Жизненный цикл автомобиля может закончиться именно на вас по самым разным причинам: серьезное ДТП, «глубокая старость» машины, пожар и т. д. Часто единственный выход — «дербан», «на болты». Есть те, кто вручную разбирает своего «железного коня», чтобы выручить хоть какие-то деньги. А кто-то смотрит на это как на один из самых доступных видов бизнеса, и специально покупает экземпляры, которые выгоднее разобрать и продать по частям. Дром разобрался, как это работает.
«Тяжело быть последним хозяином машины», — откровенно признался мне однажды хитрый перекупщик Роман, предлагая купить старую Хонду Цивик. Несмотря на копеечную стоимость автомобиля, эта фраза заставила крепко задуматься. Если автомобиль очень старый и неликвидный, то зачастую продажа целиком не имеет никакого смысла: рыночная цена будет совсем смешная — 20–30 тысяч рублей. А подетально можно выручить гораздо больше. К примеру, знакомый продавал старенькую Мазду 626 1985 года на ходу и с газовым оборудованием всего за 25 тысяч. Приезжала одна молодежь, предлагали обмены на телефоны, кто-то просил… рассрочку. Устав ждать покупателя, мужик пустил Мазду в разбор. Двигатель 10 тысяч, коробка 5 тысяч, газ — 5 тысяч. Задуманная цена почти отбилась. А дальше пошли детали салона, ходовая часть, кузовщина. Итоговый результат на сегодня — 45 тысяч, и кое-что еще осталось. Звучит обнадеживающе, однако есть ряд моментов, о которых ниже.
Еще выгоднее пускать на запчасти относительно свежие машины, пострадавшие в ДТП до того состояния, которое страховщики называют «тотал» — то есть без возможности восстановления. Есть, конечно, умельцы, которые и таким машинам дают вторую жизнь, но это уже попахивает мухлежом, а вот продать по деталям — честный бизнес. К сожалению, обычно удар приходится в переднюю часть, соответственно, страдает подкапотное пространство и все ценные узлы, которые там находятся.
Еще одна причина продавать машину по деталям — если она пострадала от пожара или наводнения. Последняя беда не раз затрагивала жителей юга России. Всем памятен Крымск или недавние ливни в Туапсе. После таких катаклизмов машина может получить гидроудар, проблемы с электрикой или полный салон грязи. Теоретически все это можно исправить, но не факт, что последствия контакта с водой потом не аукнутся. Поэтому некоторые автовладельцы пускают свое авто в разбор.
После пожара зачастую продавать почти нечего: огонь способен за 5–10 минут оставить от машины лишь обугленный каркас. В таком случае максимум, что можно продать — это документы, а остатки сдать на металл. Гораздо интереснее частичное повреждение. К примеру, выгорает моторный отсек, а салон, подвеска и остальные элементы остаются нетронутыми. В данном случае продажа по запчастям может компенсировать горечь от потери «железного коня», особенно если речь идет о современных или дорогих авто, на которые существует большой спрос.
Профессиональные «перекупы», которые приобретают машины специально для продажи по частям, часто связываются с экземплярами, не имеющими российской регистрации, и с машинами вообще без документов. Тех, кого привлекает такой бизнес, мы должны предостеречь! Порой в объявлениях видишь совершенно целый автомобиль по хорошей цене и с кричащим заголовком «только на запчасти»! Набираешь номер и узнаешь печальную правду. Вариантов много: от безобидных до откровенно криминальных. Покупая такой автомобиль на запчасти, стоит переживать не столько за техническое состояние узлов, сколько за то, что завтра к вам могут наведаться гости в погонах.
Почему продают без документов:
Если вы решились пустить машину на болты, не спешите хвататься за «болгарку». Сперва сядьте, возьмите листок бумаги, ноутбук и сделайте предварительную оценку будущего набора запчастей. Для ориентира посмотрите объявления на Дроме, узнайте верхнюю и нижнюю границы, определите среднюю стоимость. Не забывайте о состоянии узлов и агрегатов своей машины. Если контрактный двигатель в хорошем состоянии стоит 30 тысяч рублей, то ваш, с большим пробегом и подъедающий масло, потянет на 15–20 тысяч.
