Выбор между классическим, но скучным седаном, и вместительным, хотя чересчур громоздким универсалом — задача непростая. Проблему может решить лифтбек. Это практичная по сути и динамичная внешне вариация хэтчбека, где задняя дверь имеет более горизонтальный угол наклона, чем у классической «пятидверки». Какие модели предлагает российский рынок подержанных автомобилей, если бюджет ограничен миллионом рублей, а старье до 2010 года выпуска не интересует в принципе?
Размеры — 4118 × 1700 × 1538 мм
Колесная база — 2476 мм
Дорожный просвет — 160 мм
Объем багажника — 440/760 л
Самый недорогой способ вступить в клуб владельцев лифтбеков — заплатить 472 900 рублей за базовую Гранту с 8-клапанником ВАЗ-11186 мощностью 87 л.с. Обилием опций стартовая версия Standard не порадует: водительская подушка безопасности, ABS, салонный фильтр, аудиоподготовка и центральный замок. При этом заднее сиденье, складывающееся в пропорции 60/40, доступно только в следующем исполнении Classic за 506 500 рублей. За Гранту с кондиционером нужно отдать минимум 532 500 рублей, а со 106-сильным мотором и МКПП — 567 500 рублей. 4-ступенчатый «автомат» появляется только в паре с 98-сильным двигателем начиная с версии Comfort за 622 500 рублей. Самая дорогая Granta стоит 660 800 рублей — это лифтбек с АКПП в комплектации Luxe, где есть «климат», круиз, аудиосистема, сиденье водителя с регулировкой по высоте и задние электростеклоподъемники. При этом ESC, противобуксовочная система, датчики дождя и света и система помощи при трогании на подъеме появляются в комплектации Luxe Prestige со 106-сильным двигателем и «роботом» АМТ. Цена — от 649 800 рублей.
Кстати, багажник у лифтбека номинально на целых 80 литров меньше, чем у седана Granta: 440 против 520. При сложенных задних сиденьях разрыв сохраняется — седан вмещает 815 л, а лифтбек 760. Зато у последнего шире погрузочный проем. Общее у всего грантовского семейства — скрипящий салон, неважная шумоизоляция, невысокое качество ЛКП и гудящие коробки.
Размеры — 4483 x 1706 x 1461 мм
Колесная база — 2602 мм
Дорожный просвет — 170 мм
Объем багажника — 550/1490 л
Rapid, унифицированный с Volkswagen Polo, — самый недорогой лифтбек среди иномарок. Начальный 90-сильный Rapid с «механикой» в базовой комплектации Active за 829 000 рублей будет иметь фронтальные подушки безопасности, передние электростеклоподъемники и кондиционер. Доплатив 69 000 рублей, получите 110-сильный двигатель. С 6-ступенчатым «автоматом», который сочетается только с этим мотором, такой лифтбек потянет уже на 939 000 рублей. Подогревы сидений и зеркал вместе с круиз-контролем и аудиосистемой появляются в версии Ambition, оцененной от 913 000 рублей за 90-сильную версию с МКПП и от 1 018 000 — за вариант с «автоматом». Цены на топовую версию Style с боковыми подушками безопасности и «климатом» начинаются с 1 028 000 рублей за Rapid с базовым мотором и «механикой». Лифтбек с турбомотором 1.4 (125 л.с., Нм) и безальтернативной 7-ступенчатой DSG стоит от 1 064 000 рублей за комплектацию Ambition. В списке опций подогрев заднего дивана, биксеноновые фары, парктроники, камера заднего вида, обогрев лобового стекла и многое другое.
Rapid, в отличие от Гранты, безоговорочно практичнее родственного Polo. Багажник лифтбека на 90 л больше, чем у седана. Но моторы, даже атмосферные, склонны подъедать масло. Шумоизоляция посредственная, а подвеска жестковата для наших дорог.
