Если спросить меня, то считаю, что именно 80–90-е годы прошлого столетия — это и есть золотая эра автомобильной промышленности, когда в производство запускались самые необычные, оригинальные и зачастую мелкосерийные проекты. Многие из них были не только смелыми с дизайнерской точки зрения, но еще и обладали интересным конструктивом. Какие-то оказались редким, а то и единичным плодом сотрудничества компаний, которые обычно не имели друг с другом ничего общего. Некоторые появились в продаже лишь как омологационные версии спортивных автомобилей. Такие любопытные истории, почему же все эти внедорожники не снискали особой популярности? Возможно, дело в том, что большинство из наших сегодняшних героев опередили свое время?
В попытках создать свой уникальный внедорожник в конце прошлого века были уличены многие компании. Мы выбрали 11 самых, на наш взгляд, необычных и малоизвестных проектов. Сегодня вы узнаете об японском Land Rover, о неожиданном опыте итальянцев на внедорожной стезе, о золотых временах компании Isuzu, о бешеном Pajero и многих других представителях жанра, которые оставили свой след в истории создания полноприводных автомобилей.
Годы выпуска — 1995–1999
Двигатель — V6 бензин 3,2–3,5 л
Мощность — 190–215 л.с.
Количество выпущенных экземпляров — 6590
В середине 90-х годов многие автопроизводителей активно стали обращаться к кроссоверно-внедорожной тематике. Не стало исключением и люксовое подразделение компании Honda — Acura. Японцы задумали привлечь дополнительных американских покупателей, выведя на рынок модель подобного толка. Но на самостоятельную разработку тогда не было времени и денег, поэтому Акура обратилась к… компании Isuzu! В Исудзу никогда не делали «премиальных» автомобилей, но зато в их модельном ряду был весьма уважаемый во всем мире внедорожник Trooper. Именно его и взяли за основу первой полноприводной Acura — модели SLX. Для обеспечения достойной динамики под капот имплантировали 3,2-литровую V-образную бензиновую «шестерку» мощностью 190 л.с. (3,5 л и 215 л.с. с 1998 года). Но скромных изменений во внешности (по мелочи — радиаторная решетка, обвес кузова) и хорошей отдачи оказалось недостаточно, чтобы американцы выстроились за SLX в очередь — уж слишком он напоминал своего «деревенского» донора. В 2000 году ему на смену пришла оригинальная модель — кроссовер MDX, который снискал уже гораздо большую популярность. Но в 2019 году Acura вернулась к SLX, оснастив единственный шоу-кар системой полного привода SH-AWD, активным задним дифференциалом, 10-ступенчатым «автоматом» и двигателем 2.0-турбо (350 л.с.).
Годы выпуска — 1989–1995
Двигатель — L6 турбодизель 2,4 л; L6 бензин 2,7 л
Мощность — 116 л.с., 129 л.с.
Количество выпущенных экземпляров — 2795 + 2860
В 1980-е годы даже не было такого понятия, как кроссовер. Все представители полноприводного легкового сегмента — Land Rover, Jeep Wrangler или более компактные Daihatsu Rocky и Suzuki Vitara — по сути являлись настоящими внедорожниками. Но многие из них уже тогда тяготели к повышенному уровню комфорта и высокому статусу владельца. Это веяние уловила итальянская компания Bertone, которая решила в 1989 году запустить в производство модель Freeclimber на базе того самого компактного Daihatsu Rocky/Rugger. Автомобиль получил не только сильно измененный дизайн и интерьер с улучшенной отделкой, но и двигатели от BMW (бензиновую или турбодизельную рядные «шестерки»). При этом Freeclimber сохранил весь внедорожный потенциал — раму, мосты и жестко подключаемый передний привод. До 1992 года было выпущено всего 2795 экземпляров модели, тем не менее у Bertone хватило сил освоить производство Freeclimber II на шасси обновленного в 1992 году Роки. Последним годом выпуска этого внедорожника стал 1995-й.
Годы выпуска — 1990–1993
Двигатель — L4 бензин 1,8 л
Мощность — 88–98 л.с.
