Президент недавно успокоил: «Искусственный интеллект никогда не заменит человека. Он, как ясно из названия, ненастоящий. У всего искусственного, в том числе и у интеллекта, нет сердца, нет души, нет чувства сострадания и совести». Зато все это в избытке есть у каждого «бомбилы»! Или нет? И мы сами уже давно — бездушные машины, операторы «баранки»?
Предыдущие записки таксиста читайте здесь.
Это был обычный рабочий день. Окраина спального района. Рядом воинская часть, бесконечные склады и железная дорога. Катаюсь по «Яшке» (напомню, «Яшка» и «Макс» — так мы договорились называть агрегаторы в нашем городе). Прилетел заказ от «длинного барака» (большого дома в очень отдаленном районе). Не люблю туда ездить, но беру — любой отказ понижает мой рейтинг водителя и активность. Вот кто придумал это контролировать? Кто-то невидимый и беспощадный сидит и наблюдает: надел ли я маску, помыл ли машину, и я ли это в принципе — без селфи на линию не выйдешь.
А потом смотрит, нарушаю ли правила, как быстро добираюсь до точки, с какой скоростью везу пассажира... «Большой брат» следит за таксистом каждую секунду. Но к такому контролю привыкаешь очень быстро и уже не расстраиваешься, если снижается рейтинг. Или приходит сообщение, что регулярно превышаешь скорость. Каждый таксист знает: положительные отзывы перекрывают отрицательные и быстро выравнивают баланс. Можно жить и под контролем — как показала пандемия, люди быстро привыкают к любым ограничениям. Оказалось, что загнать всех в «барак» очень просто.
Никто не выходит уже 15 минут. То есть я могу дальше не ждать, и система не будет понижать мой рейтинг за отказ от заявки. Но, может, пассажиры не могут дозвониться и стоят с другой стороны? Объезжаю вокруг два раза: никого. И телефон недоступен. Уезжаю порожняком.
А тут новый заказ — недалеко, из дачного поселка. Но дорога там плохая: ямы и скользко. А что делать? Надо ехать! По дороге занесло, однако успел точно по времени. На въезде стоит шлагбаум — чтобы проехать, нужно дождаться кого-нибудь из местных с «открывашкой». Но кто здесь поедет зимой днем? Звоню пассажиру — номер есть. Недоступен! Отменяю заказ, начинаю разворачиваться — открывается шлагбаум. Поздно, я уже уехал.
Надо выбираться из этого бермудского треугольника. Пустой и злой еду в сторону города. Еще заказ, принимаю не глядя, потому как близко: забрать со складов и доставить в город. Приехал, подождал. Вышел, постучал в закрытые ворота, поматерился в воздух... Никого!
Что это было? Потерянный час, машина грелась и откатала километров десять. Тогда Виктор, директор моего таксопарка, объяснил этот кошмар сбоем в цифровой системе: заказы проходили через приложения, а номера телефонов заказчиков оказывались недоступными.
— Уже несколько водителей так попадали, — объяснил мне Виктор. — Я написал претензию «Яшке», обещали разобраться: отправь мне номера телефонов, с которых были сделаны заказы.
Три раза подряд? А было ли такое возможным в прежние времена заказов такси по телефону? Нет, потому что даже самая молодая девушка-диспетчер заподозрила бы что-то странное. А тупая система исправно отправляла меня туда, не знаю куда.
Другой версией со мной позже поделилась коллега Елена, она таксует уже шесть лет. Я рассказывал о ней здесь.
— Так это ребята-конкуренты из «Макса» так прикалываются! — убеждена Елена. — «Яшка» валит «Макса», а тот огрызается. Смотри, как раз полдень — заказов меньше всего. Они выбирают самые стремные адреса, куда даже доехать — уже подвиг. И бомбят через приложение несуществующие заказы на выдуманные адреса. А потом сидят и смеются.
То есть всевидящее око Мордора можно легко обойти, если двигаться тропинками Горлума? А есть ли смысл тогда присягать на верность всем этим «Яшкам» и «Максам»? Они выжгли все «Лихолесье» прежних перевозок от таксопарков, но все еще не способны удержать эту «зачищенную» территорию в порядке.
Обычно крутишься вокруг какого-нибудь заколдованного дома по другой причине: многие пассажиры до сих пор заказывают такси по телефону, а не через приложение. Операторы агрегаторов сидят, как правило, в другом городе и ставят метку на карте весьма приблизительно. «Сами они не местные», потому часто путаются.
