Российские автомобилисты прекрасно знают Астру всех поколений (F, G, H, J), за исключением предпоследнего (К), поскольку именно на поколение К пришлись уход Opel из России в 2015 году, переход немецкой марки от американской корпорации General Motors под контроль французской Groupe PSA (ныне Stellantis) в 2017 году и возвращение в Россию в 2019 году. Согласно договоренностям между GM и Groupe PSA, разработанные в джи-эмовскую эпоху модели Opel не могли продаваться на многих рынках, в том числе российском, поэтому для возвращения Астры в нашу страну пришлось дождаться очередной смены поколений — новая Astra L не имеет к GM никакого отношения, Stellantis вправе продавать ее где хочет.

Астры поколений H и J для российского рынка выпускались на заводе GM в Шушарах под Санкт-Петербургом, причем поколение J вместе с родственным Chevrolet Cruze производилось по полному циклу — со сваркой и окраской. В предкризисном 2014 году в России, по данным АЕБ, было продано 23 482 экземпляра Opel Astra — модель была крепким середняком С-класса с неоднозначной, но в целом хорошей репутацией. Многие бывшие и действующие владельцы жалеют, что Astra сейчас в России недоступна.
Новая Astra L в Шушары точно не вернется: в 2020 году законсервированный джи-эмовский завод купила компания Hyundai. Возобновление работы предприятия после реконструкции запланировано на 2023 год: корейцы будут здесь выпускать компактные и среднеразмерные кроссоверы.

Шансы на то, что Stellantis локализует новую Астру на своем российском заводе в Калуге, ничтожны — для нашего рынка корпорация сейчас готовит совсем другую, более простую и бюджетную модель, о которой Дром рассказывал в январе, а Astra L будет приходить к нам из Европы, то есть с завода в Рюссельсхайме. Предыдущая Astra K производилась на других заводах — в польском Гливице и британском Элсмир-Порте, так что смена поколений ознаменовалась еще и возвращением Астры на историческую родину.
В основе Астры L лежит немолодая французская модульная платформа EMP2, разработанная в начале прошлого десятилетия. Ее главный недостаток — отсутствие механического полного привода, что заметно сдерживает продажи кроссоверов Citroen, Peugeot и Opel за пределами Европы, но Astra — обычная легковушка, для успеха которой полный привод совсем не обязателен. Даже plug-in гибридная версия у новой Астры только переднеприводная, хотя в сочетании с электромотором платформа EMP2 позволяет делать и полноприводные автомобили (без механической связи задних колес с ДВС).

Задняя подвеска на всех Астрах L простая, полузависимая, с поперечной торсионной балкой. Стабилизирующего механизма Уатта, какой был на заднем мосту у двух предыдущих поколений Астры, теперь нет, что в теории должно негативно повлиять на плавность хода и управляемость, но едва ли кто-нибудь ощутит это на практике — французы здорово умеют настраивать простые подвески, а без механизма Уатта задняя подвеска Астры наконец-то перестанет греметь на больших пробегах — владельцы машин прошлых двух поколений на это жаловались. Передняя подвеска, разумеется, типа McPherson — других вариантов в этом классе практически не бывает. Жесткость кузова на кручение у Астры L по сравнению с предшественником выросла на 14%, а высота посадки водителя уменьшилась на 12 мм — это должно положительно сказаться на управляемости.


Удачный дизайн — одно из главных достоинств новой Астры, отзывы о нем как в среде экспертов, так и в среде автомобилистов очень хорошие. Astra L, будучи полным техническим клоном нового Peugeot 308 (дебютировал в марте прошлого года, на четыре месяца раньше, чем Opel Astra L), по части дизайна не имеет с «французом» почти ничего общего и воспринимается именно как немецкий автомобиль, особенно в салоне, в котором на смену американской одутловатости пришла угловатость в духе Астры H, но в более современной интерпретации.
Перед водителем теперь панорамное табло Pure Panel с двумя 10-дюймовыми экранами (приборный и мультимедийный). Приборный экран имеет несколько режимов отображения информации и может быть дополнен цветным проекционным экраном на лобовом стекле. Мультимедийный экран, разумеется, сенсорный, а под ним разместился узкий кнопочный блок климат-контроля и физическая рукоятка регулировки громкости. Сенсорных клавиш, к счастью, нет ни на руле, ни на центральном тоннеле. К сомнительным веяниям современной интерьерной моды отнесем черные глянцевые поверхности, которые быстро пачкаются и покрываются царапинами, а также куцый селектор АКП в виде утопленного в центральный тоннель тумблера. Высокий массивный рычаг на версиях с МКП выглядит куда более убедительно.
Для задних пассажиров предусмотрены индивидуальные воздуховоды по центру и подогрев сидений, но свободного места во втором ряду у хэтчбека немного, что подтверждают отчеты с первых европейских тест-драйвов. Зато багажник у новой Астры по меркам С-класса вполне приличный: у хэтчбека — 422 л, у универсала — 597 л (со сложенными задними сиденьями — 1339 и 1634 л соответственно), «запаска»-докатка находится под полом. Установка опциональной аудиосистемы класса Hi-Fi забирает у багажника 15 л, еще больше съедает батарея на plug-in гибридных версиях (см. таблицы с техническими характеристиками в конце материала).
Моторная гамма Астры L откровенно малолитражная. Но для Европы с ее жесткой экологической доктриной и штрафами для массовых автопроизводителей за избыточный углеродный след рассчитывать на другое решение сегодня не приходится. Бензиновые версии — это 1,2-литровая «турботройка» мощностью 110 либо 130 л.с., дизель только один — 1,5-литровый 4-цилиндровый мощностью 130 л.с. Коробка передач — 6-ступенчатая МКП либо 8-ступенчатая гидромеханическая АКП Aisin. 1,6-литровый бензиновый турбомотор мощностью 150 либо 180 л.с. идет только в составе plug-in гибридной силовой установки. Безрозеточных гибридных версий у Астры нет даже в мягком, 48-вольтовом формате с ассистирующим ДВС маломощным стартер-генератором.