Количество выпущенных экземпляров — 65
Наверняка вы знаете, что еще в 1988 году концерн Volkswagen освоил производство полноприводного Гольфа второго поколения с трансмиссией Syncro с вискомуфтой в приводе задней оси. Но далеко не всем известна такая модель, как Golf II Cross Country — рамный (!) автомобиль, который выпускали на мощностях компании Steyr в австрийском Граце. Стоил он космических денег, поэтому продано было всего около 7500 экземпляров. Тем не менее столь невысокий результат не стал преградой для итальянцев из Biagini, которые все же решили создать свою версию этого кроссовера под именем Passo. Это была самая настоящая сборная солянка: кузов — от Golf Cabrio в оригинальном обвесе, шасси, полный привод и двигатель — от Cross Country, фары — от Fiat Panda. С 1990 по 1993 год было выпущено всего 65 автомобилей. Учитывая тот факт, что большинство из них давно уже сгнили, Passo — настоящий раритет!
Годы выпуска — 1993–1998
Двигатель — V8 бензин 3,9 л
Мощность — 182 л.с.
Количество выпущенных экземпляров — н. д.
Вам ничего не напоминает этот кузов? Правильно, конечно же, это всем знакомые характерные обводы кузова первого поколения легендарного нынче Land Rover Discovery! Но при чем тут Honda, спросите вы? Притом, что в результате мало кому известного альянса между Хонда и Land Rover для конкуренции с такими грандами, как Jeep Cherokee, на японском рынке был создан в 1993 году внедорожник Crossroad. Уникальных черт в нем хватает: единственная за все времена Honda с двигателем V8, как и единственный трехдверный Discovery (да-да, были и такие варианты Crossroad!). Но в Японии внедорожник, что называется, не пошел — его сгубили прожорливость и низкий уровень надежности. Продажи свернули в 1998 году, когда в модельной гамме Хонда появился кроссовер CR-V.
Годы выпуска — 2001–2004
Двигатель — V6 бензин 3,5 л
Мощность — 230–250 л.с.
Количество выпущенных экземпляров — около 25 000
Самый новый автомобиль нашего сегодняшнего обзора, который был представлен уже в XXI веке, на автосалоне в Детройте в 2001 году, — Isuzu Axiom. Японской компании все время не давали покоя лавры Lexus, Acura и Infiniti, которые в начале 2000-х годов плотно подсадили американских покупателей на иглу японского «премиума». Поэтому решено было создать свой люксовый полноприводный флагман с подобающим внешним видом, внутренней отделкой, мощным мотором и первоклассным уровнем комфорта. Хотя Axiom и был построен на базе Rodeo, с первого взгляда этого никак не скажешь. Аксиомы производили до 2004 года на совместном с Subaru заводе в Лафайете (штат Индиана). За три года выпустили всего около 25 000 экземпляров. Так что, к сожалению, экспансия Isuzu в премиальный сегмент так и не удалась.
Годы выпуска — 1997–2001
Двигатель — V6 бензин 3,2–3,5 л
Мощность — 215 л.с.
Количество выпущенных экземпляров — 5958
Не могли мы обойти вниманием и еще одного представителя компании Isuzu — модель VehiCROSS, которая появилась в 1997 году. Честно говоря, до этого времени вряд ли кто-то мог назвать хоть один по-настоящему красивый или хотя бы оригинальный автомобиль этой марки. VehiCROSS прогремел как гром среди ясного неба — такого Isuzu мы еще никогда не видели! Заскучавшим дизайнерам дали карт-бланш, и они явно воплотили в жизнь все свои самые смелые намерения. Даже сейчас, спустя почти 25 лет, VehiCROSS выглядит авангардно — рельефные бока, выраженный обвес, замаскированная в заднюю дверь «запаска» и высокий клиренс. Чисто концепт-кар! Все в порядке было у него и с динамикой — благодаря 215-сильному мотору V6. За четыре года произвели всего около 6000 экземпляров VehiCROSS, 4200 из которых остались в Соединенных Штатах.
