25 ноября в Эссене (Германия) открылось очередное Эссен Моторшоу, выставка тюнинга и автоспорта, о которой мы уже традиционно пишем на протяжении нескольких лет. И вот ведь как бывает: встретившись после пресс-дня с моим коллегой Кириллом Качновым из Спорт-Экспресса, мы обменялись с ним прямо противоположными мнениями о шоу. После неудачного интервью с Ральфом Шумахером, которое для Кирилла стало «первой ласточкой» на выставке, и все остальные впечатления оказались смазанными. Шумахер-младший, по его словам, говорил «через губу» и всем своим видом показывал, как ему надоели эти мероприятия и журналисты.
В отличие от своего коллеги я решила не акцентировать внимание на VIP гостях, а сконцентрироваться на экспонатах. Вспоминая прошлогодние выставки, и в этот раз ждала «ни рыбы, ни мяса», но мои ожидания не оправдались. Пусть павильоны и не ломились от экспонатов, но их качество радовало.
АВТОСПОРТ
Эссен моторшоу продолжает делать упор на автогонки, и это понятно. Не зря же Германия считает себя чуть ли не главной родиной моторспорта. Конечно, у нее есть тому определенные основания: в первой половине ХХ века самые быстрые и мощные машины из всей Европы строились именно здесь, достаточно вспомнить «Серебряные стрелы» и рекорды скорости, к тому же и одна из первых гоночных трасс тоже была возведена в Германии: речь идет о строительстве в 1927 году знаменитого Нюрбургринга.
Более того, и сейчас по количеству спортивных событий и звездных гонщиков Германия безусловно лидирует, так что есть что показывать и о чем говорить. Этим и обуславливается ежегодное приглашение знаменитых автоспортсменов на пресс-конференции и автограф-сессии. В этот раз на событие откликнулись Аугусто Фарфуш, заводской пилот BMW в DTM, Ральф Шумахер, заводской пилот Mercedes в DTM, Вальтер Рорль, экс-чемпион WRC, Мартин Томчик, победитель DTM в сезоне 2011, и некоторые другие. Их присутствие было подкреплено в различных экспозициях боевыми автомобилями, в том числе и персональными. Так в одном из залов было выставлено несколько болидов DTM, в том числе и яркая желто-зеленая Audi Мартина Томчика, на которой он победно выступал в этом году, и еще одна Audi в цветах Red Bull Матиаса Экстрёма. Притягивал взоры и серебряный Mercedes, который у многих вызывал ассоциации со знаменитыми Серебряными Стрелами. Рядом располагалось и несколько формульных болидов прошлых лет.
2011 год вообще богат на различные события и юбилеи. Эссен любит отмечать круглые даты, поэтому и в этот раз организаторы не сумели пройти мимо самых значительных из них.
Одна из них — 100 лет со дня рождения знаменитого аргентинского гонщика Хуана Мануэля Фанхио, выступавшего в Формуле 1 в 50-е годы прошлого века на протяжении 7 лет и выигравшего за это время 5 чемпионских титулов для различных команд, в том числе Alfa Romeo, Ferrari, Mercedes-Benz и Maserati. Спустя почти полвека его сумел превзойти только Михаэль Шумахер. В Эссен привезли несколько его боевых формул, на которые интересно посмотреть прежде всего потому, что они не имеют ничего общего с современными представлениями о том, как должны выглядеть формулы. Здесь выставлены Alfa Romeo tipo 159, на которой Фанхио выиграл свой первый чемпионский титул, Mercedes Benz W196, на котором аргентинец одержал целых две победы — в 1954 и 1955 годах (он приехал из Музея Mercedes Benz), и еще две его победные машины — Ferrari Lancia D50 и Maserati 250F.
Еще одно столетие в этом же году отмечает американская серия «Индианаполис 500», наверное, одна из самых тяжелых гонок в мире. Помимо того, что можно полюбоваться на различные атрибуты старины: одежду, шлемы и другую амуницию, видеть, как это было на фотографиях тех времен, здесь еще и выставлено три болида, принимавших участие в соревнованиях на заре автоспорта. Это De Tample Runabout 1911 года и Stutz Black Hawk 1928, который получил приз как самый быстрый американский автомобиль, развивший скорость в 171,3 км/ч, и, наконец, Miller 122, одержавший четырехратную победу в Индианаполисе в 1923 году.
Ну и, пожалуй, самым масштабным стал еще один вековой юбилей: 100-летие ралли Монте-Карло и коллекция гоночных автомобилей, ему посвященная.
