Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Автономный режим: на водородной Toyota Mirai по Владивостоку
17.12.2019 | 173704 просмотра

Автономный режим: на водородной Toyota Mirai по Владивостоку

Автор: Сергей Цыганов
Фото автора и Валерии Крепской
Источник: Дром
Когда автомобили на водородном топливе появятся на российских дорогах?
2128 (13%)
1793 (11%)
3042 (18%)
9185 (56%)

Будущее (именно так переводится с японского слово «mirai») сквозь перманентный приморский туман выглядело так себе. Низенькое, диспропорциональное, с правым рулем и на узких летних шинах. Но было и очарование в этой приплюснутой ноздреватой машинке, очарование самурайской катаны, в плавных изгибах которой застыли совершенство и смерть. Да-да, совершенство технологий и грядущая их смерть под натиском еще большего совершенства. Начнем с последнего.

Эффект низкой базы

Концепция первого поколения Toyota Mirai фактически приговорила себя к харакири. Поначалу вроде все шло мажорно: очень осторожные прогнозы производителя наслаивались на всплеск покупательского интереса, особенно в Японии. Mirai реально стала самым продаваемым водородным автомобилем в истории планеты Земля. Но, как говорят маркетологи, «на эффекте низкой базы» любой результат будет оптимистичным. А потом что-то пошло не по плану: вау-эффект ослаб, продажи стали падать. Посмотрите график продаж в Америке и Европе.

Продажи Toyota Mirai в Северной Америке и Европе в 2015–2018 годах. В Америке за оптимистичным всплеском последовал ощутимый спад, а европейцы, кажется, вообще остались к Мираю равнодушны. Видимо, кое-что зависит и от цены: американцы могут купить эту модель за $58 500, а в Германии со всеми налогами цена только стартует с €78 600

Статистику по Японии с ходу найти не удалось, известно лишь, что там Mirai продается скромнее, чем в США, но «ровнее»: в 2019 году ежемесячно на учет встают 50–60 машин. А общее количество выпущенных экземпляров на декабрь 2019 года оценивается примерно в 9000. Очевидно, что за несколько оставшихся до нового года дней первоначальный тойотовский план по выпуску до 2020 года 30 000 водородных автомобилей выполнен быть не может. За первые три квартала 2019 года Toyota даже уступила Hyundai переходящее знамя лидера водородного рынка: Mirai за этот период разошелся в количестве 2200 экземпляров, а кроссовер Hyundai Nexo нашел 3843 покупателя.

Это еще не провал, но уже основание для оргвыводов. И японцы их сделали. В 2020 году нынешнюю Toyota Mirai сменит совсем другой автомобиль, концептуально отличный. Это будет заднеприводный почти-спорткар, который крупнее, мощнее и с еще более наглой внешностью.

Mirai Concept

Соответственно, машины первого поколения стремительно уйдут на вторичный рынок, который для водородных машин еще толком и не сформирован. Но кое-что уже продается. С пробегом в 45–50 тыс. км Мирай в Японии можно купить в пересчете на наши деньги примерно за 1,2 млн рублей.

Зачем российскому агрохолдингу японский автомобиль на водороде

Машина, ради которой стоило приехать во Владивосток, выпущена в 2015 году и накатала по Островам ровно 45 765 км. Причем с единственным частным владельцем, не в такси и не в лизинге. Купили ее на аукционе в Токио (цена на подобные экземпляры крутится вокруг $30 000) по заказу… из России! Одного восклицательного знака тут, конечно, маловато будет. Но это еще не все восклицательные знаки, припасенные нами: заказчик возжелал иметь сразу два подержанных Мирая! Поэтому в Россию их приехала пара, примерно в одинаковом состоянии и с похожим пробегом.

Кто этот ненормальный заказчик, зачем ему две Toyota Mirai в стране, где водородные заправки даже строить не начали? Доподлинно, увы, неизвестно. Ребята, которые привезли машины из Японии, говорят только, что заказчик — из Воронежа. В Москве компетентные люди уточняют: машины купила некая воронежская агрофирма, крупный производитель масел и майонеза. И что на дорогах они не появятся, так как приобретены в исследовательских целях. Стало быть, у нас сегодня «уникальная, эксклюзивная и все такое» возможность погонять на водородомобиле по дальневосточным сопкам. Водорода чуть больше половины бака. Шины летние. Номеров нет. Мечта идиота!

Без дна

Дром про Toyota Mirai уже писал в самом начале, как только машина появилась в продаже в Японии. Потом в других СМИ в избытке появились обзоры и тест-драйвы из Европы и Америки, их авторы все дивились сумасшедшей цене и непропорционально скромному «количеству автомобиля». Но таковы условия игры в экологическую сознательность: производитель дотирует водородомобили, но дотации не могут составлять 100%. Короче говоря, даже если бы себестоимость Toyota Mirai была на порядок ниже, ее все равно пришлось бы продавать дороже других автомобилей: бедный покупатель не может сработать как фактор престижа торговой марки. А водородомобили — это в чистом виде имиджевая затея, до окупаемости там — как до водородных АЗС в Урюпинске.

Но даже если не путать у себя в голове измерения «качества» и «престижа», Mirai внутри выглядит скромно. Ну Тойота и Тойота, обычно-пластмассовая, поскрипывает.

Один из немногих штрихов, призванных радовать глаз человека, привыкшего к «лакшери»: псевдокожаные вставки на панели приборов и на облицовках дверей. Не сказать, что ах-ах-ах!, но лучше гулкого пластика

Но, как и положено Тойоте, выпущенной для внутреннего рынка, — феноменально удобна. Простор как спереди, так и сзади для этого класса (наверное, это D-класс: 4,89 метра в длину при колесной базе 2,78 метра) отменный. И высокий тоннель с подлокотником сзади не воспринимается ограничивающим фактором, все равно любой пятый пассажир на заднем сиденьи современной легковушки — лишний. Тойота просто довела нежелание лицемерить до логического конца.

Mirai — машина строго четырехместная еще и потому, что у нее довольно высока собственная масса, 1850 кг. Нагрузки в виде пятого пассажира могут не выдержать тормоза и подвеска Приуса. По той же причине четырехместным заявлен и опытный электромобиль на базе Lada Vesta
Какой японский автомобиль без фальшфейера…
«Ручник» здесь — «ножник»
Подушки безопасности есть даже в задних стойках, в месте их примыкания к кузову. Интересно, как и куда они раскрываются…

Хотя, конечно, дело не в лицемерии. Это результат фантастически проведенных компоновочных работ. Если бы японцы брали готовый кузов и натягивали на него водородную энергоустановку с элементами электромобиля, то ничего бы они нормально не скомпоновали. А Toyota Mirai только по подвескам, рулевому управлению и кое-какому электрооборудованию повторяет «второй» Prius. Главная же компоновочная фишка — в отсутствии… днища! Во всяком случае, в привычном нам понимании (гусары, желающие продемонстрировать остроумие на словосочетании «отсутствие дна», могут поупражняться, нам не жалко).

В неплохом (361 литр) для такой компоновки багажнике имеются розетка на 100 Вольт (Япония!), крючок для сумки, органайзер под крышечкой с шинным герметиком и разъем CHAdeMO, от которого можно заряжать электромобили или питать небольшой коттедж

В кузове Mirai размещены (загибайте пальцы): два бака с водородом (давление почти 700 атмосфер, 5 кг общий объем, трехслойная конструкция из металла, стекловолокна и карбона), тяговая металлогидридная АКБ на 245 Вольт (именно такие аккумуляторы лучше работают в мороз и служат дольше литиевых, хотя их удельная емкость ниже), синхронный электромотор на 113 кВт (153 л.с.)… И самое главное: электрохимический генератор (ЭХГ), где сжатый водород «подтягивает» молекулы кислорода из воздуха, в результате чего образуется вода, электричество и тепло.

За восемь лет эволюции тойотовские топливные ячейки «похудели» вдвое, со 108 до 56 кг. При этом мощность ЭХГ последнего поколения даже выше — 114 кВт против 90 кВт у экспериментально-мелкосерийной модели FCHV-adv 2008 года
Трехслойный композитный газовый баллон рассчитан на давление в 700 атмосфер, значит, держать должен минимум тысячу. Это такое гигантское давление, которое лучше не представлять, сидя на задних креслах Mirai, прямо над баллоном

Электричество идет к электромотору и батарее, теплый воздух направляется на отопление салона (есть и дополнительный электроподогреватель), а вода отводится через специальную трубочку наружу, поэтому время от времени Mirai окутывается облачком пара, отлично заметным на морозном воздухе.

Иногда «парящий» Mirai производит впечатление автомобиля с ДВС: конденсируясь, пар начинает походить на плотный поток выхлопных газов

Так вот, про ювелирность компоновки. Где у обычного автомобиля есть хотя бы немного свободного пространства? Правильно, под передними креслами и в багажнике, за спинками задних сидений. Ну, еще немного можно накропать в центральном тоннеле, если там нет кардана или системы выпуска. ЭХГ разместили именно под передними седоками.