И это немудрено. Например, в моем городе есть два района с названием Березовый — между ними километров пятнадцать. И есть два пригородных поселка Западный — между ними и все сорок.
Про одинаковые названия улиц я уже писал: как же мало слов в русском языке, если нужно всем давать одни и те же имена! Недавно обнаружил в одном поселении три улицы Школьная — все в разных поселках, относящихся к одному административному центру!
Очень просто перепутать номера домов. Не говоря уже о дробях, строениях и буквах. Ошибается оператор, а вот вывозит всю ситуацию таксист.
— Вы почему подъехали не к тому подъезду?
— Я что, должна бегать вокруг дома вас разыскивать?
— Почему вы встали возле этой помойки? Я здесь никогда мусор не выбрасываю! Нужно с другой стороны — у другой помойки!
Всегда улыбаюсь и отвечаю: «Наверное, вкралась ошибка». Те, кто пользуется такси часто, на проблемную подачу машины реагируют спокойно. Или сами сразу же перезванивают и говорят, как подъехать, какие ориентиры. Так часто бывает в деревнях и коттеджных поселках. По одной улице можно подняться в гололедицу, а по другой — обязательно застрянешь. Местный житель понимает, звонит сам и подсказывает, как лучше ехать, чтобы объехать проблемные места.
А кто-то считает, что такси это «ковер-вертолет»! Заказал, глянул в окошко, вот и машинка. Его внутренние доводы странные и наивные: «Вы же приняли заявку! Извольте ее выполнить». Все так, но, например, у агрегатора «Макса» многие заявки таксистам назначают принудительно, откажешься — следующую не дождешься. Да и рейтинг падает за каждый отказ от неудобного назначения.
И водитель начинает соображать, куда его занесло, уже в пути. Не удивляйтесь, если от вас отказались несколько машин подряд, есть у нас и поддержка друг друга в водительском чате. Сомневаешься — спроси, может, кто ездил. Пишут, что лучше не связываться с этим адресом? Быстро сбрасываешь заявку.
Кстати, с дорогой к вашему дому может быть и все хорошо: асфальт и освещение. Но вот на единственном повороте — засада ГИБДД. Меня предупредили об этом в чате: тормозят всех подряд, особенно такси. Конечно, я уже к вам не поеду. Предупредил меня, разумеется, не искусственный интеллект, а такой же «бомбила», как я.
Не поеду я к вам еще и потому, что машины наши и так работают на износ — и ломаются отнюдь не виртуально. Я докатался. На морозе при запуске стали жутко свистеть приводные ремни — пришлось менять оба, оказались сильно изношены, растянулись.
Интересно, агрегатор это видит? Почему он не считает и не компенсирует стоимость моего ремонта? Никак не отслеживает связь между количеством заявок и поломками Саксида? Агрегатор скромно молчит. А может быть, даже еще и улыбается… Но куда этот большой мегамозг денется без нас, маленьких людей?
Уже в нескольких городах прошли митинги таксистов, которые выступают против нового порядка, когда зарабатывает на эксплуатации водителей только невидимый агрегатор: неважно, где он расположен, в Москве или в Кургане.
И каждый из «бомбил», не вышедших на полдня на линию, наверное, чувствовал себя не иначе как Нео, бросивший вызов оцифрованной Вселенной. И города без таксистов встали. Кому нужна самая совершенная Матрица, если в ней не будет живых «избранных» таксистов?
Этой зимой на одном заказе оказался в чистом поле. Вроде бы по карте здесь должны быть улицы и дорога. Но на новой нарезке земли все это пока лишь иллюзия. И тут всегда возникает дилемма — вернешься назад, значит, ничего не заработаешь. А, наоборот, потеряешь и время, и деньги, и рейтинг. А если продолжишь ехать вперед, обратно можешь уже и не вернуться: застрянешь так, что вызывай эвакуатор.
Про себя в такие минуты всегда ругаешь заказчика. Неужели сложно указать в комментарии, как лучше ехать, если знаешь, что до тебя — поля да овраги?! А он не указывает специально: таксисты увидят описание его болота и просто не будут брать заявку.
Вот здесь бы и помог искусственный интеллект со всеми его спутниками и расчетами — подскажи, нарисуй, посоветуй! Он, конечно, это делает, но вот ошибается часто.
Забираю женщину с ребенком от детского сада. Звонит сама: «Вы, наверное, стоите со стороны домов? Я знаю, что навигатор всегда туда приводит! Пожалуйста, объезжайте с другой стороны — у нас там нет калитки и мы по снегу не дойдем!».
