А я ведь хотел, всегда хотел такую машину…
Необычную. Вообще не такую «как все». Красивую. Чтобы показывали пальцем ребятишки. Чтобы поворачивали головы с обочин и проезжающего мимо транспорта. Чтобы нравилась мне самому, и хотелось разглядывать ее в разных ракурсах, осознавая - она у меня есть. И она у меня есть.
JDM. Japan Domestic Market. Clean Look. Ничего лишнего во внешности. Только детали: диски (либо черные A-Tech Schnider либо сток от Infiniti G с проглядывающими сквозь них большими тормозами), Sleepy Eyes – Pivot (для того, чтобы фары были чуточку приоткрыты), задний спойлер Autopista, Air Scoop - Border, выпуск HKS Silent HiPower и стартовые номера с соревнований по бокам.
Семь лет назад она приехала на некрасивых колесах R16, с корявым спойлером «этажерка», болтавшимся на двух высоких стойках. И хорошим выпуском Больше и из «нестока» и из «колхоза» в машине не было ничего. И сейчас не так уж и много. Только то, что за это время мне показалось уместным. Вопросы вкуса. Кто в восторге от обвесов а-ля Veilside, а мне нравятся ее настоящие линии и формы, подчеркнутые парой нужных штрихов.
На серых улицах серого города она - как будто ярко-красный пришелец из другого мира. Из стоящих рядом на перекрестке машин часто видишь заинтересованные взгляды, улыбки, поднятые вверх большие пальцы. А экстраверт внутри меня довольно улыбается в ответ.
«Выглядит как спортивная», задумчиво сказал мне как-то гражданин впервые увидевший ее. А она не «выглядит», она такая и есть. Декоративности в ней нет. Она ведь действительно такая – очень быстрая и злая.
Едет 402 метра за низкие 13 секунд. В состоянии «как езжу утром на работу» - то есть на обычном бензине с обычной заправки, гидроусилителем, кондиционером, серьезной музыкой, родной кузовщиной, на дорожной резине, без закиси, лаунча, ударных переключений, с обычным, комфортным органическим сцеплением, шумоизоляцией и полностью собранным салоном на бусте 1.0.
Для далеких от «дрегрейсинговых» категорий скажу так – MR2 это машина, которой почти двадцать лет, но в которой, кроме задних сидений, есть все, что есть в вашем Hyundai Solaris и при этом обладающая динамикой Porsche Cayenne Turbo S. Она ездит на 96-ом, заводится в мороз, не греется летом, не ломается, на нее продаются запчасти, ее починит толковый мастер, у нее есть багажник, электростеклоподъемники и даже киловатт музыки с сабвуфером на 12’
Омск, 01.06.2013, «Кубок Сибири». – 3 место во втором классе. 1000 километров с пассажиром туда, квалификация, гонка, 3 место во втором классе, потом – 1000 километров обратно. По бетону, на практически гражданской резине, машина, если умеючи сработать газом-сцеплением, прыгает с места как полноприводная. На третьей передаче (а это уже ближе к финишу) машинки с большими бустами на больших турбинах и с закисями, конечно же догоняют. Все-таки это сток турбина на всего лишь 1.0 бар давления. Но – догоняют далеко не все. И еще – я таких заездов могу сделать хоть пятьдесят подряд, а потом развернуться и домой поехать. 1000 километров. И она довезет, я в ней уверен.
