В который раз в этом году обратимся к прошедшей после новогодних праздников конференции Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ, а точнее, к словам ее председателя Томаса Штэрцеля. Во время презентации и в ответах на вопросы присутствовавших журналистов он охватил широкий круг тем, однако лейтмотивом всех его речей стало беспокойство по поводу ужесточения условий ведения бизнеса. К примеру, г-н Штэрцель высказал недоумение по части нижней границы налога на роскошь — три миллиона рублей. Дело в том, что розничная рекомендованная цена многих локализованных в России модификации бюджетных брендов перевалила за этот порог, что уж говорить об импорте!
Более того, Томас Штэрцель трезво оценил рост рынка в первом полугодии 2021 года, уточнив, что он основан лишь на эффекте низкой «пандемийной» базы 2020 года, о чем, в свою очередь, мы писали неоднократно. Вместе с тем председатель комитета автопроизводителей сказал, что к концу 2022 года дефицит полупроводников будет ощущаться все меньше, равно как и недостаток контейнеров, тормозивший логистические процессы. Однако наше внимание привлекли два других высказывания г-на Штэрцеля: «Требования к локализации должны быть прозрачными и понятными, особенно в части получения субсидий» (читай — компенсации утильсбора). Это как раз связано с изменившимися условиями компенсации, но дело даже не в этом. Главное: топ-менеджер выразил надежду, что в отношении России «не будут приняты санкции» и что «геополитическая ситуация не ухудшится». Если человек такого ранга говорит об этом с трибуны узкопрофессионального сообщества, нетрудно понять, каков градус его истинных волнений…
Между тем именно из-за фактора низкой базы, действовавшего в первом полугодии, логично сравнивать продажи 2021 года не с «пандемийным» 2020-м, а с 2019-м, что, к слову, и делают некоторые бренды. Что же до дефицита чипов, влияние этого фактора было самым разнообразным. Пример одного мы уже осветили в отчете по «китайцам»: в Chery решили дать зеленый свет поставкам в Россию, и пока у других брендов был дефицит, их дилеры бойко торговали направо и налево. Интересно, что эта ситуация не уникальна для России: Toyota воспользовалась кризисом, чтобы еще больше увеличить по некоторым моделям долю в США, а корейцы — в Европе.
У большинства импортеров с небольшими объемами продаж ситуация следующая: за счет перераспределения полупроводников на более популярные модели некоторые позиции едва не исчезли из российского ассортимента. Примеров тому множество: Cadillac резко сбавил объемы по выпуску XT4. Скажем, с июня по ноябрь продавалось по одному-два автомобиля в месяц, а в декабре дилерам отправилось сразу 13, правда, это не значит, что «отпустило» — все они были выпущены в 2020 году. Во втором полугодии Volvo практически прекратила отгрузки V60 Cross Country и V90 Cross Country, и так далее.
Однако не будем долго останавливаться на проблемах этих импортеров — нам они интересны исключительно как примеры выживания в условиях нашей токсичной действительности. Остальную часть материала посвятим «народным маркам». В линейке Lada еще больше ослабли позиции и без того самого непопулярного автомобиля — Xray. Интересно, что дилеры весь 2021 год продавали и образцы 2020 года выпуска, коих набралось 3112 шт. (около 15% от всех поставленных на учет хэтчбеков), а кроме того, дилерские отгрузки по Иксрею превысили постановки на учет на полтысячи машин. Всего по бренду в 2021 году остались невостребованными около 15 000 машин, что, видимо, можно объяснить жадностью дилеров.
А как себя чувствует старушка «Нива»? Если смотреть на общие цифры продаж, то вроде бы неплохо, однако если иметь в виду только классическую версию, она потеряла очень много: дилеры получили только 25,6 тыс. машин, притом что в 2019 году на нее нашлось почти 32 тысячи желающих. Причина падения спроса в данном случае проста: покупатель выбирает Niva Travel с осовремененной внешностью, но все теми же потребительскими качествами. Короче говоря, Niva Travel и Niva Legend пока занимают по половине всего объема «Нивы», и не факт, что в следующем году модель начнет сдавать. При продолжающемся обеднении населения мы склонны прогнозировать не сокращение, а увеличение доли Niva, тем более что классическая версия еще в СССР была самым желанным автомобилем, во все прочие времена — как минимум «нестыдным».
