В этот раз я не стал никого опрашивать и искать тех, кто прошел все круги ада с продажей своей машины. Я сам за последние шесть лет поменял три машины и сейчас продаю четвертую. Продавал по-разному: и сам, и через площадки перекупщиков. А сейчас уже стал серьезно думать о том, чтобы сдать машину в трейд-ин.
Я не считаю, что какой-то из способов нельзя использовать ни при каких обстоятельствах. Все эти методы продажи имеют не только свои недостатки, но и свои преимущества. Они не всегда очевидны, но они есть.
Сегодня будут только истории из жизни. Честно говоря, я думал, что самое сложное — купить машину. Оказывается, продать ее тоже не всегда просто, а иногда и страшно. Например, один раз меня вытолкала из автосалона охрана, в другой раз звонил киллер. Правда, не настоящий, но все равно неприятно. Итак, все по порядку.
Начнем с самого очевидного и теоретически простого способа продажи — через объявления в интернете.
Вроде бы все просто: сделал несколько фотографий (которые, кстати, многие делать просто не умеют), составил описание («только понимающим», «просто так не звонить», «на площадку не поставлю») — и жди, когда придет толпа покупателей. Наверное, в не очень крупных городах все так и происходит. Но мне в Санкт-Петербурге с этим методом как-то не очень везло. Собственно, первая история.
Было это в 2015 году. Уездив до конца свою старую Нексию, решил поменять ее на что-то поновее. И желательно — с целым кузовным железом, потому что основная причина продажи Нексии таилась именно в железе, которое она довольно активно с себя сбрасывала. Когда я в очередной раз хлопнул дверью и у машины отвалился порог, понял, что ездить на ней больше не хочу. Так как Нексия 1997 года выпуска не стоила почти ничего, я не стал ждать ее продажи, а просто купил себе пятилетний Рено Логан. Нексию выставил на продажу на популярной интернет-площадке. Понятно, что большого количества желающих приобрести эту рухлядь не было, но мне это было по барабану: я наслаждался Логаном (звучит как сарказм, но все так и было). И вдруг в один прекрасный день поступает звонок. Дословно разговор, конечно, не помню, но приблизительно это звучало так:
— Михаил?
— Да.
— Что же, Михаил, ты хорошим людям дорогу перешел… Не знаешь, кто я такой?
Я не знал, кто это такой. И не понимал, каким людям перешел какую дорогу. Но голос звучал очень убедительно. И тембр был неприятным — низким и вкрадчивым.
— Меня зовут Саша Солдат. Не слышал?
— Нет, не слышал.
— Плохо, что не слышал.
И дальше этот «Саша Солдат» начал нести совершенную дичь. Мол, я кому-то что-то такое сделал, что меня хотят убить. Этот Саша — известный киллер, ему человека грохнуть — что два пальца об асфальт. Правда, ему меня жалко, потому что он выяснил, что я не настолько виноват, чтобы меня расстреливать. Поэтому он готов за небольшое вознаграждение с моей стороны оставить меня в живых и даже «слить» мне заказчика. А если я заплачу больше, то он и заказчика сам грохнет. Вот такой непорядочный киллер.
Пока я все это слушал, мне стало немного смешно. Мол, звонит обычный мошенник случайному человеку и пытается развести на деньги. Еще один типичный тюремный прикол. Кроме того, стало обидно: мою жизнь Саша оценил всего в 100 000 рублей. Правда, я ему сказал, что у меня таких денег нет. И тут началось странное. Назвав меня еще раз по имени, Саша своим вкрадчивым голосом назвал и мою станцию метро и даже номер моей Нексии, которая стоит рядом с парадной. Сначала я на самом деле рефлекторно напрягся: неприятно, когда такой человек знает о тебе какие-то факты. Откуда — я не сразу понял. А потом кааак понял! Сашу «спалила» Нексия.
К тому времени я на ней уже не ездил — у меня был Логан. Но абсолютно всю информацию обо мне он взял из объявления о ее продаже. Имя, район города, станция метро, собственно сама Нексия и ее номер — это все, что он назвал. И именно эта информация и была в объявлении. Все, можно отдыхать. Никто меня убивать не собирался и никому дорогу я не переходил.
Потом я эту историю рассказывал у себя в соцсетях и выяснил, что не одинок. Разного рода «солдаты», «стрелки» и «снайперы» звонили многим. Не знаю, кто мог повестись на их развод, но идея оригинальная. Хоть и незаконная. Вот только вымогать деньги — 100 000 рублей — за сохранение жизни и сдачу заказчика убийства с человека, который продает ржавую Нексию за 40 000 рублей — это, конечно, верх идиотизма.
Ситуация не самая приятная, но не опасная. До опасных дело дойдет дальше. Пока рассмотрим еще один дурацкий случай.