Мотор уже не совсем стандартный – как раз перед Омском вместо стоковых, были установлены валы HKS 256 впуск и выпуск, купленные на Yahoo. Состояние – как новые, в коробочках. ECU так и остался бустапным, в стандартном корпусе. Шестерни – сток. Знатоки сейчас, понимаю, сделали оскорбленные лица – дескать, «ууууу, колхозник, нужно шестерни разрезные, а мозг полноценный». Если все это настраивать прямыми руками, и знающей головой, да на диностенде – я даже спорить не буду, конечно. Но вот, если крутить шестерни «на слух» в гараже, а настраиваться руками «Чуваков с форума» - вот это и есть колхоз. В такой, моей конфигурации «снял те, поставил эти» все замечательно работает, заводится, совершенно по-иному едет на верхах до красной зоны и практически не теряет низа и холостые. Особенно эффект заметен на верхушке. На первой передаче – набираешь 3500, открываешь дроссель, машина посуху, на Advan Neova AD07 235 ширины срывается в букс к 6000. Раньше такого не было. На трассе на пятой – вообще чума. После все тех 3500 автомобиль едет следом за педалью как бешеный. 130-150-200 темп ускорения даже растет, вместе с рыком мотора за спиной. Поверьте, я знаю, как едет турбоавтомобиль по трассе, мне есть с чем сравнивать, и я уже довольно взрослый, чтобы писатся от восторгов, но MR на длинной пятой передаче и на высоких оборотах это нечто… Кажется – можешь обогнать что угодно, на каком угодно пятачке, в какую угодно гору. Заводит. Даже опасно заводит – приходится сдерживаться. Под какой-нибудь сумасшедший breakbeat…на спидометре 160, на тахометре что-то ближе к 4000, от легкого касания педали газа датчик буста улетает вверх сквозь плотный звук отчетливо слышится свист и «бууууээээаа» за спиной, тебя чуть вдавливает в кресло, обгоняешь очередного, попутного, «пыыщщщь!!», тормозя с перегазовкой, прячешься в свою полосу, третья…снова вылетаешь на обгон…третья до красной зоны и на спидометре снова, за пять секунд, вместо 60 – 160.. пятая… и машина снова может ускоряться, кажется, сколько захочешь. 160-180 она едет вообще безо всякого напряга, с огромным запасом. При спокойной езде по трассе (100 – 120) тяги вполне достаточно, расход меньше 10-ки. На 402 метрах теперь можно не сомневаясь крутить передачи до конца, мотор не скисает. Негативных моментов после замены валов я не ощутил. Вообще. Ну, если придираться – на холостых ееееле-еле плавают обороты. Доводилось читать такую версию, что 3S-GTE специально подзадушен валами и ECU, чтобы GT-Four и MR2 Turbo не были в стоке быстрее, чем Supra. Я повторюсь – в стоке. Простая (сравнительно, конечно) замена валов, мозгов и легкий бустап делают машину гораздо злее и быстрее, без ущерба надежности и практичности. Расход? А что расход? Не космический, а какой точно я не знаю. Как ездить. Ах да! На MR2 возможно поменять узел ГРМ, не вынимая мотора. Многие не верят, а это так!
Из «нестока» в моторном отсеке фильтр K&N в стоковую коробку (а это нормальный, припитываемый фильтр, а не китайский поролон, плюс – вход в стоковую коробку это самый настоящий cool intake, он выведен наружу), бустконтроллер HKS EVC III и, поставленный взамен HKS-овского, блоу-офф Blitz Super Sound. Пыыыыщщщщь!!! - сейчас очень громко говорит машина под каждый сброс газа. Так громко, что иногда эта громкость даже кажется чрезмерной. А, ну и если говорить о громкости – есть же еще и выхлоп. Тот самый HKS Silent HiPower. Теперь, кстати, из него окончательно удалены остатки катализатора. Так вот, не так давно, данный выпуск с пристрастием замеряли прибором сотрудники технадзора ГИБДД и …. Обломились! Соответствует ГОСТ с большим запасом, даже если мерить на оживленной улице. И – нужно не забывать при замере работать педалью очень плавно!
Можно ли на ней поехать быстрее? Для начала нужно ответить себе на вопрос – а нужно ли? Для бытовой езды уже вряд ли. Энерговооруженности у машины даже с избытком. Если мыслить категориями дрега, то быстрее конечно же можно. И вполне еще даже бюджетно. Пара хороших дреговых сликов. Гибридная турбинка, чтобы дунуть 1,2, возможно – кулер чуть помясистее. И закись сил на 75. Думаю, для «из 13», без риска увалить мотор, на стоковом обеспечении, со стоковой трансмиссией и сцеплением этого хватит с запасом. Буду ли я это делать? Пока не знаю. Посмотрим.
