Кто из дизайнеров определяет лицо нынешнего автопрома, и какие модели автомобилей сделали этих творцов знаменитыми? Мы выбрали десятерых, которых можно назвать самыми влиятельными автодизайнерами нашего времени. Девять из них трудятся в автопроме по сей день. Единственное исключение — Джорджетто Джуджаро, ушедший на пенсию в прошлом году. Но дело его живет: студия Italdesign Giugiaro остается одним из главных специалистов в мире по автомобильной красоте.
Определять, кто из выбранных нами мастеров достоин стоять на строчку выше, а кто ниже — дело неблагодарное. Мы расставили лучших дизайнеров современности в алфавитном порядке (по первой букве фамилии).
Горден Вагенер
Шеф-дизайнер Mercedes-Benz, Maybach и Smart, ранее работал в Volkswagen, Mazda и GM






У мерседесовцев в последние годы проснулось вдохновение: что ни модель, то художественное высказывание. И теперь другие премиум-марки на фоне свежих «Мерседесов» смотрятся сдержанно, консервативно, а то и скучно. Еще недавно было наоборот! За новыми успехами компании стоит Горден Вагенер, возглавивший мерседесовские студии в 2008 году. Но начало этой маленькой дизайнерской революции было положено еще раньше.

Горден Вагенер пришел в Mercedes 19 лет назад, и практически все ключевые модели, созданные за прошедшие с тех пор годы, разрабатывались при его участии. Помните, как в свое время удивляли четыредверное купе CLS и эффектный минивэн R-класса? Это его работа. Ну а теперь господин Вагенер решил, что удивлять должны все «Мерседесы» без исключения.
Джорджетто Джуджаро
Основатель студии Italdesign Giugaro, возглавлявший ее с 1968 по 2015 год






Его работы 60-70-х годов давно стали классикой и коллекционной редкостью, а он продолжал трудиться вплоть до недавнего времени: свой пост во главе студии Джорждетто Джуджаро покинул меньше года назад. Удивляться этому не приходится: корифею автодизайна скоро исполнится 78 лет!

Студия Italdesign Giugaro за свою долгую историю успела посотрудничать с десятками автомобильных марок. Eй заказывали дизайн и производители спорткаров (например, Ferrari, Porsche и Bugatti), и массовые марки (Daewoo, Hyundai, FIAT). Кстати, автомобилями дело не ограничилось: Джорждетто Джуджаро приложил руку к дизайну мотоциклов Ducati и Suzuki, фотоаппаратов Nikon и даже… стрелкового оружия. Скажем, карабин Beretta Cx4 Storm — его работа.
Йан Каллум
Шеф-дизайнер Jaguar, ранее работал в Ford, TWR и Aston Martin






В конце 90-х марка Jaguar находилась в творческом кризисе: прежний ретро-стиль поблек, а новых идей не было. Складывалось ощущение, что все потрясающие Ягуары остались в прошлом. Приход в 1999 году на должность директора по дизайну Йана Каллума, уже успевшего прославиться работами в Астон Мартин, казалось, ничего не сможет изменить. Первое время у него действительно были связаны руки: пришлось развивать модельный ряд, созданный еще его предшественником — Джеффом Лоусоном. И это растянулось на долгие годы. Только в 2008 году прогремела знаковая премьера: полностью новый Jaguar XF задал новое направление в дизайне марки.

Каждая следующая новинка оказывалась изящнее и совершеннее предыдущей. Кульминацией этой серии эффектных премьер стал родстер F-Type (и последовавшее за ним купе), представленный в 2013 году. И британцы стараются не снижать темп: кроссовер F-Pace, который встал на конвейер в 2016 году, по праву можно назвать одним из самых красивых «паркетников».
Икуо Маеда
Шеф-дизайнер Mazda
Если сравнивать с другими «японцами», то Mazda, безусловно, самая «повернутая» на дизайне марка из страны Восходящего Солнца. И за стиль в ней отвечают особые люди. Икуо Маеда — можно сказать, потомственный дизайнер. Его отец, Матасабуро Маэда тоже был главой дизайн-студии Мазды (под его руководством было разработано спорткупе RX-7). И сын продолжил дело отца: Икуо Маеда пришел в компанию в начале 80-х, когда ему было 23 года, и посвятил Мазде всю свою жизнь.
В начале «нулевых», еще не будучи главным дизайнером компании, он прославился как автор модели RX-8. Этому японскому спорткару в любом случае было обеспечено большое внимание публики благодаря роторному мотору, но Икуо Маеда смог сделать так, что дизайн едва ли не отодвинул техническую начинку на второй план. Маленькие задние дверцы, открывающиеся против хода, не только не испортили стиль купе, но и стали главной «фишкой» модели. А главное дизайнерское достижение господина Маеды было еще впереди.