Еще одним важным событием для бренда Lada, помимо проигрыша Хрея Джолиону во втором полугодии 2021 года (смотри наш отчет по «китайцам»), стал результат борьбы в паре Vesta — Granta. Впервые с 2018 года, то есть со времени, когда в одну модель объединили Granta и Kalina, Vesta стала самым популярным автомобилем Lada и всего рынка. Это можно считать окончательным закатом эпохи Гранты, которая проживет еще как минимум следующий год, в то время как Vesta примерит рестайлинг. Ожидаемый перевод Гранты на тележку В0 скорее всего негативно скажется на продажах, а многие критики еще скажут Бу Андерссону спасибо за то, что тот в свое время прозорливо вывел Весту из Тольятти на Ижевский автомобильный завод.
Важной вехой в развитии обоих корейских брендов в России стал запуск сборки двигателей под Санкт-Петербургом. Местные моторы должны добавить локализации таких необходимых баллов, в первую очередь Kia Rio, Hyundai Creta и Hyundai Solaris, которые набирают по текущему «Заключению о подтверждении промышленной сборки» в диапазоне 1550–1580 баллов, а значит, с 2022 года мы будем за них доплачивать государству почти по 40 000 рублей утильсбора. Чтобы наверняка получать полную компенсацию утильсбора, нужно изыскать минимум 450 дополнительных баллов, однако вряд ли первичная сборка моторов сразу даст недостающую «сумму», но теоретически можно добрать за счет баллов по НИОКР. Кстати, может возникнуть конфузная ситуация, когда Rio и Solaris с локализованным в РФ мотором 1.6 (раньше агрегат приходил из Китая) будут дешевле, чем с мотором 1.4, который приходит из Европы. Между тем в 2021 году завод в Санкт-Петербурге, несмотря на все ограничения, работал фактически на проектную мощность: дилеры получили с него 212 000 машин (Рио, Солярис и Крета).
В ближайшем будущем должен начаться перевод некоторых корейских моделей, собираемых в Калининграде на основе импорта сваренных и окрашенных кузовов (то есть «глубокой» отверткой по методу SKD-4), на новую собственную площадку Hyundai, которую в обиходе уже называют «ХММР-2». Первым кандидатом на переезд станет четвертое поколение Kia Sportage, которое с новыми ценами совершенно точно утратит прежние позиции. Напомним, что кроссовер благодаря относительно низкой цене продавался наравне, а то и лучше некоторых глубоколокализованных моделей. Собственно, еще в 2020 году в беседе с нами основатель «Автотора» Михаил Щербаков предположил ситуацию с потерей модельного ряда. Приведем его слова: «Мы надеемся сохранить нишевые модели, которые не пользуются в России таким спросом, как Rio и Solaris. С другой стороны, мы не можем выпускать эти модели по полному циклу, поэтому не наберем нужного количества баллов, а значит, экономическая целесообразность их производства отпадает». Между тем пока можно не волноваться за Kia Seltos, Kia Cerato, Kia Soul, Kia Sorento и Hyundai Sonata. Их собирают в Калининграде со сваркой кузовов, однако набирают они пока сильно ниже целевого уровня — от 900 до 920 баллов. Кстати, по Сонате вроде бы должны уже наладить навесную штамповку, однако она если и есть, пока не достигает минимальной планки целевого уровня от массы черного кузова, поэтому баллов не дает.
