Любимый тезис противников покупки китайских автомобилей — быстрая потеря стоимости (критическая через пять-семь лет) и низкая ликвидность. Мы решили это проверить на основе базы соответствующих объявлений на Drom.ru.
Сколько сейчас в России китайских автомобилей? По данным аналитического агентства «Автостат», на начало 2019 года в стране зарегистрировано 163 000 Chery, 150 000 Lifan, 117 000 Great Wall и 102 000 Geely. В десятке лидеров также числится BYD, FAW, Haval, Haima, Changan и DFM, но суммарный объем зарегистрированных автомобилей по этим брендам едва переваливает за 50 000 штук. Итого на начало прошлого года в стране насчитывалось почти 600 000 легковых единиц made in China. Для сравнения — одних только Тойот в России зарегистрировано без малого 4 000 000.
Интересно выглядит рынок подержанных китайских легковых машин. В 2019 году лидером продаж стал кроссовер Chery Tiggo — 7600 единиц. Вторую строчку занял седан Lifan Solano с показателем 6000 экземпляров. Замыкает тройку лидеров еще одна модель Lifan — кроссовер X60, перепродажи которого составили 5600 единиц. Далее в предпочтениях россиян на вторичном рынке китайских моделей последовательно идут Great Wall Hover H3 и Н5, Geely Emgrand, Chery Amulet и Bonus/Very, Geely MK и MK Cross. В итоге за прошлый год объем рынка китайских автомобилей с пробегом в России составил порядка 70 000 штук.
Цифры снова скромные, рынок подержанных «китайцев» растет достаточно медленно — плюс 4% по сравнению с результатами 2018 года. При том, что в целом вторичный рынок легковых автомобилей в нашей стране по итогам прошлого года сократился на 0,4% — до 5 405 000 штук.
Раз подержанные китайские авто покупают все чаще, может, и правда не так они страшны? Рассмотрим подробнее вопрос падения цены, частоты смены владельцев, ликвидности, состояния кузова, узлов и агрегатов у китайских машин. И сравним с популярными конкурентами из числа корейских, европейских и отечественных брендов.
Любой автомобиль, если это не коллекционный раритет, с годами дешевеет. Но на сколько? Сравним цены на пяти- и семилетних «китайцев» с их изначальной стоимостью. И аналогично по конкурентам. Конечно, это будет не совсем научный подход, ведь мы не учитываем, например, инфляцию. Рубль в 2015-м и тем более в 2013 году был не такой, как сейчас, в 2020-м. Но общее понимание того, как упали в цене подержанные китайские машины и их конкуренты, это нам даст.
Новый кроссовер Chery Tiggo FL, как раз справивший рестайлинг в 2013 году, стоил от 585 000 рублей за вариант с МКПП. Именно такие модификации больше всего распространены среди подержанных Tiggo. Средняя цена за семилетний кроссовер — 370 000 рублей. За семь лет машина потеряла в цене почти 37%, около 5% в год.
Если сравнить цены на пятилетние кроссоверы, то ситуация схожая. В 2015 году Tiggo продавали за 655 000 рублей, и в среднем 440 000 рублей такие экземпляры стоят сейчас. Потеря — 33%.
Падение цены не выглядит катастрофическим только на первый взгляд. Вот пример. Наиболее востребованная модификация Renault Duster — 2,0-литровая версия с полным приводом и «автоматом». В 2013 году такой автомобиль в не самой бедной комплектации Expression стоил от 663 000 рублей. Сейчас средняя цена семилетнего кроссовера — 526 000 рублей, а это означает, что Duster подешевел всего на 20%, меньше чем на 3% в год. Пережив рестайлинг в 2015 году, кроссовер сохранил цены на прежнем уровне — в районе 700 000 за наиболее ходовые версии. С учетом того, что средняя стоимость подержанных пятилетних Duster 600 000 рублей, получаем падение цен на 15%.
Еще хуже дела обстоят с седаном Geely Emgrand EC7. В 2013 году такой автомобиль с двигателем 1,8 л и механической коробкой в средней комплектации Standard стоил 529 000 рублей. Сейчас цена на подобные экземпляры — 285 000 рублей, то есть она рухнула на 46%. Для сравнения возьмем Hyundai Solaris, что числился у Emgrand в конкурентах. Средняя цена на новый корейский седан, после обновления 2013 года, была на уровне 570 000 рублей. На данный момент семилетние Солярисы стоят примерно 433 000 рублей. Цены снизились на 24%, почти в два раза меньше.