Здесь собрали машины различных поколений, которые участвовали и побеждали в этапах ралли в разные годы. Из древностей тут есть AC-6 Sport 1926 года, мощностью в 46 л.с., 8-цилиндровый 86-сильный Allard Coupe P1, которым управлял в 1952 году Сидней Аллард, Hotchkiss 686GS Жана Трево 1949 года, MiniCooper S 1967 года, ну и более современные автомобили, в том числе Peugeot 205 Т-16 Ари Ватанена, на котором он выступал в 1985 году, Lancia Delta Integrale H.F. 1987 года, красотка Audi Quattro Вальтера Рорля за 1984 год, парочка автомобилей Себастьена Лоеба, Mitsubishi Lancer Evo VI Томми Мякинена и много всего другого интересного.
Дизайн и тюнинг
При этом организаторы принципиально делали по залам неоднородную подборку, так что спортивные автомобили соседствовали с лакшери или с городским тюнингом. При этом ралли Монте-Карло отлично уживается рядом с дизайнерскими автомобилями, хотя и тут нашел себя фьюжн-подход устроителей.
Организаторы скинули тут в одну кучу и авторские концепты вроде Volkswagen GO! от Giugaro и автомобили, выпускающиеся мелкими партиями, вроде итальянских Fornasari, о производстве которых мы писали еще больше года назад во время большого путешествия в Италию. Тем не менее, все эти машины объединяет одна характеристика: они действительно нестандартны, изящные и сугубо индивидуальны. И хотя все это дело индивидуального вкуса, про них про все можно сказать, что они достойны быть продемонстрированы широкой публике, ибо в хорошем смысле оригинальны и концептуальны.
Что мы здесь имеем? Пляжный вариант автомобиля от компании Rinspeed — Rinspeed Bamboo, этакое воплощение стилистики 70-х годов, но на электротяге. На самом деле. В 70-е было довольно много таких забавных машинок, говорят, что на одной из таких каталась французская кинозвезда Брижит Бардо, когда бывала в Сен-Тропе. Забавно, что частично Bamboo и впрямь сделан из кусочков бамбука, он использован в отделке и некоторых других деталях.
Некоторые концепты прибыли сюда из международных автосалонов — как например Peugeot EX1 или Peugeot HR-1 или Mercedes Concept A-class, но, будучи, продукцией крупных концернов, их несложно встретить и на других выставках и показах. C другой стороны автомобили вроде MILA Aerolight от Magna Steyr, четырехместное купе, которое было представлено в этом году на Женевском автосалоне, вряд ли можно будет часто где увидеть. Кстати, это уже пятый по счету концепт Magna Steyr.
Был здесь и забавный лупоглазый Smart Forspeed Roadster с электрическим мотором. В принципе, он гораздо более был похож на детскую ростовую игрушку, нежели настоящий автомобиль, как и остальные Смарты, впрочем. Забавно, что у него нет ни крыши, ни лобового стекла в полном смысле этого слова, ни боковых стекол. Зато он построен с использованием материалов, которые не боятся воды, а на самый крайний случай пассажир может с помощью молнии пристегнуть специальный тент, который спасет его от стихии. Для водителя такой тент не предусмотрен. Мощность двигателя у него 30 Kw, а максимальная скорость — 120 км/ч, при этом до 60 км/ч он разгоняется за 5.5 секунды.
Если уж говорить о юбилеях и смартах, то в этом же году круглую дату отмечает и один из наиболее известных придворных тюнингеров марки Mercedes — Brabus. Компании 30 лет, и она свой немалый возраст решила отметить ярко и весело. Выражалось это не только в том, что в этот раз не все автомобили были традиционно черного цвета, но и в яркой и веселой коллекции из 11 смартов "Hot Couture" самых разных кузовов, цветов экстерьера и интерьера и комплектаций. «Взрослые» Брабусы были хороши, изысканны, мощны и быстры. Brabus Rocket 800, который в этом году представили на Франкфуртском автосалоне, служил центром всеобщего внимания, бюргеры ходили вокруг и цокали языками. Еще бы: под капотом там стоит битурбо V12, который выдает 800 л.с. (отсюда и индекс в названии) и 1420 Нм крутящего момента. При этом он способен развивать максималку до 370 км/ч, которую принудительно ограничили 350 км/ч. Разгон до сотни занимает 3,7 с, до 200 км/ч - 9,8 с, а до 300 км/ч - 23,8 с.