Годы выпуска — 1988–2003
Двигатель — L4 бензин-турбо 2,0 л; V6 бензин-турбо 3,4 л; L6 бензин 3,0 л; V8 бензин 4,9–6,0 л; L4 турбодизель 2,4 л
Мощность — 138 л.с.; 160 л.с.; 170–280 л.с.; 211 л.с.; 90–110 л.с.
Количество выпущенных экземпляров — около 6000
После окончания всемирного нефтяного кризиса 70-х годов возрожденная итальянская компания Rayton-Fissore (ранее Carrozzeria Fissore) заявила всему свету о начале громкого проекта по созданию люксового внедорожника в пику Range Rover. Эту идею подхватил совет директоров Fiat, предоставив компании финансирование и право на применение деталей любых автомобилей концерна. Для постройки Magnum решено было выбрать шасси армейского вездехода Iveco 40 PM10 или его гражданского «брата» Iveco Daily с лонжеронной рамой и неразрезными «мостами», системой полного привода с двухступенчатой раздаточной коробкой передач и дифференциалами с жесткими блокировками. Правда, колесную базу укоротили, а на место рессор установили пружины и амортизаторы. Поначалу Magnum оснащали скромным итальянским турбодизелем SOFIM мощностью всего 90–110 л.с. Позже были и турбированные моторы от Alfa Romeo, и рядная «шестерка» от BMW, но пиком карьеры Laforza 5 стала установка для США — а именно Штаты стали в конце 80-х основными потребителями таких автомобилей — V-образных «восьмерок» до 280 л.с. мощности. Путь компании был тернистым: в 1990-м она вновь объявила о банкротстве, но тут же была выкуплена аравийской фирмой Badrahn Enterprises, которая опять начала продавать внедорожники и на родине, и в США. За все эти годы удалось выпустить всего около 6000 экземпляров модели.
Годы выпуска — 1991–1994
Двигатель — V6 бензин 4,0 л
Мощность — 210 л.с.
Количество выпущенных экземпляров — н. д.
Вы знаете, что первым внедорожником фирмы Mazda стала еще в 1991 году малоизвестная модель Navajo? Уже по названию (навахи — индейское племя Северной Америки) понятно, что она предназначалась для рынка США. Более того, была не чем иным, как почти точной копией трехдверного Ford Explorer Sport первого поколения с незначительными косметическими изменениями — иной оптикой и решеткой радиатора. Собирали Navajo на том же заводе в Луисвилле (штат Кентукки), что и Эксплореры, а под капотом была та же самая 4,0-литровая «шестерка» мощностью от 160 до 210 л.с. В богатой комплектации внедорожник, помимо стандартных электроподъемников, зеркал и кожаной отделки руля, оснащался кондиционером, «спортивными» сиденьями с электроприводом регулировки поясничного подпора, кассетной магнитолой и круиз-контролем. А вот пятидверной модификации, как у Explorer, у Navajo никогда не было. Но в то время марка Mazda никак не ассоциировалась с внедорожниками, продажи были исчезающе малы, и в 1994 году история Навахо закончилась.
Годы выпуска — 1997–1999
Двигатель — V6 бензин 3,5 л
Мощность — 275 л.с.
Количество выпущенных экземпляров — не более 5000
Mitsubishi Pajero Evolution, пожалуй, самый «злой» автомобиль в нашей сегодняшней подборке. Имя Pajero прославило себя в ралли-рейдах «Париж — Дакар» задолго до того, как в 1997 году появилась гражданская версия Evo — в 1985, 1992 и 1993 годах именно экипажи на Паджеро приходили первыми к финишу этого изматывающего марафона. Свой опыт и наработки компания Mitsubishi воплотила в 1997 году при создании омологационной версии гоночного прототипа Т2 (для этого необходимо было выпустить по крайней мере 2500 экземпляров). От серийного Pajero версия Evo отличалась очень сильно. Под капотом стоял 275-сильный (!) двигатель V6 6G74MIVEC, система полного привода — Super Select II с блокировкой центра и «понижайкой», передняя подвеска — на сдвоенных рычагах, задняя — многорычажная, передняя колея расширена на 125 мм, задняя — на 110 мм. Помимо этого у Эво был абсолютно иной кузов — с раздутыми арками, другими бамперами, развитой защитой днища и аэродинамическими «плавниками» сзади, а в салоне — «ковши» от Recaro. Все это — не пустая блажь: до «сотни» по любому покрытию этот Pajero разгонялся за 7 секунд, а «максималка» была ограничена 180 км/ч. Mitsubishi Pajero Evolution — автомобиль-легенда, желанная мечта каждого коллекционера.