Если вспоминать про Омск – с нашей стороны были и потери. В виде четвертой передачи в коробке. Первый раз, в полуфинале, она хрустнула, но включилась под сброс, во второй раз – сказала Хрррр и больше не включалась вообще. За двадцать лет дружбы с турбомотором синхронизатору и муфте, я полагаю, устать вполне простительно. По приезду поездил месяцок-другой без четвертой передачи (что, кстати, переживается практически «безобломно» - она там самая лишняя), а потом взял да и заказал в коробку все расходники кроме пятой и задней передачи. Раз уж была такая возможность и нужда лезть в коробку – решил сделать ее новой. Теперь она практически новая. По ощущениям – пропали шумы на холостых (дело, понятно, в подшипниках), ну и стало возможно вбивать передачи быстрее при мощном разгоне/торможении. При бытовой езде эффект практически не ощущается.
Что касается проблем двадцатилетнего двухлитрового турбомотора, который постоянно ездит в городе, иногда быстро, участвует в соревнованиях, эксплуатируется зимой в -30 и летом в +35, возит на дальние расстояния, бывает, что и подолгу со скоростями крепко за 150 – а их нет! Расхода масла нет. Масло все семь лет Ravenol RRS 5w50. Все, что менялось – расходники. Сальники, прокладки, резинки, маслонасос, помпа – понятно, что все это не вечно и если вы планируете доверять автомобилю лучше один раз собраться с мыслями, и на снятом моторе все это взять и заменить. Из последних «казусов»: у машины с самого начала моего ей владения была «интересная особенность» - странности в мокрую и очень мокрую погоду. Первый раз машина на барнаульских соревнования, в дождь, разгоняясь на третьей с газом в пол, резко заглохла и пару минут не заводилась… Списал на овербуст и забыл. Через полгода, простояв ночь под дождем – не заводилась, хоть ты тресни. В итоге - только с толкача. Потом – такая же история. Затем, еще через годик – на трассе, в дождь, опять таки под хорошим бустом, задергалась и встала… Напугала, конечно, но потом завелась и поехала себе дальше. Ну и этим летом, опять таки в дождь, на обгоне задергалась, потом каааак п*данула огнем в выхлопную трубу и начала нормально ускоряться… Простите меня, люди, которых я обгонял… Я представляю как это выглядело. Ну а в итоге вылезло все это вот чем – начало ноября, нужно ехать в Новосибирск (а это для Сибири практически рядом – 400 километров), снег с дождем и слякоть.. Ну – нужно так нужно, MR2 способна ехать куда угодно и в любую погоду. Так что – домкрат в руки, зимнюю резину на автомобиль и поехали. Ну и вот, в особо слякотных местах, машина начинает ощутимо троить и терять мощность. Потом – начинает «пропадать мотор»… Перебираешь вниз все передачи, останавливаешься – не заводится. Бааабах!!! – огнем в трубу. Понятно, что «нет искры» и что-то где-то сильно намокло, но вот что и где? Лезешь с тряпкой к двигателю, протираешь до чего дотянуться можешь – эффекта ноль. Ни вспышечки. Выпиваешь чашку чая из термоса, пробуешь – врррум! Завелась. Едем дальше. Километров через десять – та же история. Особо круто было заводиться в деревне, около магазина. На «Баааббах!!!» из трубы собралось глядеть человек двадцать… В итоге MR-ка доехала (на повышенных оборотах, с постоянными подгазовками на нейтрали), постояла часика четыре на улице… Время ехать обратно, ночь, ветрище, утром на работу. А машина теперь уже не заводится вообще никак. Хоть что делай. Думал-думал, придумал… Пошел к таксистам, нашел такси с тросом. Поехали, говорю, заведешь с буксира. Прицепились, тот «умняка» - а чо, если, говорит, у тебя аккумулятор крутит, то мы ее и троса не заведем! Ты, говорю, давай, тяни аккуратно, а с остальным разберемся. Тянем. Метров 200 вообще никакой реакции, потом проявились легкие признаки жизни, но – холостых машина держать никак не желает, только с подгазовками и то недолго… И глохнет. Жутко пахнет бензином. Таксист заявляет, что «поршневая убита и кольца компрессию не держат»… В общем покатались мы на веревке еще минут десять, машина ожила, прочихалась, проперделась и заработала… Ночь, сыро, холодно, мне ехать назад… Ну, нужно ехать, что же делать. Купил у таксиста трос, ну и в путь. Машина троит, сбоит, но на повышенных оборотах едет. Боязно, конечно, заглохнуть и встать, но: делаешь – не бойся, боишься – не делай. Не Крайний Север, не пропаду. Доехал. А по дороге понял в чем дело. Остановился «подышать», мотор подтраивает, на дворе ночь… Открываю моторную крышку – уооооууу!! А там молнии гуляют как в гадальном шаре… От трамблера и по всему подкапотному… Ну конечно же трамблер. Вроде – работает и работает, и не задумываешься о том, что штука то изнашиваемая, а машине-то уже почти 20 лет… Заказали крышку, бегунок, высоковольтные провода, поставили все это дело – теперь проблем с «мокростью» не будет. Старые детали – Сталинград… Как вообще все это еще работало?... Еще и на бусте. Так приятно иногда стоять рядом с ней, наслаждаясь густым низким гулом выхлопа, звуком работающего без малейших посторонний призвуков двигателя. Она, эта машина и ее могучее сердце, очень надежные и крепкие.
