В настоящее время популярность вазовской «копейки» перешла на новый уровень. С момента выпуска первого ВАЗ-2101 скоро стукнет 50 лет, а модель снова в моде. «Копейку» все чаще можно встретить в качестве участницы автопробегов, шоу, гонок. Она предстает перед публикой во всевозможных амплуа, будь то отреставрированный автомобиль ГАИ СССР, раллийный или кольцевой болид, дрэгстер или дрифт-корч, ржавый «трудяга» или же стиляга на пневмоподвеске. Сегодня речь пойдет об одном весьма интересном экземпляре, в котором доработаны практически все узлы. Если бы «АвтоВАЗ» возобновил выпуск первой модели, то, с учетом технического прогресса, возможно, именно такой автомобиль вышел бы с конвейера. А пока массовое производство обновленной «копейки» всего лишь наши фантазии, этот уникальный экспериментальный вариант — реален.
Первой Диминой машиной был ВАЗ-21013, который ему отдал отец. Повидавший виды автомобиль эксплуатировался много и нещадно, так что все попытки разобрать его, модернизировать и собрать заново особым успехом не увенчались. Зато вместе с ним появилась любовь к гонкам на 402 метра. С тех пор Дмитрий поменял море машин, однако спустя много лет задумался об автомобиле для души. А откатав полтора года на переднем приводе, понял, что его страсть — заднеприводные автомобили. Хотелось приобрести что-нибудь из старого, харизматичного и сделать все аккуратно и красиво. Вернувшись к истокам, он стал просматривать объявления о продаже «копеек», но все были либо битые, переваренные и крашеные, либо гнилые, либо более-менее живые, но за космические деньги. Долгие поиски привели к очередной встрече. На месте Дима увидел плачевно заниженный ВАЗ-21011, с отличным кузовом и пробегом всего 46 000 километров. Единственное, в 1991 году, со слов владельца, красили «морду» авто, но никакого криминального удара явно не случилось. Машина была не на ходу, поскольку отсутствовал задний редуктор и кардан. В общем, за 30 тысяч рублей это был отличный вариант.
Дмитрий первым делом вернул на место заводскую подвеску и сразу же начал эксперименты с технической частью. В стандартный 64-сильный мотор установил спортивный распредвал «Эстонец», по максимуму расточил каналы в ГБЦ, добавил роликовые рокера, втулки клапанов BMW и карбюратор «Солекс» от «Нивы». Но динамики все равно было очень мало. В голову полезли мысли о более глубоких доработках. Димин друг Семен Мелкумов из MSG-Motorsport, выступающий в RDRC на ВАЗ-2107, убедил его поменять мотор и построить турбо. Не злой бескомпромиссный корч исключительно под дрэг-рэйсинг, но уникальный быстрый автомобиль, стимулирующий выплеск адреналина и дарящий положительные эмоции.
Ставить 16-клапанный вазовский двигатель не хотелось в основном из-за того, что для этого пришлось бы внести ряд изменений в подкапотное пространство. Зато инжекторный мотор ВАЗ-21213 от «Нивы» подходит в «копейку» болт он и при этом имеет объем 1,7 л вместо 1,3 л у 21011. Вместе с новым агрегатом закупили кованые поршни и шатуны, спортивный распредвал «Эстонец», турбину Garrett 2860RS и принялись за работу. Увеличили впускные и выпускные каналы в ГБЦ, доработали клапаны, немного облегчили коленвал, установили дополнительное толстое полукольцо на коленвал, усовершенствовали впускной ресивер, поставили дроссельную заслонку диаметром 56 мм.
Изготовили кастомный масляный насос, так называемый «полуторный». Он сделан из двух, длиннее стандартного на 11 мм и, соответственно, обладает большей производительностью. При этом вал привода масляного насоса изначально крутится на втулке, но друзья переделали конструкцию и установили подшипники.
Система охлаждения построена без термостата, с двухрядным медным радиатором от ВАЗ-2110, расширительный бачок взяли от Volkswagen Polo. Топливную систему проложили в салоне армированными шлангами. Топливный насос Aeromotive 340л/ч, форсунки 870сс. Все соединения собраны на фитингах Summit Racing. Выпускной коллектор изготовлен на заказ, выхлоп сварен на 76-й трубе, оконечная «банка» Atiho.
Было очевидно, что новый мотор перешагнет планку в 200 сил, значит, заводской КПП и подвеске в машине не место. В «копейку» внедрили задний мост от Volvo и коробку передач от BMW. Рулевой редуктор с маятником заменили на рулевую рейку от Иж-2126 «Ода».
Машину завели с первого раза, с наддувом 0.8 бар. Поехала она очень хорошо, но при настройке с давлением наддува в 1 бар открутилась гайка шкива коленвала и потек фитинг охлаждения вестгейта. На этом приключения не закончились. Мотор застучал. При разборе выяснилось, что сотрудники одной известной конторы, где полировали, мыли и балансировали коленчатый вал, не удосужились вытащить заглушки масляных каналов и промыть их, а внахлест на старые забили новые заглушки. При этом старые сдвинулись с места и расслабились. В процессе эксплуатации автомобиля и работы двигателя давлением масла заглушки выдавило в районе четвертой шейки. В результате провернуло вкладыши четвертого шатуна. Разумно было поменять не один, а все четыре шатуна, выбрали H-образные. А заодно с ремонтом решили заменить и турбину, на Garrett 2876 с горячей частью Tial 0.86 (ранее хаузинг был 0.63), все на хомутах V-band.
В качестве ЭБУ выбрали АБИТ, настраивается «копейка» в компании RS-tuning. С учетом установленного недавно впрыска водометанола расчетная мощность двигателя составляет 400 лошадиных сил, а лучший результат на 402 метра при наддуве 1.8 бар равен 11.907 секунды.