Отметим, что «Автотор» до 2025 года будет получать льготы по федеральному закону «Об особой экономической зоне в Калининградской области», поэтому, вероятно, пока менеджмент калининградского предприятия имеет возможность смягчать действие «утиля». И, вероятно, именно в связи с грядущим окончанием действия этого закона намерен запустить сборку собственных электромобилей — смотри наш отчет по продажам «электричек» в России в 2021 году, притом что дело может дойти и до обычной машины…
По остальным бюджетным брендам с частично или полностью локализованным в России модельным рядом картина ровно такая же, исключая Renault. Дело в том, что еще в прошлом году по всем моделям марки — собираемым как в Москве, так и в Тольятти, — был достигнут уровень локализации выше 2000 баллов: Arkana, Kaptur и Duster — по 2199 баллов, Logan — от 2189 до 2199 и так далее. Может ли на этом основании менеджмент Renault чувствовать себя совершенно спокойно в 2022 году? Нет, не совсем. Заключения действуют только по август и потом их нужно будет подтверждать заново, при этом баллы моделей московской сборки включают существенные 594 балла за НИОКР, и они не имеют отношения ни к Arkana, ни к Kaptur, ни к Duster. Вероятно, эти баллы завод получил за подготовку производства будущей модели Renault, мировую премьеру которой генеральный директор российского представительства Ян Птачек анонсировал еще в конце 2021 года. А где взять эти баллы после запуска новой модели? Не получится ли так, что в 2023 год Arkana, Kaptur и Duster войдут недолокализованными даже до 2000 баллов, притом что целевой уровень поднимется до 2567 баллов?
Из-за пандемии еще в 2020 году нахватало долгов и российское представительство Volkswagen, в структуру которого входит калужский завод. Причем каких долгов — на 16,2 миллиарда рублей. При этом в наступившем году предприятие оказалось в непростой ситуации: нужно вкладывать еще больше средств в локализацию VW Polo и Skoda Rapid, потому что они недобирают по 460 баллов, хотя отчасти локализованы подрамники, топливный бак, система выпуска отработавших газов, чехлы и наполнители, сборка и обработка деталей мотора дает 310 баллов, и все равно не хватает до заветных 2000. Другое дело, что из-за относительно низкой цены за судьбу этих моделей беспокоиться не стоит — основной спрос на российском рынке продолжает смещаться в сторону малобюджетных машин. К слову, не стоит и преувеличивать рывок Rapid, который прибавил 58%. Дело в том, что в пандемийном — 2020-м — году его сборка простаивала из-за отсутствия компонентов. Что касается Polo, в 2021 году он упал на 20%, и в лидирующей группе лучших 25 моделей российского рынка это худший результат.
Итак, а что у нас, собственно, в сухом остатке? Вполне вероятно, что дефицит полупроводников в некотором роде подстегнул спрос. Да-да, мы не оговорились — поясним нашу позицию. Дело в том, что в России любят всем запасаться впрок и при любых волнениях — от угрозы санкций до радикального скачка цен, спешат вкладывать деньги в первую очередь в товары длительного спроса. Если бы у нас за плечами были десятки лет стабильности, то рынок в 2021 году рухнул бы куда сильнее, потому что психически устойчивое население ни в коем случае не побежало бы покупать Креты за два миллиона, Тусаны за три и так далее, то есть падение в 2021 году было бы не 20% (по отношению к 2019-му году), а, скажем, 40-50%. Это было бы очень хорошо для ближайшей перспективы, потому что, по крайней мере, вновь начал бы созревать фактор отложенного спроса, практически сдувшийся к концу прошлого года. А поскольку это не случилось, мы прогнозируем, что в 2022 году в лучшем случае спрос относительно 2021 года упадет еще на 20%. И это — наш самый оптимистичный прогноз. Кстати, в прогнозах мы еще пока что не ошибались… Ниже предлагаем вам результаты продаж пяти лучших моделей каждого из пяти самых популярных бюджетных брендов.
