Строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Как ни странно, это утверждение верно и для многих правил и законов, определяющих жизнь российских автомобилистов. Все законы и нормы условно можно поделить на две группы: нормальные и дурацкие. Если к первым относятся в целом правильные решения, которые, правда, не всегда исполняются, то вот во втором речь идет об искусственно созданных ситуациях, когда на несоблюдение закона все молча закрывают глаза, но само правило никто не отменяет. Не понимаете, о чем мы? Тогда читайте эту статью. В честь «Первого апреля» мы подготовили для вас список самых формальных автомобильных правил и норм, которые существуют в нашей стране.
С 2013 по 2020 год государственные регистрационные знаки официально были отвязаны от места регистрации собственника ТС. Проще говоря, код региона перестал играть свою привычную роль. Нравилось это не всем, особенно ГИБДД, поэтому 1 января 2020 года водителей обязали вновь получать номера, соответствующие региону официальной регистрации («прописки») автовладельца. Послабление заключалось в том, что изготовить сам номерной знак стало возможно не только в ГИБДД, но и в частной аккредитованной организации.
В теории благодаря этому код региона теперь вновь должен соответствовать месту регистрации собственника ТС. Вот только фактически закон не работает. Приведем пример одного из коллег по журналистскому цеху. Свою машину он купил в Иркутске, поэтому на номерах красуется 138 регион. Жена коллеги — москвичка, поэтому сам он имеет московскую регистрацию. По идее, это означает, что номерные знаки на его автомобиле нужно заменить на московские, однако до этого пока что не доходят руки: машина физически находится в Краснодарском крае, где активно используется. Казалось бы: первый же гаишник должен остановить автомобиль просто из-за несоответствия госномеров. Однако в действительности никому до этого дела нет, да и ответственность за это не прописана. То есть закон существует на бумаге, но не действует на практике. Скажем честно — и слава Богу! Вот только стоило ли городить огород, изменяя правила регистрации на законодательном уровне?
Как известно, перечень противопоказаний к управлению автомобилем довольно обширен. Ограничения определены в статье 23 федерального закона «О безопасности дорожного движения», где говорится также о порядке проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей и кандидатов в водители. Проще говоря, речь о медосмотре. С водителями-профессионалами все довольно четко: в пункте 3 данной статьи сказано об обязательных периодических и предрейсовых медосмотрах, которые они должны проходить. К счастью, в большинстве случаев такие медосмотры водители маршрутных транспортных средств, спецтранспорта, дальнобойщики и т. д. действительно проходят. А вот с обычными водителями категории «В» все уже не столь однозначно. Де-факто полноценный медицинский осмотр на наличие противопоказаний к вождению обычный владелец удостоверения категорий «А» и/или «В» проходит один раз в десять лет — перед заменой документа по истечении срока действия. Единственное исключение — автомобилисты, возвращающие свое удостоверение после лишения прав. Но если водитель был законопослушным, медосмотр ему понадобится лишь раз в десять лет.
Теперь немного о том, как выглядит сама процедура: автомобилисту нужно пройти ряд врачей (терапевт, офтальмолог, невролог), а затем с полученной справкой посетить психоневрологический и наркологический диспансер и поставить на документ печать, подтверждающую, что он не состоит на учете. Нужных врачей проще всего найти во многочисленных частных организациях, которые специализируются на выдаче справок. И тут будем откровенны: большинство из них заинтересованы «продать» как можно больше справок и поэтому фактически не смотрят на здоровье своих пациентов. Иногда доходит до курьезов. Так, одна из московских контор, занимающихся выдачей справок, делала своим клиентам настолько одинаковую электроэнцефалограмму, что врачи психоневрологического диспансера начинали смеяться в голос, когда очередной «клиент» приносил ее в качестве «своих» результатов исследования. Кстати, отказать таким пациентам в диспансере не могли, ведь формально граждане ничего не нарушали.
Тем не менее фактически диспансеры — единственные места, где еще хоть как-то смотрят на здоровье водителей. Ну а сама медицинская справка давно уже превратилась в профанацию и ритуал, который водители исправно выполняют раз в десять лет. Правда, зачем такие «танцы с бубном» нужны — непонятно.
О реформе техосмотра уже было сломано немало копий. Мы не будем повторять все связанные с этим события, лишь кратко опишем сложившуюся ситуацию. Сейчас на все автомобили старше четырех лет с разной периодичностью необходимо оформлять диагностическую карту — без нее владельцу не продадут полис ОСАГО. На 1 марта 2021 года было запланировано введение первого этапа реформы, однако из-за неготовности пунктов техосмотра к работе по новым правилам водителям до 30 сентября 2021 года разрешили покупать полис ОСАГО без действующей диагностической карты. Более подробно об этом можно прочитать здесь.
Мы вспомнили о реформе техосмотра не просто так. Дело в том, что сама процедура уже много лет представляет собой пример классического дурацкого закона, не работающего на практике. В 2011 году в России разрешили проведение техосмотра в частных организациях, которые взял под контроль Российский союз автостраховщиков (РСА). То есть фактически процедуру отдали в руки страховщиков, которые были прямо заинтересованы в том, чтобы автомобиль получил заветный талон (а в дальнейшем — диагностическую карту), а его владелец успешно купил полис ОСАГО. В последние годы даже такой техосмотр превратился в чистую профанацию: зачастую водители просто покупали диагностические карты без фактического прохождения техосмотра. Именно поэтому и была задумана реформа техосмотра, а контроль за процедурой и аккредитацией ПТО вернули ГИБДД.