Тут есть еще морально-этический аспект. Некоторые не стесняются выдавать «пробежные» узлы и агрегаты за «б/п» (без пробега), приукрашивая описание и фотографируя с нужных ракурсов. А потом — хоть трава не расти. Но недовольный покупатель может дать асимметричный ответ, начнутся разборки не в автомобильном смысле слова. Поэтому не портите себе жизнь из-за нескольких тысяч рублей. Лучше дать максимально полное описание и немного снизить цену, чем поиметь копеечную выгоду и кучу проблем в будущем.
С совестью разобрались, теперь работаем с арифметикой. Сначала выводим полную предполагаемую стоимость наиболее ликвидного «железа». Потом считаем неизбежные расходы на разбор машины. Они зависят от технической базы и прямоты рук. Будете ли вы заниматься этим самостоятельно либо нанимать помощника? Где планируете разбирать машину и хранить запчасти? Просчитайте все это заранее, чтобы в итоговом раскладе не выйти в ноль или хуже того — в обидный минус. На практике был случай, когда накануне зимы подвернулся Nissan Cefiro в прекрасном состоянии. Неопытность и в прямом смысле снег на голову привели к тому, что машину пришлось отогнать в бокс и разбирать по тарифам автосервиса. Львиная доля прибыли от продажи агрегатов съедалась затратами на услуги.
Хороший вариант, когда есть знакомый автосервис. Там можно договориться и за ночь на подъемнике скинуть двигатель с коробкой, разобрать подвеску и салон. Если нет такого гостеприимного места, то необходим гараж. Желательно просторный, утепленный, со светом. Железный 6х3 — на крайний случай. Теперь инструмент. Если все манипуляции с демонтажем силовых агрегатов производить самому, то надо соорудить помост под кузов и лебедку. Набор инструментов с полным ассортиментом ключей и головок — обязательно. «Болгарка»? Непременно. Если машина старая, то сразу купите несколько дисков — будут отлетать только в путь! Пригодятся и пара баллончиков WD40. Все запчасти потом надо куда-то сложить. Некоторые делают это тут же — в гараже, создавая гору из дверей, приводов и стекол. Но по-хорошему все нужно разложить по полкам, дабы в нужный момент предложить покупателю готовый продукт, а не копаться в грязной куче, судорожно выискивая искомую запчасть. Само собой, все добро надо сфотографировать и выложить на сайт. Последняя операция только на первый взгляд кажется простой. На самом деле от качества объявления зависит очень многое. Не поленитесь сделать фотографии с разных ракурсов, указать VIN-код, год выпуска и модель авто, прописать теги. Номер детали также не будет лишним. Напишите условия доставки, форму оплаты, обязательно работайте с иногородними клиентами, ведь на редкую модель может выстроиться очередь именно из других регионов. И последнее — будьте на связи.
Итак, машина разобрана, ждем всех желающих! Спрос на те или иные запчасти зависит от конкретной модели, но в первую очередь разлетается ценная кузовщина, оптика, навесное. «Тяжелая артиллерия» в виде двигателя и трансмиссии может «стрельнуть» в первые дни, а может и зависнуть на полгода. И не обойдется без сюрпризов: деталь может быть совсем малозначительной, а покупатель приедет за ней среди ночи и даст хорошую цену.
Роман решил приобрести Nissan AD 2000 года с запретом регистрации из-за астрономического долга. Автомобиль продавался за 800 километров от дома и стоил 50 тысяч. На месте он сторговал еще, взяв в итоге за 35 тысяч! Технически машина была на троечку: нестабильная работа двигателя, убитая ходовая. Кузов вполне живой, без откровенной ржавчины. Первый же километр преподнес сюрприз — лопнувшую покрышку. Так как в машине не было не то что запаски, даже баллонника, пришлось ехать на такси за новой шиной. На этом приключения закончились и Роман благополучно доехал до дома. Условия для разбора спартанские — железный гараж без света. Вместе с отцом кое-как сняли силовые агрегаты. Затем позвонил первый клиент: «Нужно левое заднее крыло. Срочно». Надо так надо. Генератор, «болгарка» и блицкриг «да тут на час делов». В результате процедура отпиливания растянулась на полдня, в ходе которых возникала пара довольно опасных инцидентов, ведь все это делалось в буквальном смысле на коленке. Поэтому радость от первого заработка (4 тысячи рублей) была со слезами на глазах. «Больше в таких условиях не возьмусь за разбор машины. Выматывает, в конце дня приходишь домой грязный и злой», — признается Роман. За месяц ему удалось продать стартер, передние крылья, колеса, аккумулятор, двери, крышку багажника, пороги, панель приборов, стекла. Однажды даже приехали специально за зеркалом заднего вида, что на лобовом стекле. Рома уже в плюсе, хотя в запасе есть еще козыри в виде двигателя с АКПП. Однако он все равно недоволен, так как покупатели считают его цены завышенными: «Вроде бы ходовая модель. Но выбор большой и запчасти дешевые. Поэтому торгуются до последнего».