Все понятно и быстро выполнено: мама с сыном не успели замерзнуть на улице, потому что я предупрежден. Хоть навигатор и упрямо показывает подъезд с обратной стороны, то есть он не помогает, а, наоборот, — мешает.
Я пользовался тремя навигаторами: «Яшка», ГИС и «Мапс». Для меня первый самый удобный, но вот «Макс» по умолчанию всегда показывает последние два.
А к ним есть вопросы: «Мапс» часто тормозит, за городом ориентируется плохо. ГИС получше, но тоже не оптимален. Хотя не так давно он вошел в экосистему крупного банка и тут же сделал сильный ход: запустил грузовой навигатор. Такую же маршрутизацию запустил и «Яшка». Теперь можно вбить параметры своей фуры и груза, а система будет тебе показывать, где разрешено движение, а где лучше всего остановиться.
Новинка хорошая: в моем городе из-за ремонта ключевого путепровода в дневное время совсем запретили проезд грузовикам по центральным трассам. Видел несколько раз, как ГИБДД ловили заплутавшие фуры.
Хотя потеряться с навигатором можно и возле своего дома — где все знаешь.
Вот недавний заказ. Принял быстро в своем районе, где-то рядом совсем… и я не посмотрел, как определил точку Б навигатор. Он ведет меня на объездную дорогу. Хорошо, здесь есть дома, где лучше подъезжать с большой дороги — доверюсь ему не глядя. Но на объездной собирается пробка, я уже опаздываю на пять минут, хотя должен был добраться и вовсе за три. Сворачиваю во дворы и начинаю по ним крутиться: все заставлено машинами, приходится пропускать встречных. Наконец выскакиваю к адресу, опоздав на пять минут.
— Вы приехали! — говорит навигатор.
— Да пошел ты! — матерюсь я.
Сделав большой круг, я приехал почти к тому же месту, где и стоял вначале: только переехать дорогу.
А вот с навигатором «Яшки» в самом начале моих таксистских приключений случилась беда: поменялся язык на турецкий. Я не знал, как вернуть обратно, и откатал так пару смен. Было очень смешно и необычно. Пассажиры улыбались, а я иногда зависал после странной команды на неизвестном наречии. Потом уже научился менять настройки и ездил от скуки то с украинским языком, то с французским. Кстати, живая языковая практика! Лингвисты называют это «аудированием».
Мой приятель Георгий с навигатором разговаривает. Будучи человеком с Кавказа, беседу ведет темпераментно и многословно.
— Через 200 метров поверните направо.
— Моя роза, скажи еще что-нибудь! Сегодня не выспался, да и когда они снег начнут убирать! Ты как думаешь?
— Поверните направо.
— Конечно! Как скажешь! Что еще хочешь?
— Поверните налево — под арку.
— Все для тебя сделаю. Ай-вай-вай! Надо уже шашлык-машлык делать, вот куда пропало веселье? Люди все хмурые ходят, злые. Что творится?
— Вы приехали.
— Спасибо тебе, Навигатор-джан!
Ехал с ним однажды, очень смеялся.
Хороший навигатор — лучший друг и советчик таксиста. Лично я не отключаю его, даже когда хорошо знаю дорогу. Это психологический момент: ты постоянно чувствуешь, что не один. Особенно ночью: поменялся цвет экрана на темный, и ты незаметно перестроился: сейчас все будет совсем не так, как днем. Поменял голос в навигаторе — на Артема Дзюбу, Ольгу Бузову или Веру Брежневу. Вот тебе и новый штурман.
Сейчас активно развиваются и карты, и навигатор.
— Карты получат функции, которые были в навигаторе, в том числе адаптированный дизайн для водителей, — прокомментировал недавно в прессе руководитель этого направления. — Обычно пользователь запускает приложение в машине, смартфон уже стоит в кредле. Соответственно, расстояние между глазами и телефоном достаточно большое, элементы управления должны быть крупнее. Когда ты едешь по дороге, меньше вещей должны тебя отвлекать.
Объединять эти два сервиса пока не планируют. В том числе и из-за нас, таксистов, которым нужен просто навигатор. Месячная аудитория сервиса в прошедшем году стала 27 миллионов человек. И каждый из них своими треками, которые отслеживает система, делает навигатор лучше.
Предупрежден — значит вооружен. Но такая излишняя информированность создает ситуации, когда таксисты в принципе не выходят в «глухие часы» с 14 до 16. Не раз стоял в окружении коллег, которые благодаря IT-интеллекту своего телефона знают: «А зачем сейчас быть на линии? Сейчас такси никому не нужно». Тут нас собралось трое.