В тоннеле проложили высоковольтную проводку (максимально ее таким образом защитив), баки находятся по обе стороны от задней оси, а тяговый аккумулятор — прямо над осью. На первый взгляд, догружать на переднеприводной машине заднюю ось, попутно еще повышая центр тяжести, — не лучшее решение. Но если сместить АКБ в задний свес из колесной базы, то центр масс мы, конечно, немного понизим, да. Но машина неизбежно приобретет склонность к неконтролируемому заносу, а на крутых подъемах не хватит сцепления ведущих колес с дорогой. К тому же уменьшится объем багажника.

Подвод теплого воздуха к ногам задних пассажиров — задача нетривиальная, если под передними креслами нет ни миллиметра свободного пространства. Пришлось городить обходные воздуховоды

Мы попытались посмотреть, как все это скомпоновано. Загнали машину на подъемник на одном из сервисов Drom Assist… Посмотрели, ага.

Подвески обычные для переднеприводника, МакФерсон и балка. Шасси тут от Toyota Prius
Под декоративной крышкой прячется синхронный электродвигатель постоянного тока с жидкостным охлаждением. Бачок с антифризом — по левому борту

Снизу все плотненько укрыто пластиковыми панелями. Снимаем один из кожухов — открывается доступ к подрамнику с ЭХГ, но добраться до самих топливных ячеек с наскока не вышло, там работы — на пару часов. Сквозь щелочки только было видно, что металлического днища как такового у машины и впрямь нет, точнее, его конфигурация предельно нестандартна и не прикрывает агрегаты.

Добраться до ЭХГ у нас не получилось, обилие крепежных элементов и замысловатая конструкция подрамников отбили охоту
Клиренс из-за низко висящих агрегатов у Mirai невелик, не больше 130 мм под моторным отсеком, а в центре кузова и того меньше. Поэтому неудивительно, что за четыре года эксплуатации машина «поездила» донным пластиком. Впрочем, ничего страшного: что-то оторвать у Mirai снизу невозможно. Просто нечего)

Автономный режим

В движении Toyota Mirai представляет собой тот характерный случай, когда не надо заранее читать отзывы коллег, прокатившихся на машине до тебя. Потому что не совпадает почти все! Кто-то пишет про жесткость подвески — чушь, она поразительно комфортна. Кто-то упирает на хорошую управляемость и посредственное «чувство автомобиля»: несложно догадаться, что все как раз наоборот. У Мирая все-таки перегружена передняя ось и выловить ее из сноса бывает затруднительно, а вот руль идеально привязан к колесам, никаких рассогласований или недоумения. Тормоза понятные, но без запаса. Разгон вяловатый для электромобиля с постоянным моментом 335 Нм, но его интенсивность не падает с ростом скорости, как у дешевых китайских «электричек».

Высокая скорость… Признаемся, согрешили. Мост на остров Русский — это три соблазнительных километра пустого асфальта, снег подтаял, камеры фотофиксации нам не очень интересны. Mirai безупречен там, где асфальт сух и прям, но любая лужица на высокой скорости стремится скорректировать траекторию, и дело тут не только в шинах. Это опять сказывается блуждание масс по осям.

Но самое интересное в этой машине — мультики. Дисплей на «торпеде» показывает режимы работы энергетической установки, которые в целом похожи на таковые у бензоэлектрических гибридов последовательного типа. Разница в том, что у гибридомобилей с ДВС генератор вряд ли вытянет электромотор без буферной батареи, а тут ЭХГ по возможностям идеально соответствует параметрам мотора. И АКБ нужна только для экономии водорода, в нее запасается энергия от рекуперации и холостой работы топливных ячеек (в пробках, на стоянке и т. д.).

Чуть-чуть разгоняемся, ЭХГ работает, подзаряжая батарею и обеспечивая электромотор. При этом расход водорода — максимален (столбик эконометра слева от спидометра почти не виден)
Устоявшееся движение, заряд продолжается, но расход водорода резко падает
Энергии в батарее припасено достаточно, теперь ее можно отдавать на движение, экономя водород
Но, чу: АКБ заряжена, а ЭХГ молотит на всю катушку, сжигая драгоценный газ! Непонятный калибровочный выверт японского гения
Наконец-то можно расслабиться: при идеально равномерном движении работает батарея, а топливные ячейки отдыхают
Отрада для глаз: режим рекуперации на торможениях или спусках

Настройка перехода от колесного к рекуперативному торможениям (и обратно) безупречна, нет никаких тычков и даже подвываний от изменения нагрузки на электромашину. И вообще Мирай тих, шелестят только электрогенератор и шины. Шины громче. А вот пластик постанывает, да, видать, крепления панелей ослабли.

В электротрансмиссии имеется режим Bs, это максимальный уровень рекуперации, при котором ездить, конечно, не очень комфортно (машина дергается при торможении, а замедление становится малопрогнозируемым), но он спасает на длительных спусках, разгружая основные тормоза. И конечно, позволяет сэкономить энергию и дотянуть до заправки на последних каплях топлива.

Что для нас могло быть актуальным: ближайшая заправка для Мирая находится в Японии! Но мы не транжирили водород, не усердствовали на спуртах и… И все равно получили не очень утешительный расход, примерно полтора килограмма топлива на 100 км. Это где-то 320–330 километров пробега на одной заправке. Что, в общем, и неплохо, но меньше заявленных пятисот. Цена на газ тоже пока стремная: в Японии водород на заправках продают по 1100 иен (627 руб.) за килограмм. Но сам процесс заправки аналогичен таковому у ДВС: пять минут — и гуляй.

В этом месте драматургия повествования требует вставить нечто обобщающе-глубокомысленное — типа рассуждения о будущем водородной энергетики. Но воздержимся, упростившись до обывательского вопроса. Вот, допустим, завтра в России добрый волшебник построит миллион водородных заправок, а цена на водород будет сопоставима с бензином. И?

И мы будем покупать подержанные машины из Японии и Европы, потому что новые все равно останутся очень дорогими. Но если вложить хотя бы десятую часть тех средств, что мировая индустрия вкладывает в гиперразвитие электромобилей, топливные ячейки можно довести до очень приемлемой стоимости буквально за пять-шесть лет. Сохранив их базовые преимущества: скорость заправки, высокий КПД, малый вес и простоту утилизации. Когда мы начнем задыхаться не от углекислого газа, а от нависающих гор отработавших литий-ионных аккумуляторов, мы вспомним о том, что была альтернатива. Но в очередной раз окажется поздно.

Черт, не удалось закончить без пафоса.

 

Юрий Добровольский: «Первые водородные АЗС у нас появятся на трассе Москва — Казань»

Юрий Добровольский
Руководитель Центра компетенций ИПХФ РАН

О водородной энергетике и ее перспективах на транспорте информации — море. Но вычленить самую актуальную и спроецировать ее на российские реалии оказалось непросто. И мы обратились к одному из самых авторитетных в России людей в этой области, руководителю центра компетенций ИПХФ РАН Юрию Добровольскому. Тем паче что есть еще один повод: совсем недавно Юрий Анатольевич с коллегами представили свой проект водородного автомобиля, который СМИ поторопились назвать «первым российским».

Прототип водородного автомобиля, собранный на базе Lada ElLada

— Вы с партнерами недавно показали водородомобиль, собранный на базе Lada ElLada первого поколения. Что это за машина и кто над ней работал?

— Это результат кооперации фирм «Электротранспортные технологии», «Инэнерджи» и ИПХФ (Института проблем химической физики) РАН. Все входят в состав Центра компетенций, которым я руковожу.

Топливные ячейки и компоновка ЭХГ в багажнике Lada ElLada

Мы хотели продемонстрировать возможности дозаправки электромобиля. То есть машина может работать как обычный электромобиль в городских условиях (без траты водорода), а в случае необходимости (выезд на дальние расстояния) — вдвое удлинить пробег или воспользоваться этой установкой для дополнительной генерации энергии для бытовых нужд. Водородный ЭХГ (электрохимический генератор) — не основная силовая установка, как в Toyota Mirai, а удлинитель пробега (вспомогательная силовая установка). Как у Renault Kangoo, только на водороде.

— Ваш ЭХГ — серийный агрегат или сделанный в единственном экземпляре? На сайте «Инэнерджи» не находится подходящего устройства…

— В России нет серийного агрегата. Это опытный образец. Их сейчас всего два — один для авто на 15 кВт, второй для самолета на 35 кВт. Именно поэтому на сайте «Инэнерджи» их и нет. Разработка — Центр компетенций НТИ «Новые и мобильные источники энергии» в лице ИПХФ РАН и «Инэнерджи».

— Как вы оцениваете технический уровень вашей установки в сравнении с тем, чего достигли Toyota и Hyundai? Сколько она весит?

— Массогабаритные параметры у всех близки. А у Nissan и GM они даже получше, чем у Toyota и Hyundai. Nissan сейчас вообще самая продвинутая фирма по автомобильному водороду, но на рынок она пока решила не выходить.

— Насколько удачным вышел ваш опыт с водородомобилем?