Годы выпуска — 1999–2011
Двигатель — L4 турбодизель 2,8–3,0 л
Мощность — 125–176 л.с.
Количество выпущенных экземпляров — более 200 000
Взгляните на фотографии испанского внедорожника Santana PS10 — не правда ли, очень напоминает Land Rover Defender так называемой Series III? Неудивительно, ведь до 1983 года Santana занималась производством Дефендеров по лицензии. Немного обновленную модель 2500 производили и после срока истечения контракта, вплоть до 1994 года. Пять лет ушло у Santana Motor, чтобы в 2002 году понять, что спрос на настоящие кондовые внедорожники в Испании и в остальной Европе все еще есть, и выпустить в серию модель Anibal (PS-10 — экспортное название). В основе лежал все тот же старый добрый Деф, но с немного измененной внешностью, переделанным салоном и 2,8-литровым 125-сильным турбодизелем Iveco под капотом. Нужно признать успех Santana — ежегодный тираж почти в 25 000 говорит сам за себя, причем большая часть уходила на экспорт или в военные части разных стран. Правда, компании он все равно не помог — в 2011 году она обанкротилась.
«Итальянец» Iveco Massif — по сути, та же Santana PS-10, но с измененной маэстро Джорджетто Джуджаро внешностью. Его начали выпускать лишь в 2007 году, но зато сразу в трех версиях — трех- и пятидверные, а также пикап. Турбодизель 3,0 л развивал от 150 до 176 л.с., полный привод — part-time с механическими хабами спереди, подвеска — полностью рессорная, дисковые тормоза без АБС (!), опционально был доступен задний самоблок. Вплоть до банкротства Santana в 2011 году выпускали в среднем по 4500 Массифов каждые 12 месяцев, и большая часть их осела в различных структурах итальянской армии и правительства.
Годы выпуска — 1986–1996
Двигатель — L4 бензин 2,0 л; V6 бензин 2,9 л (3,0 л); L4 2,5 л и L6 дизель
Мощность — 82 и 140 (150) л.с.; 110–145 л.с.
Количество выпущенных экземпляров — н. д.
Последний на сегодня представитель рода малоизвестных внедорожников — родом из Португалии. Хотя путь его до начала производства получился тернистым. Была когда-то в провинциальной Франции такая фирма Cournil — региональный дистрибьютор грузовиков и сельхозтехники, которая и занималась производством весьма специфического внедорожника с сугубо утилитарным дизайном. В 1977 году португальцы из UMM (União Metalo-Mecânica) купили лицензию на его изготовление, а в 1984 году заменили модернизированной моделью Alter, которая еще спустя два года преобразилась в Alter II. Автомобиль продавался в коротко- и длиннобазной версиях, а также в виде пикапа и софт-топа, а в 1989 году даже участвовал в ралли «Париж — Дакар», где все экипажи добрались до финиша, чем подчеркнули «неубиваемость» Альтера. За десять лет производства в UMM перебрали восемь двигателей (и бензиновых, и дизельных) и пару трансмиссий — 4- и 5-ступенчатые «механики». В 1992 году во время визита в Португалию Папы Иоанна Павла II ему даже подарили «папамобиль» на базе UMM Alter, который вы видите на одной из фотографий. Вплоть до 1996 года UMM продолжал принимать заказы на Alter II, в основном от военных и коммунальных служб, но, к сожалению, решение частных акционеров поставило крест на дальнейшем будущем Альтера. И сегодня UMM — это всего лишь слесарная компания.