Искусственный разум видит пробки (и теперь дает по ним прогноз), подсказывает, как объехать все заторы, работает как таксистский счетчик: считает деньги. Он фильтрует удобные для тебя заявки — теперь можно работать только в своем околотке.
Но вот попробуй задать этому сверхразуму свой вопрос! Нестандартный, который не решается сообщениями от бота. В таксистских чатах больше всего историй про претензии, которые служба поддержки агрегатора решить не может.
В ответ всегда или стандартные отписки, или «ожидайте ответа». Это касается и неожиданной блокировки, и снижения рейтинга, и несвоевременной оплаты.
Обидная ситуация у коллеги. Работал по тарифу «Курьер», привез детский подарок на день рождения. Получатели дверь открыли, подарок забрали, дверь закрыли, таксист уехал. А через час он узнал, что это и не получатель был вовсе, а посторонний (и нехороший) человек. При заказе был неправильно указан адрес, таксист привез подарок в соседний дом. Результат — водитель бьется теперь со всеми: и с возмущенным отправителем подарка, и с агрегатором, который понизил ему рейтинг. А на вопросы в поддержке ему отвечает бот.
Кстати, чтобы решить свои проблемы, я чаще звоню живым людям в таксопарк, чем пишу «мертвому» агрегатору. И таксопарк стараюсь часто не менять. Какие-то личные отношения пока все-таки надежнее, чем неведомый искусственный разум. Пусть он и выглядит как главарь автоботов Оптимус Прайм. Но какой-то уж больно неповоротливый!
Вот еще пример. У нас многие живут в садоводствах вокруг города. Строят на шести сотках дома, подводят воду и дышат чистым воздухом. Рано утром вижу заказ от такого дома до детского садика, принимаю. Приезжаю, куда ведет навигатор. Какие-то дебри, елки в снегу и — не развернуться. Стою, жду десять минут — никто не выходит. Навигатор упрямо показывает, что я еще должен проехать метров 100 — в сторону оврагов. Но там нет дороги!
Здесь еще и связь не ловит. Выхожу на улицу, залезаю на какой-то забор, чтобы дозвониться до заказчика. Резко из-за забора появляется морда алабая — чуть руку с телефоном не откусил. Дозваниваюсь. Мама с маленькой дочкой стоят где-то рядом, на параллельной улице. Но прямого проезда к ним здесь нет. Мне нужно подняться по узкой улице наверх до главной дороги и вновь спуститься вниз. Зимой я езжу всегда на шипах, только поэтому и выгреб назад на своем переднем приводе. Резко взлететь по укатанной колее у меня получается, а вот завернуть в нужный поворот с главной не выходит — скользко, несет в сугроб.
Мама не возмущается. Говорит, здесь так часто попадают и таксисты, и доставщики пиццы, и скорая помощь.
— Хорошо, что приехали! — радуется она. — Спасибо, что не бросили!
Но вот агрегатор ничего этого не слышит. И отказывается видеть, что я добрался до правильной точки. Он настойчиво мне сигналит, чтобы я вернулся на первую дорогу и забрал оттуда пассажиров.
Женщина не знает, как поменять заказ на смартфоне. И отменить его не может: мы ведь уже едем и со мной нужно рассчитаться. Она еще не вышла из машины, когда мне пришло вот такое извещение:
Как так-то? Эй, вы там, наверху! Жизнь сильно отличается от ваших макросхем.
Искусственный разум порабощает не только таксистов. Наверное, и вы часто удивлялись нелогичному поведению соседнего автомобиля. То он тормозит, то начинает цеплять края сплошной, то резко ускоряется. Раньше было простое объяснение — пьяный за рулем. Теперь же обгоняешь такого персонажа и в 90% случаев видишь, что он смотрит в свой смартфон, а не на дорогу. Некоторые умудряются в одной руке держать телефон, а другой на ходу еще и писать в мессенджеры… Цифровой мир засасывает нас в себя без остатка.
Часто вспоминаю фильм «Пятый элемент». Ужасный Зорг подавился вишенкой, и ни один из его гаджетов не может помочь. Только пастор лупит по спине и спасает этого техногика.
Так и мы, таксисты. Пока корпорации зарабатывают миллионы и думают, что они контролируют Вселенную, мы просто делаем свою обычную, земную работу. Пасторы дорог? Последние из могикан?
А подводил ли вас навигатор? Какие технические сбои в агрегаторах больше всего бесят? Жду ваших историй. Удачи на дорогах!