Пришла пора расставаться с Логаном (он мне просто надоел, причем очень быстро — где-то за полгода). Опять объявление на сайтах и опять ожидание покупателей.
Никогда не думал, что будет так трудно продать хороший, ухоженный Логан. Осматривали его так досконально, будто покупали Бентли. Конечно, это неплохо, но очень неудобно. В итоге машина ушла мужику, который смотрел ее в трех (в трех, Карл!) разных сервисах. А такие осмотры занимают у продавца очень много времени. Но не это главное. Главное — что машину смотрят чудики.
Чудики — это всякие юнцы с толщиномерами с «Алиэкспресса», которые считают себя автоподборщиками. Один такой клоун приехал смотреть Логан с молодой и симпатичной семейной парой. Паре машина понравилась, а вот клоуну — нет. Он сбросил показания бортового компьютера и стал смотреть на расход бензина. Само собой, минут через десять работы на холостом ходу и поездки вокруг дома средний расход был около 14 литров на 100 км. Клоун заявил покупателям: «Мотор тут при смерти, он жрет бензин». У меня от этой глупости чуть сердце не остановилось. Я предложил еще раз обнулить БК и выехать на кольцевую автодорогу. Если ехать 90 км/ч, то средний расход не превысил бы шести литров. Но чудик замахал руками: «Нет-нет-нет, не надо, мотор убитый!». Пара от машины отказалась. Впервые в жизни мне стало обидно за людей, которые из-за этого чудика не смогли купить себе действительно хорошую машину.
Буквально вчера еще один такой же чудик смотрел мой Фокус, выставленный на продажу. Толщиномер показывал скорость ветра в Северной Дакоте или курс иены, но никак не толщину ЛКП. В конце он заявил, что «автомат» мертв, и предложил сделать скидку в 150 000 рублей. Я отказался, и покупатель с этим подборщиком уехали. Впрочем, тут ситуация несколько иная: судя по тому, как громко вслух этот «подборщик» унижал мой автомобиль перед лицом покупателя, все это шоу было устроено для меня, а работают они в паре — это обычные перекупщики, которые любят давить на психику продавцу. К этому тоже надо быть готовым.
И наконец, немного об опасности. Если продаете автомобиль вот так в лоб через интернет, никогда не показывайте его у своего дома и не давайте ключи в руки потенциальному покупателю. Есть вероятность, что машину могут попытаться «увести» обычные угонщики. Ключ могут подменить, и где машина ночует, им лучше не знать. И не надо думать, что используют продажу как повод для угона только дорогих автомобилей. Это не так. Дорогие воруют под заказ, недорогие — в разбор на запчасти. Угнать могут все что угодно, поэтому лишний раз рисковать не стоит.
При прямой продаже лучше настаивать на переоформлении машины в МРЭО. Можно, конечно, через десять дней прекратить регистрацию в одностороннем порядке, но лучше до этого не доводить. Подписанный на коленке договор купли-продажи — это не очень хорошо. А если идете таким путем, то ставьте в ПТС кроме подписи еще и дату продажи: это подтолкнет покупателя не затягивать с переоформлением машины.
Как видите, продажа через интернет — вещь хлопотная. Нужно быть готовым к пустым показам, огромному потоку перекупщиков, желающих получить машину за полцены «по-братски», придется отвечать на кучу дурацких вопросов по телефону (даже если вся информация есть в тексте объявления) и тратить на все это очень много времени. Но у этого способа есть и свое очень существенное преимущество: именно так можно продать машину наиболее дорого. Все остальные способы, часто менее хлопотные, увы, не так выгодны.
А теперь вернусь к своей Нексии. Устав от постоянного показа машины целым семьям граждан из очень южных республик, я решил воспользоваться услугами площадки «перекупов», или, как они называют это сами, «автосалона».
Видимая сторона дела поставлена прекрасно. Даже не сразу понял: я приехал продавать старую Нексию или покупать новый Мерседес? Отменно вежливые менеджеры, чистота и порядок. И я сдуру поверил этим людям.
Прежде чем переходить к разбору своей ошибки, напомню, как работают такие площадки. У них есть принципиально разные схемы продаж клиентских машин.
Лучший вариант — это покупка вашей машины таким «автосалоном». Правда, приобретают они машины очень дешево, поэтому так можно поступить только либо при необходимости очень и очень срочной продажи, либо если надо избавиться от убитого «ведра», которое иначе продать просто невозможно.
Вариант похуже — прием на комиссию. Вот тут не все так просто.