Во главе дизайн-бюро «Мазды» он встал в 2009 году, и годом спустя его студия представила концепт Shinari, который определил новую идеологию марки — KODO («душа движения»). Этот стиль пришелся к лицу и «шестерке», и «трешке», и родстеру MX-5. Прежние модели Мазды тоже отличались индивидуальностью: их не спутаешь с Ниссанами, Тойотами или Mitsubishi. Но новые, пожалуй, уже на шаг впереди конкурентов.
Стив Маттин
Шеф-дизайнер АвтоВАЗа, ранее работал в Volvo и Mercedes






Для России нет сейчас автодизайнера важнее, чем Стив Маттин. Мы всегда верили, что под брендом Лада можно создать машины посимпатичнее, чем Калина и Приора, мы ждали и вот, наконец, дождались: этой зимой Лады Стива Маттина вышли на наши дороги. Сложно назвать более обсуждаемые модели последнего времени, чем Lada Vesta и XRAY.

До 2011 года Стив Маттин возглавлял дизайн-центр Volvo, а прежде работал в Мерседес, однако не будет большим преувеличением сказать, что именно на АвтоВАЗе его талант раскрылся по-настоящему. Его достоинство даже не в том, что он рисует лучше всех прежних тольяттинских дизайнеров, вместе взятых. Стив Маттин фактически создал первую в России дизайн-студию мирового уровня. Даже две студии. Помимо тольяттинской, появилась еще студия в Москве. Вместе они дополняют друг друга.
Сколько хороших (и не очень) идей витало вокруг АвтоВАЗа в прежние годы — не сосчитать. Заслуга Стива Маттина в том, что его идеи дошли до конвейера и оказались как минимум не хуже, чем у иностранных марок этого ценового сегмента.
Жан-Пьер Плуэ
Шеф-дизайнер PSA Peugeot Citroen, ранее работал в Renault, Volkswagen и Ford






Когда в конце прошлого века Citroen пробовал выпускать рядовые, с точки зрения дизайна, машины, дела шли неважно. Перед Жаном-Пьером Плуэ, ставшим шеф-дизайнером марки в 1999 году, была поставлена задача вновь придать Ситроен образ марки, смело экспериментирующей со стилем, как это было в 50-60-е годы. С новым дизайном в новом веке дела у французов пошли в гору.

Какую модель Жана-Пьера Плуэ ни возьми — в каждой найдется нечто неожиданное. У С4 — руль, который вращается отдельно от неподвижной ступицы, усыпанной клавишами. У С6 — вогнутое заднее стекло. А DS3 весь состоит из любопытных мелочей.
Вальтер де Сильва
Шеф-дизайнер Volkswagen Group, ранее работал в Alfa Romeo






Что будет, если немецким автомобилям добавить толику итальянского дизайна? Итальянец Вальтер де Сильва в 90-е годы работал в Alfa Romeo, и делал машины, совершенно непохожие на модели Audi и Volkswagen. В немецкий концерн его позвали в 1999 году, но тогда речь шла лишь о том, чтобы освежить дизайн Сеатов — им в концерне Volkswagen отведена роль машин по-южному броских. Тут опыт работы в Alfa Romeo был очень кстати. И выяснилась любопытная вещь: Вальтер де Сильва способен привносить эффектные дизайнерские элементы в умеренных дозировках, без лишнего эпатажа. Немцам это понравилось! С 2002 года под руководством Вальтера де Сильвы уже создавались модели Audi. Это была настоящая находка для компании.