— В общем удачен, но есть проблемы с электроникой. Доделываем.

— Как планируете его развивать? Есть ли планы по коммерциализации?

— Нет, это демонстратор технологий. А в изделии необходима переделка компоновки и инженерных коммуникаций. Это надо делать с автопроизводителями. Первые переговоры начались.

— С кем?

— Увы, коммерческий секрет. Это три разные фирмы.

Hyundai Nexo — главный на сегодня конкурент для Toyota Mirai. Примечательно, что корейцы для своего водородомобиля использовали более востребованный форм-фактор кроссовера

— Вы, конечно, изучали решения Toyota, Honda и Hyundai. Насколько им в серийных водородомобилях удалось решить проблему обмерзания ЭХГ? Какие отрицательные температуры для них являются критичными? Как с этим обстоит дело в вашей установке?

— Нет такой проблемы. Это просто вопрос применения правильных инженерных решений для организации теплообмена. Я не заметил обмерзания при поездках на Тойоте в Германии зимой. Нет этого и у нас, а мы запускали ЭХГ при –34 градусах. Есть проблема «холодного старта».

Поскольку на каждый киловатт электрической мощности в топливном элементе вырабатывается более 0,5 кВт тепловой мощности, то еще и машина прекрасно обогревается, если конструктивно предусмотреть отвод тепла в салон.

— А в чем проблема холодного старта? Ее я как раз и не заметил, поездив на Тойоте. Правда, было всего минус 2 градуса...

— Проблемы начинаются при минус десяти. Обычно полимерная протонообменная мембрана при такой температуре теряет проводимость. У каждой фирмы здесь свои решения.

— Предварительный прогрев мембраны?

— Нет, мы просто обрабатываем мембрану или часть водорода превращаем на катализаторе в тепло. Как решили остальные — не интересовался. Но это точно не основная для них проблема.

— Сколько ЭХГ нужно времени, чтобы выйти на рабочие параметры?

— Секунды при обычных условиях, единицы минут при низкой температуре.

— Вариант хранения водорода на борту автомобиля под давлением кажется вам оптимальным? Как полагаете, к криогенному и металлогидридному вариантам уже возврата не будет?

— Пока да. Криогенный — дорогой и опасный при длительном хранении, металлогидридный — тяжелый.

— Давление получается высоким. В ваших баллонах есть предохранительные клапаны? Происходит ли естественная утечка водорода? Например, при нагревании на солнце.

— Страховочные клапаны у всех есть. Нет проблем нагрева на солнце, баллоны на 700 атмосфер опрессовываются при 1000 атмосферах, как и положено при использовании любых баллонов высокого давления. Они у нас годами на улице на солнце стоят.

— Видите ли вы перспективы у метода риформинга водорода на борту автомобиля (например, из метанола)?

— Если говорить о «зеленом» транспорте, то — нет. Если вообще для электромобиля — пока у этого решения плохие массогабариты и дороговат конвертор. Точнее, даже не сам конвертор, а блок очистки.

— Есть ли перспективы установки водородных заправок в Москве? Это хотя бы обсуждается?

— Сейчас одна заправка стоит в Черноголовке, у нас. Ведем разговор об установке в нескольких городах, в том числе и в Москве.

— Заправка в Черноголовке общедоступна?

— Заправка не общедоступна, да и не очень понятно, зачем она сейчас нужна в общедоступной форме. Она перевозная, в контейнере. Можем доставить в любое место. Давление 350 и 700 атмосфер, рассчитана на 14 кг водорода в день.

— Кто-то уже обращался с просьбой о заправке?

— Нет, некому. Кроме нас водородными автомобилями пока никто не занимается. А мелкие баллоны мы и так всем заправляем.

— Вы говорите «кроме нас, никто». НАМИ закрыл свою программу?

— Нет, но это пока инженерные проработки, а не физический объект.

— А «физический объект», то есть реально работающий автомобиль на водороде, в России сейчас только один, и он ваш?

— Похоже, да. Некоторые обещают ввезти несколько Тойот. Но это пока слухи.

— С кем конкретно вы ведете переговоры об установке водородных заправок?

— Сейчас через НТИ мы разрабатываем проект водородной трассы Москва — Казань. Недавно обсуждали и этот вопрос в Минэнерго.

— НТИ — имеется в виду «Автонет»?

— «Энерджинет», «Автонет», «Сквозные технологии», Минэнерго, Газпром.

— И каковы перспективы? Какие станции хотите ставить, в каком количестве, кто оплатит?

— Сами станции планируем устанавливать за счет государства, для начала эксплуатации (в пяти городах по трассе), параллельно начинается разработка заправок водорода из природного газа. Муниципалитеты и частные перевозчики закупают городской транспорт, начинается разработка российского городского водородного транспорта. Общая ориентировочная стоимость проекта под 10 млрд рублей, надеемся, что это будет 50/50 — государство и бизнес.

Типичная водородная АЗС в Японии. Стоимость килограмма водорода — больше 600 рублей!

— То есть это комплексный проект для перевозчиков, отдельно заправки для частных лиц ставить не планируете?

— Они под все. Будут стоять в параллель с газовыми заправками в общем пользовании. Пока транспорта мало — этого хватит.

— Планируется производить водород из метана прямо на месте, на АЗС?

— Да, расчеты показывают, что при этом стоимость водорода становится близкой к цене самого природного газа, но сначала (чтоб запустить эксплуатацию) поставим обычные покупные водородные заправки.

— Покупные = импортные?

— Да, российских пока нет. Параллельно будем делать российские на новых принципах.

— В каком состоянии сейчас этот проект? Есть ли потенциальные инвесторы? Есть ли решения со стороны министерств? Есть ли решения о выделении денег от государства?

— Задача первого этапа — показать преимущества водородного электротранспорта. И выяснить особенности его функционирования в российских условиях. Пытаемся решить задачу курицы и яйца.

Сейчас ведутся переговоры, считается экономика, потенциальные инвесторы есть. Деньги так быстро государством не выделяются. Надеемся на старт в третьем квартале следующего года. Эксплуатацию начнем во втором квартале 2021 года. Сама программа рассчитана на шесть лет.

— Почему выбран проект межгородского маршрута, а не покрытия внутри одного города, той же Москвы? Междугородные перевозки быстрее окупаются? Вообще об окупаемости идет речь?

— На этой стадии — нет. Для окупаемости необходимо не менее 1000 автомобилей. А это в лучшем случае 2023–2024 годы.

Еще один конкурент Mirai — Honda Clarity Fuel Cell

— На какой конкретно транспорт рассчитан проект? Уже существуют серийные водородные автобусы? Или вы планируете оснащать электробусы своим удлинителем хода?

— До 2022 года все будет импортное, серийное. Скорее всего китайское. За это время хотим успеть сделать что-то свое. Хотя бы опытными партиями. Цель — приучить потребителя и муниципалитеты и выяснить особенности российской эксплуатации.

— Правильно ли я понимаю, что лично вы не испытываете большого энтузиазма по поводу перспектив появления отечественных водородомобилей и делаете ставку на общественный транспорт?

— Нет, неправильно. Но они точно не появятся, пока не будет сети водородных заправок. Собственно, проект про то, как создать сеть заправок и для городского, и для личного транспорта.

— Технологии хранения водорода (сжатый газ) и заправочные интерфейсы у всех серийных водородных машин сейчас унифицированы? Водородные заправки могут работать как с автобусами, так и с автомобилями?

— Да. Поэтому мы и закупили стандартные немецкие, чтоб подробнее изучить их особенности и на практике понять требования.

— Вы сравнивали себестоимость водорода, выделенного из газа на АЗС, с привозным?

— В пять раз дешевле! Но это не «зеленый» (полученный без дополнительного выброса углекислого газа) водород. Для «зеленого» водорода нужны более сложные решения, они есть и стоят в качестве подпроектов внутри базового проекта.

Фотобонус

Лучшие комментарии

    
Сеул
Сообщений: 1770
Проблема водородных легковушек:
- газ, который заметно улетучивается через уплотнения (до 13% бака в неделю);
- высокая сложность всей системы, а отсюда общая дороговизна;
- относительно "дешевый" водород, получаемый из природного газа, содержит соединения серы, которые вызывают деградацию топливных ячеек, цена обслуживания (замены) которых не совсем ясна.
- принудиловка ездить на спецзаправки (в отличие от типичного электро, который можно зарядить везде, где есть розетка)
Вывод: водородные авто хороши и скорее подойдут для городского транспорта и спецтехники, где надо быстро "зарядить", решить проблему выхлопа и не выгодно возить с собой сотни килограмм батарей.
Мой отзыв: Kia Ray 2011
138
19
Ответить
Москва
Илья - Красноярск
Смотрю на реалии своего города, и понимаю что развитие осталось в той стране, далекой и ушедшей, в той откуда я родом. Китая, Корея не говоря о других странах не стоят на месте, идет развитие инженерной...
Вы не правы, мне кажется. Интервью с Добровольским читали? Если читали-тот там видно, что как раз с "развитием инженерной мысли" у нас в стране - проблем нет. Вообще, это самая интересная часть статьи, на мой взгляд. А не пускание пузырей на Мирай.
И если читали ранее, тут же на Дроме - с инженерами и наукой у нас все в порядке, АВТОВАЗ (да-да, как же без него) еще в 1975 г элеткромобили выпускал мелко-серийно, а позже сделал свой ГИБРИД, тех же принципов что и Приус и GM, только опытный экземпляр , для своего "музея инженерной мысли". Там в музее ВАЗа много чего интересного, но не выпущенного в серию, по причине того, что бессмысленно выпускать-массы не купят, заведомо убыточные проекты. Как сказал нач КБ - мы это делаем для души, имиджа и для того, чтобы быть в тонусе. А всё упирается в неликвид. Даже партию из 20 электрических Калин продавали около года, с муками и со скидками. И проблема не в Калине, а в непрактичности и цене нового эл/мобиля. Так же "провалился" у нас новый эл.Мицубиси.

