Еще в преддверии ввода санкций рынок начал полниться слухами, что, мол, «как возили, так и будем». Через Китай, Корею, Казахстан, Киргизию, скажем, Малайзию или какие-нибудь другие страны. Дескать, японский бизнес совместно с российским в любом случае отыщет новые маршруты когда-то короткого плеча «Япония — Приморье». Еще до принятия этого санкционного пакета на наших импортеров выходили представители японских фирм, предлагая экспортировать автомобили обходным путем. Сейчас это уже свершившийся факт.
— Знаю, что небольшие партии начали возить через Южную Корею. Наша компания этим не занимается. Слишком высок риск того, что в любой момент японская таможня может «завернуть» купленный автомобиль. Клиент останется и без денег, и без машины.
— Возят и через Корею, и через Китай. По документам санкционные автомобили идут в Казахстан и Киргизию. Туда же из России перечисляются деньги на оплату инвойсов, и уже оттуда они идут в Японию. Среди плюсов поставок в РФ через эти страны то, что по ним не работает ограничение не только относительно гибридов, «электричек» и машин с объемом двигателя более 1,9 л, но и ранее введенный запрет на экспорт автомобилей стоимостью более шести миллионов иен. Знаю, что таким маршрутом в страну везут бензиновые и гибридные Toyota RAV4 последнего поколения.
Другие кроссоверы из свежих, дорогих «немцев», TLC Prado и VIP-«автобусы» типа Alphard.
Насколько нам известно, у компаний-импортеров, которые этим занимаются, общие объемы за минувший месяц составили две трети от прежних, досанкционных. То есть нельзя сказать, что поставки прямо-таки единичные. Другое дело, что серьезно возросла конечная стоимость автомобилей. Например, японские фирмы-экспортеры добавляют к цене машины до 10%, хотя зачастую можно найти условия и в +5%. Это, так сказать, такса за риск. Ведь компания в любой момент может лишиться банковской поддержки, лицензии, контролирующие органы могут арестовать судно. Сильно взлетел фрахт. Если на прямом маршруте Япония — Приморье он обходился в 80 000 иен, то через соседние страны — уже в 250 000 (170 000 руб.). В некоторых случаях эта новая логистика может составлять до 25% стоимости автомобиля. Но мы подобным образом рисковать деньгами клиентов не собираемся. Потому что сегодня автомобили экспортируются, а завтра в компанию в Японии пришли надзорные органы и нашли улики того, что машины идут в Россию.
— Мы считаем, что опасения относительно потери автомобиля на японской стороне сильно преувеличены. И российский, и японский бизнес заинтересован в том, чтобы продолжать сотрудничество. Так что наша компания по этому направлению работает — в данный момент клиентам через Корею идут два Prado.
Надо лишь понимать, что все переплаты в итоге добавляют к цене автомобиля порядка $3000. И если в рамках Land Cruiser плюс 300 000 рублей не особо заметны и критичны, то для покупателя какого-нибудь Fit Shuttle это не просто большая прибавка — по сути, аргумент, ставящий вопрос о целесообразности приобретения.
Существует и законодательное ограничение провоза через Корею — в страну запрещен ввоз импортных электромобилей, даже транзитом. Не исключено, это связано с тем, что корейские власти таким образом стимулируют покупку собственных «электричек».
Добавим, что неожиданное послабление пришло от японской стороны касательно модификаций Van легковых автомобилей. Если такие версии имеют второй ряд сидений и ремни безопасности — явные «пассажирские» признаки — вывезти их из Японии возможно. Правда, только через определенные порты — Майдзуру, Отару, Тояму. Это связано с тем, что таможенники на местах не знают, как трактовать определение van. И интерпретируют его в пользу российских клиентов.
— Погоды это все равно не делает. Да, теперь можно привезти Probox/Succeed, Nissan AD или NV200. Но, к примеру, еще недавно за последний на таможне платили в районе 300 000 рублей (пошлина плюс утильсбор). Теперь же надо отдать около 800 000. Так что экономическая целесообразность подобного приобретения довольно сомнительна.
Впрочем, грузопассажирские исполнения погоды на рынке никогда не делали. А как же гибриды, «электрички» и модели с моторами более 1,9 л? Как их отсутствие изменило ситуацию на рынке, сказалось на соотношении спроса и предложения?
— По итогам месяца работы в новых условиях наши потери объемов меньше, чем мы предполагали — порядка 30%. Потребитель быстро переориентировался на покупки тех моделей, экспорт которых разрешен Японией. Так, вместо Aqua приобретают Vitz.
Вместо Prius Alpha — Wish.