В подвеске сейчас используются переваренные рычаги «Турботема» с шаровыми опорами Lemferder и силиконовыми сайлент-блоками. Амортизаторы сзади Kayaba, спереди «Плаза Спорт». «Плаза», правда, Диме не нравятся, они не отрабатывают неровности трассы, так что он запланировал также поменять их на Kayaba. Тормоза «вазика», естественно, апгрейдили. Спереди стоят задние суппорты от Porsche Cayenne и тормозные диски «Алнас» от Lada Kalina Sport. Сзади поставили передние дисковые тормоза от ВАЗ-2109. ГТЦ и вакуумный усилитель тормозов — от «Нивы».
В салоне сиденья Bride и четырехточечные ремни безопасности Sabelt, торпедо от ВАЗ-2106 и полная шумо- и виброизоляция.
Кузов глобальных работ по восстановлению не потребовал. Лишь оба передних крыла из-за ржавчины поменяли на новые. Конечно, хотелось придать внешности автомобиля оригинальности. Обвес «Колобок 80» посоветовал один знакомый. Дима посмотрел картинки в интернете и был просто в восторге, вот только найти обвес оказалось очень сложно. Искал по сайтам, форумам, но везде предлагали под заказ и с огромными сроками ожидания. И все-таки упорство было вознаграждено, Дима нашел продавца, который сразу же отправил ему заказ. Когда «Колобок 80» примеряли на «копейку», оказалось, что под него нужно резать железо. Только поменял передние крылья, задние арки — родные, в идеале: резать рука не поднималась. Он уже хотел продать этот обвес, но все же решился довести задуманное до конца. Подгонять детали и стыки пришлось очень долго, зато машина стала еще более харизматичной.
Задача отыскать оригинальный новый хром тоже превратилась в целую эпопею. Детали Дима собирал со всех уголков необъятной России и даже из стран СНГ. Также удалось купить новые подфарники, задние фонари, ободки фар, а вот новый фонарь заднего хода так и не нашел, только б/у в идеальном состоянии. Кстати, изначально в ВАЗ-21011 в подфарниках расположены только «поворотники», но Дима сделал габариты + «поворотники». Родной капот немного модифицировали, проделав в нем отверстие под вестгейт. Колеса Дима выбирал по весу, и выбор пал на легкие 17-ые ВСМПО «Пантера». Новый цвет для кузова подбирался по принципу «яркий и насыщенный».
Поскольку эта «копейка» — автомобиль для души, владельцу постоянно хочется ее усовершенствовать. В конце сезона-2016 он еще немного модернизировал охлаждение. В четырех углах интеркулера установил форсунки омывателя лобового стекла и внедрил для них моторчик с электроклапаном. Теперь заливает в бачок воду, перемешанную в соотношении 50/50 со спиртом, перед стартом интеркулер поливают вручную, а после старта пилот включает тумблер, и смесь из форсунок охлаждает интеркулер прямо на ходу. В планах очередная расточка каналов ГБЦ и установка больших клапанов.
Двигатель
Двигатель ВАЗ-21213 от «Нивы»
Распредвал «Эстонец»
Коленвал 21213 доработанный
Н-образные кованые шатуны
Кованые поршни
«Полуторный» масляный насос, кастом
Увеличены впускные и выпускные каналы в ГБЦ, MSG-Motorsport
Доработанные клапаны
Шкив помпы алюминиевый увеличенного диаметра
Доработанный впускной ресивер MSG-Motorsport
Дроссельная заслонка 56 мм
Бензонасос Aeromotive
Топливная система собрана на армированных шлангах
Выпускной коллектор изготовлен на заказ
Выхлоп на 76-й трубе, «банка» Atiho
Турбина Garrett 2876
Горячая часть турбины Tial
Вестгейт Tial
Блоу-офф Tial
Фитинги Summit Racing
Интеркулер
Форсунки на интеркулер
Фильтр K&N
Форсунки 870сс
Двухрядный медный радиатор от ВАЗ-2110
Расширительный бачок Volkswagen Polo
Впрыск водометанола
Электроника
ЭБУ АБИТ
Спидометр от Chevrolet Lanos
Прибор давления масла механический
Дополнительные приборы: наддув, тахометр и вольтметр
Трансмиссия
Цилиндр сцепления от Hyundai
Рабочий цилиндр сцепления от BMW
КПП от BMW
Кулиса MSG-Motorsport
Керамический 6-лепестковый диск сцепления
Кардан переделан
Тормоза
Ручник с регулятором Createch
Спереди: тормозные суппорты Brembo от Porsche Cayenne,
тормозные диски от Lada Kalina Sport, фирма «Алнас», 286 мм
Сзади: тормозные диски и суппорты от ВАЗ-2109
ГТЦ и вакуумный усилитель тормозов от «Нивы»
Подвеска
Задний мост от Volvo
Рулевая рейка от Иж-2126 «Ода»
Балка перенесена вниз, MSG-Motorsport
Передние рычаги «Турботема»
Амортизаторы «Плаза Спорт» спереди
Амортизатор Kayaba сзади
Шаровые опоры Lemforder
Интерьер
АКБ в багажнике
Сиденья Bride
Четырехточечные ремни безопасности Sabelt
Торпедо от ВАЗ-2106
Полная шумо- и виброизоляция салона
Экстерьер
Диодные модули в передних подфарниках, сделаны на заказ
Обвес «Колобок 80»
Задний бампер новый, оригинал, СССР
Весь хром новый, оригинал, СССР
Диски и шины
Диски ВСМПО «Пантера» 17"
Шины 205/40/17