Что мне не нравилось в MR2, так это тормоза. Ватненькая педаль, невеликая интенсивность… Да, вроде достаточно для «красиво постоять» и «затормозить на светофоре», но хочется-то не только этого.. К тому же, на второй моей машинке Civic EG после свапа мотора появились еще и тормоза от Type R и…. MR-кины тормоза стали уж совсем «из прошлого века». На самом деле, что уж шагнуло далеко вперед на современных автомобилях, так это тормоза, с этим не поспорить. «Малой кровью» - такой как замена тормозных шлангов и колодок проблему было уже не решить… Только замена. Но, вот на что? Менять – так полностью. Китайские киты стоят под 50, выглядят красиво, но вот как тормозят – это вопрос. Сток от Supra или GT-Four тоже недешевое удовольствие, да еще и с нешуточными переделками. Но – иногда нужно просто сильно захотеть. В продаже в Москве объявился уже готовый кит с MR2, который я с большой радостью и купил.
Кит следующий: впереди тормозной диск от Celsior, самый большой из стоковых Toyota. Суппорт Sumitomo от Nissan Fairlady. Cзади диск от Mazda RX7 cо стандартным суппортом. Все болт-он, в умелых руках встало на место за три часа. Впечатления… На летней резине и по сухому я еще не пробовал. На чувствительность к перегревам тем более. Эффективность намного, несравнимо выше – даже на 130 при интенсивном торможении на асфальте начинает хрустеть ABS-ка. Понятно, что резина зимняя… В общем, будет сухо, наденем летнюю резину и посмотрим, насколько стало лучше. Стало – это однозначно. Ну, и выглядит это все внутри R17 дисков весьма интересно…для тех, кто знает куда заглядывать.
Она привносит в жизнь такие, иногда недостающие эмоции и ощущения. На ней можно доехать от дома до работы так, что будут гореть глаза и трястись руки. В ней можно просидеть до трех часов ночи, слушая новую пластинку. Проездить по пустынным, странным дорожкам, наслаждаясь уединением. На ней можно уехать со светофора, оставив за собой два дымных жирных черных следа, и прохожих, удивленно смотрящих вслед. Можно перебрать вверх передачи с первой по третью, громко пшикая блоуоффом, разгонавшись до 150 секунд за десять… И пускай думают что хотят… Радость от турбоускорений, молниеносных реакций на руль, сколь угодно громкой,красивой музыки, ощущение того, насколько послушна в твоих руках эта красивая, злая штука… Насколько хорошо с ней.
В ней вполне комфортно. Кожаный трехспицевый руль с толстым ободом совсем не вызывает желания менять его на что-то. Сиденье, вполне подходящее для моего не сильно мясистого телосложения. Коротенький шифтер на высоком центральном тоннеле. Педали. Вместе с этой машиной я научился делать перегазовки правой ногой на переключении вниз при торможении. Неспроста, оказывается акселератор и тормоз здесь так сближены. Если на ногах обувь с плоской подошвой – могу найти идеальную для себя посадку. Когда сел, едешь, и в посадке ничего не хочется делать лучше. За 800 километров без остановок от Красноярска прошедшим летом ни спина ни зад не устали. 7 часов и дома.