Среди компактных кроссоверов был и остался популярным Honda Vezel.
Prius заменят Corolla Fielder, которые и так брали массово.
То же можно сказать о Honda Freed обоих поколений.
Взамен ставших недоступными Noah/Voxy и Serena на рынке Японии есть «немцы».
Это VW Golf Sportsvan, Touran, Sharan. В крайнем случае — универсал Golf Variant. Однако клиент, по крайней мере с востока страны, предпочитает покупать Honda Stepwgn.
— Если сравнивать с августом 2021 и 2022 года, то наши объемы продаж даже несколько выросли — на 12%. Клиент просто переключился на другие модели. На тот же Stepwgn, который неплохо брали и ранее. На Eclipse Cross, Mazda CX-3 и CX-30. Наконец, вместо гибридных версий заказывают бензиновые модификации. Однако в общем видно, что отрасль переживает не самые лучшие времена — склады временного хранения заполнены на треть, суда за машинами в Японию ходят реже.
— По сравнению с предыдущими месяцами у нас рост продаж на треть. Объясняю это тем, что перед введением последнего пакета санкций потребитель, видимо, испугавшись роста цен, значительно проредил наличное предложение. Сейчас выбор автомобилей на местах ограничен, и клиент опять отправился в компании-импортеры.
А что на всем этом фоне происходит с ценами? В конце материала мы дадим таблицу сравнения стоимости за март, июль и сентябрь этого года. Пока предоставим слово нашим собеседникам.
— Стоимость заказываемых автомобилей в силу курсов увеличилась на 15–20%. На «Зеленом углу» продавцы набрали машин на год вперед, «прикрутили» к ним сотни тысяч (тот же Prado подорожал на 500 000–700 000 рублей) и что-то штучно продают.
— Недавно представители аукциона USS подвели статистику по динамике цен и заявили, что за последние недели у них они снизились на 30%. Но они выводят некие средние значения, на которые большое влияние оказывает падающая стоимость дорогих моделей. Скажем, стоил Alphard 4 миллиона иен, а сейчас уже 3 миллиона или около того. И этот демпинг в абсолютных числах USS распространяет на все, что реализуется на аукционе. По нашим данным, за исключением дорогих автомобилей, в Японии ничего не подешевело. А в России, во всяком случае на наличное предложение, цены сильно увеличились. Среди перекупщиков нет понимания, как дальше действовать в условиях новых ставок утильсбора. Поэтому на все, что было закуплено до 1 августа нынешнего года, задрали цены, чтобы максимально заработать. И продают потихоньку, растягивают.
— До запрета гибридные модификации на аукционах стоили дороже, чем исключительно бензиновые. Но после введения санкций последние резко подорожали. К примеру, Toyota C-HR стоил в пределах 1,8–1,9 миллиона иен. Сейчас оценивается в 2,2–2,3 миллиона. Это значит, что только из-за изменившейся стоимости на аукционе на российской стороне этот «паркетник» подорожал примерно на 10%. Продавали за 1,8 миллиона рублей. Теперь за два миллиона. Это без учета всяких «утилей», курсов валют, маржи продавца.
К слову, наши респонденты привели только один случай, когда «запрещенку» не успели вывезти до 9 августа. На японской стороне завис Probox. Его вернули на аукцион, продали там, потеряв 80 000 рублей. А клиенту купили другой автомобиль.
Резюмируя все услышанное, подытожим тем, что касательно спроса и предложения рынок пока только входит в свое новое состояние. На первый взгляд, объемы поставок если и снизились, то не в разы. А у кого-то даже выросли. Ряд популярных моделей потребитель заменил столь же востребованными. Правда, былого разнообразия отныне не будет. При этом импортеры, специализирующиеся на «праворульках», все-таки вынуждены заниматься «китайцами». Но демпинга там нет.
— Может быть, год назад что-то в виде б/у и удалось бы найти в Китае за полтора миллиона. Сейчас стоимость таких машин в районе 1,7–1,9 миллиона.
— Подержанные «китайцы», как правило, в не очень хорошем состоянии, и на данный момент это не самые современные модели. Учитывая то, с какой интенсивностью развивается автопром КНР, через три–четыре года мы должны увидеть очень интересные предложения.
— Проблема покупки бэушных «китайцев» в том, что там сложно организовать качественный их осмотр. Есть большая вероятность купить автомобиль в неважном состоянии. Так что пока везем буквально штучно — то, чье состояние можем выяснить. Одно из таких приобретений — Geely Tugella 2019 года с пробегом 45 000 км.
