовсе составляет 150 тысяч км пробега. Тем не менее, учитывая российские условия эксплуатации, технари настойчиво рекомендуют менять ремень на пробеге 60-80 тысяч км, особенно если речь идет о, скажем так, хорошо поездившей машине. Стоимость комплекта — ремень плюс ролики — равняется примерно 3 тысячам рублей; замена у официального дилера обойдется где-то в 8 тысяч рублей.
Неисправности, связанные с работой того или иного двигателя — форс-мажор. Врожденные болячки, которые и присутствовали когда-то, давно уже вылечены производителем. Тем не менее, присматривая себе вторичную «Астру», не лишне уточнить состояние зубчатого ремня ГРМ — если первый владелец его не менял, лучше стразу озадачиться этим вопросом. Кроме того, желательно проверить расход моторного масла... Несмотря на то, что производитель допускает определенный угар, с пробегом он склонен увеличиваться.
За маслицем лучше поглядывать регулярно: моторы склонны его подъедать…
«GM допускает расход масла 500 г/1000 км, но на самом деле порядка 100-200 г это уже не совсем нормально, — комментирует ситуацию Александр Машков. — Если уровень через 1000 км пробега ниже нижней метки — есть причины обратиться на сервис. Возможно, маслице может уходить через внешнее уплотнение. Рекомендую выкрутить свечу и посмотреть на ее состояние. Если у нас происходит расход масла через штоковое уплотнение или через кольца, то мы, соответственно, получим определенный нагар. Когда у нас масло идет в цилиндр, то свеча — очень хороший индикатор».
Кроме того, если мотор питался не самым качественным топливом, на пробежной машине может «попросить каши» топливный фильтр, замена которого — процедура отнюдь не простая. Фильтрующий элемент находится в модуле топливного насоса. Соответственно, какие-то моменты обслуживания надо проводить, как минимум, на хорошо оборудованной технической станции с более или менее обученным персоналом.
Astra Family предлагается в трех трансмиссионных комплектациях, а точнее с тремя разновидностями коробок передач. Прежде всего, это старая, добрая, проверенная временем механика F17. Над этой коробкой Opel трудится уже очень давно. Механика проста в эксплуатации и достаточно надежна.
Механическая коробка передач по нынешним временам скорее архаика.
Тем не менее, она до сих пор наиболее надежный трансмиссионный вариант
Среди автоматических коробок передач возможны два варианта. Традиционный гидротрансформаторный автомат от японской компании Aisin (которая до сих пор предлагается на первичном рынке) и роботизированная коробка Easytronic (устанавливался на автомобилях до 2010 г.). Последняя представляет собою, по сути, ту же механику F17 с электрогидравлическим управлением. Собственно электронный блок трудится вместо водителя, распоряжаясь механизмом сцепления и координируя выбор передач.
Механическая коробка передач служит практически без нареканий. Иной раз отмечается гул коробки, связанный с пониженным уровнем трансмиссионной жидкости. Посему время от времени за ним лучше приглядывать. Особенно если к тому появились характерные предпосылки. Но это скорее исключение, чем правило.
Вполне надежен и японский автомат. На ранних версиях, впрочем, к нему возникали вопросы. Одно время была проблема, когда охлаждающая жидкость в радиаторе двигателя попадала в радиатор охлаждения АКП и, соответственно, просачивалась в рабочую жидкость автоматической коробки. «Такие моменты были; были даже у нас кампании по замене радиаторов», — вспоминает шеф-механик GM. Стоимость замены радиатора на официальном дилерском центре составляла порядка 7 тысяч рублей. Пожалуй, это единственное нарекание, которое предъявлялось к работе японского автомата.
Автомат от японской компании Aisin иногда склонен к перегреву
А вот к электрогидравлике Easytronic время от времени возникают вопросы куда серьезнее. Если при переключении появились какие-то удары и щелчки, скорее всего, прямая дорога в сервис — на замену насоса в электрогидравлическом блоке. Деталь отнюдь не дешевая: стоимость нового насоса вместе с заменой составляет более 30 тысяч рублей. По мнению специалистов, дешевле и полезнее его отремонтировать. Зачастую достаточно поменять щетки в электродвигателе насоса. Именно они страдают первыми по той причине, что насос постоянно в рабочем положении, качая тормозную жидкость в выжимной механизм сцепления. Отсюда, собственно, и характерные симптомы — удары при переключении (следствие недовыжима сцепления). Если оставить эти симптомы без внимания, из строя выйдет диск сцепления, а потом «устанет» работать и сам электрогидравлический блок.