И подвеска в ней нынче совсем не «дубовая». Вполне комфортная даже. Начиналось все с убитых напрочь сток Bilstein, потом были Tein Super Street, но передняя пара через годик загрохотала… Потом – передние Bilstein стали разборными, с патронами KYB, сзади остались Tein… Ну а затем на Yahoo мне попался комплект стоковых Bilstein с пружинами TRD, на вид как новые. Купил. Приехали. Действительно в замечательном состоянии. TRD остались впереди, зад же с ними падал совсем низко, потому пружины сзади теперь сток. Мне нравится. Для города вполне комфортно, комфортнее чем Tein, а по рулежке ничем не хуже. Те же молниеносные «картинговые» реакции на руль. То же острые заныривания внутрь под тягой. На скорости стоит как приклеенная, рысканий никаких, но все-таки она легкая и довольно короткобазная – на скоростных неровностях начинает «попрыгивать», а 17-е колеса нет, да и чиркают по аркам, особенно если в машине двое. Пассажиру, кстати, тоже вполне комфортно. Но, он может быть только одним. Низкая? Это только кажется. Я езжу на ней зимой. Каждую зиму. Уже почти 7 лет. Геометрическая проходимость – как у любой легковушки.
По асфальту «щупать пределы», ездить на грани скольжений, на ней страшно. И без пределов-то получается очень быстро. Зимой же она в ответ на любое нажатие педали при оборотах больше 2500 ставит машину боком на любой передаче. Она разгоняется, под легкий сброс стабилизируется. В скользком повороте легко выставляется боком, но, ровно пройти поворот боком не так уж просто – ее нужно чувствовать попой. Загрузку и разгрузку осей. Центр масс у этой машины не там где у остальных, задняя ось сильно загружена, имеется блокировка, а оттого и скользит она необычно и резко. Неумеючи - развернуться на 180 не желая того, можно буквально на ровном месте, в самом простом и медленном повороте. Зимой на ней уж точно не скучно. Никаких систем стабилизации и антибуксов здесь нет. Только ты и она. Если умеешь ладить с ней, то езда получается очень увлекательной. Можно даже подурить выставляясь в поворот заранее… Но – не в городе этим заниматься. Пробуешь и понимаешь – глупо. Одна ошибка и долбанешь ее об бордюр в лучшем случае… А мне не хочется ее долбить. Она создана для того, чтобы ездить быстро – это да. И она даже как будто просит – еще, еще, быстрее, злее – заставляя чуть терять разум. Но, нужно чувствовать грань между быстрой и дурной ездой. Не переходить грань. Думаю, за долгие годы с ней я этому научился.
Очень быстрая, очень надежная, очень честная. Настоящая. Она из другого мира. Из Японии 90-х годов. Таких машин уже не будет. Никогда. Они будут пухлые, одинаковые, электронные, тихие, мягкие, одноразовые… Ординарные. Серые. Неординарность будет доступна лишь избранным. В виде Porsche, MB AMG, BMW M, Audi RS, новых Subaru STI и MMC EVO, Nissan GTR… Что еще быстрое способно вполне комфортно и беспроблемно ездить каждый день на любые расстояния в наших условиях? Хот-хетчи? Это уже совсем не то. Мой «хозяйственный» Civic c B20 быстрее и веселее половины этих «Хот»...
А когда-то японцы делали такое. Не глядя на экологию, экономику…На машине нет ни одного шильдика. На постоянный вопрос: "А это чо за аппарат?", отвечаю - Toyota. Иногда не верят...
Вот скажете – да это всего лишь машина! В ней должно быть мягко, удобно, безопасно. Купил, год поездил, продал, купил следующую. Заправил, помыл, отдал в сервис. Сел-завел-доехал-заглушил. Вот развел соплей вокруг старья… Ну, вам просто не понять. Этих ощущений. Я очень даже разделяю мнение, что новая BMW 5-er или Mercedes GL это очень хорошие машины, качественно сделанные, в которых и на которых очень приятно ездить. Но, даже обладая такой, я бы с MR2 не расстался. В них все равно нет того, что есть в ней. Я к ней привык, привязался… Она ведь принесла в мою жизнь столько всего нового. Я не хочу другую, вот не хочу. Мне нравится эта.
Вот она, за окном. Морозной, за -30, сибирской зимой. Фотографируют на телефоны школьники. Они таких не видели. А я запишу красивую пластинку и поеду, покатаюсь по скользким дорожкам.