Я недавно вернулся из путешествия на данном автомобиле. Теперь я имею представление о расходе моей машины в различных режимах.
Вечером 10 июля 2019 на показаниях одометра 78017 км я залил бак под горловину 95 бензина и обнулил счётчик Trip A. С этого момента я начал отсчёт и все показания одометра на всех заправках я записывал в тетрадь, а впоследствии результаты внёс в экселевскую таблицу.
таблица тут: https://yadi.sk/i/txTDNHK74sGs-g
На всех заправках я заправлялся "под горловину". Что это значит ? Заправляешься до полного бака, пока не отщелкнется пистолет, потом, под злобные взгляды водителей других машин, которые стоят за мной в очереди, ждёшь, когда выйдет воздух из трубочек-переливов в баке и бензин уйдёт из горловины вниз. Потом медленно наливаешь следующую порцию бензина и так до тех пор, пока уровень бензина в горловине бака будет стабильно держаться у самой крышки бака (обычно удаётся "впихнуть" таким образом ещё 5-6 литров). Очевидно, что количество бензина, вошедшего в бак, будет соответствовать количеству бензина, израсходованного двигателем после предыдущей заправки. Зная расстояние, пройденное с прошлой заправки, несложно высчитать расход. На всех заправках машина стояла практически без наклона, поэтому погрешность будет не большая, я думаю, что не больше 5%.
Во всех случаях кондиционер работал по усмотрению климат-контроля для поддержания в машине комфортной температуры (на этом экономить у меня даже мысли нет). Машина загруженная до потолка вещами и 3 взрослых человека в салоне (то есть примерно вес машины + 350 кг). Утром 11 июля со всем этим скарбом мы [s]попытались взлететь[/s] выехали по маршруту Владивосток - Новобурейский - Чернышевск - Улан-Удэ - Иркутск - Ольхон - Аршан - Монды - Аршан - Улан-Удэ - Чита - Магдагачи - Хабаровск - Владивосток.
Итак, о расходе. Дабы не шокировать приусоводов, если они вдруг сюда зайдут, начну с хорошего.
Глава I. Расход по трассе на круиз-контроле 90 км/ч по GPS (примерно 94 на спидометре). Обороты двигателя в таком режиме - 1750 rpm.
Заправился 95 бензином на 7387.1 км trip A. Выехал в 11:26
Приехал на другую заправку в 13:05. Записал показания одометра - 7535.9 км. То есть проехал 148.8 км за 1 час 39 минут
снова залил в бак под самую горловину, выждав пока выйдет воздух из переливов и осядет пена - влезло 13.08 литров 95-го бензина.
Расход = 13.08/148.8 х 100 = 8.79 Неплохой расход для 3.5 литрового двигателя и машины весом более двух тонн, ящетаю :))
Я думал, что на такой скорости нужды обгонять кого-либо у меня не будет. Ан нет, догнал всё-таки 4 фуры. На обгоне старался не превышать 2200 об. двигателя и ускоряться как можно плавнее.
Планировал завершить этот эксперимент в течение часа (больше я не выдержу). Но через 50 минут проехал мимо двух заправок, подумал, что 50 минут это маловато (понятно, что чем больше будет пробег, тем точнее получится результат), поехал дальше, а заправок всё нет и нет, короче пришлось ехать ещё столько же :)
Даже жена взмолилась: "Ну накрути хотя бы сотку на своём круизконтроле !". Вообще это было странно слышать от неё впервые в жизни, обычно она требует, чтобы я снизил скорость :)) Да я и сам чуть дважды не уснул за рулём: кажется что машина вовсе стоит, только столбики и разметка монотонно и медленно проплывают за окном. Такой темп езды не для меня, просто я теперь знаю на что моя машина способна и расход у неё нормальный.
Эти же цифры расхода подтверждает и бортовой компьютер машины (первые две фото). Средний расход по БК сбрасывается после каждой заправки и считает заново, постоянно усредняя значение. Сначала БК показывал цифры в районе 9.1 - 9.3, постоянно уменьшаясь и на обгонах увеличиваясь. После часа езды установились цифры 8.5 стабильно, даже на последнем обгоне они не изменились (т к уже было пройдено более 100 км с таким средним расходом).