Отсюда и довольно любопытная статистика по срокам службы сцепления. Если на автомобиле с механикой оно выхаживает и до 150 тысяч километров пробега, то на роботизированной трансмиссии менять сцепление зачастую приходится каждые 80 тысяч. Тому причиной не только возможная неисправность робота, но и более частые переключения, ему свойственные. Особенно если автомобиль большую часть своей жизни проводит в городских условиях, с присущими им пробками. Впрочем, естественно, многое зависит от опыта водителя и его манеры управления авто. Меняется же сцепление комплектом — диск, корзина и выжимной подшипник. Стоимость замены обойдется где-то в 22 тысячи рублей, вместе с платой за работу.
Как показывает практика, Astra Н довольно часто используется для многокилометровых перегонов, особенно модификация в кузове универсал. И понятно, что зачастую длинные дистанции преодолеваются отнюдь не порожняком. Несмотря на то, что сервисная статистика оценивает работу и ресурс ходовой части на твердую четверку, некоторые элементы все же со временем начинают требовать к себе повышенного внимания. Стойки стабилизатора, рулевые тяги — все это наверняка попросит замены на пробеге где-то 80 тысяч километров. Иногда, при повышенных нагрузках, начинают подтекать амортизаторы. Впрочем, последнее — статистическая погрешность.
Конструкция передней подвески типа McPherson проста, проверена временем, а потому вполне надежна
Что же касается стоек стабилизатора, то их замена обойдется владельцу в 1200 рублей за каждую. Пара новых рулевых тяг вместе с процедурой «сход-развал» выльется где-то в 5200 рублей. Еще раз отметим, что вывести из строя задние амортизаторы можно, используя универсал Astra H в роли коммерческого транспорта. Прецеденты были.
Если активно нагружать автомобиль, особенно в кузове универсал, к 80-100 тысячам километров пробега могут потребовать замены задние амортизаторы
В целом, Opel Astra Family — автомобиль, вполне достойный внимания. Подбирая себе эту модель, следует помнить о некоторых проблемах с электроникой; иногда сбоит кондиционер; попадаются машины с повышенным расходом масла и трансмиссионными проблемами, связанными с роботизированной трансмиссией. Однако, повторимся, в основном все эти проблемы уже решены, учитывая тот срок, который данная модель находится на конвейере.
Astra H, по нынешним временам пусть и не самый современный, но добротный и качественный автомобиль. Способный исправно служить владельцу многие лета
С точки зрения безопасности Astra Family ни в чем не уступает конкурентам. Уже в стандартной комплектации в наличии шесть подушек и система стабилизации автомобиля. В конструкции применено более 20 сортов высокопрочной стали, благодаря чему существенно повышена жесткость каркаса. Для защиты водителя и пассажиров в экстремальных ситуациях в конструкции Opel Astra Family использованы элементы, узлы и детали с заданной геометрией деформации при ударе.
По результатам краш-теста по системе EuroNCAP Astra Н по сумме различных показателей получила высшую 5-звездочную оценку.
Рейтинг сложился из следующих показателей: защита водителя и пассажира — 34 балла; защита детей — 39 баллов; защита пешеходов — 3 балла.