Возможно, самая выдающаяся его работа — это купе А5. Не суперкар R8, а относительно скромная двухдверка на платформе седана А4 показала, что Вальтер де Сильва — это историческая персона для немецкого концерна. Никаких «дерзких» струящихся линий или утрированных псевдоспортивных черт, которыми грешат сегодня все марки без исключения — от Hyundai до Mercedes. Это была бы не Audi. Вальтер де Сильва оказался мастером элегантного и сдержанного стиля, способным работать в рамках заданного фирменного дизайна и при этом все равно раз за разом удивлять публику. Этот трюк он повторил и с новым Volkswagen Beetle в 2011 году. Ну а если кто-то думает, что ему просто не хватает фантазии на нечто выходящее за привычные рамки, посмотрите на умопомрачительный концепт Lamborghini Egoista…
Эдвард Т. Уэлберн
Шеф-дизайнер GM с 2003 по 1 июля 2016 года






Эдвард Уэлберн — самый влиятельный человек в американском автодизайне последнего десятилетия и человек удивительной судьбы. Когда ему было 11 лет (то есть в 60-е годы) он написал в GM письмо с вопросом: как мне стать автомобильным дизайнером? Что именно содержалось в ответном письме, история умалчивает, но дальнейший карьерный путь Эда определился именно тогда. После того, как он отучился в университете, его взяли в GM младшим дизайнером. Впоследствии он дослужился до позиции вице-президента GM по глобальному дизайну. За всю 108-летнюю историю этот пост занимали всего шесть человек.
Считается, что на его творческий почерк повлияла американская классика 50-х годов — такие машины, как Chevrolet Corevette и футуристический концепт Cadillac Cyclone того времени. По правде говоря, в автомобилях, которые разрабатывались под его руководством, непросто найти черты тех красоток. Скорее можно сказать, что он создал новое лицо американского автопрома: сегодняшние Chevrolet Camaro и Cadillac Escalade остаются культовыми моделями во многом благодаря своему дизайну.
Начиная с июля 2016 года шеф-дизайнером GM становится Maйкл Симко, в последние годы работавший в Австралии и Корее в подразделении GM International Design.
Адриан ван Хойдонк
Шеф-дизайнер BMW, Mini и Rolls-Royce






Для поклонников BMW имя этого голландца связано с новым поворотом в дизайне баварской марки. Его предшественник — Кристофер Бэнгл, — работавший шеф-дизайнером BMW до 2009 года, запомнился всем страстью к неожиданным экспериментам. Что же касается новинок, появившихся при Адриане ван Хойдонке, то про них говорят: наконец, они выглядят как настоящие «биммеры»! На самом деле все те спорные разработки прошлых лет тоже создавались при его деятельном участии. Но в историю марки BMW он войдет как человек, смело отвергнувший все эксперименты прошлого и придумавший новый дизайнерский язык своей фирмы.

Сегодня в команде Адриана ван Хойдонка несколько сотен дизайнеров, и он признается, что рисовать машины своими руками перестал. Впрочем, как руководитель участвует он во всех процессах. И именно он несет ответственность за все элементы дизайна перед советом директоров.
Питер Шрайер
Шеф-дизайнер Hyundai-Kia, ранее работал в Audi






Этот немец доказал, что дизайн способен сыграть судьбоносную роль в жизни марки, которая до поры до времени не претендовала на какой-то особенный стиль. Он пришел работать в Kia в 2006 году и стал планомерно, модель за моделью преображать неприметные корейские машины. Нечто подобное мы наблюдаем в дизайн-студии АвтоВАЗа под руководством Стива Маттина, но у корейцев изначально амбиции были посерьезнее. В начале «нулевых» концерн Hyundai-Kia поставил цель войти в пятерку крупнейших автопроизводителей в мире. К настоящему моменту он уже в четверке. И дизайн Питера Шрайера тут сыграл одну из ключевых ролей.
Мировой знаменитостью в области дизайна Питер Шрайер стал еще в 90-е годы, когда марка Audi искала свой новый образ. Представленный на Франкфуртском автосалоне в 1995 году концепт Audi TT оказался символом перемен в компании. Машина выглядела очень смело, даже было трудно поверить, что нечто подобное пойдет в производство. В 1998 году в серию пошла модель, которая сохранила все дизайнерские находки Шрайера.
Успехи Питера Шрайера в Корее оценили по заслугам. С конца 2012 года он отвечает не только за дизайн обеих марок — Hyundai и Kia, — но и занимает пост вицепрезидента и исполнительного директора Kia Motors.