Что же касается новых китайских автомобилей, которые также идут альтернативным порядком, то тут импортеры едины во мнении. Они составляют конкуренцию дилерскому предложению. Поэтому велик шанс того, что направление законодательно прикроют или как минимум ограничат эту сферу параллельного импорта. Хотя по утильсбору государство поступило крайне жестко, сильно задушив торговлю. По сути, с прицелом на уничтожение перекупщиков как игроков рынка. Как минимум автомобили у них дополнительно и заметно подорожают.
Стоимость автомобилей во Владивостоке после таможенной очистки и всех оформлений; последняя колонка — экземпляры на продаже, то есть уже с наценкой продавцов:
Автомобили | Стоимость в первой декаде марта 2023 года, руб. | Стоимость в третьей декаде июля 2023 года, руб. | Стоимость в первой декаде сентября 2023 года, руб. |
Nissan Note e-Power 2019 г. | 950 000–1 350 000 | 920 000–1 450 000 | 1 150 000–1 710 000 |
Toyota Prius 2008–2009 гг. | 850 000–1 125 000 | 1 080 000–1 200 000 | 950 000–1 150 000 |
Honda Fit 2019 г. | 900 000–1 200 000 | 980 000–1 300 000 | 1 030 000–1 700 000 |
Toyota Corolla Fielder 2010–2011 гг. | 780 000–950 000 | 910 000–1 150 000 | 1 100 000–1 235 000 |
Honda Freed 2019 г. | 1 150 000–1 750 000 | 1 250 000–1 750 000 | 1 555 000–1 840 000 |
Toyota Noah/Voxy 2015–2016 гг. | 1 300 000–2 000 000 | 1 500 000–2 400 000 | 1 670 000–2 495 000 |
Honda Stepwgn 2019 г. | 1 500 000–2 000 000 | 1 550 000–2 680 000 | 2 120 000–2 950 000 |
Toyota Alphard/Vellfire 2019 г. | 2 900 000–4 200 000 | 3 000 000–4 550 000 | 3 650 000–6 500 000 |
Toyota Harrier 2019 г. | 2 150 000–2 750 000 | 2 150 000–3 000 000 | 2 550 000–4 000 000 |
Nissan X-Trail 2019 г. | 1 450 000–2 150 000 | 1 650 000–2 300 000 | 2 180 000–3 000 000 |
TLC Prado 2019 г. | 2 950 000–3 750 000 | 3 200 000–4 150 000 | 4 100 000–5 695 000 |
Toyota RAV4 2019 г. | 1 950 000–2 900 000 | 2 150 000–3 000 000 | 2 750 000–4 020 000 |
Subaru Forester 2019 г. | 1 900 000–2 550 000 | 2 300 000–2 850 000 | 2 540 000–3 500 000 |
Honda CR-V 2019 г. | 2 050 000–2 800 000 | 2 300 000–3 000 000 | 2 495 000–3 600 000 |
Honda Vezel 2019 г. | 1 550 000–1 850 000 | 1 650 000–2 200 000 | 1 870 000–2 720 000 |
Во время подготовки материала Дром получил от читателя вот такую информацию (контакты отправителя есть). Далее — прямая речь:
— Автомобиль заказали на аукционе, получили, пригнали в Новосибирск. При постановке на учет в ГИБДД запросили ПТД (пассажирская таможенная декларация). Этот документ доказывает, что вы ввезли автомобиль на себя и для личного пользования. Никакой информации в ГИБДД об этом нет. Никаких приказов о том, что этот документ требуется, в ГИБДД тоже нет. Устное распоряжение руководства — вот такой ответ мы получили. Подобный документ действительно был, но он остался у перевозчика (компания оставила его у себя; сказали, что он нам не нужен — поверили). Благо, что после того как связались с перевозчиком, нам выслали копию. В ГИБДД копию приняли и машину зарегистрировали. А вот как быть тем людям, которые приобрели машину «без пробега» на местном рынке или во Владивостоке? Кто им пришлет необходимые документы, подтверждающие, что они ввозили автомобиль для личного пользования? Вряд ли эти люди будут интересны продавцу после того, как он получит деньги, да и смогут ли они с ним вообще связаться после покупки. Что делать в таком случае?
Если мы правильно поняли, ГИБДД все равно, когда была машина завезена — до 1 августа или после. Если вы ставите на учет после 1 августа, должны быть все документы, в противном случае в регистрации автомобиля будет отказано. Не исключено, что в разных ГИБДД требуют еще какие-нибудь документы (например, чеки об оплате таможни или инвойс, или вообще оригинал документа).
Если вы сталкивались с подобным — пишите в комментариях.