Размеры — 4569 x 1769 x 1462 мм
Колесная база — 2578 мм
Дорожный просвет — 164 мм
Объем багажника — 560/1420 л
Размеры — 4659 x 1814 x 1461 мм
Колесная база — 2686 мм
Дорожный просвет — 155 мм
Объем багажника — 568/1558 л
Любая Octavia — потрясающе разносторонний автомобиль, способный угодить дачнику, таксисту и стритрейсеру. Оттого и широк выбор на вторичном рынке. Лифтбеков в кузове А5 2010–2013 годов выпуска в продаже почти 2000 штук по цене от 250 000 рублей. Так что выбрать наименее проблемную модификацию не составит труда. Это в первую очередь «атмосферник» 1.6 (102 л.с., 148 Нм). Можно присмотреться к турбомотору 1.8 (152 л.с., 250 Нм), но помнить про масложор, малый ресурс цепи ГРМ и системы фазовращателей. Оба двигателя могли сочетаться с «механикой». 1,6-литровый доступен и с 6-ступенчатым «автоматом» Aisin. Последний склонен к перегреву, но проблема решается путем установки внешнего теплообменника АКПП. Турбомотор 1,8 л в сочетании с 7-ступенчатой DSG DQ200 — не лучший выбор. Коробка досаждает рывками в пробках и быстрым выходом из строя сцеплений или других узлов. Для горячих голов есть около 80 вариантов Octavia RS c 200-сильным турбомотором и надежным 6-ступенчатым DSG DQ250.
Минимальные цены и количество предложений по более современной Octavia А7 — почти на том же уровне. Оптимальный выбор здесь — лифтбеки с «турбочетверками» 1.4 (150 л.с., 250 Нм) и 1.8 (180 л.с., 250 Нм). Лучше в паре с МКПП — с доработанным 7-ступенчатым «роботом» по-прежнему могут быть проблемы. Octavia с атмосферным 1.6 (110 л.с., 155 Нм) в комплекте с «механикой» или 6-ступенчатым «автоматом» — вариант для спокойных водителей. Плюс велик риск нарваться на бывшее такси.
Оба поколения Octavia не могут похвастать хорошим качеством окраса. Даже безаварийный автомобиль может выглядеть непрезентабельно из-за слишком нежного ЛКП. У кузова А7 к этому добавляется недостаточно прочное лобовое стекло. На обоих поколениях Octavia быстро изнашиваются стойки стабилизатора.
Размеры — 4833 x 1817 x 1462 мм
Колесная база — 2761 мм
Дорожный просвет — 158 мм
Объем багажника — 595/1700 л
Флагманская модель Skoda — большой, практичный, комфортный лифтбек с нейтральным имиджем, чья реальная крутость искусственно ограничена внутренней субординацией с родственным Passat. Дорестайлинговый Superb 2010–2013 годов выпуска придется выбирать из 400 вариантов. Цены — от 400 000 рублей. Практически все с турбомотором 1.8 (160 л.с., 250 Нм) в паре с «автоматом» Aisin или 7-ступенчатым «роботом» DSG. Последних версий в продаже меньше. «Автомату» для сохранения нормального ресурса рекомендуется улучшить систему охлаждения. Мотор серии ЕА 888 имеет невысокий ресурс ГРМ и склонен к закоксовке поршневой группы, из-за чего начинает активно потреблять масло.
Обновленных Superb 2013–2015 годов выпуска в продаже около 200 штук по цене от полумиллиона рублей. Тут выбор также ограничен двигателем 1,8 л, но в комплекте с улучшенным «роботом» с повышенным ресурсом сцеплений. 200-сильные, полноприводные и дизельные лифтбеки в продаже встречаются редко.
Изначально недешевый Superb на вторичном рынке имеет низкую ликвидность. Есть претензии к качеству ЛКП и шумоизоляции. Передняя оптика склонна к затиранию и дорого обходится при замене. У задней двери TwinDoor часто встречаются проблемы с проводкой, замком и доводчиком. После некорректной активации дополнительных опций и прочего вмешательства в электрику возможны частые сбои и глюки.
Размеры — 4711 x 1854 x 1391 мм
Колесная база — 2810 мм
Дорожный просвет — 120 мм
Объем багажника — 480/980 л
A5 — почетный член клуба самых красивых Audi. В версии Sportback подкупает практичностью и ставит под сомнение целесообразность покупки родственного седана A4. Дорестайлинговых лифтбеков 2010–2011 годов выпуска в продаже около 90 штук. Цены от 600 000 рублей. Половина из них — версии с передним приводом и бензиновыми «турбочетверками» 1.8 (160 л.с., 250 Нм) и 2.0 (180 л.с., 320 Нм). Коробка — вариатор, который, если не буксовать, не отжигать и избегать тюнинга, не так страшен, как его малюют. «Механика» на Sportback встречается крайне редко. Полноприводные дорестайлинговые Sportback практически все представлены 211-сильными лифтбеками, оснащенными капризным «роботом» S tronic. Любой из бензиновых двигателей склонен к масложору.