Хорошо, если перекупщики просто накидывают свою цену и стараются продать машину. Продавать они ее могут долго, но есть вероятность, что у них это получится. Понятно, что ваша цена будет все равно чуть ниже рыночной, но зато не надо отвечать на постоянные звонки и показывать машину всяким чудикам. Плохо, что есть и нежелательный вариант развития событий — платное пребывание машины на площадке автосалона. В этом случае перекупщики после некоторого периода времени (обычно — пары недель) начинают требовать с вас деньги за использование их площадки. Бывает, что напрямую они об этом даже не говорят. То есть вам обещают, что если вы вдруг передумаете и решите забрать машину назад, то сможете сделать это в любой день. Теоретически это так (они не имеют права просто так удерживать чужую машину). В жизни — не совсем. Вы приезжаете за машиной, а вам сообщают, что, мол, она тут у нас три недели стояла просто так, а день простоя стоит тысячу рублей. Мы вам ее, конечно, вернем, но сначала дайте нам 21 000 рублей. Чтобы такого не было, нужно очень внимательно читать договор.
Еще одна деталь, которую обязательно следует обговаривать в случае продажи машины на такой площадке — предпродажная подготовка. Многие салоны ее включают в свои услуги, причем стоимость может быть завышенной.
Я выбрал как раз второй вариант: пригнал машину на площадку, назначил свою цену, убедился, что никаких плат за аренду их площадки нет, и стал ждать, когда у Нексии появится новый владелец. Однако ни через две недели, ни через три мою машину не продали. Оно и неудивительно: я тогда оценил ее в 45 тысяч (эх, были времена!), а этот автосалон — в 75. Само собой, никому эта рухлядь за такие деньги была не нужна, продавать ее там могли вечно, и мне это не понравилось. Я решил машину оттуда забрать. И тут началась война.
Нет, мне ее отдали без разговоров. Но без «запаски», аккумулятора (а он был новым) и без салонного зеркала, что удивило больше всего. Разумеется, меня это никак не устраивало, я пошел разбираться с менеджером.
«Запаску» вытащили из стоящего рядом автомобиля. Не мою, но спорить я не стал: устроил такой же штампованный диск с шиной, их размерности соответствовали моей. Зеркало пропало, его найти не смогли. Аккумулятор тоже сгинул. Однако менеджер запустил мотор моей машины с бустера (чужой старый аккумулятор оказался полностью разряженным) и пообещал найти мою АКБ, которая была хорошо видна на фотографии в объявлении. Попросили приехать на следующий день.
На следующий день я внезапно выяснил, что аккумулятор настолько мертвый, что вообще не берет зарядку. Ни от генератора, ни от зарядного устройства. Мотор я, конечно, запустил, но поехал за своим аккумулятором в очень гневном настроении. Оно стало еще хуже после того, как меня в этом салоне просто послали на три буквы. Мол, ничего не докажешь, езжай с тем, что дали.
Я начал вести себя немного (совсем чуть-чуть) агрессивнее, и охрана меня вытолкала за дверь. И уже на улице объяснили, что орать бесполезно. Идти в полицию — тоже. И лучше бы мне заткнуться, сесть в свое «ведро» и смотаться домой. Объяснили настолько доходчиво, что я так и сделал.
На машине я в итоге еще съездил в отпуск и после возвращения продал ее каким-то узбекам за 35 000.
Одним словом, на площадке перекупщиков продать машину выгодно невозможно, но этот путь теоретически способен избавить от всей нервотрепки, связанной со звонками и показами машины потенциальным покупателям. Теоретически — потому что если не читать договор, можно самому попасть на деньги.
Последний способ продажи — трейд-ин. Честно говоря, тут конкретики будет не так много.
В трейд-ин сдают разные машины. Очень разные. Чаще, конечно, те, которые трудно продать самому (неликвидные, битые, уезженные). Но бывают и хорошие. Их обычно сдают те, кто ведется на предложение автосалона о скидке при покупке другой машины через трейд-ин. Впрочем, покупка — это другое. Мы говорим о продаже.
Продажей трейд-ин можно назвать лишь с натяжкой. По-русски это все-таки обмен, а не продажа. Но согласитесь: многие из нас уже начинают искать себе следующий автомобиль, не продав еще старый. И если новый попадается в приличном автосалоне, который предлагает трейд-ин, то почему бы и не попробовать?
Я два раза пытался оценить свою машину, выставленную ныне в продаже, в трейд-ин. Первый раз за нее дали почти нормальную цену, на которую, с учетом скидки на приобретаемый автомобиль, я мог бы согласиться. Но не согласился — то, что присмотрел в салоне, оказалось дровами.
Второй раз за машину предложили меньше трети ее реальной стоимости. Тут никакие скидки ситуацию не спасли бы.
Тем временем не могу не вспомнить, как я помогал купить машину товарищу и мы довольно выгодно сдали в том же автосалоне его автомобиль и получили хорошую скидку на новый. Так что шансы есть всегда. Главное, правильно себя вести.