Lada
Модель | Продажи в 2021 году |
Vesta | 113 698 |
Granta* | 113 212 |
Niva* | 51 583 |
Largus* | 50 114 |
XRAY | 22 107 |
* - включая коммерческие версии
Kia
Модель | Продажи в 2021 году |
Rio | 82 941 |
K5 | 29 224 |
Sportage | 24 969 |
Seltos | 17 865 |
Sorento | 13 639 |
Hyundai
Модель | Продажи в 2021 году |
Creta | 68 081 |
Solaris | 61 061 |
Santa Fe | 12 072 |
Tucson | 11 120 |
Sonata | 6968 |
Renault
Модель | Продажи в 2021 году |
Duster | 41 471 |
Logan | 29 783 |
Sandero | 22 386 |
Kaptur | 18 889 |
Arkana | 18 246 |
Toyota
Модель | Продажи в 2021 году |
RAV4 | 38 441 |
Camry | 31 983 |
Land Cruiser Prado | 13 102 |
Hilux | 2968 |
Fortuner | 2418 |
Продажи новых автомобилей по итогам 2021 года по маркам:
№ | Марка | Январь-декабрь | ||
---|---|---|---|---|
2021 | 2020 | Разница | ||
1 | Lada | 350 714 | 343 512 | +2% |
2 | Kia | 205 801 | 201 727 | +2% |
3 | Hyundai | 167 331 | 163 244 | +3% |
4 | Renault | 131 552 | 128 408 | +2% |
5 | Toyota | 97 941 | 91 598 | +7% |
6 | Skoda | 90 443 | 94 632 | -4% |
7 | Volkswagen | 86 108 | 100 171 | -14% |
8 | ГАЗ ком. авт. | 56 468 | 51 169 | +10% |
9 | Nissan | 51 338 | 56 352 | -9% |
10 | BMW | 46 802 | 42 721 | +10% |
11 | Mercedes-Benz | 43 011 | 38 815 | +11% |
12 | Haval | 39 126 | 17 381 | +125% |
13 | Chery | 37 118 | 11 452 | +224% |
14 | УАЗ | 32 420 | 36 487 | -11% |
15 | Mazda | 29 177 | 26 392 | +11% |
16 | Mitsubishi | 27 699 | 28 153 | -2% |
17 | Geely | 24 587 | 15 475 | +59% |
18 | Ford ком. авт. | 20 840 | 14 038 | +48% |
19 | Lexus | 19 362 | 20 586 | -6% |
20 | Audi | 16 404 | 15 247 | +8% |
21 | Suzuki | 9159 | 7961 | +15% |
22 | Volvo | 9088 | 8025 | +13% |
23 | Peugeot | 8727 | 4516 | +93% |
24 | Land Rover | 6388 | 6411 | 0% |
25 | Porsche | 6262 | 5711 | +10% |
26 | Changan | 5705 | 7102 | -20% |
27 | Subaru | 5650 | 6240 | -9% |
28 | VW ком. авт. | 5017 | 5614 | -11% |
29 | Citroen | 4897 | 3257 | +50% |
30 | Genesis | 4480 | 1286 | +248% |
31 | Cheryexeed | 3756 | 226 | +1562% |
32 | FAW | 3137 | 2692 | +17% |
33 | Mini | 2613 | 2540 | +3% |
34 | Cadillac | 2377 | 1424 | +67% |
35 | Opel | 2053 | 581 | +253% |
36 | Infiniti | 2034 | 1892 | +8% |
37 | Mercedes-Benz ком. авто | 1838 | 1676 | +10% |
38 | Jeep | 1610 | 1549 | +4% |
39 | Honda | 1324 | 1508 | -12% |
40 | FIAT | 1237 | 1309 | -6% |
41 | Chevrolet | 1046 | 558 | +87% |
42 | GAC | 923 | 0 | — |
43 | Isuzu | 775 | 961 | -19% |
44 | Lifan | 617 | 1384 | -55% |
45 | DFM | 533 | 942 | -43% |
46 | Jaguar | 521 | 963 | -46% |
47 | Iveco | 512 | 415 | +23% |
48 | Brilliance | 110 | 253 | -57% |
49 | Hino | 54 | 0 | — |
50 | Zotye | 51 | 158 | -68% |
51 | Foton | 37 | 135 | -73% |
52 | Ford | 2 | 93 | -98% |
53 | Chrysler | 2 | 36 | -94% |
54 | Hyundai ком. авто | 2 | 197 | -99% |
55 | Smart | 1 | 56 | -98% |
56 | Niva (бывш. Chevy, но без лого Lada) | — | 8822 | — |
57 | Datsun | — | 14 772 | — |
ИТОГО | 1 666 780 | 1 598 825 | +4,3% |