а вообще, тема "водород+электромотор" наверное самая актуальная (пока ядерную мини-батарейку не вкорячат). 5 минут заправки (вместо 50 минут и 8 часов у тесл) , стоимость водорода из метана - не такая дорогая, как я из интервью понял. НУ и самое главное - это не перегрузит элекросети, в тех странах и районах, где нет лютого избытка дармовой дешевой электроэнергии, как например в Норвегии. Если даже получение водорода из метана потребует электроэнергии (а не установки, работающей на газе, бензине), то можно ночью вырабатывать водород, когда избыток электроэнергии, а днем его продавать. Понятно, что напрямую сжигание в ДВС бензина экономически эффективнее, но если просчитать ВСЕ нюансы, например - электромобили проще по конструкции, требуют меньше СТО для обслуживания и меньше запчастей (а это-ПРОИЗВОДСТВО, требующее опять таки электроэнергии для станков) и самих ДВС, сложных конструктивно, много масла (производство которого-тоже затраты денег эл/энергии и экология) … Никто никогда не считал ВЕСЬ КОМПЛЕКС + и - , чтобы не локальная эффективность, а в целом, по всей цепочке сопричастности
93
35
Ответить

Комментарии

 
там где бАбры
Сообщений: 5940
Хотя бы метановых заправок побольше понастроили, особенно на восток от Урала. Налог убирают, а заправок нет - смехота. А тут уже водородные, очковтиратели))
Дом человека - его крепость, но его святыня - гараж.
246
20
Ответить
   
Ерсубайкино
Сообщений: 24385
Лучше бы Теслу купили
Продам уши от мертвого осла.
48
163
Ответить
   
Тюмень
Сообщений: 584
700 Атмо под попой!!! Это же круче чем фугас! Разнесёт в хлам. Очень сдерживающий фактор
230
73
Ответить
Viziter
Санкт-Петербург
Это не наш путь
99
17
Ответить
Savik
...фактически ни одного плюса для потребителя не увидел ( экологию в расчет не берем )
175
34
Ответить
урал
Тюмень
вряд ли в России будут популярны авто на водороде, скорее это из мира фантастики!!!
108
13
Ответить
   
Хабаровск
Сообщений: 30005
Хонда Кларити в салоне очень понравилась!
Новый Мирай видел, но его демонстрируют пока только снаружи, внутрь не пустили, жадины...
Вообще идея с водородом выглядит очень заманчиво, желаю Тойоте в этом деле всяческих успехов.
Я шел на это смело.
Я знал, на что иду.
И пусть я начал дело
Себе же на беду. ©
123
14
Ответить
JDM154
Новосибирск
Расписали бы сколько в японии стоит и сколько пошлина на мирай
29
7
Ответить
 
Сообщений: 5669
JDM154
Расписали бы сколько в японии стоит и сколько пошлина на мирай
Вот тебе номера кузовов этих двух машин, смотри статистику:
JPD10-0001207
JPD10-0001249
NHW10(99)>NHW20(04)>NNP10(05)>ZVW30(2011)>ZVW41(2011)>NSP140(2012)>NSP130(2014)>NHP10(2012)->B21W
20
5
Ответить
 
Омск
Сообщений: 5682
.
Audi A6 2.0 2012
Touareg 3.6 R-line 2016
131
8
Ответить
а отработанные металл-гидридные акб куда деть?
30
15
Ответить
    
Красноярск
Сообщений: 1597
Смотрю на реалии своего города, и понимаю что развитие осталось в той стране, далекой и ушедшей, в той откуда я родом. Китая, Корея не говоря о других странах не стоят на месте, идет развитие инженерной мысли. А у нас бенз с солярой не всегда заявленного качества. Электричество... водород... современные технологии безопасности... о чем вы.. обидно..Эх.
Случайностей нет. За все надо платить.
255
33
Ответить
Восток Транс Импорт
Владивосток
Отличный обзор получился, спасибо.
57
4
Ответить
    
Краснодар
Сообщений: 1395
Nexo, самый красивый из серийных водородок.
43
21
Ответить
Восток Транс Импорт
Владивосток
JDM154
Расписали бы сколько в японии стоит и сколько пошлина на мирай
не очень дорого выходит такой автомобиль привезти. в среднем от 1.5 млн смотря по состоянию. мы привезли два с пробегом 15 000 и 45 000.
47
2
Ответить
Восток Транс Импорт
Владивосток
ПАЛАСИО
Лучше бы Теслу купили
денег дайте - купим хоть CyberTruck
120
5
Ответить
Илья Каплан
torn357
700 Атмо под попой!!! Это же круче чем фугас! Разнесёт в хлам. Очень сдерживающий фактор
В розетке аж 220 вольт! Долбанёт - мало не покажется.
Но почему-то никто особо от электричества не отказывается.
85
76
Ответить
    
Сообщений: 1508
JDM154
Расписали бы сколько в японии стоит и сколько пошлина на мирай
Цена крутится вокруг $30 000 плюс 20% пошлина. То есть при покупке хорошего экземпляра с доставкой рассчитывайте на сумму от 2,5 млн.
ЮгМоторШоу-2019 (25-26 мая, Ростов-на-Дону).
Мой отзыв: Mitsubishi i-MiEV 2012
7
32
Ответить
Восток Транс Импорт
Владивосток
Уже погрузили ))
53
4
Ответить
 
Сибирь
Сообщений: 6199
Очередной фрик-мобиль для калифорнийской греты турнберг. Интересен, как аттракцион с мультиками, но рассматривать его хоть с каким-то намёком на повседневную эксплуатацию? Ну ок, лет через30 будет что-то вменяемое, верной дорогой идёте.
Рождённые ползать - освободите взлётную полосу!
80
50
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 598
Антифриз поменяли?)))
p.s. Пришлите один мирай на долгосрочный тест ;)
13
2
Ответить
Восток Транс Импорт
Владивосток
Probeerka
Очередной фрик-мобиль для калифорнийской греты турнберг. Интересен, как аттракцион с мультиками, но рассматривать его хоть с каким-то намёком на повседневную эксплуатацию? Ну ок, лет через30 будет что-то вменяемое, верной дорогой идёте.
в чем проблема? в Японии заправки есть, полный бак - примерно на 650 км хватает. в чем проблема повседневной эксплуатации? вы будто с 2000 лохматого пишите, как раньше - все хаяли вариаторы, гибриды, затем электромобили - и ничего, ездят нахваливают. В плане управления, ходовки и прочего - улучшенный Prius 50, ничего сверхъественного.
87
28
Ответить
PROXOR81
Москва
У водорода есть два существенных минуса, которые, Я НАДЕЮСЬ, скоро исправят одним действие:
1) водород очень текуч, требования к оборудованию очень жёсткие;
2) вытекает из первого пункта, для локолизации возможных утечек, оборудование для авто стало ОЧЕНЬ громоздким для легкового авто.

На текущий момент, как по мне производители должны прийти к общему понимаю по аккумуляторам для электрокаров, сделать их одинаковыми ФОРМ-ФАКТОРОМ и Конектором. И вместо долго зарядки собственного аккумулятора, производить на "заправках" замену АКБ с помощью роботов. Тогда можно ездить на электрокарах на большие растояния.
75
4
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 598
Илья - Красноярск
Смотрю на реалии своего города, и понимаю что развитие осталось в той стране, далекой и ушедшей, в той откуда я родом. Китая, Корея не говоря о других странах не стоят на месте, идет развитие инженерной...
У нас очень много очень в Красноярске гибридов завелось
23
7
Ответить
     
Владивосток
Сообщений: 2621
пинта
Хотя бы метановых заправок побольше понастроили, особенно на восток от Урала. Налог убирают, а заправок нет - смехота. А тут уже водородные, очковтиратели))
Сами там за уралом ездите на газе. Нам на ДВ он в ух не впёрся.
48
61
Ответить
Александр
Комсомольск-на-Амуре
Жаль, что у нас все развивается в области продажи ресурсов и не для простых обывателей. А еще больше жаль, что мы не можем даже прикоснуться к новым технологиям....
48
10
Ответить
 
Сибирь
Сообщений: 6199
Восток Транс Импорт
в чем проблема? в Японии заправки есть, полный бак - примерно на 650 км хватает. в чем проблема повседневной эксплуатации? вы будто с 2000 лохматого пишите, как раньше - все хаяли вариаторы, гибриды, затем...
Дайте-ка подумать, что же выбрать:
1. Трёх-летнюю Тойоту Короллу за 2 500 000 рублей с новомодной электро-водородной начинкой, весом в 1900 кг и кучей обременений по эксплуатации (сервис, запчасти, заправка, теснота, правый руль и т.д.)
2. Новая, но старомодная Королла за 1 600 000 рублей. И тут может начаться целый парад остроумия, на что можно потратить 900 000 рублей.