В любом автосалоне, что бы ни говорили менеджеры, всегда есть смысл торговаться. Особенно если сдаете свою машину в трейд-ин. Он пользуется огромным уважением, поэтому часто менеджеры идут навстречу. Конечно, они будут играть свой спектакль «Сейчас поговорю с начальником отдела», но цену в итоге снизят.
Практически бесполезно пытаться настаивать на более высокой стоимости своей машины. Этот фокус обычно не проходит, в лучшем случае прибавят какие-то копейки. А вот требовать скидку на покупаемый автомобиль не просто можно, а нужно. Только при этом желательно ее аргументировать. Автосалон часто не готов существенно снизить стоимость, но почти всегда за свой счет может исправить найденные недостатки. А недостатки у машины с пробегом найдутся всегда. В крайнем случае можно выторговать себе комплект сезонных колес и что-то еще такое, что в итоге сведет до минимума разницу в стоимости вашего автомобиля в трейд-ин и на рынке.
Еще одно важное условие успешной сдачи в трейд-ин — время, когда вы туда обратитесь. В конце месяца у многих менеджеров горит план, и они становятся удивительно сговорчивыми. Вот тогда и стоит попытать счастья. А в начале месяца они ведут себя как короли мира.
Удачное время — конец каждого месяца и квартала. Это такой маленький, но рабочий лайфхак.
Плюсы трейд-ин очевидны: это быстро и почти не нервно. Конечно, сражаться с ценами придется отважно, но такова жизнь.
К недостаткам отнесу два момента. Первый — очевидный, это стоимость, которую предлагают за вашу машину. Второй момент несколько сложнее. Так как дилеры почти не получают прибыль с продаж новых машин, они очень любят впаривать и финансовые продукты (кредиты, страховки, оформление купли-продажи), и всякий неликвид, уже стоящий у них на реализации. Если раньше этим грешили единицы, сейчас нарваться на обман или мелкое надувательство можно везде. Само собой, все они говорят о каких-то «внутренних и корпоративных стандартах розничной торговли», но в жизни чем-то не соответствовать этим стандартам будет только ваша машина. А тот хлам, который они пытаются продать, всему невероятным образом соответствует. Поэтому выбирать машину надо с умом, желательно — с опытным помощником. Никакие вывески официальных дилеров не должны затуманивать мозг.
Но в целом попытаться воспользоваться трейд-ин можно.
Выводы, думаю, очевидны: единственный способ продать свою машину выгодно — это продавать ее самому через объявления. Сложного тут немного. Нужно ее хорошо сфотографировать, сделать правильное описание, уметь разговаривать с покупателями, трезво ее оценить. Конечно, продать можно все что угодно, но часто это занимает много времени и нервов. Однако если хочется получить максимум денег — это единственно возможный путь.
Площадки автосалонов — очень спорное решение, почти ловушка. Перед тем как оставлять там машину, нужно очень внимательно изучать договор и заранее выяснять, как будет идти продажа. Будет ли наценка салона или придется платить комиссию, предусмотрено ли платное нахождение машины на площадке, условия возврата машины, если что-то не понравится, стоимость и условия предпродажной подготовки. Обязательно надо требовать составления акта приема-передачи с указанием состояния и комплектности автомобиля. Этот способ продажи хорош только тем, что не придется показывать машину самому и отвечать на телефонные звонки. Других преимуществ нет.
Трейд-ин имеет право на существование, но для того, чтобы что-то выиграть, нужно уметь ждать, когда сложатся все звезды. Наличие интересного предложения в конкретном салоне, уступчивость менеджеров, справедливая оценка автомобиля — все это редко встречается одновременно. Шансы есть, но очень небольшие.
Есть еще один способ продажи, который я не испытывал, но наслышан. Это продажа по звонку или срочный выкуп.
То есть вам вообще никуда ехать не надо. Достаточно позвонить по телефону и вызвать менеджера, который приедет с договором купли-продажи и деньгами. Оценит машину и тут же ее заберет. По факту — это тот же перекупщик, прикидывающийся нормальным человеком. Я этот способ продажи не рассматриваю вообще никак. Во-первых, машину оценивают очень дешево, во-вторых, не торопятся ее перерегистрировать, и сколько она будет числиться за вами — большой вопрос. Не знаю, что заставляет людей продавать свои машины таким способом. Только если чрезмерная усталость от лишних звонков и чудиков с толщиномерами, которые делают умное лицо и порют чушь. Либо — состояние машины, которое не позволяет продать ее нормальным способом.
Что ж, это рынок, и он развивается, поэтому количество различных типажей будет только расти. И никуда от этого не деться. Зато, с другой стороны, развитие рынка обеспечивает и выбор способа продажи, что само по себе не так уж и плохо.
Хочешь стать автором Дрома и получать солидный гонорар? Предлагай свои темы на ms@drom.ru