Комплектации Opel Astra FamilyКомплектации модели, особенно на вторичном рынке, многочисленны и весьма разнообразны. Отметим, что любая вариация «Астры» располагает гидроусилителем руля, центральным замком и передними электрическими стеклоподъемниками. Что касается новых машин, то сегодня дилеры предлагают три варианта комплектаций — Essentia, Enjoy и Cosmo. В базовой версии (Essentia) автомобиль оснащается всеми системами безопасности, кондиционером, аудиосистемой CD30, подогревом передних сидений, противоугонной сигнализацией и наружными зеркалами с электроприводом и подогревом. Стоимость (на момент подготовки материала, с учетом скидки 50 000 руб. по акции) от 553 900 рублей. Модификация Enjoy дополняется задними электростеклоподъемниками, магнитолой с МР3, датчиками дождя и света и 16-дюймовыми легкосплавными дисками. Ее цена начинается с 587 900 (с учетом скидки) рублей. Топовая комплектация Cosmo, помимо прочего, предлагает круиз- и климат-контроль, противотуманные фары, внутрисалонную отделку Piano Paint, а также кожаные элементы обивки сидений и салона. Прайс этой модификации стартует с 617 900 (с учетом скидки) рублей. Цена может быть и ниже — с учетом многочисленных спецпредложений. Анализ рынка позволяет говорить о том, что на сегодня покупка автомобиля Astra Family — одно из лучших, если не лучшее предложение в C-сегменте («гольф-классе»). |
Технические характеристики Opel Astra Family:
Двигатель | |||
Тип | Бензиновый | Бензиновый | Бензиновый |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди продольно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1598 | 1796 | 1796 |
Мощность, л. с. при об/мин | 115/6000 | 140/6300 | 140/6300 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 155/4000 | 175/3800 | 175/3800 |
Трансмиссия | |||
Привод | Передний | Передний | Передний |
Коробка передач | 5-МКП | 5-МКП | 4-АКПП |
Тормоза | |||
Передние | Дисковые вентилируемые | ||
Задние | Дисковые | ||
Подвеска | |||
Передняя | Независимая, McPherson | ||
Задняя | Полузависимая, со скручивающейся балкой | ||
Размеры, объем, вес | |||
Длина/ширина/высота, мм | 4249/1753/1460 (хэтчбек) | ||
Колесная база, мм | 2614 (хэтчбек), 2703 (седан), 2703 (универсал) | ||
Клиренс, мм | 130 | ||
Снаряженная масса, кг | 1195 (хэтчбек), 1203 (седан), 1203 (универсал) | ||
Объем топливного бака, л | 52 | ||
Объем багажника, л | 375-1295 (хэтчбек), 490-870 (седан), 490-1590 (универсал) | ||
Расход топлива, л/100 км* | |||
Средний | 6,6-6,7 | 7,1-7,2 | 7,8-7,9 |
Выбросы СО2, г/км | 158-159 (Евро 4) | 169-172 (Евро 4) | 186-189 (Евро 4) |
*для модификации в кузове универсал |
Стандартное Техническое Обслуживание (ТО) стоимостью от 4500 руб. подразумевает следующие базовые операции:
— Замена масла и масляного фильтра двигателя (в стоимости учтены необходимое количество масла (5W40 синтетика) и масляный фильтр);
— Замена воздушного фильтра (в стоимости учтен воздушный фильтр);
— Замена салонного фильтра (в стоимости учтен угольный салонный фильтр);
— Комплексная диагностика подвески, тормозной системы, технических жидкостей, внешнего освещения и световой сигнализации, внешний осмотр двигателя и трансмиссии на предмет подтеков и других внешних проявлений возможных неисправностей.
Основные неисправности, возможность которых следует учитывать при выборе автомобиля б/у и стоимость их устранения:
— Замена ремня ГРМ — до 12 000 руб. (стоимость ремня и роликов вместе с работой официального дилера)
— Радиатор автоматической коробки Aisin — 7 000 руб. с учетом работ по замене
— Электронный блок роботизированной коробки Easytronic — 30 000 руб.
— Комплект сцепления (рабочий диск, корзина, выжимной подшипник) — около 22 000 руб. с учетом стоимости работ по замене
— Стойки стабилизатора — 1 200 руб. за штуку
— Замена рулевых тяг вместе с процедурой регулировки установки передних колес — 5 200 руб.
— Электронный модуль — 20 000 руб.
Годовая стоимость эксплуатации Opel Astra H в Москве, с учетом обязательного страхования, планового технического обслуживания, транспортного налога и расхода топлива, при годовом пробеге 25 000 километров, составляет порядка 80 тысяч рублей без учета возможного ремонта. Из них 4 572 рубля нужно будет отдать за полис ОСАГО; техническое обслуживание автомобиля обойдется в 21 730 рублей; транспортный налог составит 2 875 рублей. Примерные затраты на топливо — 50 000 рублей.
Стоимость подержанных Opel Astra H Caravan в сравнении с основными конкурентами, | ||||||
Автомобиль/год выпуска | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Opel Astra H Caravan | 350-500 | 380-480 | 400-550 | 440-630 | 500-630 | 670-720 |
KIA cee'd SW | — | — | 450-630 | 500-630 | 530-630 | 650-670 |
Chevrolet Lacetti Wagon | 280-400 | 300-370 | 310-470 | 310-480 | 340-500 | 440-450 |
Lada Largus | — | — | — | — | 370-450 | 360-500 |
Peugeot 308 SW | 370-430 | 390-450 | 400-620 | 420-650 | — | — |
Никита Котровский |