Если позволяет бюджет, то лучше поискать рестайлинговый A5 до 2016 года выпуска. Больше шансов найти автомобиль, у которого не только минимальный пробег, но и установлены последние вариации поршневой, ГРМ, катушек зажигания и мехатроника коробки. Минимальная цена почти та же, хотя выбор чуть меньше — около 80 штук. Полноприводных лифтбеков с «роботом» из них больше половины. Дизельные А5, у которых на порядок меньше проблем с двигателем, — редкость в этом типе кузова.
Красивый кузов склонен к коррозии, что особенно характерно для старых А5. Базовая комплектация, в которой представлены большинство лифтбеков на рынке, — иллюзия премиума. Отсутствие навигации, камеры заднего вида, бесключевого доступа и электроскладывания зеркал даже при наличии кожи может серьезно подпортить вкус от обладания красивой машиной. Установка отсутствующих опций возможна, но обходится недешево, а вмешательство в электрику может вылиться в проблемы.
Размеры — 4842 x 1856 x 1498 мм
Колесная база — 2737 мм
Дорожный просвет — 160 мм
Объем багажника — 530/1075 л
Insignia — Opel, сумевший на равных соперничать с Passat и Camry. Привлекательный внешне кузов радует качеством ЛКП, в салоне дорогие материалы отделки, большой выбор моторов, версии с полным приводом и список дополнительного оснащения на уровне премиальных брендов.
Insignia в продаже — почти 200 экземпляров. Дорестайлинговых автомобилей до 2013 года выпуска — более половины. Цены — от 400 000 рублей. Не лучший выбор, если нужна версия с «автоматом». Беспроблемная АКП тут сочетается либо с надежным, но редким дизелем (160 л.с., 350 Нм), либо с более распространенным, но проблемным 2,0-литровым турбомотором (220 л.с., 350 Нм). У него надежная, но дорогая в замене турбина, низкий ресурс топливного насоса и непрогнозируемый ресурс цепи ГРМ. Из версий с надежной МКПП наиболее популярны варианты с 1.8 (140 л.с., 175 Нм). Мотор надежный, известный еще по Vectra C, но для Insignia несколько слабоват.
Рестайлинговые машины 2013–2017 годов выпуска получили обновленную внешность и более востребованную версию с турбомотором 1.6 (170 л.с., 260 Нм) и 6-ступенчатым «автоматом». Увы, этот двигатель отличается незначительным ресурсом поршневой группы. Цены на рестайлинговые лифтбеки начинаются с 600 000 рублей. Полноприводные Opel и варианты с V6 2.8 в продаже встречаются редко. В итоге Insignia требует очень тщательного подхода к выбору комплектации.
Размеры — 4755 x 1795 x 1440 мм
Колесная база — 2725 мм
Дорожный просвет — 165 мм
Объем багажника — 510/1702 л
Главные козыри Mazda 6 — яркая, до сих пор актуальная внешность, заводная управляемость, просторный, богато упакованный салон, неприхотливость в обслуживании и высокий уровень надежности.
Самые свежие Mazda 6 второго поколения — это рестайлинговые автомобили 2009–2013 годов выпуска. Таких «шестерок» в кузове лифтбек в продаже около 60 штук. Цены — от 450 000 до 750 000 рублей. Больше половины машин оснащены 2,0-литровым мотором (147 л.с., 184 Нм) и 5-ступенчатым «автоматом». Остальные «шестерки» довольствуются базовым 1.8 (120 л.с., 165 Нм) и «механикой». Оба двигателя проблем не доставляют. Замена цепного ремня ГРМ производится не ранее чем через 200 тысяч км пробега. Топовый 170-сильный двигатель для кузова лифтбек — редкость. Радуют и коробки, хотя «механика» имеет неприятную особенность в виде нечеткости переключений. Лечится установкой новых синхронизаторов.
К электрике и ходовой части претензий минимум. Исключение составляют слабые ступичные подшипники, стойки и втулки стабилизатора. Поругать также можно ненадежную рулевую рейку и электроусилитель руля. Но основная беда Mazda 6 — качество ЛКП. Кузов быстро покрывается сколами и царапинами.