А теперь, дорогие приусоводы, если вы ещё не ушли от скуки, держитесь покрепче :))
Глава II. 170-190 с частыми газ-в-пол при обгонах (чисто теоретически, конечно, если бы я так ехал)
Трасса "Амур" - просто супер. Нет, конечно там тоже есть участки с плохой дорогой и с ремонтом (на одном участке туда ехали по асфальту, а обратно - дорожники сняли асфальт с 14 км трассы для ремонта). Но и продолжительных участков с очень хорошей (по нашим меркам) дорогой там много. Фуры и грузовики там едут примерно 90. Если ехать на машине 90, то можно полчаса-час вообще не встретить ни одной попутной. Если ехать 180, то просто удивляешься сколько много фур едет по трассе, они просто достают необходимостью обгонов один за другим. Далеко не всегда можно обогнать "с ходу", чаще всего приходится сбрасывать скорость до скорости фуры и ехать за ней, оценивая обстановку и выжидая удобный момент. Но как только ты решился обгонять - газ в пол и тут чем быстрее ты завершишь обгон, тем это будет безопаснее, потому что ситуация на таких скоростях меняется даже не каждую секунду, а доли секунды (встречный же тоже может ехать быстро). Машина "жрёт" бензин именно в моменты обгонов тапку в пол.
Самый быстрый участок дороги получился (бы, конечно, ну если бы я так ехал ;) ) именно на этой трассе. От Новобурейский до Сковородино 677 км за 4.5 часа. Расход на трёх заправках 18,74 - 16,81 - 18,67 литров на 100 км.
Глава III. Трасса 130.
На участке от Сковородино до Чернышевска, 608 км, всего одна нормальная заправка посередине, поэтому там старались ехать быстро, но экономно. Жена ехала (бы) 130 на хороших участках дороги, регулируя скорость как обычно педалью газа. Я же выставил на круиз-контроле 134 (130 по GPS) и ехал (бы) скрестив ножки на полу :)) Обгоны плавные по возможности.
Результат : 12,69 - у жены. 11,81 - у меня (круиз-контроль экономичнее) Но там уже дорога похуже, ремонты и "Амурские волны" начались, поэтому нельзя точно сказать у кого дорога была хуже, но я всё равно думаю, что круиз экономит.
Глава IV. смешаные трасса/город (примерно 75-80/25-20) разрешенные + (10-15)
В Бурятии много камер и хорошая (более-менее) дорога. Особенно Аршан - Монды, там дорога просто супер, но куча камер на подъезде к Аршану на среднюю скорость. Там расход по трём заправкам 12,06 - 11,12 - 12,22.
В Аршане комп после заправки показывал какие-то непривычные цифры: "топлива на 503 км". Я во Владивостоке привык к цифрам не больше 400 :)) Там же получился самый большой пробег на одной заправке - 519 км, при том, что датчик показывал ещё одно деление уровень топлива и желтая лампочка (низкий уровень топлива) ещё не начала загораться. В бак влезло 62 литра (напомню, ёмкость бака 72 литра). Уверен, что 600 км по трассе на одной заправке можно проехать не особо напрягаясь экономией.
Канистра 98-го бензина, которую я брал с собой на всякий случай, так и не пригодилась, привёз её обратно.
Заключение. Общий расход.
Вечером 25 июля приехали домой. На одометре 86938
За 2 недели пройдено 8921 км (Trip A)
Израсходовано топлива 1195 литров (заливал в основном 95й бензин и 2 раза заправился 98м)
Средняя стоимость бензина - 45.63 рубля за литр
Потрачено на бензин 54504 рубля
Средний расход бензина 13.00 литров на 100 км
ps: Заправился перед домом, проехал от той заправки до дома всего 57.4 км, датчик топлива дома продолжал показывать полный бак, там только бензин в переливах и горловине истратился. По идее нужно было мне дома опять заправиться под горловину для точного результата, но я поленился и просто посчитал это количество (7.46 л) по среднему значению. Даже если я ошибся на литр, а ошибка скорее всего в меньшую сторону, то 1 литр на 1195 литров общего расхода - это погрешность меньше 0.1%
pps: Когда приехал, два дня к машине не подходил. Сейчас собираюсь её отправить в мойку и в сервис на диагностику и смену масла/фильтров. Напишу дополнение по результатам.