Вы правда не видите проблем с этим автомобилем? Ещё раз говорю, это всего лишь аттракцион с мультиками.
Рождённые ползать - освободите взлётную полосу!
110
48
Ответить
Александр
Комсомольск-на-Амуре
Probeerka
Дайте-ка подумать, что же выбрать: 1. Трёх-летнюю Тойоту Короллу за 2 500 000 рублей с новомодной электро-водородной начинкой, весом в 1900 кг и кучей обременений по эксплуатации (сервис, запчасти, заправка,...
это игрушка, если человек хочет такую игрушку, то он покупает, цена не играет особого значения.
56
6
Ответить
   
Волгоград
Сообщений: 18
ИМХО забудут как страшный сон как только хотя б процентов на 50 увеличится энергоёмкость аккумуляторов в электричках. Да и какой от неё толк? Тесла проедет столько же, зато в разы проще устроена, никаких распиханных по автомобилю баллонов с давлением 700 атмосфер.
59
15
Ответить
    
г.Ярославль
Сообщений: 1759
Тут собственно один аргумент всё решает: даже в Японии экономически не целесообразно.
Дальше можно не обсуждать.
36
4
Ответить
Savik
Восток Транс Импорт
денег дайте - купим хоть CyberTruck
Лайфак вам на будущее , для транспортировки )
128
2
Ответить
   
Поребрик Сити
Сообщений: 18397
Водород самое здравое будущее. Есть мобильность и скорость заряда. Тут я строго за прогресс.
Но почему такая страшная? Почему новые технологии это всегда так уродливо? У гибкого гнуса виден шов, новые камеры на смартах омерзительно смотрятся, мирай.... Очень страшный(
Новый обещает быть интересным.

А вообще тут Тойоту хочется похвалить. Молодцы. Эксперементируют.
Но не забываем по кларити...
Некроводство течет во мне и я един с некроводством.
35
14
Ответить
    
Салехард
Сообщений: 1510
700 атмосфер - по закону Мерфи рано или поздно е...ёт
66
10
Ответить
   
Волгоград
Сообщений: 18
Ладно бы в неё можно было задуть водорода и проехать 3000км, а тут пробег меньше любой бензинки или гибрида. Такой авто интересен только как концентрация научно-технических решений, не более того.
48
8
Ответить
    
Салехард
Сообщений: 1510
Digger34
Ладно бы в неё можно было задуть водорода и проехать 3000км, а тут пробег меньше любой бензинки или гибрида. Такой авто интересен только как концентрация научно-технических решений, не более того.
2 авто похоже для этого и купили - чтобы разобрать и скопировать нужные наработки
46
 
Ответить
 
Сибирь
Сообщений: 6199
Александр
это игрушка, если человек хочет такую игрушку, то он покупает, цена не играет особого значения.
Я сразу и написал - аттракцион с мультиками.
Рождённые ползать - освободите взлётную полосу!
24
14
Ответить
  
Сообщений: 14760
Восток Транс Импорт
Уже погрузили ))
водиле фуры надо сказать что за спиной водородная бомба))
приус III генерации
41
8
Ответить
Ivan806
Надо же, у нее сзади наипростейшая балка, а спереди шаровые на болтах.
6
1
Ответить
   
Владивосток
Сообщений: 528
Удачно новости встали, одни уже в 22 веке живут, а у нас на ниве салон поменяли.
150
23
Ответить
   
Хабаровск
Сообщений: 30005
Probeerka
Дайте-ка подумать, что же выбрать: 1. Трёх-летнюю Тойоту Короллу за 2 500 000 рублей с новомодной электро-водородной начинкой, весом в 1900 кг и кучей обременений по эксплуатации (сервис, запчасти, заправка,...
Раньше Приус был нелепой "черепашкой" с непонятными перспективами.
Сейчас новый Приус стоит чуть дороже Короллы и весьма популярен.
Не говоря уже про другие гибридные модели от разных производителей.
Сейчас вот за водород взялись.
Если появится инфраструктура, то технология будет совершенствоваться, машины со временем станут дешевле, а их выбор - на порядки больше.
Я шел на это смело.
Я знал, на что иду.
И пусть я начал дело
Себе же на беду. ©
46
17
Ответить
     
Хабаровск
Сообщений: 68
PROXOR81
У водорода есть два существенных минуса, которые, Я НАДЕЮСЬ, скоро исправят одним действие: 1) водород очень текуч, требования к оборудованию очень жёсткие; 2) вытекает из первого пункта, для локолизации...
Японцы очень просто решили этот вопрос. Мирай в соответствии с инструкцией по эксплуатации запрещено хранить на закрытых парковках (гаражах), только на открытом воздухе.
37
1
Ответить
Savik
Восток Транс Импорт
в чем проблема? в Японии заправки есть, полный бак - примерно на 650 км хватает. в чем проблема повседневной эксплуатации? вы будто с 2000 лохматого пишите, как раньше - все хаяли вариаторы, гибриды, затем...
Сколько стоит одна заправка ?
9
12
Ответить
7460540
то есть Хендай сейчас лидер по водородомобилям?
но некоторые все еще верят что там все от митсубиши 80х годов....
27
8
Ответить
   
Хабаровск
Сообщений: 30005
Digger34
ИМХО забудут как страшный сон как только хотя б процентов на 50 увеличится энергоёмкость аккумуляторов в электричках. Да и какой от неё толк? Тесла проедет столько же, зато в разы проще устроена, никаких распиханных по автомобилю баллонов с давлением 700 атмосфер.
У "водородной электрички" перед "сетевой" одно, но очень серьёзное преимущество.
Скорость заправки водородом.
Она практически не отличается от привычной нам заправки бензином.
Я шел на это смело.
Я знал, на что иду.
И пусть я начал дело
Себе же на беду. ©
22
3
Ответить
5610254
Екатеринбург
... полтора килограмма топлива на 100 км..., в Японии водород на заправках продают 627 руб. за килограмм....
- За неимением понимания о стоимости водорода в России, судим по Японцам: Получается, что на 100 км пробега тратим почти 1000р.
Плюс дорогой сам автомобиль и нет заправок в России. Да даже если бы заправки были ка каждом углу и стоимость этих водородок была равна обычным бензинкам, покупать такое, чтоб тратить 1000р на каждые 100 км?
Да лучше уж бензин, салярка, ну или электричество - всяко дешевле чем этот водород.
По крайней мере по цене, за которую он продается в Японии - и даром не нать ))
44
14
Ответить
   
Хабаровск
Сообщений: 30005
Ивановка
Водород самое здравое будущее. Есть мобильность и скорость заряда. Тут я строго за прогресс. Но почему такая страшная? Почему новые технологии это всегда так уродливо? У гибкого гнуса виден шов, новые...
Кларити очень хороша.
Хотел сравнить с новым Мирай, но в этот раз не сложилось.
Я шел на это смело.
Я знал, на что иду.
И пусть я начал дело
Себе же на беду. ©
17
7
Ответить
  
Сообщений: 15296
Digger34
ИМХО забудут как страшный сон как только хотя б процентов на 50 увеличится энергоёмкость аккумуляторов в электричках. Да и какой от неё толк? Тесла проедет столько же, зато в разы проще устроена, никаких распиханных по автомобилю баллонов с давлением 700 атмосфер.
Теслу нельзя зарядить за 5 минут, даже на быстрой зарядке - которые можно поставить далеко не везде.
Водород можно привезти в бочке и поставить в любом селе Кукуево рядом с картонной табличкой "Водородная ЗС".

Баллон, выдерживающий давление в 1000 атмосфер вас смущает, а пол-тонны лития под полом, который горит как термитная шашка, а от воды только ярче полыхает - нет?

Как сделать дешевый водород - в статье рассказано (просто "забить" на игры в экологию и относится к водороду как к производному ископаемого газа).
Как сделать дешевые батарейки - рассказывает Маск. В Твитере. Уже лет 10 рассказывает. Но все никак.