История Владимира более оптимистична. Молодой человек летом приобрел дизельный Mitsubishi RVR за 30 тысяч рублей. РВР-ка имела традиционную проблему — сломанную АКПП, которая еле ехала вперед. На первый взгляд — неликвид, геморрой, и вообще, что с нее взять? Тем не менее продажа двигателя сразу же отбила первоначальные вложения. Динамика торговли была нестабильной, порой за неделю ни звоночка, а иногда каждый день по 5–7 тысяч в кармане. В итоге за лето РВР-ка полностью разошлась и увеличила банк в три (!) раза.
Кстати, многие «перекупы» предпочитают «Жигули», «Волги», «Москвичи» и прочие изделия советского автопрома. Заработок на каждой детали — невысокий, зато спрос стабильный. Каста любителей отечественного автопрома, собственноручно ремонтирующих свои престарелые «ласточки», постоянно нуждается в запчастях, некоторые из которых, вопреки стереотипам, не так просто купить в ближайшем вазовском магазине. Случай из жизни: на ВАЗ-2104 отломалась ручка КПП прямо в пробке у светофора. Оттолкав «Жигуль» на обочину, посетил три магазина — нигде такой штуковины нет. Пришлось обращаться к гаражному дяде Васе, который тут же достал с полки заветный стержень.
Собственно, ради этого многие и берут разбитые авто, ставя во главу угла именно ПТС, а уж потом распродавая железяки. Вопрос дальнейшей судьбы документов — весьма пикантная история. Начнем с того, что переоформить голый или разбитый кузов на нового владельца в некоторых регионах проблематично — инспекторы требуют, чтобы автомобиль передвигался самостоятельно. Поэтому многие просто отдают ПТС, СТС, номера и вырезку в новые руки, обмениваясь договорами купли-продажи. Не расслабляйтесь ради сиюминутной выгоды, ведь завтра такой «двойник» может подкинуть вам кучу штрафов и проблем.
Бывает, что человек впервые начинает разбирать машину просто в силу стечения обстоятельств — ради спасения своих кровных, — а потом этот процесс затягивает, постепенно трансформируясь в основное занятие. Все крупные фирмы-поставщики контрактных запчастей когда-то начинали с одной-двух машин. Для кого-то попытка «навариться» на разборе заканчивается фиаско — по разным причинам запчасти месяцами лежат мертвым капиталом и в конце концов уходят за копейки, а то и вовсе на чермет. Длинные сроки оборота вложений — основная проблема данного ремесла. Большинству не терпится сорвать быстрый куш, и поэтому новичок в этом деле скорее пойдет в классические «перекупы», чем будет возиться с запчастями. Многие сетуют на то, что деньги от продажи запчастей поступают мелкими порциями и тут же разлетаются. Однако если посмотреть абсолютные цифры, то в отдельных случаях на болтах можно заработать 100–200% в сравнении с ценой покупки.
Сколько средств надо для старта? Нашим респондентам хватило «тридцатки», а крупные игроки ворочают миллионами, заказывая сорокафутовые контейнеры из Японии или скупая битье бизнес-класса. Может ли такое хобби стать основным источником дохода? Вполне, если взять в оборот несколько машин одной модели и в дальнейшем специализироваться именно на ней. В Омске есть небольшой маздовский авторазбор. В частном секторе мужики соорудили гараж-офис, во дворе несколько навесов с запчастями. Помимо б/у есть и новые детали. Такой специализированный разбор очень удобен для любителей данной марки.
Напоследок один совет. Если решите затеять подобное предприятие в качестве хобби или постоянного заработка — относитесь к железу бережно. Постройте небольшой склад с удобными полками, проработайте маркировку, чтоб все было на своих местах. Процесс самого разбора не должен походить на каторгу: никаких работ под дождем, в грязи, а тем более на морозе. Держите все в чистоте и порядке. И будьте честными. Этого так не хватает в наших российских реалиях.