В противовес ему в центре стенда одиноко белел полностью электрический полноприводный Brabus Zero Emission: раз уж все увлекаются электрокарами, негоже отставать и «китам». Созданный на основе Mercedes E-class, он также был представлен в этом году во Франкфурте. Его максимальная скорость 220 км/ч, а разгон до 100 км занимает 7 секунд. При этом без подзарядки он может проехать порядка 350 км, а заряжается от обычной розетки на 220 вольт.
Вообще главной фишкой тюнинг-части выставки можно назвать противостояние большого и маленького, дорогого и бюджетного, роскошного и экономного. Стенд Брабуса был этому самым ярким примером, хотя доработанные Смарты вряд ли можно назвать дешевой покупкой.
Зато вот в других залах это бросалось в глаза еще сильнее. Рядом с Гольфами, Фиестами, Дастерами и подобным соседствовали нереальные Ламборгини, Порше и Феррари. Одно из германских тюнинг-ателье — JB Car Design Zentrum устроило на выставке целую распродажу на вышеуказанные марки лакшери, предлагая купить Carrera GT или Lamborghini Count Touch по совершенно бросовым для них ценам J Например, Lamborghini LP 640, доведенная до 750 л.с. (против стоковых 640), с перешитым салоном и удачно перекрашенным кузовом, продавалась всего лишь за... 485 000 евро (в то время как стоковую можно найти по цене от 300 тыс. евро)! Впрочем, желающие приобрести подобный раритет у стенда компании не толпились.
Экзотика
Отдельной похвалы заслуживает экспозиции представленные в самом длинном зале Эссен Мессе — Галерее.
Прежде всего тут бросаются в глаза Bamper Cars от калифорнийца Тома Райта. Bamper cars в принципе это электрические машинки для аттракционов, которые с помощью специальной дуги подключаются к потолку с подающимся током.
В детстве многие из нас катались на таких аттракционах, устраивая свалки и не давая сопернику уйти от погони. Том Райт по этому же принципу создал свои автомобили, просто поставив их на четыре колеса, и, отойдя от принципа использования электрических дуг, оснастил их полулитровым двигателем внутреннего сгорания от мотоцикла Kawasaki, так что эти малышки могут развивать скорость до 160 км/ч. Прелесть их состоит в том, что их внешность абсолютно узнаваема: одна из них очень похожа на Alfa Romeo, другая напоминает Chevrolet Corvette, третья сделана в стиле полицейской машины... В коллекции Тома Райта таких автомобилей свыше десятка, на выставке в Эссене всего 4, но самое главное, что Том Райт сумел их официально зарегистрировать и поставить на номера, так что теперь эти автомобили свободно рассекают по улицам Санта-Барбары.
Недалеко от «Бампер Каров» расположилась еще одна удивительная коллекция — собрание Хот-родов, маскл-каров и других необычных американских автомобилей. Я насчитала чуть более 20 экземпляров, а выставлены они были в связи с тем, что журнал "Street Magazine" объявил новый конкурс и награду "King of the Street Award"лучшему автомобилю в данной категории. Конкурс будет продолжаться все 10 дней моторшоу, и победитель станет известен только в конце.
Вообще нужно сказать, что хотя экспонаты и были расставлены по залам довольно свободно все основные «спортсмены», дизайнеры, тюнингеры и стилисты на выставке отметились. Впервые за много лет здесь наконец появились и автопроизводители: огромные стенды принадлежали BMW с Mini и Skoda. Не пропустили в этот раз выставку AC Schnitzer, Rieger, Startech, TechArt, ABT, Irmscher. Интересный стенд был у Abarth. Активизировавшаяся в этом году компания Continental тоже не упустила ни единого шанса. Выступив в партнерстве с большинством из перечисленных компаний.
Выставка получилась красивой, дорогой, яркой и нестандартной. И еще раз — очень радует выбранный организаторами автоспортивный уклон. В мире очень мало профилированных автоспортивных салонов как этот, поэтому сюда и приезжают представители команд, спортивных ателье и автодромов со всего мира. Есть спрос, есть и предложение.
Репортажи с предыдущих Эссен Моторшоу:
Эссен мотор-шоу 2008: крупнейшее европейское автошоу спорта и тюнинга
Обзор европейского тюнинга с кризисного Эссен мотор-шоу 2009
Essen Motorshow: немецкая кунсткамера или мекка автоспорта? 2010
Мария Мельникова |