Так что вы там говорите нужно забыть как страшный сон?
Люблю музло потяжелее и Korn и Slayer и Slipknot
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
84
11
Ответить
   
Хабаровск
Сообщений: 30005
5610254
... полтора килограмма топлива на 100 км..., в Японии водород на заправках продают 627 руб. за килограмм.... - За неимением понимания о стоимости водорода в России, судим по Японцам: Получается, что на...
Это пока из-за слабо развитой инфраструктуры.
Раньше бензин для первых автомобилей в аптеках покупали. По сравнению с гужевым транспортом это было тогда смешно, наверное. :)
Я шел на это смело.
Я знал, на что иду.
И пусть я начал дело
Себе же на беду. ©
33
3
Ответить
700 очей!? Водород!!! Ляя по действующему в РФ законодательству подлежит поверке раз в год как изделие первой категории опасности. И да не дай бог в ДТП пробъется этот бак в радиусе 100м все выйдут на орбиту земли, давления достаточно, а если вспыхнет водород то будет принудительное путешествие на луну.
72
17
Ответить
   
Поребрик Сити
Сообщений: 18397
DNS07
Удачно новости встали, одни уже в 22 веке живут, а у нас на ниве салон поменяли.
Люди из 22 века выпустили новый джимни с атмо, мостами и прочей архаикой. Еще вопросы к ниве?
Некроводство течет во мне и я един с некроводством.
68
28
Ответить
  
Сообщений: 15296
Gene75
водиле фуры надо сказать что за спиной водородная бомба))
Я думаю даже водитель фуры, при наличии хотя бы тройки в аттестате по физике - в курсе, что в водородной бомбе нет и никогда не было водорода.

Дейтерий есть. Литий-6 есть. Плутоний есть. Водорода - нет. Печаль.
Люблю музло потяжелее и Korn и Slayer и Slipknot
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
81
5
Ответить
  
Красноярск
Сообщений: 14092
Сначала подумал было, что этот Мирай 314 себе купил, но нет, ему пока Эскудо хватит)
11
3
Ответить
7460540
Ивановка
Люди из 22 века выпустили новый джимни с атмо, мостами и прочей архаикой. Еще вопросы к ниве?
у людей из 22 века кроме джими есть хотя-бы этот мирай, у людей выпустившей нивы кроме нее ничего
49
27
Ответить
   
Поребрик Сити
Сообщений: 18397
Raven
Кларити очень хороша.
Хотел сравнить с новым Мирай, но в этот раз не сложилось.
До С5 этой хонде еще 200 лет)
с5 чумовой!
Некроводство течет во мне и я един с некроводством.
7
11
Ответить
   
Владивосток
Сообщений: 23656
627 рублей на 100 км) На старом джейзете проще ездить с таким расходом.
Каждый сам ищет выход из тупика
У каждого свой УК...
18
3
Ответить
    
Сеул
Сообщений: 1770
Проблема водородных легковушек:
- газ, который заметно улетучивается через уплотнения (до 13% бака в неделю);
- высокая сложность всей системы, а отсюда общая дороговизна;
- относительно "дешевый" водород, получаемый из природного газа, содержит соединения серы, которые вызывают деградацию топливных ячеек, цена обслуживания (замены) которых не совсем ясна.
- принудиловка ездить на спецзаправки (в отличие от типичного электро, который можно зарядить везде, где есть розетка)
Вывод: водородные авто хороши и скорее подойдут для городского транспорта и спецтехники, где надо быстро "зарядить", решить проблему выхлопа и не выгодно возить с собой сотни килограмм батарей.
Мой отзыв: Kia Ray 2011
138
19
Ответить
7460540
JumanGEE
Я думаю даже водитель фуры, при наличии хотя бы тройки в аттестате по физике - в курсе, что в водородной бомбе нет и никогда не было водорода.

Дейтерий есть. Литий-6 есть. Плутоний есть. Водорода - нет. Печаль.
от души братан, прям выручил.
Ким Чан Ын

)))
46
2
Ответить
Savik
Raven
Раньше Приус был нелепой "черепашкой" с непонятными перспективами. Сейчас новый Приус стоит чуть дороже Короллы и весьма популярен. Не говоря уже про другие гибридные модели от разных производителей....
Не путай тёплое с мягким . Для Приуса не надо было создавать инфраструктуру , она заправляется бензином как и все авто
26
4
Ответить
   
Хабаровск
Сообщений: 30005
Ивановка
До С5 этой хонде еще 200 лет)
с5 чумовой!
Ну, С5 - это классика и любовь без оглядки. :)
Но надо же и современный автопром когда-то начинать пользовать. :)
Я шел на это смело.
Я знал, на что иду.
И пусть я начал дело
Себе же на беду. ©
2
 
Ответить
    
Сеул
Сообщений: 1770
PROXOR81
У водорода есть два существенных минуса, которые, Я НАДЕЮСЬ, скоро исправят одним действие: 1) водород очень текуч, требования к оборудованию очень жёсткие; 2) вытекает из первого пункта, для локолизации...
Как оказалось по опыту той же Теслы, замена батарей на станциях по-быстрому не получила популярности: выяснилось, что людям тупо в лом ездить на какие-то там станции замены (впрочем как и на заправку бензином или тем же водородом). Людям сподручнее заряжаться там где в данный момент остановился: на парковке, на работе, в торговом центре и т.д. Как с мобильным телефоном, который заряжаешь где хочешь, а не бежишь на пункт замены аккумулятора.
19
4
Ответить
   
Хабаровск
Сообщений: 30005
Savik
Не путай тёплое с мягким . Для Приуса не надо было создавать инфраструктуру , она заправляется бензином как и все авто
Гибриды - промежуточный этап на пути к новым технологиям.
Тойота об этом давно заявила.
Сейчас активно развивают инфраструктуру для "электричек", один из вариантов которых "водородомобили".
Я шел на это смело.
Я знал, на что иду.
И пусть я начал дело
Себе же на беду. ©
6
4
Ответить
   
Поребрик Сити
Сообщений: 18397
7460540
у людей из 22 века кроме джими есть хотя-бы этот мирай, у людей выпустившей нивы кроме нее ничего
Потому что уровень нашей жизни это Бразилия. Какой автопром В Бразилии?
Вы хотите чтобы таз выпустил е300? Вы его купите? Нет. Его только ругать все будут.
Некроводство течет во мне и я един с некроводством.
28
7
Ответить
   
Поребрик Сити
Сообщений: 18397
Raven
Ну, С5 - это классика и любовь без оглядки. :)
Но надо же и современный автопром когда-то начинать пользовать. :)
Я в 1999 году купил себе сборную модель с5 в синем. До сих пор стоит! С5 это прям секс.
Некроводство течет во мне и я един с некроводством.
3
3
Ответить
  
Краснодар
Сообщений: 9176
Raven
Хонда Кларити в салоне очень понравилась!
Новый Мирай видел, но его демонстрируют пока только снаружи, внутрь не пустили, жадины...
Вообще идея с водородом выглядит очень заманчиво, желаю Тойоте в этом деле всяческих успехов.
И после этого вы говорите не фанат Тойоты ) в статье сказано что у ниссана получше установка а хендэ даже опередили в продажах Тойоту.
13
4
Ответить
  
Краснодар
Сообщений: 9176
Raven
Раньше Приус был нелепой "черепашкой" с непонятными перспективами. Сейчас новый Приус стоит чуть дороже Короллы и весьма популярен. Не говоря уже про другие гибридные модели от разных производителей....
Это все будущее а кушать хочется сейчас.
4
3
Ответить
7460540
Ивановка
Потому что уровень нашей жизни это Бразилия. Какой автопром В Бразилии?
Вы хотите чтобы таз выпустил е300? Вы его купите? Нет. Его только ругать все будут.
можно и на экспорт делать
и премиум у нас хорошо продается, спрос есть на рынке, конечно ни кто сразу не пересядет с мерина на премиум ладу, но это у всех так, без конкурентов любой дурак может, ваз тут не находится в какие-то исключительно сложных условиях
3
6
Ответить
 
Сибирь
Сообщений: 6199
Raven
Раньше Приус был нелепой "черепашкой" с непонятными перспективами. Сейчас новый Приус стоит чуть дороже Короллы и весьма популярен. Не говоря уже про другие гибридные модели от разных производителей....
Что значит "ранше был"? Он и сейчас нелепая черепашка. Только перспективы прояснились - ушёл с нашего рынка из-за микроскопических продаж. Никому он не нужен без субсидий. ДВшники таскают любой пруль в бюджет.
Рождённые ползать - освободите взлётную полосу!
26
9
Ответить
Москва
Илья - Красноярск
Смотрю на реалии своего города, и понимаю что развитие осталось в той стране, далекой и ушедшей, в той откуда я родом. Китая, Корея не говоря о других странах не стоят на месте, идет развитие инженерной...
Вы не правы, мне кажется. Интервью с Добровольским читали? Если читали-тот там видно, что как раз с "развитием инженерной мысли" у нас в стране - проблем нет. Вообще, это самая интересная часть статьи, на мой взгляд. А не пускание пузырей на Мирай.
И если читали ранее, тут же на Дроме - с инженерами и наукой у нас все в порядке, АВТОВАЗ (да-да, как же без него) еще в 1975 г элеткромобили выпускал мелко-серийно, а позже сделал свой ГИБРИД, тех же принципов что и Приус и GM, только опытный экземпляр , для своего "музея инженерной мысли". Там в музее ВАЗа много чего интересного, но не выпущенного в серию, по причине того, что бессмысленно выпускать-массы не купят, заведомо убыточные проекты. Как сказал нач КБ - мы это делаем для души, имиджа и для того, чтобы быть в тонусе. А всё упирается в неликвид. Даже партию из 20 электрических Калин продавали около года, с муками и со скидками. И проблема не в Калине, а в непрактичности и цене нового эл/мобиля. Так же "провалился" у нас новый эл.Мицубиси.