Другой пример — третий Ford Focus. В 2013 году новым он стоил в среднем 740 000 рублей. Сейчас семилетние авто продают в среднем за 460 000 рублей, падение цены на 37%. А если взять «француза»? Обновленный в 2013 году Renault Fluence с мотором 1,6 л и «механикой» в стоил в среднем 700 000 рублей. Как раз таких модификаций сейчас в продаже большинство. Цены — в районе 426 000 рублей. Цена снизилась на 40%, что подтверждает нетолерантное отношение к французским автомобилям в нашей стране.
Может, Geely повезет с другой моделью? В 2015 году кроссовер Emgrand X7 с мотором 2,4 л и 6-диапазонным «автоматом» в начальной, но, как обычно у «китайцев», небедной комплектации стоил минимум 789 000 рублей. Mitsubishi ASX с мотором 1,8 л и вариатором в те годы стоил в среднем 1 000 000 рублей, а 150-сильный Volkswagen Tiguan c «роботом» — примерно 1 200 000. Средние цены на подержанные пятилетние кроссоверы: 480 000 рублей за Emgrand X7, 760 000 за ASX и около 950 000 — за Tiguan. В итоге цена на «китайцев» рухнула на 40% против 24% у Mitsubishi и 20% у Volkswagen.
Лучше обстоят дела у внедорожников Great Wall. Новый 2,0-литровый Hover H3 в 2013 году стоил от 699 000 рублей. UAZ Patriot тогда продавали минимум за 512 000 рублей. Для покупки базового SsangYong Kyron нужно было иметь 749 000 рублей. Сейчас семилетние Ховеры стоят в среднем 485 000 рублей. Примерно 390 000 рублей просят за Патриот. Чтобы купить Kyron 2013 года выпуска, нужно около 585 000 рублей. Получается, что китайский автомобиль подешевел на 30%, УАЗ на 23%, а SsangYong — на 21%.
У Lifan все не лучше. В 2015 году новый приподнятый хэтчбек X50 стоил в среднем 550 000 рублей. Записанный к нему в конкуренты Sandero Stepway второго поколения — около 600 000 рублей. Средние цены спустя пять лет — 395 000 рублей за Lifan и 515 000 рублей за Renault. Это значит, что китайский кроссовер подешевел на 28%, тогда как «француз» (то есть «румын») — всего на 15%.
Седан Lifan Solano — один из самых популярных в свое время. Средняя цена нового автомобиля в 2013 году — 470 000 рублей. За Renault Logan в те времена просили в среднем полмиллиона. Volkswagen Polo стоил в районе 550 000 рублей. Семилетний Solano сейчас стоит в среднем 210 000 рублей. Logan аналогичных годов — 285 000. Volkswagen, как водится, самый дорогой — в среднем 420 000 рублей за семилетний седан. И самый стойкий к падению цены — она снизилась на 23%. Logan подешевел на 43%, а вот цены на Solano рухнули более чем наполовину — на 55%. А что же Lada Granta? 87-сильный седан с МКПП в 2013 году стоил в среднем 350 000 рублей. Сегодняшняя цена — 235 000. То есть за семь лет Granta подешевела на 32%.
Напоследок взглянем на покинувшие наш рынок кроссоверы Hawtai Boliger и Haima 7. Новый Boliger в 2015 году стоил в среднем 800 000 рублей. Сейчас за него просят около 550 000 рублей, то есть за пять лет он подешевел на 31%. Почти на столько же подешевела и Haima, но за семь лет. Новая «семерка» в 2013 году стоила в среднем 700 000 рублей, а сейчас — около 500 000.
Отметка «один хозяин» в объявлении о продаже — всегда плюс к карме автомобиля. Проанализировав количество таких объявлений, можно прийти к интересным выводам. У 85% кроссоверов Chery Tiggo T11 2015 года выпуска, что висят сейчас в продаже, — лишь одна запись в ПТС. У остальных — не более двух владельцев. Среди пятилетних Renault Duster, которых китайцы заявляли в конкуренты своему кроссоверу, только 63% прожили жизнь с одним хозяином. У 29% их по два. В семилетнем возрасте ситуация меняется. Одного хозяина имеют только 44% Tiggo 2013 года. У 15% — по три и более владельца. У Duster эти показатели практически аналогичны.
Другим хитом от Chery был компактный кроссовер IndiS. И снова — в пятилетнем возрасте к моменту продажи почти 90% этих автомобилей имеют одного хозяина. Kia Soul — собрат по сегменту кроссоверов В-класса — смотрит на «китайца» с завистью. Его показатель не превышает 64%. Другое дело, что более трех владельцев пятилетние Soul, находящиеся в продаже, обычно не имеют. Среди семилетних IndiS в продаже доля машин «от одного хозяина» составляет 42%. И только 15% кроссоверов успели за семь лет сменить трех и более владельцев. Показатели Kia Soul отличаются на незначительные 1-2%.