В 2023 году у Opel Astra L появится полностью электрическая модификация. Официальных технических подробностей о ней пока нет, но, по данным немецкого журнала auto motor und sport, ее оснастят единственным электромотором на передней оси мощностью 156 л.с. и батареей емкостью 54 кВт·ч, полного заряда которой хватит в лучшем случае на 400 км пробега — негусто по современным меркам, но более совершенную электрическую силовую установку интегрировать в платформу EMP2, видимо, невозможно.
К 2028 году марка Opel полностью переключится на электромобили, то есть моделей с ДВС (в том числе plug-in гибридных) в ее составе не останется, а это значит, что следующая Astra, скорее всего, будет уже полностью электрической.
Нынешнему же поколению L в России с учетом полновесной утильсбор-наценки, полагаем, уготована судьба редкой, дорогой и нишевой модели для поборников традиционных европейских автомобильных ценностей, для которых, например, Volkswagen привозит в нашу страну Golf. В прошлом году Golf разошелся в России тиражом 155 штук (поставки начались в мае), так что рискнем предположить, что потолок Астры — 300, максимум 500 штук в год. Будем рады, если ошибаемся и новая Astra получит в нашей стране более широкое распространение. Цены на автомобили в России пока не объявлены, в Германии они стартуют с 22 465 евро (1,915 млн. руб. по курсу на 17 февраля).
Технические характеристики Opel Astra L (данные производителя):
1.2 Turbo | 1.2 Turbo | 1.2 Turbo | 1.5 Diesel | 1.5 Diesel | Plug-in Hybrid | |
---|---|---|---|---|---|---|
Кузов | ||||||
Тип | Хэтчбек | |||||
Количество мест/дверей | 5/5 | |||||
Двигатель | ||||||
Тип | Бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом | Дизельный, с турбонаддувом | Бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом | |||
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди поперечно | Спереди поперечно | |||
Кол-во и расположение цилиндров | 3, в ряд | 3, в ряд | 3, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1199 | 1199 | 1199 | 1498 | 1498 | 1598 |
Мощность, л.с. при об/мин | 110/5500 | 130/5500 | 130/5500 | 130/3750 | 130/3750 | 150/6000 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 205/1750 | 205/1750 | 230/1750 | 300/1750 | 300/1750 | 250/1750 |
Мощность электромотора, л.с. при об/мин | 110/2500 | |||||
Крутящий момент электромотора, Нм при об/мин | 320/500–2500 | |||||
Совокупная мощность силовой установки, л.с. | 180 | |||||
Совокупный крутящий момент силовой установки, Нм | 360 | |||||
Трансмиссия | ||||||
Привод | Передний | |||||
Коробка передач | 6-МКП | 6-МКП | 8-АКП | 6-МКП | 8-АКП | 8-АКП |
Тормоза | ||||||
Передние | Дисковые, вентилируемые | |||||
Задние | Дисковые | |||||
Подвеска | ||||||
Передняя | Независимая, пружинная, McPherson | |||||
Задняя | Полузависимая, пружинная, с поперечной торсионной балкой | |||||
Размеры, объем, вес | ||||||
Длина/ширина/высота, мм | 4374 (4642)*/1860/1441–1472 (1443–1480) | |||||
Колесная база, мм | 2675 (2732) | |||||
Диаметр разворота, м | 10,51 (10,70) | |||||
Снаряженная масса, кг | 1332 (1376) | 1341 (1394) | 1371 (1421) | 1424 (1470) | 1438 (1483) | 1678 (1717) |
Объем топливного бака, л | 52 | 42 | ||||
Объем багажника, л | 422–1339 | 352–1268 | ||||
Масса буксируемого прицепа с тормозами/без тормозов, кг | 1250/660 | 1400/680 | 1400/680 | 1550/710 | 1550/710 | 1450/750 |
Динамические характеристики | ||||||
Максимальная скорость, км/ч | 199 (209) | 210 | 210 | 209 | 209 (208) | 225 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 10,5 (10,8) | 9,7 (10,0) | 9,7 (9,9) | 10,6 (10,8) | 10,6 (11,0) | 7,6 (7,7) |
Запас хода на электротяге по циклу WLTP, км | 60 | |||||
Стоимость автомобиля, евро | ||||||
Минимальная цена в Германии | 22 465 (23 565) | 25 560 (26 660) | 30 350 (31 450) | 28 660 (29 760) | 33 450 (34 550) | 36 710 (37 810) |
* в скобках — данные модификаций с кузовом универсал