а вообще, тема "водород+электромотор" наверное самая актуальная (пока ядерную мини-батарейку не вкорячат). 5 минут заправки (вместо 50 минут и 8 часов у тесл) , стоимость водорода из метана - не такая дорогая, как я из интервью понял. НУ и самое главное - это не перегрузит элекросети, в тех странах и районах, где нет лютого избытка дармовой дешевой электроэнергии, как например в Норвегии. Если даже получение водорода из метана потребует электроэнергии (а не установки, работающей на газе, бензине), то можно ночью вырабатывать водород, когда избыток электроэнергии, а днем его продавать. Понятно, что напрямую сжигание в ДВС бензина экономически эффективнее, но если просчитать ВСЕ нюансы, например - электромобили проще по конструкции, требуют меньше СТО для обслуживания и меньше запчастей (а это-ПРОИЗВОДСТВО, требующее опять таки электроэнергии для станков) и самих ДВС, сложных конструктивно, много масла (производство которого-тоже затраты денег эл/энергии и экология) … Никто никогда не считал ВЕСЬ КОМПЛЕКС + и - , чтобы не локальная эффективность, а в целом, по всей цепочке сопричастности
93
35
Ответить
15798035
Илья Каплан
В розетке аж 220 вольт! Долбанёт - мало не покажется.
Но почему-то никто особо от электричества не отказывается.
Из розетки никогда током просто так не долбанет, только если сам туда полезешь.
А баллоны взрываются, когда их вообще никто и пальцем не трогает.
13
19
Ответить
   
Хабаровск
Сообщений: 30005
zeleke
И после этого вы говорите не фанат Тойоты ) в статье сказано что у ниссана получше установка а хендэ даже опередили в продажах Тойоту.
Где можно увидеть Ниссаны с подобной установкой? Как только появятся, сравним.
Хёндэ опередили по продажам Мирай, который был первым и уже является устаревшей моделью. Тойота уже выпустила ему достойную замену.
Пока из "водородных электричек" мне больше всех нравится Хонда Кларити.
И да, я не фанат Тойот.
Но Тойоту очень уважаю.
Я шел на это смело.
Я знал, на что иду.
И пусть я начал дело
Себе же на беду. ©
9
6
Ответить
12292306
Кодинск
5610254
... полтора килограмма топлива на 100 км..., в Японии водород на заправках продают 627 руб. за килограмм.... - За неимением понимания о стоимости водорода в России, судим по Японцам: Получается, что на...
А если у тебя машина на 100км по 20л ест по городу и бенз стоит 50р за литр?
9
4
Ответить
Илья Кульков
Восток Транс Импорт
в чем проблема? в Японии заправки есть, полный бак - примерно на 650 км хватает. в чем проблема повседневной эксплуатации? вы будто с 2000 лохматого пишите, как раньше - все хаяли вариаторы, гибриды, затем...
Проблема в том, что мы не в Японии, и это единственная проблема, заправок нет, и в ближайшее время не будет....Что по поводу электромобилей, опять же вопрос заправки и все. Электричка вполне удобна на каждый день, но *****... Россия...
6
5
Ответить
   
Хабаровск
Сообщений: 30005
zeleke
Это все будущее а кушать хочется сейчас.
А кто мешает?
Я пока тоже не рассматриваю "электрички", ни сетевые, ни водородные.
Но слежу за их развитием с большим интересом.
А пока на старом, добром V8 покатаюсь. :)
Я шел на это смело.
Я знал, на что иду.
И пусть я начал дело
Себе же на беду. ©
7
 
Ответить
   
Хабаровск
Сообщений: 30005
Ивановка
Я в 1999 году купил себе сборную модель с5 в синем. До сих пор стоит! С5 это прям секс.
Я себе хочу 1:18 от Auto Art купить.
У них был С5 в похожем на мой цвете, 2003 года, 50-th Anniversary.
Я шел на это смело.
Я знал, на что иду.
И пусть я начал дело
Себе же на беду. ©
2
1
Ответить
 
Новороссийск!
Сообщений: 6865
Водород, конечно классно, но боюсь человечество пойдет по пути электро авто, со всеми вытекающими о которых сказал автор в конце
Subaru Forester '11, 2.0 XT MT (God bless JDM)
Tempora labuntur tacitisque senescimus annis
6
1
Ответить
Москва
а Воронежский агрохолдинг закупил для исследований, скорее всего потому, что агрохолдингу важна для высеиваемых культур экология, гречка, подсолнух и прочие - сильно тянут из атмосферы и почвы всё что там есть, в том числе свинец и прочее бензиновое. Может в рамках агрохолдинга выгодно будет, сделать себе одну водородную заправку и заправлять всю свою технику. Комбайны на водороде и дирижабли, отвозящие грузы пшеницы в порт и на склады-ура, мы опередили время ))
18
 
Ответить
10370043
DNS07
Удачно новости встали, одни уже в 22 веке живут, а у нас на ниве салон поменяли.
И то как было хреново, так и осталось))))
4
3
Ответить
 
Омск
Сообщений: 5682
Все альтернативы углеводородному топливу пока еще в зачаточном состоянии.
И особой конкуренции не представляют.
Прорыв в электромобилях сделают малогабаритные источники питания на ядерном топливе.
Водород - тупик развития. Использовать электроэнергию для получения водорода, что бы с помощью него получать электричество. Конгениально, наши схематозники во власти - просто пионэры в шортиках.
Вся альтернативна ядерной и углеводородной энергетике в итоге дороже.
Получается, если хочешь дешевую энергию забей на экологию, если хочешь спасти планету забей на дешевую энергию.
Audi A6 2.0 2012
Touareg 3.6 R-line 2016
28
4
Ответить
Savik
7460540
можно и на экспорт делать
и премиум у нас хорошо продается, спрос есть на рынке, конечно ни кто сразу не пересядет с мерина на премиум ладу, но это у всех так, без конкурентов любой дурак может, ваз тут не находится в какие-то исключительно сложных условиях
Премиум продается немецкий , сделает аналогичный ВАЗ , все сразу будут кричать что *****о - даже те кто в глаза его не видел
7
4
Ответить
7460540
Savik
Премиум продается немецкий , сделает аналогичный ВАЗ , все сразу будут кричать что *****о - даже те кто в глаза его не видел
ну так все с этим сталкиваются, это не повод ничего не делать.
повторюсь в безконкурентной среди и любой дурак может
2
 
Ответить
   
Хабаровск
Сообщений: 30005
Probeerka
Что значит "ранше был"? Он и сейчас нелепая черепашка. Только перспективы прояснились - ушёл с нашего рынка из-за микроскопических продаж. Никому он не нужен без субсидий. ДВшники таскают любой пруль в бюджет.
Мы сейчас вроде не про российский рынок говорим.
В РФ вон Мирай привезли две штуки, б/у. Для исследований. Исследовать будут устаревшую модель. Интересно, с какой целью?
А Приусы продаются очень хорошо. Выходят новые, всё более совершенные гибриды. Когда-нибудь их сменят новые технологии. Какими они будут?
Об этом и речь ведём.
Я шел на это смело.
Я знал, на что иду.
И пусть я начал дело
Себе же на беду. ©
8
4
Ответить
  
Краснодар
Сообщений: 9176
Raven
Где можно увидеть Ниссаны с подобной установкой? Как только появятся, сравним. Хёндэ опередили по продажам Мирай, который был первым и уже является устаревшей моделью. Тойота уже выпустила ему достойную...
При чем здесь «где можно увидеть Ниссан» и желание успеха Тойоте ? Ну ниссану можно пожелать или всем тем кто занимается разработками в этой сфере. Выборочно как то вы подходите.
« И да, я не фанат Тойот.
Но Тойоту очень уважаю.» прям вот сомневаюсь что только уважение она вызывает. Дизайн Лексус в статье о БМВ вы тоже подчеркнули что вам больше понравился. Материалы отделки так же по вашему мнению лучше .... все это однозначно говорит не только о уважении.
9
5
Ответить
  
Краснодар
Сообщений: 9176
Raven
А кто мешает?
Я пока тоже не рассматриваю "электрички", ни сетевые, ни водородные.
Но слежу за их развитием с большим интересом.
А пока на старом, добром V8 покатаюсь. :)
Мешает чему ? Кушать ? Так мы и кушаем катаемся на том что предлагает рынок с одной стороны и возможность обслуживать с другой. При тех ценах на водород которые указаны в этой статье он вообще не интересен. На 3000 р приехать 300 км.?! На дизеле можно 3а 2600 р 800 км проехать.
12
4
Ответить
  