Может, все дело в бренде, ведь Chery — лидер рынка. Рассмотрим марку Geely. У половины пятилетних седанов Emgrand EC7 одна пометка в ПТС. У остальных — максимум две. Почти как у Hyundai Solaris. Только 12% корейских автомобилей к пятилетнему возрасту успели сменить не менее трех хозяев. Чуть хуже показатели у Ford Focus: 40% авто в продаже имеют одного хозяина и 15% — более трех.
А что с семилетними автомобилями? К этому возрасту одного владельца имеют примерно треть китайских седанов в продаже. И почти столько же Emgrand успели получить как минимум три отметки в ПТС. Среди семилетних Solaris у 34% автомобилей по одному владельцу. При этом у четверти машин было не менее трех хозяев. Найти Focus 2013 года выпуска от первого владельца сложнее. Таких набралось только 20%, зато более трети машин имеют как минимум три отметки в ПТС.
Взглянем на ситуацию с кроссовером Emgrand X7. 95% пятилетних автомобилей эксплуатировали один-два владельца. Сопоставимые показатели демонстрируют Nissan Qashqai, Volkswagen Tiguan, Kia Sportage и Mazda CX-5. Семилетних Emgrand X7 в продаже мало, поэтому оценим Geely MK Cross. 75% этих кроссоверов, находящихся в продаже, в семилетнем возрасте имеют не более двух хозяев. То ли дело Renault Sandero Stepway, у которых этот показатель колеблется в пределах 90%. Или Toyota RAV4 (пусть не конкурент, но эталон) — только 14% продающихся семилеток имеют трех и более владельцев.
А как обстоят дела у рамных Great Wall? Половина из продающихся семилетних Hover H3 все еще числятся за одним владельцем. Почти на том же уровне держится их собрат — Hover H5. УАЗ Патриот чуть не дотягивает до «китайцев» — его результат 40%. У «Нивы» и того ниже — только треть из машин могут похвастаться одной отметкой в ПТС.
Рассмотрим Lifan. Среди семилетних седанов Solano, что числятся в продаже, 78% имеют не более двух владельцев. Лада Granta немного, но отстает — у нее по этому показателю набрался только 71%. Почти на том же уровне держится и Renault Logan.
Получается, подержанные китайские автомобили не так уж и часто меняют хозяев. Может, потому, что их трудно продать?
С ликвидностью у б/у автомобилей китайского производства действительно все печально. Согласно статистике drom.ru, среднее время их продажи не меньше полутора месяцев, а зачастую и больше. Это как минимум в два раза превышает показатели конкурентов из массового сегмента. Обычно на то, чтобы продать Solaris, Duster или Granta, нужно не больше пары недель. Можно предположить, что в реальности подержанные китайские автомобили зависают у владельцев на гораздо более долгий срок. Просто те устают ждать своего клиента и снимают объявление с публикации. Ведь жалобы на трудности с продажей встречаются едва ли не чаще проклятий на повсеместную коррозию.
Интригующий вопрос: «А как у подержанных “китайцев” с ресурсом?». Все сгнили или сначала развалились на ходу? А может, все не так плохо? Отзывы нам в помощь.
Насчет коррозии — молва не врет. На тонкий металл и слабое ЛКП, которое мгновенно покрывается сколами, жалуются все владельцы пяти-семилетних автомобилей из Поднебесной. Дабы избежать быстрого распространения рыжей чумы, залечивать кузовные раны приходится моментально. Ежегодный антикор — обязательная статья расходов.
Но ведь и остальные бюджетные марки-модели неидеальны. Жалуются на тонкий металл и слабый слой ЛКП владельцы Солярисов. Слишком быстро покрываются сколами Гранты и второй Logan. Ни с того ни с сего может отвалиться краска с кузова Duster. Еще как гниет УАЗ Patriot. Откровенно слабо окрашены третьи Фокусы — в местах постоянного соприкосновения кузовных элементов краска облезает слишком быстро.
А вот гипотеза, что со временем китайские автомобили превращаются в «ведро с болтами», не подтвердилась. Лишь изредка этим страдают старые кроссоверы Chery Tiggo. Куда больше нареканий в этом отношении вызывают Патриоты и Lada Granta. Может, скрипы в салоне китайских машин заглушают свист ветра и пескоструй от арок? На низкий уровень шумоизоляции жалуются практически все владельцы «чайнакаров». Впрочем, в бюджетном классе, к которому относятся все рассматриваемые машины, это скорее правило.