Правда, если вспомнить, что творилось в нашей стране до 2011 года, нельзя сказать, что было лучше. Да, на техосмотре в машине проверяли каждую мелочь и могли ее «завернуть» по любому признаку, например, из-за отсутствия «брызговиков». Но ведь именно эта строгость и порождала коррупцию! В двухтысячные многие автомобилисты просто знали «нужных людей», которые за определенную плату «помогали» с техосмотром. Зато на бумаге все было гладко: строгие правила, регулярный контроль, проверка талонов ТО инспекторами ДПС и т. д. И, похоже, мы сейчас к этому возвращаемся!
В общем, по состоянию на 2021 год техосмотр — еще одна процедура, которая формально существует в нашем законодательстве, но по факту не работает. По крайней мере пока. Хотя опыт подсказывает, что закручивание гаек тут вряд ли поможет.
Другой обязательный документ, который фактически не выполняет свою функцию, — путевой лист. Документ появился в СССР в условиях жесточайшего дефицита, когда государство боролось с использованием гостранспорта не по назначению и расхищением социалистического топлива. В документе отмечался пробег автомобиля перед выездом из гаража и по возвращении, маршрут движения и т. д., благодаря чему можно было выявлять недостачи топлива и неправомерные задержки в пути. Впрочем, это не мешало нечистым на руку водителям совершать «левые» рейсы и приторговывать горючим.
В наши дни контроль за водителями осуществляет не государство, а транспортные предприятия. Сами автомобили также оборудованы GPS-трекерами, то есть отследить местонахождение грузовика для его владельца давно не представляет большой проблемы. «Однако путевой лист по-прежнему является строго обязательным документом, отсутствие которого грозит неприятностями, — поясняет автоюрист, адвокат Общественного движения автомобилистов «Свобода Выбора» Сергей Радько. — Это и задержание автомобиля с помещением его на спецстоянку, и штрафы за непрохождение предрейсового медосмотра и техосмотра, и даже — нарушение санитарных правил в условиях пандемии. Например, за неисполнение требований местных властей об измерении температуры тела водителя-работника организации назначается штраф в 100 000 рублей, а при повторном нарушении — от 500 000 до 1 000 000 рублей!», — рассказывает эксперт, который считает путевой лист «самым настоящим пережитком прошлого».
Добавим, что в путевых листах помимо отметок о прохождении медосмотра делаются записи не только об осмотре машины механиком, но и, к примеру, о таких моментах, как прохождение инструктажа по борьбе с терроризмом. Зачем все это нужно для гражданских автомобилей (пусть и грузовых) в ХХI веке, тем более в бумажной форме, непонятно.
Пункт 17.2 российских ПДД отчетливо запрещает сквозной проезд через жилые зоны — то есть зоны, выезды и въезды в которые обозначены знаками 5.21 и 5.22. Причина такого запрета абсолютно понятна: он сделан для того, чтобы через дворы не срезали путь, не объезжали пробки и вообще не беспокоили местных жителей.
Но давайте начистоту: в реальности данное правило не работает. Причин много. Одна из них — советская планировка значительной части российских городов, в которой междомовые проезды больше напоминают не классическую закрытую околодомовую территорию, а своего рода мини-улицы для движения внутри квартала. Но есть и другие. Представьте, вы на территории одного района поехали сначала в один конец, скажем, на почту, а потом — в другой, допустим, в магазин, подъехать к которому можно только через жилую зону. Формально вы — нарушитель, но фактически вряд ли кто-то когда-то вас накажет. Если, конечно, вы не повстречаетесь с особо активными местными жителями, уставшими от «чужаков» в своем дворе, или рейдом ГИБДД, которые бывают крайне редко.
Любому водителю известно, что желтый фон дорожных знаков означает их временный характер. Согласно ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения», временные знаки с желтым фоном применяют в месте проведения дорожных работ, а знаки с белым фоном (то есть постоянным) на время работ демонтируют или закрывают чехлами. Одновременно пункт 4.5 того же ГОСТа гласит, что «технические средства организации дорожного движения, применение которых было вызвано причинами временного характера (дорожно-ремонтными работами, сезонными особенностями дорожных условий и т. п.), после устранения указанных причин должны быть демонтированы». Проще говоря, после выполнения работ временные знаки необходимо убирать.
Однако на практике так происходит не всегда. Нередко подрядные организации оставляют временные знаки нетронутыми, причем не несут за это практически никакой ответственности. Как результат, водители просто игнорируют требования знаков на желтом фоне, хотя по ПДД обязаны им подчиняться. Проблема для водителя здесь не только в том, что на наших дорогах часто тяжело понять, действительно ли действует временный знак или его просто забыли убрать, но и в том, что за несоблюдение требований знака на желтом фоне можно получить вполне реальный штраф. Как постановил в 2018 году Верховный суд, МВД вправе устанавливать комплексы фото- и видеофиксации в зоне действия временных скоростных ограничений, даже если штраф будет законным лишь в том случае, когда временный знак действительно «работает».
Как видите, в российском законодательстве еще остается немало очень сомнительных положений, доставляющих головную боль водителям. «Пожалуй, давно настала пора проведения некоей ревизии нашего законодательства на предмет исключения из него давно неактуальных и изживших себя норм, принятых десятилетия назад, и приведения его в соответствие новым жизненным реалиям», — считает адвокат Сергей Радько. Одновременно эксперт отмечает, что такая непростая задача требует усилия целой армии специалистов, которые выявят все законодательные архаизмы и предложат эффективные варианты их изменения. А мы добавим, что высшим пилотажем будет создание такой системы, в которой подобные странные законы вообще не будут появляться. Впрочем, это — практически невыполнимая задача. В конечном счете Errare humanum est — человеку свойственно ошибаться.