Размеры — 4784 x 1886 x 1500 мм
Колесная база — 2850 мм
Дорожный просвет — 130 мм
Объем багажника — 486/1390 л
Четвертый Mondeo — автомобиль Джеймса Бонда и родственник Volvo, предлагающий большой выбор моторов, просторный салон с массой премиальных опций и азартную управляемость по доступной цене. Увы, выбор лифтбеков, которые, в отличие от локализованных седанов, на наш рынок импортировались из Бельгии, довольно скуден — около 70 вариантов по цене от 350 000 рублей. Mondeo целесообразнее брать либо с маздовскими бензиновыми «четверками» 2.0 (145 л.с., 190 Нм) и 2.3 (161 л.с., 208 Нм), либо с 2,0-литровым дизелем (140 л.с., 320 Нм). Первые склонны подъедать масло, зато отличаются неплохим ресурсом и недорогим ремонтом. Дизель привередлив к выбору масла. Выбор бензинового турбомотора EcoBoost на 200–240 л.с. в паре с преселективом PowerShift оправдан, если предыдущий владелец не насиловал его гонками и тюнингом, а вы в курсе проблем с ГРМ и знаете цену обслуживания топливной аппаратуры непосредственного впрыска и роботизированной коробки. Механические коробки у Mondeo проблем обычно не доставляют. 6-ступенчатый «автомат» Aisin TF80SN, что шел в паре с атмосферными бензиновыми двигателями и дизелем, надежен, но плохо переносит активный стиль движения.
Чудес не бывает — Ford проектировал недорогой автомобиль, и это чувствуется. ЛКП не отличается высоким качеством. В салоне шумновато, особенно на высокой скорости. Зимой длинный и тяжелый Mondeo со своими большими свесами и низким клиренсом может превратиться в неповоротливого бегемота. Ликвидность у модели низкая.
Размеры — 4480 x 1745 x 1490 мм
Колесная база — 2700 мм
Дорожный просвет — 140 мм
Объем багажника — 445/1545 л
Третье поколение самого популярного в мире гибрида, как и предшественник, построено на оригинальной платформе. На выбор почти 1500 вариантов, большая часть из которых праворульные экземпляры. Примерно 80 штук приходится на версию Prius Hybrid Plug-in с литиево-ионными батареями и запасом хода на электротяге в районе 20 км. Остальные — классические Prius, чья силовая установка состоит из 98-сильного агрегата 1.8, работающего по циклу Аткинсона, и электромотора с никель-металлгидридными батареями мощностью уже 60 кВт. Суммарная отдача силового агрегата, использующего в качестве КПП вариатор, составляет 136 л.с. Система в целом надежна, но нужно следить за состоянием помпы охлаждения для инвертора. При выходе из строя топливных элементов не стоит менять целиком весь блок батарей, как того иногда требуют официальные сервисы. Можно заменить (в принципе, даже самостоятельно) только неработающие элементы и продолжать эксплуатацию. Цены на третий Prius начинаются от 500 000 рублей.
При использовании кондиционера и аудиосистемы реальный расход топлива Prius как минимум на литр выше заявленного. Гремучий и скрипучий салон огорчает недорогими материалами отделки, плохо продуманной эргономикой и низким уровнем шумоизоляции. Слишком маленький клиренс (решается установкой проставок) заставляет нервничать на разбитой дороге. Огорчает и недостаточный ресурс рулевой рейки.
Размеры — 4390 x 1695 x 1425 мм
Колесная база — 2550 мм
Дорожный просвет — 145 мм
Объем багажника — 408/1017 л
Хондовский гибрид внешне эксплуатирует ту же тему, что и его главный конкурент Prius, а внутри напоминает космический Civic. Неприхотлив в эксплуатации и радует вместительным багажником. Силовая установка — безальтернативная связка рядной «четверки» 1.3 (88 л.с., 112 Нм) и электромотора (14 л.с. и 78 Нм), который включается при разгоне и на небольших скоростях. Претензий к надежности никаких. Коробка передач — вариатор, взятый, как и бензиновый двигатель, от хэтчбека Jazz. В отличие от других подобных КПП, эта в силу простоты конструкции довольно надежна, а контрактные агрегаты стоят недорого. На выбор около 150 вариантов — в основном праворульных — по цене от 370 000 рублей.
Места на задних сиденьях Insight откровенно мало. Погрузочная высота багажника выше, чем у того же Civic. Ближний свет откровенно слаб. Часть минусов роднит Insight с Prius. Это дешевый и гулкий пластик салона, неудовлетворительная шумоизоляция, низкий клиренс, жестковатая подвеска и проблемная рулевая рейка.