Относительно техники подержанных машин из Китая больше всего нареканий вызывает подвеска. Именно с ходовой связано большинство поломок. Гремящие стойки стабилизатора — общий недуг, независимо от марки и модели. К сожалению, низкое качество запчастей не способствует выздоровлению. У конкурентов от Renault, Hyundai и Ford ситуация с этим вопросом несравнимо лучше.
Проблем с двигателем и трансмиссией у «китайцев» 2013-2015 годов выпуска обычно мало либо нет совсем. В этих машинах часто трудятся проверенные временем лицензионные японские агрегаты. Например, вариации двигателя Mitsubishi 4G64 ставились на Chery и Great Wall. Haima использовала 2,0-литровый ремейк маздовского мотора серии ЕСЕ, который ставился на Tribute и «трешку», Lifan — копию 1ZZ-FE, который устанавливали на Короллы и Авенсисы. Chery, Foton и FAW берут коробки у Aisin.
Иногда случаются проблемы с МКПП на седане Geely Emgrand EC7, где начинают вылетать передачи, а коробка досаждает воем и хрустом. Встречается подобное и на кроссоверах Emgrand X7. Эти же модели отметились случаями трещины ГБЦ, что потребовало ее замены. У внедорожников Hover иногда пробивает прокладку ГБЦ. Но все это не носит такого массового характера, как проблемы с «автоматом» у Renault, отказы преселективных коробок Ford, масложор у Volkswagen, задиры в моторах Hyundai/KIA и хрустящие-воющие вазовские коробки.
То есть подержанный китайский автомобиль — образец надежности? Вовсе нет. Часто чудит электрика, особенно достают сбои датчиков ABS и глюки сигнализации, которая срабатывает с пятого раза. Но не только. Пример из жизни. Lifan X50 с пробегом 17 000 км — по гарантии заменили замок пассажирской двери, пыльник ручки скоростей и динамик, отслоились сайлент-блоки передних рычагов и задней балки, плавают обороты, потеет сальник клапанной крышки, порвался пыльник рулевого наконечника, скрипит ремень кондиционера. Обычно это последствия изначально кривой китайской сборки. Часто встречаются установленные с перекосами двери, дверные замки, механизмы стеклоподъемников, уплотнители и детали интерьера, которые потом нужно регулировать.
Низкий уровень дилерского обслуживания только добавляет проблем. Часть поломок — следствие устранения косяков после мастеров официальных сервисов. Есть сложности с запчастями — и не только с кузовными элементами и оптикой для снятых с производства моделей. Жалуются на отсутствие в наличии деталей владельцы Changan и Haima, есть перебои с поставками расходников у Lifan. Отдельный вопрос — что будут делать счастливые обладатели автомобилей покинувших наш рынок брендов вроде Hawtai.
Большинство владельцев за пять-семь лет эксплуатации своих «чайнакаров» меняли в них только расходники, и их все устраивает. В целом положительных отзывов об эксплуатации большинство. Парадокс, но сами хозяева при этом отмечают, что сломаться тут может все что угодно. В превентивных мерах или постфактум, но многие из них вынуждены заниматься самостоятельной доработкой сырой конструкции: подбирают программы управления электронными настройками и (или) развалы/схождения от Toyota и Mitsubishi, меняют коробки передач на японские, экспериментируют с запчастями, перетягивают электропроводку.
Получается, владение пяти-семилетними китайским машинами — то еще удовольствие. В целом неплохой уровень надежности сильно портят проблемы с ЛКП, некачественные комплектующие, низкий уровень сборки и сервиса. Продать это чудо с каждым годов все сложнее, а цена падает стремительно.
Что будет с сегодняшними китайскими хитами с их турбомоторами и вариаторами? Свежие кроссоверы Chery Tiggo 3 и Haval H6 за три года теряют в цене порядка 27%. Чуть хуже, чем Hyundai Creta, но примерно на одном уровне с Nissan Qashqai. Вот только чтобы продать трехлетнего «китайца», нужно не меньше месяца. Hyundai и Nissan «уходят» почти в два раза быстрее. Проблемы со сборкой у свежих китайских машин никуда не делись, при том что техника стала сложнее, а цены выросли. Уровень сервиса по-прежнему вызывает нарекания. Например, многие владельцы еще гарантийных Haval жалуются на отсутствие элементарных расходников. Полноценная китайская экспансия снова откладывается?