Краснодар
Сообщений: 9176
Raven
Мы сейчас вроде не про российский рынок говорим. В РФ вон Мирай привезли две штуки, б/у. Для исследований. Исследовать будут устаревшую модель. Интересно, с какой целью? А Приусы продаются очень хорошо....
Да все продаётся очень хорошо. Что плохо продаётся из силовых установок авто ?
2
3
Ответить
Eugene Eremeev
Справедливости ради хочется заметить, что Hyundai давно развлекается водородам, были у них водородные и ix35, и Sonata.
1
 
Ответить
  
Благовещенск
Сообщений: 402
Илья - Красноярск
Смотрю на реалии своего города, и понимаю что развитие осталось в той стране, далекой и ушедшей, в той откуда я родом. Китая, Корея не говоря о других странах не стоят на месте, идет развитие инженерной...
мы зато ракеты новые изобретаем)
progres 3.0 NC300 1998 - продал
pajero - продал
alik 1az-fse езжу
6
5
Ответить
невозможно обеспечить электроэнергией десятки млн электро авто, так что именно водородный авто сменит авто на ДВС(бензин -матан) и у РФ уже есть готовый действующий образец
1
12
Ответить
   
Хабаровск
Сообщений: 30005
zeleke
При чем здесь «где можно увидеть Ниссан» и желание успеха Тойоте ? Ну ниссану можно пожелать или всем тем кто занимается разработками в этой сфере. Выборочно как то вы подходите. « И да, я не фанат Тойот....
Я не настолько внимательно слежу за темой развития водородных технологий, чтобы знать, кто где до поры, до времени скрывает свои наработки.
Узнал про выдающиеся разработки Ниссана в этой сфере только из этой статьи. И то - лишь по коротенькой фразе из интервью с Добровольским.
Пока считаю пионером в данной области именно Тойоту. Но остальным в той же мере желаю удачи, чем больше участников, тем бодрее будет идти процесс.
Тойота у меня вызывает, помимо уважения, ещё и личную симпатию.
У меня была пара "чистокровных" Тойот в пользовании, от обеих осталась очень хорошая память.
Хотя следующие мои машины были лучше, управляемее, мощнее, быстрее - у меня не возникло желания сказать, что Тойота г**но.
И наблюдение за современными моделями Тойоты тоже не вызывает желания плохо о них отзываться.
Хорошие машины. Может, даже возьму у них что-нибудь недорогое в лиз на повседнев. Ту же Короллу или Приус, например.
Я шел на это смело.
Я знал, на что иду.
И пусть я начал дело
Себе же на беду. ©
8
6
Ответить
   
Хабаровск
Сообщений: 30005
zeleke
Мешает чему ? Кушать ? Так мы и кушаем катаемся на том что предлагает рынок с одной стороны и возможность обслуживать с другой. При тех ценах на водород которые указаны в этой статье он вообще не интересен. На 3000 р приехать 300 км.?! На дизеле можно 3а 2600 р 800 км проехать.
Ну так и я пока "по старинке" езжу.
Но когда в потоке вокруг замечаешь одновременно несколько Tesla, поневоле задумаешься.
Я шел на это смело.
Я знал, на что иду.
И пусть я начал дело
Себе же на беду. ©
2
1
Ответить
   
Хабаровск
Сообщений: 30005
zeleke
Да все продаётся очень хорошо. Что плохо продаётся из силовых установок авто ?
Пока только паровой двигатель и двигатель Ванкеля сдали позиции. :)
Но "электрички" растут в продажах.
Это уже не экзотика.
А если где-то прибывает, где-то должно убавиться.
Я шел на это смело.
Я знал, на что иду.
И пусть я начал дело
Себе же на беду. ©
5
1
Ответить
   
Сообщений: 26697
Илья - Красноярск
Смотрю на реалии своего города, и понимаю что развитие осталось в той стране, далекой и ушедшей, в той откуда я родом. Китая, Корея не говоря о других странах не стоят на месте, идет развитие инженерной...
ну поведай нам, что же ты имел в той стране..
наверное супер автомобили или может супер бытовую технику лучше какого то Шарпа 777..Или может одежду? или может ботинки "прощай молодость" была лучше саламандры?
и в очереди ты за гнилой картошкой ты не стоял, видать когда на её уборку ездил привозил на всю зиму...
кстати , а кроме этих трёх стран данный авто продаётся или нет?
а тех странах где НЕ продаётся они тоже слезу пускают по этому поводу7
10
13
Ответить
   
Поребрик Сити
Сообщений: 18397
7460540
можно и на экспорт делать
и премиум у нас хорошо продается, спрос есть на рынке, конечно ни кто сразу не пересядет с мерина на премиум ладу, но это у всех так, без конкурентов любой дурак может, ваз тут не находится в какие-то исключительно сложных условиях
Никто никогда не купит ладу даже если она будет лучше чем е300. Ни тут ни там.
Русофобость это не только сказки по ТВ но и суровая реальность.
От меня половина Латвии шарахается когда я начинаю с ними разговаривать. Ибо русский.
Другая половина относится нормально.

Таз всю жизнь делал вёдра для простого люда. Что в 70 году, что в 2019. И выше головы они не прыгнут.
Фича у нас такая(
Некроводство течет во мне и я един с некроводством.
18
3
Ответить
   
Поребрик Сити
Сообщений: 18397
Raven
Я себе хочу 1:18 от Auto Art купить.
У них был С5 в похожем на мой цвете, 2003 года, 50-th Anniversary.
У меня 1:24 бураго. Сам собирал)
Некроводство течет во мне и я един с некроводством.
1
 
Ответить
Andrey
Кемерово
Вот я хз. Вы каждый день ездите на автобусах, маршрутных такси и обычных такси и почти все они на метане или пропане и вы даже не задумываетесь об этом. Я сам уже полтора года эксплуатирию Весту CNG ( метановая). За 72.000 тыс. пробега ни с машиной, ни с газовой установкой ничего не произошло и не поломалось. И тут будет точно так же , когда будет построенна сеть заправочных станций.
14
3
Ответить
Виталий
Черемхово
Нефтяные короли замедляют прогресс, те кто против процесса «закатают под пресс»
4
4
Ответить
7460540
Ивановка
Никто никогда не купит ладу даже если она будет лучше чем е300. Ни тут ни там. Русофобость это не только сказки по ТВ но и суровая реальность. От меня половина Латвии шарахается когда я начинаю с ними...
А причем здесь Латвия?)
там свой атмосфера на счет России я много где был и в Европе и Азии, ни где не шарахались, в Латвии правда не был

ну так каких-то 15 лет назад любой товар с надписью маде ин чина считался *****ом, сейчас уже ни кого не удивить китайским телефоном за 1000 долларов
60 лет назад тоже самое было в отношении маде ин джапан
так что все это отговорки

и да пендосы покупают мотоцикл Урал
13
 
Ответить
7460540
Виталий
Нефтяные короли замедляют прогресс, те кто против процесса «закатают под пресс»
странно
ни тойота
ни ходна
ни хендай
ни тесла
не под прессом
куда смотрят нефтяные короли?
7
 
Ответить
   
Поребрик Сити
Сообщений: 18397
7460540
А причем здесь Латвия?) там свой атмосфера на счет России я много где был и в Европе и Азии, ни где не шарахались, в Латвии правда не был ну так каких-то 15 лет назад любой товар с надписью маде ин...
Урал они покупают ибо он прямиком из 54 года.

Китайский телефон за 1к баков это дичь.

Русских боятся. Реально. Много где. Да и работать только на экспорт нельзя. Сначала надо сделать хорошо для себя а потом уже это хорошее экспортировать.
К сожалению сотни лет мы были то в крепостных, то в войнах то еще в какой перестройке. Пока отойдем от эха прошлого в общей массе пройдет еще не 1 десяток лет(
Вся надежда на молодых сейчас. С развитием интернета и свободы мысли молодежь реально единственное на что можно уповать. Талантов полно. Им помогать надо.

Литовцы вообще огонь ребята. Круче чем в Латвии. У меня каждый раз на границе РАМУ ищут и собак приводят)
Некроводство течет во мне и я един с некроводством.
8
9
Ответить
SERG_zlat62@mail.ru
Златоуст
Покупателю авто желаю удачной эксплуатации и добавляйте все плюсы и минусы авто,правильный выбор, нужно всегда смотреть вперед на много лет а не думать о плохом, видео с https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=A0sMGt9ZVfc&feature=emb_logo
 
 
Ответить
 
Сибирь
Сообщений: 6199
Raven
Мы сейчас вроде не про российский рынок говорим. В РФ вон Мирай привезли две штуки, б/у. Для исследований. Исследовать будут устаревшую модель. Интересно, с какой целью? А Приусы продаются очень хорошо....
Не надо косить. Тут статья про Россию. Обсуждаем Россию и актуальность подобных автомобилей.
Рождённые ползать - освободите взлётную полосу!
3
1
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!